Научная статья на тему 'Развитие креативности будущего архитектора на пропедевтическом уровне профессионального обучения'

Развитие креативности будущего архитектора на пропедевтическом уровне профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
981
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕСТИРОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CREATIVITY / CREATIVITY ABILITIES / PEDAGOGIC TECHNOLOGY / TESTING / SECONDARY VOCATIONAL ARCHITECTURAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Елена Юрьевна

Применение педагогической технологии в комплексе с тестированием на всех этапах обучения, направленной на развитие креативности абитуриентов и учащихся архитектурного техникума создают прочный фундамент для формирования профессиональных компетентностей и творческой активности будущих архитекторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic technology in complex with testing all the levels of training, aiming at the development of creativity of students of architectural college and applicants for entering lays the good foundation for grounding professional competencies and creative activity of future architects

Текст научной работы на тему «Развитие креативности будущего архитектора на пропедевтическом уровне профессионального обучения»

УДК 378

Богданова Елена Юрьевна

Кубанский государственный университет denisenko vit@yandex. т

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩЕГО АРХИТЕКТОРА НА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ УРОВНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Применение педагогической технологии в комплексе с тестированием на всех этапах обучения, направленной на развитие креативности абитуриентов и учащихся архитектурного техникума создают прочный фундамент для формирования профессиональных компетентностей и творческой активности будущих архитекторов.

Ключевые слова: креативность, творческие способности, педагогическая технология, тестирование, среднее профессиональное архитектурное образование.

Все более возрастающая потребность общества в подготовке высокопрофес сиональных творческих архитекторов определяет актуальность проблемы формирования их креативности, уже на уровне пропедевтики и среднего профессионального образования.

Цель нашей работы - создание педагогической технологии формирования и развития креативности будущего архитектора на пропедевтическом уровне профессионального обучения.

Проблема модернизации архитектурного профессионального образования глобальна и разно-планова. Несомненно, одно - уже на пропедевтическом уровне в профессиональном обучении творческим специальностям самое важное место должно занимать развитие личностной креативности.

Понятие креативности как потребности человека исследовать, приобретать новые знания, принимать оригинальные решения определил Дж. Гилфорд. В результате теоретической работы и надежных экспериментальных данных, он выявил прямую зависимость между уровнем интеллекта и креативностью [1].

Продолжая исследования креативности как творческой способности, П. Торренс разработал серию тестов диагностики уровня креативности, в том числе и в сфере творческого мышления. Использование подобных тестов для определения и последующего развития уровня интеллектуально-творческого потенциала личности играет немаловажную роль на уровне пропедевтики и в системе среднего профессионального архитектурного образования. В свою очередь, использование педагогом индивидуального творческого подхода к обучению и поиск новых методов обучения стимулирует креативность обучаемых. Наше исследование показало, что это способству-

ет созданию благоприятных педагогических условий для творчества, появлению новых идей и новых взглядов на привычные вещи.

Некоторые педагоги понятие креативности ошибочно отождествляют со специальными творческими способностями. Психологической наукой и педагогической практикой установлено, что креативность ? это качество личности, имеющее интеллектуальные предпосылки и ее можно и нужно развивать. Креативность характеризуется особым типом творческого мышления, развитым воображением, эстетикой мировосприятия, отсутствием алгоритма деятельности, желанием продуктивного действия в условиях новизны. Согласно концепции Дж. Гилфорда и П. Торренса, креативность рассматривается как самобытная разновидность дивергентного мышления личности допускающее варьирование путей решения проблемы и приводящее к неожиданным выводам и результатам.

Специалисты отмечают, что в основе творчества лежит синтез процессов логического мышления и воображения, которые взаимодополня-ют друг друга и их значение не одинаково на разных этапах творческого процесса. Л. Кинг писал об этом: «Почти все рождаются с потенциальной способностью к творчеству Однако расцветет она, зачахнет или останется нереализованной -во многом дело случая. Преимущественно это зависит от несбалансированности наших образовательных систем, которые нацелены на развитие способностей к критическому мышлению, в ущерб способностям мыслить творчески. Печальное следствие такого положения - практически полная невостребованость и не использование нашего творческого потенциала» [2, с. 115].

В справедливости этого высказывания мы не раз убеждались в процессе экспериментального

94

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Богданова Е.Ю., 2010

внедрения педагогической технологии, направленной на развитие потенциальных творческих способностей юных архитекторов в специальных группах пропедевтической подготовки для поступления в архитектурный техникум.

Результативному творчеству в значительной степени способствуют личностные качества. На основе обобщения большого их количества учеными, было выделено 12 наиболее значимых качеств характеризующих творческую личность: осознанность, оригинальность, независимость, склонность к риску, энергичность, артистичность, заинтересованность, чувство юмора, тяга к сложности, непредубежденность, потребность в одиночестве, интуитивность [3].

Креативность не всегда приводит к созданию творческого продукта деятельности, даже в сочетании с личностными качествами. В связи с этим психологи говорят о «наивной» и «культурной» креативности [2]. В первом случае - это способность создавать что-нибудь новое, которая есть у большинства детей и которая ослабевает по мере их взросления. Во втором случае - это способность к продуктивному творчеству, основанная как на опыте, так и на интеллектуальных способностях.

Задачи педагога, работающего на уровне начального профессионального образования, складываются из:

а) создания предпосылок расширения творческого потенциала будущею созидателя, зодчего;

б) развития базы знаний и умений, накопление и систематизация того запаса информации, на основе которого можно творить что-то новое;

в) совершенствования изобразительных и конструкторских навыков, необходимых для последующей творческой деятельности;

г) создания атмосферы, располагающей к творчеству и отсутствие критики на стадии зарождения идей, преодоление внутренних ограничений, препятствующих видению проблемы в новом ракурсе.

Наша педагогическая практика и экспериментальные данные показывают, что шансы на творческое решение задачи возрастают, если удается не только создать условия проблемной ситуации, но и показать аналогии ее разрешения примерами из мирового архитектурного опыта. Мы согласны с утверждением А.В. Хуторского, который писал: «Чтобы перейти от репродуктивного обучения к творческому, деятельность должна органи-

зовываться таким образом, чтобы она приводила к получению учеником качественно новых результатов, как в обучении, так и в его развитии» [4].

Опираясь на большой практический опыт работы с одаренными детьми в области изобразительного искусства и архитектуры, мы выделяем несколько положений комплексного метода развития креативности в учебном процессе. Кратко их можно сформировать так: синтез, анализ и практика, т.е. способность созерцать, осмысливать и созидать.

Результаты вступительных экзаменов на архитектурные специальности не всегда показательны в плане творческих способностей абитуриентов. Вполне вероятно, что часть их может быть «натаскана» на конкретные задания по рисунку, композиции и черчению, и оказывается не способна решать творческие задачи в процессе обучения. Поэтому на начальном этапе архитектурного образования педагогу чрезвычайно важно знать реальный уровень творческого потенциала студентов для того чтобы смоделировать программу творческого развития личности и более качественно реализовывать все этапы профессионального обучения. В психолого-педагогичес-кой практике диагностика творческого потенциала личности часто определяется с помощью тестов. Наиболее известные и часто применяемые из них: тест П. Торренса «фигурная форма» и цветовой тест М. Люшера. Так как абитуриенты архитектурно-художественных специальностей более склонны к визуальному восприятию, поэтому и применение различных видов рисуночных тестов для них наиболее приемлемо.

Определившись в требованиях к уровню профессиональных личностных качеств поступающих, мы составили комплект тестовых заданий для вступительных экзаменов и на протяжении 3 лет используем эту эффективную систему профтес-тирования абитуриентов. Комплексное тестирование включает в себя 5 заданий: на зрительную память, образное и абстрактное мышление, цве-товосприятие, личностные качества и профессиональную направленность. Результаты тестирования используются нами в процессе обучения как в целях продуктивного обучения и развития творческой активности, так и в воспитательных целях. Рисующие подростки графическим способом могут «рассказать» о себе гораздо больше, чем в устной беседе. Естественно, что разработка тестов и грамотный их анализ требует от

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

95

педагогов дополнительной подготовки по психологии творчества и возрастной психологии. Систематическое и разнообразное применение тестовых заданий в процессе обучения способствует индивидуализации и активизации творческого обучения.

Другим рычагом развития креативности мы можем считать наполнение новым содержанием не только специальных, но и общеобразовательных учебных дисциплин и расширением профессиональной компетенции выпускника за счет введения факультативных курсов спецдисциплин и курсов дополнительной специализации. Обеспечение высокого уровня интегрированности, учет специфики будущей профессиональной деятельности юных архитекторов отразились в совершенствовании содержания, как на подготовительном уровне, так и на уровне обучения студентов младших курсов.

Нами было установлено, что у многих студентов 1-2 курсов выявляются большие сложности с композицией, цветовосприятием и формообразованием. Традиционные законы композиции и основы цветоведения изучаются в рамках программы рисунка, архитектурной графики, но это не создает целостной системы. Введение разработанных нами факультативных курсов по основам композиции и цветоведения, малым архитектурным формам подтвердило их эффективность. Студенты экспериментальных групп при изучении основ архитектурного проектирования на 3 курсе имели более высокий уровень пропедевтической подготовки, по сравнению с обычными группами.

Актуальна потребность в расширении сферы приложения творческих способностей и в соответствии с современными требованиями к уровню подготовки специалиста. На архитектурном факультете более 10 лет работают курсы дополнительной специализации: САПР и дизайн архитектурной среды (дизайн интерьера, ландшафтный дизайн, ДНИ в интерьере). Они позволяют изучать дополнительные дисциплины на примере своих курсовых работ, что способствует лучшему их закреплению.

За последние 3 года наполнились новым содержанием такие спецдисциплины - как объемно-пространственная композиция, архитектурная графика, интерьер. Гибкий подход к содержанию учебных спецдисциплин отражается на качестве выпускных курсовых проектов. Введение макетирования

на всех этапах архитектурного проектирования является фактором повышения уровня профессиональной подготовки выпускника и большой их востребованности на рынке труда, что также подтверждает правильность нашего решения.

Поскольку профессиональная деятельность архитектора - это синтез искусства, науки и техники, то и подход на начальном уровне профессионального архитектурного обучения у нас носит дифференцированный, личностный характер. Только учет индивидуально-творческих способностей студентов и создание оптимальных педагогических условий, направленных на их развитие в сочетании с мотивацией успеха приводят к выявлению действительно талантливых студентов. В начальном архитектурном образовании по нашей педагогической технологии педагог должен уметь создать ситуацию успеха и найти побудительную мотивацию к раскрытию творческих способностей обучаемых.

Для активизации процесса профессиональной архитектурной подготовки и развития креативности, как способа архитектурно-дизайнерского мышления, изучения только учебных дисциплин становится явно не достаточно. Требуется, чтобы у студентов уже были определенные навыки творческого метода решения проблем. Изучив опыт работы архитектурных классов при Ростовской Архитектурной Академии и художественной школы «СТАРТ» (Москва), мы пришли к выводу о целесообразности открытия при факультете архитектурной студии творческого развития с многоуровневым обучением, и получили поддержку региональной организации Союза архитекторов. Главной ее идеей является развитие творческого потенциала личности средствами архитектуры и дизайна. Таким образом, мы формируем модель непрерывного профессионального архитектурно -го образования, направленной на совершенствование подготовки специалистов - архитекторов.

Одним из стимулов в профессиональном архитектурном образовании является вовлечение студентов в реальное проектирование на конкурсной основе, участие в научно-исследовательской работе и в профессиональных архитектурных выставках и фестивалях. Активное участие и значительное количество грантов и дипломов, полученных студентами экспериментальных групп, способствует не только повышению их уровня самооценки, но и служит самым значительным показателем креативности учебного процесса от подго-

96

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

товительной группы абитуриентов до конкретной работы над учебно-творческими проектами.

Архитектурное профессиональное образование, как никакое другое, требует полной самоотдачи от педагога и его умения креативно решать учебные проблемы. В творчестве архитектора соединяется стремление ученого к системности и художника к гармонии. Цель архитектурного обучения сводится к овладению определенным творческим методом проектирования в соответствии со своими способностями, характером, мировоззрением и жизненным опытом.

По мнению В.М. Молчанова, профессора Ростовской архитектурной академии; - преодолению стереотипности мышления и творческой инерции, повышению личностной креативности педагога и учащихся в решающей степени будет способствовать внедрение таких методов архитектурного творчества как: ассоциация, преобразование, перевоплощение, инверсия, аналогия, парадокс, фантазия, системный перебор, мозговая атака [5].

Большинство из обозначенных методов мы успешно применяем в нашей педагогической тех-

нологии формирования креативной личности, которая наиболее приемлема на уровне пропедевтического и среднего архитектурного профессионального образования. Мы предпринимаем первые шаги по внедрению новой педагогической технологии архитектурного образования. Ее структура многообразна и динамична. Она, безусловно, будет постоянно модернизироваться и видоизменяться. Ясно одно, сегодня необходимы не только методики по развитию креативности, но и креативные педагогические технологии формирования профессионального архитектурного образования на всех уровнях.

Библиографический список

1. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. - М.: Прогресс, 1989.

2. Кинг Л. Тесты на креативность. - СПб., 2005.

3. ЛукА.А. Психология творчества. - М., 1978.

4. Хуторский А.В. Как обучать творчеству? // Дополнительное образование. - 2001. - .№1.

5. Молчанов В.М. Основы архитектурного проектирования. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

УДК 378

Турыгина Евгения Михайловна

Кубанский государственный университет denisenko vit@yandex. т

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ КОЛОРИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-АРХИТЕКТУРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ

Излагается теоретический аспект разработанной и экспериментально проверенной методической системы формирования основ колористической культуры будущих инженеров-архитекторов компетентно и профессионально использующих цвет в проектной деятельности.

Ключевые слова: архитектура, колористическая культура, методическая система, образование, цвето-ведение.

Вхождение России в Европейское образовательное пространство предъявляет перед педагогами высшей школы новые требования к личностно-профессиональному развитию будущих инженеров-архитекто-ров. Из множества проблемных вопросов подготовки студентов этой специальности наиболее актуальной является проблема формирования их колористической культуры. Для решения этой проблемы мы поставили цель - разработать методическую систему, предполагающую совокупность содержания форм, средств и методов реализации теоретически обоснованного процесса

обучения, воспитания и развития колористической культуры студентов инженерно-архитектурных факультетов. Под понятием «формирование колористической культуры» мы понимаем взаимообусловленный, целенаправленный процесс личностно-ориентированной деятельности педагога и студентов направленный на:

а) усвоение теоретических знаний по цветовосп-риятию и цветовоспроизведению, посредством применения современных педагогических технологий;

б) творческое применение этих знаний, умений и навыков в создании и реализации архитектурных проектов;

© Турыгина Е.М., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.