Научная статья на тему 'Овладение техникой и технологией живописи как эффективное средство развития качества профессиональной художественной подготовки магистров в педагогическом университете'

Овладение техникой и технологией живописи как эффективное средство развития качества профессиональной художественной подготовки магистров в педагогическом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2544
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТРАТУРА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ТЕХНОЛОГИЯ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ / ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ / МАСТЕРСТВО / КОЛОРИТ / ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ / КРАСОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / КАЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ / ПРИЕМЫ ЖИВОПИСИ СТАРЫХ МАСТЕРОВ / ARTISTIC AND PEDAGOGICAL EDUCATION / MASTER'S DEGREE PROGRAM / INTERDISCIPLINARY APPROACH / OIL PAINTING TECHNOLOGY / PAINTING TECHNIQUE / CRAFTSMANSHIP / COLORATION / INTEGRITY OF PERCEPTION / COLORFUL MATERIAL / PICTORIAL MEANS / QUALITY OF ARTISTIC TRAINING / PAINTING TECHNIQUES OF OLD MASTERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брызгалова Светлана Геннадьевна, Унковский Андрей Алексеевич

Статья посвящена вопросам изучения студентами магистратуры педагогических университетов профессиональных методов и технических приемов живописи с целью использования их в творческой работе в различных видах и жанрах живописи. Авторами рассматривается значение практического овладения техническими навыками в передаче натуры при решении студентами колористических задач. В статье представлены результаты проектирования спецкурса «История, техника и технология масляной живописи», реализующего междисциплинарные подходы в высшем художественно-педагогическом образовании и позволяющего студентам магистратуры исследовать проблемы, которые являются общими как для истории живописи, так и для профессиональной художественной практики. Авторами обращается внимание на необходимость развития способности целостного художественного восприятия во взаимосвязи с овладением профессиональным использованием средств живописи. Подчеркивается целесообразность изучения техники живописи в контексте ее исторического развития. Раскрыта зависимость качества профессиональной художественной подготовки магистров от использования в учебном процессе эффективных методов освоения техники, приемов и средств живописи старых мастеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брызгалова Светлана Геннадьевна, Унковский Андрей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mastering the Technique and Technology of Painting as an Effective Instrument of Developing the Quality of Professional Artistic Training for Masters in the Pedagogical University

The article deals with the issue of studying professional methods and techniques in painting by master students of pedagogical universities for using them in creative work in various types and genres of painting. The authors consider the importance of mastering the technical skills in reproducing the nature by students when dealing with color problems. The article presents the results of designing a special course “History, technique and technology of oil painting” which implements the interdisciplinary approaches in the higher artistic and pedagogical education and allows master students to study the problems that are common both for the history of painting and for the professional artistic practice. The article elaborates on the need of developing the ability of holistic artistic perception while mastering the professional use of painting tools. The expediency of studying the technique of painting in the context of its historical development is emphasized. The dependence of the quality of professional artistic training of masters on the use of effective methods of mastering the techniques and means of painting of old masters in the educational process is revealed.

Текст научной работы на тему «Овладение техникой и технологией живописи как эффективное средство развития качества профессиональной художественной подготовки магистров в педагогическом университете»

1УДК 378

ББК 74.489

ОВЛАДЕНИЕ ТЕХНИКОЙ И ТЕХНОЛОГИЕЙ ЖИВОПИСИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

С. Г. Брызгалова, А. А. Унковский

Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения студентами магистратуры педагогических университетов профессиональных методов и технических приемов живописи с целью использования их в творческой работе в различных видах и жанрах живописи. Авторами рассматривается значение практического овладения техническими навыками в передаче натуры при решении студентами колористических задач.

В статье представлены результаты проектирования спецкурса «История, техника и технология масляной живописи», реализующего междисциплинарные подходы в высшем художественно-педагогическом образовании и позволяющего студентам магистратуры исследовать проблемы, которые являются общими как для истории живописи, так и для профессиональной художественной практики.

Авторами обращается внимание на необходимость развития способности целостного художественного восприятия во взаимосвязи с овладением профессиональным использованием средств живописи. Подчеркивается целесообразность изучения техники живописи в контексте ее исторического развития. Раскрыта зависимость качества профессиональной художественной подготовки магистров от использования в учебном процессе эффективных методов освоения техники, приемов и средств живописи старых мастеров.

Ключевые слова: художественно-педагогическое образование, магистратура, междисциплинарный подход, технология масляной живописи, техника живописи, мастерство, колорит, целостность восприятия, красочный материал, изобразительные средства, качество художественной подготовки, приемы живописи старых мастеров.

MASTERING THE TECHNIQUE AND TECHNOLOGY OF PAINTING AS AN EFFECTIVE INSTRUMENT OF DEVELOPING THE QUALITY OF PROFESSIONAL ARTISTIC TRAINING FOR MASTERS IN THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

S. G. Bryzgalova, A. A. Unkovskiy

Abstract. The article deals with the issue of studying professional methods and techniques in painting by master students of pedagogical universities for using them in creative work in various types and genres of painting. The authors consider the importance of mastering the technical skills in reproducing the nature by students when dealing with color problems.

The article presents the results of designing a special course "History, technique and technology of oil painting" which implements the interdisciplinary approaches in the higher artistic and pedagogical education and allows master students to study the problems that are common both for the history of painting and for the professional artistic practice.

The article elaborates on the need of developing the ability of holistic artistic perception while mastering the professional use of painting tools. The expediency of studying the technique of painting in the context of its historical development is emphasized. The dependence of the quality of professional artistic training of masters on the use of effective methods of mastering the techniques and means of painting of old masters in the educational process is revealed.

Keywords: artistic and pedagogical education, master's degree program, interdisciplinary approach, oil painting technology, painting technique, craftsmanship, coloration, integrity of perception, colorful material, pictorial means, quality of artistic training, painting techniques of old masters.

Успех профессиональной, педагогической, художественно-творческой и научно-исследовательской деятельности выпускника магистратуры педагогического университета зависит от качества его подготовки на художественно-графическом факультете.

Настоящее время требует от преподавателя изобразительного искусства широкой эрудиции и образованности. Современному художнику-педагогу необходимо ориентироваться в вопросах развития современного искусства, правильно оценивать значение классического наследия, знать искусствоведческую терминологию, иметь глубокие теоретические знания, а также практические умения и навыки, уметь работать различными художественными материалами, владеть мастерством в разных видах и жанрах живописи.

Традиционно в системе профессиональной художественной подготовки ведущую роль играют такие дисциплины, как рисунок, живопись, композиция, скульптура и история искусств. Интеграция и дифференциация образовательного контента, появление новых учебных курсов по изобразительному искусству -тенденция современности.

Живопись - основная учебная дисциплина, которая наряду с другими способствует профессиональной подготовке квалифицированных художников-педагогов со степенью магистра. Проектирование и реализация в процессе магистерской подготовки учебных курсов «Живопись портрета», «Декоративная живопись», «Техника живописи», «Искусство копирования» и т. п. являются наглядным примером дифференциации содержания дисциплины «Живопись».

Необходимость разработки учебного курса по технике живописи вызвана отсутствием у сегодняшних студентов должного внимания к изобразительным средствам, используемыми ими при выполнении учебных и творческих работ. Между тем техника живописи, приемы письма, значение самого красочного материала имеют важнейшее значение в приобретении магистрами профессионального художественного мастерства, поскольку в искусстве важно не только «что изображать», но и «как изображать», то есть как это решить в живописи с помощью выбранного для работы материала.

Сосредоточение внимания студентов магистратуры на технической стороне создания станковой картины является оправданным еще и потому, что колористические качества произведения живописи находятся в большой зависимости от профессионального использования возможностей материалов.

В понятие «техника живописи» принято включать совокупность навыков, способов и приемов, употребляемых при исполнении художественного произведения. Говоря о значении техники живописи в творческом процессе, выдающийся русский художник К. Ф. Юон писал: «Мастерство само по себе уже восхищает зрителя совершенством технической части произведения искусства, не говоря уже о его содержании. В процессе работы чувства художника направляются не только на восприятие внешнего мира - они в то же время касаются и понимания качеств и свойств материалов и орудий производства, всех их потенциальных особенностей для использования в нужный момент» [1].

Качество произведений живописи, таким образом, находится в тесной взаимосвязи с мастерством художника, то есть с тем, как он владеет выбранным материалом. Кроме того, умелое использование материала находится в зависимости от умения цельно и образно видеть изображаемый объект, большую форму, отбирать самое нужное для выявления творческого замысла, игнорируя второстепенные детали. В живописной технике большую роль играет работа кистью в нанесении красок на полотно, умелая передача формы и цвета изображаемых предметов, достижение определенной фактуры цветовой поверхности, что во многом зависит от темперамента художника, его опыта, от той уверенности, с которой он наносит цвет на изобразительную плоскость. Свойства живописной поверхности, фактура влияют и на силу цвета, а значит, и на особенности в изображении предметов, а также на характер всего колорита картины. В область техники живописи входит также целесообразное применение красок в передаче нужной в том или ином случае контрастности по цвету и тону, умелое использовании различной степени высыхания нанесенного на плоскость красочного слоя (работа «по-сухому» или «по-влажному»). Когда ху-

дожник, найдя определенные приемы, уверенными движениями кисти по холсту убедительно и просто решает цветом форму, он испытывает творческое удовлетворение, убеждая зрителя в правоте выбранного им метода. Однако самодовлеющий интерес художника лишь к технике не может дать положительных результатов в творчестве. Техническое мастерство должно помогать выявлению художественного замысла, выразительности всех пластических и колористических средств живописи.

Выбранный способ нанесения красок вместе с тем имеет большое значение в передаче творческого замысла художника, так как дробное, плотное или послойное прозрачное нанесение краски несколько меняет впечатление от цвета, даже если во всех этих случаях художник использовал одну и ту же краску. Характер нанесенного на плоскость мазка, его направленность в отношении падающего на картину света уже могут создать и различия в оттенках цвета. Выбор технического приема во многом определяется и характером изображаемых предметов. Так, значительной массой в картине может быть гладь водоема, матовость дальних планов, ворсистость ткани и т. п. Наряду с характером цветовых сочетаний в колористическом решении картины определенное значение имеют характер мазка, фактура, специфические особенности, которые усиливают эмоциональную выразительность живописи. Выразительность и эмоциональное воздействие колорита картины определяются единством примененных художником изобразительных средств и выразительностью в передаче качественных характеристик изображаемых предметов.

Постигая смысл увиденного, художник переходит к эстетическому осознанию действительности, отбирает и обобщает в полном света и красочного многообразия мире те элементы, которые в совокупности будут живописно и выразительно передавать его образный замысел. Живописец не копирует наблюдаемые предметы и их цветовые характеристики, а раскрывает сущность изображаемых предметов, то, что взволновало его, например, особенности того или иного интересного по колориту состояния природы при работе над пейзажем. Здесь, конечно, проявляется личность художника, его практический опыт, свойственные

ему приемы в решении композиции, в согласовании цветов в едином колористическом ключе. Наконец, здесь проявляется творческая тенденция и то художественное направление, которому следует мастер в своих работах.

Приобретение профессионального художественного мастерства является очень сложной проблемой. Художнику может потребоваться вся жизнь для достижения высокого мастерства и технического совершенства в живописи. На наш взгляд, высшая художественно-педагогическая школа должна обеспечивать творческой молодежи образовательный потенциал, необходимый для развития мастерства в живописи.

В период обучения живописи на художественно-графическом факультете часть студентов магистратуры проявляет склонность к одному материалу, а другая часть - к другому, добиваясь тех или иных успехов в выбранной технике. Определенные сложности в работе со студентами-магистрами вызваны различным качеством их бакалаврской подготовки по живописи. В магистратуру педагогического университета приходят представители самых различных художественных профессий. Как правило, это - дизайнеры, художники декоративно-прикладного искусства, искусствоведы и преподаватели изобразительного искусства. Несмотря на то, что общий уровень их профессиональной художественной подготовки достаточно высок, в ряде случаев в работах студентов обнаруживается вялое и невыразительное письмо, нарушение технологии живописи. Это объясняется тем, что изучение техник и технологий живописи, осуществляемое на этапе бакалаврского обучения, во многих учебных заведениях не является углубленным и всесторонним. Вопросы технических приемов и средств живописи изучаются, как правило, в отрыве от их исторического контекста. Выпускники бакалавриата недостаточно осведомлены в области технических традиций европейского станковизма, не знают тонкостей живописного мастерства.

Наблюдение за художественной практикой студентов-магистров показывает, что многие из них испытывают на себе влияние живописных приемов, свойственных выдающимся мастерам. Однако этот интерес к творчеству мастеров строится на увлечении внешней сторо-

ной живописи, конечным результатом ее, без глубокого изучения методов работы и всего творческого пути художника. Понятно, что манерность, простое подражание лишь отвлекают от образной передачи натуры, отдаляя молодого художника от нахождения собственного языка в искусстве.

Мастерство в живописи, кроме владения красочным материалом, зависит от умения художественно видеть, то есть от умения, еще не начав писать, представлять себе будущее изображение и те основные компоненты, на которых строится общий колорит картины. Способность к целостному художественному восприятию действительности во многом зависит от накопленного опыта в живописи. Художественное видение формируется в неразрывной связи с овладением профессиональными средствами живописи, куда входят знание материалов и целого ряда технических приемов при использовании тех или иных красок. Понимая в художественной практике под умением видеть, умение дать необходимую оценку пластических и цветовых качеств натуры, нужно сказать, что при обучении живописи это возможно в том случае, когда молодые художники воспринимают цвета натуры целенаправленно, с расчетом использования их в живописи в определенном материале. Такое отношение к наблюдаемой натуре не позволяет механически переносить цвета натуры на полотно.

С приобретением живописного мастерства студенты способны в приготовленной на палитре краске видеть тот цвет, который будет получен, когда мазок будет нанесен на картину. Сырая краска, как известно, становится цветом тогда, когда она органически вписывается в колорит всей картины. Используя цветовые отношения, обучающиеся живописи убедительно передают средствами цвета освещенность предметов, выявляют объемную форму, ее материальность, пространственную глубину и многие другие качества наблюдаемой натуры. Тональный масштаб при работе с красками может быть определен той задачей, которая поставлена перед студентами при выполнении ими учебных работ по живописи. Говоря же о трудностях использования в живописи локального цвета предметов, нужно отметить, что здесь все также зависит от опыта практической работы, так как

простое перенесение на холст предметного цвета в любом красочном материале не достигает цели. В природе цвета во многом гармонизируются и обобщаются воздушной средой, чего нет на плоскости. В живописи мастерство будет зависеть от умения выбрать силу контрастных сопоставлений, величину цветовых масс и их основные акценты. Опытный художник, используя возможности той или иной техники живописи, выбирает в каждом случае ту определенную систему отношений, которая нужна для образной передачи творческого замысла, будь то пейзаж, натюрморт, портрет или фигурная композиция. Художник-профессионал в процессе работы воспринимает наиболее существенное из поступающей к нему внешней информации, обладая способностью игнорировать те моменты и детали, которые стоят вне изобразительной задачи. Это качество восприятия позволяет ему охватить взглядом весь наблюдаемый мотив сразу, достигая необходимого единства в живописном решении картины.

Недостаток в восприятии живописных качеств предмета очень часто сказывается в том, что студенты не понимают закономерностей в живописи предмета, находящегося в пространстве. У них часто не хватает опыта в целенаправленном наблюдении натуры, основанном на анализе сути того или иного колористического облика предмета или мотива пейзажа, испытывающего влияние световоздушной среды. Даже если обучающийся живописи хорошо видит в натуре цвет и цветовые градации, это все равно еще не означает, что он напишет работу профессионально, так как он может передать лишь случайные цветовые градации, которые в живописи работать не будут. Овладение профессиональным использованием средств живописи необходимо осуществлять во взаимосвязи с развитием у студентов целостного художественного восприятия и творческого воображения. Наблюдая натуру, молодые художники должны в основных чертах уже видеть ее будущее живописное решение в определенном материале, например, в акварели, гуаши, темпере или масляной живописи.

Таким образом, освоение техники живописи имеет важнейшее значение в развитии профессионального художественного мастерства студентов магистратуры педагогических уни-

верситетов. Эпизодическое обращение к вопросам профессионального использования средств живописи вместе с тем, как это было показано выше, является не достаточно эффективным и не гарантирует достижения успеха в обучении. Кроме того, в учебном процессе в настоящее время недостаточно учитывается образовательный потенциал классического наследия, мало уделяется внимания изучению исторически сложившихся методов работы над картиной, освоению техники, приемов и средств живописи старых мастеров. Обучение молодого поколения художников-педагогов на классических примерах, на наш взгляд, является основным средством их творческого развития и профессионального становления.

Все это стало серьезной причиной разработки новых учебных курсов для магистратуры педагогических университетов - «История, техника и технология масляной живописи» и «История и техника акварели», построенных на междисциплинарной основе. Проектирование подобных курсов осуществляется под одновременным воздействием двух разнонаправленных тенденций в развитии содержания современного высшего художественно-педагогического образования (тенденций к интеграции и к дифференциации образовательного контента). Понятно, что история живописи - составной компонент курса истории искусств, а техника живописи - общего курса живописи. «История искусств» и «Живопись» - близкие дисциплины. Их глубокие внутренние взаимосвязи обнаружить не сложно. Учебные курсы «История, техника и технология масляной живописи» и «История и техника акварели», реализуя междисциплинарные подходы в высшем художественно-педагогическом образовании, позволяют студентам магистратуры исследовать проблемы, которые являются общими как для истории живописи, так и для профессиональной художественной практики.

Важной целью создания учебных курсов по технике живописи является стимулирование исследовательской работы студентов, побуждение их к вдумчивому изучению секретов старинной живописи, что, в конечном итоге, должно определить формирование их собственного художественного стиля на основе лучших традиций и новаторских подходов.

Представленные нами учебные курсы содержат комплекс теоретических вопросов по истории, технике и технологии живописи, изучение которых происходит как в процессе лекционных и семинарских занятий, так и в ходе самостоятельной исследовательской работы студентов магистратуры в библиотеке и художественном музее.

Освоение студентами содержания учебных курсов эффективно осуществляется при выполнении ими индивидуальных проектов по исследованию технических и художественных возможностей масляных и акварельных красок в процессе копирования старых мастеров. Самостоятельная работа студентов магистратуры заключается в создании аналитической копии картины старого мастера и реферата, фиксирующего последовательность и результаты проведенного исследования. Тщательное изучение известных произведений станковой живописи призвано помочь молодым художникам-педагогам, обучающимся в магистратуре, не только понять отдельные технические приемы, методы и средства великих мастеров прошлого, но и способствовать постижению секретов старинной техники во всей полноте с продуктивным использованием их в персональной творческой практике. Для копирования студентам рекомендуется использовать только выдающиеся произведения, позволяющие увидеть и высокое художественное качество, и стиль, и индивидуальную манеру великих мастеров прошлого, и богатство их технических приемов и средств. Развитие техник и технологий живописи изучается в историческом контексте, что позволяет прогнозировать тенденции их развития в будущем.

Важность копирования в подготовке молодого художника отмечал еще Леонардо да Винчи в своем трактате «О живописи». Копирование и по сей день является эффективным методом обучения студентов секретам и тонкостям художественно мастерства, позволяющим им улучшать и развивать качество собственных работ, постепенно подготавливая к профессиональной деятельности. При копировании студентами используются современные материалы, однако необходим их тщательный отбор для максимального приближения к оригиналу. Методические рекомендации, составленные к

каждому заданию, помогают постичь суть и специфику работы по копированию известных картин, способствуют развитию понимания нюансов техники мастера. Подбор картины или ее определенного фрагмента для копирования является вопросом личного предпочтения. Успешное выполнение фрагмента сложной работы мастера позволяет пережить чувство глубокого удовлетворения и вселяет веру в собственные возможности.

Учебными курсами предусматривается художественная практика студентов магистратуры в условиях мастерских и на пленэре, представляющая собой непрерывный процесс выполнения следующих друг за другом заданий по освоению техники живописи, причем каждое последующее задание во многом основывается на предыдущих. При разработке учебных курсов по технике живописи нами учитывался тот факт, что для успешного овладения художественным мастерством необходимо, чтобы задания постоянно побуждали студентов к практическому овладению определенной задачей и ориентировали их на дальнейшее самостоятельное творческое изучение связанных с этой темой вопросов.

Практическая работа строится на основе последовательного овладения мастерством посредством выполнения в живописи различных по своей сложности объектов и мотивов природы. Передавая цветовые отношения в решении формы, студенты овладевают различными приемами, обогащающими возможности материала. Причем в живописной работе технические средства не являются внешним оформлением по отношению к образному выражению, а органически входят в него, ибо в каждом произведении содержание может быть выражено только в конкретной художественной форме.

Для развития мастерства в живописи, наряду с длительными работами, студентам магистратуры художественно-графического факультета предлагается задание по выполнению кратковременных этюдов в один слой и сразу во всю силу цвета. В некоторых случаях наброски в цвете выполняются без предварительного рисунка карандашом. Краткосрочные этюды занимают особое место в обучении живописи. Этюд, решенный в короткий срок (1-2 часа), по-

могает подметить в натуре и передать при характеристике формы основные цветовые акценты. Это умение очень важно и при выполнении длительного задания. Вместе с тем в работе большого размера гораздо труднее передать взаимосвязь живописных отношений. Кратковременный этюд маслом или цветной набросок акварелью требует лаконичности в передаче цветового облика предметов, обобщенной трактовки формы, показа самого существенного в изображаемом. Например, работа над этюдом пейзажа требует непосредственных наблюдений, изучения натуры, цветовых отношений, характеризующих природу в различные времена года, при различных состояниях погоды. Эти отношения должны быть верно определены уже в обобщенной прописке. Основное внимание здесь должно быть сосредоточено на значении светлотных и цветовых масс в общем колористическом строе этюда. Постоянная практика в работе над этюдами ведет к тому, что студенты на основе накопленных умений и навыков приобретают уверенность в применении живописных средств и приемов. Процесс обучения технике живописи невозможен без активного подхода к работе, а потому естественно, что он способствует творческому подъему студентов, создает у них стремление писать самостоятельно, развивая индивидуальные особенности применения изобразительных средств.

В учебном процессе магистратуры рассмотренные учебные курсы по технике живописи могут использоваться в качестве составных компонентов общего курса «Живопись: история, техники, технологии», так как имеют схожую структуру и построены по единому междисциплинарному принципу с фокусировкой на важных историко-теоретических, технолого-практических аспектах акварельной и масляной живописи. Возможно использование этих курсов в качестве элективных.

Важными целями учебных курсов «История и техника акварели» и «История, техника и технология масляной живописи» являются:

• постижение многовекового опыта европейской школы живописи, изучение классических методик живописи старых мастеров;

• освоение лучших традиций мирового живописного творчества;

• обогащение персональной художественной практики, развитие живописного мастерства.

Учебные курсы обеспечивают:

• ознакомление с произведениями классической живописи;

• исследование исторически сложившихся методов и стилей работы, особенностей техники живописи старых мастеров;

• изучение технических приемов и средств, используемых художниками для воплощения своих творческих замыслов.

Задания по копированию старинной живописи, включенные в структуру курсов, направлены на изучение классического наследия в ходе практического освоения техники выдающихся мастеров прошлого. Методические рекомендации к ним являются важной основой, на которой можно построить собственные подходы к решению поставленных задач.

Приводим в качестве примера сокращенный вариант содержания теоретической части курса по технике живописи масляными красками.

1. История масляной живописи.

• Описание процесса изготовления бы-стровысыхающего масла, применяемого в эпоху Средневековья для перетирания пигментов, в германском «Страсбургском манускрипте».

• Усовершенствование масляных красок в XV в. Рост их популярности в Нидерландах. Первые художники, исследовавшие возможности красок, перетертых на масле (Ян ван Эйк, 1395-1441; Рогир ван дер Вейден, 1399-1464). Фламандский метод живописи масляными красками.

• Смешанный способ живописи: выполнение подмалевка яичной темперой, завершение работы лаком на масле. Применение старых методов работы темперой в масляной живописи. Переход от яичной темперы к масляным краскам в Северной Европе, а затем в Венеции к концу XV в.

• Развитие техники масляной живописи мастерами Итальянского Возрождения (Джо-ванни Беллини, ок. 1431-1516; Рафаэль Санти, 1483-1520 и др.). XVI в. - расцвет масляной живописи в Италии. Формирование итальянской манеры масляной живописи. Живописный стиль Тициана (ок. 1485-1576). Его свободная и раскрепощенная манера письма масляными красками.

• Распространение лаконичного стиля письма по тонированной основе (импримату-ре) к началу XVII в. Быстрая живопись в технике la presto (Аннибале Карраччи, 1560-1609).

• Применение темного тонированного грунта и имприматуры для создания впечатляющих эффектов освещения на основе сильных светотеневых контрастов - кьяроскуро (Караваджо, 1571-1610).

• Виртуозное живописное мастерство художников эпохи барокко. Экспрессивное использование масляных красок (Питер Пауль Рубенс, 1577-1640; Франс Хальс, около 15811666; Веласкес, 1599-1660).

• Достижение высокой степени реалистичности изображения с помощью приемов пастозной техники масляной живописи (Рембрандт Харменс ван Рейн, 1606-1669);

• Применение художниками XVIII в. материалов, признанных сегодня неустойчивыми. Эксперименты Джошуа Рейнолдса (1723-1792). Включение в масляную живопись смеси масла, смолы и битума.

• Французская неоклассическая традиция. Живопись, основанная на точном, каллиграфически выверенном рисунке и продуманном подборе цветов без пастозных мазков и текстурных эффектов (Жак Луи Давид, 1748-1825; Жан Огюст Доминик Энгр, 1780-1867).

• Революционный характер творчества английского живописца романтического направления Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера (1775-1851). Передача световых и атмосферных эффектов посредством лессировок и пастозного письма. Использование мастихина как кисти для нанесения красок на холст, их смешивания, распределения, процарапывания.

• Быстрое развитие химической промышленности. Изобретение новых красителей в XIX в. Использование широкой гаммы насыщенных основных и дополнительных цветов художниками-импрессионистами.

• Поиск изобразительных средств для передачи своих эмоциональных впечатлений. Экспериментирование с густой масляной краской, способами ее нанесения на холст, работа методом «алла прима» (Клод Моне, 1840-1926; Пьер Огюст Ренуар, 1840-1919; Эдуар Мане, 1832-1883). Новая эстетика импрессионистической живописи: сама текстура и осязаемость

масляных красок является важным элементом стично высыхающие масла. Лаки и смолы. Про-

картины. блемы, связанные с использованием смол. Во-

• Оптические эффекты живописи художни- дорастворимые масляные краски.

ков пуантилистов (Жорж Сера, 1859-1891). • Инструменты для масляной живописи.

• Внесение в масляную живопись стили- Кисти. Мастихины и шпатели. Муштабель. Па-стических и технических новшеств художника- литры. Жесткие и гибкие основы для масляной ми-постимпрессионистами (Винсент Ван Гог, живописи. Подготовка основы и грунта (закре-1853-1890; Поль Гоген, 1848-1903; Поль Сезанн, пление холста, проклейка и грунтование). Бе-1839-1906) и кубистами (Пабло Пикассо, 1881- лые и тонированные основы для масляной жи-1973). вописи. Способы тонирования белого грунта.

• Тенденция свободного обращения с мас- Нанесение прозрачной имприматуры. ляными красками (Тициан, Тинторетто, Эль Гре- • Основы теории цвета в рамках живописи ко, Рубенс, Веласкес, Хальс, Рембрандт, Гойя, масляными красками. Физический и оптиче-Делакруа, Коро, Констебль, Тёрнер), ее логиче- ский метод смешивания цветов в масляной жи-ское продолжение художниками-импрессио- вописи. Цвета, полученные при смешивании нистами и постимпрессионистами. кроющих красок. Цвета, полученные при нало-

• Взаимосвязь стилистических изменений жении слоев прозрачных красок. Оптические живописи с развитием технологий использова- эффекты техники пуантилизма. Первичные, ния материалов. вторичные и третичные цвета. Дополнитель-

• Разработка оригинальных методик рабо- ные цвета. Теплые и холодные цвета. Цветовая ты с масляными красками художниками XX в. гамма. Цветовая гармония. Колорит. Верхний и

2. Техника и технология масляной живописи. нижний диапазон цветовых тонов. Живопись в

• Состав масляных красок. Традиционные насыщенной цветовой гамме. Живопись в сдери современные компоненты масляных красок. жанном колорите.

Характеристика пигментов масляных красок. • Живопись по белому и по тонированно-

Степень абсорбции масла, маслоемкость. Све- му грунту. Зависимость выбора цвета грунтов-

тостойкость. Токсичность. Степень прозрачно- ки от ожидаемого колористического эффекта

сти пигментов. Связующие вещества, разбави- картины. Положительные аспекты работы на

тели и вспомогательные средства для масля- белой грунтовке. Живопись на тонированном

ной живописи. Масло как связующее вещество грунте средних тонов как экономичный и эф-

для масляной живописи. Высыхающие и ча- фективный способ создания широкого диапа-

Рис. 1. Хегай Анна, студентка 1-го курса магистратуры ХГФ МПГУ. Копия. Луис Мелендес. Натюрморт с лимоном и рыбой

Рис. 2. Бушуева Виктория, студентка 1-го курса магистратуры ХГФ МПГУ. Копия. Бальтазар ван дер Аст. Яблоневый цвет

зона цветовых тонов. Живопись по тонированному грунту или имприматуре темных тонов. Создание эффектов кьяроскуро.

• Технические приемы масляной живописи. Приемы лессировочной живописи. Приемы пастозной живописи. Техника работы кистью. Приемы создания плавных тональных градаций и смягчения резких контуров. Техника «сухая кисть». Прием «сквозного мазка». Использование мастихина в масляной живописи. Создание фактурных эффектов. Техника алла прима - экспрессивный метод масляной живописи. Основные принципы техники алла прима. Живопись масляными красками «по-сырому». Спонтанный характер техники алла прима.

• Многослойная техника как систематизированная методика масляной живописи. Глубина и изящество многослойной масляной живописи. Правила, обеспечивающие прочность и долговечность произведений масляной живописи (работа по полностью сухому либо еще влажному слою масляных красок, живопись «жирным по тощему»). Последовательное построение слоев красок в многослойной масляной живописи. Прозрачные и непрозрачные слои. Функции монохромного и полихромного подмалевка. Многообразие методик многослойной масляной живописи.

• Классические методики масляной живописи. Трехстадийный метод живописи старых мастеров (пропись, подмалевок, лессировки). Задачи, решаемые на различных стадиях живописного процесса. Структура красочного слоя старинной живописи. Назначение тонированного грунта и/или имприматуры. Лессировоч-

ная техника выполнения прописи. Виды прописи (ослабленная, протемненная, нормальная). Техника выполнения цветного пробеленного подмалевка корпусными красками. Формирование фактуры красочной поверхности на этапе подмалевка. Техника нанесения лессировок. Основные виды лессировок (тонирующая, моделирующая, ретуширующая). Различные функции лессировок: усиление рельефа формы (моделирующая), обогащение цвета и смягчение контрастов светотени (тонирующая), ретушь (ретуширующая). Технические приемы живописи старых мастеров («сквозной мазок», «сухая кисть», втертая лессировка, мутная лессировка, живописно-штриховые приемы).

Рассмотрим примеры практических заданий по копированию произведений старинной живописи и методические рекомендации к ним, разработанные для самостоятельной работы студентов магистратуры.

Задание № 1. Копирование произведений нидерландских художников XV в. (Робер Кам-пен (мастер из Флемаля), Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Дирк Баутс, Хуго ван дер Гус).

Цели: изучение фламандского метода живописи масляными красками.

Задачи: достижение при копировании эффекта глубокого, интенсивного, яркого цвета, характерного для произведений нидерландских живописцев эпохи Ренессанса.

Методические рекомендации. Живопись фламандским методом предполагает использование белого грунта, выполнение подмалевка непрозрачными красками и завершение работы посредством нанесения множественных

тонких прозрачных лессировок. В начале живописного процесса очень точный и детальный рисунок «оттушевывается» прозрачной краской коричневого тона. Затем живопись подготавливается в «мертвых тонах», то есть в светлых, малоинтенсивных и несколько холодных тонах, которым жизнь придается последующими прозрачными лессировками насыщенных тонов. Яркость и интенсивность цвета достигается за счет применения белого грунта, являющегося источником света, освещающим картину изнутри, а также использованием в живописном процессе полихромного подмалевка, созданного на основе более светлых вариантов тех красок, которые составляют верхние слои.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задание № 2. Копирование живописных произведений Караваджо (Микеланджело да Меризи) и его последователей.

Цели: изучение поздней итальянской манеры живописи по темному грунту.

Задачи: достижение при копировании эффектов «кьяроскуро», характерных для живописи Караваджо и его последователей - «тене-бристов».

Методические рекомендации. Копия выполняется по темному тонированному грунту (умбристому, болюсному) или сложной многослойной имприматуре. Краски наносятся па-стозно в светлых тональных участках и тонко в полутонах, где используется просвечивание грунта для получения холодных оттенков, особенно важных в живописи тела. В темных участ-

ках грунт остается почти не записанным, образуя глубокие тени. Тональные градации при подобном способе моделирования формы получаются за счет толщины красочного слоя, причем сила светлых тонов наращивается постепенно, слой за слоем. Эффект «кьяроскуро» (светотени), сопоставление контрастных тонов, где делается акцент на разнице между ярко и частично освещенными объектами и темными тонами заднего плана, создающими глубинное пространство картины, достигается использованием корпусных красок светлых тонов в живописи по темному грунту.

Задание № 3. Копирование произведений живописи Питера Пауля Рубенса и его учеников.

Цели: изучение эффективных методик многослойной масляной живописи по имприматуре или тонированному грунту, применявшихся великими мастера эпохи барокко.

Задачи: воспроизведение колорита живописи Рубенса. Создание при копировании широкого диапазона цветовых тонов, от самых светлых до наиболее темных.

Методические рекомендации. При копировании живописи Рубенса используется золотисто-коричневая имприматура, наносимая прозрачными слоями поверх белого грунта, или серый тонированный грунт. Формы моделируются прозрачной краской коричневого тона. Поверх этой подготовки следует живопись в повышенных локальных тонах и затем

Рис. 3. Климачёва Ксения, студентка 1-го курса магистратуры ХГФ МПГУ. Копия. Флорис Герритс ван Схотен. Натюрморт с медной посудой

Рис. 4. Слуцкая Яна, студентка 1-го курса магистратуры ХГФ МПГУ. Копия. Иеронимус Свиртс. Натюрморт с розами, лилиями, королевскими тюльпанами, миской с фруктами и с попугаем на ветке, ракушками, ящерицами и кузнечиками

на деревянном столе

завершающие прозрачные лессировки и полулессировки. При воспроизведении колорита Рубенса особенно важным является сохранение чистоты тонов светлых участков, что достигается наложением каждого тона на определенное место. Кроме того, использование тонкой прозрачной имприматуры, не нарушающей светоотражающих свойств белого грунта, дает возможность создавать эффект светящегося, яркого цвета, характерный для живописи Рубенса. Не менее важным является соблюдение теплоты и прозрачности тонов теневых участков, при создании которых недопустимо использование белой и черной красок. Полный тональный диапазон достигается посредством использования прозрачных лессировочных красок теплых тонов для формирования участков теней и корпусных красок богатых интенсивных тонов для воспроизведения светлых тональных участков при выполнении живописи на грунтах средних тонов.

Задание № 4. Копирование автопортретов Рембрандта Харменса ван Рейна.

Цели: изучение техники живописи великих мастеров портрета эпохи барокко. Освоение методов и приемов пастозно-лессировочной живописи.

Задачи: воспроизведение колорита автопортретов Рембрандта, имитация его живописной манеры.

Методические рекомендации. Точность воспроизведения колорита подлинника во многом зависит от выбора цвета тонированной основы. При копировании ранних автопортретов Рембрандта используется белый грунт. Формы моделируются золотисто-коричневой краской. Работу можно вести по импри-матуре, созданной на основе охры светлой, придающей теплый оттенок последующим наносимым тонам. Копии с автопортретов зрелого периода творчества мастера выполняются по серому грунту. Возможно использование двойной грунтовки, в которой нижним слоем является красный болюс, а верхним - краска серого или коричневого тона. Важным этапом здесь является выполнение темно-коричневого подмалевка с разработкой пространственного фона с помощью сложных лессировок, создающих эффект мерцающих теней. По коричневой подготовке следует работа в технике алла прима или пастозная живопись в несколько более светлом тоне с расчетом на завершение портрета лессировками. Копируя живописные произведения Рембрандта, необходимо обратить внимание на то, что освещение в них характерно для караваджизма, но не имеет резких контрастов и отличается исключительной мягкостью. Обращается внимание также на эмоциональную выразительность его автопортретов, глубину их психологиче-

ской характеристики. При воспроизведении живописной манеры мастера работа ведется энергичными плотными, корпусными мазками, усиливающими реалистичность портретных образов, выгодно контрастирующими с гладкой поверхностью картины. Комбинированное использование приемов пастозной живописи и методов работы прозрачными лессировочными красками характерно для живописной техники Рембрандта. Причем, согласно его системе, тона располагаются не традиционно один возле другого, а наносятся один на другой, что приближает его технику к современной технике живописи.

Задание № 5. Копирование произведений голландских мастеров натюрморта XVII в. (Ян Давидс де Хем, Виллем Калф, Рахель Рёйсх, Пау-люс ван ден Бос, Клара Петерс, Бальтазар ван дер Аст).

Цели: изучение традиций голландской школы живописи натюрморта.

Задачи: достижение при копировании тщательной проработки деталей, тонкости и изящества исполнения. Воспроизведение колорита натюрмортов голландских мастеров.

Методические рекомендации. Работу по копированию предваряет изучение оригинала, в ходе которого обращается внимание на изящество и виртуозность исполнения живописи натюрморта мастерами голландской школы, ее реалистичный характер и декоративные качества. Задание предусматривает построение живописного изображения натюрморта на основе очень тонкого рисунка со скрупулезной прорисовкой деталей. Рисунок выполняется на белом грунте, поверх которого затем наносится красно-коричневая прозрачная имприматура. Освещенные участки и блики прописываются кроющими красками, а прозрачными прорабатываются темные зоны картины. Возможно применение известного приема, открытого Караваджо, предполагающего создание затем-

Рис. 5. Жучкова Валерия, студентка 1-го курса магистратуры ХГФ МПГУ. Копия. Бальтазар ван дер Аст. Натюрморт с цветами в нише

ненного фона, который позволяет эффектно осветить предметы на переднем плане. В процессе копирования необходимо следовать голландской традиции тщательной проработки деталей. Особое внимание уделяется выявлению фактуры, передачи материальных качеств предметов натюрморта. Использование тонкой имприматуры, выполнение подмалевка на основе кроющих красок с последующим нанесением лессировок интенсивных цветовых тонов - все это способствует достижению насыщенной колористической гаммы, характерной для произведений голландских мастеров, рекомендуемых для копирования.

Как видно из приведенных примеров, разработанные нами учебные курсы не только способствуют приобретению студентами магистратуры глубоких теоретических знаний в области истории и технологии живописи, но и обеспечивают развитие и обогащение персонального опыта практической работы с красочным материалом при освоении технических аспектов старинной живописи, что в итоге должно сформировать у них способность создания оригинальных авторских произведений на основе традиций, эксперимента и новаторства.

Апробация учебных курсов в условиях магистратуры художественно-графического факультета МПГУ показала эффективность предложенной нами методики (рис. 1-5).

В ходе опытно-экспериментального исследования была раскрыта зависимость качества профессиональной художественной подготовки магистров от использования учебном процессе эффективных методов освоения техники, приемов и средств живописи старых мастеров.

Проведенная работа позволяет сделать выводы о целесообразности изучения техники живописи в контексте ее исторического развития и необходимости формирования способности целостного художественного восприятия во взаимосвязи с овладением профессиональным использованием средств живописи.

Проектирование и реализацию в учебном процессе художественно-графического факультета междисциплинарных курсов по изучению истории, техники и технологии живописи, на наш взгляд, необходимо рассматривать как эффективное средство развития качества профессиональной художественной подготовки магистров.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Юон К. Ф. Об искусстве. Т. 1. - М., 1959. -URL: http://toptopart.ru/publ/obuchenie_zhivo pisi/tekhnika_zhivopisi/4-1-0-6 (дата обращения: 16.03.2017).

2. Алексеев Ю. В. Искусство живописи старых мастеров. Техника, технология, рецепты изготовления материалов. - М.: Изд-во Арт-«Алюрви», 2008. - 152 с.

3. Бергер Э. История развития техники масляной живописи. - М.: Академия художеств СССР, 1961. - 504 с.

4. Брызгалова С. Г. Живопись: история, техники, технологии. Интегрированный учебный курс для студентов и молодых художников.

- М.: Буки Веди, 2017. - 124 с.

5. Вибер Ж. Живопись и ее средства. - М.: Сва-рог и К, 2004. - 232 с.

6. Виннер А. В. Материалы масляной живописи. Справочник по вопросам технологии материалов, применяемых в масляной живописи. - М.: Искусство, 1954. - 139 с.

7. Гренберг Ю. И. От фаюмского портрета до постимпрессионизма. История технологии станковой живописи: две тысячи лет эволюции. - М.: Изобразительное искусство, 2004.

- 268 с.

8. Киплик Д. И. Техника живописи. - М.: Сва-рог и К, 2002. - 349 с.

9. Ломов С. П. Живопись. Учебник. - М.: АГАР, 2008. - 348 с.

10. Мастера советского искусства о пейзаже. -М.: Академия художеств СССР, 1963. - 152 с.

11. Тютюнник В. В. Основные сведения по технологии живописных материалов и технике живописи. - М.: Академия художеств, 1965. 216 с.

12. Унковский А. А. Живопись темперой и гуашью: учеб.-метод. пособие для студентов-заочников худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1980. - 29 с.

13. Фейнберг Л. Е., Гренберг Ю. И. Секреты живописи старых мастеров. - М.: Изобразительное искусство, 1989. - 320 с.

REFERENCES

1. Yuon K. F. Ob iskusstve. Vol. 1. Moscow, 1959. Available at: http://toptopart.ru/publ/obuche-nie_zhivopisi/tekhnika_zhivopisi/4-1-0-6 (accessed: 16.03.2017).

2. Alekseev Yu. V. Iskusstvo zhivopisi starykh masterov. Tekhnika, tekhnologiya, retsepty izgo-tovleniya materialov. Moscow: Izd-vo Art-"Alyurvi", 2008. 152 p.

3. Berger E. Istoriya razvitiya tekhniki maslyanoy zhivopisi. Moscow: Akademiya khudozhestv SSSR, 1961. 504 p.

4. Bryzgalova S. G. Zhivopis: istoriya, tekhniki, tekhnologii. Integrirovannyy uchebnyy kurs dlya studentov i molodykh khudozhnikov. Moscow: Buki Vedi, 2017. 124 p.

5. Vibert J. Zhivopis i ee sredstva. Moscow: Sva-rog i K, 2004. 232 p. (in Russian)

6. Vinner A. V. Materialy maslyanoy zhivopisi. Spravochnik po voprosam tekhnologii materialov, primenyaemykh v maslyanoy zhivopisi. Moscow: Iskusstvo, 1954. 139 p.

7. Grenberg Yu. I. Ot fayumskogo portreta do postimpressionizma. Istoriya tekhnologii stan-

kovoy zhivopisi: dve tysyachi let evolyutsii. Moscow: Izobrazitelnoe iskusstvo, 2004. 268 p.

8. Kiplik D. I. Tekhnika zhivopisi. Moscow: Sva-rog i K, 2002. 349 p.

9. Lomov S. P. Zhivopis. Uchebnik. Moscow: AGAR, 2008. 348 p.

10. Mastera sovetskogo iskusstva o peyzazhe. Moscow: Akademiya khudozhestv SSSR, 1963. 152 p.

11. Tyutyunnik V. V. Osnovnye svedeniya po tekhnologii zhivopisnykh materialov i tekhnike zhivopisi. Moscow: Akademiya khudozhestv, 1965.216 p.

12. Unkovskiy A. A. Zhivopis temperoy i guashyu: ucheb.-metod. posobie dlya studentov-zaoch-nikov khudozh.-graf. fak. ped. in-tov. Moscow: Prosveshchenie, 1980. 29 p.

13. Feynberg L. E., Grenberg Yu. I. Sekrety zhivo-pisi starykh masterov. Moscow: Izobrazitelnoe iskusstvo, 1989. 320 p.

Брызгалова Светлана Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент Московского педагогического государственного университета e-mail: rudnev-ivan@ya.ru

Bryzgalova Svetlana G., PhD in Education, Associate Professor, Moscow State University of Education e-mail: rudnev-ivan@ya.ru

Унковский Андрей Алексеевич, заслуженный работник культуры Российской Федерации, кандидат педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета e-mail: bsg_69@mail.ru

Unkovskiy Andrey A., Honored Cultural Worker of the Russian Federation, PhD in Education, Professor, Moscow State University of Education e-mail: bsg_69@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.