Научная статья на тему 'Формирование основ профессиональной колористической культуры студентов инженерно-архитектурных специальностей вузов'

Формирование основ профессиональной колористической культуры студентов инженерно-архитектурных специальностей вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование основ профессиональной колористической культуры студентов инженерно-архитектурных специальностей вузов»

плекс «Технология»^ дает возможность устранить разрывы в профессиональной подготовке специалистов, реализовать содержательно ю и методическую проработку концепции непрерывного образования, согласованность программ, изучаемых в колледжах и вузах по отдельным дисциплинам, преемственность в образовательных стандартах на всех уровнях и ступенях образования.

Анализ результатов исследования показал, что включение будущих специалистов в различные виды художественно-эстетической де ятель-ности в учебное и внеучебное время развивает у

них интерес и потребность в творчестве. Таким образом, на первом уровне профессиональной подготовки (НПи. СПО) эстетическое воспитание подразумевает созтание среды для первоначальных профессиональных и >стетических знаний, впечатлений, эмоционального опыта. Второй уровень (ВПО) помимо выше перечисленных функций способствует появлению творческой активности в художественно-эстетической деятельности, развитию эстетической и профессиональной культуры будущих специалистов, а также чредегавляет возможности для реализации художественно-творческих способностей.

Е.В. Турыгина

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОЛОРИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-АРХИТЕКТЗ РНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ

Ведущей целью учебн эго процесса на архитектурных ф 1культетах вузов является освоение студентом художественчо-ггооектной деятельности на высоком профессиональном уровне. Это предполагает владение им специальным языком изобразительных средств, конструирующих эту деятельность. Начиная с 20-х годов XX века специализированное изучение средств проектного языка осуществляется по методике пропедевтического обучения (от лат. ргореае^к -предварительное обучение) способа интенсивного усвоения изобразительных знаний, умений и навыков на основе которых и формируется будущий специалист. Задачи пропедевтики заключаются не только в развитии понятийного терминологического аппарата, но и в овладении всем арсеналом изобразительных средств (в том числе и цветом) и использо вании их в последующем архитектурном творческом проектировании.

Учитывая перспективу вхождения России в Европейское обоазовательное пространство, а также современные требования общества к лич-ностно-профессиональному развитию бугущих инженеров-архитекторов, из множества проблемных вопросов мы выбрали проблему формирования их колористической культуры. Для решения этой проблемы была разработана педагогическая •'чхнология, предполагающая совокупность средств и методов воспроизведения те-

оретически обоснованных процессов обучения, воспитания и развития.

В современной педагогической науке понятие \< педагогическая технология» трактуется далеко неоднозначно. В.М. Монахов считает, что в понятии «педагогическая технология» проявляется «продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающие в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» [6]. Близки по значимости определения М.В. Кларина и В.П. Беспалько. У первого автора педагогическая технология есть «системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» [4]. У В.П. Беспалькс это «совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно ре-ализовыьать поставленные образовательные цели» [1].

Однако, с нашей точки зрения, понятие педагогической технологии, как «системного метода сознания применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний, умений и навыков с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования» |

© Е.В. Турыгина, 2007

взятого из программных документов ЮНЕСКО, наиболее соответствует требованиям современности.

В данной раооте, опираясь на теоретический материал, изложенный в различных источниках и собственный опыт работы, мы постараемся выделить проблемы, связанные с созданием ледагогической технологии, определяющей пути формирования колористической культуры будущего инженера-архитектора.

Основной учебной дисциплиной, в рамках которой возможно ооеспечить формирование основ колористической культуры студентов инженерно-архитектурных специальностей, явая-ется живопись. Как важнейший предмет, в ряду специальных художественных дисциплин, она призьана решать задачи колористической подготовки инженера-архитектора, способного не только понимать се специфику, но и владеть средствами пространственно-тектонической организации композиции в профессиональной деятельности. Совершенствуя основы изобразительной культуры студента, преподаватель призван не только формировать и оттачивать его художественный вкус, приучать ориентироваться в сложной материи архитектурной культуры, но и оперируя умением выбрать необходимые средства для создания колористического образа реализовать свои идеи на практике.

Как показывает анализ современного обучения на инженерно-архитеюурных факультетах, при переходе от общеобразовательных задач живописи к практическим, законы колористической взаимосвязи цветов как основных составляющих колористического знания, формируются не на должном уровне. Эти занятия не выводят на осознанный уровень усвоения правил комби нирования цветов и соскавления цветовых гар моний. Отсюда, использование их студентами в архитектурном проектировании и реализации проектов в материале становится затруднительным. Студенты не всегда понимают, какому содержанию соответствует тот или иной цвет и как его применить. Создается большой разрыв меж> ду обучением живописи и её использованием в архитектурной композиции, нацеленной на решение практических задач (умение создавать и изменять цветовой облик архитектурной среды); вводить цвет в объемно-пространственную композицию; использовать архитектонику света и цвета в разработке интерьера архитектурных

сооружений. Разработанная нами методика пропедевтической подготовки по цветоведению и колористике ставит задачу преодоления этого разрыва отысканию связей между обучением живописи, теории цвета и архитектурным проектированием с позиций использования навыков колорирования и мобильного использования их в практической работе.

Целевые установки нашего исследования педагогических условий формирования основ колористической культуры, направлены на усвоение специальных знаний, связанных с профессиональным использованием цвета в практике инженерно-архитектурного проектирования, выработку умений и навыков колористического комбинирования цветов в строительстве. В практической деятельности учащиеся должны быть ориентированы на преодоление границ между теоретическими знаниями и результирующей работой с чветом, как с одним из важнейших изобразительных средств. На этой основе осуществляется синтез эргономических и социальных задач с художественно-эстетическими, совмещение спонтанной творческой деятельности студента с осмысленной, целенаправленной. Обеспечение взаимосвязи между проектом и его практическим воплощением в материале - главнейший показатель профессионализма инженера-архитектора специальности 27.01.14 «Проектирование зданий».

Специфика и сложность структуры изучаемого предмета, множественность задач, с помощью киторых будущий инженер-архитектор будет решать разнообразные проблемы цвета, нашли отражение в нашем курсе ('Основы теории колористики» [7]. Он охватывает собственно теорию "вета (цветпведение), историческую практику использования цвета в архитектуре (прикладной аспект), дает сжатое, емкое представление об архитектонике цвета, как о целостной регулируемой системе. Традиционно, изучение цвета на архитектурных факультетах проводится с позиций колористической деятельности. В современной теории оно должно осуществляться исходя из 4-х уровней усвоения учебного материала: вводный курс, воспроизведение цвета, умение комбинировать цвета и творческое использование цвета в профессиональной деятельности.

На пропедевтическом уровне знакомства с цветом, студенты изучают колеровку цветов, за-

104

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова , 2007. Том 13

данную нормированным смешением пигментов, определяют известный цвет в группе случайных цветов, ведут работу по первичной систематизации готовых выкрасок и т. д.

На втором уровне предусматривается работа по созданию цветовых карт (воспроизведение всех цветов палитры по заданным характеристикам). На этом этапе обучения ими выполняется серия контрольных упражнений ориентированных на решение типовых колористических зада« [7, с. 72-87].

Третий уровень (умение комбинировать цвета) предусматривает обучение методом решения нетиповых проблемных колористических задач. На уровне творчества каждый студент самостоятельно определяет работу по решению практических задач колорирования без известных алгоритмов решения (поиск методов решения новых колористических образов, особенно в курсовой и дипломной раОотах).

Для профессиональною овладения действия полихромии архитектурной композиции необходимы специалоные знания о цвете [2]. Крайне ограниченный объем уче&ных часов, выделенных на изучение цвета на инженерно-архитектурном факул >тете диктует необходимость оптимизации процесса обучения. Как показывает градостроительная практика, инженер-архитектор постоянно сталкивается с проблемой пространственной выразительности города, что конечно предполагает изучения цвета как средство формирования обширных открытых пространств. В этом принципиальное отличие от изучения цвета в художественны* вузах, где в основном решается проблема «цвет - плоскость» и цвет понимается в основном через изображение. Гораздо больше общего в вопросах изучения цвета между архитектурной и дизайнерской школами, в которых цвет рассматривается как средство формообразования и формирования пространства

С целью выявления основных тенденций в методике изучения цвета в современной архитектурной школе нами были изучены программы по цвету отечественных и ьаруоежных художественно-промышленных и художественных вузов. Сопоставление и анализ программ позволило полнее почувствовать специфику и методику изучения цвета в современной архитектурной школе.

Пионерные программы ВХуТеМаса (20-

30 гг.) обобщили творческие поиски отечественных и зарубежных педагогов в области профессионального овладения цветом. На подготовительном отделении ВХуТеМаса изучение дисциплины «цвет» было элементом единого комплекса, где все дисциплины взаимно дополняли и поясняти одна другую, решая общие композиционные задачи своими специфическими средствами [31 Процесс познания Феномена цвета предполагал аналитическое расчленение последнего ьа отдельные элементы и временное абстрагирование их друг от друга для наиболее полного и всестороннего изучения Исследование диалектических взаимосвязей отдельных элементов позволяло затем в практической деятельности интегрировать понятие «цвет» как сложное. многоплановое и разностороннее явление. Подобный аналитический метод был принят в последующем и нами в системе пропедевтического оОучения студентов-первокурсников.

В упражнениях по изучению цвета как основного средства живописи во ВХуТеМасе анализировались взаимоотношения цветового материала с изображаемой формой. Последующие задания усложнялись: выделение при помощи цвета физических свойств объема; проявление цветом объема с проработкой фактуры; выявление цветов объема динамического или статического; выражение цветом формы или ее деформация. Теоретический курс «Учение о цветах«, составленный Н. Федоровым, включал историю учений о цвете и психофизическую часть Особо акцентирова гшеь вопросы цветовых комбинаций, эстетического равновесия и др. Практические занятия, которые проводил Г. Клуцис, предусматривали выполнение упражнений в материале: изучение смешения цветов, поиск гармонических цветовых сочетаний и другие задачи. Решение цветом композиционных ¿адач осуществлялось посредством макетирования. В этих заданиях студенты постигати закономерности формообразующего действия многоцветия.

На основе аналитического метода педагоги ВХуТеМаса ввели разностороннее изучение цвета: как физического явления как средства живописи и как средства формообразования. Тем самым, были созданы предпосылки принципиально новой постановки художественного образования, которое проявляется в наше время в программах по изучению цвета в Московском архитектурном институте (МАрхИ), Московском выс-

Педыогик. Психология Социальная работа. Ювенология. Социокинегика, № 4, 2007

105

шем художественно-промышленном училище (МВХПУ), Ленинградском инженерно-строительном институте (ПИСИ), Ленингра \ском высшем художественно-промышленном училище (ЛВХПУ) и др Однако в силу вышеназванных специфических условий, а так же дефицита учебных часов эти материалы не отвечают требованиям в отношении профессионального изучения цвета будущими инженерами-архитекторами (специальности 27.01.14. «Проектирование зданий»).

В 70-х годах XX века студентам МАрхИ была предложена система упражнений A.B. Ефимова [2], выполнявшихся на макетах, с использованием метода моделирования формообразующих эффектов полихромии в объем но-про-странственной форме. В ней прослеживаются основные принципы и установки педагогов ВХуТеМаса. В заданиях цикла «плоскость», «объем», «пространство» студентами изучалась способность цвета влиять на построение зрительного ощущения объемно-прос гранственнсй формы того или иного типа. Это воспитывало в них отношение к цвету как к средству формообразования Изучение действия полихромии ь объемно-пространственной форме, раскрывающее конструктивную роль цвета в архитектурной композиции, явилось специфичным именно для архитектурной школы. В дальнейшем этот курс уп ражнений был использован некоторыми отечественными архитектурными вузами с их последующей разработкой.

Специфика современного высшего архитектурного образования заключается в расширении подготовки специашстов совмещающих высокий уровень инженерно-строительной и собственно архитектурной подготовки. Как следует из требований государственного образовательного стандарта к специальности 270114 сИнже-нер-архитектор» дипломированный специалист, наряду с обязательной подготовкой по изобразительным дисциплинам (рисунок, живопись, композиция) должен владеть профессиональными знаниями и умениями пи колористической организации проектных и производственных работ.

Как это не парадоксально, но как показал анализ (анкетирование, тестирование), для реализации той важнейшей задачи в учебных пла нах вузов, имеющих такие отделения, нет специальной дисциплины «цветоведение и колори-

стика», имеющейся на всех профессиональных архитектурных факультетах страны В рамках учебной дисциплины «Живопись» даются лишь самые общие сведения из теории цвета. Большинство студентов (более чем 70 %) не имеют достаточной изобразительной специальной подготовки по живописи, рисунку, композиции. Как показало анкетирование первокурсников (200205 уч. г.), подавляющая часть (более 85 %) не имеют самых необходимых теоретических знаний по цветоведению. Перечень проблем, прямо или косвенно, связанных с необхочимостью коренного изменения сложившейся ситуации можно продолжить.

Невозможность прямого переноса содержания и методов обучения, применяемых на традиционных архитектурных факультетах, потребовало от нас создания адаптационной технологии обучения основам цветоведения, способной дать высокую профессиональную колористическую подготовку будущему инженеру-архитектоРУ

Выделим сущностные характеристики нашей технологии формирования основ колористической культуры студентов инженерно-строительных ву зов.

1. Содержание курса «Цветоведение» по нашей технологии включает теоретическую составляющую, которая изучается студентами как в печатном (учебное пособие, словарь-справочник), так и в электронном виде (обучающая программа на DVD) и практические занятия, ориентированные на использование активных методов изучения как в аудиториях (коллективно), так и в рамках самостоятельной творческой работы. Учитывая вышеназванные проблемы, учебная программа курст ИЗО реализуе гея как в рамках предмета «живопись», так и в факультативных занятиях, которым, как известно, в системе многоуровневой подготовки будет уделяться все большее внимание. Содержание учебного курса конструировалось как учебно-методический комплекс, адаптированный к изменениям в связи с возможным переходом на подготовку бакалавров.

Расширенная программа спецкурса предусматривает связь с предметами архитектурного и строительного проектирования на последующих курсах обучения.

2. Методы обучения, направленные на реализацию комплекса мер ориентированных на

106

Вестник КГУ им. Н А Некрасова, 2007, Том 13

формирование основ колористической культуры строятся по принципу восхождения от частично-поисковых к творческим. Они предполагаю! реализацию фундаментального принципа профессионального ооразования создание педагогических условий сотрудничества, сотворчества, созидания, На это направлен весь комплекс методов (проектов, творческих заданий, исследовательский и др.), определяющих технологию процесса обучения, воспитания и развития будущих инженеров.

3. Использованием разработанного нами учебно-методического комплекса по цветоведе-нию не исчерпываются формы педагогического воздействия, направленных на формирование основ колористической культуры студентов. К наиболее эффективным, мы относим их участие в вернисажах художественных, архитектурных и дизайнерских выставок, встреч с ведущими мастерами архитектуры, художниками и дизайнерами в их мастепских. Позышению мотивации, формированию потребности созидать способствует активное участие сгудентов в студенческой научно-исследовательской работе (начиная с первого курса), участие в конференциях (региональных краевых) и выставках творческих работ (смотр-конкурс «Лучших архитектурных произведений» г. Краснодар; «Дом, интерьер, дизайна г. Краснодар; «Дни архитектуры» г. Краснодар; «Южный строительный фор>м» г. Краснодар и др.)

4. Активное применение современных информационных технологий позволило нам не останавливаться только на уровне формирова ния основ колористической культуоы, а осуществлять эту работу перманентно: от первого кур-

са до дипломной работы. Постоянно совершенствуя формы педагогического воздействия, направленного на формирование колористической культуры студентов, мы параллельно воздействуем на все компоненты их личностно-професси-онального развития.

Как показал отсроченный контроль, курсовые и дипломные работы студентов экспериментальных групп по многим параметрам, в том числе и колористике, был существенно выше студентов контрольных групп.

В колористической организации новостроек городов России заметна тенденции совершенствования гуманистической направленности деятельности современных зодчих. Как показывает практика новое поколение инженеоов-архи-текторов, получивших основы профессиональной колористической культуры уже сейчас демонстрирует новые образцы цветового решения архитектурных объектов XXI века.

Библиографический список

1. Беспыъко В.П. Сложные педагогические технологии -М. 1989.

2. Денисенко В. И Гордиенко A.B. Основы цветоведения: словарь-справочник.

3. Ефимов A.B. Цвет з архитектуре и градостроительстве. М.,1981.

4. Кларин М.В. Педагогическая технология. -М., 1989.

5. Марц Л. Пропедевтический курс ВХУ ТЕ МАСа - ВХУТЕИНа. // Художественно-конструкторское образование. - М.,1970.

6 Монахов В М. Практикум по педагогической технологии. - М., 1948.

7 Турыгина Е.М. Основы теории колорис-тики - Краснодар, 2006.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинегчка, № 4, 2007

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.