Научная статья на тему 'Роль колористики и цветоведения в подготовке студентов-дизайнеров'

Роль колористики и цветоведения в подготовке студентов-дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1379
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДИЗАЙНЕРОВ / ДИЗАЙНЕР / ЦВЕТОВЕДЕНИє / КОЛОРИСТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DESIGN / TRAINING DESIGNERS / DESIGNER / CHROMATICS / COLOUR / VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хубиева З. Ю.

В статье рассматривается специфика профессионального образования по направлению «Дизайн» и роль колористики и цветоведения в подготовке студентов-дизайнеров. Автор статьи подчёркивает, что в настоящее время изучение цвета в системе дизайнерской профессиональной подготовки развивается в следующих основных направлениях: цветоведение, как дисциплина, включающая в себя сведения о физике цвета, его систематизации и комбинировании; живопись, как дисциплина, изучающая цвет окружающей среды с практическими навыками работы цветом на плоскости; колористика, как раздел науки о цвете, который включает знания о природе цвета, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре; а также цвет как композиционное средство формообразования и навыки работы с цветом в трехмерной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE STUDY OF COLORS IN THE TRAINING DESIGN STUDENTS

In the article the specificity of vocational education in the field of “Design” and the role of the study of colors in the education of students who will work as professional designers. The author of the article emphasizes that at present the study of colors in the system of design training is developed in the following main areas: chromatics, as a discipline, which includes information about the physics of the color, its systematization and combining; painting as a discipline that studies color environment with working knowledge of color on plane; coloring, as a section of colour science that includes knowledge about the nature of color, color harmony, color language and color culture; as well as color as a compositional tool and forming the skills of working with color in three-dimensional form.

Текст научной работы на тему «Роль колористики и цветоведения в подготовке студентов-дизайнеров»

References

1. Leont'ev A.N. Problemy razvitiya psihiki. Izdanie 3-e. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1972.

2. Rubinshtejn S.L. Problemy obschejpsihologii. Moskva: Pedagogika, 1976.

3. Fridman L.M. Logiko-psihologicheskij analiz shkol'nyh fizicheskih zadach. Moskva: Pedagogika, 1977.

4. Talyzina N.F. Upravlenie processom usvoeniya znanij. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1984.

5. Ball G.A. Teoriya uchebnyh zadach: Psihologo-pedagogicheskij aspekt. Moskva: Pedagogika,1990.

6. Rozanova V.A. Psihologiya upravleniya. Moskva: ZAO «Biznes-shkola «Intel-Sintez», 1997; Chast' I.

7. Ball G.A. O psihologicheskom soderzhanii zadachi. Voprosy psihologii.1970; 6: 75 - 85.

8. Holina L.I. Nekotorye osobennosti obucheniya resheniyu tipovyh zadach. Nauchnaya organizaciya uchebnogo processa. Novosibirsk: N'ETI, 1973; 43: 8 - 15.

9. Holina L.I. Problemysozdaniyamnogoparametricheskihdiagnosticheskihobuchayuschihprogramm. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Leningrad: LGU, 1991.

Статья поступила в редакцию 27.05.15

УДК 378

Hubieva Z.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, North-Caucasian State Humanitarian-Technology Academy,

E-mail: [email protected]

THE ROLE OF THE STUDY OF COLORS IN THE TRAINING DESIGN STUDENTS. In the article the specificity of vocational education in the field of "Design" and the role of the study of colors in the education of students who will work as professional designers. The author of the article emphasizes that at present the study of colors in the system of design training is developed in the following main areas: chromatics, as a discipline, which includes information about the physics of the color, its systematization and combining; painting as a discipline that studies color environment with working knowledge of color on plane; coloring, as a section of colour science that includes knowledge about the nature of color, color harmony, color language and color culture; as well as color as a compositional tool and forming the skills of working with color in three-dimensional form.

Key words: design, training designers, designer, chromatics, colour, vocational education.

З.Ю. Хубиева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. изобразительного искусства, Северо-Кавказская государственная

гуманитарно-технологическая академия, г. Черкесск, Е-mail: [email protected]

РОЛЬ КОЛОРИСТКИ И ЦВЕТОВЕДЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

В статье рассматривается специфика профессионального образования по направлению «Дизайн» и роль колористки и цветоведения в подготовке студентов-дизайнеров. Автор статьи подчёркивает, что в настоящее время изучение цвета в системе дизайнерской профессиональной подготовки развивается в следующих основных направлениях: цветоведение, как дисциплина, включающая в себя сведения о физике цвета, его систематизации и комбинировании; живопись, как дисциплина, изучающая цвет окружающей среды с практическими навыками работы цветом на плоскости; колористика, как раздел науки о цвете, который включает знания о природе цвета, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре; а также цвет как композиционное средство формообразования и навыки работы с цветом в трехмерной форме.

Ключевые слова: дизайн, профессиональная подготовка дизайнеров, дизайнер, цветоведение, колористика, профессиональное образование.

Сфера дизайна в современном мире охватывает множество направлений - промышленный дизайн, графика и упаковка, текстиль, моделирование одежды, проектирование интерьеров и рекламы, организация городской и сельской среды, веб-дизайн. Профессии дизайнера отведено одно из ключевых мест в рыночной экономике. Среда, в которой живёт и творит человек, должна быть не только удобной, но и красивой. Несмотря на то, что дизайнер создает свои объекты для определённого заказчика, в конечном счёте, его задачи должны определяться интересами и запросами общества, а вовсе не порывами собственной творческой натуры. Профессионально важными качествами для дизайнера являются художественное воображение, пространственно-образное мышление, коммуникабельность. Современный дизайнер должен быть наделён основными компетенциями. Большую роль в этой подготовке играют компетенции в сфере колористики.

Актуальность проблемы формирования колористической грамотности специалистов предполагает воспитание человека в условиях красоты, в любви к прекрасному, высокому, и не только в любви, но и в постоянном стремлении к нему через грамотное цветовое восприятие окружающей действительности. Данной проблеме особое значение придавали мыслители, педагоги с древнейших времен. Платон, Аристотель, Томазо Кампанелла и многие другие. Они утверждали, что наряду с умственным, физическим, нравственным воспитанием, необходимо вырабатывать у личности понимание красоты, эстетического отношения к действительности, развивать эстетические чувства и вкус и воспитывать высокие эстетические идеалы и потребности. В свою очередь проблема обучения колористической грамотности является многоаспектной, многогранной и недостаточно изучена до настоящего времени. Особенно это касается тео-

ретических основ и методики формирования колористического воспитания и передачи цвета у будущих специалистов в системе профессионального образования.

В научной литературе накоплены определённые данные в области колористики, психологии и физиологии восприятия цвета, индивидуальных особенностей цветоразличения [1; 2].

Колористика предметно-пространственной среды понимается как целостная система множества цветов элементов природного окружения с внесенными в неё цветами создаваемых человеком объектов - архитектурных и дизайнерских, произведений пластических искусств и других составляющих, образующих подвижное цветопространственное поле. Это поле может образовываться спонтанно, как в природном окружении (пассивная полихромия), может формироваться целенаправленно, как в искусственно создаваемом окружении (активная полихромия).

Колористика описывается тремя характеристиками: структурой - конструкцией и связями цветовых масс; хроматическим содержанием - цветовой палитрой; динамикой - мерой подвижности структуры и её хроматического содержания в пространстве и времени.

Колористика предметно-пространственной среды выполняет утилитарную и художественно-эстетическую функции. Её формирование обусловлено комплексом факторов и происходит, как было сказано выше, в результате сочетания её самостановления и профессионального управления.

Цветовая палитра колористики предметно-пространственной среды зависит от цветовых предпочтений её создателей. Эти предпочтения реализуются в выборе определенных природных и искусственных цветов, а также материалов - цветоносителей объектов. Эта палитра, как правило, содержащая множество цветовых совокупностей, имеет доминирующие цвета, создаю-

щие общий колорит среды, а также акцентные цвета, которые служат для выделения каких-либо объектов или пространственных зон. Подвижность колористики предметно-пространственной среды обусловлена подвижностью природной полихромии, изменениями морфологии среды, ее структуры и функции, развитием цветовой культуры, особенностями восприятия. Колористика, как правило, гораздо динамичнее, чем объемно-пространственная выраженность несущей формы.

Важным аспектом подготовки студентов-дизайнеров является широкое использование цвета в графическом, архитектурном, промышленном и дизайне костюма, поиск современных способов визуальной коммуникации в современной мире, присутствие специалистов с развитым колористическим видением, в котором цвет играет ключевое значение. В связи с этим важно формировать цветовое видение у студентов художественно-графических факультетов, которые смогут грамотно разбираться в многообразии цветов, гармонично их сочетать и тем самым облагораживать окружающую среду.

Профессиональная подготовка специалистов в области дизайна обусловлена необходимостью приобретения ими необходимых знаний для совершенствования своей будущей профессиональной деятельности; обогащения их колористическими знаниями; новыми теоретическими и практическими знаниями живописных технологий и материалов; результатами инновационной деятельности в области компьютерной живописи и колори-стики, что в дальнейшем позволит им аналитически подходить к своей работе и делать ее максимально продуктивной [2].

В настоящее время изучение цвета в системе дизайнерской профессиональной подготовки развивается в следующих основных направлениях: цветоведение, как дисциплина, включающая в себя сведения о физике цвета, его систематизации и комбинировании; живопись, как дисциплина, изучающая цвет окружающей среды с практическими навыками работы цветом на плоскости; колористика, как раздел науки о цвете, который включает знания о природе цвета, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре; а так же цвет как композиционное средство формообразования и навыками работы с цветом в трехмерной форме.

Цветоведение ставит своей целью изучение теоретических основ цвета, оно является необходимой базой разностороннего практического освоения и применения цвета. В содержании предмета «Цветоведение и колористика» имеется попытка сбалансировать художественный и архитектурный подходы в обучении, отражающий декоративный характер. Современный дизайнер в области цветоведения и колористики должен: владеть

Библиографический список

изобразительными средствами; выполнять графическую часть проекта; применять компьютерные графические программы в процессе проектирования и конструирования дизайн-продукта.

Дизайнеры должны знать, как грамотно построить цветовые сочетания в соответствии с оптическими и психофизиологическими требованиями человека. Колористическое знание помогает дизайнеру проектировать гармоничные объекты, в которых учтены не только запросы заказчика, но и правильно расставлены цветовые акценты. На основе перечисленного нами была составлена программа заданий и упражнений по формированию колористического восприятия, где методическая постановка задач нацеливает студентов на создание ощущения световой среды, которой отводится главная роль в моделировке формы и создания эффектов определенного освещения. В этих упражнениях изучаются закономерности изменения цвета по тону в зависимости от освещения, осваиваются основные цвета спектра и навыки лепки формы цветом. Важной качественной особенностью развития цветовосприятия является способность к определению различий по цветовому тону; в пределах одного цветового тона следует фокусировать своё внимание на характеристике цвета по пространственным планам среды. Предлагаемые нами задания и упражнения предусматривают поэтапное и посильное выполнение поставленных задач в усвоении закономерностей цвета, живописных законов и правил. Практический цикл по формированию колористического восприятия состоял из трех условно-разграниченных этапов:

- анализ психолого-педагогических особенностей развития цветоощущения и определение исходного уровня восприятия цвета;

- введение в процесс обучения методов активно-стимулирующего воздействия с целью определения зависимости целенаправленной потребности и интереса личности, а также для обогащения зрительного ощущения цвета натуры;

- определение характера цвета различных объектов натюрморта и выявление степени взаимовлияния предмета и окружающей его среды.

Конечной целью развития обогащенного восприятия цвета являлось развитие действенного мышления, умения гармоничного сочетания цвета предмета и окружающей его среды с помощью логики цветового восприятия, совершенствование методов художественного выражения через формирование собственного видения и манеры изображения. Комплексное решение перечисленных выше факторов как методов развития восприятия цвета имеет немаловажное значение в деле совершенствования процесса профессиональной подготовки будущего дизайнера.

1. Турыгина Е.М. Формирование колористической культуры в процессе изучения специальных художественных дисциплин: на примере подготовки инженера-архитектора. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Краснодар, 2010.

2. Михалчева С.Г. Компетентностный подход в подготовке дизайнеров в рамках изучения дисциплины «цветоведение и колористика». Перспективы науки и образования. 2013; 6: 83 - 36.

References

1. Turygina E.M. Formirovanie koloristicheskoj kul'tury v processe izucheniya special'nyh hudozhestvennyh disciplin: na primere podgotovki inzhenera-arhitektora. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnodar, 2010.

2. Mihalcheva S.G. Kompetentnostnyj podhod v podgotovke dizajnerov v ramkah izucheniya discipliny «cvetovedenie i koloristika». Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2013; 6: 83 - 36.

Статья поступила в редакцию 15.05.15

УДК 378.14:005

Shevchenko G.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: [email protected]

MEANS OF METHODICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS IN ELECTRONIC INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT. Training in electronic information-educational environment implies changes in the structure and contents of the activity of a university teacher. Methodological support of educational activity of students in this environment creates conditions for personal and professional development. At its organization it is advisable to use practice-oriented learning technologies. By means of methodological support of educational activities in electronic information-educational environment, perform electronic educational-methodical complexes, Internet services, portfolio of various types. The article concludes that the use of portfolio as an element of methodological support of educational activity of students in electronic information-educational environment is an effective means of development of students, disclosure of their identities.

Key words: electronic information-educational environment, practice-oriented approach, portfolio.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.