Научная статья на тему 'Художественность как ключевое понятие в сфере воспитания культурно-эстетической толерантности личности'

Художественность как ключевое понятие в сфере воспитания культурно-эстетической толерантности личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ / ARTISTRY / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / КУЛЬТУРНАЯ И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / CULTURAL AND AESTHETIC TOLERANCE / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ / AESTHETIC IDEAL / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА / ARTISTIC EVALUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыденко М.В., Шелюгина О.А., Кирюшина Ю.В.

Статья посвящена рассмотрению эстетической и искусствоведческой категории «художественность» как ключевой в процессе воспитания культурно-эстетической толерантности личности. Авторами обосновывается актуальность рассматриваемой проблемы: развитие культуры, изобразительного искусства XX XXI веков характеризуется наличием множества противоречивых направлений, концепций, художественных принципов, что вызывает необходимость развития у современного реципиента особого качества культурно-эстетической толерантности. В статье раскрывается понятие «художественность», прослеживается взаимосвязь между понятиями «художественность», «художественная культура личности», «эстетическая культура», «художественная оценка». В статье анализируются концепции исследователей, посвященные сущности понятия «культурно-эстетическая толерантность». Выявляется значение воспитания культурно-эстетической толерантности в контексте современной художественной культуры, характеризующейся тяготением к полистилизму и провокативности. Авторы приходят к выводу, что художественная оценка выступает проявлением художественно-эстетической толерантности реципиента. Обобщается практический опыт авторов, реализуемый ими в рамках чтения учебных курсов по философии искусства и культуры, формулируется один из методов воспитания культурно-эстетической толерантности в рамках учебного процесса в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTICS AS A KEY CONCEPT IN THE SPHERE OF EDUCATION OF CULTURAL-AESTHETIC TOLERANCE OF A PERSON

The article examines aesthetic and art criticism category of “artistry” as a key in the process of cultivating the cultural and aesthetic tolerance of an individual. The authors substantiate the urgency of the problem under consideration: the development of culture and fine arts of the 20th and 21st centuries is characterized by the presence of a multitude of contradictory trends, concepts, artistic principles, which necessitates the development of a special quality in the contemporary recipient cultural and aesthetic tolerance. In the article the concept of “artistry” is revealed, the interrelation between the concepts “artistry”, “artistic culture of a person”, “aesthetic culture”, “artistic evaluation” is traced. The article analyzes the notions of the main concept of “cultural-aesthetic tolerance”. The importance of education of cultural and aesthetic tolerance in the context of contemporary art culture characterized by gravitation towards polystylism and provocative behavior is revealed. The authors come to the conclusion that artistic evaluation is manifestation of artistic and aesthetic tolerance of the recipient. The practical experience of the authors, realized by them in the framework of reading the training courses on the philosophy of art and culture, is summarized, one of the methods of cultivating cultural and aesthetic tolerance within the educational process in a higher educational institution is formulated.

Текст научной работы на тему «Художественность как ключевое понятие в сфере воспитания культурно-эстетической толерантности личности»

2. Kapterev P.F. Didakticheskie ocherki. Petrograd: Zemlya, 1915.

3. Vygotskij L.S. Psihologiya iskusstva. Sankt-Peterburg: Azbuka, 2016.

4. Leont'ev A.N. Psihologicheskie osnovy doshkol'noj igry. Problemy razvitiya psihiki. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1981: 481 - 508.

5. Tarasov G.S. Psihologiya hudozhestvennoj igry (na primere mladshego shkol'nogo vozrasta). Sputnik uchitelya muzyki. Sostavitel' T.V. Chelysheva. Moskva: Prosveschenie, 1993: 49 - 55.

6. Vetlugina N.A. Vzaimosvyaz' tvorchestva i obucheniya na zanyatiyah. Hudozhestvennoe tvorchestvo v detskom sadu. Pod redakciej N.A. Vetluginoj. Moskva: Prosveschenie, 1974: 5 - 16.

7. Vetlugina N.A. Muzykal'nyjbukvar'. Moskva: Muzgiz, 1961.

8. Vetlugina N.A. Muzykal'nyj bukvar'. Moskva: Muzyka, 1985.

9. Hejzinga J. Homo Ludens. V teni zavtrashnego dnya. Moskva: OOO Izdatel'stvo AST, 2004.

10. Teplov B.M. Psihologiya muzykal'nyh sposobnostej. Moskva: Nauka, 2003.

11. Shatkovskij G.I. Razvitie muzykal'nogo sluha. Moskva: Muzyka, 1996.

12. Sposobin I.V. 'Elementarnaya teoriya muzyki. Moskva: Muzyka, 1968.

Статья поступила в редакцию 09.05.18

УДК 337

Davydenko M.V., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia),

E-mail: davydenkomaryna@yandex.ru

Shelyugina O.A., Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: olga.a.shel@gmail.com

Kiryushina Yu.V., Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: kuv@art.asu.ru

ARTISTICS AS A KEY CONCEPT IN THE SPHERE OF EDUCATION OF CULTURAL-AESTHETIC TOLERANCE OF A PERSON. The article examines aesthetic and art criticism category of "artistry" as a key in the process of cultivating the cultural and aesthetic tolerance of an individual. The authors substantiate the urgency of the problem under consideration: the development of culture and fine arts of the 20th and 21st centuries is characterized by the presence of a multitude of contradictory trends, concepts, artistic principles, which necessitates the development of a special quality in the contemporary recipient - cultural and aesthetic tolerance. In the article the concept of "artistry" is revealed, the interrelation between the concepts "artistry", "artistic culture of a person", "aesthetic culture", "artistic evaluation" is traced. The article analyzes the notions of the main concept of "cultural-aesthetic tolerance". The importance of education of cultural and aesthetic tolerance in the context of contemporary art culture characterized by gravitation towards polystylism and provocative behavior is revealed. The authors come to the conclusion that artistic evaluation is manifestation of artistic and aesthetic tolerance of the recipient. The practical experience of the authors, realized by them in the framework of reading the training courses on the philosophy of art and culture, is summarized, one of the methods of cultivating cultural and aesthetic tolerance within the educational process in a higher educational institution is formulated.

Key words: artistry, tolerance, cultural and aesthetic tolerance, aesthetic ideal, artistic evaluation.

М.В. Давыденко, канд. филос. наук, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул,

E-mail: davydenkomaryna@yandex.ru

О.А. Шелюгина, канд. искусств., доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул,

E-mail: olga.a.shel@gmail.com

Ю.В. Кирюшина, канд. искусств., доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: kuv@art.asu.ru

ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ КАК КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРНО-ЭСТEТИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Статья посвящена рассмотрению эстетической и искусствоведческой категории «художественность» как ключевой в процессе воспитания культурно-эстетической толерантности личности. Авторами обосновывается актуальность рассматриваемой проблемы: развитие культуры, изобразительного искусства XX - XXI веков характеризуется наличием множества противоречивых направлений, концепций, художественных принципов, что вызывает необходимость развития у современного реципиента особого качества - культурно-эстетической толерантности. В статье раскрывается понятие «художественность», прослеживается взаимосвязь между понятиями «художественность», «художественная культура личности», «эстетическая культура», «художественная оценка». В статье анализируются концепции исследователей, посвященные сущности понятия «культурно-эстетическая толерантность». Выявляется значение воспитания культурно-эстетической толерантности в контексте современной художественной культуры, характеризующейся тяготением к полистилизму и провокативности. Авторы приходят к выводу, что художественная оценка выступает проявлением художественно-эстетической толерантности реципиента. Обобщается практический опыт авторов, реализуемый ими в рамках чтения учебных курсов по философии искусства и культуры, формулируется один из методов воспитания культурно-эстетической толерантности в рамках учебного процесса в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: художественность, толерантность, культурная и эстетическая толерантность, эстетический идеал, художественная оценка.

Художественность - базовая методологическая категория искусствознания и эстетики, представляющая собой сущностную характеристику специфики явлений искусства, художественную ценность, синтетическое или системное качество всех сторон произведения, интегрирующее в себе ряд параметров (признаков художественности) [1, с. 207]. Исследование сущности художественности актуализируется в процессе осуществления художественного воспитания и образования, формирования художественной культуры личности: приобщение к культурному наследию, представленному в произведениях искусства по сути означает приобретение и усвоение новых культурных норм, познание особенностей, традиций, обычаев разных народов, воспитание уважения и терпимости к ценностям «чужой», «иной» культуры. Как социокультурный феномен, художественная куль-

тура выражает себя в искусстве - особой форме человеческого сознания, способного воспроизводить представления и образы, раскрывающие глубокие, всеобщие человеческие интересы в виде уникальных форм их проявления. По мысли Е.Ю. Ежовой, глубинным внутренним основанием феномена «художественная культура» выступает эстетическая культура - уровень способности ценностно воспринимать, по-человечески переживать и осмысливать действительность, обогащая содержание и формы выражения своей деятельности в мире [2, с. 59]. Одним из важнейших способов формирования эстетической культуры является художественное воспитание - формирование способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им. Процесс художественного воспитания, формирования эстетической культуры личности развертывается сегодня в

контексте глобальных трансформаций в культуре и искусстве, начало которым было положено еще в середине прошлого столетия: развитие изобразительного искусства XX - XXI веков характеризуется наличием множества противоречивых направлений, концепций, художественных принципов. Смысловую базу современного искусства составляют такие ценности, как космополитизм, индивидуализм; новейшими тенденциями художественного творчества являются технологизация, виртуализация, коммерциализация, стирание границ между элитарным и массовым искусством, утрата целостности, полистилизм, освобождение от каких-либо норм регламентации. В результате смены художественных парадигм на рубеже XX - XXI веков происходит расширение границ художественного и изменение самого феномена художественности. Так, по мнению Е. В. Рубцовой, в условиях нового социокультурного контекста, (постодернизм, рождение неклассической эстетики) меняется содержание категорий, с помощью которых анализируются и оцениваются художественные объекты. Пересмотру с этой точки зрения подверглись и традиционные представления о художественности. Автор указывает, что современная художественная ситуация предполагает одновременно альтернативный и универсальный характер новой постхудожественной парадигмы, проявляющийся в стремлении противоречить многим традиционным представлениям о творчестве, мастерстве, индивидуальности, духовности, в признании множественности смыслов искусства и сосуществования многих различных, но равнозначных подходов к искусству. Из ряда признаков художественности исчезает нормативность, а в качестве свойств художественности «нового типа» выдвигаются парадоксальность, процессуальность, провокативность [3, с. 14]. Сегодняшнему реципиенту предлагаются многообразные феномены культуры и искусства, не только выходящие за рамки традиционных и обыденных представлений, но и часто намеренно эпатажные, абсурдные, гротескные (один из ярких примеров - творчество отечественного родоначальника акцио-низма Олега Кулика). Вхождение в сферу художественного вкуса современного реципиента новых объектов эстетического отношения нередко приводит к ценностной дезориентации. Неоднозначность, сложность, противоречивость оснований новейшей культуры и художественности актуализируют исследование и развитие культурно-эстетической толерантности.

Под толерантностью понимается терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, согласие воспринять их даже в том случае, если они противоречат мировоззренческим установкам самого наблюдателя. Р.Р. Валитова определяет толерантность как качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.) [4, с. 75]. В самом широком смысле толерантность понимается как способность к взаимопониманию, диалогу, широкому взгляду к любому проявлению человека в сфере общения. Одной из разновидностей такой личностной установки является, по определению Л.П. Печко, культурно-эстетическая толерантность, которая относится к восприятию, поведению и его мотивации, эмоциям и их выражению, оценкам культурно-эстетического плана, вкусовым предпочтениям, уровню готовности к диалогу в сфере культуры, искусства [5, с. 254]. Исследователи, обращающиеся к данной проблематике, относят понятие «культурно-эстетическая толерантность» к новому направлению, принадлежащему педагогике искусства [6, с. 118]. Е.Н. Петракова дает следующее определение данного понятия: одна из важнейших ценностно-смысловых ориентаций личности, которая обусловливает понимание, уважение и принятие ею (личностью) иной культуры, отличной от своей, или отсутствие отрицательного отношения к проявлениям иной культуры [6, с. 124]. В работе М.А. Лазарева и А.А. Ласкина предлагается синоним понятия культурно-эстетическая толерантность - художественная толерантность, что означает качество личности, которое предполагает и проявляется расширением установок и мотивации в сфере культурных отношений и чувственного сознания. Авторы сформулировали полиэстетический подход, понятие полиэстетической толерантности, которая означает безграничное принятие реальности в целом, доверие и любовь к миру. Особенно очевидно это применительно к каждой новой откры-

вающейся области реальности, общения, искусства, не являющихся привычными, традиционными для данного человека [7, с. 257-258]. Все авторы, рассматривающие проблему сущности феномена культурно-эстетическая толерантность, солидарны в том, что искусство как уникальная коммуникативная система, воздействующая на индивидуальное сознание и художественное образование несет в себе неограниченные возможности в плане понимания своего и иного культурного поля, в плане формирования особой гуманистической позиции. Культурно-эстетическая толерантность входит, как компонент в сферу художественного сознания личности и неразрывно связана с понятиями «эстетический идеал», «художественный вкус», «художественная оценка», «эстетическая оценка». Поскольку художественная оценка представляет собой разновидность ценностной оценки, в искусстве основополагающими здесь выступают категории «эстетический вкус» и «эстетический идеал», обозначающие субъективные критерии оценочной деятельности как самого художника, так и реципиента. Определение ценностей осуществляется не наукой, а идеологией, мировоззрением, непосредственным переживанием. По мысли В.П. Бранского, художественная оценка всегда выражает не знание, а мнение, следовательно, к ней не применимы категории истинности или ложности, а лишь понятия справедливости и несправедливости. Критерием справедливости или несправедливости художественной оценки выступает степень понимания оцениваемого произведения [8, с. 128]. Для достижения справедливости художественная оценка должна базироваться на двух универсальных этапах философского анализа произведения: эмоциональном (восприятие эмоционального заряда художественного образа) и рациональном (расшифровка идейного замысла, содержания художественных образов с помощью прямых и косвенных данных). Результатом художественного анализа-оценки выступает субъективное художественное суждение. В целом, художественная оценка по сути представляет собой степень понимания, является проявлением степени культурно-эстетической толерантности реципиента. Развитие культурно-эстетической толерантности в условиях гибкой, изменчивой, поликультурной художественной среды включает в сферу личного художественного вкуса новые ценностные ориентиры.

Одним из методов воспитания культурно-эстетической толерантности является исследование многообразия феномена художественности в рамках учебных курсов в высшем учебном заведении. В частности, теоретический материал данного исследования был апробирован авторами в учебном процессе студентов, обучающихся по направлению 51.03.01 «Культурология». В процессе освоения дисциплин «Философия искусства» и «Философия культуры», студентам предлагались различные виды занятий (лекции, практические занятия, деловые игры, круглые столы), посвященные изучению специфики эстетических идеалов различных исторических эпох. Исследуя параметры художественности (эстетического идеала) того или иного историко-культурного периода, студенты расширяют границы восприятия и диапазон художественных оценок произведений различных периодов, знакомятся с исторической и философской основой (этическим идеалом) эпохи, что позволяет воспитывать и развивать подлинное художественное понимание, а значит, толерантное отношение к «иным» культурно-эстетическим системам. В целом, в современной информационной культуре, с возрастанием доли коммуникаций и объема культурной информации нарастает ценностная дезориентация человека, процессы универсализации и глобализации ведут к исчезновению или умалению не вполне «вписывающихся» в единую «линию» явлений, культур и стандартов. В этих условиях актуализируется исследование многогранной и одновременно уникальной художественности, сущность которой остается неизменной в рамках различных художественных парадигм. Она заключается в развитии духовного потенциала человека, содействии достижению духовного самоопределения личности. Исследование многообразия параметров художественной ценности (художественности) расширяет границы художественного понимания, а значит, развивает потенциал культурно-эстетической толерантности - такого качества личности, которое предполагает и проявляется расширением установок и мотивации в сфере культурных отношений и чувственного сознания.

Билиографический список

1. Давыденко М.В. Проблема художественности в контексте эстетических принципов постмодернизма. Известия Алтайского государственного университета. 2010; № 2-1: 207 - 209.

2. Ежова Е.Ю. Художественная культура личности в дискурсе поликультурного пространства. Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. 2010.

3. Рубцова Е.В. Историчность парадигм искусства и проблема современной художественности. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Екатеринбург, 2004.

4. Новая философская энциклопедия. Москва, 2001: 75 - 76.

5. Печко Л.П. Культурно-эстетическая толерантность и её становление в среде художественного образования. Международный интерактивный сетевой семинар «Интегративные процессы в современном образовании». 2011. Available at: http://www.art-education. ru/project/seminar-2011/seminar-2011.htm

6. Петракова Е.Н. Формирование культурно-эстетической толерантности как психолого-педагогическая проблема. Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013; Вып. 15б: 118 - 125.

7. Лазарев М.А., Ласкин А.А. Культурно-эстетическая толерантность в среде художественного образования. Вестник Московского университета МВД России. Педагогические науки. 2015; 11: 254 - 259.

8. Бранский В.П. Искусство и философия. Роль философии в формировании и анализе художественного произведения на примере истории живописи. Калининград, 1999.

References

1. Davydenko M.V. Problema hudozhestvennosti v kontekste 'esteticheskih principov postmodernizma. Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010; № 2-1: 207 - 209.

2. Ezhova E.Yu. Hudozhestvennaya kul'tura lichnosti v diskurse polikul'turnogo prostranstva. Ryazan': Ryaz. gos. un-t im. S.A. Esenina. 2010.

3. Rubcova E.V. Istorichnost' paradigm iskusstva i problema sovremennoj hudozhestvennosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Ekaterinburg, 2004.

4. Novaya filosofskaya 'enciklopediya. Moskva, 2001: 75 - 76.

5. Pechko L.P. Kul'turno-'esteticheskaya tolerantnost' i ee stanovlenie v srede hudozhestvennogo obrazovaniya. Mezhdunarodnyj interaktivnyj setevojseminar «Integrativnye processy vsovremennom obrazovanii». 2011. Available at: http://www.art-education.ru/project/seminar-2011/ seminar-2011.htm

6. Petrakova E.N. Formirovanie kul'turno-'esteticheskoj tolerantnosti kak psihologo-pedagogicheskaya problema. Izvestiya rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2013; Vyp. 156: 118 - 125.

7. Lazarev M.A., Laskin A.A. Kul'turno-'esteticheskaya tolerantnost' v srede hudozhestvennogo obrazovaniya. VestnikMoskovskogo universiteta MVD Rossii. Pedagogicheskie nauki. 2015; 11: 254 - 259.

8. Branskij V.P. Iskusstvo i filosofiya. Rol'filosofii vformirovaniiianalize hudozhestvennogo proizvedeniya na primere istoriizhivopisi. Kaliningrad, 1999.

Статья поступила в редакцию 11.05.18

УДК 37

Dengova L.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Education and Adaptive Physical Education, Stavropol State Medical University of the Ministry of Health of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: lusiyona@bk.ru Evstigneeva M.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Physical Education and Adaptive Physical Education, Stavropol State Medical University of the Ministry of Health of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: lusiyona@bk.ru Bespalov I.S., MA student (Physical training for people with disabilities in health), Stavropol State Medical University of the Ministry of Health of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: lusiyona@bk.ru

PHYSICAL REHABILITATION OF PATIENT CARRIED ISCHEMIC INSULTS IN THE POST-STATIONARY PERIOD. In the paper topical issues related to physical rehabilitation of elderly people who have undergone ischemic stroke are considered. One of the problems is that about 500,000 strokes are diagnosed annually in Russia, 5-6 million in the world. More than half of the surviving patients have a second stroke in the next 5 years, with most cases occurring in the first year. Approximately 30% of people who have had this disease need help, 20% cannot walk by themselves and only 8% of surviving patients can return to their former social activities. The consequences of stroke are a variety of disorders - motor, speech, visual, bulbar, higher mental functions. Invalidation after a stroke is associated with severe motor disorders - changes in muscle tone, paresis and paralysis, violations of walking. Key words: ischemic stroke, rehabilitation, special exercises, experimental technique, ideomotor training.

Л.Е. Деньгова, канд. пед. наук, доц. каф. физического воспитания и адаптивной физической культуры, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ», г. Ставрополь, E-mail: lusiyona@bk.ru

М.И. Евстигнеева, канд. пед. наук, преп. каф. физического воспитания и адаптивной физической культуры, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ», г. Ставрополь, E-mail: lusiyona@bk.ru

И.С. Беспалов, магистрант 2 курса каф. физического воспитания и адаптивной физической культуры, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ», г. Ставрополь, E-mail: lusiyona@bk.ru

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ,

ПЕРЕНЕСШИХ ИШЕМИЧЕСКИЙ ИНСУЛЬТ, В ПОСТСТАЦИОНАРНЫЙ ПЕРИОД

В данной работе рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся физической реабилитации людей пожилого возраста, перенесших ишемический инсульт. Одной из проблем является то, что ежегодно в России диагностируется около 500 тысяч инсультов, в мире - 5-6 миллионов. Более чем у половины выживших больных в течение последующих 5 лет наступает повторный инсульт, причем большинство случаев приходится на первый год. Примерно 30% людей, перенесших эту болезнь, нуждаются в посторонней помощи, 20% не могут самостоятельно ходить и лишь 8% выживших больных могут вернуться к прежней социальной активности. Последствиями инсульта являются разнообразные нарушения - двигательные, речевые, зрительные, бульбарные, высших психических функций. Инвалидизация после инсульта связана с тяжёлыми двигательными расстройствами - изменение мышечного тонуса, парезы и параличи, нарушения функции ходьбы.

Ключевые слова: ишемический инсульт, реабилитация, специальные упражнения, экспериментальная методика, идеомоторная тренировка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.