УДК 380.1
КРЕАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА В АРХИТЕКТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
© 2014г. Г.Ф. Карпова
Карпова Галина Фёдоровна -доктор педагогических наук, профессор, кафедра основ архитектурно-художественного проектирования,
Академия архитектуры и искусств Южный федеральный университет, пр. Буденновский, 39, Ростов-на-Дону, 344082. E-mail: [email protected].
Karpova Galina Fedorovna -
Doctor of pedagogical Sciences, Professor,
Department of Fundamentals of Architecture Art
Design,
Academy of architecture and arts
Southern Federal University,
BudennovskiyAve., 39, Rostov-on-Don, 344082. Russia.
E-mail: [email protected].
Представлены обоснование, учебные модули, тематика и аннотированное содержание программы дисциплины «Креативная педагогика» для подготовки магистров в области архитектурного образования. Определены научно-теоретические основы креативной педагогики (философские, психологические, педагогические). Рассмотрены креативная педагогика как современная образовательная ориентация и учебный предмет, технологии и условия креативного образования архитекторов на основе овладения методологией архитектурной педагогики, пропедевтической и креативной концепциями архитектурного образования. Обозначены цели, задачи и принципы построения курса.
Ключевые слова: креативная педагогика, архитектурное образование, принципы, технологии, модули, творчество, педагогическое творчество.
The article presents the study, educational modules, topics and annotated content of the discipline program «Creative pedagogy» for the training of Masters in the field of architectural education. Scientific-theoretical bases of creative pedagogy (philosophical, psychological, pedagogical) are determined. Creative pedagogy as a modern educational orientation and academic subject, technology and the terms of the creative education of architects on the basis of mastering the methodology of architectural pedagogy, propaedeutic and creative cultural concepts of architectural education are considered. Goals, objectives, and principles of the course, its main modules are identified.
Keywords: creative pedagogy, architectural education, principles, technologies, modules, creativity, pedagogical creativity.
Дисциплина «Креативная педагогика» представляет собой интегрированный курс, предназначенный для обобщения, систематизации и расширения представлений магистров о проблемах и перспективах развития теории и практики современного образования вообще и профессионального архитектурного в частности. Ее цель - освоение культурно-исторического опыта осмысления феномена творчества, творческой деятельности, творческой личности; создание условий для осознанного выбора стратегии собственного профессионального роста и
личностного творческого развития, ориентация на созидательность. Ее задачи состоят в следующем: ознакомить с истоками возникновения различных подходов к рассмотрению творчества как культурного явления, свойства личности и характеристики материально-духовной деятельности человека; раскрыть механизмы и условия придания современному образованию креативной направленности; ввести в проблематику современного архитектурного образования новое видение его задач, обусловившее повышение креативности архитектурно-
педагогической деятельности; углубить сферы компетенции в понятийном аппарате современной педагогической науки, организации исследовательской и образовательной деятельности на основе максимальной реализации своего творческого потенциала.
Принципы построения курса
1. Принцип концептуальности. В процессе изучения курса расширение памяти и объема информации дополняется расширением и включением мотивационно-оценочной сферы сознания, рефлексивной деятельности обучающихся. Содержание знаний концептуализировано посредством открытости, неоднозначности, дополнительности, контектности.
2. Принцип открытости. Учебный материал содержит открытые для дополнения, не во всем устоявшиеся, не имеющие однозначной трактовки факты и идеи, призванные стимулировать творческое мышление, критическую рефлексию вместо механического заучивания.
3. Принцип проблемности. Содержательный аспект не ограничивается трансляцией знаний, а сосредоточен на формировании проблемных представлений о знаниях, обозначен как столкновение противоречий, ждущих своего решения.
4. Личностно-деятельностный принцип, утверждающий первичность индивидуально-личностного усилия, как исходного процесса приобретения личностно-значимого знания, личностного смысла образовательной деятельности, личностной рефлексии изучаемого материала.
5. Культурологический принцип, в рамках которого вся совокупность предложенного содержания рассматривается в качестве культурных реалий, обладающих самостоятельным ценностным значением.
6. Будучи сгруппированным вокруг проблемы творчества, философское и психолого-педагогическое содержание курса обеспечивает принцип диалогичности наук и интегра-тивности приобретенного знания. Основу дисциплины составляют четыре взаимосвязанных модуля, каждый из которых представляет собой один из аспектов креативной педагогики. Объединенные в едином формате всей дисциплины, эти модули обеспечивают целостное видение предмета и содержания креативной педагогики, а также формирование и развитие креативно ориентированного архитектурно-педагогического профессионализма
Основными модулями курса являются: 1. Введение в креативную педагогику. 2. Научно-теоретические основы креативной педагогики. З.Технологии и условия креативного образования. 4. Креативная педагогика и архитектурное образование (содержание модуля составлено с участием канд. пед. наук с базовым архитектурным образованием Л.А. Коль-стет).
Компетентностный подход задает смысло-ориентированный набор личностных и профессиональных компетенций, на которые ориентирует магистра изучение данного учебного курса: умение принимать решения, укладывающиеся в план собственной жизни; постановка перед собой перспективных задач, настойчивость в поиске путей их решения; выработка представления о себе в настоящем и о том, каким мог бы быть или каким хотелось бы быть: реалистичность знания о системе своих профессиональных знаний, умений, навыков, способность к самооценке и к самодиагностике; способность принимать нестандартные решения; умение на основе анализа ситуации поставить цель работы и сформулировать последовательность решения задач, необходимых для ее достижения; умение постановки цели обучения, самообучения, саморазвития; способность обоснованно выбирать стратегию своей учебно-профессиональной деятельности, развивать учебную самостоятельность, творческую и поисковую активность; готовность апробировать инновационные методы и технологии; готовность осуществлять рефлексию и корректировку результатов своей деятельности; готовность к самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности; осознание значимости непрерывного профессионального саморазвития; ценностное отношение к творчеству в профессиональной деятельности, стремление к приращению своего профессионализма; готовность к общественно одобряемой творческой деятельности.
Аннотированное содержание курса Модуль 1. Введение в креативную
педагогику Тема 1. Креативная педагогика как образовательная ориентация и учебный предмет Анализ современной образовательной ситуации, перспектив ее развития. Актуализация модернизации образования в направлении
его инновации, повышения творческого потенциала. Подготовка творческих специалистов как запрос времени. Отход от образования на основе дидактоцентризма, передачи обучаемым готовых знаний, от репродуктивной образовательной деятельности к образованию, стимулирующему творческую активность, творческий потенциал субъектов образовательной деятельности.
Современные цели и задачи образовании. Место дисциплины «Креативная педагогика» в содержании образования магистрантов. Междисциплинарный характер содержания учебного курса как условие развития личности и профессиональных компетенций.
Модуль 2. Научно-теоретические основы креативной педагогики Тема 1. Философское обоснование творчества
Творчество как культурно-историческое явление и феномен жизни человека. Понятие «творчество» в культурологическом значении. Анализ взглядов на творчество в исторической преемственности эстетических и философских учений. Античные мыслители о со-зидательности как признаке творческого мышления. Христианско-философская мысль о творчестве. Понимание творчества в эпоху Возрождения и Реформации. Концепция творчества И.Канта. Взгляд на творчество как единство сознательной и бессознательной деятельности, высшую форму человеческой жизнедеятельности (Ф. Шеллинг, Ф. Шлегель, А. Шопенгауэр). Творчество как предметно-практическая деятельность, преобразующая мир в соответствии с потребностями и целями человека и человечества (Ф. Меринг, К. Маркс, Г. Лафарг, Г. В.Плеханов). Концепции творчества философской мысли конца XIX - начала XX века (А. Бергсон, В. Дильтей, Л. Клагес и др.). Экзистенциальная философская мысль о творчестве (Н. А. Бердяев, М. Хайдеггер, К. Яс-перс. Ж.-П. Сартр). Взгляд на творчество под влиянием «феноменологической» философии (Н. Гартман, Р. Ингарден, Э. Гуссерль).
Понимание творчества как изобретательства, удачной комбинации идей для решения задач (прагматизм, инструментализм, операцио-нализм). Идея о творчестве как атрибутивном качестве человеческой деятельности в единстве материальной и духовной сфер (В.В. Розанов). Н.А. Бердяев о творческом содержании духовной деятельности человека (философии,
искусства, религии). Семиотически-коммуникативный подход к анализу творчества (М.М. Бахтин). Культурологический подход к творчеству (М.С. Каган, Н.С. Злобин). Творчество как путь гармонизации отношений индивид-общество-природа (Г. Гачев).
Тема 2. Феномен творчества в контексте психологической науки
Основные направления исследования творчества в психологической науке (изучение продуктов творчества; развитие когнитивных представлений о креативности; исследование креативных личностей; диагностика креативности и др.).
Определение понятия «творчество» с позиции психологии. Психологические аспекты изучения творчества (личностный и процессуальный). Зарубежная психология о творчестве. Творческость как особая способность (Дж. Гилфорд). Процессуальная сторона творчества: фазы творческого процесса (Г. Гельм-гольц, А.Пуанкаре). Гуманистическая психология о творческой личности (Г. Олпорт, А. Мас-лоу, К. Роджерс и др.). Трактовки творчества в отечественной психологии. Л.С. Выготский о творчестве как создании нового. Основные положения психологии творческого мышления и творческой личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Брушлинский, Я.А. Пономарев и др.). Д.Б. Богоявленская о единстве познавательных и мотивационных характеристик творческой личности. К.К. Платонов о творческой деятельности. Актуальные проблемы психологии творчества (соотношение мыслительного и художественного в творчестве; логического и интуитивного).
Тема 3. Проблема творчества в контексте педагогической науки
Педагогическое творчество и его место в ряду других видов творчества (научное, техническое, художественное и др.), выделяемых по характеру деятельности человека. Понятие «творчество» и «педагогическое творчество» с позиций педагогической науки. Составляющие педагогического творчества. Трудности выработки единого понимания границ понятия «педагогическое творчество». Сущность педагогического творчества (В.А. Кан-Калик, Н.Е. Буланкина).
Творческая педагогическая деятельность как сторона педагогического творчества. Творческий характер педагогической деятельности. Интегративные личностные каче-
ства (педагогическая интуиция, способность к импровизации, педагогический артистизм) как атрибуты творческой педагогической деятельности (В.И. Загвязинский). Творческая педагогическая деятельность как проявление творческого потенциала личности педагога. Творческий потенциал как совокупность социального опыта педагога, психолого-педагогических и предметных знаний, идей и способов нахождения оригинальных педагогических решений.
Коммуникативные способности и педагогическое творчество. Творческая педагогическая деятельность как средство реализации педагогом собственной индивидуальности. Содержание творческой индивидуальности педагога. Способность выделения педагогом своего профессионального «Я» как предпосылка творческой педагогической деятельности. Основные составляющие личности творческого преподавателя (творческий потенциал, самобытность, цельность личности; индивидуальность). Становление интереса к творчеству как фактор развития творческой личности. Стадии становления интереса к творчеству (эмоционально-импульсивный интерес,1 осознанный интерес, устойчивый интерес к творчеству в различных видах деятельности). Уровни развития личности творческого педагога и педагогического творчества (стимуль-но-продуктивный, эвристический, креативный). Стадии развития творчества (В. А. Про-сецкий): подражание (копирование); творческое подражание; репродуктивное (подражательное) творчество; подлинное творчество (созидание).
Модуль 3. Технологии и условия креативного образования Тема 1. Педагогическое проектирование как технология креативного образования
Актуализация в педагогике идеи проектирования как совокупности проектных (идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования природы, общества, человека. Историко-педагогический опыт проектирования в образовании. Метод проектов. Проектирование как способ решения проблем в различных видах деятельности. Проективная культура, ее ориентированность на созидательные возможности человека. Актуализация в педагогической деятельности проектно-деятельностных умений (рефлексия, целепола-гание, планирование, экспертирование).
Технология педагогического проектирования, ее этапы. Реализация в педагогическом проектировании деятельностного подхода к обучению. Технология педагогического проектирования как разновидность проблемно-развивающего обучения; как способ освоения и преобразования образовательной среды; системного рассмотрения объектов и процессов; решения проблемных ситуаций; изменения ролевого поведения; организации коллективной творческой деятельности; осмысления возможностей самореализации, самопознания и самоизменения.
Концептуальные положения проективной технологии в образовании.
Тема 2. Педагогическая поддержка как технология стимулирования творческого саморазвития
Понятие «саморазвитие личности». И. Кант, М. Мамардашвили, (Б.М. Мастеров, Г. Цукер-ман). «Индивидуализация» как деятельность по поддержке и развитию единичного и своеобразного в человеке (индивидуально ориентированная помощь в реализации первичных базовых потребностей; создание условий для свободной реализации интеллектуальных, эмоциональных возможностей индивида; поддержка человека в творческом самовоплощении и самореализации).
Характеристика педагогической поддержки как технологии педагогики ненасилия и свободы (образование - процесс индивидуального саморазвития; педагогический процесс - процесс сотворчества, субъект - субъектных отношений, обмена личностными смыслами и опытом). Вопросы на которые отвечает педагогическая поддержка («Кем быть?», «Каким быть именно мне?»). Предмет педагогической поддержки - процесс совместного определения с обучаемым его собственных интересов, целей, возможностей и путей самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах жизнедеятельности. Педагогическая поддержка в исследованиях О.С. Газмана, Т. Фролова, Е.И. Исаева, В.И. Слободчикова и др. Основные принципы педагогической поддержки (согласие на помощь и поддержку, опора на наличные силы и возможности и др.). Этапы педагогической поддержки (диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный). Классификационная характеристика технологии педагогической поддержки (по Г.К. Се-
левко). Педагогическая поддержка учащегося в учении.
Тема 3. Развитие творческого мышления в процессе обучения
Критерии и признаки творческого мышления (продуцирование нового результата; новизна процесса получения нового результата; наличие иррационального начала, интуиции; способность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему; наличие выраженных эмоциональных переживаний: чувство красоты, удовольствия от поиска решения; наличие устойчивой, длительной, сильной мотивации). Стадии творческого решения (собирание материала, созревание, озарение, контроль). Методы эмпирического изучения творческого мышления (анализ процесса решения «малых» творческих задач или задач на смекалку; использование наводящих задач; использование «многослойных» задач; метод экспертных оценок; анализ продуктов деятельности; тесты креативности). Связь уровней развития интеллекта и уровней креативности.
Пути развития творческого мышления в процессе обучения (не подавлять интуицию учащегося; формирование уверенности в своих силах; опора на положительные эмоции; стимулирование стремления к самостоятельности в деятельности и ответственности за принимаемые решения; поощрение склонности к рискованному поведению; избегание конформности мышления; развитие воображения и склонности к фантазированию; формирование чувствительности к противоречиям; использование в обучении задач «открытого» типа; использование проблемных методов обучения; обучение эвристическим приемам решения различных задач; совместная с преподавателем исследовательская деятельность; поддержка стремления человека быть самим собой).
Тема 4. Педагогическое творчество
как условие креативного образования
О совместимости понятий «технология» и «творчество» в педагогике. Творчество и организация как атрибуты единого целого. Творческий характер педагогического труда и факторы, обусловливающие его: педагогический труд, - открытая вероятностная система; сочетание педагогического воздействия с педагогическим взаимодействием, сотрудничеством, сотворчеством; вариативный характер педагогической деятельности; невозможность
все предусмотреть, смоделировать, спроектировать; несовместимость реальной педагогической деятельности с идеальной. Творческое начало личности педагога как базис ее индивидуальности. Творческая индивидуальность преподавателя. Педагогическое творчество как условие развития творческого потенциала личности обучаемого.
Теоретико-методологические положения педагогического творчества: понятие «педагогическое творчество» (И.П. Раченко); ядро личности составляет система ее отношений к внешнему миру и самому себе (В.Н. Мяси-щев); личность - уникальная, открытая целостная система, обладающая возможностью самоактуализироваться (Г. Олпорт, А. Мас-лоу, К. Роджерс). Педагогическое творчество как процесс организации своего опыта. Условия, обеспечивающие педагогическое творчество и креативность образования (диагностика готовности преподавателей и учащихся к творчеству в педагогическом процессе; диагностика средств и условий; наличие в коллективе творческих групп педагогов и учащихся; создание в образовательном учреждении атмосферы творческого поиска, чувства нового; ориентированность педагогов и учащихся на проявление максимума творчества в педагогическом процессе; поддержка творческого поиска со стороны руководителей ОУ, органов образования).
Тема 5. Условия и факторы развития педагогического творчества
Социально-педагогическая актуальность развития педагогического творчества: потребности общества в преподавателях способных через организацию творческой педагогической деятельности развивать индивидуальность и творческий потенциал обучающихся; потребности образовательных учреждений; потребность личности в профессионально-личностном росте. Понятие «развитие» как необратимый, непрерывный и закономерный процесс изменений личности преподавателя, ведущий к росту его профессиональной компетентности и педагогического мастерства в целях раскрытия творческого потенциала учащегося. Варианты пути развития (спонтанное, стихийное, творчески организованное).
Факторы, препятствующие приобщению к педагогическому творчеству (установка на единство и на единообразие форм, методов,
программ, критериев оценочной деятельности; педагогические шаблоны и формализм, действия по форме «Что - как»; расчлененность целостной педагогической деятельности в педагогической науке; ориентация на подготовку исполнителя, а не творчески организованную личность). Факторы, способствующие развитию педагогического творчества (педагогические действия по формуле «Что-для-чего-как-почему так, а не иначе и можно ли лучше»; ориентация преподавателя на проектирование и создание своего опыта, а не на внедрение опыта других).
Диагностика профессионально значимых качеств, мотивов, побуждающих педагогов к творчеству, факторов, стимулирующих их творческую активность, оценки и самооценки креативности педагога, уровня развития педагогического творчества преподавателя.
Тема 6. Диагностика креативности субъектов образования
Диагностика как неотъемлемый компонент целостной педагогической деятельности и управления качеством образования. Цели, задачи, функции диагностики в креативном образовании. Диагностический инструментарий определения креативности. Методика оценки и самооценки уровня креативности педагога. Определение оценки и самооценки уровня развития педагогического творчества преподавателя. Диагностика мотиваций профессионально-педагогической деятельности. Диагностика способностей студентов к творческой самореализации.
Модуль 4. Креативная педагогика и архитектурное образование Тема 1. Методология архитектурной педагогики
Цель методологии (открытие закономерностей, фактов, явлений в воспитании и образовании архитекторов). Принципы, средства, условия организации образовательной деятельности в сфере архитектуры. Связь архитектурной педагогики с философией, психологией, историей и другими науками. Объект и предмет архитектурной педагогики. Научные теории, на которых базируется архитектурная педагогика. Философский и гносеологический плюрализм как методологическая основа научных исследований в архитектурной педагогике. Основные методологические принципы архитектурной педагогики (аксио-логичность, системность, гуманистическая
направленность, диалектическая взаимосвязь объективного и субъективного, связь истории с современностью и др.).
Архитектурные конфликты (функциональный, композиционный, конструктивный) как толчок к творческой архитектурно-педагогической деятельности. Архитектурно-педагогическая деятельность как вид интегрированной творческой деятельности (художественно-композиционной, научно-технической направленности на общегуманитарной основе).
Тема 2. Проблема творчества в истории архитектурно-педагогической мысли Истоки и предпосылки архитектурного образования в Древней Руси. Ремесленная подготовка в школе мастеровых навыков и традиций. Становление архитектурного образования в России в XVIII в. Подготовка к нормативной деятельности по образцу, чертежу. Особенности архитектурно-художественного образования в России в XIX в. Преобладание знаниевой научно-технической линии в архитектурной подготовке технически грамотного исполнителя с репродуктивным типом мышления. Многоуровневое архитектурное образование в России (XX - начало XXI в.). Ориентация на развитие архитектора как профессионала, интеллигента, социально-активную личность. Гармонизация инженерно-технического и композиционно-художественного творчества в подготовке архитекторов.
Тенденции в архитектурном образовании начала XXI в. (открытость, общекультурная направленность, личностная ориентированность и др.).
Тема 3. Пропедевтическая концепция архитектурного образования креативной направленности
Содержание архитектурной пропедевтики. Архитектурная деятельность как проектное моделирование. Архитектурная пропедевтика и профессиональное архитектурное творчество. Композиция - центральное понятие архитектурной пропедевтики. Развитие пространственных представлений - центральная проблема архитектурной пропедевтики.
История становления пропедевтических идей. Роль ВХУТЕМАСа в становлении идей архитектурно-художественной школы. Роль БАУХАУЗа в становлении идей архитектурно-художественной пропедевтики. Научно-методические идеи пропедевтической школы Ладовского-Кринского и их развитие в отече-
ственном архитектурном образовании. Архитектурная пропедевтика как творческая лаборатория архитектурного образования креативной направленности.
Тема 4. Креативная общекультурная концепция архитектурного образования
Социально культурные предпосылки развития архитектурного образования. Качественные изменения в обществе. Социальный заказ на творческую личность архитектора. Социальный заказ на креативное гражданское и профессиональное образование. Современное состояние системы архитектурного профессионального образования (базовое и дополнительное, массовое и элитное). Современное состояние системы профессионального образования. Цели развития образования. Образование индустриального общества (закрытое, репродуктивное, управляемое). Обу-ченческая модель индустриального общества (объектно-исполнительская). Метод образования индустриального общества - метод обучения проектированию.
Образование постиндустриального общества (открытое, креативное, самоуправляемое). Модель самообразования постиндустриального общества. Метод образования архитектора постиндустриального общества - метод самообразования. Средства развития самообразования - снижение уровня внешнего контроля, повышение роли и статуса научно -дидактических исследований, изменение форм и содержания учебного процесса.
Тема 5. Развитие архитектурного творчества в процессе архитектурного образования
Структура архитектурно-проектного творчества. Уровень контуров композиции». Уровень «композиционного каркаса». Уровень «полной композиции». Отношение между уровнями композиции как структурообразующими составляющими профессионального творчества и проектными следами этого творчества - проектно-сметной документации. Содержание архитектурно-проектного творчества. Социально-функциональный аспект пространственной орга-
Поступила в редакцию
низации. Психолого-педагогические принципы объективирования методов архитектурного творчества. Принцип объективизации и два его аспекта: а) вариантное проектирование; б) фиксация приобретенных творческих навыков. Принцип «раздвоения метода». Принцип «расчленения материалов». Принцип «определения ведущей проектной задачи». Принцип «познавательно-созидательного моделирования». Формирование методологических основ творческой рефлексии. Учебная программа дисциплины снабжена контрольными вопросами для итоговой аттестации, дидактическими тестами к каждому модулю, перечнем основных понятий. Содержит тематику самостоятельной работы и рекомендации по её выполнению, формы учета и контроля самостоятельной работы.
Литература
1. Алейников А.Г. Креативная метапеадгогика: время «Ч» // Alma mater. 1992. № 1. C. 35 - 39.
2. Башмаков А.И. и др. Креативная педагогика: методология, теория, практика / под ред. Ю.Г. Круглова. М., 2002.
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2009.
5. Кудрявцев А.П., Степанов А.В., Метленков Н.Ф., Волчок Ю.Л. Архитектурное образование: проблемы развития. М., 2002.
6. Мелодинский Д.Л. Архитектурная пропедевтика. История, теория, практика. М, 2000.
7. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология М., 2004.
8. Петрова И.П. Информационно проективная культура как интегральное качество личности // Гуманитарные и социально-экономические пауки. 2005. № 3. С. 52 - 55.
9. Смирнов И.Л. Человек - образование - профессия - личность. М., 2002.
10. Щебланова Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.Л. Торренса // Психологическая диагностика. 2004. № 11. С. 3 - 20.
24 января 2014 г.