Научная статья на тему 'Становление художественного и художественнопедагогического образования на Кубани'

Становление художественного и художественнопедагогического образования на Кубани Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1144
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА КУБАНИ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КЛАССЫ / ОБУЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РИСУНОК / ЖИВОПИСЬ / КОМПОЗИЦИЯ) / ХУДОЖНИКИ-ПЕДАГОГИ КУБАНИ / ART TRAINING (DRAWING / DESIGN) / ART EDUCATION IN KUBAN / ART CLASSES / PAINTING / ART TEACHERS OF KUBAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Денисенко Виктор Иванович, Шабров Александр Сергеевич

В статье рассматриваются исторические и методические аспекты становления среднего художественного и художественно-педагогического образования на Кубани, начиная с открытия художественной школы Е. Посполитаки и Краснодарского художественного училища (1911 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHMENT OF ART EDUCATION AND ART TEACHERS’ TRAINING IN KUBAN

The article considers historic and methodological aspects of establishment of the high art education and art teachers’ training in Kuban, which started with opening of the art school by E. Pospolitaki and Krasnodar College of Arts (1911).

Текст научной работы на тему «Становление художественного и художественнопедагогического образования на Кубани»

УДК 741/744 : 37 : 811.111 (470.62) Денисенко Виктор Иванович

кандидат педагогических наук, профессор кафедры живописи Кубанского государственного университета

Шабров Александр Сергеевич

СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КУБАНИ

Denisenko Victor Ivanovich

PhD in Education Science, Professor of the Pictorial Art Department, Kuban State University

Shabrov Alexander Sergeyevich

ESTABLISHMENT OF ART EDUCATION AND ART TEACHERS’ TRAINING

IN KUBAN

Аннотация:

В статье рассматриваются исторические и методические аспекты становления среднего художественного и художественно-педагогического образования на Кубани, начиная с открытия художественной школы Е. Посполитаки и Краснодарского художественного училища (1911 г.).

Ключевые слова:

художественное образование на Кубани, художественные классы, обучение изобразительной деятельности (рисунок, живопись, композиция), художники-педагоги Кубани.

Summary:

The article considers historic and methodological aspects of establishment of the high art education and art teachers’ training in Kuban, which started with opening of the art school by E. Pospolitaki and Krasnodar College of Arts (1911).

Keywords:

art education in Kuban, art classes, art training (drawing, painting, design); art teachers of Kuban.

В различных публикациях [1; 2; 3; 4; 5; 6] отмечается, что, помимо общей истории художественного и художественно-педагогического образования России и зарубежных стран, студентам художественно-графических факультетов (далее - ХГФ) необходимо изучить региональный компонент этой очень важной теоретической дисциплины. Однако, как показывает анализ публикаций, здесь возникает первое противоречие. Обучение будущих бакалавров, художников-педагогов по этому разделу истории Кубани невозможно, поскольку исследователи ее еще не описали на требуемом уровне. Есть лишь несколько книг искусствоведческого характера [7; 8] и статей, освещающих жизненный путь отдельных художников-педагогов [9; 10].

Являясь одной из малоисследованных областей художественно-педагогической науки, обозначенное противоречие проявило еще одну проблему - отсутствие научных исследований истории развития методики обучения изобразительному искусству студентов художественного училища и ХГФ педагогического вуза Краснодара. Целью нашей статьи стало краткое изложение истории зарождения, становления и развития системы профессионального художественного и художественно-педагогического образования на Кубани и вклада в это дело ведущих ху-дожников-педагогов нашего региона. При этом особое внимание мы уделили уже имеющимся конкретным научным разработкам по истории, в которых косвенно нашли отражение этапы становления художественного и художественно-педагогического образования и изобразительного искусства на Юге России [11; 12; 13].

В архивных материалах о первых годах существования города Екатеринодара упоминаются всего два местных иконописца. Осуществлять обучение изобразительной деятельности в казачьей столице было некому, и поэтому в начале XIX в. войсковое правительство стало выделять средства на обучение молодых кубанцев в лучших художественных учебных заведениях Санкт-Петербурга и Москвы. Зарождению художественного образования способствует открытие в Екатеринодаре, а также в других городах и станицах Кубани начальных и средних учебных заведений - гимназий и реальных училищ, где был введен обязательный курс рисования.

Являясь неотъемлемой и значительной частью Российской культуры, художественное образование и изобразительное искусство Кубани зарождаются также благодаря изменению статуса Екатеринодара. Из войскового центра в 1867 г. он становится губернской столицей Кубанской области и, следовательно, более открытым для гражданских лиц городом. В конце XIX в. в Екатеринодаре, городах и станицах области постоянно растет численность интеллигенции: учителя, инженеры, архитекторы, врачи, художники [14].

Художественному развитию молодого поколения городов и станиц Кубани второй половины XIX в. способствовали не только профессионально подготовленные преподаватели, но и немногочисленные художники, получившие среднее и высшее художественное образование. К таким педагогам относились: П.С. Косолап, Е.И. Посполитаки, А.Н. Курочкин, В.М. Ступников, Н.К. Головиц-кий, А.И. Марин, Р.И. Колесников и другие [15]. Как следует из статьи А. Куропатченко, одним из первых Екатеринодарских художников-педагогов, по сути заложивших основу Кубанской школы изобразительного искусства, является Александр Иванович Курочкин (1852 г. - не ранее 1919 г.). Он происходил из крестьянской семьи, однако в 1873 г. сумел окончить Строгановское художественно-промышленное училище, получив звание «ученый-рисовальщик», то есть художник-педагог, учитель рисования. Вернувшись в Екатеринодар в 1879 г., А.И. Курочкин на протяжении сорока лет преподавал рисунок и живопись в Кубанской войсковой гимназии и Кубанском Александровском реальном училище. «Кубанские областные ведомости» не раз отмечали, что его воспитанники, переходившие в школу Е.И. Посполитаки, достигали определенных высот. Являясь членом художественного кружка при Екатеринодарской картинной галерее, А.И. Курочкин дружил с ее основателем Федором Акимовичем Коваленко, а будучи гласным городской Думы, во многом способствовал открытию художественной школы, а в последствии и художественного училища [16].

Развитие изобразительного искусства и художественного образования в дореволюционном Екатеринодаре также тесно связано с именем известного художника-пейзажиста Евгения Ивановича Посполитаки (1852-1915), сына винного промышленника. Он родился в Темрюке и с ранних лет проявил склонность к живописи. По окончанию Кубанской войсковой гимназии он по настоянию семьи поступил в строительное училище Санкт-Петербурга, потом некоторое время обучался в Академии художеств, после уехал учиться в Париж вольным слушателем (Ecole na-tionale superieuredes Beaux-Arts).

Вернувшись в Москву, молодой художник часто навещал родных и Кубань, писал пейзажи, горы и виды окрестностей Екатеринодара и Энема. В 1881-1899 гг. Посполитаки, живя на Кубани, выставлялся в Обществе любителей художеств вместе с В. Васнецовым, К. Коровиным, В. Серовым и другими мастерами живописи. В 1894 г. он преподавал рисунок в Первой женской гимназии и писал статьи об импрессионизме для местных газет. В октябре 1898 г. художник открыл первую в Екатеринодаре частную школу рисования, разместившуюся на втором этаже его дома (ныне в нем располагается библиотека братьев Игнатьевых) [17].

Целью школы, по мнению Е.И. Посполитаки, было «распространять в обществе художников развитие и вкус». Пятая часть слушателей училась за счет Посполитаки, а о наиболее талантливых учениках - Г. Аветисьяне, Я. Гарбузе и В. Ступникове - основатель школы успешно ходатайствовал перед В. Васнецовым, и тот помог определить их в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В последующем, благодарные ученики по окончанию училища вернулись на родную Кубань и, как указывалось выше, внесли заметный вклад в развитие художественного образования и изобразительного искусства Кубани [18].

Е.И. Посполитаки многое сделал для выявления и воспитания талантливых художников и прежде всего детей из разных сословий. Для него важно было не упустить из вида ни одного талантливого ребенка. Однако материальные возможности директора школы были весьма ограничены. Посполитаки многократно обращался к городским властям с просьбой оказать ему необходимую помощь, однако все просьбы были безуспешными. В итоге школа просуществовала недолго, до 1911 г. Но следует отметить, что именно с нее началось оживление художественной жизни Кубани, и именно в этой школе была проведена первая выставка. Это, несомненно, способствовало не только воспитанию здорового эстетического вкуса у горожан, но и мотивации молодежи на обучение изобразительной деятельности. Ученики Е.И. Посполитаки оказали впоследствии огромное влияние на распространение и укрепление в крае лучших традиций художественного образования дореволюционной России [19; 20].

Осенью 1905 г. Е.И. Посполитаки вместе с семьей уехал заниматься живописью в Париж, оставив школу на попечение своего ученика В. Ступникова, возглавлявшего ее до 1910 г. Во Франции он прожил до 1914 г., после чего переехал в Москву и в 1915 г. в возрасте 63 лет умер.

Историю зарождения изобразительного искусства, художественного и художественнопедагогического образования на Кубани невозможно представить без подвижнической просветительской деятельности Федора Акимовича Коваленко. Он родился в многодетной семье государственного крестьянина и, окончив двухклассное училище на Полтавщине, пятнадцатилетним юношей попал в Екатеринодар. Ему пришлось стать рассыльным в бакалейной лавке купца П. Петкова. Детская мечта получить образование и стать художником у Федора Акимовича не сбылась. Однако в свободное время он пытается рисовать, о чем свидетельствуют сохранившиеся в архивах его рисунки с изображением девушки и отца.

Исключительно из любви к искусству, на скромные сбережения Ф.А. Коваленко стал покупать картины, керамику, старинные книги, и в 1890 г. в доме Петкова он устраивает первую выставку, вызвавшую интерес у горожан и художников. Уже спустя десять лет, он дарит свою коллекцию городу, определяя целью своего поступка: «услужить обществу к развитию искусства и прийти на помощь к просвещению юношества» [21]. Первого апреля 1904 г. в нижних этажах здания Городской Управы состоялось торжественное открытие Екатеринодарской картинной галереи с литературным и археологическими отделами. В ее экспозиции было представлено более сотни картин, гравюр, акварелей, рисунков, эскизов. Успех выставки и последующий неугасающий интерес жителей и гостей Екатеринодара к изобразительному искусству, расширение фондов подвигло управу города на аренду с 1907 г. под картинную галерею особняка инженера Б.Б. Шарданова, в котором художественный музей располагается и по сей день.

Предыстория появления первого специального художественного учебного заведения в Екатеринодаре такова. В 1909 г. Ф.А. Коваленко создает художественный кружок и предлагает в качестве почетного президента Илью Ефимовича Репина, который, как известно, побывал в Екатеринодаре в 1888 г. В ответ на предложение, в своем письме великий художник отвечает: «Благодарю за высокую честь. Постараюсь быть полезным. О нуждах и желаниях, по картинной галерее, прошу извещать письменно» [22].

Проблемы художественного образования любителей живописи Кубанской столицы и всего края волновала Ф.А. Коваленко всю его жизнь. Об этом свидетельствует изучение архива просветителя, его переписки со студентами и преподавателями Академии художеств, в которых поднимались различные вопросы: о программе вступительных экзаменов; об условиях приема в Академию; по вопросам пополнения Екатеринодарской картинной галереи копиями картин старых мастеров; о необходимости открытия среднего художественного училища в городе [23].

Однако, справедливости ради нужно отметить, что с первой инициативой об открытии художественного училища выступает не Ф.А. Коваленко, а екатеринодарский художник Роман Иванович Колесников. Вот выдержка из его письма, адресованного Городскому Голове Екате-ринодара в мае 1908 г.: «Ввиду того, что художественного училища во всем многомиллионном районе Кавказа не имеется, а вопиющая нужда в художественном образовании на Кавказе, очевидно, говорит в пользу открытия такого училища» [24]. Как свидетельствуют документы, до серьезного рассмотрения этого предложения дело не дошло.

В 1909 г. инициатива о создании уже исходила от правления художественного кружка, созданного при Екатеринодарской картинной галерее. В его правление наряду с упомянутым выше художником Р. Колесниковым входили известные люди города, такие как гласный Екатеринодарской Городской Думы С. Бейм и С. Слабизион, купец В. Рубежанский, архитектор И. Мель-герб и художник М. Леблан. Почетным президентом был выбран И.Е. Репин. Правление берется за поставленную задачу и решает: «...всеми зависящими от него мерами стараться об открытии в городе Екатеринодаре художественного училища среднего типа с вполне законченными программами по общеобразовательным и специальным предметам» [25].

«Но принимая во внимание, что открытие такого училища потребует сразу больших средств, Правление желало бы на первое время открыть первые классы такого художественного училища с тем строгим расчетом, чтобы по мере расширения материальных средств открывать постепенно высшие классы, взяв за образец создавшееся таким образом Киевское художественное училище» [26].

Как мы указывали выше, правление получило поддержку своего почетного председателя И.Е. Репина, который 1 июля 1909 г. отправляет письмо на имя Коваленко: «Всею душою сочувствую открытию в Екактеринодаре художественного училища. Художественному кружку Ека-теринодара следует обратиться с прошением в Академию Художеств на имя Августейшего президента Великой княгини Марии Павловны. К открытию осенью общих собраний Императорской Академии Художеств присылайте прошения в ея содействии» [27].

Анализ архивных материалов [28] показал, что программа будущего художественного училища строилась по образу и подобию Киевского и Харьковского художественных училищ. Исходя из четырехлетнего срока обучения, классы разделялись: первый - оригинальный; второй - головной; третий - фигурный; четвертый - натурный. Для поступления в училище желающие попасть в первый - оригинальный класс должны были на экзамене грамотно нарисовать в установленный срок (четыре дня по два часа), группу геометрических тел. Поступающие во второй - головной класс, в тот же срок - анатомическую голову.

Программа преподавания специальных дисциплин в создаваемом училище предполагала:

а) В первом, оригинальном классе: рисование геометрических тел и их групп; наброски голов животных; рисунок частей лица (глаза, нос, губы и ухо); античных масок, черепа и анатомической головы человека.

б) Во втором, головном классе планировалось рисование анатомических голов, античных голов (Геркулес, Давид, и другие). Затем изучались части человеческого тела: кости рук, ноги, торс человека. По живописи учащиеся должны были писать голову живого человека (натурщик и натурщица).

в) В третьем, фигурном классе ученики рисовали анатомические фигуры человека и гипсовые слепки античных фигур, а по живописи должны были писать голову живого человека (натурщика или натурщицы) и обнаженный торс тела натурщика.

г) В завершающем, четвертом натурном классе учащиеся должны были выполнить рисунок обнаженной фигуры живого человека (натурщика) и рисунок постановки из двух фигур (натурщиков). По живописи предлагалось то же самое. Классные работы и эскизы учеников выставлялись каждый месяц учебного года, с 1 сентября и до Пасхи. Специальные предметы, такие как анатомия и перспектива, были обязательны для первых трех классов, без них ученики не могли быть переведены из класса в класс [29].

На заседании Екатеринодарской Городской Думы, состоявшемся 1 июня 1911 г., Городской Голова доложил: «Комиссия, имея ввиду постановление Городской думы от 15 декабря 1910 г., в котором выражено принципиальное согласие на оказание денежной помощи на открытие Художественного училища в г. Екатеринодаре и, согласившись с доводами правления Художественного Кружка, что Художественное училище может быть открыто постепенно, а в настоящее же время необходимо организовать начальный класс рисования и живописи, постановило:

1) Признать открытие класса рисования и живописи, как основание будущей художественной школы, желательным.

2) Просить Городскую Управу ходатайствовать перед Думой об ассигновании на организацию класса рисования и живописи 3 000 руб.».

По данному вопросу Городская Дума единогласно постановила: «Возбудить ходатайства об учреждении в г. Екатеринодаре начального класса рисования и живописи, назначить на содержание его по 3 000 руб. ежегодного постоянного пособия, в случае открытия класса в текущем году - выдать 1 000 руб. на треть этого года и просить Академию художеств оказать содействие в скорейшем открытии класса» [30].

Так же Екатеринодарская Городская Управа содействовала в решении хозяйственных вопросов, что можно узнать из Постановления Городского Головы от 24 сентября 1911 г.: «Екатеринодарская Городская Управа, рассмотрев по докладу члена управы С.И. Долгополова вопрос о том, как использовать учебные материалы (гипсовые фигуры и орнаменты) бывшей школы рисования им. Посполитаки, находящиеся ныне на хранении в 8-ом мужском училище, постановило: ввиду предложения Художественного Кружка при городской Картинной Галерее открыть начальную художественную школу, передать для пользования в эту школу гипсовые фигуры и орнаменты, бывшие в школе имени Посполитаки, о чем уведомить председателя Художественного Кружка» [31].

Создаваемые классы как основа будущего училища получают поддержку Академии, которая берет училище под свое покровительство, делает его подведомственным, а вскоре начинает помогать и материально.

Уже в марте 1911 г. Академия Художеств по рекомендации И.Е. Репина направляет в Екатеринодар Петра Степановича Краснова для управления созданной школой рисования и живописи. Вот то письмо: «Вследствие обращения вами к ее Императорскому Высочеству Августейшему Президенту Императорской Академии художеств Великой княгине Марии Павловны просьбы о рекомендации Академией соответственного лица для руководительства открываемой, председательствуемым Вами кружком, школы рисования и живописи в Екатеринодар, имею честь уведомить Вас, что, согласно отзыву Ректора Высшего художественного училища при Императорской Академии Художеств, в качестве подходящего кандидата для исполнения этой обязанности можно указать художника Петра Степановича Краснова, коему вместе с этим предложением обратится по настоящему делу непосредственно к Вам» [32].

Школа живописи и рисования при Екатеринодарской картинной галерее располагалась в арендованном помещении дома № 39 по улице Котляревской (дом Акимова), позже в арендованном городской управой 3-х этажном доме № 81 по улице Бурсаковской (дом Джесуповой). После революции образованное на базе Школы живописи и рисования художественное училище располагалось в доме И.А. Аведова (№ 17 по улице Гимназической). Школа живописи и рисования в дореволюционные годы существовала за счет средств, собираемых за обучение, и некоторое время субсидировалась Императорской Академией Художеств, городским самоуправлением и Художественным кружком, действовавшим при Екатеринодарской картинной галерее. С 1913 г. Академия Художеств оказывала ей и постоянную методическую помощь [33].

Краткий исторический обзор деятельности училища в советский период начнем с того, что в 1920 г. оно по решению Наркомпроса становится Высшими Художественными мастерскими. В

соответствии с общей тенденцией того революционного времени, мастерские должны были отличаться от заведений старой академической системы большим демократизмом в отношении между учениками и педагогами, установками на прикладную и дизайнерскую деятельность, как в московском ВХУТЕМАСе. В силу различных причин (отсутствие средств, выделяемых от Наркомпро-са, необходимого помещения, топлива, света) местные власти в 1922 г. переводят мастерские в повышенное среднее учебное заведение - Кубанский художественный техникум.

А.И. Марин, окончивший Казанское художественное училище, Академию Художеств и педагогические курсы при Академии стал первым руководителем техникума. Проживая в Екатеринодаре с 1905 г., он имел большой опыт преподавания сначала в Первой мужской гимназии, а затем в Первой женской гимназии и реальном училище. В техникуме устанавливался пятилетний курс обучения, подразделяемый на два цикла или «концентра»: общехудожественный (двухлетний) и специально-технический (трехлетний) с подразделением на специальности. Было создано подготовительное отделение для лиц, не имеющих предварительной подготовки («рабфак»). Имея живописное и театрально-декорационное отделения, учебное заведение готовило специалистов производственного, творческого направления, а так же художников- педагогов для советской школы [34].

В результате реорганизации в 30-е гг., Кубанский Художественный техникум вновь становится Краснодарским Художественным училищем.

В августе 1941 г., с началом Великой Отечественной войны училище было закрыто. Вновь оно открывается только с 1 декабря 1944 г. Об этом периоде красноречиво свидетельствует А.Е. Глуховцев, ставший сразу после войны председателем Краснодарского краевого Союза советских художников: «Город только что начинал набирать жизненные силы. Было очень сложно с размещением государственных учреждений, учреждений культуры и школ. В круг моих обязанностей входило возрождение Союза художников и обеспечение художественного училища художниками-педагогами. И как тут не вспомнить добрым словом старичков - А.И. Марина, М.В. Ружейникова, Г.Н. Куренкова, и особенно Н.Д. Шарикова. Они отдавали все возможное возрождению училища» [35].

Возрождать училище приходилось буквально из пепла: сгорели не только здание и вся материальная база, был уничтожен архив училища, документы, учебные планы, списки преподавателей, студентов и выпускников. Однако главной проблемой училища в сороковых - начале пятидесятых годов было отсутствие помещений.

Руководители училища (В.Ф. Медведева, П.С. Калягин, И.И. Королев, О.И. Ляшенко, В.В. Лещенко) сделали очень многое для его становления и развития, создания творческого коллектива педагогов. В 60-е гг. в Училище существовало три отделения: живописное, оформительское и скульптурно-керамическое, и в нем преподавали: В.М. Савранский, П.Н. Шляпин, Б.Д. Петрович и А. Васильевна, Г.Я. Туров, Д.П. Сулутоглиян, Г.У. Кравченко. В 1968-1970 гг. приезжает из Ленинграда А.М. Тавлеев, из Москвы - И.М. Баяндин, выпускник Строгановского института, из Киева -выпускники Киевского Художественного института Л.А. Самокиш и А.А. Тохтамышев. Историю изобразительного искусства на высоком уровне преподавали В.А. Гребенюк, И.Д. Май (с 1969 г.).

В 1977 г. Художественное училище возглавил Г.В. Митус. В начале 80-х гг. на живописное отделение приходят преподавать его бывшие выпускники В.Н. Коваленко, окончивший Киевский Государственный художественный институт, и Э.П. Данильян, окончивший Ереванский Художественный институт [36].

Став руководителем художественного училища, Э.П. Данильян сделал многое для того, чтобы оно стало одним из первых учебных заведений России. Высокая профессиональная подготовка, внедрение новых цифровых технологий в обучение дизайнеров позволило коллективу КХУ добиться высокой оценки со стороны ВТОО Союз Художников России. Дважды, в 2001 и 2006 гг. училище было награждено дипломами «За заслуги в творчестве и содействие развитию изобразительного искусства России», а в 2007 г. Российская Академия Художеств награждает училище медалью «За высокое качество подготовки студентов».

За годы своей плодотворной работы, несмотря на неоднократное его закрытие, на плохие бытовые условия содержания и снабжения, училище подготовило более двух тысяч профессиональных художников и художников-педагогов. В 2011 г. ему исполнилось 100 лет. Многие выпускники училища внесли большой вклад в развитие художественного и художественнопедагогического образования не только на Кубани, но и в других регионах России. Большое количество специалистов, подготовленных в художественном училище, составляют основу педагогических коллективов широко развитой сети детских художественных школ и художественных отделений школ искусств Кубани. До появления в 1959 г. художественно-графического факультета в Краснодарском государственном педагогическом институте (КГПИ), КХУ было единственным средним специальным художественным заведением Кубани, которое наряду с подго-

товкой художников-оформителей выпускало преподавателей изобразительного искусства для общеобразовательных и детских художественных школ Кубани, Северного Кавказа и других регионов СССР.

В Краснодарском училище начинали свое художественное образование народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина В.К. Нечитайло, известный график Е.Н. Голяховский, плакатист А.А. Кокорекин, заслуженный деятель искусств УССР П.С. Су-лименко, народный художник РСФСР Е.М. Рачев, заслуженный деятель искусств РСФСР Ф.В. Калашнев и другие [37].

Развитие художественного образования, графического и живописного искусства в Краснодарском крае во многом связано с реалистическими традициями методики преподавания рисунка, живописи и композиции в Краснодарском художественном училище. Рисованию в стенах прославленного учебного заведения огромное внимание уделяли педагоги Н.Д. Шариков, Я.Г. Гарбуз. Среди их учеников - известные художники-графики И.Я. Коновалов, А.И. Качаев, С.А. Попучаев, В.А. Пташинский [38; 39].

Краткий обзор истории становления художественного воспитания и образования в КХУ позволяет сделать ниже следующие выводы.

1. Коллектив педагогов Краснодарского Художественного училища и его руководство, невзирая на различные трудности, достойно продолжает традиции русской реалистической школы, вносит свой творческий вклад в развитие современного изобразительного искусства и художественного образования Кубани и России.

2. Высока роль художников-педагогов училища в оказании методической помощи и проведении просветительской работы для детских художественных школ края (организация различных конкурсов, выставок, семинаров и т.п.).

3. Вместе с тем, для консолидации усилий всех организаций, осуществляющих художественно-образовательную деятельность необходимо создать ассоциацию художников-педагогов края, которая позволит добиться научно обоснованных, общественно значимых достижений в формировании творческой личности XXI в.

Ссылки:

1. Канев В.Ф. Методологические аспекты подготовки учителя изобразительного искусства к решению проблем национально-регионального компонента // Художественно-педагогическое образование: история, современное состояние, перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. М., 2002.

2. Колякина В.И. Роль регионального компонента художественного образования в воспитании чувства толерантности // Совершенствование непрерывного художественно-педагогического образования в регионе: содержание, проблемы, перспективы развития: тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. (9-10 января 2002 г.). Магнитогорск, 2002.

3. Колякина В.И. Региональный компонент в подготовке будущих учителей изобразительного искусства // Художественно-педагогическое образование: история, современное состояние, перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. М., 2002.

4. Мигуля Г.А., Денисенко В.И. О создании и внедрении в учебный процесс ХГФ педвузов регионального компонента истории художественного и художественно-педагогического образования // Проблемы художественного образования и эстетического воспитания. Краснодар, 2010. С. 77-83.

5. Поровская Г.А. Региональный компонент подготовки художников-педагогов в Новгородском университете // Художественно-педагогическое образование: история, современное состояние, перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. М., 2002.

6. Филиппова В.И. Роль национально-регионального компонента в повышении профессионального уровня будущего специалиста // Современные проблемы художественно-педагогического образования. Болонский процесс и сохранение традиций в художественно-педагогическом образовании: сб. науч. тр. / под ред. В.А. Кузмичева, Е.Н. Соколовой. Вып. 2. СПб., 2008.

7. Филиппова А.Л. Сто лет истории 1911-2011 // Краснодарское художественное училище. Краснодар, 2011.

8. Щурик Н.Л. Мастера изобразительного искусства Кубани. Живопись. Графика. Краснодар, 2006.

9. Мигуля Г.А., Денисенко В.И. Указ. соч.

10. Ростовцев Н.Н. О художественно-педагогическом образовании // Теория, история изобразительного искусства и методика художественно-педагогического образования: сб. науч. тр. Краснодар, 1998. С. 170.

11. Васильев А.А. История и теория развития художественного образования. Краснодар, 2003.

12. Мигуля Г.А., Денисенко В.И. Указ. соч.

13. Филиппова А.Л. Указ. соч.

14. Филиппова В.И. Указ. соч.

15. Куропатченко А. Первые педагоги кисти // Краснодарские Известия. 2012. 11 авг.

16. Там же.

17. Там же.

18. Филиппова А.Л. Указ. соч.

19. Куропатченко А. Указ. соч.

20. Филиппова А.Л. Указ. соч.

21. Там же. С. 7.

22. Там же.

23. ГКУКК. Ф. 498. Оп. 1. Д. 50. Л. 4, 9, 12, 41, 47.

24. Филиппова А.Л. Указ. соч. С. 12.

25. ГКУКК. Ф. 498. Оп. 1. Д. 50. Л. 9.

26. Там же.

27. ГКУКК. Ф. 498. Оп. 1. Д. 50. Л. 12.

28. ГКУКК. Ф. 498. Оп. 1. Д. 50. Л. 4.

29. Филиппова А.Л. Указ соч. С. 15.

30. Там же. С. 14

31. ГКУКК. Ф. 498. Оп. 1. Д. 50. Л. 47.

32. ГКУКК. Ф. 498. Оп. 1. Д. 50. 41.

33. Там же.

34. Филиппова А.Л. Указ. соч. С. 21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Там же. С. 46-47.

36. Там же. С. 56.

37. Щурик Н.Л. Указ. соч.

38. Филиппова А.Л. Указ. соч.

39. Щурик Н.Л. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.