Научная статья на тему 'Об основных итогах эксперимента по созданию оптимальной среды обучения живописи на художественно-графических факультетах педвузов'

Об основных итогах эксперимента по созданию оптимальной среды обучения живописи на художественно-графических факультетах педвузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об основных итогах эксперимента по созданию оптимальной среды обучения живописи на художественно-графических факультетах педвузов»

Л.Л. Шаматава ОБ ОСНОВНЫХ ИТОГАХ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО СОЗДАНИЮ ОПТИМАЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ НА ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ ПЕДВУЗОВ

Результатом теоретической и проектной работы автора исследования является методическое обоснование и разработка комплексного дизайн-проекта мастерской по обучению живописи студентов ХГФ педвузов. Этот проект включает в себе общий вид интерьера, зонирование, компоновку, функциональное планировочное решение и размещение обору* дования. Живописная учебная мастерская делится на пять зон: зона для размещения натурщика; рабочая зона студентов; зона хранения реквизита, работ студентов и оборудования; рабочая зона преподавателя; экспозиционная зона.

Для оптимизации учебного процесса применяется разработанный нами многофункциональный мольберт-этюдник (Л.Л Шаматава, патент № 51838) Специфическая конструкция мольберта-этюдника позволяет использовать его для работы акварелью, маслом, рисунком, как в аудитории, так и на пленэре, Мольберты-этюдники располагаются в рабочей зоне студентов, а в конце занятия их можно легко и быстро сложить в зоне хранения. В настоящее время автором исследования выполнены два опытных образца мольберта-этюдника.

Новый образец, снабжен П-образными направляющими для обеспечения горизонтального и вертикального перемещения стола относительно опорной стойки, при этом направляющие имеют зубцы для фиксации положения стола под любым углом. Свободное движение стола обеспечивается колесиками установленными на верхней части теле скопических ножек.

Для проверки удобства в пользовании и функциональности нами был проведен эксперимент с -использованием опытных образцов мольберта-этюдника в ДШИ города Кореновска на уроках живописи и рисунка в условиях аудитории и на пленэре. На основе тестирования, заключения экспертов и художников-педашгов можно сделать выводы об эффективном высоко результативном использовании мольберта — этюдника. В первую очередь отмечается эргономичность, удобство в использовании и многофункциональность. Образец устанавливается в рабочее состояние за две минуты. Кро-

ме того, на уроках возможна быстрая смена видов учебных заданий. В начале нужно, например, сделать конструктивный рисунок, затем следующий этап - работа акварелью. На обычном стационарном мольберте (которые распространены в ДХШ и на ХГФ педагогических вузов) обучаемые с известными неудобствами и большой затратой времени справляются с этой задачей.

Предпочтительной альтернативой является экспериментальный универсальный мольберт-этюдник. Его рабочие позиции можно изменять быстро и с легкостью, что очень важно в условиях вариативности ведения занятий по изобразительному искусству. Ученик может комфортно работать за мольбертом-этюдником как сидя, так и стоя, что не всегда удобно в работе с традиционными школьными мольбертами. Откидной столик можно располагать под любым углом, что необходимо для работы с акварелью. Наличие колес позволяет без особых усилий выкатить образец на улицу и использовать в работе на пленэре. В ящиках для художественного материала может поместиться сосуд с водой для акварели, позади откидного стола находится ниша, в которую помещается палитра для работы маслом. На выдвижных ножках расположены выступы, на которые укрепляют планшет, когда образец находится в сложенном состоянии, для удобства перемещения.

Очень важной для зоны позирования является разработанное нами многофункциональное, отвечающее эргономическим требованиям кресло-кровать, для натурщиков. Разработаны два варианта кресла-кровати и более экономичный из них реализован на практике.

Первый вариант кресла-кровати при необходимости модифицируется в кровать, причем угол наклона изголовья кровати можно изменять. Кресло-кровать расположено на крутящемся винте, который прикреплен к телескопической трубе с возможностью поворота в разные стороны, вертикально и горизонтально. Механизм с применением шестерней, к которому присоединена телескопическая труба, также можно двигать вдоль стены по направляющим. Второй, реализованный вариант имеет следующие характерис-

® Л.Л. Шаматава, 2008

75

тики: с помощью кресла-кровати трансформера можно менять ракурс и положения натуры удобные для позирования. Кресло возможно модифицировать в кровать с удобно поднятым изголовьем. Его можно поднимать и опускать вертикально, двигать горизонтально, установить близко от стены или подальше, что очень важно в условиях живописной мастерской ХГФ.

Для размещения драпировок за натурой используется металлическая П-образная рама, с отступом от стены тридцать пять сантиметров. Крепится на стене за креслом-кроватью, на необходимой высоте.

В живописной мастерской предусмотрена установка вдоль стены шкафа-купэдля хранения реквизита, работ студентов, оборудования. Проектом предусмотрено дополнительное функциональное оборудование для постановки натюрморта. На полу и потолке вдоль шкафа-купэ расположены направляющие, между которыми закреплена рама на колесах, снабженная платформой с возможностью вертикального движения, В свою очередь сама рама передвигается горизонтально вдоль направляющих. Для удобства натюрморты нужно располагать на уголках снабженных колесами с фиксатором. Платформа ставится на нужную высоту напротив необходимой полки шкафа-купе, выкатывается уголок на колесах, колеса стопорят с помощью фиксатора. После этого раму с платформой, на которой установлен уголок с натюрмортом, фиксируют барашками на необходимую высоту.

Особое внимание в комплексном дизайн-проекте уделено организации освещения и колорис-тики живописной мастерской. Световое решение обеспечивает необходимый уровень освещенности мастерской, что достигается с помощью применения верхнего, направленного света люминесцентных ламп, спектральный состав которых близок к естественному свету. Зона позирования оснащается источниками дополнительного освещения. По обе стороны от кресла-кровати расположены софиты, которые монтируются между полом и потолком близко около стены. На окна устанавливаются жалюзи белого цвета.

Цветовое решение в живописной мастерской должно быть лаконичным и можно сказать традиционным. Используется цветовая гамма из светло-серого и кремового оттенков. Нижняя и большая часть стен выкрашивается в светло серый цвет, верхняя в кремовый, потолок белый.

Нами предложен метод создания и конструирования специального оборудования для занятий изобразительной деятельностью в рамках обучения дизайн проектированию студентов ХГФ. Экспериментальное использование эргодизайнерского подхода к конструированию оборудования и приспособлений с использованием компьютерного моделирования показало не только высокую педагогическую эффективность, но и способствовало развитию творческого подхода студентов к другим видам изобразительной деятельности. Предвосхищение конечного результата в конструировании специального оборудования и приспособлений в зависимости от особенностей их функционирования и от предполагаемого эффекта повышает мотивацию к творческой работе, доставляет радость от самого процесса созидания.

Автором апробирована методика обучения студентов ХГФ основам проектирования учебного оборудования и интерьера, мастерских для занятий специальными дисциплинами при условии комплексного использования этих умений в учебном процессе школы. Процесс обучения дизайну и живописи должен находиться в тесной взаимосвязи с процессом привлечения студентов к проектированию интерьера и специального оборудования, а так же наглядных пособий. Это позволит, с одной стороны, улучшить оснащение живописных мастерских в соответствии с эргономическими и психофизиологическими требованиями, предъявляемыми к ним, с другой - осознать необходимость создания и проектирования специального оборудования и наглядных пособий для школ, которые в этом нуждаются.

В процессе апробирования оборудования и педагогического эксперимента по внедрению методики создания оптимальных условий для занятий живописью нашли подтверждение и обоснование, следующие положения:

1, Применение научно-обоснованных средств обучения в сочетании с спроектированным и изготовленным автором исследования многофункциональным учебным оборудованием и приспособлении и наглядными пособиями оптимизирует процесс специальным дисциплинам (живописи, рисунку и композиции), развивает художественно-творческие способности обучаемых, как факторы и средства процесса специальной подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

2. В процессе обучения дизайну и другим специальным дисциплинам необходимо содейство-

76

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

вать реальному проектированию и созданию учебного оборудования наглядных пособий для живописных мастерских и школьных кабинетов изобразительного искусства, что в свою очередь будет способствовать повышению качества живописной подготовки учащихся.

3. Обучение проектированию учебного оборудования и наглядных пособий в процессе обучения специальным дисциплинам способствует развитию художественно-творческих, конструкторских качеств личности, методических способностей будущих учителей изобразительного искусства.

На основе проведенного педагогического исследования и эксперимента выработаны рекомендации по совершенствованию специальной и методической подготовки студентов в процессе препо* давания специальных дисциплин. Доказана необходимость выделения времени для проведения занятий по проектированию учебного оборудования

и наглядных пособий для живописных мастерских и школьных кабинетов изобразительного искусства из учебных часов, выделенных для самостоятельной работы студентов по практике дизайна.

Установлено, что преподавателям дизайна необходимо прививать студентам навыки проектирования конкретного учебного оборудования и наглядных пособий.

Обоснована необходимость применения методических наработок ведущих художников-педа-гогов России и достижений зарубежных дизайнеров по оптимизации среды обучения живописи.

Разработанное нами специальное оборудование для живописи способствует созданию оптимальных условий как для работы в мастерской, так и в условиях пленера. Оно может с успехом использоваться в учебном процессе на всех уровнях обучения (в ДХШ, на ХГФ педвузов и в художественных училищах).

Н.А. Балаева ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ЖИВОПИСИ СТУДЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ

Инновационное художественное и художественно-педагогическое образование предполагает обучение, воспитание и развитие духовно-нравственной, творческой личности на основе традиционных форм и методов обучения и современных образовательных технологий, позволяющих готовить высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов. При создании инновационной программы важно не только сохранить уникальность, практичность и богатую историческую основу российской системы художественно-педагоги-ческого образования, но и развить ее с учетом мирового опыта педагогов-новаторов, активно занимающихся поиском наиболее эффективных форм развития творческих способностей студентов. Для реализации целей инновационного обучения, развития интеллектуально-творческой сферы студентов дизайнерских факультетов необходимо создать оптимальные педагогические и психологические условия, которые обеспечат формирование творческой активности каждого студента в процессе овладения профессионально-художественными знаниями, умениями, навыками.

В нашем педагогическом эксперименте, дифференцированный подход является важнейшим условием формирования творческой активности студентов на начальном этапе обучения живописи. Выявленные доминирующие параметры креативности и психологические особенности студентов позволяют определить склонности и потенциальные возможности студентов. Появляется возможность прогнозировать результаты учебной деятельности студентов и четко выстраивать таксономию целей, под которой подразумевается иерархическая последовательность по мере их усложнения и классификация объектов категорий практической деятельности учащихся, затем дифференцированно определить методы и формы обучения. Такой дифференцированный подход к обучению живописи обеспечил каждого студента оптимальными условиями творческого развития и самореализации на основе максимального учета их индивидуальных особенностей творческого мышления и выстроенной системы заданий.

Содержание нашего экспериментального пропедевтического курса «Живопись» разработано для студентов - первокурсников дизайнерских факультетов, включает систему теоретических

© Н.А. Балаева, 2008

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.