СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
А. М. Дерезюк
ОСОБЕННОСТИ ЖИВОПИСНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Статья посвящена специфике живописной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья и проблемам, с которыми сталкиваются художественно-педагогические вузы при планировании соответствующей :истемы образования
Художественно-педагогическое образование лиц с ограниченными возможностями здоровья сталкивается с рядом проблем. Педагогический опыт в данной области крайне незначтслен и не может слу жить надежной опорой в создании системы высшего профессионального образования инвалидов. Тем не менее, уже сделаны первые шаги по изменению существующего положения: созданы окружные учебно-методические центры по высшему профессиональному образованию инвалидов; разрабатываются проекты дополнений к государственным образовательным стандартам для реализации их в работе с данной категорией учащихся; Министерством образования и науки РФ осуществлены первые целевые набооы групп студентов-инвалидов. Так, в 2004 г. по результатам Всероссийского конкурса образовательных программ в Кубанском государственном университете создан учебно-методический центр Южного федерального округа по высшему профессиональному образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья. По поручению Министерства науки и образования РФ на художественно-графическом факультете КубГУ сделан первый целевой набор группы студентов, имеющих инвалидность. В частности, на базе специальности 030800 - изобразительное искусство (квалификация - учитель изобразительного искусства) реализуется специализация 030811 -социальная реабилитация средствами художественного искусства.
Мы видим решение существующих проблем в применении специального научно-методического обеспечения учебного процесса В
учебных программах специальности
«Изобразительное искусство» живопись — одна из важных дисциплин, формирующих
профессиональные качества б)дущих художников-педагогов. На основании собственного опыта преподавания на художественно-графическом факультете и наблюдения за студентами, име зщими физические проблемы со здоровьем, обозначим .особенности их по. (готовки в данной области.
Прежде всего, необходимо отметить, что изобразительное искусство - ¿то сфера (еятельности, где инвалид может в достаточной степени обрести себя, развить свои профессиональные интересы. Получая педагогическую и одновременно творческую профессию, он имеет возможность самореализоваться, отдавая приоритеты той или иной стороне арсенала квалификационных навыков, в соответствии с личными предпочтениями и состоянием здоровья.
Очевидно, однако, что из-за ограниченных возможностей данной группы студентов определенные блоки базового построения процесса обучения, ставшие традиционными в художественно-педагогическом образовании, становятся неприемлемыми для эффективной подготовки высококвалифицированных художников-педагогов.
В этой связи при работе со студентами-инвалидами возникают следующие проблемы:
- сложности в передаче теоретических знаний студентам, имеющим ограничения по слуху (слабослышащие и птухие);
- эпизодичность посещения аудиторных занятий из-за проблем со здоровьем, что нарушает поэтапность и последовательность в освоении необходимых умений и навыков;
176
Зестник КГУ им Н.А. Некрасова* 2007 Том 13
©А.М. Дерезюк 2007
- физические барьеры в использовании ряда традиционных приемов профессиональной постановки глаза и построения изображения,
- трудности в работе с профессиональным инструментарием, нередко не соответствующим возможностям здоровья студентоь;
- неприспособленность учебных площадей к обеспечению безбарьерной среды обучения.
Следствием этих проблем служит снижение качества обучения. Задача педагога - построить структуру обучения в профессионально-педагогическом вузе для студентов с различными физическими возможностями (глухие, слабослышащие, с нарушением опорно-двигательного аппарата и т.д., таким образом, чтобы она отвечала требованиям непрерывности и доступности образования.
Педагогический опыт свидетельствует о том, что организация учебного процесса в данном случае во многом специфична. Она предполагает: адаптацию образовав-льных программ (соответствующих ГОС); организацию среды обучения; обустройство учебных аудиторий (адаптированных к возможностям здоровья инвалидов); вариативный выбор профессионального оборудования (мольберты различной конструкции, муштабели и иные вспомогательные инструменты); многообразие методов и приемов решения исновных учебных задач; широкий арсенал профессиональных приемов восприятия и построения изображени>> натуры; оптимальные условия включения студентов-инвалидов в изобразительную деятельность; гибкость расписания занятий. Все это является составной частью обеспечения эффективной
профессиональной полготовки студентов-инвалидов.
Образовательные учебно-методические программы, предусмотренные для обучения обычного контингента студентов, не всегда подходят для обучения студентов-инвалидов. Они требуют корректировки как в распределении количества часов на выполнение натурной постановки, так и включения в программу заданий, посильных для различных категорий инвалидов. В последнем случае необходимо внести ясность в формулировку целей и задач практических заданий, а также предложить различные способы их решения.
Педагогическая практика показала, что с учетом быстрой утомляемости студентов-инвалидов комбинация времени на практические занятия по 30-
40 минут в сочетании со временем на отдых в 10 минут цает больше результатов, чем при обычном режиме занятий, характерном для системы художественно-графического образования. Однако обеспечение адаптированных условий предполагает внесение изменений в учебные программы и календарно-тематические планы учебной работы. При этом изменения не могут вступать в противоречие с требованиями ГОС не только по содержании!, но и по срокам освоения учебных программ.
Особенность обучения инвалидов не исчерпывается адаптацией образовательной программы по живописи. Прежде всего учебному заведению, занимающемуся живописной подготовкой студентов-инвалидов, необходимо обустроить аудитории для теоретических и практических занятий, что обеспечит адаптированность к физическим возможностям учащихся В оешении этой проблемы группу студентов-инвалидов целесообразно обеспечить мастерскими со специально приспособленными местами для хранения холстов, картона, этюдников, размещения лекарственных препаратов, медицинских приборов и т.п. Помещение мастерской должно быть простооным для свободного размещения и удобной работы определенного числа студентов-инвалидов, а дверные проемы соответствовать габаритам инвалидной коляски «опорников». Соблюдение данных требований в обучении живописи имеет свою специфику, поскольку призвано обеспечить возможность свободного отхода студента на расстояние в 3-4 диагонали его изобразительной плоскости (холста). Только в этом случае создаются условия для профессионального восприятия и достижения целостного зрительного образа.
Свет цля живописца - эдин из инструментов решения изобразительных задач, необходимо научиться целенаправленно пользоваться им. Важным условием в процессе обучения живописи является освещение мастерской, окна которой должны выходить на север (постоянство дневного света). Оснащая окна мастерской жалюзи, завесами, обычными и цветными фильтрами, художник-педагог помогает решать студентам-инвалидам разные учебные задачи, создавая для этого наиболее благоприятные условия. Регулируя количество попадающего в мастерскую света, можно помочь студентам увидеть свою работу цельно, отвлечь их внимание от деталей, дробящих форму и цветовой
Педагогика. Психология. Социальная работа. Юв^нология. Социокинетика • № 3, 2007
177
Социальная работа
строй натуры. Таким образом открывается возможность увести глаз неопытного художника от второстепенного создать условия целенаправленной организации глаза на целостное, обобщенное восприятие. Такие детали обустройства, как цветные завесы, фильтры, подсиненные кальки, помогут нейтрализовать яркость и теплый цвет солнечных лучей в мастерской, расположенной с южной стороны.
Для регулярных вечерних занятий, а также в короткие и темные зимние дни сеансы работы с натуры проводятся при электрическом освещении, что нежелательно. В данном случае необходимо оборудовать мастерскую лампами дневного освещения.
Важным элементом профессионального подхода к организации освещения выступает выстраивание системы точечного источника света, которое позволяет создать благоприятные условия для изучения искусственного вечернего освещения (натура освещается электрическим светом, а место для работы студента-инвалида естественным;. Такого рода приемы наиболее эффективно способствуют преодолению константности восприятия цвета.
Составной частью обеспечения среды обучения, адаптированной к ограниченным возможностям здоровья студентов-инвалидов, служит разработка необходимого для этого профессионального оборудования. Главное направление в этой работе — обеспечение вариативности и удобства в регулировании оборудования, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому студенту.
В мастерской живописи для студентов с проблемами здоровья опорно-двигательной системы возникает необходимость использовать оборудование, удовлетворяющее их потребности. Например, в организации рабочего места «опорников» актуален мобильный мольберт, оснащенный приспособлением (ремнем), возвращающим его в исходную позицию. Выдвинутый вперед мольберт позволяет увидеть натуру и свою работу с оптимального для целостного видения расстояния. Кроме того, вращающееся основание мольберта позволит «опорникам» проверить правильность рисунка в ракурсном или перевернутом положении (восприятие «вверх ногами» считается аконстантным). Для студентов-инвалидов с нарушениями функций рук (дрожание
рук) можно предложить в качестве средства решения такой проблемы муштабель. Этот инструмент, практически исключенный из практики современной живописи, дает опору руки на холст, в известной мере возвращая ей утраченную твердость.
Компьютерное оснащение живописной мастерской - явление исключительное, однако оно во многом позволит реализовать принцип наглядности. Через монитор художник-педагог может транслировать подготовленный видеоматериал об этапах выполнения натурной постановки, осуществлять анализ изобразительных качеств этюдов с помощью цифровых технологий (разложение оцифрованного воспроизведения ^тюда на 2-3 тона, перевод его в черно-белое из Сражение и т.д.).
Принцип наглядности - оптимальный прием в обучении живописи студентов-инвалидов, особенно глухих и слабослышащих. Зачастую с кистью в руках преподаватель (ассистент преподавателя, аспирант, студент-практикант), демонстрируя этапы построения изображения, вырабатывает у студентов четкие представления о методологии исполнения живописного произведения.
К наиболее важным в обучении студентов-инвалидов приемам адаптированного к индивидуальным возможностям здоровья методик относится разработка арсенала профессиональных приемов и инструментов. Из этого арсенала студент может выбрать те инструменты, которые приема ¡мы в решении конкретной учебной задачи и соответствуют его возможностям. Очевидно, что такой арсенал должен быть значительно обширнее традиционного.
Как уже отмечалось, не каждый студент-инвалид способен регулярно отходить от своего рабочего места, чтобы воспринимать натуру и свою работу с оптимального для целостного восприятия расстояния. Эта проблема во многом может быть решена посредством других приемов. Например, в истории живописи имеются примеры использования с этой целью зеркал с различной кривизной поверхности, тонированные (черные) зеркала, различного рода видоискатели.
Подробная проработка холста большого формата для студента-инвалида может оказаться непосильной задачей. Решение такого рода проблем требует гибкости методики обучения, подбора принципов построения полноценного изображения, допускающего фрагментарную проработку форм и
Р8
вестник ХГУ им. Н А. Некрасова» 2007. Том 13
цветового строя. В частности, можно предложить использование импримматуры, закладывающей основы общего тона изображения, линейное решение деталей композиции с подробной проработкой изображения в композиционном центре.
Таким образом, специфика живописной подготовки студентов с ограниченными физическими возможностями здоровья заключается в учете этих возможностей при планировании системы обучения. С учетом сказанною планируется все методическое обеспечение учебного процесса. Основное направлени этой работы - необходимость обеспечения вариативности условий и способов решения учебных задач (вариативность условий
работы, профессиональных инструментов, приемов профессиональной постановки глаза, способов построения изображения и т.д.). Итак, дифференцированный подход к различным категориям студентов открыва г возможность выполнения требований государственных образовательных стандартов к уровню реализации образовательных программ. Эта проблема чрезвычайно трудна, но разрешима, о чем свидетельствует опыт художественно-графического факультета КубГУ, приобретенный в целевом обучении изобразительному искусству лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокииетик- ♦ № 3, 20С