Вхутемасовский курс «Теории цвета» начинался с историй учения о цвете и охватывал все наиболее значительные достижения в этой области с эпохи Возрождения до И. Ньютона, а затем до начала ХХ века, причём современные теории цвета изучались более подробно. Затем студенты знакомились с физической природой света, с действием света на вещество, отражением света от окрашенных поверхностей, с возникновением и смешением цветов и т.д. Кроме того, студенты изучали анатомию и физиологию глаза основные психологические элементы, определяющие восприятие цвета, контраст и гармонию цветов и т.д. Этот опыт был в последствии использован во всех архитектурных школах, в том числе и нами при создании нашей программы и написании методических пособий.
Систематическое и последовательное изучение теории цвета на первоначальном этапе обучения инженера-архитектора является важнейшим условием формирования его цветовой культуры. Только опираясь на прочные знания в области теории цвета, практику использования цветовых систем, начинающий архитектор может усвоить профессиональные навыки мастерства.
Как показал наш опыт проведения факультативных, обзорных лекций-бесед по истории развития цветоведения этот материал воспринимается учащимися с глубокой заинтересованностью и вниманием. За период проведения этих занятий формируется базовая теоретическая составляющая по основам цветоведения для этой специфической категории обучаемых, которую мы применили в нашей экспериментальной программе.
Известно, что колористическое видение теснейшим образом связано с профессиональным восприятием цвета, на что обратили внимание художники эпохи Возрождения Л. Альберти, Л. да Винчи, и особенно отцы - основатели академического художественного образования (Ш. Лебрен, Р. де Пиль, Д. Рейнольдс, В Хогарт и др.). Однако, без научного обоснования природы цветовосприятия человеком, отраженного в исследованиях И. Ньютона, И. Гете, Ф. Рунге, Г. Гельмгольца, Э. Геринга, В. Оствальда А. Мэнселла и многих других ученых-физиков, физиологов, психологов, невозможно было подойти к цветоведению, как к учебному предмету для архитектора и художника.
Педагогический формирующий эксперимент, направленный на определение результативности системы совершенствования колористической подготовки будущих инженеров-архитекторов, показал достаточно высокий уровень овладения специальными знаниями, умениями и навыками по колористике студентов из экспериментальных групп [3].
Библиографический список
1. Ефимов А.В. Формообразующее действие полихромии в архитектуре. - М., 1984.
2. Иттен И. Искусство цвета. - М., 2001.
3. Турыгина Е.М. Об итогах эксперимента по внедрению педагогической технологии формирования колористической культуры будущего ин-женера-архитектора // Вестник Костромского гос. университета им. Н.А. Некрасова. - 2008. - Т. 14. -С. 84-86.
УДК 378
Шаматава Лана Левтеровна
Кубанский государственный университет denisenko vit@yandex. ги
ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЗДАНИЯ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ЖИВОПИСНОЙ МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕДВУЗА
Исследована проблема оптимизации среды обучения живописи, как средства повышения качества специальной подготовки студентов художественно-графического факультета. Спроектировано многофункциональное учебное оборудование для живописной мастерской, полностью отвечающее эргономическим требованиям, проведена экспериментальная проверка опытных образцов.
Ключевые слова: оборудование, проектирование, среда, дизайн, мастерская, живопись, рисунок, мольберт, эргономика, оптимизация.
ц
си ХГФ пе
елью нашего исследования является решение проблемы оптимизации среды обучения в мастерской по живописи ХГФ педвузов.
Тот факт, что до настоящего времени не исследованы проблемы создания, и технологии использования нового специализированного учебного оборудования для занятий различными видами изобразительной деятельности определяет актуальность нашей работы. На протяжении многих лет не проводилось комплексного исследования среды обучения живописи будущего худож-ника-педагога, учебное оборудование, для занятий изобразительной деятельностью, не оптимизировалось. Аксиоматичность положения о том, что среда обучения, оптимизированное, эргономичное оборудование существенно влияют на качественные показатели обучения и развития учащихся, подчеркивает актуальность рассматриваемой проблемы. Положительное разрешение ее, устранит противоречия между: гуманистической направленностью процесса обучения изобразительной деятельности и некомфортной средой обучения; декларируемым тезисом, что мастерская - «храм искусства» и скромным содержанием среды в художественных мастерских ХГФ педвузов; увеличением объема учебного материала (содержания) по живописи и отсутствием оснащения необходимым специализированным учебным оборудованием.
В процессе исследования последовательно решались следующие задачи: изучение исторического аспекта создания оптимальной среды обучения основам живописи будущего художни-ка-педагога; выделение методологических, педагогических и эргономических основ создания
оптимальной среды обучения живописи будущего художника-педагога на современном этапе; исследование педагогических и эргономических условий и выбор наиболее эффективной методики проектирования мастерской, для обучения живописи художника-педагога; разрабатывался проект и изготавливалось специализированное учебное оборудование для мастерской ХГФ педвуза (многофункциональный мольберт-этюдник для занятий акварельной, масляной живописью и рисунком, кресло-кровать для позирования, под-ставка-трансформер для натюрмортов, оборудование для экспозиционной зоны и ряд других приспособлений) в совокупности оптимизирующих среду обучения; давалось научно обоснованное описание методики применения новых приспособлений и оборудования, разработанных диссертантом; проводился эксперимент для определения эффективности разработанной методики.
Эргономические условия дизайна интерьера учебной живописной мастерской, а так же проектирование и создание предметной среды обучения живописи стали предметом нашего исследования.
Знакомство с ведущими вузами страны показало, что в части оборудования художественных мастерских, наша высшая школа находится далеко не на высоком уровне. С созданием системы художественно-педагогического (50-60-е годы) и дизайнерского образования (80-90-е годы XX века), в отдельных вузах предпринимались попытки пересмотра отношения к среде обучения -художественным мастерским и его оборудованию. Однако, в силу неразвитости эргономической науки, отсутствия внимания к этой проблеме дальше оснащения, не всегда удобным оборудованием, дело не развивалось.
© Шаматава Л.Л., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1
101
Гуманитаризация художественно-педагогического образования возможна лишь на фундаменте, созданном предыдущими поколениями ученых, художников, дизайнеров, архитекторов. Начиная с эпохи Возрождения, в гениальных творениях и научных трудах Л.Б. Альберти, Л. да Винчи, А. Дюрера, предпринимались попытки создания сначала элементарных, а затем все более усложняющихся инструментов и оборудования для творчества художников и обучения учащихся изобразительной деятельности.
Последующее развитие идей гуманизма в трудах классиков педагогической науки Я.А. Коменского И.Г. Песталоцци, привело к проявлению большего внимания к материальной, предметной стороне художественного образования, как на общеобразовательном, так и на уровне профессионального обучения. Отдельные мысли, суждения и конкретные предложения по этой проблеме мы находим у зарубежных ученых: П. Шмида, братьев А. и Ф. Дюпуи, Гальяра. Особое внимание оборудованию и наглядности в процессе обучения основам рисунка уделил А. Сапожников в своем «Курсе рисования». Вместе с тем, до середины XIX столетия, практически не рассматривались обозначенные проблемы с точки зрения архитектурной (средовой) целесообразности, а оборудование живописных мастерских не менялось, по сути, в течение столетий.
Теоретиками, впервые коснувшимися проблем предметного творчества, явились французский историк и теоретик архитектуры Э. Виоле ле Дюк и немецкий архитектор Г. Земпер, который впервые выделил совокупность факторов, определяющих выразительность структур, пространственную и пластическую трактовку созидаемых объектов сферы предметного творчества.
В конце XIX века началось проникновение эргономических усовершенствований в традиционный мир оборудования, многократно усиливающего возможности человека.
Идею исследования продуктов архитектуры зародившегося тогда дизайна, в 30-е годы XX столетия выдвинул и успешно разработал Ф.Л. Райт, который утверждал, что форма придет в свое время, если в начале будет иметь место разумная, рациональная система конструкций. Иными словами: проблемы архитектурной среды и дизайна едины, и единство заключено во взаимоотношении эргономики и эстетики.
В условиях глобализации и в свете развернувшегося Болонского процесса можно предположить, что следующий шаг в развитии эргономической науки произойдет в сторону эргодизайна системы высшего образования. Изучение отдельных, даже самых животрепещущих, направлений в эргономике сменится комплексным, глобальным исследованием проблем эргономического обеспечения учебной, трудовой и бытовой деятельности человека на Земле. К этому ведет логика ее саморазвития, причем в наше время, как считает большинство ученых, дизайнеров, художников, уже сложились условия для такого поворота событий.
Общая тенденция развития современной архитектурно-дизайнерской эргономики в области образования гуманистична и направлена на:
- совершенствование архитектурной среды обитания с точки зрения педагога и обучаемых;
- всестороннее улучшение эстетических качеств учебной среды;
- гуманизацию процессов обучения (внедрение интерактивных обучающих технологий, разработка мер по охране труда, создание и оснащение новыми инструментами и оборудованием.
Близость задач методики обучения изобразительной деятельности и эргономики проявляется: в совершенствовании процессов (способов, приемов, методов) выполнения учебно-творческой работы (обучение, тренинг, адаптации и т.п.); в улучшении характеристик средств и условий обучения которые существенно влияют на качество развития будущего художника-педагога.
На основе современных достижений эргономической науки, весь процесс проектирования учебного оборудования рекомендуется строить из следующих взаимосвязанных шагов:
а) анализ процессов обучения изобразительной деятельности с исследованием факторов ее протекания;
б) разработка эргономических требований и показателей;
в) формирование эргономических свойств, проектируемого оборудования;
г) экспертная оценка полноты и правильности реализации эргономических требований (эргономическая оценка и аттестация).
На основе анализа литературы, изучения педагогического опыта, мы установили объемнопланировочное решение учебной мастерской для занятий живописью с разделением на несколько
зон: 1) зона для хранения учебных постановок и работ учащихся; 2) зона для размещения натуры и натюрмортов; 3) зона для переодевания натурщиков; рабочая зона для студентов; 4) рабочая зона преподавателя; 5) демонстрационная зона для наглядных пособий и доски для педагогического рисования.
Приступая к эргономическому обоснованию художественной мастерской для обучения живописи, особое внимание следует уделять созданию комфортных условий, определяющих микроклимат среды, зависящих от гигиенических характеристик, психофизиологических факторов и пространственных антропометрических данных.
Оптимизация свето-цветового климата в художественных мастерских ХГФ педвузов является важнейшим эргодизайнерским требованием. Ровное рассеянное дневное освещение оптимально для работы. В лучшем случае окна мастерской должны выходить на север. При южном или юго-западном расположении окон, мастерская интенсивно освещена лучами солнца, в результате белая плоскость холста или планшета, отражая свет, способствует зрительной усталости. В этом случае обычно окно занавешивают белым полотном, но более оптимальный вариант - использование жалюзи или рол-шторы. Искусственное освещение в вечернее время суток осуществляется посредством использования люминесцентных ламп, спектральный состав которых близок к естественному свету. Создание оптимальных условий освещения и цветового решения учебных помещений является одной из основных задач охраны здоровья учащихся и должно соответствовать соответствующим нормам.
Для хранения учебных постановок, этюдников и работ учащихся необходимо специальное оборудование. Наиболее приемлемым решением этой задачи является использование шкафа-купе. В шкафу на полках расположены уголки с натюрмортами. Уголки снабжены колесами, с помощью которых можно выкатить уголок из шкафа на подставку-трансформер - прямоугольную, трубчатую металлическую раму, передвигаемую с помощью колес по направляющим, расположенным на полу и потолке. К раме на колесах может быть прикреплен софит, в этом случае ножка от софита, которая обычно расположена на полу, не будет мешать учащимся, и будет зафиксирована в нужном положении. В одном из отсеков шкафа-купе могут храниться этюдники
и работы учащихся. Отсеки для хранения работ должны быть снабжены дверями с достаточным количеством отверстий в целях вентиляции.
Экспозиционное оборудование можно использовать не только для обычных занятий, но и во время защиты дипломных работ. Кроме того, при необходимости его можно разбирать и хранить в специальном подсобном помещении. Опишем экспозиционное оборудование для демонстрирования работ: К стене крепится узкий складной шкаф-купе не более 80 см. по высоте. К крышке шкафа и стене крепится нижняя направляющая в виде рельсы. Параллельно нижней направляющей располагается верхняя направляющая на потолке. Между верхней и нижней направляющими располагают полые алюминиевые трубы диаметром не более 20-30 мм. На концах обеих сторон трубы расположены колеса. В результате труба, снабженная колесами, передвигается между верхней и нижней направляющими. На трубе расположены барашки с верхним и нижним фик-сатороми. Барашки возможно передвигать вертикально по трубе, задавая необходимое расстояние. Между фиксаторами можно расположить доску с мелом, наглядные пособия, дипломные работы, в период просмотра. Таких труб с барашками может быть в необходимом количестве, которое позволяет размер стены .
В 2008-2009 гг. нами проводились эксперименты в ДШИ г. Кореновска и КубГУ по внедрению разработанного оборудования.
В эксперименте участвовали ученики ДТТТИ от 9 до 16 лет и студенты 19-23 лет (различного роста, веса и пола).
Эксперимент в ДШИ проводился в естественных условиях уроков рисунка, живописи (акварель, гуашь) и на занятиях на пленере (акварель).
На занятиях использовались пять экспериментальных образцов мольберта-этюдника (патент № 51838 «Мольберт-этюдник Л.Л. Шаматава), с небольшими техническими различиями, сложившимися в процессе изготовления.
Время установки мольберта-этюдника в рабочее положение составляет от 1-й до 3-х минут. Основное его достоинство проявляется в работе с акварелью, так как желательно вести работу на плоскости, расположенной под наклоном, почти горизонтально. Расположение мольберта «хлопушки» (использующиеся в детских художественных школах и ХГФ педвузов) дает возможность расположить рабочую плоскость либо вертикаль-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1
103
но, либо под острым углом к вертикали, что влечет за собой такие ошибки в акварельной живописи, как подтеки, помутнение цвета, затертость. Кроме того, работа в акварельных техниках, как Ала-прима, вливание цвета в цвет практически не возможна.
Основное достоинство мольберта-этюдника состоит в том, что ученик может работать в положении стоя и сидя - комфортно, так как, при необходимости его можно трансформировать: для работы над рисунком, акварелью, гуашью, маслом. Откидной стол, являющийся конструктивной деталью мольберта-этюдника, с легкостью фиксируется: горизонтально, вертикально. Под любым углом и на необходимом уровне, в зависимости от роста учащегося (80 см до 1,80 м.).
На пленере наш мольберт-этюдник оказался очень удобным. Наличие колес позволяет перемещать (перекатывать) мольберт-этюдник легко, по сравнению с транспортировкой традиционных моделей мольбертов (из которых «хлопушка» является самым легким), так как его приходится поднимать.
Эксперимент показал, что оборудование, созданное для мастерской с учетом биомеханических возможностей человека, полностью отвечает физиологическим особенностям организма. Обеспечено удобное и устойчивое положение тела человека в рабочем положении сидя или стоя. Выигрыш учебного времени учащихся экспериментальной группы составил от 10 до 15 минут на два академических часа.
На ХГФ КубГУ проведен эксперимент по внедрению кресла-кровати, для натурщиков. Экспериментальный образец оказался эргономичным,
отвечающим всем нормам безопасности и гигиены. Выигрыш времени на установке натуры не менее 25 минут. Натурщиков, в положении лежа, обычно располагают на столе со всевозможными драпировками. Его жесткая поверхность и не соответствующие человеческой фигуре размеры не возможно сравнивать с удобным, во всех отношениях, экспериментальным образцом.
Разработаны также ряд приспособлений, которые в совокупности оптимизируют организацию учебного процесса: П-образная металлическая рама для развешивания драпировок, которые используют в качестве фона к натуре. Рама крепится к стене за креслом - кроватью. По обеим сторонам на определенном расстоянии от кресла кровати располагаются вертикальные трубчатые профили. На них горизонтально прикреплены софиты, которые можно двигать вертикально и проворачивать на 180°. Обычно натуру в положении сидя или стоя располагают на подиуме, который представляет собой деревянный параллелограмм. Иногда возникает необходимость передвинуть подиум из одной части мастерской в другую. В основном это достаточно проблематично из-за его тяжеловесности. Мы предлагаем облегчить эту ситуацию с помощью оснащения подиума четырьмя небольшими колесами, снабженными фиксаторами для торможения.
Апробация экспериментальных образцов показала, что оборудование, разработанное для занятий изобразительным искусством, может быть успешно применено в практике преподавания не только на художественно-графическом факультете, но и в ДХШ.