Научная статья на тему 'Об итогах эксперимента по внедрению педагогической технологии формирования колористической культуры будущего инженера-архитектора'

Об итогах эксперимента по внедрению педагогической технологии формирования колористической культуры будущего инженера-архитектора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Турыгина Евгения Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об итогах эксперимента по внедрению педагогической технологии формирования колористической культуры будущего инженера-архитектора»

девший в полном объеме теоретическими знаниями и освоив подготовительные упражнения в области линейно-конструктивного рисунка, линей-но-воздушной перспективы, объема и тона, сможет в дальнейшем успешно осваивать вариативные профессионально-художественные умения.

Каждый уровень заданий способствует формированию у будущего специалиста внутренних условий самостоятельного выполнения действия. В комплексе эти условия способствовали формированию профессиональных художественных умений.

Методы учебной деятельности выстраивались преемственно: общие методы от репродуктивных к проблемным и исследовательским, прикладные от конструктивных к светотеневым (рис. 2).

Организационно-деятельностный компонент процесса, в соответствии с поставленными целями и логикой содержания, характеризуется расширением возможностей совместной учебной

деятельности и развивающегося взаимодействия обучающего и обучающегося. Это способствует переходу от внешнего управления деятельностью к формированию способности к целенаправленной саморегуляции деятельности с целью создания условий для саморазвития профессионально-художественных умений студентов.

Библиографический список

1. Шимко В.Т, Основы дизайна и средовое проектирование: Учебное пособие. - М.: Архи-теюура-С,2005.- 156 с.

2. Генисаретский О.И. Методологические и гу-манитарно-художественные проблемы дизайна: Автореф. дис.... д-ра искусств. - Москва, 1990. -36с.

3. ТкаченкоЕ.В. Дизайн-образование: Теория, практика, траектория развития /Е.В. Ткаченко, С.М. Кожуховская. - Екатеринбург: «АКВА-ПРЕСС», 2004. - 240 с.

Е.М. Турыгина ОБ ИТОГАХ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВНЕДРЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛОРИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА-АРХИТЕКТОРА

К,к указывается в требованиях государственного образовательного стандарта к специальности 27.01.14. «Инженер-архитектор», дипломированный специалист, наряду с обязательной подготовкой по специальным и изобразительным дисциплинам (рисунок, живопись, композиция) должен владеть профессиональными знаниями и умениями по колористической организации проектных и производственных работ.

Предварительный анализ (анкетирование, тестирование) первокурсников, показал, что для реализации этой важнейшей задачи в учебных планах вузов, имеющих такие отделения, нет специальных дисциплин по «Цветоведению» и «Ко-лористике», имеющихся на всех архитектурных факультетах страны. В рамках учебной дисциплины «Основы техники изобразительного искусства» даются лишь самые общие сведения из теории цвета. Большинство студентов (более чем 70%) не имеют достаточной изобразительной специальной подготовки по живописи, рисунку, композиции. Ежегодное анкетирование перво-

курсников (2002-2007 уч. г.) показывает, что подавляющая часть (более 85%) не имеют самых необходимых теоретических знаний по цветоведению. Перечень проблем, прямо или косвенно, связанных с необходимостью коренного изменения сложившейся ситуации можно продолжить.

Невозможность прямого переноса содержания и методов обучения колористике, применяемых на традиционных архитектурных факультетах, потребовали создания и экспериментального апробирования адаптационной технологии обучения, способной дать высокую профессиональную колористическую подготовку будущему инженеру-архитектору.

Формирование колористической культуры предполагает взаимообусловленный, взаимосвязанный, целенаправленный процесс личностноориентированной деятельности педагога и студентов направленный на:

а) усвоение теоретических знаний по цветовое приятию и цветовоспроизведению, посредством применения современных педагогических технологий;

84

Вестник КГУ им Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

© Е.М. Турыгина, 2008

б) творческое применение этих знаний в создании и реализации архитектурных проектов;

в) развитие на этой основе шоке пера-архитектора, как компетентной личности, востребованной обществом.

В развитие теоретического и методического исследования нами было проведено экспериментальное обучение по внедрению в практику разработанной педагогической технологии формирования колористической культуры студентов инженерно-архитектурных специальностей. Основная цель педагогического формирующего эксперимента - проверка дидактической эффективности этой технологии.

Блок упражнений по колористике I курса, открывающий возможности постановки разнообразных цвето-композиционных задач и способов выполнения заданий на последующих этапах эксперимента, должен подвести студентов к пониманию обших цветовых закономерностей композиции на 2-м и 3-м курсах.

Содержание дисциплины «Колористика», построенное по определенным принципам, способствует раскрытию индивидуальных возможностей студентов, развитию их творческих способностей. В частности - владения цветом, учит будущих архитекторов мыслить в цвете.

Экспериментальный факультативный курс «Колористики» направлен на развитие способности к организации колористического, плоскостного и пространственного изображения, овладение профессиональными знаниями и техническими навыками, необходимыми для достижения цветовой гармонии, выразительности в архитектурном проектировании и моделировании.

На основе анализа научной литературы по колористике и изучения традиционной системы обобщенных знаний, умений и навыков, необходимых архитекторам, а также специфики процесса будущей колористической деятельности инже-неров-архитекторов, нами были выделены следующие разделы в содержании экспериментального курса «Колористика»:

Теоретические знания о цвете:

1. Изучение терминологического учебного материала (пособия, цветовые атласы, словарь-справочник и т.д.).

2. Усвоение теории восприятия цвета, использования цветовых систем, принципов гармонизации цвета в изучении основ живописи и цвето-

• вого решения в проектной деятельности.

3. Использование цвета как одного из средств композиции (нюанс, контраст, пропорции, ритм).

4. Изучение цветовых закономерностей композиции (цвет и цветосочетания, цвет и свет, цвет и форма, цвет и функция)

Практика осуществления цветовой организации проекта:

1. Поэтапное овладение способами передачи цветовых отношений в проекте на основе использования ключевых цветовых систем; цветовых гармоний.

2. Последовательное применение выразительных возможностей цвета, использование различных приемов создания эргономически обоснованных цветовых сочетаний, при работе над проектами интерьера и экстерьера.

3. Формирование умений грамотно разрабатывать колористический замысел в эскизах, используя цветовые закономерности в соответствии с содержанием и спецификой конкретного проекта.

4. Овладение навыками и техническими приемами составления цветовых сочетаний различными изобразительными материалами.

Практика применения в творческой деятельности (способы творческой интерпретации цветовых сочетаний и переработки полученной зрительной информации о цвете и перевод ее на язык проектной деятельности).

Формирование профессионально-оценочных знаний (давать характеристику цветосочетаний по производимому впечатлению, уметь производить колористический анализ проекта).

На первом, констатирующем этапе эксперимента (2002-2004 гг.) последовательно решались задачи:

а) исследования наличного уровня теоретической и практической подготовки студентов первокурсников инженерно-архитектурного ф-та по основам цветоведения;

б) разработки критериев, способствующих объективному оцениванию формирования основ колористической культуры у студентов на пропедевтическом уровне обучения;

в) изучения и систематизации использования цвета в изобразительной деятельности студентов.

В процессе эксперимента было установлено, что начальный уровень колористической подготовки большинства студентов как контрольных, так и экспериментальных групп оказался на низком уровне. Анкетирование и тестирование показали отсутствие у большинства респондентов

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 5

85

элементарных теоретических знаний. Контрольные практические задания по цветоведению проявили неспособность значительной части студентов продемонстрировать умения не только комбинировать, но и технически грамотно пользоваться красящими веществами и кистями.

Разрабатывая критерии оценки сформирован-ности основ колористической культуры, мы исходили из признанной педагогической наукой аксиомы, что, выступая в качестве нормы критерий, служит образцом, с которым сравнивают реальные показатели и устанавливают степень соответствия их нормативам. Поскольку эти реальные показатели наличного уровня испытуемых низки, мы сочли возможным применить на этом этапе лишь две группы критериев.

В первую группу были включены показатели теоретической подготовки студентов, а во вторую практических умений и навыков использования ими цвета в элементарных заданиях.

На втором этапе формирующего педагогического эксперимента (2004-2006 гг,) эти критерии были дополнены показателями сформированнос-ти творческого использования полученных знаний, умений и навыков в учебно-творческих заданиях по живописи, колористике и проектных работах на 2-3-м курсах обучения. Тестирования начального, элементарного уровня осуществлялось, таким образом, на I курсе: в начале первого семестра; по его завершению и по окончанию обучения на курсе. Показатели успешности обучения студентов 2-3 курсов оценивались экспертной группой, в которую входили педагоги, осуществляющие начальную подготовку не только по «Основам техники изобразительного искусства», но и «Рисунку», «Обьемно-пространственноЙ композиции», «Архитектурному моделированию среды и макетированию» т.е. другим смежным дисциплинам, использующим знания о цвете.

Результаты формирующего эксперимента показали, что студенты экспериментальной группы набора 2003/2004 учебного года проявили не только достижение хорошего уровня сформиро-ванности элементарных знаний, умений и навыков цветовое приятия и цветовоспроизведении, но и их творческого использования. Более 60% контрольных заданий в проектной деятельности и обучении живописи на 2-м и 3-м курсе содержали элементы творческого решения.

На третьем этапе (2006-2008 гг.) наряду с констатирующим и формирующими эксперимента-

ми осуществлен и так называемый отсроченный контрольный эксперимент. Были протестированы теоретические знания, а так же уровень сфор-мированности колористической культуры студентов 4-х курсов и выпускников ф-та, участвовавших в педагогическом эксперименте, в процессе выполнения ими курсовых работ и дипломных проектов.

Количественные показатели студентов экспериментальных групп на всех этапах педагогического эксперимента были существенно (на 0,7-1,2 балла) выше контрольных.

Однако, наиболее значимым мы считаем итоги отсроченного контроля сформированности уровня колористической культуры выпускников (бывших студентов экспериментальных групп), проявившиеся в творческом характере их самостоятельной деятельности в качестве молодых специалистов. Это подтверждает наш вывод, что уровень их профессиональных компетентностей, не только соответствует требованиям государственного образовательного стандарта, но и отражает большой творческий потенциал выпускников.

В ходе эксперимента было подтверждено, что такой подход дает возможность сформировать представления студентов о своеобразии и природе возникновения цветового языка в контексте формирования колористической культуры, смысловых значениях отдельных цветов и их сочетаний, исследовать процесс возникновения эстетических переживаний. Будущие архитекторы усваивают творческий опыт, накопленный историей развития архитектуры, приемами профессиональной творческой деятельности. В значительной степени этому способствует система учебных заданий, построенная в соответствии с дидактическими принципами последовательности и постепенности усложнения учебного материала.

От курса к курсу экспериментальная педагогическая технология строится на изучении различных способов использования цвета и выявления его главных качеств при создании формальных цветовых композиций и несложных проектов. В содержание факультативного курса коло-ристики включены практические приемы работы с цветом, обеспечивающие грамотное колористическое решение разнообразных учебнотворческих проектных задач по изучению выразительности цвета, и логики построения гармонии при создании эмоциональной выразительности проекта.

86

Вестник КГУ им. НА. Некрасова ♦ 2008, Том 14

Упражнения этого курса призваны поставить обучаемого в такие условия, при которых он обязательно делает для себя цветовые открытия, осуществляет самостоятельные поиски, которые ведут его к усвоению основ колористической культуры.

Проведенное исследование и педагогические эксперименты позволяют нам в заключении сделать следующие выводы.

1, Формирование колористической культуры студентов инженерно-архитектурных специальностей является важнейшей компонентой профессиональной культуры специалиста и возможно лишь при создании и реализации следующих педагогических условий:

а) обеспечение перманентного характера педагогического сопровождения учебной и учеб-но-творческой проектной деятельности студентов в части их колористической компетентности в течении всего периода обучения;

б) применения активных методов и форм обучения студентов профессиональному цветовос-приятию и цветовоспроизведению;

в) ориентации содержания аудиторных и фа-

культативных занятий по цветов еден ию и коло-ристике на творческое применение полученных знаний в проектировании и реализации продуктов проектной деятельности;

г) эффективного использования индивидуальных и коллективных форм учебной и учебнотворческой работы студентов, как в рамках аудиторных занятий, так и в общественной работе.

2. В результате проведенного исследования и экспериментальной работы получила полное подтверждение гипотеза о сущностной необходимости применения педагогической технологии формирования колористической культуры студентов, которая должна стать неотъемлемой органичной частью всего процесса обучения и развития будущего инженера-архитектора.

3. Апробация автором исследования, а так же педагогами других вузов технологии, направленной на формирование основ колористической культуры у студентов инженерно-архитектурных специальностей показала достаточно высокую эффективность ее и значимость в подготовке профессионалов высшей квалификации.

Е.В. Ласкавая ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ АКТЕРОВ ТЕАТРА И КИНО

Обучение технике речи студентов театральных вузов и института кинематографии решает многосторонние задачи их речевой компетентности и является существенным компонентом системы профессионального образования.

Драматический театр - это синтетическое искусство. Огромное значение в театре имеет визуальный образ. Однако, русский театр, развивающий традиции М. Щепкина и К.С. Станиславского, прежде всего, ориентирован на вербальное творчество на основе драматургии. Следовательно, важнейшим его элементом является мысль-действие, раскрываемое через слово.

Начиная с Карамзина, Пушкина и Грибоедова наши классики отбирали из речевого многообразия наиболее точные, яркие слова и создавали «великий прекрасный язык». Сегодня сохранение языка в его чистоте и красоте является одной из важных задач российских педагогов театральных школ. Появился целый ряд педагогических разработок по

сценической речи. Они содержат заслуживающую внимания информацию и направлены на развитие творческих способностей студентов.

Существует несколько речевых школ: восточная, европейская и русская. Педагогический опыт восточной школы основан на принципе медитаций — духовного сосредоточения. Он рассчитан на протяженный во времени процесс. Актеры в театрах Китая, Кореи и Японии, как правило, являются представителями династий, и поэтому сценической речи там обучают с самого раннего детства. Это обучение основано на знаниях, хранящихся в глубокой тайне. Восточная школа уже в силу ее ментальности не близка русской культуре, хотя мы с большим вниманием относимся к их педагогическому опыту, и, безусловно используем элементы их практик в своих речевых тренингах (именно этим словом мы будем называть свои практические занятия).

Педагогический опыт западных речевых школ, как европейской, так и американской, направлен

© Е.В Ласкавая, 2008

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.