Научная статья на тему 'Педагогические условия развития инноваций в обучении военнослужащих частей внутренних войск МВД России'

Педагогические условия развития инноваций в обучении военнослужащих частей внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ В ОБУЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / SERVICEMEN TRAINING / THE INNOVATIONS DEVELOPMENT IN SERVICEMEN TRAINING OF THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY UNITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шимко Сергей Юрьевич

В статье рассматривается вопрос обоснования педагогических условий развития инноваций в обучении военнослужащих частей внутренних войск МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шимко Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of the innovations development in servicemen training of the Russian Interior Ministry units

The article substantiates the pedagogical conditions of the innovations development in servicemen training of the Russian Interior Ministry units

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития инноваций в обучении военнослужащих частей внутренних войск МВД России»

УДК 355.1 С.Ю. Шимко*

Педагогические условия развития инноваций в обучении военнослужащих частей внутренних войск МВД России

В статье рассматривается вопрос обоснования педагогических условий развития инноваций в обучении военнослужащих частей внутренних войск МВД России.

Ключевые слова: обучение военнослужащих; инновации в обучении военнослужащих; педагогические условия развития инноваций в обучении военнослужащих.

S.Y. Shimko*. Pedagogical conditions of the innovations development in servicemen training of the Russian Interior Ministry units. The article substantiates the pedagogical conditions of the innovations development in servicemen training of the Russian Interior Ministry units.

Keywords: servicemen training; the innovations development in servicemen training of the Russian Interior Ministry units.

Потребность в постоянном наращивании боеготовности внутренних войск объективно приводит к необходимости непрерывного повышения эффективности и качества обучения военнослужащих. Но особое значение данная проблема приобрела в последнее время, когда осуществление коренных преобразований в различных областях общественной жизни происходит на фоне возникновения большого количества общественных конфликтов, характеризующихся непредсказуемостью развития ситуации.

Нельзя сказать, что в учебе войск в последние десятилетия не происходило никаких положительных изменений, однако данные изменения не носили системного характера. По оценкам командиров соединений и частей, инновационный потенциал сферы обучения военнослужащих используется в лучшем случае на 15-20%. Такая ситуация обусловливает необходимость поиска научного решения проблемы развития педагогических инноваций в обучении военнослужащих внутренних войск МВД России.

Необходимо отметить, что вопросы педагогической инноватики сегодня находятся под пристальным вниманием отечественной науки. И это не случайно. В педагогической науке пока отсутствует единое понимание как феномена педагогических инноваций, так и педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие инновационных процессов в современных системах обучения. Под инновациями понимается: и процесс улучшения путем внесения каких-либо новшеств; и введение чего-либо нового; и новая идея, метод или устройство; и успешное использование новых идей; и изменение, которое создает новые аспекты в деятельности; и нововведение, связанное с коренными преобразованиями существующей практики; и т.д. Таким образом, существует противоречие между социальной значимостью проблемы и уровнем ее теоретической разработанности; между необходимостью развития педагогических инноваций в обучении военнослужащих и существующими подходами к решению данной проблемы. В этой связи задача обоснования педагогических условий развития инноваций в обучении военнослужащих частей внутренних войск МВД России выступает как весьма актуальная и значимая для педагогики в научном и прикладном отношениях.

Обучение военнослужащих рассматривается как система четко скоординированных взаимодействий между обучающими и обучающимися в ходе спланированных занятий, тренировок, учений и других мероприятий, позволяющая достичь поставленных целей посредством использования различных педагогических форм, методов, средств, технологий. Педагогические инновации в обучении военнослужащих есть результат инновационной деятельности офицеров, заключающийся в разработке и реализации инновационных проектов, которые приводят к качественному совершенствованию всей структуры обучения (целей, содержания, технологий, результатов).

Инновационная педагогическая деятельность при организации обучения военнослужащих имеет свою культурно заданную форму, проявляющуюся в виде создания проектов; педагогического конструирования учебно-воспитательных целей, программ, развивающих сред, способов и средств педагогической деятельности и др. Она должна обеспечиваться в организационном и нормативноправовом плане. Инновационно-педагогический процесс, направленный на качественное совершенствование обучения военнослужащих, четко структурирован и имеет конкретные этапы: определение потребности в изменениях; сбор информации, оценка качества системы обучения, точное установление, что необходимо реформировать в ней как устаревшее, неэффективное, нерациональное; разработка инновационного проекта с расчетом его практической значимости и эффективности; построение алгоритма его реализации, персонализация задач, определение ответственных и средств

*Шимко, Сергей Юрьевич, адъюнкт СПб ВН ВВ МВД России. Санкт-Петербург, ул. Пилютова, д. 1. (812) 730-16-10. E-mail: syshim@yandex.ru.

*Shimko, Sergey Yurievich — post-graduate military student 3-rd course of the military pedagogics and psychology department of St.-Petersburg military institute of Internal troops of the Russian Interior Ministry Forces.

Статья поступила в редакцию 21 июня 2011 года.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Педагогика, психология

решения задач, установление форм контроля; реализация проекта, включая его пробное использование; институализация или длительное использование нововведения; распространение передовой практики.

Современная служебно-боевая деятельность предъявляет предельно высокие требования к организации обучения военнослужащих. Эти требования обусловлены постоянным совершенствованием средств вооруженной борьбы, развитием тактики действий, усложнением решаемых задач, уменьшением времени на принятие решения в ходе осуществления СБД и ожиданием безусловного и безупречного выполнения военнослужащими воинского долга. К этому следует добавить сокращение сроков службы военнослужащих по призыву до одного года. В сложившихся условиях возникает закономерная необходимость коренного преобразования обучения военнослужащих. Пересмотра требуют прежде всего подходы к организации обучения военнослужащих, а также цели, методы, технологии, результаты обучения, способы использования учебно-материальной базы.

В то же время анализ инновационных процессов в ходе обучения военнослужащих позволил выявить ряд тормозящих их барьеров. Это — консерватизм определенной части офицеров; слепое следование традиции по типу: «у нас и так все хорошо»; недостаточная подготовленность офицеров к осуществлению инновационной деятельности; неблагоприятная социально-психологическая обстановка в конкретной части (подразделении); недостаток материальных и финансовых средств.

Специально проведенное нами исследование позволило отнести к педагогическим условиям развития инноваций в обучении военнослужащих частей внутренних войск: обеспечение инновационно-педагогической направленности нормативной базы организации обучения; совершенствование инновационно-проектной деятельности офицеров частей в сфере обучения подчиненных; разработку технологии реализации инновационного проекта обучения военнослужащих.

Нормативное регулирование обучения военнослужащих относится к сложным, многоаспектным явлениям. Среди таких аспектов следует выделить прежде всего философский, правовой и педагогический.

Философское содержание проблемы говорит о том, что она входит составной частью в проблему взаимосвязи между теорией и практикой. Оптимизация взаимодействия теории и практики заключается в приведении его в такое состояние, когда потребности практики постоянно изучаются, обобщаются и классифицируются; наука дает своевременный ответ на стоящие перед практикой задачи и действия практиков являются теоретически обоснованными. Правовой аспект заключается в том, что механизм регуляции практических действий со стороны науки наиболее эффективно функционирует лишь тогда, когда ее выводы и рекомендации принимают нормативный характер. Педагогическое содержание проблемы заключается во взаимосвязи между положениями дидактики и практикой обучения военнослужащих. Механизм влияния педагогической теории на практику обучения военнослужащих снабжается средствами юридического обеспечения (нормативными документами: приказами, наставлениями, инструкциями и т.д.).

В ходе экспериментальной работы были сформулированы предложения по изменению содержания документов, регламентирующих организацию обучения военнослужащих. В частности, речь идет об изменениях, внесенных с позиций личностно-ориентированного и компетентностного подходов в:

— определение обучения военнослужащих (управляемый процесс реализации комплекса специально организованных мероприятий (занятий, тренировок, учений и др.), в ходе которых обучающие и обучающиеся осуществляют скоординированные на основе сотрудничества и взаимопомощи взаимодействия, обеспечивающие необходимый уровень военно-профессиональной подготовленности военнослужащих, слаженности (в т.ч. боевого) подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления для выполнения служебно-боевых (боевых) задач в соответствии с предназначением);

— конечные цели (органы управления обучением, военнослужащие, подразделения, воинские части, соединения, отрабатывают задачи повышения готовности и способности вести эффективные служебно-боевые действия в различных условиях обстановки или выполнять другие задачи в соответствии с предназначением);

— основные задачи обучения по отношению к офицерам и сержантам, которые выражаются в развитии их субъектности (готовности и способности офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин) успешно выполнять повседневные должностные обязанности и поставленные перед ними служебно-боевые (боевые) задачи в соответствии с занимаемой должностью, эффективно проводить воспитательную работу, сплачивать подчиненный воинский коллектив; повышать свою управленческую культуру; осваивать педагогическую культуру, а также тактику, вооружение, военную технику и способы их эффективного применения).

Принципиально новым моментом выступает предложение включить в нормативные документы перечень условий эффективного обучения военнослужащих. Обучение военнослужащих является эффективным, если:

— военнослужащий хорошо понимает его смысл, необходимость и назначение;

— командирами ставится задача доведения каждого военнослужащего до наивысших результатов;

— процесс обучения не оторван от духовной жизни военнослужащих, на каждое занятие ставятся не только обучающие, но и воспитательные цели;

— процесс обучения носит интенсивный, индивидуально-коллективный и творческий характер, максимально приближен к условиям служебно-боевой деятельности;

— в ходе занятий не подрывается вера военнослужащего в самого себя, он не боится допустить ошибку и уверен в возможности освоения изучаемого материала;

— процесс обучения отличается последовательностью и доступностью, идет от простого к сложному;

— обеспечивается не «зазубривание» знаний, а их глубокое понимание, систематизация и на этой основе осмысленное запоминание;

— при изучении учебного материала присутствует проблемность, постоянно дается пища для размышлений;

— избегается напрасный, безрезультатный, отупляющий учебный труд;

— в ходе всех видов занятий военнослужащим постоянно даются знания о психологии человека, об Отечестве, о героическом прошлом российского народа, о внутренних войсках МВД Российской Федерации, о решаемых ими задачах и др.;

— обучение сопровождается организацией их самообразования;

— методика проведения занятий не допускает скучности, которая вызывает равнодушие к учению;

— военнослужащий четко видит перспективу учебного труда;

— процесс обучения тщательно продуман, четко организован, обеспечен всем необходимым для его успешного осуществления;

— командиры (начальники) показывают пример добросовестного отношения к выполнению своих обязанностей, постоянной работы над собой, повышением своей военно-профессиональной, общей и педагогической культуры;

— в ходе обучения не допускается унижение личного достоинства военнослужащих и стимулируется их учебная деятельность.

Совершенствование инновационно-проектной деятельности офицеров частей в сфере обучения подчиненных имело свое специфическое содержание. Речь идет об освоении офицерами различных типов проектирования обучения военнослужащих: специальном проектировании системы нормативов (как определённого комплекса критериев оценки индивидуальных способностей военнослужащего в конкретном интервале службы); проектировании программ подготовки подразделений, частей, а также отдельных военнослужащих, адекватных их профессиональному развитию в конкретном интервале службы; проектировании учебно-воспитательного пространства, в котором военно-профессиональное развитие военнослужащих может быть осуществлено наиболее успешно.

Решению данных задач был посвящен 16-часовой семинар-практикум с офицерами соединений и частей по теме «Технология проектирования инновационного процесса в обучении военнослужащих», который позволил непосредственно вовлечь офицеров сначала в определение алгоритма (логической структуры) проектной разработки инновационного обучения, а затем в инновационную деятельность по реализации данного проекта.

Логическая структура деятельности офицеров включала в себя: этап разработки изменений в обучении военнослужащих; этап разработки плана организационной деятельности по реализации инноваций; этап практической реализации плана организационной деятельности; этап анализа результатов и их сравнение с заявленной целью; этап обобщения результатов и реализации изменений в других частях и подразделениях внутренних войск.

В ходе проведения семинара офицеры единодушно пришли к выводу о необходимости учета задатков, склонностей, интересов и интеллектуального потенциала каждого солдата, сержанта, прапорщика и офицера. Был разработан девиз инновационного обучения: «К каждому военнослужащему должен быть найден свой подход — индивидуальный, гуманный и эффективный». Определены основные педагогические технологии: личностно-ориентированного, проблемноразвивающего обучения; уровневой дифференциации; полного освоения необходимых компетенций; единства индивидуального и коллективного способов обучения.

Особое место в формировании творческого подхода командиров к организации обучения военнослужащих заняла разработка требований к управлению инновационным процессом. Были выработаны следующие основные требования: полный охват всех направлений работы; координация деятельности всех должностных лиц; адаптивность к меняющимся условиям; открытость; использование в управлении современных информационных технологий; привлечение военнослужащих к принятию управленческих решений.

Инновационный проект обучения военнослужащих частей внутренних войск заключался в дифференциации задач и военнослужащих с целью отработки только тех вопросов, к решению которых они реально привлекаются и могут привлекаться в соответствии с планами применения. При этом обучение охватывает диапазон подготовки от солдата до подразделения и воинской части в целом.

В этих целях была переработана Программа обучения подразделений. В нее был заложен весь запас знаний, который должен иметь военнослужащий внутренних войск для безусловного и безупречного выполнения поставленных задач. Учтена специфика каждого подразделения воинской части. Но, в зависимости от уровня обученности подразделений, их укомплектованности военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, по контракту, смешанным составом, в зависимости от имеющейся учебно-материальной базы планирование по отработке тем и занятий стало носить строго индивидуальный и дифференцированный подход, характерный только для данного подразделения.

Были выработаны единые требования к организации обучения:

— обучение должно способствовать объединению воинского коллектива и включению каждого в увлечённую работу по повышению своей личностной и военно-профессиональной культуры;

— отношения между обучающими и обучаемыми строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сотрудничества, сотворчества;

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (51) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (51) 2011

Педагогика, психология

— позицию офицеров в учебном процессе определяют: отказ от жесткого авторитаризма, принуждения и принижения личности подчиненного; поиск педагогических технологий и методов природосообразной, личностно-ориентированной, здоровьесберегающей направленности;

— дифференциация и индивидуализация обучения достигается путём организации модульных, проблемных, дискуссионных, рефлексивных занятий и т.д.;

— основой дидактической системы является идея целостности, т.е., обучение обеспечивает развитие всех сфер личности военнослужащего: нравственной, интеллектуальной, волевой, физической, эмоциональной, психомоторной;

— все изучаемые предметы способствуют тому, чтобы в сознании военнослужащего формировался целостный образ своей роли в решении поставленных задач, в системе безопасности общества и государства;

— обучение носит эвристический характер, когда учебная ситуация отличается: образовательной напряженностью; конкретизацией задания на решение проблемы; обязательным решением проблемы; дружеской коллективной поддержкой получения позитивного результата; общей демонстрацией полученного результата; открытой индивидуальной и коллективной рефлексией получения результата и возможностей повышения эффективности;

— антропологизация и система развивающего обучения открывают возможность для проведения «военно-профессионального марафона», в котором каждый военнослужащий имеет возможность продемонстрировать свои интересы, приобретённые им знания, умения и навыки, проявить интеллектуальные способности, раскрыть свою многогранность.

Педагогические нововведения, относящиеся к организации конкретных занятий, касаются: смены целевой установки занятий «дать знания, умения, навыки» на комплексную установку «сформировать компетенции»; смены принципа репродуктивного усвоения материала на принцип продуктивности, предполагающий, что обучающиеся за время освоения темы должны создать образовательный продукт, соответствующий поставленной цели; перехода от усредненного подхода к организации обучения и оценке военнослужащих к реализации персонального целеполагания в подготовке каждого на каждом занятии, создания программ подготовки по предметам с внесением в них индивидуальных образовательных компонентов, тщательной личностной диагностики и мониторинга учебной деятельности каждого военнослужащего, индивидуализированной системы оценки результатов подготовки каждого военнослужащего; применения событийной технологии при проведении занятий (деятельность по освоению материала превращается в события жизни, которые приобретают для военнослужащего глубокий личностный смысл); комплексирования логической структуры занятия с ситуационной (внедрение в занятия технологии разбора конкретных ситуаций); введения эвристических заданий, которые не имеют однозначных «правильных» ответов; активного использование имитационных средств, тренажеров и др.; введения системы индивидуальной и коллективной рефлексии (осознания выполненной деятельности); смены универсализированной системы контроля результатов обучения на персонализированную; оценки как результатов сравнения достижений военнослужащего с едиными нормами и критериями, так и его собственного приращения, сравнение его с самим собой.

Наибольшие помехи в создании проекта вызывали: неумение офицеров подразделений и частей адекватно отразить ситуацию без четких и исчерпывающих внешних указаний; неполное представление о ситуации, когда часть существенных деталей не попадает в поле зрения; опора на непосредственные субъективные ассоциации, а не анализ объективных особенностей ситуации; глобальное представление о ситуации без попыток подойти к ней аналитически, переструктуризации отдельных деталей и аспектов; стремление упростить сложную ситуацию за счет отбрасывания существенных ее компонентов; фиксация внимания только на внешних, бросающихся в глаза аспектах и невидение скрытых аспектов; отсутствие обобщений, общих принципов, оснований; неспособность объяснить свои действия при построении представления о ситуации; использование стратегии «сначала—делаю, потом—думаю»; неспособность быстро и четко выделить ключевые элементы ситуации; неспособность перестроить образ ситуации в соответствии с изменением условий и требований деятельности; центрированность на личной точке зрения без учета мнения других.

Подводя итог, можно отметить, что эффективное инновационное развитие обучения военнослужащих внутренних войск МВД России предполагает реализацию комплекса педагогических условий:

— обеспечение инновационно-педагогической направленности нормативной базы организации обучения;

— совершенствование инновационно-проектной деятельности офицеров частей в сфере обучения подчиненных;

— разработку технологии реализации инновационного проекта обучения военнослужащих.

Список литературы

1. Лрламов, Л. Л. Проблемы современной педагогической науки и философия (заметки педагога-методолога) // Вопросы философии. — 2008. — № 1. — С. 163-168.

2. Бабкин, Ю. Л. Подготовка соединений, воинских частей внутренних войск МВД России по служебно-боевым задачам // Перспективы развития внутренних войск МВД России на 2011-2020 годы: Научно-практическая конференция. — М., 2010. — С. 4-12.

3. Слободчиков, В. Л. Инновации в образовании: основания и смысл. [Электронный документ]. — Режим доступа: http://www.researcher.ru/methodics/nauka/a_1xizkd.html (дата обращения: 10.05.2010).

Literature

1. Arlamov, A. A. The problems of modern pedagogic science and philosophy (Notes of pedagogue-metodolog) // Questions of philosophy. — 2008. — № 1. — P. 163-168.

2. Babkin, Y. A. Training of formations, units of the Internal Troops of the Interior of Russia for combat service missions / / The perspectives of the Internal Troops’ development of the Interior of Russia for 2011-2020: Scientific and practical conference. — Moscow, 2010. — P. 4-12.

3. Slobodchikov, V. A. Innovations in education: basis (foundation) and sense. URL: http:// www.researcher.ru/methodics/nauka/a_1xizkd.html (10.05.2010).

УДК 378.026.7 : 811.1 B.H. Яковлева*

Система организационно-методического обеспечения самостоятельной учебной деятельности курсантов вузов ВВ МВД России в процессе обучения иностранному языку

В статье анализируется система организационно-методического обеспечения самостоятельной учебной деятельности курсантов в процессе обучения иностранным языкам в военном вузе, подводятся итоги опытно-экспериментального исследования данной проблемы.

Ключевые слова: педагогическое управление; самостоятельная учебная деятельность; организационное и методическое обеспечение процесса обучения; инновационные технологии обучения иностранным языкам; реализация междисциплинарных связей в обучении иностранным языкам.

V.N. Yakovleva*. System of organizational-methodological provision of cadets' independent learning activities in the foreign language instruction at Higher military schools for the Internal Troops of RF Ministry of the Interior. The article is concerned with the analysis of the system of the organizational-methodological provision of cadets’ independent activities in the process of foreign language instruction at a higher military school. The results of the author’s scientific research of the given problem have been grounded.

Keywords: pedagogical management; independent learning activities; organizational and methodological provision of the study process; innovation technologies of foreign language teaching: implementation of interdisciplinary connections in foreign language instruction.

Управление самостоятельной учебной деятельностью курсантов в высших военных учебных заведениях является одной из наиболее актуальных проблем в теории и практике современного профессионального образования. Очевидно, что без надежной, устойчивой и динамичной системы управления процессом обучения в военном вузе невозможно подготовить офицера-профессионала, готового выполнять свой воинский долг, умеющего творчески подходить к решению служебно-боевых задач. В полной мере это относится и к обучению курсантов иностранному языку.

Управление самостоятельной учебной деятельностью курсантов предусматривает его оптимальное организационно-методическое обеспечение. При этом преподаватель должен заранее выстроить систему самостоятельной работы курсантов, учитывая её формы, цели, отбирая учебную информацию и средства педагогической коммуникации, продумывая собственную роль в этом процессе.

Для развития у курсантов мотивации к самостоятельной работе нужны современные, научно обоснованные учебные и методические пособия как средства, с помощью которых курсант может выстроить индивидуальную траекторию самообучения в процессе самостоятельной деятельности [1]. Задача преподавателя — дать представление о комплексе педагогических средств, их возможностях и целевом назначении (не подменяя указанием литературных источников для выполнения конкретного задания), о принципах выбора с учетом индивидуальных особенностей. Т олько владея подобной информацией, курсант получает возможность сознательно и целенаправленно отобрать доступные средства, «выстроить» их в той последовательности, которая будет способствовать наиболее эффективному выполнению задания.

Взаимосвязанная деятельность преподавателя и обучающихся осуществляется с помощью средств обучения — носителей учебной информации. К ним относится слово, слайд, запись на меловой доске, кино- и видеофильм, классический и электронный учебник, учебное пособие и др. Их функции разнообразны. В средствах обучения сосредоточено педагогически обработанное содержание обучения. Обучающийся по отношению к средствам обучения рассматривается как субъект учебной

* Яковлева, Валентина Николаевна, заведующая кафедрой иностранных языков. Саратовский военный институт внутренних войск МВД России. Кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный работник высшей школы РФ. Адрес: Россия, 410023, г. Саратов, ул. Московская, 158. Тел. 8 (452) 26-41-03

* Yakovleva, Valentina Nikolayevna, chief of the department of foreign languages. Saratov military institute of the Interior Ministry of Russia. Ph.D., associate professor, Honored worker of higher school of Russia. Address: Russia, 410 023, Saratov, Moskovskaya str., 158. Tel. 8 (452) 26-41-03.

Статья поступила в редакцию 4 мая 2011 года.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.