Научная статья на тему 'Дизайн-деятельность как средство развития творческих способностей старшеклассников'

Дизайн-деятельность как средство развития творческих способностей старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
735
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / СТАРШЕКЛАССНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скуднова Татьяна Дмитриевна, Ганжела Наталья Алексеевна

В статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей старшеклассников средствами дизайн-деятельности. Показана роль элективных курсов и внеурочной деятельности в решении задач развития креативного мышления и навыков дизайн-деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дизайн-деятельность как средство развития творческих способностей старшеклассников»

гимнастика, задания со шнуровками, молниями, застежками и нанизыванием бусин. Об этом свидетельствуют апробированные методики И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, И.С. Лопухиной [6; 8].

Для достижения более эффективных результатов в работе с детьми мы предлагаем разработать систему коррекционно-развивающих занятий с использованием ручного труда, поскольку трудовая деятельность является неотъемлемой частью жизни человека. Благодаря ручному труду ребёнок расширяет знания об окружающем мире, развивает тонкие движения пальцев и кистей рук.

В методической литературе нами изучаются разработки С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Г.Топорковой, И.А. Лыковой [2; 9].

4. Формирующий этап (сентябрь 2019 - февраль 2020)

На данном этапе планируется разработать календарно-тематическое планирование деятельности. В содержание будет входить работа с различными материалами: глиной, пластилином, солёным тестом, природными материалами, подручными материалами, бумагой с разной фактурой, картоном, красками и тканью. Такое многообразие видов ручного труда способствует широкому познанию ребёнком окружающего мира, вызывает интерес.

Реализация технологии ручного труда планируется в рамках кружка «Весёлые ладошки», как дополнительная образовательная деятельность детей.

5. Заключительный этап (март - апрель 2020)

На заключительном этапе будет проведено повторное экспериментальное изучение уровня развития мелкой моторики у детей со стёртой дизартрией, а также анализ и эффективность проделанной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие. - М. Аст Астрель, 2007. - 320 с.

2. Гаврина, С.Е., Кутявина, Н.Л., Топоркова, И.Г., Щербинина, С.В. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: учебное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 185 с.

3. Гризик, Т.И. Развитие речи детей 5-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / ред. Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвешение, 2015. - 152с.

4. Карелина, И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств / Дефектология. - 2000, № 1. - 4с.

5. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. - Москва: Советская Россия, 1973. - 34 с.

6. Левченко, И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.

7. Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / ред. Л.В. Лопатина, Серебрякова Н.В. - Спб.: Союз, 2000. - 192 с.

8. Лопухина, И.С. Логопедия - речь, ритм, движение/ ред. И.С. Лопухина - СПб.: Дельта, 1997. - 256 с.

9. Лыкова, И.А. Художественный труд в детском саду: старшая группа. - М.: Цветной мир, 2011. - 144 с.

10. Поваляева, М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 448 с.

11. Правдина, О. В. Логопедия: учебное пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с.: ил.

12. Соботович, Е.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики: научная статья / Е.Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская // Журн. Дефектология. - М., 1974, N°4. - 7с.

13. Токарева, О. А. Дизартрия: учебное пособие / О.А.Токарева // Расстройства речи у детей и подростков / ред. С. С. Ляпидевский. -М.: Медицина, 1969. - 42 с.

Т.Д. Скуднова, Н.А. Ганжела

ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей старшеклассников средствами дизайн-деятельности. Показана роль элективных курсов и внеурочной деятельности в решении задач развития креативного мышления и навыков дизайн-деятельности.

Ключевые слова: дизайн-деятельность, творческие способности, креативное мышление, элективные курсы, старшеклассники.

T.D. Skudnova, N.A. Ganzhela

DESIGN ACTIVITIES AS A TOOL FOR DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF HIGH

SCHOOL STUDENTS

Abstract. The article deals with theoretical aspects of development of creative abilities of senior pupils by means of design activity. The role of elective courses and extra-mural activities in the development of creative thinking and skills of design activity.

Key words: design, creativity, creative thinking, elective courses, high school.

Согласно Стратегии инновационного развития на период до 2020 года модернизационные изменения в системе образования должны быть направлены на подготовку нового человека как созидателя инновационной перспективы, открытого к восприятию новых идей, субъекта всех прогрессивных трансформаций социума, ориентированного на креативную деятельность во всех сферах общественной жизни [ 14]. Обозначенные в стратегии характеристики нового человека включают в себя, прежде всего, креативность, способность к критическому мышлению, предприимчивость, изобретательность, владение информационными, коммуникационными и другими компетенциями, адекватными требованиям времени. Для выпускника школы важно развивать способность к самопознанию, овладению навыками самообразования, творчества, совместной корпоративной деятельности и т.д.

Современная социокультурная ситуация требует «постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира», усиливая пристальное внимание педагогов и психологов к развитию творческих способностей обучающихся, что отражено в таких нормативно-правовых документах, как «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.» [6] , «Концепция развития образования РФ до 2020 г.» и

др.

Проблема развития творческих способностей и креативности детей и молодежи является предметом исследований представителей многих научных областей: философии, психологии, педагогики, социологии, культурологии, антропологии и др. К ней обращались в своих трудах как зарубежные, так и отечественные ученые: А. Маслоу, К. Роджерс, П. Торренс, А.В. Бакушинский, А.А. Венгер, Т.Г. Казакова, И.П. Волков, Г.Н. Пантелеев, А.И. Ярыгина, Е.В. Ладыгин и многие другие.

Оценивая возможности междисциплинарного подхода к образовательному процессу в школе, отметим важность комплексного применения форм и методов, позволяющих реализовать потребности старшеклассников с учетом современных требований ФГОС. Одним из таких методов является дизайн-деятельность, которая, по мнению Е.В. Ладыгина, в условиях «интегративного деятельностного поля» способствует активному развитию познавательной деятельности учеников с опорой на «социальный или личный интерес» на основе «одновременного применения знаний, умений и навыков из различных областей школьных знаний» [4].

По мнению исследователей, дизайн - это образное художественное проектирование того, чего еще нет ни в природе, ни в культуре, ни в жизни. Собственно термин «design» переводится как:

- план, замысел, цель, намерение;

- творческий замысел, идея, проект;

- чертеж, расчет, конструкция,

- конструирование, проектирование;

- композиция, эскиз, рисунок, узор;

- произведение искусства (искусство композиции) [3, с. 157].

В самом общем виде термин «дизайн» означает художественное проектирование новых предметов, удобных и красивых вещей, конструирование предметной среды, модернизацию в соответствии с требованиями современных тенденций, моды и т.д.

Важно понимать, что дизайн-деятельность - это творчество на новом уровне овладения прикладным искусством и конструированием, включающем различные сферы нашей современной жизни.

Изучение работ по теме исследования позволило заключить, что в современном междисциплинарном дискурсе понятие дизайна можно трактовать в нескольких значениях, анализируя его содержание как:

- художественный проект изделия,

- обновляемая среда,

- специфическая деятельность,

- метод организации предметно-пространственной среды.

Наиболее общим является представление, согласно которому дизайн определяется как «проектирование среды обитания, выражающей образ жизни» [1, с. 2], «образ проектной культуры», «образ самой про-ектности» [10, с. 29].

Выступая одним из методов создания всей материальной, социальной, духовной среды, окружающей человека, дизайн становится необходимой составной частью как общего, так и профессионального образования, с помощью которой может быть решена важная задача - повышение уровня культуры молодежи, способности к творчеству, а также формирование «общественного сознания в духе понимания ценности популяризации национальных идей», «сохранение культурного наследия города, поддержание национально -культурных традиций территории» [9, с. 3].

Рассматривая дизайн как эффективное средство развития творческих способностей старшеклассников, ученые и педагоги-практики исходят из представления, согласно которому, развивая дизайнерские компетенции, школьники реализуют как художественную, так и эстетическую функцию, синтезируя элементы научно-технического творчества и художественной деятельности.

Нам представляется, что актуальная задача повышения уровня учебно-познавательной мотивации обучающихся может быть решена с помощью активного применения элементов плоскостной, объемной,

пространственной дизайн-деятельности за счет развития проектной культуры обучающихся и совмещения таких видов деятельности, как рисование, ручной труд, аппликация, лепка, конструирование и др., а также развития воображения, эмоционального интеллекта, собственного нестандартного видения окружающего мира и др.

Отдельное внимание специалисты различного профиля уделяют вопросам интеграции содержания трудовой и дизайнерской деятельности, отмечая большой потенциал, заложенный в трудовом обучении и воспитании школьников. К сожалению, возможности дизайнерской деятельности нередко рассматриваются только в условиях апробации содержания дисциплины «Технология», хотя подобный взгляд сужает представление о развитии творческого потенциала подростков.

Как известно, в ходе дизайнерской деятельности развитие нестандартного творческого мышления школьников позволяет формировать проектные замыслы, создавать инновационные решения, идеи, образы, не являющиеся простым копированием действительности. При этом логика мышления школьника-дизайнера определяется такими факторами, как степень новизны, представление о предметном мире как развивающейся реальности, понимание перехода от конструирования реальности к проектированию «образа ситуации», «образа события» и др.

Анализ влияния этих и других факторов развития творческих способностей школьников позволяет педагогу судить о готовности обучающегося к дизайн-деятельности. Речь идет о таких личностных качествах обучающихся, которые помогают развивать ключевые дизайнерские компетенции: восприимчивость к многообразию и единству предметного мира, способность к общению с широким кругом людей, склонность к исследовательской деятельности, ментальная активность, умение планировать, критическая оценка собственных результатов и др. [7].

Показательно, что в ходе дизайн-деятельности субъект образования обращается «к объекту и процессу своего труда как к объекту искусства, изучая, создавая и применяя инновационные технологии и используя лучшие традиции прошлого» [15, с. 4], чему способствует эстетическое оформление предметно-пространственной среды человека. Активное расширение социальных возможностей дизайна приводит к социально-философскому обоснованию данной деятельности: школьник не только преследует цель рационально обустроить локальный фрагмент пространства, но и наполнить его смыслами, символами и ценностями, выраженными в художественном образе. Соответственно, можно говорить об интеграции потребительских и эстетических потребностей личности старшеклассника, который постепенно начинает знакомиться как в учебной ситуации, так и в быту с элементами промышленного, графического дизайна, фитодизайна, дизайна среды, экологического дизайна, арт-дизайна [6, с. 388].

Подчеркнем, что в современной школе учителя-предметники и педагоги дополнительного образования обращают внимание на то, что большое влияние на личность школьника оказывают массовая культура, мода, информационные технологии, виртуализация его личного пространства и др. В этих условиях социализация старшеклассников представляется как активный процесс, в котором должен осуществляться переход от репродуктивных к продуктивным и творческим технологиям с опорой на их внутреннюю мотивацию. Важную роль при этом играет развитие лидерского потенциала, связанного с творческой свободой личности, не готовой находиться в определенных рамках, следовать образцу, выполнять задания по шаблону и др. С другой стороны, среди старшеклассников активизируются процессы, связанные с формированием собственного имиджа, и проблемы развития и продвижения элементов определенного бренда, фирменного стиля и др.

В исследованиях С.М. Кожуховской актуализируется «проникновение проектной культуры в сферу образования» и подчеркивается, что результатом данного процесса стало создание дизайн-образования, выступающего как «особая педагогическая область, позволяющая экстраполировать методы и средства проектной культуры на все уровни образования» [3, с. 2]. С позиции автора, за данным терминообозначением закрепилось несколько значений: «процесс подготовки педагогов», «особое качество и тип образованности», «системная форма организации культуротворческой среды в образовательном учреждении, обществе и государстве» [3, с. 4].

Такое понимание образовательного процесса адекватно современным реалиям, поскольку, на наш взгляд, технологии образовательного проектирования связаны с развитием у старшеклассников способности «определять жизненные стратегии, разрабатывать жизненные и профессиональные проекты, реализовать собственную программу индивидуального развития, основанную на базовой потребности человека в самоопределении и саморазвитии» [11, с. 82]. Данная задача, как известно, отражает изменение требований к субъекту образовательной деятельности, связанных с повышением уровня проектной культуры и профессиональных компетенций в процессе творческой деятельности.

Следует подчеркнуть, что дизайн-деятельность способствует развитию креативности старшеклассников. В этой связи необходимо рассмотреть содержание понятий «творчество», «креативность», «креативные способности». В средствах массовой информации и в педагогическом сообществе все чаще встречается модное слово «креативность». При этом нельзя смешивать понятие «креативность» с понятием «творчество».

Творчество - это деятельность, в процессе выполнения которой реализуются личностные способности и возможности для создания нового уникального результата [2, с. 15]. Главным средством для выполнения творческой деятельности является креативность мышления. Впервые понятие «креативность» использовал в 1922 г. Д. Симпсон. Этим термином он обозначил способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. В самом общем виде креативность понимается как общая способность к творчеству.

Принято считать, что креативность (от лат. сгеайо - созидание) - это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Так, К. Роджерс понимает под креативностью способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения [8].

П. Торренс определяет креативность как процесс появления чувствительности к проблемам, к дефициту или дисгармонии имеющихся знаний; определения этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и, наконец, формулирования и сообщения результата решения [2, с. 158]. Автор выявляет структуру креативности (как способности), условия, стимулирующие этот процесс, а также оценивает творческие достижения. В тестах, разработанных П. Торренсом, использованы модели творческих процессов, отражающие их сложность в различных сферах деятельности: словесной, изобразительной, звуковой, двигательной.

С точки зрения П. Торренса, креативность состоит из набора способностей: беглость, оригинальность, гибкость, открытость, восприимчивость, образность, абстрактность, детальность, вербальность, стрессоустойчивость.

Нам очень близка точка зрения американского психолога Абрахама Маслоу, который считает что «креативность — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики» [5]. Креативностью и творческими способностями обладает каждый человек с рождения, но в процессе неправильно организованного воспитания и образования человек начинает мыслить стереотипно. Это является главной причиной того, что человек перестает заниматься творчеством, а занимается только репродуктивной деятельностью.

На проблему снижения творческого потенциала образовательных программ, начиная с дошкольных учреждений, указывают многие отечественные исследователи (Е.И.Исаев, В.И. Слободчиков [12], [13] и др.). Психолого-педагогические исследования последних лет показывают, что в школьном образовании предпочтение отдается процессам социализации детей, освоения ими культурного наследия в ущерб индивидуализации, развитию творческого потенциала, созиданию нового. К сожалению, в современной школьной практике воспитательно-образовательная деятельность старшеклассников теряет в некоторой степени свой творческий потенциал, направляя их усилия на подготовку к ЕГЭ. В результате мы имеем недостаточный уровень развития творческого воображения старшеклассников, снижение их общего творческого потенциала и т.п. Креативный потенциал школьников фактически игнорируется и не востребуется педагогическим сообществом.

Все это актуализирует задачу развития творческих способностей и креативного мышления в старшем школьном возрасте. Исследования показывают, что развивать креативное мышление можно не только в процессе изучения школьных предметов, но и во внеурочной деятельности средствами дизайна. Занятия дизайн-проектированием позволяют сместить акцент с отработки практических навыков и умений рисования в сторону развития творческого мышления, где главной является креативная идея, а не ее внешнее техническое воплощение и способ подачи. Главное - это заинтересовать и увлечь старшеклассников проектированием, показать возможность создавать новое, научить смотреть на вещи и окружающий мир другими глазами. Такая работа направлена на раскрытие личностных ресурсов и творческого потенциала старшеклассников, формирование смысложизненных ориентаций и смыслотворчества.

Как отмечают исследователи, креативный потенциал предполагает организацию смыслотворчества как осознанную деятельность по созданию субъектами образования нового содержания своей деятельности, ее рефлексию, взаимодействие с другими с позиции своей индивидуальности. По мнению А.Н. Леонтьева, смысл выступает как отношение мотива деятельности к ее цели, что имеет принципиальное значение для процесса дизайн-проектирования. Организация смыслотворчества в образовательном процессе школы предполагает индивидуальную и групповую творческую деятельность старшеклассников и педагогов по созданию новых смыслов и их реализацию в новом проекте.

Разработка и внедрение в школьный учебный процесс элективных курсов по дизайн-деятельности способствуют ознакомлению с основными законами композиции, цветоведения, проектирования и моделирования, воплощению оригинальных идей в жизнь и др. Вместе с тем, элективные курсы дизайна профори-ентированы, повышают интерес к профессии, так как занятие дизайном, являясь сегодня актуальным направлением образования, решает вопросы профессионального самоопределения. Уроки дизайн-проектирования ориентированы на развитие у старшеклассников креативности и нестандартности мышления, умения находить оригинальные способы решения и владение средствами и приемами рисования и декоративно-прикладного творчества. Дизайн-деятельность помогает формировать ключевые компетенции

старшеклассников: информационные, социальные, личностные, коммуникативные, что в значительной степени соответствует задачам развития современного образования в новых социокультурных условиях.

В заключение необходимо подчеркнуть, что для эффективного развития творческих способностей старшеклассников необходимо обеспечить целый ряд ключевых профессиональных позиций педагога:

1. Модератор, основной функцией которого является проектирование содержание учебного материала как системы учебных задач и осуществление эффективного управления творческой деятельностью.

2. Разработчик индивидуальных образовательных траекторий, создающих инновационную развивающую среду для творчества.

3. Тьютор, задачей которого является сопровождение процесса освоения обучающимися творческой деятельности в условиях перехода к вариативности и индивидуализации образовательных программ; обозначенный специалист ориентируется в первую очередь на формирование творческих компетенций.

4. Навигатор в образовательном пространстве ориентирует старшеклассников в процессе дизайн-деятельности на осмысление и осознание креативного опыта, превращения его в средство для овладения будущей профессией.

5. Ментор, руководящий процессом создания и реализации творческих проектов, помогающий понять особенности проектной культуры, выступающий в роли менеджера.

6. Координатор креативных практик, обеспечивающий интеграцию воспитательного и развивающего потенциала всех социальных институтов (школа, учреждения дополнительного образования и др.) по включению старшеклассников в различные социальные практики в целях приобретения ими опыта творческой деятельности.

7. Антропотехник - это уникальный специалист, создающий условия для самопознания, самораскрытия, саморазвития, саморефлексии своих творческих способностей и креативного потенциала, владеющий гуманитарной технологией проектирования и управления индивидуальной траекторией развития школьника.

8. Консультант, осуществляющий диагностику развития творческих способностей и субъектности старшеклассников, оказывающий консультационную помощь в построении индивидуальных моделей развития, осуществляющий консультационное сопровождение индивидуального образовательного маршрута [15].

ЛИТЕРАТУРА

1. Генисаретский, О.И. Методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна. Автореф. дисс. ... доктора искусствоведения. М., 1990. - 36 с.

2. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П.Ильин: Питер; СПб., 2009. - 434 с.

3. Кожуховская, С.М. Дизайн-образование. Структура. Содержание и методы реализации. Автореф. дисс. доктора пед. наук. Москва, 2011. - 42 с.

4. Ладыгин, Е.В. Развитие творческих способностей учащихся в интегративном деятельном поле курса «Основы дизайна». Дисс. ... канд. пед. наук: Москва, 2000. - 247 c.

5. Маслоу, А. Мотивация и личность. М., 2014. - 351 с.

6. Матвеева, Н.В. Изучение основ дизайна в учебной деятельности будущих учителей начальных классов // Молодой ученый. — 2009. — №12. — С. 388-390. — URL: https://moluch.ru/archive/12/924/. (Дата обращения: 21.04.2019).

7. Медведев, В.Ю. Сущность дизайна: теоретические основы дизайна: учеб. пособие / 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: СПГУТД, 2009. -110 с.

8. Реализация воспитательного потенциала содержания психолого-педагогического образования: теория и практика / под ред. Т.Д. Скудновой, А.В. Макарова, Т.И. Меньшиковой, Л.Я. Жилиной. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2017. - 178 с.

9. Семенов, М.Р. Разработка метода дизайн-проектирования бренда городских территорий с учетом национально-культурных факторов. Автореф. дисс. ... канд. тех. наук. Москва, 2016. - 20 с.

10. Сидоренко, В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества. Автореф. дисс. ... доктора искусствоведения. М., 1990. - 32 с.

11. Скуднова, Т.Д., Макаров, А.В. Социокультурное проектирование как средство интеграции воспитательно-образовательных ресурсов вуза и социума // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2016. - N° 4 (188). - С. 81-85.

12. Слободчиков, В.И. Антропологические основы проектных методов // В сб.: «Проектные и исследовательские методы в московском образовании».- М.: НИИИИСРОО, 2007.

13. Слободчиков, В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург, Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. - 264 с.

14. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года URL: Режим доступа: http://www.economy.gov.ru. (Дата обращения: 21.04.2019).

15. Упине, А.М. Дизайн костюма как средство формирования имиджа: теория, методология, практика. Автореф. дисс. ... докт. искусствоведения. М., 2012. - 52 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.