УДК 37.01
К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
И.В. Арябкина, Е.Н. Елисеева
Аннотация. В статье авторы доказывают актуальность проблемы в современной ситуации кризиса межкультурного диалога, дают определение понятию «культурно-эстетическая толерантность»; представляют программу формирования культурно-эстетической толерантности младших школьников в процессе изучения английского языка. Приобщение обучающихся к культуре своего и других народов и знакомство с произведениями искусства разных народов должно обеспечить достижение такой цели, как формирование у школьников представления о диалоге культур как безальтернативной философии жизни в современном мире.
Ключевые слова: межкультурный диалог, толерантность, культурно-эстетическая толерантность, младший школьный возраст, искусство, культурно-эстетическая образовательная среда, культурологический, полихудожественный и выразительностный подходы.
TO THE QUESTION OF TOPICALITY OF UPBRINGING
CULTURAL AND AESTHETIC TOLERANCE IN THE ELEMENTARY
SCHOOL IN THE PROCESS OF LEARNING ENGLISH
I. Aryabkina, E. Petrakova
Abstract. In the article the authors prove the topicality of the problem in the present-day crisis situation of intercultural dialogue; give the definition of the notion "Cultural and Aesthetic Tolerance"; present her author's program of upbringing cultural and aesthetic tolerance in the elementary school in the process of learning English. The inclusion of the pupils into their national culture and cultures of other nations and accustom to works of art of different nations is supposed to ensure the achievement of such goal as forming schoolchildren's conception about intercultural dialogue as about philosophy of life without an alternative in the modern world.
Keywords: intercultural dialogue, tolerance, cultural and aesthetic tolerance, elementary school age, art, cultural and aesthetic educational environment, culturological, polyartistic and expressive approaches.
Последние события в Украине, Сирии, в Европе и России свидетельствуют о том, что мировое сообщество претерпевает значительные перемены социально-политического и социально-экономического характера, которые сопровождаются такими негативными проявлениями, как национализм, терроризм, вооруженное противостояние. Все это представляет реальную угрозу мирного сосуществования народов, стран, культур, представители которых не хотят услышать и понять друг друга.
Одержимые целью мирового господства, желанием обладать как можно большим количеством материальных благ, религиозным фанатизмом, лидеры стран, сообществ и различных организаций игнорируют, часто безнаказанно, права человека, международные соглашения и договоры. Сегодня как никогда остро перед мировой общественностью встала проблема налаживания межкультурного диалога, основанного на уважении и понимании каждого из его участников.
Все вышесказанное актуализирует проблему формирования толерантности личности. На наш
взгляд, все современные системы образования в разных странах должны принять данную проблему в качестве приоритетной, разрабатывать образовательные программы, направленные на преодоление межнациональной вражды и формирование правильного отношения к разным культурам, основанного на понимании и уважении их особенностей.
В своей работе мы рассматриваем формирование толерантности младших школьников, опираясь на идеи педагогики искусства. Именно теперь, в третьем тысячелетии, с особой остротой встал вопрос о восполнении духовной составляющей личности, то есть «назрела необходимость через искусство влиять на духовное начало Человека» [1, с.7]. Чтобы раскрыть понятие культурно-эстетической толерантности, необходимо более подробно остановиться на понятии толерантности в целом, о котором сейчас так много говорят и пишут. На наш взгляд, в свете последних событий оно требует переосмысления и переоценки его содержания. Рассмотренные ниже определения толерантности наиболее близки к нашему пониманию этого понятия.
Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995), «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой
индивидуальности <...>, это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира...» [3].
По мнению С.Л. Кагановича, «понятие толерантности несет в себе идеи многообразия, равенства, отказа от доминирования и насилия одного над другим, касается ли это отдельных людей, групп людей или целых народов и государств» [4].
Представитель философского крыла рассмотрения понятия толерантности Владислав Лекторский предлагает четыре возможных способа понимания толерантности. Первый, толерантность как безразличие, предполагает существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана (религиозные взгляды, специфические ценности разных культур, особенные этнические верования и убеждения и т.д.). Второй, толерантность как невозможность взаимопонимания, ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать. Толерантность как снисхождение подразумевает привилегированное в сознании человека положение своей собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать. И, наконец, терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в результате критического диалога [5, с.4,5]. На этот подход к толерантности и указывает автор в качестве желаемого для современной ситуации.
Таким образом, чрезвычайно актуальным в современных условиях становится
формирование у младших школьников способности понимать, принимать и руководствоваться в своей деятельности идеями многообразия и равенства культур, отсутствия доминирования и насилия, межкультурного критического диалога.
В контексте нашего исследования мы ставим задачу формировать у младших школьников толерантность к культурному наследию разных народов, населяющих нашу область, нашу страну, нашу планету через формирование у них эстетического к нему отношения, через
приобщение к искусству своего и других народов. Культурно-эстетическую
толерантность мы понимаем как одну из важнейших ценностно-смысловых диспозиций личности, которая обусловливает понимание, уважение и принятие ею иной культуры, отличной от своей, или, по крайней мере, отсутствие отрицательного отношения к проявлениям иной культуры.
Толерантность, в том числе культурно-эстетическая, не является врожденным качеством личности. Она формируется в процессе ее становления. И очень важно начать работу по формированию толерантного сознания в младшем школьном возрасте, поскольку именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных качеств будущей личности. Младший школьный возраст является самым благоприятным периодом для эмоционального общения с миром культуры и искусства, «едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни» [6, с.35]. В этом возрасте ребенок открыт для творчества, он воспринимает мир эмоционально и с интересом познает его. Учитывая эту особенность младших школьников, взрослые способны через эстетическое воспитание заложить подлинное мировоззрение человека.
Значение искусства в формировании личности младших школьников трудно переоценить. Б.Т. Лихачев подчеркивает, что именно в этом возрасте «осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности» [6, с.35]. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы, -предупреждал В.А. Сухомлинский [10]. - <...> Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту - маленький человек осознает свое достоинство» [8, с.52].
Таким образом, формирование толерантного сознания необходимо начинать в как можно более раннем возрасте. Для получения лучших результатов в своей работе с младшими школьниками мы знакомим их с языком, культурой и искусством англоговорящих стран, сравниваем их с явлениями своей культуры. При
этом мы учитываем многонациональный состав классов. В многонациональном Поволжье Ульяновская область занимает исключительное место. Уникальной особенностью нашего края является его промежуточное положение между территориями с выраженной моноэтничностью -Татарстаном, Чувашией и Мордовией -республиками с преобладающим в них населением коренной национальности и южнорусскими территориями Саратовской и Волгоградской областей. Регион имеет сложный национальный состав: его население разделено на четыре основные группы - русские, татары, чуваши и мордва. «История края - это замечательный пример мирного
сосуществования не только двух мировых религий и цивилизаций, но и различных языковых групп и культурных традиций» [7, с.3]. Многовековое межэтническое сожительство народов нашего края есть замечательный опыт развития и взаимодействия.
Результатом теоретического осмысления проблемы формирования культурно-эстетической толерантности младших школьников в процессе изучения английского языка явилась программа, целью которой является развитие у учащихся понимания культурного многообразия окружающего мира, интереса к проявлениям иных культур, положительного отношения к языку, культуре и искусству других народов.
Задачи:
1. Знакомить учащихся с языком, произведениями искусства, проявлениями культурной жизни англичан, а также национальностей, представители которых обучаются в классе.
2. Сравнивать произведения искусства своего и других народов. Находить общее.
3. Расширять лексический минимум, которым необходимо овладеть учащимся на уроках английского языка.
4. Вовлекать младших школьников в эстетическую деятельность на английском языке: разучивание стихотворений, подготовку и исполнение песенок на английском языке, разучивание ролей из небольших инсценировок; конкурсы на лучшее прочтение стихотворения, лучший перевод, лучший рисунок или иллюстрацию, лучшее исполнение песни группой, лучшее выразительное чтение и др.; театрализованные постановки сказок.
Программа основана на следующих принципах:
1. Гуманизации (признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания). Принцип гуманистической направленности
педагогического процесса требует подчинения обучения и воспитания задачам формирования и развития всесторонне развитой личности. «Принцип гуманизации образования реализуется через соблюдение следующих правил педагогической деятельности: педагогический процесс и воспитательные отношения в нем строить на полном признании гражданских прав воспитанника; постоянно осуществлять гуманистическое просвещение учащихся и достаточное их гуманитарное образование; обеспечивать привлекательность и эстетичность педагогического процесса и комфортность воспитательных отношений его участников» [2, с.763].
2. Культуросообразности. Этот принцип означает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
3. Эстетизации обучения и воспитания (формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус; дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов).
Работу по формированию культурно-эстетической толерантности учащихся мы осуществляем как на уроках английского языка, так и во внеурочной деятельности. Урочная деятельность включает знакомство с образцами произведений искусства разных народов (это может быть демонстрация репродукций картин при введении новой лексики или показ презентации, которая сочетает в себе изобразительное и музыкальное искусство); обмен культурным опытом между учащимися разных национальностей (через составление диалогов на заданную тему, например «Как отмечают Новый год в России и Англии»).
Внеурочная деятельность дает больше возможностей для организации творческой и исполнительской деятельности учащихся (рисование, разучивание и декламирование детских стихов на английском языке, исполнение детских песен, театрализованные постановки английских сказок и русских народных сказок на английском языке).
В рамках представленного исследования были разработаны и апробированы педагогические условия, которые делают процесс формирования культурно-эстетической
толерантности младших школьников более эффективным: создание особой культурно-
эстетической образовательной среды; применение единства культурологического, полихудожественного и выразительностного подходов; создание и реализация модели формирования культурно-эстетической
толерантности младших школьников в процессе изучения английского языка.
Создание особой культурно-эстетической образовательной среды осуществляется через включение детей в художественно-образную систему культур народов, населяющих Ульяновскую область, и англоговорящих стран с целью овладения ее нормативно-ценностными категориями. В основе методики приобщения к разным культурам: игра; наглядность как ведущий педагогический метод; традиционные методы народной педагогики (подражание, копирование, совместные действия, диалог, побуждение к самостоятельным и творческим проявлениям детей); детское творчество как важнейший этап процесса усвоения традиции, способ самореализации ребенка.
Успешности педагогического процесса способствуют также следующие условия: создание атмосферы большой дружной семьи; организация уютного обучающего пространства с элементами традиционного быта и детскими поделками; активное участие родителей: совместные с детьми подготовка к праздникам и их проведение, а также встречи поездки, чаепития, выполнение творческих работ, домашних заданий. Культурологический подход реализуется через приобщение учащихся к традициям, произведениям искусства своего народа, народов, проживающих на территории Ульяновской области, к общероссийскому культурному наследию и культуре и языку англоговорящих стран. Причем основной задачей знакомства младших школьников с миром искусства разных народов мы видим в том, чтобы найти в нем общее, похожее, близкое. На этой основе и формируется
культурно-эстетическая толерантность
личности.
Приобщая младших школьников к искусству разных народов, мы исходим также из идей полихудожественного подхода: знакомство с произведениями разных видов искусства [9]. Кроме того, одним из направлений нашей работы является развитие творческих способностей младших школьников: конкурсы рисунков, исполнение песен и декламирование стихов на родном и английском языках, инсценирование сказок.
Формирование культурно-эстетической толерантности школьников невозможно без использования идей выразительностного подхода: ориентирование личности на объекты и критерии не только эстетического совершенства, красоты, но и эстетической и художественной выразительности, многообразия и ценности их сочетания.
Итак, формирование культурно-эстетической толерантности сегодня - актуальнейшая проблема, от решения которой зависит, выйдет ли мировое сообщество из кризисной ситуации, в которой оно сейчас находится. Реализация в системе образования и воспитания детей, молодежи, взрослых программы укрепления культурно-эстетических диалогических
толерантных отношений во всех возможных формах (основных и дополнительных) - это один из способов решения данной проблемы. Большую роль в формировании культурно-эстетической толерантности играет искусство, поскольку подлинное искусство не имеет национальности, несет в себе общечеловеческие ценности, понятные любому народу, и воспитывает человека, обладающего
толерантным сознанием, готового вступить в межкультурный диалог с целью обогащения своего внутреннего мира.
Литература:
1. Алексеева Л.Л. Теоретические предпосылки педагогики искусства (литературная деятельность В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова) / Л.Л. Алексеева // Научные школы в педагогике искусства; под ред. Л.Г. Савенковой. - М.: ИХО РАО, 2008. - С. 7-15.
2. Арябкина И.В. Формирование культурно -эстетической компетентности учителя начальной школы на основе личностно-ориентированного подхода: теоретические аспекты: монография / И.В. Арябкина. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. - 184с.
3. Арябкина И.В., Марковцева О.Ю. Ценностные смыслы подготовки будущих учителей начальной школы к культурно-эстетическому
взаимодействию с младшими школьниками в условиях педагогического вуза / И.В. Арябкина, О.Ю. Марковцева // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2014. - № 2. - С. 191-197.
4. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В.С. Безрукова. - Екатеринбург, 2000. - 937 с.
5. Декларация принципов толерантности (Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года).
6. Каганович С.Л. Пути формирования толерантного сознания в российской школе [Электронный ресурс] / С.Л. Каганович. - Режим
доступа: http://www.tolerance.ru/Puti-formirovaniya .php?PrPage=Deti
7. Лекторский В.А. Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») / Выступление В.А. Лекторского. - М. - 2002.
8. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев. - М.: Просвещение, 1985. - 175 с.
Сведения об авторах:
Арябкина Ирина Валентиновна (г. Ульяновск, Россия), доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольного и начального общего образования, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, e-mail: [email protected]
Петракова Елена Николаевна (г. Ульяновск, Россия), учитель английского языка МАОУ «Средняя школа № 21» г. Ульяновск.
Data about the authors:
I. Aryabkina (Ulyanovsk, Russia), doctor of education, docent, professor of the Department of Preschool and Primary Education, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. Ulyanov, e-mail: [email protected]
E. Petrakova (Ulyanovsk, Russia), teacher of English at the Secondary School № 21 of Ulyanovsk.
9. Лосева В.И. Народный женский костюм Симбирской губернии / В.И. Лосева. - Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2003. - 12 с.
10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Кишинев: Лушина, 1978. - 239 с.