Научная статья на тему 'Эргономический аспект создания среды обучения и проектирования учебного оборудования для живописной мастерской художественно-графического факультета педвуза'

Эргономический аспект создания среды обучения и проектирования учебного оборудования для живописной мастерской художественно-графического факультета педвуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1151
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРУДОВАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СРЕДА / ДИЗАЙН / МАСТЕРСКАЯ / ЖИВОПИСЬ / РИСУНОК / МОЛЬБЕРТ / ЭРГОНОМИКА / ОПТИМИЗАЦИЯ / EQUIPMENT / PROJECTING / ENVIRONMENT / STUDIO / ERGONOMICS / OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаматава Лана Левтеровна

Исследована проблема оптимизации среды обучения живописи, как средства повышения качества специальной подготовки студентов художественно-графического факультета. Спроектировано многофункциональное учебное оборудование для живописной мастерской, полностью отвечающее эргономическим требованиям, проведена экспериментальная проверка опытных образцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of optimization of educational environment while teaching painting as device of bettering of quality of special training of students of artistic-graphic faculty is investigated. Specialized multipurpose equipment for studios fully meeting the ergonomic requirements of training students is designed and samples are experimentally approbated.

Текст научной работы на тему «Эргономический аспект создания среды обучения и проектирования учебного оборудования для живописной мастерской художественно-графического факультета педвуза»

Вхутемасовский курс «Теории цвета» начинался с историй учения о цвете и охватывал все наиболее значительные достижения в этой области с эпохи Возрождения до И. Ньютона, а затем до начала ХХ века, причём современные теории цвета изучались более подробно. Затем студенты знакомились с физической природой света, с действием света на вещество, отражением света от окрашенных поверхностей, с возникновением и смешением цветов и т.д. Кроме того, студенты изучали анатомию и физиологию глаза основные психологические элементы, определяющие восприятие цвета, контраст и гармонию цветов и т.д. Этот опыт был в последствии использован во всех архитектурных школах, в том числе и нами при создании нашей программы и написании методических пособий.

Систематическое и последовательное изучение теории цвета на первоначальном этапе обучения инженера-архитектора является важнейшим условием формирования его цветовой культуры. Только опираясь на прочные знания в области теории цвета, практику использования цветовых систем, начинающий архитектор может усвоить профессиональные навыки мастерства.

Как показал наш опыт проведения факультативных, обзорных лекций-бесед по истории развития цветоведения этот материал воспринимается учащимися с глубокой заинтересованностью и вниманием. За период проведения этих занятий формируется базовая теоретическая составляющая по основам цветоведения для этой специфической категории обучаемых, которую мы применили в нашей экспериментальной программе.

Известно, что колористическое видение теснейшим образом связано с профессиональным восприятием цвета, на что обратили внимание художники эпохи Возрождения Л. Альберти, Л. да Винчи, и особенно отцы - основатели академического художественного образования (Ш. Лебрен, Р. де Пиль, Д. Рейнольдс, В Хогарт и др.). Однако, без научного обоснования природы цветовосприятия человеком, отраженного в исследованиях И. Ньютона, И. Гете, Ф. Рунге, Г. Гельмгольца, Э. Геринга, В. Оствальда А. Мэнселла и многих других ученых-физиков, физиологов, психологов, невозможно было подойти к цветоведению, как к учебному предмету для архитектора и художника.

Педагогический формирующий эксперимент, направленный на определение результативности системы совершенствования колористической подготовки будущих инженеров-архитекторов, показал достаточно высокий уровень овладения специальными знаниями, умениями и навыками по колористике студентов из экспериментальных групп [3].

Библиографический список

1. Ефимов А.В. Формообразующее действие полихромии в архитектуре. - М., 1984.

2. Иттен И. Искусство цвета. - М., 2001.

3. Турыгина Е.М. Об итогах эксперимента по внедрению педагогической технологии формирования колористической культуры будущего ин-женера-архитектора // Вестник Костромского гос. университета им. Н.А. Некрасова. - 2008. - Т. 14. -С. 84-86.

УДК 378

Шаматава Лана Левтеровна

Кубанский государственный университет denisenko vit@yandex. ги

ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЗДАНИЯ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ЖИВОПИСНОЙ МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕДВУЗА

Исследована проблема оптимизации среды обучения живописи, как средства повышения качества специальной подготовки студентов художественно-графического факультета. Спроектировано многофункциональное учебное оборудование для живописной мастерской, полностью отвечающее эргономическим требованиям, проведена экспериментальная проверка опытных образцов.

Ключевые слова: оборудование, проектирование, среда, дизайн, мастерская, живопись, рисунок, мольберт, эргономика, оптимизация.

ц

си ХГФ пе

елью нашего исследования является решение проблемы оптимизации среды обучения в мастерской по живописи ХГФ педвузов.

Тот факт, что до настоящего времени не исследованы проблемы создания, и технологии использования нового специализированного учебного оборудования для занятий различными видами изобразительной деятельности определяет актуальность нашей работы. На протяжении многих лет не проводилось комплексного исследования среды обучения живописи будущего худож-ника-педагога, учебное оборудование, для занятий изобразительной деятельностью, не оптимизировалось. Аксиоматичность положения о том, что среда обучения, оптимизированное, эргономичное оборудование существенно влияют на качественные показатели обучения и развития учащихся, подчеркивает актуальность рассматриваемой проблемы. Положительное разрешение ее, устранит противоречия между: гуманистической направленностью процесса обучения изобразительной деятельности и некомфортной средой обучения; декларируемым тезисом, что мастерская - «храм искусства» и скромным содержанием среды в художественных мастерских ХГФ педвузов; увеличением объема учебного материала (содержания) по живописи и отсутствием оснащения необходимым специализированным учебным оборудованием.

В процессе исследования последовательно решались следующие задачи: изучение исторического аспекта создания оптимальной среды обучения основам живописи будущего художни-ка-педагога; выделение методологических, педагогических и эргономических основ создания

оптимальной среды обучения живописи будущего художника-педагога на современном этапе; исследование педагогических и эргономических условий и выбор наиболее эффективной методики проектирования мастерской, для обучения живописи художника-педагога; разрабатывался проект и изготавливалось специализированное учебное оборудование для мастерской ХГФ педвуза (многофункциональный мольберт-этюдник для занятий акварельной, масляной живописью и рисунком, кресло-кровать для позирования, под-ставка-трансформер для натюрмортов, оборудование для экспозиционной зоны и ряд других приспособлений) в совокупности оптимизирующих среду обучения; давалось научно обоснованное описание методики применения новых приспособлений и оборудования, разработанных диссертантом; проводился эксперимент для определения эффективности разработанной методики.

Эргономические условия дизайна интерьера учебной живописной мастерской, а так же проектирование и создание предметной среды обучения живописи стали предметом нашего исследования.

Знакомство с ведущими вузами страны показало, что в части оборудования художественных мастерских, наша высшая школа находится далеко не на высоком уровне. С созданием системы художественно-педагогического (50-60-е годы) и дизайнерского образования (80-90-е годы XX века), в отдельных вузах предпринимались попытки пересмотра отношения к среде обучения -художественным мастерским и его оборудованию. Однако, в силу неразвитости эргономической науки, отсутствия внимания к этой проблеме дальше оснащения, не всегда удобным оборудованием, дело не развивалось.

© Шаматава Л.Л., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

101

Гуманитаризация художественно-педагогического образования возможна лишь на фундаменте, созданном предыдущими поколениями ученых, художников, дизайнеров, архитекторов. Начиная с эпохи Возрождения, в гениальных творениях и научных трудах Л.Б. Альберти, Л. да Винчи, А. Дюрера, предпринимались попытки создания сначала элементарных, а затем все более усложняющихся инструментов и оборудования для творчества художников и обучения учащихся изобразительной деятельности.

Последующее развитие идей гуманизма в трудах классиков педагогической науки Я.А. Коменского И.Г. Песталоцци, привело к проявлению большего внимания к материальной, предметной стороне художественного образования, как на общеобразовательном, так и на уровне профессионального обучения. Отдельные мысли, суждения и конкретные предложения по этой проблеме мы находим у зарубежных ученых: П. Шмида, братьев А. и Ф. Дюпуи, Гальяра. Особое внимание оборудованию и наглядности в процессе обучения основам рисунка уделил А. Сапожников в своем «Курсе рисования». Вместе с тем, до середины XIX столетия, практически не рассматривались обозначенные проблемы с точки зрения архитектурной (средовой) целесообразности, а оборудование живописных мастерских не менялось, по сути, в течение столетий.

Теоретиками, впервые коснувшимися проблем предметного творчества, явились французский историк и теоретик архитектуры Э. Виоле ле Дюк и немецкий архитектор Г. Земпер, который впервые выделил совокупность факторов, определяющих выразительность структур, пространственную и пластическую трактовку созидаемых объектов сферы предметного творчества.

В конце XIX века началось проникновение эргономических усовершенствований в традиционный мир оборудования, многократно усиливающего возможности человека.

Идею исследования продуктов архитектуры зародившегося тогда дизайна, в 30-е годы XX столетия выдвинул и успешно разработал Ф.Л. Райт, который утверждал, что форма придет в свое время, если в начале будет иметь место разумная, рациональная система конструкций. Иными словами: проблемы архитектурной среды и дизайна едины, и единство заключено во взаимоотношении эргономики и эстетики.

В условиях глобализации и в свете развернувшегося Болонского процесса можно предположить, что следующий шаг в развитии эргономической науки произойдет в сторону эргодизайна системы высшего образования. Изучение отдельных, даже самых животрепещущих, направлений в эргономике сменится комплексным, глобальным исследованием проблем эргономического обеспечения учебной, трудовой и бытовой деятельности человека на Земле. К этому ведет логика ее саморазвития, причем в наше время, как считает большинство ученых, дизайнеров, художников, уже сложились условия для такого поворота событий.

Общая тенденция развития современной архитектурно-дизайнерской эргономики в области образования гуманистична и направлена на:

- совершенствование архитектурной среды обитания с точки зрения педагога и обучаемых;

- всестороннее улучшение эстетических качеств учебной среды;

- гуманизацию процессов обучения (внедрение интерактивных обучающих технологий, разработка мер по охране труда, создание и оснащение новыми инструментами и оборудованием.

Близость задач методики обучения изобразительной деятельности и эргономики проявляется: в совершенствовании процессов (способов, приемов, методов) выполнения учебно-творческой работы (обучение, тренинг, адаптации и т.п.); в улучшении характеристик средств и условий обучения которые существенно влияют на качество развития будущего художника-педагога.

На основе современных достижений эргономической науки, весь процесс проектирования учебного оборудования рекомендуется строить из следующих взаимосвязанных шагов:

а) анализ процессов обучения изобразительной деятельности с исследованием факторов ее протекания;

б) разработка эргономических требований и показателей;

в) формирование эргономических свойств, проектируемого оборудования;

г) экспертная оценка полноты и правильности реализации эргономических требований (эргономическая оценка и аттестация).

На основе анализа литературы, изучения педагогического опыта, мы установили объемнопланировочное решение учебной мастерской для занятий живописью с разделением на несколько

зон: 1) зона для хранения учебных постановок и работ учащихся; 2) зона для размещения натуры и натюрмортов; 3) зона для переодевания натурщиков; рабочая зона для студентов; 4) рабочая зона преподавателя; 5) демонстрационная зона для наглядных пособий и доски для педагогического рисования.

Приступая к эргономическому обоснованию художественной мастерской для обучения живописи, особое внимание следует уделять созданию комфортных условий, определяющих микроклимат среды, зависящих от гигиенических характеристик, психофизиологических факторов и пространственных антропометрических данных.

Оптимизация свето-цветового климата в художественных мастерских ХГФ педвузов является важнейшим эргодизайнерским требованием. Ровное рассеянное дневное освещение оптимально для работы. В лучшем случае окна мастерской должны выходить на север. При южном или юго-западном расположении окон, мастерская интенсивно освещена лучами солнца, в результате белая плоскость холста или планшета, отражая свет, способствует зрительной усталости. В этом случае обычно окно занавешивают белым полотном, но более оптимальный вариант - использование жалюзи или рол-шторы. Искусственное освещение в вечернее время суток осуществляется посредством использования люминесцентных ламп, спектральный состав которых близок к естественному свету. Создание оптимальных условий освещения и цветового решения учебных помещений является одной из основных задач охраны здоровья учащихся и должно соответствовать соответствующим нормам.

Для хранения учебных постановок, этюдников и работ учащихся необходимо специальное оборудование. Наиболее приемлемым решением этой задачи является использование шкафа-купе. В шкафу на полках расположены уголки с натюрмортами. Уголки снабжены колесами, с помощью которых можно выкатить уголок из шкафа на подставку-трансформер - прямоугольную, трубчатую металлическую раму, передвигаемую с помощью колес по направляющим, расположенным на полу и потолке. К раме на колесах может быть прикреплен софит, в этом случае ножка от софита, которая обычно расположена на полу, не будет мешать учащимся, и будет зафиксирована в нужном положении. В одном из отсеков шкафа-купе могут храниться этюдники

и работы учащихся. Отсеки для хранения работ должны быть снабжены дверями с достаточным количеством отверстий в целях вентиляции.

Экспозиционное оборудование можно использовать не только для обычных занятий, но и во время защиты дипломных работ. Кроме того, при необходимости его можно разбирать и хранить в специальном подсобном помещении. Опишем экспозиционное оборудование для демонстрирования работ: К стене крепится узкий складной шкаф-купе не более 80 см. по высоте. К крышке шкафа и стене крепится нижняя направляющая в виде рельсы. Параллельно нижней направляющей располагается верхняя направляющая на потолке. Между верхней и нижней направляющими располагают полые алюминиевые трубы диаметром не более 20-30 мм. На концах обеих сторон трубы расположены колеса. В результате труба, снабженная колесами, передвигается между верхней и нижней направляющими. На трубе расположены барашки с верхним и нижним фик-сатороми. Барашки возможно передвигать вертикально по трубе, задавая необходимое расстояние. Между фиксаторами можно расположить доску с мелом, наглядные пособия, дипломные работы, в период просмотра. Таких труб с барашками может быть в необходимом количестве, которое позволяет размер стены .

В 2008-2009 гг. нами проводились эксперименты в ДШИ г. Кореновска и КубГУ по внедрению разработанного оборудования.

В эксперименте участвовали ученики ДТТТИ от 9 до 16 лет и студенты 19-23 лет (различного роста, веса и пола).

Эксперимент в ДШИ проводился в естественных условиях уроков рисунка, живописи (акварель, гуашь) и на занятиях на пленере (акварель).

На занятиях использовались пять экспериментальных образцов мольберта-этюдника (патент № 51838 «Мольберт-этюдник Л.Л. Шаматава), с небольшими техническими различиями, сложившимися в процессе изготовления.

Время установки мольберта-этюдника в рабочее положение составляет от 1-й до 3-х минут. Основное его достоинство проявляется в работе с акварелью, так как желательно вести работу на плоскости, расположенной под наклоном, почти горизонтально. Расположение мольберта «хлопушки» (использующиеся в детских художественных школах и ХГФ педвузов) дает возможность расположить рабочую плоскость либо вертикаль-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

103

но, либо под острым углом к вертикали, что влечет за собой такие ошибки в акварельной живописи, как подтеки, помутнение цвета, затертость. Кроме того, работа в акварельных техниках, как Ала-прима, вливание цвета в цвет практически не возможна.

Основное достоинство мольберта-этюдника состоит в том, что ученик может работать в положении стоя и сидя - комфортно, так как, при необходимости его можно трансформировать: для работы над рисунком, акварелью, гуашью, маслом. Откидной стол, являющийся конструктивной деталью мольберта-этюдника, с легкостью фиксируется: горизонтально, вертикально. Под любым углом и на необходимом уровне, в зависимости от роста учащегося (80 см до 1,80 м.).

На пленере наш мольберт-этюдник оказался очень удобным. Наличие колес позволяет перемещать (перекатывать) мольберт-этюдник легко, по сравнению с транспортировкой традиционных моделей мольбертов (из которых «хлопушка» является самым легким), так как его приходится поднимать.

Эксперимент показал, что оборудование, созданное для мастерской с учетом биомеханических возможностей человека, полностью отвечает физиологическим особенностям организма. Обеспечено удобное и устойчивое положение тела человека в рабочем положении сидя или стоя. Выигрыш учебного времени учащихся экспериментальной группы составил от 10 до 15 минут на два академических часа.

На ХГФ КубГУ проведен эксперимент по внедрению кресла-кровати, для натурщиков. Экспериментальный образец оказался эргономичным,

отвечающим всем нормам безопасности и гигиены. Выигрыш времени на установке натуры не менее 25 минут. Натурщиков, в положении лежа, обычно располагают на столе со всевозможными драпировками. Его жесткая поверхность и не соответствующие человеческой фигуре размеры не возможно сравнивать с удобным, во всех отношениях, экспериментальным образцом.

Разработаны также ряд приспособлений, которые в совокупности оптимизируют организацию учебного процесса: П-образная металлическая рама для развешивания драпировок, которые используют в качестве фона к натуре. Рама крепится к стене за креслом - кроватью. По обеим сторонам на определенном расстоянии от кресла кровати располагаются вертикальные трубчатые профили. На них горизонтально прикреплены софиты, которые можно двигать вертикально и проворачивать на 180°. Обычно натуру в положении сидя или стоя располагают на подиуме, который представляет собой деревянный параллелограмм. Иногда возникает необходимость передвинуть подиум из одной части мастерской в другую. В основном это достаточно проблематично из-за его тяжеловесности. Мы предлагаем облегчить эту ситуацию с помощью оснащения подиума четырьмя небольшими колесами, снабженными фиксаторами для торможения.

Апробация экспериментальных образцов показала, что оборудование, разработанное для занятий изобразительным искусством, может быть успешно применено в практике преподавания не только на художественно-графическом факультете, но и в ДХШ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.