ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 201045 2020, № 06 (июнь) УДК 378.147
Формирование навыков здорового образа жизни у студентов педагогического вуза
Декина Елена Викторовна1
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тула, Россия
Шалагинова Ксения Сергеевна2
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тула, Россия
Аннотация. В статье приводятся результаты исследования студентов педагогического вуза по вопросам здорового образа жизни. Наличие значительной доли студентов с отклонениями в состоянии здоровья и общая тенденция к его ухудшению выдвигают на передний план решение проблемы формирования навыков здорового образа жизни студентов. Особую актуальность приобретает содействие формированию ориентации на здоровый образ жизни у будущих педагогов (педагогов-психологов, социальных педагогов). Цель статьи - повышение психолого-педагогической компетентности студентов педагогического вуза в вопросах формирования установок и ценностных ориен-таций на здоровый образ жизни. Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (анкетирование). Выявлена необходимость систематической и комплексной работы по подготовке будущих педагогов к сохранению и укреплению здоровья обучающихся, использованию здоровьесберега-ющих образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе: диагностика и просвещение по вопросам здорового образа жизни; проектирование работы в сфере оздоровления детей и молодежи, формирования ориентации на здоровый образ жизни у всех участников образовательного процесса; профилактика девиантного поведения. Авторы обращают внимание на потенциал проектной деятельности с целью формирования установок на сохранение различных видов здоровья, жизненной позиции, направленной на здоровый образ жизни обучающихся. Одна из основных задач мероприятий - формирование у студентов опыта здорового образа жизни, который в дальнейшем можно использовать с участниками образовательного процесса (учащимися, родителями, педагогами), разработка и реализация программ формирования культуры здоровья. Формы работы: дискуссии, тематические беседы, организационно-деятельностные игры, форсайт-сессии в игровой форме, акции, предусматривающие интерактивный формат, занятия с элементами тренинга, арт-терапии, практики, включающие реализацию проектов и программ, обмен опытом в рамках оздоровительной деятельности. Результаты исследования показали целесообразность использования инновационного опыта формирования навыков здорового образа жизни студентов - будущих педагогов, их применения в работе с обучающимися разных возрастных категорий.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, культура здоровья, подготовка будущего педагога, проектный подход, здоровьесберегающие технологии.
Поступила в редакцию Received 22.04.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 25.05.20
Принята к публикации Accepted for publication 25.05.20 Опубликована Published 29.06.20
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Декина Елена Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Россия
2 Шалагинова Ксения Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Россия
Введение
В настоящее время наличие значительной доли детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья и общая тенденция к его ухудшению выдвигают на передний план решение проблемы формирования навыков здорового образа жизни молодого поколения, ориентации на здоровый образ жизни у всех участников образовательного процесса [1].
По результатам данных ВЦИОМ за 2019 год, среди учащихся число абсолютно здоровых детей не превышает 10-12%. Более половины школьников 7-9 лет имеют хронические болезни, причем у каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. По данным Института возрастной физиологии РАО за 2018 год, отмечается недостаточная грамотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья обучающихся; отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни и т. д. [2] Так как с пребыванием в учреждениях образования связано более 70% времени бодрствования ребенка, учащимся необходимо предложить интересные им формы занятий, способствующие укреплению здоровья [3]. Соответственно, современная педагогическая практика не может оставаться в стороне от поиска путей и средств формирования навыков здорового образа жизни [4], проектирования направлений подготовки будущих педагогов к сохранению и укреплению здоровья обучающихся, использованию здоровьесбере-гающих образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Забота о здоровье студентов - обязательное условие образовательного процесса в вузе. Здоровьесберегающая образовательно-воспитательная среда вуза формирует ценностное отношение к своему здоровью, здоровому образу жизни. Формирование навыков здорового образа жизни у студентов педагогического вуза прежде всего направлено на освоение опыта здорового образа жизни, который в дальнейшем можно использовать с участниками образовательного процесса.
В настоящее время проблема здоровья молодежи приобрела особый характер и рассматривается как важнейшее слагаемое потенциала нации. В силу вышесказанного формирование у студентов вообще, а у будущих педагогов в частности навыков здорового образа жизни сегодня имеет приоритетное значение.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
В современной отечественной и зарубежной литературе проблема здоровьесбере-жения представлена достаточно широко. Учеными проанализированы вопросы, касающиеся ценностных начал здорового образа жизни, инновационной деятельности в сфере здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса школы.
Обзор имеющегося опыта западных коллег показал, что наиболее эффективными и приемлемыми формами организации работы в школах являются занятия по гигиеническому воспитанию учащихся, реализующиеся в контексте мероприятий, направленных на укрепление здоровья, формирование необходимых компетенций. Например, Гарвардская школа общественного здравоохранения опубликовала правила здорового питания, призванные привлечь внимание школьников и их родителей к проблеме количества, качества питания, соотношения и пропорции продуктов и их сбалансированности [5].
Зарубежная модель школьных оздоровительных источников для детей представляет собой синтез разных наук и направлений и включает разделы, призванные дать
ответы на вопросы по профилактике болезней, грамотной организации питания, особенностям роста и развития ребенка, о личном и эмоциональном здоровье, безопасности и оказании первой помощи [6].
Гигиеническое образование в школах Европы, в частности в Швеции, описывается как синтез биологии, психологии, социологии и этики. Кроме того, работа с детьми дифференцированна и строится с учетом не только возраста, но и мотивации учащегося. Разработчики программы указывают на необходимость тесного взаимодействия с семьей в процессе реализации программы [7]. К. Карри анализирует взаимосвязь биологических и социальных факторов здоровья, при разработке основных направлений, технологий опирается на результаты исследований в молодежной среде, потенциальные риски [8].
В исследованиях Д. Алленсворт представлена восьмикомпонентная модель, объединяющая аспекты, касающиеся здоровья, медицины, питания, здоровья персонала школы, вовлеченности в эту деятельность родителей и социальных партнёров [9].
Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации» здоровье определяет как состояние физического, морального, психического и социального благополучия, включающего такие формы поведения и образа жизни людей, которые позволяют сделать жизнь лучше. Здоровый образ жизни - это индивидуальная стратегия жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия, которая реализуется на основе ценностных социокультурных представлений о феномене «здоровье» и с учетом индивидуальных особенностей жизнеспособности [10].
С. А. Давыдова, наравне с дефиницией «здоровый образ жизни», использует понятие «стратегия здоровьесбережения», говоря о последней не только с позиции сохранения, но и необходимости преумножения потенциала здоровья личности [11]. Между тем практика показывает, что современная организация учебного процесса не создает необходимых условий для сохранения и преумножения потенциала здоровья [12].
И. А. Свиридова, говоря о перспективах и возможностях укрепления здоровья школьников и педагогов, пришла к выводу, что интенсификация учебного процесса, имеющая место в последнее время, дает положительный результат - повышается эффективность обучения. Однако имеется обратная составляющая интенсификации: она становится возможной исключительно за счет увеличения психофизиологических затрат как обучающихся, так и педагогов, что требует поиска новых, более эффективных технологий здоровьесбережения [13].
Н. В. Бысик, С. Г. Косарецкий, М. А. Пинская в своем исследовании сделали акцент на изучении школ, функционирующих в сложных социальных условиях (в отдаленной сельской местности, депривированных городских районах) с учащимися с риском образовательной неуспешности. Проведенное исследование позволило подойти к разработке новой модели профессионального развития, построенной на основе принципа непрерывности, индивидуализации, обратив внимание на необходимость специальной подготовки педагогов к оздоровительной работе с обозначенной категорией учащихся [14].
Л. М. Колмогорова в своих исследованиях настаивает на необходимости соединения понятия «образовательное пространство» с понятиями «здоровьесбережение» и «здоровьетворение» и выходит на понятие «здоровьетворящее образовательное пространство», делая акцент на необходимости не столько сохранения, сколько укрепления здоровья участников образовательного процесса [15].
Именно обучение студентов, их подготовка к осознанной и самостоятельной деятельности по сохранению и укреплению здоровья, желание и готовность транслировать эту деятельность, активно включать в нее обучающихся, их родителей, рассматриваются первоочередными задачами в сложившихся условиях [16].
Между тем практика показывает, что многие студенты не только не готовы к психолого-педагогическому сопровождению деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, но и не заботятся о собственном здоровье [17].
О. А. Макунина, Е. В. Звягина, А. Н. Коваленко, Е. В. Быков провели исследование, позволившее выявить категории причин табакокурения среди студентов разных специальностей. Сравнительный анализ результатов анкетирования студентов-спортсменов и студентов-гуманитариев позволил выявить доминирующие причины курения, наметить мишени психологического воздействия, более эффективные превентивные мероприятия [18].
В своем исследовании мы придерживаемся подхода, предложенного Н. К. Смирновым, согласно которому здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья [19]. В учебно-воспитательном процессе школы используются различные подходы, нацеленные на формирование здорового образа жизни: организация образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; нормирование учебной нагрузки и профилактика утомления; изучение состояния здоровья учащихся; разработка и реализация программ по формированию культуры здоровья и профилактике девиантного поведения, создание условий для самореализации обучающихся в различных видах деятельности и т. д.
Методологическая база исследования
Исследование было проведено на базе ТГПУ им. Л. Н. Толстого. В анкетировании приняли участие 100 студентов II-III курсов, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», специальность «Педагогика и психология девиантного поведения». Анкета состояла из двух частей: первая была направлена на изучение проблем и особенностей здорового образа жизни студентов (10 вопросов), вторая - на выявление степени готовности будущих специалистов к деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся (10 вопросов).
Авторы считают важным дополнить содержание дисциплин вопросами формирования установок и ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. Содержание психолого-педагогических дисциплин актуализировало проблему формирования навыков здорового образа жизни студентов. На первом курсе в рамках дисциплины «Введение в профессию» студенты разрабатывали и проводили анкетирование, участвовали в проблемно-проектном семинаре по проблемам формирования здорового образа жизни. Дисциплина «Организация досуга детей и подростков» включала самоанализ студентов по итогам их участия в спортивно-оздоровительных мероприятиях вуза. В рамках дисциплины «Школа вожатского мастерства» студенты изучали особенности формирования навыков здорового образа жизни учащихся (младших школьников, подростков, старшеклассников) в условиях детского оздоровительного лагеря; участвовали в организационно-деятельност-ной игре «Психологическая безопасность и комфортная среда детского оздоровительного лагеря». Применительно к каждому возрасту работа выстраивалась по следующим направлениям: диагностическое (составление анкет, подбор психодиагностических методик, направленных на выявление отношения к здоровью и здоровому образу жизни, индивидуально-психологических особенностей личности и индивидуальности и т. д.); образовательное (проектирование спортивно-оздоровительных мероприятий); профилактическое (разработка и апробация социально значимых проектов, направленных на профи-
лактику девиантного поведения детей и молодежи). Большое внимание уделялось оказанию первой медицинской (доврачебной) помощи, обеспечению безопасности при купании детей в лагере, следованию режиму дня, организации и проведению спортивных состязаний, спартакиад, туристических походов и т. д., проектированию дней здоровья в лагере, оздоровительных акций и т. д. Дисциплина «Культура проектно-исследовательской деятельности педагога-психолога» способствовала формированию готовности и способности к использованию технологий проектной деятельности по разным направлениям работы с детьми и молодежью, в том числе по формированию здорового образа жизни. Систематизация знаний о формировании навыков здорового образа жизни студентов осуществлялась в рамках различных видов практик.
Результаты исследования
Здоровье студента является основным ресурсом его самореализации как личности и индивидуальности, а через несколько лет и как специалиста. Анализ первой части анкеты показал, что более 60% студентов ведут здоровый образ жизни для того, чтобы «не беспокоили болезни и чтобы выглядеть красиво». На вопрос анкеты «Как вы считаете, ведете ли вы здоровый образ жизни?» были получены следующие ответы: 60% считают, что ведут здоровый образ жизни, и ответили «скорее да, чем нет»; 17% - «да»; 20% - «скорее нет, чем да» и 3% ответили «нет». Проиллюстрируем ответы студентов на вопрос анкеты на рис. 1.
80 60 40 20 0
"Как вы считаете, ведете ли вы здоровый образ
жизни?"
I . .
скорее да, чем нет да скорее нет, чем да
Рис. 1. Ответы студентов на вопрос анкеты «Как вы считаете, ведете ли вы здоровый образ жизни?»
Более 80% опрашиваемых считают условия, созданные в вузе для здорового образа жизни, достаточными. Также более 80% студентов оценивают свое здоровье как «хорошее» и «удовлетворительное». Для укрепления собственного здоровья студенты стараются больше бывать на свежем воздухе (57%), избегают вредных привычек (70%), занимаются спортом, туризмом (25%), делают зарядку (22%), соблюдают режим и рацион питания (30%), стараются не злоупотреблять работой на компьютере (20%), соблюдают режим дня (18%), занимаются фитнесом, танцами (30%), плавают в бассейне (18%), посещают врачей, выполняют их рекомендации (10%), ничего не делают (5%). В основе здорового образа жизни лежат следующие факторы: сон (7-8 часов), регулярное питание, контроль веса, регулярные занятия спортом, отказ от вредных привычек и т. д. Кроме того, здоровый образ жизни предполагает соблюдение личной гигиены, разумное соотношение труда и отдыха, удовлетворенность учебой (работой), семью, достаточную медицинскую активность. Проиллюстрируем наиболее распространённые ответы студентов на рис. 2.
"Что вы предпринимаете для укрепления своего
здоровья?"
I i i I i
Правильное Соблюдаю режим Не злоупотребляю занимаюсь Плаваю в бассейне питание дня работой на танцами
компьютере
Рис. 2. Ответы студентов на вопрос анкеты «Что вы предпринимаете для укрепления своего здоровья?»
Необходимо использовать потенциал физической культуры для укрепления здоровья студентов, приобретения опыта формирования ценностей здорового образа жизни. Физическое воспитание студенческой молодежи зачастую осуществляется без целевой установки на активное усвоение ценностей культуры здоровья. Для ведения здорового образа жизни, по мнению студентов, необходимы: свободное время, собственная мотивация и желание, более регулярное посещение врачей, консультации специалистов и др.
Считаем важным рассмотреть степень готовности будущих специалистов к такой деятельности (знание о здоровом образе жизни, индивидуальных особенностей, владение здоровьесберегающими технологиями и т. д.).
На вопрос анкеты «Как вы понимаете, что такое здоровый образ жизни?» (рис. 3) были получены следующие ответы (студенты давали несколько ответов): правильное питание (50%), активный образ жизни, спорт (50%), отсутствие вредных привычек (45%), соблюдение режима (30%), физическое и психическое здоровье (25%) и др. Также студенты выделили: гармонию внутри, соблюдение гигиены, стиль жизни, профилактику болезней, сохранение семейных ценностей, заботу о своем здоровье, отсутствие сидячего образа жизни, культурное времяпрепровождение, движения на свежем воздухе, умственное развитие, физическое воспитание, благополучие в семье, закаливание и укрепление организма и др.
Представим наиболее распространенные ответы студентов на рис. 3.
"Как вы понимаете, что такое здоровый образ
жизни?"
I I I i i
Правильное Активный образ Отсутствие Соблюдение Здоровье питание жизни вредных режима дня физическое и
привычек психическое
Рис. 3. Ответы студентов на вопрос анкеты «Как вы понимаете, что такое здоровый образ жизни?»
35 30 25 20 15 10 5 0
60 40 20 0
Студенты связывают здоровый образ жизни с физическим и психическим здоровьем, необходимостью работать над собой по укреплению собственного здоровья. Большинство студентов здоровый образ жизни определяют через организацию правильного питания, отсутствие вредных привычек, активный образ жизни. По современным представлениям, феномен здоровья не менее чем на 50% формируется за счет образа жизни, на 25% - за счет условий жизни (экология и социальные программы), на 15% - генетической отягощенности и на 10% - возможностей медицины. В основе здорового образа жизни лежат следующие факторы: сон (7-8 часов), регулярное питание, контроль веса, регулярные занятия спортом, отказ от вредных привычек и т. д. Здоровый образ жизни предполагает соблюдение личной гигиены, соотношение труда и отдыха, удовлетворенность учебой (работой), достаточную медицинскую активность. Также студенты представили свои жизненные девизы, связанные со здоровым образом жизни: «Быть здоровым - это ответственно!», «ЗОЖ - залог долголетия», «Быть здоровым - значит быть счастливым!», «ЗОЖ всегда и везде», «Сохрани здоровье себе и своим близким», «Спорт - залог здоровья», «Здоровая семья - здоров и ты и я!», «Быть здоровым - значит быть успешным!», «Здоровье - путь к счастливой жизни!» и др.
Анализ результатов анкетирования позволил выделить следующие условия для подготовки будущих специалистов к психолого-педагогическому сопровождению деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:
- психолого-педагогические (диагностика и учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, например, с девиантным поведением, детей с ограниченными возможностями здоровья и т. д., выявление детей с элементами неблагополучия в психологическом здоровье);
- организационно-педагогические (изучение здоровьесберегающих технологий и особенностей их использования в работе с различными категориями детей и молодежи, организация коррекционно-профилактической и развивающей работы, оказание помощи в преодолении последствий нездорового образа жизни, освоение способов сохранения психологического здоровья и т. д.);
- содержательно-педагогические (разработка проектов и программ, направленных на формирование здорового образа жизни, повышение психолого-педагогической грамотности учащихся за собственное здоровье, профилактику употребления психоактивных веществ и других видов зависимостей, здоровьесберегающая рефлексивная деятельность и т. д.).
Реализация данных условий осуществляется при активном участии студентов в процессе формирования навыков здорового образа жизни.
Проиллюстрируем некоторые формы работы со студентами по формированию навыков здорового образа жизни.
Проектно-проблемный семинар по вопросам формирования навыков здорового образа жизни студентов включал обсуждение вопросов, доклады (сообщения) студентов, комментарии и выступления участников. Для обсуждения проблем группа делилась на микрогруппы. Отвечая на поставленные вопросы о здоровом образе жизни, студенты выражали свое отношение к обсуждаемой проблеме, вырабатывали собственную позицию, дополняли ее соответствующей аргументацией, сопоставляли с мнением однокурсников. Ценность для педагога представляли поисковые ситуации, когда студенты выдвигали свои версии, пытаясь разрешить проблемные ситуации.
Была разработана и проведена организационно-деятельностная игра «Психологическая безопасность и комфортная среда детского оздоровительного лагеря». Первый
день игры «Комфортность - важное условие жизни ребенка в ДОЛ» включал установочный доклад руководителя игры, распределение участников игры по группам, дискуссию по обсуждению ключевых тем создания комфортной среды в детском лагере, разбор кейсов по микрогруппам, подведение итогов работы. Второй день игры по теме «Психолого-педагогический комфорт как условие воспитания гармоничной личности» состоял из выступления директора детского оздоровительного лагеря, работы студентов по микрогруппам по выявлению психолого-педагогических условия воспитания личности и индивидуальности младших школьников (подростков, старшеклассников), обсуждения советов, которые дают подростки взрослым, подведения итогов. Третий день «Разработка модели безопасной среды детского лагеря» направлен на продвижение проектной деятельности в области формирования психологического здоровья детей, психологической безопасности детей в рамках детского лагеря. Проекты моделей были представлены в различных форматах (текст, схема, рисунок, шарж, стихотворение и т. д. - по выбору студентов). Игра закончилась составлением и презентацией общей модели безопасной среды детского оздоровительного лагеря [20].
Интерес у студентов вызвала акция «Здоровая молодость» с целью популяризации здорового образа жизни, систематизации знаний о здоровом образе жизни и последствиях употребления ПАВ. Студенты не только выступили в качестве разработчиков акции, но и апробировали ее друг с другом. Акция проходила в формате интерактивной игры по станциям: «Зашифровка»: команды расшифровывают предложенные пословицы о вреде курения, алкоголизма и наркомании; «Вопрос - ответ»: команды получали комплекты карточек с вопросами о ЗОЖ и отвечали на них; «Агентство ЗОЖ»: команды рисовали агитационный плакат; «Секреты здоровья»: участники команды презентуют свои спортивные достижения и т. д.
Форсайт-сессия в игровом формате использовалась с целью разработки эффективных предложений по решению проблем, возникающих при реализации инициатив в сфере формирования здорового образа жизни детей и молодежи. Форсайт-сессия включала разработку и фиксацию на модерационных карточках проблем по формированию у учащихся жизненной позиции, ориентированной на здоровый образ жизни, навыков здорового образа жизни, обсуждение и объединение схожих проблем с проектированием направлений для их решения. Например, студентами были затронуты следующие проблемы: «Ты то, что ты ешь», «В движении - жизнь, а жизнь -это есть движение», «Быть здоровым, жить активно - это стильно, позитивно», «Спорт - это жизнь, а жизнь - это дорога. Выбери правильный путь».
В настоящее время особую актуальность приобретает социально-психологическое проектирование: участие в разработке программ здоровьесберегающей и здоро-вьесозидающей образовательной среды, социально значимых проектов по формированию навыков здорового образа жизни в условиях конкретного образовательного учреждения, детского оздоровительного лагеря [21].
В своих исследованиях мы уже отмечали положительные аспекты использования метода проектов, говоря, что метод проектов обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности, способствует осуществлению непосредственных связей между приобретенными знаниями и умениями и их применением в решении практических задач [22].
Представим социально значимый проект «Здоровье детей в наших руках», отвечающий на современные вызовы времени. Актуальность проекта связана с разработкой и реализацией мероприятий проекта с учетом дистанционного обучения учащихся и необходимостью включения физкультурно-оздоровительных мероприятий
для всей семьи. Дистанционное обучение - серьезный вызов для детей и родителей, своеобразный тест на степень самостоятельности и ответственности детей. Проект направлен на формирование культуры здорового образа жизни; создание условий для самореализации ребенка; популяризацию физической активности; сохранение и укрепление здорового образа жизни младших школьников и включает следующие направления:
- работа с педагогами: «Психолого-педагогическая мастерская»: мастер-классы по проведению физкультминуток, игровых оздоровительных комплексов и т. д.;
- работа с родителями: разработка и реализация программы «Занимательная физкультура в домашних условиях», проведение семейного конкурса «Мама, папа, я - здоровая семья»;
- работа с учащимися: конкурс рисунков, занятия с элементами игры, видео-квеста, чтения и разыгрывания сказок, проведение серии занятий «Веселая физкультура», «Делай как я, делай лучше меня», «Я умею делать, а ты...» и т. д.
Проект имеет практико-ориентированный характер, включает разнообразные мероприятия с учетом возрастных и психологических особенностей детей младшего возраста, может быть использован в процессе работы с младшими школьниками по формированию здорового образа жизни. Данный проект реализуется в рамках регионального проекта «Каникулы-онлайн».
Социально значимый проект «Курить не можно!» направлен на формирование, сохранение и укрепление здорового образа жизни, профилактику табачной зависимости среди различных категорий детей и молодежи.
Основные мероприятия проекта:
- организация и проведение профилактических бесед по профилактике табакокурения для обучающихся («Табакокурение. Причины табакокурения у несовершеннолетних», «Содержание и методы предотвращения и избавления несовершеннолетних и молодежи от табачной зависимости», «Влияние табачного дыма на организм подростка», «Профессия, карьера и здоровый образ жизни», «Позитивная профилактика табакокурения», «Здоровый образ жизни в семье - залог здоровья детей и подростков» и др.);
- организация и проведение интерактивных занятий-встреч с использованием интерактивных технологий («Посмотрим на курение новыми глазами», «Почему легко начать курить и трудно бросить», «Курить - здоровью вредить», «Убеди друга (родителей, если они курят) вести здоровый образ жизни», «Почему не курят спортсмены и лидеры, которые сделали карьеру? и др.);
- проведение профилактических акций («Мой выбор: курить или не курить?», «Путь к счастью и карьере», игра по станциям «Я против курения», познавательная программа «Я не курю и тебе не советую» и т. д.).
Социально значимый проект «В поисках зеленой палочки» предполагает анализ кодекса здоровья Л. Н. Толстого, организацию и проведение туристического маршрута для младших школьников и подростков, квеста по темам «Л. Н. Толстой о физической культуре», «Л. Н. Толстой о пользе умеренного питания» и т. д. [23]
Представим выдержки из анкет обратной связи студентов - участников мероприятий по формированию навыков здорового образа жизни:
«Участие в мероприятиях для меня оказалось важным и значимым. Могу сказать, что ряд аспектов, касающихся здорового образа жизни, стала воспринимать с большей ответственностью, появилось осознание ряда проблем».
«Участие в проектах пополнило мою будущую профессиональную копилку. Вынесла для себя новые приемы и технологии работы, которые, как мне кажется, позволят работу с будущими учениками вывести на качественно новый уровень, сделать ее интересной, значимой для детей, уйти от формальности и надоевших всем нравоучений».
«Начала бегать по утрам и делать зарядку, стала меньше "сидеть в телефоне". Думаю, после участия в проекте смогу донести до детей важность и необходимость ЗОЖ на интересном, доступном для школьников уровне, предложить альтернативные формы работы, повысить их мотивацию. Не могу сказать, что вся моя жизнь кардинально изменилась, но тому новому, что появилось, очень рада. Спасибо организаторам за подобную технологию проведения занятий».
Эффективность данной работы определяется повышением знаний студентов педагогического вуза по вопросам формирования навыков здорового образа жизни, активного включения будущих специалистов в данную деятельность сначала через участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях, а потом через разработку собственных проектов и их апробацию с различными категориями детей.
Заключение
В условиях современной реальности целесообразность формирования навыков здорового образа жизни у студентов педагогического вуза не вызывает сомнений. Студенты, в скором будущем молодые специалисты, приступив к выполнению профессиональных обязанностей, сопряженных с эмоциями и повышенной ответственностью, как никто, должны владеть эффективными технологиями здоровьесбережения обучающихся и уметь применять эффективные технологии организации собственной жизни и профессионального саморазвития.
Здоровье рассматривается как одна из базовых категорий и ценностей человека, как целесообразная активность [24]. Проведенное исследование позволяет говорить о здоровье студента как о ресурсе, потенциале его самореализации как личности и индивидуальности, а в ближайшие несколько лет и как специалиста; здоровом образе жизни - как о рациональном и нравственном поведении человека, которое позволяет ему сохранить и укрепить здоровье в процессе самореализации как личности. Сами студенты связывают здоровый образ жизни с физическим и психическим здоровьем, необходимостью работать над собой по укреплению собственного здоровья, приобретению опыта формирования ценностей здорового образа жизни [25].
Научно обоснованный комплексный подход к формированию навыков здорового образа жизни у студентов педагогического вуза основывается на психолого-педагогических, организационно-педагогических и содержательно-педагогических условиях. Представленные формы работы со студентами (дискуссии, тематические беседы, орга-низационно-деятельностные игры, форсайт-сессии в игровой форме, акции, проекты и т. д.) направлены на повышение психолого-педагогической компетентности будущих педагогов в вопросах формирования установок и ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. Основной задачей используемых мероприятий является формирование системы теоретических знаний и практических умений, присвоение ценностей здорового образа жизни, развитие профессионально важных качеств личности будущего педагога, что в целом способствует приобретению опыта здорового образа жизни, который в дальнейшем можно использовать с участниками образовательного процесса (учащимися, родителями, педагогами).
Эффективность представленной нами работы, наряду с повышением знаний студентов в вопросах сохранения и укрепления здоровья обучающихся, имеет и пролонгированный эффект, так как является одним из условий формирования навыков здорового образа жизни будущих педагогов.
Ссылки на источники
1. Макарова В. К. Пропаганда здорового образа жизни в образовательной среде // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 5-1 (10). - С. 49-54.
2. URL: http://www.ivfrao.ru.
3. URL: http://www.wciom.ru.
4. Тихомирова Л. Ф., Макеева Т. В. Здоровьесберегающая педагогика. - М.: Юрайт, 2019. - 251 с.
5. Harvard School of Public Health Creating an agenda for school based health promotion: A review of selected reports. - Boston: MA, 1992. - P. 13-15.
6. Dushaw M. L. A comparative study of three model comprehensive elementary school health education programs // J. Sch. Hlth. - 1984. - Vol. 54. - № 10. - P. 397-400.
7. Ripley G. D. School health education in Sweden // Brit. Med. J. - 1974. - Vol. 3. - № 5932. - P. 670-672.
8. Currie C. Health Behavior in School Aged Children. Research protocol for the survey // A World Health Organization Cross National Study. - Edinburgh: University of Edinburgh, 1998. - P. 121.
9. Allensworth D. Research base for innovative practices in school health education // Comprehensive school health programs / Ed. S. Jackson. - 1993. - P. 242-249.
10. Калью П. И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. - М.: Изд-во ВНИИМИ, 1988. - 69 с.
11. Давыдова С. А. Формирование стратегии здоровьесбережения у студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе // Высшее образование сегодня. - Чебоксары, 2012. - № 7. - С. 74-78.
12. Орехова Т. Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования: монография. - М.: Флинта, 2016. - 212 с.
13. Региональная модель формирования, сохранения и укрепления здоровья обучающихся и педагогов Кузбасса / И. А. Свиридова, Т. Н. Семенкова, Э. М. Казин // Валеология. - 2004. - № 4. - С. 10-17.
14. Бысик Н. В., Косарецкий С. Г., Пинская М. А. Проектирование модели профессионального развития педагогов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, работающих с учащимися с риском образовательной неуспешности: эмпирическая основа и ключевые составляющие // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 23. - № 5. - С. 87-101.
15. Актуальные вопросы подготовки специалистов среднего педагогического образования: материалы обл. науч.-практ. конф. преподавателей пед. колледжей / сост. С. В. Бабенко и др. - Челябинск: Челяб. гос. пед. колледж. - 2005. - № 1. - Ч. 2. - С. 77-79.
16. Бардина М. Ю. Составляющие здорового образа жизни современного студента // Научные исследования: от теории к практике. - 2016. - № 2-1 (8). - С. 76-79.
17. Бакешин К. П. Основы здорового образа жизни студента. - СПб.: Санкт-Петербург. гос. архитектурно-строительный ун-т, 2016. - 91 с.
18. Социально-психологические причины табакокурения студентов разных специальностей / О. А. Макунина, Е. В. Звягина, А. Н. Коваленко, Е. В. Быков // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 4 (40). - С. 263-273.
19. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога. - М.: АПК и ПРО, 2002. - С. 62.
20. Кто куда, а мы - в отряд!: учеб.-метод. пособие / авт.-сост.: З. Н. Калинина, Е. В. Декина, С. В. Пазухина. -Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого, 2018. - 201 с.
21. Айзман Р. И., Мельникова М. М., Косованова Л. В. Здоровьесберегающие технологии в образовании. - М.: Юрайт, 2018. - 282 с.
22. Декина Е. В., Шалагинова К. С. Выстраивание взаимодействия студента и преподавателя на различных этапах проектной деятельности // Проектирование и экспертиза в современном образовании: методология, методы, практики: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. 23-24 мая 2019 г. Калуга, Россия. - Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2019. - С. 26-34.
23. Здоровьем и силой прославим Россию!: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. З. Н. Калинина, С. В. Пазухина, Е. В. Декина и др. - Тула: Тул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого, 2018. - 152 с.
24. Дружилов С. А. Здоровый образ жизни как целесообразная активность человека // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 4 (60). - С. 648-654.
25. Конобейская А. В. Теоретические основы внедрения элементов здорового образа жизни в образовательных учреждениях. - Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2017. - 64 с.
E. B. ffemm, K. C. MaAaauHoBa
Elena V. Dekina,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Psychology and Pedagogy Chair, Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy, Tula [email protected] Ksenia S. Shalaginova,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Psychology and Pedagogy Chair, Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy, Tula [email protected]
Development of healthy lifestyle habits in students of a pedagogical University
Abstract. The article presents the results of a study of students of a pedagogical University on the issues of a healthy lifestyle. The presence of a significant proportion of students with health deviations and the General trend towards its deterioration puts the problem of forming healthy lifestyle habits of students in the forefront. Of particular relevance is the promotion of orientation to a healthy lifestyle among future teachers (teachers-psychologists, social educators). The purpose of the article is to increase the psychological and pedagogical competency of pedagogical University students in the formation of attitudes and value orientations to a healthy lifestyle. Research methods: theoretical (analysis of psychological and pedagogical literature), empirical (questionnaires). The study revealed the need for systematic and comprehensive work to prepare future teachers to preserve and strengthen the health of their students, to use health-saving educational technologies in the educational process: diagnostics and information on healthy lifestyles; designing work in the field of health improvement of children and young people, formation of orientation to a healthy lifestyle for all participants of the educational process; prevention of deviant behavior. The authors draw attention to the potential of project activities with the aim of forming positive attitudes to the preservation of various types of health, a life position aimed at a healthy lifestyle of students. One of the main objectives of the events is to develop students ' experience of a healthy lifestyle, which can be used in the future with participants in the educational process (students, parents, teachers), development and implementation of programs for the formation of a health culture. Forms of work: discussions, thematic conversations, organizational and activity games, foresight sessions in the form of games, actions that provide an interactive format, classes with elements of training, art therapy, practices that include the implementation of projects and programs, exchange of experience in the framework of health-improving events. The results of the study showed the feasibility of using innovative experience in forming healthy lifestyle habits of students - future teachers, their application in working with students of different age categories.
Key words: healthy lifestyle, health culture, training of the future teacher, project approach, health-saving technologies. References
1. Makarova, V. K. (2016). "Propaganda zdorovogo obraza zhizni v obrazovatel noj srede", Tavricheskij nauchny'j obozrevatel', № 5-1 (10), pp. 49-54 (in Russian).
2. Available at: http://www.ivfrao.ru (in Russian).
3. Available at: http://www.wciom.ru (in Russian).
4. Tixomirova, L. F. & Makeeva, T. V. (2019). Zdorov'esberegayushhaya pedagogika, Yurajt, Moscow, 251 p. (in Russian).
5. (1992). Harvard School of Public Health Creating an agenda for school based health promotion: A review of selected reports, MA, Boston, pp. 13-15 (in English).
6. Dushaw, M. L. (1984). "A comparative study of three model comprehensive elementary school health education programs", J. Sch. Hlth, vol. 54, № 10, pp. 397-400 (in English).
7. Ripley, G. D. (1974). "School health education in Sweden", Brit. Med. J, vol. 3, № 5932, pp. 670-672 (in English).
8. Currie, C. (1998). "Health Behavior in School Aged Children. Research protocol for the survey", A World Health Organization Cross National Study, University of Edinburgh, Edinburgh, p. 121 (in English).
9. Allensworth, D. (1993). "Research base for innovative practices in school health education", in Jackson, S. (ed.). Comprehensive school health programs, pp. 242-249 (in English).
10. Kal yu, P. I. (1988). Sushhnostnaya xarakteristika ponyatiya "zdorov'e" i nekotory'e voprosy' perestrojki zdravo-oxraneniya: obzornaya informaciya, Izd-vo VNIIMI, Moscow, 69 p. (in Russian).
11. Davydova, S. A. (2012). "Formirovanie strategii zdorovesberezheniya u studentov v processe professionalnoj podgotovki v vuze", Vy'sshee obrazovanie segodnya, Cheboksary , № 7, pp. 74-78 (in Russian).
12. Orexova, T. F. (2016). Teoreticheskie osnovy' formirovaniya zdorovogo obraza zhizni sub"ektovpedagogicheskogo processa vsisteme sovremennogo obshhego obrazovaniya: monografiya, Flinta, Moscow, 212 p. (in Russian).
13. Sviridova, I. A., Semenkova, T. N. & Kazin, E\ M. (2004). "Regional naya model' formirovaniya, soxraneniya i ukrepleniya zdorovya obuchayushhixsya i pedagogov Kuzbassa", Valeologiya, № 4, pp. 10-17 (in Russian).
14. By'sik, N. V., Kosareczkij, S. G. & Pinskaya, M. A. (2018). "Proektirovanie modeli professional nogo razvitiya pedagogov shkol, funkcioniruyushhix v neblagopriyatnyx social'ny'x usloviyax, rabotayushhix s uchashhimisya s riskom obrazovatelnoj neuspeshnosti: empiricheskaya osnova i klyuchevye sostavlyayushhie", Psixologicheskaya nauka i obrazovanie, t. 23, № 5, pp. 87-101 (in Russian).
15. Babenko, S. V. et al. (eds.) (2005). Aktual'ny'e voprosy' podgotovki specialistovsrednego pedagogicheskogo obra-zovaniya: materialy' obl. nauch.-prakt. konf. prepodavatelej ped. kolledzhej, Chelyab. gos. ped. kolledzh, Chelyabinsk, № 1, ch. 2, pp. 77-79 (in Russian).
16. Bardina, M. Yu. (2016). "Sostavlyayushhie zdorovogo obraza zhizni sovremennogo studenta", Nauchny'e issledo-vaniya: ot teorii k praktike, № 2-1 (8), pp. 76-79 (in Russian).
17. Bakeshin, K. P. (2016). Osnovy' zdorovogo obraza zhizni studenta, Sankt-Peterburg. gos. arxitekturno-stroitel ny j un-t, St. Petersburg, 91 p. (in Russian).
18. Makunina, O. A. et al. (2019). "Socialno-psixologicheskie prichiny' tabakokureniya studentov raznyx specialnos-tej", Perspektivy' nauki i obrazovaniya, № 4 (40), pp. 263-273 (in Russian).
19. Smirnov, N. K. (2002). Zdorov'esberegayushhie obrazovatel'ny'e texnologii vrabotepedagoga, APK i PRO, Moscow, p. 62 (in Russian).
20. Kalinina, Z. N., Dekina E. V. & Pazuxina, S. V. (2018). Kto kuda, a my' - v otryad!: ucheb.-metod. posobie, Izd-vo Tul. gos. ped. un-t im. L. N. Tolstogo, Tula, 201 p. (in Russian).
21. Ajzman, R. I., Mel nikova, M. M. & Kosovanova, L. V. (2018). Zdorov'esberegayushhie texnologii v obrazovanii, Yur-ajt, Moscow, 282 p. (in Russian).
22. Dekina, E. V. & Shalaginova, K. S. (2019). "Vystraivanie vzaimodejstviya studenta i prepodavatelya na razlichnyx e tapax proektnoj deyatel nosti", Proektirovanie i e'kspertiza v sovremennom obrazovanii: metodologiya, meto-dy', praktiki: materialy' I Vseros. nauch.-prakt. konf. 23-24 maya 2019 g. Kaluga, Rossiya, KGU im. K. E\ Ciol-kovskogo, Kaluga, pp. 26-34 (in Russian).
23. Kalinina, Z. N. et al. (2018). Zdorov'em i siloj proslavim Rossiyu!: ucheb.-metod. posobie, Tul. gos. ped. un-t im. L. N. Tolstogo, Tula, 152 p. (in Russian).
24. Druzhilov, S. A. (2016). "Zdorovyj obraz zhizni kak celesoobraznaya aktivnosf cheloveka", Sovremenny'e nauchny'e issledovaniya i innovacii, № 4 (60), pp. 648-654 (in Russian).
25. Konobejskaya, A. V. (2017). Teoreticheskie osnovy' vnedreniya e'lementov zdorovogo obraza zhizni v obra-zovatel'ny'x uchrezhdeniyax, Izd-vo TOGU, Xabarovsk, 64 p. (in Russian).
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
www.e-koncept.ru
Библиографическое описание статьи:
Декина Е. В., Шалагинова К. С. Формирование навыков здорового образа жизни у студентов педагогического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 06 (июнь). - С. 57-69. - URL: http://e-koncept.ru/2020/201045.htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11045
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Декина Е. В., Шалагинова К. С., 2020
977230412020306