УДК 796
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИИЙ
И ПРОБЛЕМА СОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ДОМАШНЕМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
IMPLEMENTATION OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES AND THE PROBLEM OF PARENTS IN THE HOME EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN
Филиппова Анна Владимировна
студент
факультет дошкольного и начального образования Волгоградский государственный социально - педагогический университет,
г. Волгоград, Россия Filippova Anna Vladimirovna
student
faculty of the preschool and primary education Volgograd State Social Pedagogical University
Volgograd, Russia
Брыкина Валентина Анатольевна
ассистент кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально - педагогический университет,
г. Волгоград, Россия Brykina Valentina Anatolyevna
assistant
department of physical culture Volgograd State Social Pedagogical University
Volgograd, Russia
Попов Александр Петрович
старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально - педагогический университет
г. Волгоград, Россия
Popov Aleksandr Petrovich
senior Lecturer department of physical culture Volgograd State Social Pedagogical University
Volgograd, Russia
Аннотация. В данной работе уделено внимание проблеме ухудшения состояния здоровья в младшем школьном возрасте и исправлению данного положения с помощью реализации здоровьесберегающих технологий. Особое внимание уделяется информационно-обучающей группе как ключевому фактору развития позитивного
отношения к здоровому образу жизни младших школьников. Проведено исследование на выявление содействия родителей к формированию правильных привычек в отношении здорового образа жизни.
Abstract. In this paper we take attention to the problem of deterioration of health at primary school and the correction of this situation through the implementation of health-saving technologies. Particular attention is taken to the information and training group as a key factor in the development of a positive attitude towards a healthy lifestyle for younger students. A study was conducted to identify the assistance of parents in the formation of the right habits regarding a healthy lifestyle.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни, младший школьный возраст, здоровье, укрепление здоровья.
Keywords: health-saving technologies, healthy lifestyle, primary school age, the health, health promotion.
В настоящее время вопрос здоровья подрастающего поколения становится особенно острым. Это обусловлено изменением статистических данных, в которых число процента детей в России с хроническими заболеваниями возросло до 30-35% [1; с. 43]. В пять раз большее количество детей начало страдать от проблем с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата, в четыре раза - с нарушениями психического здоровья, в три - с трудностями в работе органов желудочно-кишечного тракта. Также поразительным фактом является то, что резкое возрастание числа детей, страдающих от хронических заболеваний, приходится на возраст 7-10 лет - на период получения начального общего образования. Связано это может быть с множеством процессов, в том числе социокультурными: среди детей становится более занимательным отдавать предпочтение гаджетам в качестве досуга и отдыха, отчего можно наблюдать нарушения зрения и, в том числе, опорно-двигательного аппарата, так как меньшее время уже уделяется активным видам деятельности. Наблюдается и недостаточное понимание необходимости соблюдения правильного питания, обильная популярность среди продуктов с малым содержанием полезных питательных веществ, отчего обнаруживаются и проблемы с желудочно-кишечным трактом.
На исправление вышеописанных положений направлены здоровьесбере-гающие технологии. Здоровьесберегающие технологии представляют собой систему, в которой является необходимым создание максимально эффективных условий, способствующих сохранению, укреплению и развитию здоровья как физического, так и духовного, личностного, эмоционального, интеллектуального.
Здоровьесберегающие технологии подразделяются на четыре основные группы:
1) защитно-профилактическая;
2) компенсаторно-нейтрализующая;
3) стимулирующая;
4) информационно-обучающая.
В первую группу входит непос-редственно то, что связано с созданием благоприятных условий окружающей среды, в которой находится обучающийся, а также с его личной гигиеной, гигиеной обу-чения. Ко второй группе, компенсаторно-
нейтрализующей, относится вся та деятельность, которая направлена на исправление или нейтрализацию того, что может стать, в конечном счете, губительным для здоровья - к ним относятся физ-культминутки, пальчиковая гимнастика, массаж и т.д. Третья группа, стиму-лирующая, относит к себе различные действия, способствующие в дальнейшем улучшению здоровья. Это может быть закаливание в различном виде или же физические нагрузки [2, с.183]. И последняя, четвертая группа, на которую мы хотим обратить особое внимание, информационно-обучающая, направленная на информирование учеников и их родителей о том, какие действия и для чего необходимы для улучшения общего здоровья детей и его поддержания.
На информационно-обучающую группу хотелось бы обратить внимание на том основании, что стимуляция к физической деятельности путем создания необходимости выполнения физической нагрузки, может быть эффективной, но не в долгосрочном отношении. Учащийся и его родители, в особенности, если их дети пребывают в начальных классах, должны в полной мере осознавать важность соблюдения режима дня и способствовать воспитанию позитивного отношения к различным мерам по укреплению здоровья. Для этого они могут выполнять совместную зарядку, играть в подвижные игры и др.
В связи с тем, что нередко распространено негативное отношение к здоровому образу жизни у детей младшего школьного возраста, несмотря на организацию системы здоровьесберегающих технологий в школе, мы предполагаем, что недостаточное распространение информации и содействие развитию позитивного отношения складывается у ребенка в семье.
В качестве проверки нашего предположения было проведено исследование, в котором приняли участие 20 родителей учащихся первого класса. Им было задано 4 вопроса, с целью обнаружения характера среды у младших школьников вне школы, а также меру содействия родителей в укреплении здоровья их детей.
Первый вопрос заключался в том, проводится ли родителями утренняя зарядка с ребенком. Семь человек ответили, что регулярно делают зарядку с детьми, что составляет 35% от общего числа родителей. Три человека ответили, что выполняют зарядку с детьми, но нерегулярно (15%). Остальные 50% не выполняют зарядку с детьми.
Второй вопрос был связан с осведомлением о проведении прогулки родителей с детьми после школы. Четыре человека ответили, что проводят прогулки после школы (20%), три - нерегулярно (15 %), а тринадцать человек (65%) совсем не гуляют с детьми после школы.
Третий вопрос был направлен на осведомлении о соблюдении режима дня. Девять человек (45%) ответили, что он соблюдается, пять человек (25%) - иногда не соблюдается, шесть человек (30%) указали на несоблюдение режима дня.
И последний, четвертый вопрос анкеты был сформулирован для того, чтобы узнать о том, ведется ли информационное обеспечение знаний учеников их родителями, проводятся ли беседы о здоровом образе жизни. Таким образом, было выяснено, что два человека (10%) проводят беседы, три человека (15%) - проводят, но нерегулярно, пятнадцать человек (75%) совсем не проводят бесед о здоровом
образе жизни.
Отобразим полученные результаты в диаграмме. Синим цветом обозначаются положительные ответы на вопрос, красным - вида «нерегулярно, иногда», зеленым - отрицательные ответы на заданный вопрос (рис.1).
Рис. 1. Результаты опроса родителей о содействии развития положительного
отношения к здоровому образу жизни
Анализируя результаты проведенного исследования, мы можем сделать выводы о том, что родители уделяют недостаточное внимание формированию положительного отношения к здоровому образу жизни у их детей. Особенно выделяющимися показателями является отсутствие проведения бесед о здоровом образе жизни. Тогда как данный показатель является очень важным, так как именно с информирования, элементарного объяснения причин необходимости соблюдения полезных привычек для укрепления здоровья, начинается понимание ребенком их важности и появляется собственное желание следить за своей гигиеной, за режимом дня.
Литература
1. Андреенко Т.А., Артамонова А.Д. Применение физкультурно-оздоровительных технологий на уроках физической культурой // Наука-2020. - 2019. - № 5 (30). - С. 43-46.
2. Коробейникова Е. И., Демьяненко С.Ю. Физическое воспитание учащихся // Наука -2020. - 2019. - №6(31). - С.181 - 187.
References
1. Andrienko T. A., Artamonova A.D. Application of physical culture and health technologies at physical culture lessons // Nauka-2020. - 2019. - No. 5 (30). - Pp. 43-46.
2. Korobeynikova E.I., Demyanenko S.Y. Physical education of students / Science - 2020. -2019. - No6 (31). - Pp. 181-187.