заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
3.Арябкина И. В. Проблемы культурно-эстетического развития личности на современном этапе реформирования образования [Текст] / И. В. Арябкина // Научный потенциал. 2015. № 2 (19). С. 32-35. - ISSN 2218-7774.
4. Арябкина И. В. Гуманитарно-эстетическая педагогика в условиях реформирования образовательной системы [Текст] / И. В. Арябкина // Искусство и образование. № 2. 2010. С. 5-13.
5.Мануйлов Ю.С. Педагогика среды: на пути к воспитательному пространству // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. Под ред. Н.Л.Селивановой, Л.И.Новиковой, Е.И.Соколовой. - Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2000. - 248с.
6.Арябкина И.В. Роль этнических компонентов вузовского образования в формировании культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы // В сборнике: Педагогические традиции народов России и зарубежья материалы международной научно-практической конференции. Российская Академия Образования Поволжско-Кавказское отделение РАО Координационный Совет РАО по педагогике и психологии ФГНУ «Институт социализаци; ответственный редактор Белухина Н.Н. Ульяновск, 2013. С. 34-38.
УДК 37.01
Б01 10.24411/2409-3203-2018-11823
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Арябкина Ирина Валентиновна
д.п.н., профессор кафедры дошкольного и начального общего образования Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
Россия, г. Ульяновск Саломатина Лада Алексеевна студент
ФГБОУ ВО «Ульяновский аграрный университет им. П.А. Столыпина»
Россия, г. Ульяновск
Аннотация: в статье раскрываются современные подходы к формированию культурно-эстетических потребностей у младших школьников (на примере музыкально-эстетической деятельности) посредством проектирования педагогических условий, влияющих на повышение эффективности данного процесса; кратко охарактеризована роль личности учителя как транслятора культуры.
Ключевые слова: педагогические условия, культурно-эстетические потребности, младший школьник.
DESIGNIN THE PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF CULTURAL AND AESTHETIC NEEDS OF YOUNGER STUDENTS
Arapkina Irina Valentinovna
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Preschool and Primary General
Education
Ulyanovsk state pedagogical University named after I. N. Ulyanov
Russia, Ulyanovsk Solomatina Lada A. student
Ulyanovsk agricultural University. P. A. Stolypin Russia, Ulyanovsk
Abstract: The article reveals modern approaches to the formation of cultural and aesthetic needs of younger schoolchildren (using musical and aesthetic activities as an example) through designing pedagogical conditions that influence the effectiveness of this process, including: the expansion of musical aesthetic knowledge and skills of younger schoolchildren based on the study " language "music; emotional and sensual "saturation" of musical and aesthetic experience of students in the process of artistic communication; solution of problem-aesthetic situations based on the perception of musical works. The role of the teacher in the process under review is briefly described.
Keywords: pedagogical conditions, cultural and aesthetic needs, younger schoolchildren.
В современной российской педагогике и психологии существуют различные подходы к пониманию понятия «условие» в качестве совокупности неких обстоятельств, в которых осуществляется человеческая деятельность. В трудах И. В. Деминой, А. Н. Ксенофонтовой, Н. Е. Щурковой, Н. М. Яковлевой и др. педагогические условия рассматриваются как факторы, которые способствуют или препятствуют успешности развития личности.
В трудах ученых-философов термин «условия» трактуется как выражение отношения предмета к окружающим явлениям, без которых он не может существовать, совокупность объектов (вещей, процессов, отношений и т.д.), которые необходимы для возникновения, существования или изменения какого-либо объекта. К примеру, А. Я. Найн дает определение понятию «педагогические условия» как совокупности объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач [3].
Педагогические условия рассматриваются педагогами, психологами как важнейший компонент учебно-воспитательного процесса, который представляет собой интеграцию определенной совокупности мер (объективных возможностей) педагогического процесса, направленных на достижение определенной цели.
Целесообразно, на наш взгляд, является такая трактовка термина «педагогическое условие», согласно которой он рассматривается как внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание и результат процесса обучения и воспитания, в той или иной мере сознательно сконструированное педагогом.
Успешность и эффективность проектирования педагогических условий формирования культурно-эстетических потребностей младших школьников во многом зависит от четкости определения конечной цели и результатов, которые должны быть достигнуты. Важным при том является тот факт, что на определенных этапах учебно-воспитательного процесса педагогические условия как таковые и сами могут выступать как
106
результат, достигнутый в процессе их реализации.
Кроме того, выделяя педагогические условия, исходим из понимания того, что процесс формирования культурно-эстетических потребностей младшего школьника может успешно функционировать при определенном их комплексе.
Под комплексом педагогических условий эффективности процесса формирования культурно-эстетических потребностей младших школьников понимают взаимосвязанную совокупность мер процесса обучения, структура которой, с одной стороны, имеет целостный характер, с другой стороны — достаточно гибкий, динамичный, учитывающий развертывание данного процесса на каждом новом его этапе.
Проектирование и реализация комплекса педагогических условий на каждой ступени формирования культурно-эстетических потребностей у младших школьников осуществляется не только в рамках учебной деятельности, но и во внеклассной, внеурочной работе (в контексте музыкально-эстетического воспитания это подготовка к участию в концертной деятельности (исполнительской и вокальной), конкурсы по различным видам эстетической деятельности, работа «Музыкальной гостиной», посещение филармонии и т.п.)
Вкратце охарактеризуем педагогические условия, оказывающие влияние на повышение эффективности процесса формирования культурно-эстетических потребностей у младших школьников (на примере музыкально-эстетической деятельности).
Первое условие — расширение музыкально-эстетических знаний и умений младших школьников на основе изучения «языка» музыки и формирование умения слушать классическую музыку в соответствии с положениями теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина (целостное эмоциональное восприятие музыкального произведения, осмысление формы и содержания произведения в контексте имеющегося опыта (соотнесение с личностной системой ценностей, выявление аналогий и противоречий), рефлексия ощущений, переживаний, мыслей по поводу воспринимаемых музыкальных событий и явлений, формирование личностного смысла — создание идеально-чувственного образа переживаемого события).
Второе условие — эмоционально-чувственное «насыщение» музыкально-эстетического опыта учащихся в процессе художественного общения, обеспечивающее развитие эстетического восприятия и отзывчивости, эстетической чувствительности к звуку, тону, интонации. Художественное общение — диалог с автором произведения искусства, опосредованный художественным произведением (Т. Г. Русакова) [4], рассматривается как деятельность учащегося по включению в коммуникативный контекст общения и «собеседования» с автором — носителем определенного уровня эстетической культуры и педагогом, выполняющим функцию транслятора и интерпретатора музыкального произведения.
Третье условие — решение проблемно-эстетических ситуаций, обеспечивающих формирование культурно-эстетических потребностей у младших школьников на основе восприятия музыкальных произведений, музицирования, вокального исполнительства в процессе музыкально-эстетической подготовки.
Формирование культурно-эстетических потребностей младших школьников — осознанное включение в эстетическую деятельность путем целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся на уроках музыки [2]. Эстетическая деятельность является воплощением высшей целесообразности и высшего проявления мастерства, совершенства человека в деятельности, т.е. искусности (В. В. Горшкова).
Деятельность может быть направлена на действительность (вовне) и на личность действующего (вовнутрь). Действуя в процессе труда, познания, общения и оценки, человек разворачивает, обогащает и развивает свои сущностные силы. С другой стороны, всякая самооценка, самопознание, а также «самообщение» развивают внутренние структуры
личности, направляют и формируют эстетический вкус. При таком подходе к описанию закономерностей эстетической деятельности охватываются основные внешние и внутренние связи процесса формирования эстетического вкуса в процессе обучения. Это и дает основание считать целесообразным и продуктивным подход осознанного включения младшего школьника в музыкально-эстетическую деятельность.
Включение учащихся в эстетическую деятельность в классной, внеклассной, внеурочной работе обеспечит реализацию полученных в ходе целенаправленного обучения и свободного художественного общения эстетических знаний в эстетической деятельности.
Немаловажным фактором, влияющим на рассматриваемый в данной статье процесс, является серьезное терапевтическое воздействие музыкального искусства на младшего школьника.
В настоящее время известно, что в момент сильного звукового потока подсознание от человека высвобождается от наслоения условностей, комплексов и мышечных зажимов. При этом следует учесть, что благоприятную, терапевтическую функцию способен выполнить только негромкий, организованный звуковой поток. Так, например, наибольшее благоприятное воздействие на человека могут оказывать звуки природы и классическая музыка. Установлено, что полезны для самочувствия некоторые произведения И.С. Баха, Э. Грига, Л.В. Бетховена, В.А. Моцарта, П.И. Чайковского и др. Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы человека целесообразно использовать в работе с детьми. Так, гнев и раздражение снимает «Хор пилигримов» Р. Вагнера, от меланхолического настроения можно освободиться при прослушивании оды «К радости» Л. Бетховена, при нервном истощении помогает музыка Э. Грига (например, его произведение «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»). Есть произведения, которые улучшают внимание, помогают сосредоточиться (например, «Времена года» П.И. Чайковского, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Грезы» Р. Шумана).
В современном мире выделяются два основных направления музыкальной терапии: воздействие музыки в сопровождении «комплекса искусств» (изотерапии, сказкотерапии и др.); музыка как самостоятельный способ воздействия на человека. В первом варианте влияние музыки эффективно ввиду синестетических ощущений, возникающих в результате аудиального, визуального и кинестетического воздействия звуков, слов, цветов, форм. Во втором случае воздействие музыки более эффективно благодаря специфическому воздействию вибраций звуковых волн на слуховые рецепторы человека. Музыка приобретает терапевтическое свойство тогда, когда она воздействует на все процессы: сознательные, подсознательные, бессознательные при ведущей роли бессознательного, которое активизирует в человеке его потенциальные возможности.
Способ релаксации основан на полном погружении в бессознательное, когда необходимо полностью расслабиться, а важным становится отсутствие подсознательных процессов (образов) и сознательных процессов (осмысления всего происходящего). Только такое погружение позволяет человеку остаться один на один с собой и гармонизовать все внутренние процессы, благодаря чему улучшается самочувствие, снимается напряжение, происходит интуитивный выбор верного решения в той или иной сложной ситуации. Другими словами, осмысление в этом случае заменяется интуицией и «доверием» к самому себе. В педагогическом процессе такой способ применяется в виде неглубокого «погружения в себя» («Дети, закройте глаза и послушайте музыку»).
Учитель начальных классов стоит у истоков формирования личности младших школьников и способен оказывать на них ежедневное музыкально-педагогическое и художественно-воспитательное воздействие [1].
Сложность организации музыкальной подготовки заключается в сочетании музыкального воспитания самих учителей с освоением ими методики организации музыкально - эстетической деятельности младших школьников.
Поэтому для повышения эффективности музыкально-эстетической подготовки учителей необходимо решение триединой задачи — освоение музыкального материала и воспитание в себе активного слушателя, овладение знаниями о способах применения музыки в процессе обучения и реализации на практике этих вариативных способов, формирование умений проектировать способы применения музыки в учебной и внеучебной деятельности младших школьников и педагогическая ориентация на целостность создаваемого в классе музыкально-эстетического пространства.
Таким образом, формирование культурно-эстетических потребностей у младших школьников — явление многоаспектное, целостное и непрерывное, основанное на эстетической рефлексии. Достижение эффективности рассматриваемого процесса возможно лишь при соблюдении педагогических условий, охарактеризованных в данной статье.
Ссылки на источники:
1. Арябкина, И. В. Культурно-эстетическая компетентность учителя начальной школы [Текст] : структура и проблемы формирования в системе высшего профессионального образования / И. В. Арябкина // Поволжский педагогический поиск. -2012. - № 1 (1). - С. 61-68.
2. Арябкина, И. В. Основополагающие методы формирования культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы в условиях педагогического вуза [Текст] / И. В. Арябкина, О. Ю. Марковцева // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 3. - С. 139-143.
3. Педагогическая наука и образование : [сборник статей] / Урал. гос. ун-т физ. культуры, каф. педагогики ; [отв. ред. А. Я. Найн]. - Челябинск : УралГУФК, 2017. - 266 с.
4. Русакова, Т. Г. Педагогические условия развития креативного мышления младшего школьника во внеурочной деятельности [Текст] : на материале занятий по дизайн-проектированию / Т. Г. Русакова, А. О. Цаплин // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 141.
♦