ЛИТЕРАТУРА
1. Дзержинская, Л.Б. Особенности физического состояния подростков с девиантным поведением / Л.Б. Дзержинская // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - № 12 (82). -2011. - С. 69-72.
2. Жуков, М.Н. Социально-педагогические и оздоровительные технологии в физическом воспитании детей и подростков с девиантным поведением : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Жуков Н.М. - М., 2005. - 48 с.
3. Dzerzhinskaya, L.B. Problems of organizing special physical training of troubled teenagers in military patriotic clubs and associations / L.B. Dzerzhinskaya // European Conference on Education and Applied Psychology: proceedings of the 9th International scientific conference (Vienna, 27th November, 2015). - Vienna : «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2015. - P. 112-114.
REFERENCES
1. Dzerzhinskaya, L.B. (2011), "Features of the physical condition of young people with behavioral problems", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. 69-72.
2. Zhukov, M.N. (2005), Social pedagogic and healthcare technologies in physical education of children and teenagers with deviant behavior, dissertation, Moscow.
3. Dzerzhinskaya, L.B. (2015), "Problems of organizing special physical training of troubled teenagers in military patriotic clubs and associations", European Conference on Education and Applied Psychology: proceedings of the 9th International scientific conference (Vienna, 27th November, 2015), Vienna: «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, pp. 112-114.
Контактная информация: dzer-family@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 30.07.2017
УДК 378
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РФ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ
Эдуард Николаевич Дьяков, адъюнкт, Анатолий Петрович Шарухин, профессор, доктор педагогических наук, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации", г. Санкт-Петербург
Аннотация
Целью предлагаемой статьи является изложение основных представлений о социокультурной среде военной образовательной организации высшего образования войск национальной гвардии РФ и ее особенностях. Для решения исследовательской задачи автором посредством сравнительного и теоретического анализа делается попытка уточнить структуру социокультурной среды военной образовательной организации высшего образования войск национальной гвардии РФ. Уточняются основные отличительные признаки социокультурной среды. Приводится определение термина «социокультурное пространство», и выделяются его основные характерные особенности. Приводится определение термина «государственный патриотизм» и его структура. Описаны социокультурные факторы, влияющие на формирование государственного патриотизма у курсантов военных образовательных организаций войск национальной гвардии РФ. Полученные результаты исследования отражают специфические особенности социокультурной среды военных образовательных организаций высшего образования, создающие условия для воспитания государственного патриотизма.
Ключевые слова: социокультурная деятельность, патриотизм, государственный патриотизм, структура государственного патриотизма, социокультурные факторы.
SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES OF THE MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A FACTOR OF FORMATION OF THE STATE OF
PATRIOTISM AMONG CADETS
Eduard Nikolaevich Dyakov, the graduated in a military academy, Anatoly Petrovich Sharukhin, the professor, doctor of pedagogical sciences, St. Petersburg Military Institute of Troops of National Guard of the Russian Federation",
St. Petersburg
Annotation
The aim of this article is to present the fundamental notions of the socio-cultural environment of the military educational organization of higher education of National Guard troops of the Russian Federation and its features. For the solution of a research problem, the author through comparative and theoretical analysis attempts to clarify the structure of the socio-cultural environment of the military educational organization of higher education of National Guard troops of the Russian Federation. The article specified main features of the sociocultural environment. A definition of the term "socio-cultural environment" has been given, and it highlights its main characteristics. A definition of the term "state patriotism" and its structure has been provided as well. The author described the socio-cultural factors influencing on the formation of the state patriotism among the cadets of military educational institutions of National Guard troops of the Russian Federation. The obtained results reflect the specific features of the sociocultural environment of the military educational institutions of higher education, creating conditions for the education of state patriotism.
Keywords: socio-cultural activities, patriotism, public patriotism, structure of public patriotism, socio-cultural factors.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе образовательная деятельность в Российской Федерации рассматривается как важнейший вид социокультурной деятельности. Проводимая в военных образовательных организациях высшего образования войск национальной гвардии РФ образовательная политика реализует комплекс направлений воспитательного воздействия на сознание курсантов. На современном этапе особую значимость приобретает формирование государственного патриотизма как одного из направлений социокультурной деятельности. При этом государственный патриотизм выступает важной составляющей морально-психологического обеспечения войск национальной гвардии РФ - информационно-воспитательной работы, которая должна проводиться и среди курсантов. Формирование государственного патриотизма как одного из направлений социокультурной деятельности в военной образовательной организации высшего образования требует специально организованной социально-культурной среды. Целью предлагаемой статьи является анализ влияния социокультурной среды военных образовательных организаций высшего образования на формирование государственного патриотизма у курсантов.
МЕТОДИКА
На современном этапе многие образовательные организации высшего образования определяют воспитательную деятельность в качестве приоритетной задачи, деятельность по воспитанию государственного патриотизма у курсантов военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии не является исключением. Для этого необходимо принимать меры по созданию благоприятных условий для вовлечения курсантов в жизнь образовательной организации.
Как отмечают В. Д. Васильева и Р.М. Петрунева, термин «социокультурная среда» прочно вошел в научный оборот, но вместе с тем, разработке характеристик социокультурной среды образовательных организаций высшего образования уделяется мало внимания, и недооценивается ее роль в формировании личности будущего специалиста [3, с. 113-117]. С реформированием образования в РФ и появлением основных уровней рас-
пространение получает термин «образовательная организация», термин «вуз» уходит из оборота.
Отрадно, что на современном этапе большинство исследователей демонстрирует единый взгляд на определение термина «социокультурная среда образовательной организации» (В.А. Козырев, Н.Ф. Хилько, Л.П. Буева, Ю.В. Сычев, В.Н. Стегний, В.В. Сериков и др.): это «пространство совместной жизнедеятельности студентов, преподавателей, сотрудников университета, обеспечивающее усвоение культуры, выбор ценностей, способов культурной самореализации, раскрытия индивидуальных ресурсов личности. При этом структура этой среды в каждой отдельной образовательной организации неоднородна.
С точки зрения гуманитарно-целостного подхода к пониманию воспитательного пространства, разработанного Н.М. Борытко и кластерного подхода к управлению развивающей средой инновационного образовательной организации, предложенного О.Г. Три-нитатской, социокультурная среда включает следующие компоненты: ценностно-смысловой, пространственно-предметный, нормативно-правовой, когнитивно-эмотивный, регуляционно-деятельностный [1, с. 5].
Е.А. Бурдуков кая под социокультурной средой образовательных организаций высшего образования понимает интегративный фактор личностного становления студента, влияющий посредством включения студента в различные ее сферы. Сфера социокультурной деятельности во внеучебное время, в вузе представлена следующими направлениями, по мнению автора:
1) студенческое самоуправление;
2) самодеятельное творчество;
3) художественно-зрелищные мероприятия;
4) физкультурно-оздоровительная деятельность;
5) дополнительное образование;
6) волонтерская работа;
7) просветительство [2, с. 154].
Рассматривая социокультурную среду образовательных организаций высшего образования как систему, вышеназванные авторы учитывают ее следующие составные элементы:
1) система внеучебной воспитательной работы;
2) социально значимая деятельность студентов и преподавателей;
3) система научно-методического руководства воспитательной внеучебной работой;
4) система повышения педагогической квалификации преподавателей;
5) система педагогического сопровождения воспитательного процесса;
6) система социальных программ развития личности;
7) личностно ориентированные технологии обучения.
Такой подход к уточнению структуры социокультурной среды образовательной организации отличает условный характер, так как большинство подобных структур отличает неповторимая сложность и многообразие.
Социокультурная среда имеет большое значение для военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии РФ: принято считать данную среду дополнительным фактором способным обеспечить эффективное развитие личности будущего специалиста. Одним из таких интегральных личностных качеств курсантов военных образовательных организаций войск национальной гвардии РФ выступает государственный патриотизм.
Определению сущностных характеристик социокультурной среды военной образовательной организации высшего образования способствует правильное понимание терминов «социальное пространство», «педагогическое пространство», «военно-
культурная среда» и «социокультурная среда».
Наиболее близки к правильному пониманию социокультурной среды образовательной организации А.П. Шарухин и Э.Х. Карсанов. Исследователь использует термин «военно-культурная среда», предполагающий наличие или отсутствие условий или возможностей для успешного обучения, воспитания и развития солдат, сержантов и офицеров. Автор рассматривает военно-культурную среду как часть социокультурной среды, зону непосредственной военно-профессиональной деятельности, наполненную гуманистическими, нравственными и профессиональными ценностями, выступающую фактором формирования и развития военнослужащего как субъекта деятельности, личности и индивидуальности [5, с. 61-62].
А.П. Шарухин и Э.Х. Карсанов подчеркивают, что в современном понимании пространство представляет собой единство объектов и процессов, которые находятся вне человека, но о которых он мыслит. Следовательно, в сознании личности формируется единство процессов и объектов, и что немаловажно смыслов.
По мнению ученых, военно-культурное пространство характеризуется специфическим содержанием, включающем в себя: систему действий и поступков солдат, сержантов и офицеров; комплекс объектов, влияющих на поведение солдат и организацию их жизнедеятельности; процессов, в которых принимают участие военнослужащие; представления военнослужащих о смысле, содержании и тенденциях своей жизнедеятельности и деятельности подразделений [5, с. 51-52]. А.П. Шарухин и Э.Х. Карсанов отмечают, что часть венно-культурного пространства, связанная с процессами обучения и воспитания, составляет педагогическое пространство, которое может реальным и смоделированным в процессе научно-исследовательской деятельности.
Роль военно-педагогического пространства выражается в том, что оно выполняет образовательную функцию, выражающуюся в присвоении способов жизнедеятельности. При этом важно отметить, что образовательный результат отражается на общей и военной культуре военнослужащего. Таким образом, можно констатировать, что термин «пространство» не является тождественным термину «среда».
Социокультурная среда определяет совокупность условий и возможностей для успешного обучения, воспитания и развития солдат, сержантов и офицеров. Несмотря на то, что организация среды происходит особым образом, она способна к самоорганизации. Кроме того, социокультурную среду характеризует целый ряд признаков:
1) целостность и многоаспектность;
2) итеративность;
3) универсальность;
4) избыточность;
5) личностно-ориентированный характер;
6) ограниченная открытость [5, с.62].
Социокультурная среда военных образовательных организаций войск национальной гвардии РФ, по мнению А.П. Шарухина и Э.Х. Карсанова, представляет отдельный компонент педагогической системы воинской части (военной образовательной организации высшего образования войск национальной гвардии РФ), структуру которого образуют:
1) этико-аксиологический компонент (развитие и использование потенциала всех сторон жизнедеятельности);
2) культурно-эстетический компонент (чувство гордости за принадлежность к войскам национальной гвардии РФ);
3) военно-интегративный компонент (включает в себя инфраструктуру служебной и боевой деятельности и подготовки к ней); служебно-правовой компонент (определяет организацию и порядок жизнедеятельности, его правовую защиту в процессе выполнения воинского долга);
4) эколого-социальный компонент (отражает взаимосвязь и взаимообусловленность природной и военно-социальной составляющих);
5) антропоцентрический компонент (предусматривает заботу командиров (начальников) о подчиненных, познание их индивидуальных способностей, внимание к их нуждам);
6) креативно-развивающий компонент (комплекс организационных, аналитических, психолого-педагогических методов подготовки военнослужащих как творческих личностей) [5, с.65].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Включенность курсантов войск национальной гвардии в каждую из сфер социокультурной среды делает ее интегративным фактором по отношению к ним, влияющим на становление государственного патриотизма. Формирование государственного патриотизма у находящихся в условиях военных образовательных организаций высшего образования будущих специалистов войск национальной гвардии РФ происходит с учетом влияния ряда социокультурных факторов: группы культурологических факторов (формирование патриотической культуры, ценностных факторов (формирование ценностей государственного патриотизма), социализирующих факторов (в процессе усвоения значимой информации и формирования опыта государственно-патриотической деятельности, выполнения профессиональных ролей), мотивационных факторов (создание положительной установки на самосовершенствование в процессе государственно-патриотической социализации). Стоит подчеркнуть, что зачастую данное влияние неорганизованное и стихийное. Требуют разработки подходы, способные интегрировать факторы в социокультурной среде военной образовательной организации высшего образования войск национальной гвардии, способных положительно повлиять на формирование государственного патриотизма у курсантов.
ВЫВОДЫ
Таким образом, анализ целого ряда научных работ позволяет отметить, что проблеме социокультурной среды образовательных организаций высшего образования уделяли внимание многие авторы. Так или иначе, практически все авторы отмечает ее высокую роль в духовно-нравственном воспитании студентов. Вместе с тем ученые расходятся в вопросах относительно содержания дефиниции «социокультурная среда образовательных организаций высшего образования» и самой структуры данного феномена: часть ученых (В.А. Козырев, Н.Ф. Хилько, Л.П. Буева, Ю.В. Сычев, В.Н. Стегний, В.В. Сериков и др.) в качестве такой среды рассматривают пространство для совместной деятельности; другая группа - Е.А. Бурдуковская рассматривает в качестве такой среды условия для развития личности; третья группа ученых (А.П. Шарухин, Карсанов Э.Х.) - зона деятельности, наполненная ценностями и часть педагогической системы. Соответственно каждый исследователь по-своему определяет структуру социокультурной среды. Проведенное исследование изучаемого вопроса показывает, что более аргументированной является точка зрения А.П. Шарухина и Э.Х. Карсанова. При таком теоретическом подходе, очевидно, что социально-культурная среда военной образовательной организации высшего образования войск национальной гвардии РФ как отдельный компонент педагогической системы выступает главным фактором воспитания государственного патриотизма у курсантов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борытко, Н.М. Онтологическое понимание современного воспитания [Электронный ресурс] / Н.М. Борытко // Интернет-журнал «Эйдос». URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0301-4.htm. (дата обращения: 16.06.2017).
2. Бурдуковская, Е.А. Социокультурные факторы личностного становления в вузе / Е.А. Бурдуковская // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 4. - С.112-115.
3. Васильева, В.Д. Социокультурная среда вуза - условие формирования профессиональной культуры специалиста / В.Д. Васильева, Р.М. Петрунева // Высшее образование в России. -2011. - № 6. - С. 113-117.
4. Крылова, Н.Б. Введение в круг культурологических проблем образования / Н.Б. Крылова // Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школ. - М. : "Иннова-тор", вып.4. 1996. - С. 132-152.
5. Шарухин, А.П. Введение в общую педагогику / А.П. Шарухин, Э.Х. Карсанов. - СПб. : СПВИ ВНГ РФ, 2017. - 300 с.
REFERENCES
6. Boritko N.M. (2017), "The ontological understanding of modern education", Internet-journal "Eydos", available at: http://www.eidos.ru/journal/2007/0301-4.htm. (accessed: 16.06.2017)
7. Burdukovskaya Ye.A. (2013), "Sociocultural factors of personal formation in higher education institution", Theory and practice of social development, No. 4, pp. 112-115.
8. Vasilyeva, V.D. and Petruneva, R.M. (2011), "The sociocultural environment of higher education institution - a condition of formation of professional culture of the expert", Higher education in Russia, No. 6, pp. 113-117.
9. Krylova N.B. (1996), "Introduction to the range of cultural education issues", New values of education: cultural and multicultural environment of schools, Innovator, Moscow, Issue.4, pp.132-152.
10. Sharukhin, A.P. and Karsanov, E.Kh. (2017), Introduction to General pedagogy, publishing SPVI VNG RF, St. Petersburg
Контактная информация: d-link-2@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 06.07.2017
УДК 796.01
КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕСТОВ, НОРМ И СПОСОБОВ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ИНВАЛИДОВ КАК ПРЕДПОСЫЛКА НАУЧНОГО ОБОСНОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ НИХ ДОСТУПНОСТИ ЦЕНТРОВ ТЕСТИРОВАНИЯ ВФСК ГТО
Сергей Петрович Евсеев, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой, Ольга Эдуардовна Евсеева, кандидат педагогических наук, профессор, директор Института АФК Андрей Владимирович Аксенов, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В качестве предпосылки для обоснования необходимых компонентов и условий, обеспечивающих доступность для инвалидов Центров тестирования ВФСК ГТО, рассматривается классификация контрольных упражнений (тестов), норм и способов их измерения, способов оценки уровня физической подготовленности инвалидов.
Ключевые слова: классификация, тесты, нормы и способы оценки, физическая подготовленность инвалидов, доступность Центров тестирования (ЦТ) ВФСК ГТО.