Научная статья на тему 'Экология воинских частей и экологическое воспитание военнослужащих внутренних войск МВД России'

Экология воинских частей и экологическое воспитание военнослужащих внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3075
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОИНСКАЯ ЧАСТЬ / ФАКТОРЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ЭКОСИСТЕМА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА / ВОИНСКОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравцова В. А.

В статье раскрывается сущность и содержание экологического воспитания военнослужащих, рассматривается функционирование воинского подразделения как воспитательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence and contents of ecological education of military men is revealed in the article; functioning of a military division as an educational system is considered.

Текст научной работы на тему «Экология воинских частей и экологическое воспитание военнослужащих внутренних войск МВД России»

В. А. Кравцова

ЭКОЛОГИЯ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

Работа представлена кафедрой военной педагогики и психологии Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор О. Л. Поминова

В статье раскрывается сущность и содержание экологического воспитания военнослужащих, рассматривается функционирование воинского подразделения как воспитательной системы.

Ключевые слова: воинская часть как экосистема, факторы загрязнения окружающей среды, экологическое воспитание военнослужащих, воинское подразделение как экосистема, условия эффективного функционирования воинского подразделения как воспитательной системы.

The essence and contents of ecological education of military men is revealed in the article; functioning of a military division as an educational system is considered.

Key words: military unit as an ecological system, factors of environmental contamination, ecological education of military men, military division as an educational system, conditions for effective functioning of a military division as an educational system.

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется тем, что настоящее и будущее благополучие человечества напрямую связано с состоянием окружающей природной среды и полностью зависит от отношения к этой проблеме жителей планеты1. Сегодня проблема окружающей среды затрагивает весь комплекс социально-экономических, политических, культурных отношений мирового сообщества, а также интересы различных производственных и социальных групп2.

В полной мере это относится и к такой специфической структуре государства, как его Внутренние войска. Следует отметить, что любое воинское формирование (от отдельного подразделения до военного округа) можно рассматривать как специфическую военную экосистему. Ее главные элементы: личный состав, вооружение и военная техника, казарменно-жилищный фонд, коммунальные сооружения, а также окружающая природная среда в пункте постоянной дислокации или местности, где осуществляется та или иная военная деятельность. Источники возможного загрязнения природной среды в воинской

части достаточно многочисленны. Основными из них являются: котельные, казармы, жилые дома, столовые, медицинские организации, бани, прачечные, системы канализации, очистные сооружения, подсобные хозяйства, места сбора и утилизации бытового мусора, пункты технического обслуживания и ремонта техники, аккумуляторные, компрессорные установки, дизельные и бензиновые электростанции, строительные площадки, устройства и приборы, содержащие токсичные вещества, склады горючего и смазочных материалов, заправочные пункты и другие объекты. Природа и состав образующихся загрязняющих отходов и выбросов, методы их ликвидации и обезвреживания аналогичны для большинства воинских частей.

Все образующиеся в воинской части загрязнения можно объединить в следующие группы:

• газообразные токсические вещества, сажа и пыль, образующиеся в результате сжигания топлива при работе котельных, транспортных средств и других как стационарных, так и передвижных установок;

• бытовые и промышленные сточные воды, поступающие из казарм, жилых и общественных зданий, пунктов обслуживания всех видов техники и образующиеся в результате функционирования коммунально-бытовых объектов;

• твердые отходы и отбросы, образующиеся в жилой зоне военных городков, на объектах общественного питания, при обслуживании и ремонте техники и всех видов транспортных средств;

• шум и вибрация.

В настоящее время внутренние войска МВД России испытывают ряд серьезных трудностей с решением вопроса организации эффективной экологической работы в частях и подразделениях. Эти трудности связаны прежде всего с отсутствием кадров, которые непосредственно должны заниматься данным видом деятельности и недостатком денежных средств, целенаправленно выделяемых для соблюдения экологической безопасности соединений и воинских частей ВВ МВД России.

Данная особенность накладывает свой специфический отпечаток на жизнедеятельность воинских частей и подразделений. С одной стороны, объективно существует комплекс задач, которые нужно решать для обеспечения высокой боеготовности и боеспособности войск в условиях негативного воздействия на них общей экологической обстановки в регионе дислокации. С другой - сама деятельность в мирных условиях и при ведении боевых действий вносит существенный вклад в экологическую нагрузку на окружающую среду. Если к этому добавить, что в современных условиях для значительной части военнослужащих характерны такие проявления низкой экологической культуры, как экологическое невежество и экологический нигилизм, то потребуется проявление особого внимания к организации экологического развития военнослужащих, формирования у

них высокого уровня экологического сознания. В связи с этим автор считает необходимым разработать систему экологического воспитания военнослужащих внутренних войск МВД России.

Под экологическим воспитанием военнослужащих внутренних войск МВД России понимается управляемый процесс личностного развития солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров, результатом которого является формирование у них экологической культуры.

Экологическое воспитание военнослужащих внутренних войск является объективной необходимостью, носит закономерный характер и по механизму осуществления представляет собой педагогически целесообразную систему взаимодействий между начальниками и подчиненными; старшими и младшими; воинскими коллективами и входящими в его состав военнослужащими; различными государственными и общественными институтами, средствами массовой информации, другими субъектами воспитания и контактирующими с ними военнослужащими.

Структура экологического воспитания военнослужащих включает в себя:

• комплекс воспитательных целей, отражающих качественные характеристики современного военнослужащего, обладающего высокой экологической культурой в соответствии с потребностями общества, государства и практики деятельности внутренних войск;

• воспитательную деятельность командиров (начальников), органов по работе с личным составом, воинских коллективов, клубов, общественных объединений, средств массовой информации, различных государственных институтов и других субъектов воспитания, обеспечивающую формирование и развитие солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров в соответствии с поставленными воспитательными целями;

Экология воинских частей и экологическое воспитание военнослужащих внутренних войск..

• управляемую со стороны командиров (начальников), органов воспитательной работы и других субъектов воспитания деятельность солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров по самосовершенствованию в соответствии с осознанным идеалом личности военнослужащего внутренних войск МВД Российской Федерации, обладающего высокой экологической культурой;

• педагогически организованную среду жизни и деятельности военнослужащего.

Изучение научной литературы (А. В. Барабанщиков, В. Г. Демин3; В. И. Вдовюк4; В. Л. Марищук, Н. В. Ро-маненко5; В. И. Хальзов6; Ю. В. Лаптев, В. Я. Слепов, А. П. Шарухин7 и др.) свидетельствует, что процесс экологического воспитания военнослужащих организуется и протекает в рамках функционирования воинского подразделения как воспитательной системы.

Воинское подразделение как воспитательная система представляет собой особый социальный институт, функционирование которого обеспечивает формирование и развитие необходимых для выполнения конституционного и воинского долга качеств личности военнослужащих в ходе упорядоченного и регулируемого протекания воспитательного процесса.

Функционирование воинского подразделения как воспитательной системы включает в себя:

• обоснование комплекса педагогических целей и задач, которые необходимо решить в процессе экологического воспитания различных категорий военнослужащих;

• изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, уровня развития экологической культуры;

• проведение информационно-разъяснительной работы среди солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров;

• организацию и проведение различных воспитательных мероприятий с учетом дифференцированного подхода к каждой категории военнослужащих;

• согласование усилий всех должностных лиц части (подразделения) при проведении воспитательной работы с военнослужащими;

• использование воспитательного потенциала различных сфер жизнедеятельности военнослужащих;

• подбор, расстановку и обучение командиров и других начальников, обеспечивающих эффективное протекание воспитательного процесса;

• обеспечение справедливого решения всех вопросов жизнедеятельности военнослужащих;

• всестороннее обеспечение повседневной деятельности личного состава, проявление заботы об удовлетворении здоровых нужд и запросов военнослужащих;

• обеспечение личного примера всех должностных лиц, на которых возложено осуществление воспитательных функций, проявление ими высокой экологической культуры;

• осуществление опоры на положительное и лично значимое для военнослужащих в процессе их воспитания, создание условий для проявления ими своих лучших сторон и качеств;

• предъявление высокой требовательности к военнослужащим с уважением их личного достоинства и др.

Под эффективным следует понимать такое функционирование воинского подразделения как воспитательной системы, которое обеспечивает необходимое экологическое развитие военнослужащих, формирование у них необходимых для соблюдения экологических требований качеств личности.

Высокая эффективность функционирования воинского подразделения как воспитательной системы обеспечивается:

а) четким определением воспитательных целей;

б) готовностью всех должностных лиц подразделения к высокопрофессиональному осуществлению воспитательной деятельности;

в) полным использованием воспитательного потенциала различных сфер жизнедеятельности военнослужащих в процессе выполнения ими своих должностных обязанностей;

г) научной организацией управления

воинским подразделением как воспитательной системой.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что проблема экологического воспитания военнослужащих внутренних войск МВД России нуждается в разработке различных ее аспектов, связанных с определением целей, обоснованием содержания, выбором наиболее эффективных методов и форм проводимой работы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Максимова И. М. Экологическое воспитание студентов педагогического вуза на основе системно-деятельностного подхода: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Казань, 2000. 179 с.

2 Корниенко Е. А. Теория экологического воспитания и образования в отечественной педагогике 60-80-х годов ХХ века: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Пятигорск, 2006. 165 с.

3 Барабанщиков А. В., Демин В. Г. О закономерностях военно-педагогического процесса. М.: ВПА, 1967. 180 с.

4 Вдовюк В. И. Военно-профессиональная этика и совершенствование этической подготовки советских офицеров: Дис. на соис. учен. степени д-ра пед. наук. М., 1983. 230 с.

5 Марищук В. Л., Романенко Н. В. Вопросы разностороннего воспитания курсантов высшего военного учебного заведения. СПб., 1996. 30 с.

6 Хальзов В. И. Педагогические основы воспитания военнослужащих внутренних войск. Л., 1998. 50 с.

7 Лаптев Ю. В., Слепов В. Я., Шарухин А. П. Морально-психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности военнослужащих внутренних войск МВД России: Учебник для вузов внутренних войск МВД России / Под общ. ред. генерал-майора, профессора М. М. Тарасова. СПб., 2005. 100 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.