Научная статья на тему 'Изобразительное искусство: традиции и современность'

Изобразительное искусство: традиции и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
709
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изобразительное искусство: традиции и современность»

Из жизни вуза

65

Ю. КОРОБКО, доцент, декан художественнографического факультета

Развитие школы изобразительного искусства, как и всей системы отечественного образования, требует инновационных педагогических технологий, отвечающих требованиям современной жизни. Однако решение многих проблем в художественнопедагогической практике можно найти в письменном и творческом наследии предшествующих поколений художников. Иногда это может быть забытое или утраченное, но чаще - невостребованное знание.

В изобразительном искусстве основополагающие законы и методы профессионального мастерства не устаревают, они по-прежнему актуальны. Не будет преувеличением сказать: что было хорошо в живописи и графике несколько сот лет назад, то хорошо сегодня и будет хорошо завтра.

Эти принципы лежат в основе педагогической и творческой деятельности преподавателей художественно-графического факультета Кубанского государственного университета - первого на Кубани высшего художественного учебного заведения. Здесь осуществляется подготовка студентов по специальности «Изобразительное искусство» и программам дополнительной квалификации «Компьютерная графика и шеЬ-дизайн (шеЬ-дизайнер)».

Специалистами факультета сформирована научно-методическая и кадровая база системы художественно-педагогического образования Юга России. Его преподаватели и выпускники стояли у истоков создания художественно-графических факультетов и отделений в Ростове, Ставрополе, Карачаевске, Майкопе и других городах региона, с их именами связано развитие южно-российской школы изобразительного искусства, ее традиций.

В настоящее время «худграфовцы» работают в высших, среднеспециальных и об-

Изобразительное искусство: традиции и современность

щеобразовательных учебных заведениях, успешно занимаются творческой деятельностью в живописи, графике, декоративноприкладном искусстве и дизайне, в кино и на телевидении.

Для художника-педагога глубокое проникновение в теорию и методику изобразительного искусства - это только исходное условие его профессиональной состоятельности, которая раскрывается и обретает смысл в работе с карандашом и кистью в руках. Из этих предпосылок всегда исходили кафедры, осуществляющие подготовку по специальным дисциплинам.

Творческие работы преподавателей и выпускников кафедр живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и дизайна представляли живопись России на всемирной выставке-ярмарке искусств рубежа ХХ-ХХ1 вв. в Нью-Йорке, становились победителями всероссийских и международных конкурсов, включены в каталоги современных художников и каллиграфов мира, находятся в крупнейших музеях и картинных галереях России, Европы, США и Канады.

Анализируя изобразительное искусст-

66 Высшее образование в России • М 2, 2006

во России за последние 250 лет его развития, в 2001 г. искусствоведы и сотрудники ведущих галерей страны издали «Единый художественный рейтинг-справочник художников России ХУШ-ХХ веков». В разделе справочника «Графика» есть и фамилия заведующего кафедрой графики профессора О.М. Гаврилова (первый выпуск ХГФ КубГУ).

Сегодня на возглавляемой им кафедре особый интерес отечественных и зарубежных специалистов вызывает мастерская станковой графики - единственная на Юге России учебная и творческая мастерская, где разрабатываются новые виды печатной графики и сохраняется академическая школа станковой графики - офорта, литографии. Студенты и аспиранты кафедры продолжают традиции мастеров графики, работая на классическом оборудовании, в том числе -литографском станке 1860 г., литографских камнях конца Х1Х - начала ХХ вв.

Чтобы поработать на этом станке и печатных формах, отмеченных временем и руками многих поколений мастеров-графиков, на факультет постоянно приезжает профессор Школы изящных искусств университета штата Мичоакан Сан Николас де Идальго (Мексика). Взаимный профессиональный интерес стал основой для заключения договора о научно-методическом и творческом сотрудничестве вузов. Проведенный вслед за его подписанием курс мастер-классов дал студентам факультета возможность познакомиться с технологическими особенностями, традиционными и современными материалами литографии Мексики.

Через интерес к бережно сохраняемым технологиям станковой графики, через обостренность видения новых форм реализации творческих замыслов на факультет пришли и новые педагогические технологии, открылись новые пути активизации познавательной деятельности студентов.

Преподавателями кафедры разработана новая технология печатной графики - прорезная гравюра на бумаге. Особенности этой технологии позволяют изготавливать мно-

гоцветные оттиски и делают ее доступной для широкого применения в художественных и общеобразовательных школах, где обращение к станковой графике встречается крайне редко. Технология успешно прошла экспертную оценку и запатентована Кубан-скимгосударственным университетом.

Государственную регистрацию прошел и товарный знак технопарка КубГУ, который разработан студентом факультета и признан лучшим товарным знаком Международного салона инноваций и инвестиций (Москва, 2003 г.).

По вечерам, после занятий, в просторных коридорах факультета, которые сродни выставочным залам, собираются студенты с этюдниками и мольбертами для самостоятельной работы, рисунка и живописи «в свое удовольствие». Они не бегут от «скучной» натуры, а садятся вокруг античных гипсовых фигур, огромных амфор, на которых две тысячи лет назад гончары Гор-гипии (Анапы) оставили оттиски своих пальцев. Видя это, понимаешь, что занятия в учебной мастерской прошли не зря.

Истоки реалистических традиций обучения и интерес к ним студентов не случайны. По первому в стране учебнику «Живопись», написанному заведующим кафедрой живописи профессором Г.В. Бедой в 1986 г., на основе сложившейся здесь системы преподавания и сегодня учатся все студенты худграфов России, а аспиранты, докторанты и ведущие методисты страны ссылаются на него как на непререкаемый авторитет.

Методы многослойной масляной живописи - одно из основных направлений, возрождаемых и развиваемых кафедрой в системе художественно-педагогического образования. Научно-методическими исследованиями и практической работой ее преподавателей создаются условия и опыт, возвращая в современную педагогику технологии классической живописи.

Обретенные в профессионально организованной среде обучения знания и практические навыки студентов позволяют включать их в реализацию таких важных для куль-

Из жизни вуза

67

турной жизни Юга России проектов, как реставрация Краснодарского краевого художественного музея им. Ф. Коваленко, выполнение настенных росписей храма св. Георгия, иконостаса храма Рождества Христова, реставрация росписей и декоративных элементов здания морского порта в г. Сочи.

Иконописные работы такого уровня стали возможными, поскольку опирались на изобразительную грамоту студентов и осуществлялись под руководством преподавателя кафедры живописи, изучавшего каноническое православное письмо в монастырях Сербии.

С педагогической и творческой работой преподавателей кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна знакомы выставочные залы и вузы Европы, США и Канады. Среди направлений, успешно развиваемых здесь, можно отметить имеющее вековые корни, но незаслуженно забытое в последнее время искусство каллиграфии. Профессор кафедры, заслуженный художник России, выпускник ХГФ КубГУ Л.И. Проненко является автором редкого учебного издания по искусству рукописного шрифта «Каллиграфия для всех», вызвавшего интерес отечественных и зарубежных специалистов. По их приглашению он читал лекции и проводил практические занятия по искусству рукописного шрифта в университетах Детройта, Сан-Франциско, Лос-Анджелеса, Сан-Диего, Нью-Йорка, стал участником международной ассамблеи каллиграфов, победителем и лауреатом всероссийских и международных конкурсов, его шрифтовые композиции включены Д. Харрисом (Нью-Йорк) в книгу «Каллиграфия» в числе работ двадцати ведущих мастеров рукописного шрифта мира.

У факультета есть основания утверждать, что высокий уровень профессиональной подготовки его студентов получил широкое признание. Только за последние пять лет они

неоднократно становились лауреатами и победителями всероссийских и международных фестивалей и конкурсов, проводимых в области изобразительного искусства и дизайна. Их учебные и творческие работы демонстрировались на выставках в Париже, Ганновере, Государственной думе России, Российском фонде культуры.

Среди участников этих выставок - студенты факультета, имеющие инвалидность.

Обучение изобразительному искусству лиц с ограниченными возможностями здоровья - это уникальный педагогический эксперимент, который начинался с поручения администрации Краснодарского края и продолжился участием во всероссийских и международных программах.

В 2004 г. по результатам всероссийского конкурса образовательных программ на базе художественно-графического факультета КубГУ создан учебно-методический центр Южного федерального округа по высшему профессиональному образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья. Здесь реализуется специализированная программа (030811) социальной реабилитации средствами изобразительного ис-

68 Высшее образование в России • М 2, 2006

кусства. Представитель факультета входит в состав всероссийской учебно-методической комиссии по работе со студентами, имеющими инвалидность.

Целевому набору студентов-инвалидов художественно-графического факультета предшествовала экспериментальная подготовка группы из десяти студентов для направления их на работу с детьми-инвалида-ми. Она осуществлялась по поручению администрации Краснодарского края и по договору с ИНВА-студией краевого центра детей-инвалидов и инвалидов детства. Студенты экспериментальной группы занимались довузовской подготовкой учащихся ИНВА-студии и ее филиалов в городах и станицах края в период педагогической практики и в порядке шефской помощи студийцам под руководством опытных педаго-гов-реабилитологов.

Из контингента учащихся, прошедших экспериментальный подготовительный курс обучения, был осуществлен целевой набор студентов-инвалидов. Наряду с очевидными сложностями обучения на общих основаниях у студентов, имеющих различные проблемы со здоровьем - нарушения слуха, опорно-двигательной системы и др., в первые же годы обучения проявились особенности, которые можно расценить как положительные факторы для формирования профессиональных качеств будущих художников-педагогов. Прежде всего следует отметить их большую целеустремленность, мотивированность на обучение и приобретение необходимых навыков.

Практика обучения показывает, что в становлении личности студента-инвалида сутью воспитания оказывается формирование отношения к делу, которым ему предстоит заниматься. Профессионализм становится для него средством социальной реабилитации, залогом полноценного вхождения в жизнь общества. С этих позиций у лиц сограниченными возможностями здоровья оказывается больше предпосылок для процесса их профессионального воспитания и становления.

В то же время существенные различия индивидуальных возможностей студентов требуют инвариантности приемов и средств для практической изобразительной деятельности. Идейной, концептуальной основой решения этой задачи на художественно-графическом факультете стало формирование функциональных блоков профессиональных качеств, состоящих из понятийного аппарата, арсенала профессиональных приемов практического отражения его содержания средствами изобразительного искусства, а также комплекса оптимальных условий их включения в изобразительную деятельность. Располагая арсеналом инструментов профессионального восприятия и практической деятельности, студент-инвалид может выбрать те из них, которые соответствуют его физическим данным. Например, не каждый член специализированной группы способен постоянно отходить от мольберта, чтобы увидеть на расстоянии всю изобразительную плоскость одновременно, однако он может воспользоваться другими приемами, обеспечивающими целостность восприятия.

Методическая обеспеченность учебного процесса приобретает здесь особую значимость. Вместе с тем при обостренности проблем обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья формируется методологическая культура педагогической деятельности.

В настоящее время для специализированного технического обеспечения обучения изобразительному искусству студен-тов-инвалидов имеется уникальный образовательный модуль, содержащий оборудование, приспособленное для работы со слабослышащими студентами и учащимися, имеющими другие проблемы со здоровьем. Это оборудование является продуктом разработок отечественных и зарубежных специалистов, оно открывает перспективу развития новых форм высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.