товительной группы абитуриентов до конкретной работы над учебно-творческими проектами.
Архитектурное профессиональное образование, как никакое другое, требует полной самоотдачи от педагога и его умения креативно решать учебные проблемы. В творчестве архитектора соединяется стремление ученого к системности и художника к гармонии. Цель архитектурного обучения сводится к овладению определенным творческим методом проектирования в соответствии со своими способностями, характером, мировоззрением и жизненным опытом.
По мнению В.М. Молчанова, профессора Ростовской архитектурной академии; - преодолению стереотипности мышления и творческой инерции, повышению личностной креативности педагога и учащихся в решающей степени будет способствовать внедрение таких методов архитектурного творчества как: ассоциация, преобразование, перевоплощение, инверсия, аналогия, парадокс, фантазия, системный перебор, мозговая атака [5].
Большинство из обозначенных методов мы успешно применяем в нашей педагогической тех-
нологии формирования креативной личности, которая наиболее приемлема на уровне пропедевтического и среднего архитектурного профессионального образования. Мы предпринимаем первые шаги по внедрению новой педагогической технологии архитектурного образования. Ее структура многообразна и динамична. Она, безусловно, будет постоянно модернизироваться и видоизменяться. Ясно одно, сегодня необходимы не только методики по развитию креативности, но и креативные педагогические технологии формирования профессионального архитектурного образования на всех уровнях.
Библиографический список
1. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. - М.: Прогресс, 1989.
2. Кинг Л. Тесты на креативность. - СПб., 2005.
3. ЛукА.А. Психология творчества. - М., 1978.
4. Хуторский А.В. Как обучать творчеству? // Дополнительное образование. - 2001. - .№1.
5. Молчанов В.М. Основы архитектурного проектирования. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
УДК 378
Турыгина Евгения Михайловна
Кубанский государственный университет denisenko vit@yandex. ги
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ КОЛОРИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-АРХИТЕКТУРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ
Излагается теоретический аспект разработанной и экспериментально проверенной методической системы формирования основ колористической культуры будущих инженеров-архитекторов компетентно и профессионально использующих цвет в проектной деятельности.
Ключевые слова: архитектура, колористическая культура, методическая система, образование, цвето-ведение.
Вхождение России в Европейское образовательное пространство предъявляет перед педагогами высшей школы новые требования к личностно-профессиональному развитию будущих инженеров-архитекто-ров. Из множества проблемных вопросов подготовки студентов этой специальности наиболее актуальной является проблема формирования их колористической культуры. Для решения этой проблемы мы поставили цель - разработать методическую систему, предполагающую совокупность содержания форм, средств и методов реализации теоретически обоснованного процесса
обучения, воспитания и развития колористической культуры студентов инженерно-архитектурных факультетов. Под понятием «формирование колористической культуры» мы понимаем взаимообусловленный, целенаправленный процесс личностно-ориентированной деятельности педагога и студентов направленный на:
а) усвоение теоретических знаний по цветовосп-риятию и цветовоспроизведению, посредством применения современных педагогических технологий;
б) творческое применение этих знаний, умений и навыков в создании и реализации архитектурных проектов;
© Турыгина Е.М., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1
97
в) развитие на этой основе компетентного инженера-архитектора, как личности, востребованный обществом.
Определяя колористику как науку о цвете, включающую помимо традиционного цветове-дения разделы о цветовой культуре, цветовых гармониях, цветовых предпочтениях, А.В. Ефимов подчеркивал полифункциональный характер ее применения во всех сферах деятельности архитектора [1]. Колористика интегрирует сведения из физики, физиологии, психологии, математики философии, искусствознания, семиотики изучающих феномены цвета и служит основанием не только культурологических, педагогических исследований, но и практического применения ее в деятельности архитектора. Колористика как учебная дисциплина должна учитывать, прежде всего, будущую профессиональную направленность деятельности обучаемых. Учитывая это требование, а так же на основании изучения исторического опыта колористической подготовки мы выделили следующие принципы обучения ко-лористике будущих инженеров-архитекторов.
1. Теоретические знания о цвете должны рассматриваться последовательно: (физические основы цвета, физиология зрительного восприятия, психология восприятия цвета; цветовые системы, теория гармонии и т.д.).
2. Практические занятия должны быть направлены не только на развитие комбинаторных способностей студентов, умения анализировать цвет в выдающихся творениях зодчих мира, но и на активизацию творческого потенциала будущих инженеров-архитекторов.
3. Перманентный (непрерывный) характер изучения цвета следует выстраивать посредством системы упражнений, от курса к курсу, от простых выкрасок по изучению понятий из области цвета до освоения цветовых закономерностей и применения их в курсовом и дипломном проектировании.
В данной статье, опираясь на материалы, изложенные в различных источниках, мы выделяем проблемы, связанные с теорией обучения цве-товедению, систематизирующей и расширяющей колористические возможности палитры будущего инженера-архитектора.
Исследования И. Ньютона, М. Ломоносова, И. Гёте, Т. Юнга, Г. Гельмгольца, Ф. Рунге и других учёных, изучавших цветовые феномены, дали художникам-педагогам научные основы обуче-
ния колористике. Казалось бы, достижения учёных, ХУШ-Х1Х веков исследовавших цветовую проблематику, должны были бы сразу же применены в практике обучения, как в высшей, так и начальной художественной школе. Однако лишь в начале XX века этой важнейшей стороне в обучении начинающего живописца начинают уделять внимание художники-педагоги.
Одним из таких пионеров в организации обучения элементам теории цвета принято считать А.Г. Мэнселла, преподавателя Массачусетской детской художественной школы (США). Художник-педагог счёл необходимым не только излагать основные научные сведения об изучении цвета учёными, но и попытался применить их на практике со своими учениками. Это касалось, прежде всего, определения основных цветов, получения гармоничных сочетаний, изучения контрастов.
Благодаря стараниям Мэнселла, художники, обучавшиеся в колледже искусств, впервые имели возможность слушать лекции по теории цвета, которые читал им его учитель великий О. Рюд. В эти же годы активные поиски в совершенствовании художественного образования ведутся в России и Германии.
Основателем практической колористики в Западной Европе явился выдающийся художник-педагог И. Иттен. Сравнительный анализ деятельности «Баухауза» (1919 г.) и ВХуТеМаса (1918 г.) показал, что эти две высшие художественные школы почти одновременно и относительно независимо создали основу пропедевтического обучения художников разных специализаций, так называемый «форкурс» (подготовительный курс). На этом курсе будущие студенты знакомились с теорией изобразительной грамоты, изучали свойства формы, в том числе и её цветовые характеристики. И. Иттен в качестве основной цели студентов школы, независимо от дальнейшей специализации, ставил свободное владение основами колристики.
Поскольку этот курс «цветоформы» в последующем был применён в большинстве западных художественных школ, а также, отмечая совпадение направлений развития основ цветоведения в «Баухаузе» и «ВХуТеМасе»-ВХуТеИне остановимся на нём более подробнее.
Главным достоинством иттеновского курса является его содержательная сторона и революционная методика обучения, ориентированная на развитие и формирование интеллекта. Сердцеви-
ной практической части его программы является «цветовой концентр» (цветовой шар, круг и цветовая звезда).
Отмечая высокое мировоззренческое значение идей И. Иттена в предисловии к русскому изданию 2001 года, Л. Монахова пишет: «Ценность цветовой теории Иттена заключается именно в том, что он сумел пойти дальше изучения собственно физических свойств цвета. То, что Иттен был художником и в своём исследовании цвета опирался на материал искусства, необычайно расширило диапазон его наблюдений и выводов. Благодаря постоянному обращению к работам старых мастеров и произведениям современных ему художников, Иттену удалось обнаружить и объяснить закономерности жизни цвета, трудно различимые вне сферы искусства. Сюда относятся проанализированные им семь типов цветовых контрастов, без которых немыслимо построение живописного полотна, а также вопросы символического значения цвета, его связи с формой и возможностями эмоционального воздействия» [2, с. 8].
В отличие от большинства существовавших до него теорий колористики И. Иттен придаёт особое значение «эстетическому учению о цвете». Основные эстетические аспекты воздействия цвета могут исследоваться по трём направлениям:
а) чувственно-оптическому (импрессивному);
б) психическому (экспрессивному); в) интеллектуально-символическому (конструктивному). Причём, как подчёркивает учёный, «каждый из этих аспектов предполагает наличие в цвете и двух остальных» [2, с. 34].
Изучая теоретические труды, эксперименты с цветом Гете, Бёцольда, Шеврееля, Хельцеля, И. Иттен выделил 7 видов контрастов: но и разработал систему практических упражнений по их усвоению. В отличие от традиционной классификации всех контрастов на два основных вида (ахроматические и хроматические), он выделяет следующие:
а) контраст по цвету;
б) контраст светлого и тёмного;
в) контраст холодного и тёплого, контраст дополнительных цветов;
г) симультанный контраст;
д) контраст по насыщенности;
е) контраст по площади цветовых пятен [2, с. 85].
Последовательное изучение проявления этих
видов контрастов в нашей методической системе осуществляется на основе тесной взаимосвязи
теоретического материала (с анализом выдающихся живописных работ) и практических заданий и упражнений, выполняемых учащимися под руководством педагога.
Наряду с приведённой системой обучения теории цвета в Германии, определённый педагогический опыт имеется в истории деятельности художественных вузов и школ США. Опираясь на систему А. Мэнселла, Д. Росс и А. Поуп в начале 30-х годов ХХ века ввели преподавание теории цвета в искусстве и дизайне студентам Гарвардского Университета. Примерно в это же время занятия по основам цветоведения на факультете прикладного искусства Рочестерского Университета и Института механики проводил Б. Кливер. Подобные курсы были введены во многих других художественных школах и на факультетах искусства и дизайна в университетах различных штатов. Однако примеры Росса, Поупа, Кливера были исключениями. В 1942 году Р.Б. Фарнум из Род-Айрендской школы дизайна в своём обзоре сообщил, что иногда такие предметы вводились чисто случайно, и что им уделялось слишком мало времени. Некоторые из преподавателей, кому было поручено вести теорию цвета, были не компетентны или не достаточно заинтересованы этой наукой. В настоящее время, несомненно, благодаря опыту западноевропейских педагогов, влиянию новых достижений в науке и технологии, большинство художественных школ и факультетов искусства и дизайна США уделяют огромное внимание преподаванию науки о цвете и формированию колористической культуры своих студентов.
Книгой, впервые познакомившей русскую общественность с новой наукой, была книга «Учение о цветах» по отношению к искусству и технике» Вильгельма фон Бецольда, появившаяся ещё в 1878 году. Затем, уже в 20-х годах XX века, в нескольких научных журналах были опубликованы статьи, посвящённые учению о цвете, разработанному известным немецким физиком и философом Вильгельмом Фридрихом Оствальдом. Начиная с 1916 года, он выпустил ряд книг, излагавших его исследования в этой области. Сам Оствальд читал этот курс студентам Баухауза, и он органично входил во вхутемасовскую программу «Учение о цветах». Учебным пособием служила и вышедшая на русском языке в 1926 году основная книга В. Оствальда «Цветоведение» под редакцией и с предисловием С.В. Кравкова.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1
99
Вхутемасовский курс «Теории цвета» начинался с историй учения о цвете и охватывал все наиболее значительные достижения в этой области с эпохи Возрождения до И. Ньютона, а затем до начала ХХ века, причём современные теории цвета изучались более подробно. Затем студенты знакомились с физической природой света, с действием света на вещество, отражением света от окрашенных поверхностей, с возникновением и смешением цветов и т.д. Кроме того, студенты изучали анатомию и физиологию глаза основные психологические элементы, определяющие восприятие цвета, контраст и гармонию цветов и т.д. Этот опыт был в последствии использован во всех архитектурных школах, в том числе и нами при создании нашей программы и написании методических пособий.
Систематическое и последовательное изучение теории цвета на первоначальном этапе обучения инженера-архитектора является важнейшим условием формирования его цветовой культуры. Только опираясь на прочные знания в области теории цвета, практику использования цветовых систем, начинающий архитектор может усвоить профессиональные навыки мастерства.
Как показал наш опыт проведения факультативных, обзорных лекций-бесед по истории развития цветоведения этот материал воспринимается учащимися с глубокой заинтересованностью и вниманием. За период проведения этих занятий формируется базовая теоретическая составляющая по основам цветоведения для этой специфической категории обучаемых, которую мы применили в нашей экспериментальной программе.
Известно, что колористическое видение теснейшим образом связано с профессиональным восприятием цвета, на что обратили внимание художники эпохи Возрождения Л. Альберти, Л. да Винчи, и особенно отцы - основатели академического художественного образования (Ш. Лебрен, Р. де Пиль, Д. Рейнольдс, В Хогарт и др.). Однако, без научного обоснования природы цветовосприятия человеком, отраженного в исследованиях И. Ньютона, И. Гете, Ф. Рунге, Г. Гельмгольца, Э. Геринга, В. Оствальда А. Мэнселла и многих других ученых-физиков, физиологов, психологов, невозможно было подойти к цветоведению, как к учебному предмету для архитектора и художника.
Педагогический формирующий эксперимент, направленный на определение результативности системы совершенствования колористической подготовки будущих инженеров-архитекторов, показал достаточно высокий уровень овладения специальными знаниями, умениями и навыками по колористике студентов из экспериментальных групп [3].
Библиографический список
1. Ефимов А.В. Формообразующее действие полихромии в архитектуре. - М., 1984.
2. Иттен И. Искусство цвета. - М., 2001.
3. Турыгина Е.М. Об итогах эксперимента по внедрению педагогической технологии формирования колористической культуры будущего ин-женера-архитектора // Вестник Костромского гос. университета им. Н.А. Некрасова. - 2008. - Т. 14. -С. 84-86.