Научная статья на тему 'Воспитание военнослужащих как система'

Воспитание военнослужащих как система Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1025
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карсанов Эдуард Хаджимуссаевич

В статье анализируется воспитание как система. Описываются его ключевые элементы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карсанов Эдуард Хаджимуссаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание военнослужащих как система»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК СИСТЕМА

Карсанов Э.Х.

Карсанов Эдуард Хаджимуссаевич - кандидат педагогических наук, начальник факультета, факультет подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального

образования,

Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии РФ, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье анализируется воспитание как система. Описываются его ключевые элементы.

Ключевые слова: воспитание, военнослужащие, система.

Успешное выполнение задач военнослужащими войск национальной гвардии РФ обусловливает необходимость организации работы с личным составом. Важное место в работе с личным составом занимает его воспитание, главным результатом которого является оптимальный уровень морально-психологического состояния личного состава военнослужащих войск национальной гвардии РФ [2]. Реализация каждого из направлений воспитания личного состава (нравственное, профессиональное, государственно-патриотическое, защита от негативного информационно -психологического воздействия) требует опоры на научный подход.

Научная разработка проблем воспитания военнослужащих усложняется многозначностью трактовок феномена «воспитание», содержание которого в различные исторические периоды значительно менялось. Семантический анализ позволяет рассматривать воспитание как глубоко гуманный и не противоречащий личным интересам человека процесс его социализации, развития вследствие педагогически целесообразного обеспечения его жизнедеятельности.

В такой интерпретации воспитание предполагает включение воспитуемого в специально организованные и воспринимаемые им как личностно и общественно значимые дела (обстоятельства), осуществляемые совместно с другими воспитуемыми (отношения), в которых он мог бы накапливать общественно одобряемый и необходимый индивидуальный жизненный опыт посредством успешной самореализации в социально -полезной деятельности (сознание формируется в деятельности и через деятельность). Для военнослужащих войск национальной гвардии речь идет о боевой подготовке, служебно-боевой, хозяйственно-бытовой, внутриколлективной, досуговой и других областях их жизни [1, с. 140].

В современном понимании, воспитание военнослужащих следует рассматривать как организованную с педагогических позиций воинскую деятельность военнослужащих, в процессе которой они вступают в систему специально созданных отношений, взаимодействий и обстоятельств, обеспечивающих их творческую самореализацию, непрерывное личностное и профессиональное развитие, накопление общественно одобряемого жизненного и профессионального опыта, формирование качеств, необходимых для безусловного и безупречного выполнения своего воинского долга [3, с.144-149]. По мнению ученого, воспитание военнослужащих всегда включает в себя организацию их личностно и социально значимой деятельности, наполненной смыслом (моральными, правовыми и другими ценностями). С учетом такого понимания организацию воспитания военнослужащих важно правильно понимать с позиций системного подхода.

Развитию представлений о воспитании как системе во многом способствуют идеи, изложенные А.П. Шарухиным [1, с. 53-56].Воспитание курсантов ВООВО войск национальной гвардии РФ как система представляет собой единый структурный и

функциональный комплекс, которые обеспечивает организованное и целенаправленное протекание процессов обучения, воспитания, развития военнослужащего как субъекта, личности и индивидуальности, а также формирования подразделения как воинского коллектива. Ниже в Табл. 1. представлены основные компоненты воспитания.

Таблица 1. Воспитание военнослужащих как система

№ Компоненты системы воспитания военнослужащих Содержание компонента

1 Целевой блок 1.1. Педагогические цели, содержание которых раскрывает: - характеристики (модель) солдат, сержантов и офицеров как субъектов воинской деятельности, личностей и индивидуальностей; - характеристики модель взаимоотношений между военнослужащими, присущих воинскому коллективу. 1.2. Конкретные учебно-воспитательные задачи, решаемые в процессе службы, учебы, быта, досуга, организации взаимоотношений между военнослужащими (вооружение знаниями, навыками, компетенциями, развитие свойств и качеств, формирование психологических состояний и др.).

2 Содержательный блок 2.1. Тематическое содержание программ воспитания, посвященных военно-гуманитарным, военно-техническим, тактическим и другим вопросам. 2.2. Тематическое содержание специальных воспитательных мероприятий нравственного, государственно -патриотического, воинского, правового, общекультурного, военно-экономического, военно-экологического характера. 2.3. Содержание повседневных вопросов бытового обеспечения военнослужащих, культуры взаимоотношений и других вопросов, связанных со справедливостью, заботой о подчиненных, развитием дружбы и войскового товарищества, проявлением организованности, смекалки, выносливости, выдержки и т.д

3 Субъектно-личностный блок 3.1. Организаторы и непосредственные исполнители планов и программ обучения, воспитания и развития военнослужащих: 3.1.1. Командиры (начальники), имеющие подчиненных. 3.1.2. Начальники, не имеющие подчиненных, но обладающие дисциплинарными правами по отношению к военнослужащим воинской части. 3.1.3. Воинские коллективы (воинский коллектив). 3.1.4. Общественные организации воинских частей. 3.1.5. Дежурная служба. 3.1.6. Музей, клуб, библиотека, кафе и др. 3.2. Военнослужащие, выступающие в роли подчиненных и осуществляющие целесообразно организованную с педагогической точки зрения служебно-боевую, учебную, хозяйственно-бытовую, досуговую, внутриколлективную и самообразовательную деятельность, выступающую фактором их разностороннего развития как субъектов, личностей и индивидуальностей.

4 Средовой блок 4.1. Педагогически обоснованные межролевые и межличностные отношения (начальник-подчиненный, старший-младший, товарищ-товарищ). 4.2. Обучающие, воспитывающие и развивающие условия и обстоятельства (созданные и имеющиеся в служебной и боевой, учебной, хозяйственно-бытовой, досуговой и внутриколлективной сферах жизнедеятельности военнослужащих.

5 Технологический блок 5.1. Система методов, форм, технологий обучения. 5.2. Система методов, форм, технологий воспитания. 5.3. Система методов, форм, технологий самообразования и саморазвития. 5.4. Система принципов и правил обучения, воспитания, развития военнослужащих.

6 Управленческий блок 6.1. Цели управления (эффективное функционирование и развитие педагогической системы). 6.2. Способы управления педагогической системой (сбор и анализ информации; принятие решения; планирование учебно-воспитательного процесса; постановка задач; оказание помощи в их решении; контроль и корректировка).

7 Блок результатов 7.1. Степень готовности/неготовности военнослужащего к безусловному и безупречному выполнению воинского долга (знания, умения, навыки, компетенции, доминирующие потребности, цели, взгляды, убеждения, идеалы, ценностные ориентиры, установки, физические, волевые и интеллектуальные свойства, чувства, качества). 7.2. Степень готовности/неготовности подразделения к безусловному и безупречному выполнению поставленных задач (слаженность, морально-психологический климат, достигнутые результаты, удовлетворенность каждого от нахождения в воинском коллективе).

Правильно организованная система воспитания военнослужащих должна включать в себя:

- комплекс воспитательных целей, отражающих качественные характеристики современного военнослужащего в соответствии с потребностями общества, государства, практики деятельности войск национальной гвардии и его индивидуальных потребностей;

- формирование и развитие солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров в соответствии с поставленными воспитательными целями;

- управляемую со субъектов воспитания служебно-боевую, учебную, хозяйственно-бытовую, досуговую и внутриколлективную деятельность военнослужащих, а также деятельность по самосовершенствованию в соответствии с осознанным идеалом личности военнослужащего войск национальной гвардии Российской Федерации;

- педагогически целесообразно организованную социально культурную среду жизни и деятельности военнослужащих войск национальной гвардии РФ.

Обозначенный в статье системный подход к воспитанию, сформулированный А.П. Шарухиным является универсальным, и выступает важным методологическим ориентиром для научной разработки направлений воспитания личного состава военнослужащих, необходимость которых регламентируется внутренними документами войск национальной гвардии РФ.

Список литературы

1. Карсанов Э.Х., Шарухин А.П. Общая педагогика. Обучение и воспитание / Учебное пособие. СПб.: СПВИ ВНГ РФ, 2017. 400 с.

2. Приказ от 14.11.2017 № 487 «Об утверждении Положения об организации работы с личным составом в войсках национальной гвардии Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2016. № 41, С. 5802.

3. Шарухин А.П. Военная педагогика / Учебное пособие. СПб.: Питер, 2017. 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.