УДК 371.71+373.—053«465.06/11»
ББК Р128.94
Н. А. Головина, С. Н. Малафеева
Екатеринбург
ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЙ подход К УЧАЩИМСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
ГСНТИ 14.07.03 Код ВАК 13.00.01 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: адаптация; валеология; двигательная активность; здо-ровьесбережение; здоровый образ жизни; мотивация.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются подходы по формированию здорового образа жизни у младших школьников в системе «педагог — учащиеся — родители». Представлены результаты анкетирования о влиянии вредных привычек на состояние здоровья учащихся младших классов с учетом гендерного аспекта.
N. A. Golovina, S. N. Malafeeva
Ekaterinburg
HEALTH FORMING APPROACH TO PRIMARY PUPILS DURING TRAINING AT SCHOOL
KEY WORDS: Adaptation, valueology, locomotor activity, saving of health, healthy life-style, motivation.
ABSTRACT. The article discusses approaches to formation of healthy lifestyle of elementary schoolchildren in the system of «teacher — student - parent». The results of questionnaire about the influence of harmful habits on students’ health with regard to gender are presented.
Согласно закону «Об образовании», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции «Совершенствование организации медицинской помощи учащимся в общеобразовательных учреждениях Свердловской области» укрепление и сохранение здоровья учащихся является одним из приоритетных направлений государственной политики.
По данным многочисленных исследований (Е. А. Бабенкова, И. С. Жига-рева, Л. М. Сухорева, Л. С. Намазова,
И. К. Рапопорт, В. М. Делягин, А. Г. Румянцева, В. Р. Кучма, М. И. Степанова), состояние здоровья детей за последние десятилетия резко ухудшилось.
Так, например, среди учащихся младших классов на 59,8% возросла
© Головина Н. А., Малафеева С. Н., 2011
распространенность функциональных отклонений и на 31,8% — частота встречаемости хронических заболеваний. Изменилось в худшую сторону и распределение детей по группам здоровья. Если в 1998 г. к I группе здоровья, т.е. к абсолютно здоровым относилось 4,8% обследованных учащихся младших классов, то в 2008 г. — 1,8% [1; 2; 9].
По данным Росстата, на 2005 год в Свердловской области 31,9% детей, поступающих в школу, имели различные нарушения в состоянии здоровья. К концу обучения в младшей школе этот процент составляет 33,4% (по Уральскому федеральному округу — 37,1%).
Министерство здравоохранения Свердловской области отмечает, что за период с 2000 по 2010 год нормальное
физическое развитие имели менее половины детей — лишь 48% (42% мальчиков и 54% девочек). Наиболее часто (24%) у подростков выявлено отклонение в физическом развитии за счет дефицита массы тела, причем чаще у девочек — 26% обследованных. Около половины школьников имеют низкую физическую активность, не регулярно посещают уроки физкультуры, не занимаются спортом, 20 % детей проводят на улице менее одного часа; испытывают ежедневно высокие и чрезмерные зрительные нагрузки. С возрастом увеличивается время, проводимое за компьютером, в то время как снижается доля детей, уделяющих просмотру телевизора более двух часов. А также снижается доля детей, отрицательно относящихся к курению, в настоящее время курит более четверти подростков. Высока доля школьников с нарушением режима питания; только 60% школьников согласны выполнять рекомендации врача по здоровому образу жизни.
Сложившаяся ситуация состояния здоровья школьников не может не сказаться на функциональной готовности детей к школе и усугубляет течение такого сложного процесса, как адаптация к школьному обучению.
Основы концепции здоровьесбереже-ния в России были заложены еще в 1904 г. на Пироговском съезде российских врачей, на котором было обращено внимание на ряд вредных влияний со стороны школьного образования на функциональное состояние и физическое здоровье. Несмотря на многочисленные попытки модернизации школы, основы этой концепции были неизменны.
Вплоть до 1980 г. здоровьесбереже-ние строилось на основе «трехкомпонентной» системы:
- в учебном курсе акцентировалось внимание на принципах здоровья и изменении поведения с ориентацией на здоровье;
- школьная медицинская служба осуществляла профилактику, раннюю диагностику и устранение возникающих проблем со здоровьем;
- здоровая среда в процессе обучения связывалась с гигиенической и по-
зитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональным питанием детей.
В 80-х гг. XX в. И. И. Брехман предложил новое направление, такое как валеология, т. е. науку или концепцию о здоровом образе жизни (ЗОЖ), которая изучает уровень, потенциал и резервы физического и психического здоровья, а также методики, средства, технологии сохранения и укрепления здоровья. Получила свое развитие так называемая педагогическая валеоло-гия, которая предполагала валеологи-ческое образование и валеологическое развитие ребенка.
В связи с ухудшением здоровья детей и подростков, как в Росси, так и за рубежом, в 2006 г. Парламентская ассамблея Совета Европы совместно с ЮНИСЕФ в своих рекомендациях «Образование в целях гармоничного развития учащихся» отмечает, что основной миссией школы, помимо обеспечения передачи знаний и информации, является способствование поддержанию и улучшению здоровья учащихся, развитие потребности в здоровом образе жизни [2. С. 6].
Исходя из вышесказанного, требуется долгосрочная программа мероприятий и строгая государственная политика, направленная на улучшение качества жизни и сохранение здоровья подрастающего поколения.
Рассматривая информацию в вышеприведенных высказываниях и учитывая разнообразие подходов и программ по формированию ЗОЖ у школьников, можно отметить, что школа является идеальным каналом для формирования здоровья учащихся. Потребность быть здоровым способна решить школа, разворачивающая свою деятельность на валеологической основе [6; 10].
На наш взгляд, в формировании здоровья нации важное значение приобретает совместная деятельность семьи и школы, но, к сожалению, на сегодняшний день семья не всегда выполняет эту функцию. Школа и семья могут создавать и укреплять мотивацию к ведению здорового образа жизни путем повышения уровня осведомленности и формирования необходимых когни-
тивных, поведенческих навыков и навыков социального взаимодействия.
С поступлением ребенка в школу его общая двигательная активность падает во много раз, и дефицит ее уже в младших классах составляет 35 - 40%, а среди старшеклассников — 75-85%. Уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10-18%) компенсируют дефицит движений, что явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья.
Следует обратить внимание на негативное воздействие вредных привычек, таких как курение среди детей и подростков. По данным Lee К. [Цит. по: 5. С. 55], основным мотивом к началу курения у мальчиков является любопытство, к другим причинам курения относят влияние СМИ, курение друзей, курение родителей. У девочек ведущим мотивом является пример окружающих. Об этом свидетельствуют и наши ранее проведенные исследования [3]. Среди старшеклассников 13 — 14 лет процент пробовавших курить возрастает в три раза по сравнению с младшими школьниками. Причем начинают курить в основном мальчики — каждый седьмой, а пробовала курить каждая девятая девочка. В возрасте 15 лет — каждая пятая девочка и каждый четвертый мальчик; при этом продолжают курить 23% обоих полов.
Особое значение в формировании здорового образа жизни имеют школьные предметы естественнонаучной направленности: «Окружающий мир»,
«Природоведение», «Естествознание», «Биология», в которых должны быть представлены знания о человеке и обществе и их связях с окружающей средой. Окружающая среда, как природная, так и социальная, — это в достаточной мере агрессивная среда по отношению к ребенку, его здоровью и жизни. Поэтому необходимо систематически и планомерно обучать детей умению безопасно жить, укреплять свое здоровье, благоустраивать окружающую среду.
Кроме того, вопросы сохранения здоровья человека, безопасного существования в окружающей природной и социокультурной среде могут быть
включены в содержание учебных предметов начальной школы.
Исследования С. А. Котовой, Е. И. Николаевой; Н. В. Поляшовой, А. Г. Соловьева, А. И. Новиковой, М. В. Горди-енко и других авторов показывают, что дети младшего школьного возраста имеют низкий уровень самоконтроля своего поведения и не всегда способны предвидеть последствия своих поступков, в том числе для своего здоровья. Они плохо ориентируются в общепринятых правилах и нормах, не всегда правильно оценивают свое физическое и психологическое состояние, чувства и намерения других людей, имеют низкую мотивацию к здоровому образу жизни, а их знания о здоровье и методах его сохранения фрагментарны, поверхностны и стереотипны [4; 8]. Все это вызывает тревогу за состояние здоровья детей и подростков.
В связи с этим нами была разработана анкета, включающая вопросы о здоровом образе жизни, вредных привычках, двигательной активности, режиме дня и питании. Проведено анкетирование среди учащихся школ Орд-жоникидзевского и Железнодорожного районов г. Екатеринбурга. Всего обследовано 268 учащихся, из них 151 девочка и 117 мальчиков в возрасте 9—12 лет.
Анализируя данные, представленные по всем пунктам анкеты, мы получили соответствующую им информацию.
Все опрошенные учащиеся считают, что здоровый образ жизни необходим, так как он позволяет: «не болеть», «жить долго, больше успеть сделать и не пожалеть о потерянном времени», «чувствовать себя хорошо», «быть всегда в хорошем настроении и физической форме», «лучше учиться».
Более 65% респондентов ответили, что считают свой образ жизни здоровым: занимаются спортом, регулярно и правильно питаются, имеют позитивные отношения в семье и со сверстниками; 35% опрошенных думают, что их образ жизни не всегда является здоровым, это связано с неправильным питанием, отсутствием достаточной двигательной активности.
Так, например, на вопрос «как часто ты делаешь утреннюю гимнастику» из опрошенных мальчиков 22% ответили, что делают ее ежедневно, 55% — иногда и 23% — никогда. Девочки соответственно ответили: 36% — ежедневно, 56% — иногда и только 8% — никогда.
Регулярно занимаются физическими упражнениями, помимо физкультуры в школе, 75,5% респондентов мужского и 73% женского полов, остальные учащиеся не занимаются (рис. 1.).
Имеют представление о преимуществах занятий спортом 88% школьников и 95,5% школьниц, остальные учащиеся ответили, что не имеют представления об этом.
Известно, что двигательная активность является частью здорового образа жизни и от ее уровня зависят как функциональные возможности, так и физическое, интеллектуальное развитие организма младших школьников. В связи с этим очень важно сохранять и развивать мотивацию детей к занятиям физической активностью, повышая их
информированность о видах и содержании физкультурно-спортивной деятельности и ее влиянии на организм, проводя различные спортивные праздники, мероприятия, организуя двигательную активность учащихся на уроках, переменах и во внеучебное время.
Что касается осведомленности школьников о значении здорового питания, 85% мальчиков и 90% девочек ответили, что имеют представление о важности его для здоровья. Положительным аспектом является то, что все учащиеся младших классов обедают в школе. Но 12% младших школьников только один раз в день принимают горячую пищу, около 23% — один раз в неделю и реже употребляют мясную пищу, 12% — молочные продукты, и только 31% учащихся ежедневно получают свежие овощи и фрукты.
В анкете было обращено внимание на то, какие привычки школьники считают вредными для здоровья. По данному вопросу мнения учащихся представлены в табл. 1.
Таблица1
Распределение мнений учащихся о вреде различных привычек, %
Привычка Мальчики, да Девочки, да Мальчики, нет Девочки, нет Мальчики, не знаю Девочки, не знаю
Курение 92,0 92,0 6,0 4,0 2,0 6,0
Нерегулярное питание 59,0 66,0 14,0 13,0 27,0 21,0
Низкая двигательная активность 80,0 77,0 8,0 7,0 12,0 16,0
Недосыпание 68,5 84,0 14,0 4,0 17,5 12,0
Следует отметить, что, по мнению мальчиков и девочек, курение является самой пагубной привычкой, следующей по значимости является низкая двигательная активность, менее значимы для здоровья недосыпание и нерегулярное питание.
Высокий процент учащихся, представляющих, что курение — опасная привычка, подтверждается результатами анкетного опроса. На вопрос «пробовал ли ты курить» ответили отрицательно 94% мальчиков и 98% девочек, но при всем этом 6% мальчиков пробовали курить и в качестве причины, заставившей их
это сделать, называют влияние друзей или сверстников.
Не сомневаются в том, что не будут курить в дальнейшем 81% респондентов мужского и 91% женского пола, но 18% мальчиков и 7% девочек не уверены в этом. Следует отметить, что младшие школьники положительно относятся к запрету курения в общественных местах, таких как поезда, кафе, игровые площадки.
Другой пагубной привычкой является употребление алкогольных напитков. Среди опрошенных 38% мальчиков и 37% девочек ответили, что пробовали алкогольные напитки. В школе ученики
получают лишь зна-ния о вреде алкоголя, о недопустимости употребления алкоголя детьми, но при этом у них не формируется строгих поведенческих установок. Как отмечает В. П. Новикова и А. С. Обуховская, зачастую родители являются инициаторами первого знакомства школьников с алкоголем [7. С. 56], что подтверждается нашими исследованиями.
Как показали анкетные данные, в семье недостаточно обсуждается информация о значении и последствиях
вредных привычек для здоровья детей, так, например, только 58% мальчиков и 64% девочек отмечают, что родители разговаривали с ними на эти темы. Но в то же время 71% школьников и 85,5% школьниц утверждают, что информацию об опасности употребления алкоголя и курения получали в школе (рис. 2.).
Изучение характера проведения досуга обследуемых детей показало, что чаще всего школьники тратят свободное время на просмотр телепередач (табл. 2).
Таблица 2
Количество времени, которое учащиеся проводят за просмотром телепередач, %
Пол Около 1 ч Более часа Более 2 ч
Мальчики (п=117) 35 14 51
Девочки(п=151 ) 52 29 19
Особенно настораживает тот факт, что практически у более 40% младших школьников время нахождения перед экраном телевизора превышает возрастные допустимые нормы. Просмотр телевизора превращается в еще одну вредную привычку.
Как свидетельствует анализ полученных результатов, младшие школьники понимают важность ведения здорового образа жизни, опасность вредных привычек, но не всегда имеют четкое представления о том, как это осуществить, от чего зависит здоровье человека. Нет достаточно сформированной внутренней мотивации к здоровому образу жизни, учащиеся не видят причинно-следственных связей между своим поведением и собственным развитием и здоровьем. Основную информацию о здоровье и факторах, его определяющих, получают в школе, роль же родителей в информировании и формировании установок на ведение здорового образа жизни недостаточна.
В связи с этим как никогда актуальным становится вопрос разработки здоровьеформирующего подхода в процессе школьного обучения. На наш взгляд, такой подход должен соблюдать следующие принципы:
• построение образовательной среды с учетом возрастных и индивидуальных психофизиологических возможностей учащихся;
• опора на имеющиеся знания ребенка в области здоровьесбереже-ния и преемственность образовательных программ на всех этапах обучения детей «дошкольное учреждение — начальная школа — средняя полная школа — вуз»; повышение информированности учащихся как через учебные дисциплины, так и воспитательные программы, а также по основным направлениям здоровьесбережения (рациональное питание, двигательная активность, вредные привычки и т. д.), формирование необходимого уровня практических навыков ведения здорового образа жизни, самооценки своего здоровья и медицинской грамотности и, как результат, повышение мотивации к ЗОЖ.
• приоритет двигательной активности во всех сферах учебной и вне-учебной деятельности и привлечение обучающихся, в том числе освобожденных от занятий физкультурой, к физической активности как условие эффективного психического и физического развития детей младшего школьного возраста;
• совершенствование взаимодействия в системе «педагог — учащиеся — родители», вовлечение участников образовательного процесса в активную деятельность по фор-
мированию ЗОЖ, создание полноправного партнерства в реализации программ укрепления здоровья; обмен информацией между всеми заинтересованными в деле охраны здоровья учащихся, формирование здорового образа жизни детей, педагогов и родителей.
Такой комплексный здоровьеформирующий подход не только в отношении учащихся, но всех участников образовательного процесса поможет не только сохранить, но и развить мотивацию к ведению здорового образа жизни школьников.
ЛИТЕРАТУРА
1. БАБЕНКОВА Е. А. Комплексная оценка физического и психического здоровья детей разных регионов России // Школа здоровья. 2008. №1.
2. БЁЙС Г., КУЧМА В. Р., СУХАРЕВА Л. М. Школы здоровья в Европе и в России. М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2009.
3. ГОЛОВИНА Н. А., ЛЕОНГАРДТ А. Л. Отношение подростков 11 — 13 лет к курению // Организация работы по профилактике зависимостей в вузе: опыт, проблемы, перспективы : материалы всерос. конф., Екатеринбург, 1 декабря 2008 г. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2008.
4. ГОРДИЕНКО М. В. Изучение младшего школьника с позиции выявления качеств личности безопасного типа поведения // Омский научный вестник. 2008. №6 (74).
5. ГУРЕВИЧ К. Г., ЧЕРВИНА В. В., ЧЕРВЯКОВ А. В., МОРОЗОВ А. А. Разработка экспресс-методики определения мотивации курения у школьников : материалы II Уральского конгресса по формированию здорового образа жизни. Екатеринбург, 2010.
6. НАГАВКИНА Л. С., ТАТАРНИКОВА Л. Г. Валеологические основы педагогической деятельности. СПб. : КАРО, 2005.
7. НОВИКОВА В. П., ЦЕХ О. М., ОБУХОВСКАЯ А. С. Отношение к алкоголю учеников медико-биологического лицея // Экология человека. 2010. №4.
8. ПОЛЯКОВА Н. В., СОЛОВЬЕВ А. Г., НОВИКОВА И. А. Психологические особенности младших школьников с разными группами здоровья // Вопросы современной педиатрии. 2008. №6. Т.7.
9. СУХАРЕВА Л. М., НАМАЗОВА Л. С., РАПОПОРТ И. К., ЗВЕЗДИНА И. В. Изменение заболеваемости учащихся в динамике обучения в младших классах : сб. материалов XII Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». М., 2008.
10. ТЮМАСЕВА З. И. Невалеологические проблемы валеологии // Народное образование. 2002. №7.
Статью рекомендует д-р мед. наук, проф. П. В. Елфимов