Научная статья на тему 'Колористическое проектирование в высшей архитектурной школе как метод создания гармоничной архитектурной среды'

Колористическое проектирование в высшей архитектурной школе как метод создания гармоничной архитектурной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНОЕ ЦВЕТОВЕДЕНИЕ / ARCHITECTURAL COLOR SCIENCE / КОЛОРИСТИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / COLORISTIC DESIGN / ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ КОЛОРИСТИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PERSONALITY-ORIENTED TRAINING / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INDIVIDUALIZATION OF EDUCATION / VOLUMETRIC-SPATIAL COLORISTIC DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонова Елена Равильевна, Михалчева Светлана Григорьевна

Колористическое проектирование необходимо будущим архитекторам как метод создания гармоничной архитектурной среды, в том числе, цветовой. Применительно к будущей профессии архитектора важно научить студентов не только ориентироваться на существующие аналоги, но и самостоятельно освоить колористическое проектирование. Для этого разработан метод, суть которого состоит в создании соответствующего проектного языка, как интегрального элемента объекта проектирования, с использованием определенных цветовых систем, технических средств проектирования. Разработан комплект индивидуальных учебных заданий, выполняемых на практических занятиях при изучении дисциплины «Архитектурное цветоведение». Методология организации условий обучения в высшей архитектурной школе диктует применение личностно-ориентированного обучения, поскольку осуществляется реализация двух, как минимум, функций архитектуросозидательной и социализации. Главное в профессии архитектора создание благоприятной искусственной среды для проживания человека. Колористической проектирование, с эстетической точки зрения, обязательно к освоению будущими архитекторами. Педагогическая задача правильно задать вектор обучения, используя эффективные методы и методики, индивидуализируя работу со студентами, создавая педагогические условия для формирования у студентов-архитекторов личного профессионального почерка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никонова Елена Равильевна, Михалчева Светлана Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coloristic design at the higher school of architecture as a method of creating a harmonious architectural environment

Color design is necessary for future architects as a method of creating a harmonious architectural environment, including color. With regard to the future profession of the architect, it is important to teach students not only to focus on existing analogues, but also independently master the color design. For this purpose, a method is developed, the essence of which is to create the appropriate design language as an integral element of the design object, using certain color systems, engineering design tools. A set of individual educational tasks performed in practical classes in the study of the discipline "Architectural color studies" has been developed. Methods of organizing the learning environment in the higher school of architecture dictates the use of student-centered learning, as is the implementation of two, at least, architecturalstyle and socialization. The main thing in the profession of architect-creating a favorable artificial environment for human living. Coloristic design, from an aesthetic point of view, is necessary for the development of future architects. The pedagogical task is to set the right vector of education, using effective methods and techniques, individualizing work with students, creating pedagogical conditions for the formation of students-architects personal professional handwriting.

Текст научной работы на тему «Колористическое проектирование в высшей архитектурной школе как метод создания гармоничной архитектурной среды»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018 № з (33). с ш-т

УДК 371.311 Е. Р. НиКОНОВА, С. Г. МиХАЛЧЕВА

Колористическое проектирование в высшей архитектурной школе как метод создания гармоничной архитектурной среды

Колористическое проектирование необходимо будущим архитекторам как метод создания гармоничной архитектурной среды, в том числе, цветовой. Применительно к будущей профессии архитектора важно научить студентов не только ориентироваться на существующие аналоги, но и самостоятельно освоить колористическое проектирование. Для этого разработан метод, суть которого состоит в создании соответствующего проектного языка, как интегрального элемента объекта проектирования, с использованием определенных цветовых систем, технических средств проектирования. Разработан комплект индивидуальных учебных заданий, выполняемых на практических занятиях при изучении дисциплины «Архитектурное цветоведение». Методология организации условий обучения в высшей архитектурной школе диктует применение личностно-ориентированного обучения, поскольку осуществляется реализация двух, как минимум, функций - архитектуросозидательной и социализации. Главное в профессии архитектора - создание благоприятной искусственной среды для проживания человека. Колористической проектирование, с эстетической точки зрения, обязательно к освоению будущими архитекторами. Педагогическая задача - правильно задать вектор обучения, используя эффективные методы и методики, индивидуализируя работу со студентами, создавая педагогические условия для формирования у студентов-архитекторов личного профессионального почерка.

Ключевые слова: архитектурное цветоведение, колористическое проектирование, объемно-пространственное колористическое проектирование, личностно-ориентированное обучение, познавательная деятельность, индивидуализация образования

Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018

No. 3 (33). pp. 134-138. |— . - /-/"•»*

E. R. NiKoNovA, S. G. MicHALcHEvA

Coloristic design at the higher school of architecture as a method of creating a harmonious architectural environment

Color design is necessary for future architects as a method of creating a harmonious architectural environment, including color. With regard to the future profession of the architect, it is important to teach students not only to focus on existing analogues, but also independently master the color design. For this purpose, a method is developed, the essence of which is to create the appropriate design language as an integral element of the design object, using certain color systems, engineering design tools. A set of individual educational tasks performed in practical classes in the study of the discipline "Architectural color studies" has been developed. Methods of organizing the learning environment in the higher school of architecture dictates the use of student-centered learning, as is the implementation of two, at least, architecturalstyle and socialization. The main thing in the profession of architect-creating a favorable artificial environment for human living. Coloristic design, from an aesthetic point of view, is necessary for the development of future architects. The pedagogical task is to set the right vector of education, using effective methods and techniques, individualizing work with students, creating pedagogical conditions for the formation of students-architects personal professional handwriting.

Keywords: architectural color science, coloristic design, volumetric-spatial coloristic design, personality-oriented training, cognitive activity, individualization of education

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 07.03.01 "Архитектура" в разделах 4 (Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата) и разделе 5 (Требования к результатам освоения программы бакалавриата) устанавливает как одно из требований подготовки к профессиональной деятельности - умение проектировать гармоничную среду, в том числе цветовую. Такая специфическая подготовка может осуществляться при освоении дисциплины «Архитектурное цветоведение». Однако задача подготов ки осложняется отсутствием в высшем архитектурном образовании современной методики, определяющей закономерности учебного проектирования колористической архитектурной среды, и, как следствие, не достаточно эффективны формы и способы обучения будущих архитекторов цветовому проектированию. Чтобы добиться должных результатов в колористическом проектировании, на наш взгляд необходимо усилить познавательную деятельность студентов.

Известно, что познавательная деятельность

- это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Любая деятельность предполагает такие ком поненты как субъект, объект, продукт, средства и способы дей ствий. При изучении дисциплины «Архитектурное цветоведение» при освоении колористического проектирования практические проектные работы выполняются в виде клаузур. Клаузура - эскизный вариант проектного решения, не требующий больших временных затрат, свободно укладывающийся в практическое занятие. Однако в реальной учебной ситуации способам действий не уделяется должного внимания. В основном рассматри ваются готовые цветовые архитектурные решения. Между тем, как показывает практика, именно способы проектных действий в учебном колористическом проектировании представляют наибольшую трудность для студента: он не в состоянии самостоятельно применять эффективные методы, приемы и операции для того, чтобы выполнить задание. Обучающийся, как правило, изучает образцы (аналоги), пытается преобразовать их применительно к условиям своего задания, а не овладевает методом колористического проектирования.

Метод колористического проектирования состоит в создании соответствующего проектного языка, как интегрального элемента объекта проектирования, с использованием определенных цветовых систем, технических средств проектирования. Главное условие применения метода

- комплексность, которая предполагает оценку и установление последовательности всех факторов (полихромии природного и антропогенного окружения, объемно-пространственной структуры и социально-функционального типа среды,

условий наблюдения, цветовых предпочтений и др.) по их значимости, выявление связей между ними. Такой подход может обеспечить гармоничное взаимодействие формы и цвета, создать комфортную визуальную урбанизированную среду.

Сделать это в рамках выполнения курсового проекта, как вида самостоятельной работы, сложно прежде всего потому, что из-за эпизодического характера консультаций не удается в полной мере раскрыть способы всех действий колористического проектирования.

На наш взгляд, способам действий надо обучать на практических занятиях. Кроме лекционного курса, именно практические занятия должны стать основой управления процессом приобретения «элементарных» колористических на выков и умений, которые в последующем должны закрепляться и способствовать формированию новых, более качественных умений и навыков при выполнении курсовых проектов по основной профессиональной дисциплине "Архитектурное проектирование", выполнению выпускной квалификационной работы.

Однако эта форма занятий очень часто недооценивается, поскольку является традиционной формой обучения.

Согласно теории дидактических систем, основы которой из ложены В. П. Беспалько, результаты обучения определяются избранным способом управления учебной деятельностью (ди дактической системой). Если целью обучения является уровень умения (именно на этот уровень и ориентирует нас квалифика ционная характеристика архитектора направления подготовки 07.03.01 "Архитектура"), то его освоение может быть достигнуто только на практических занятиях, использующих дидактические системы с циклическим управлением. Самой эффективной является система индивидуальной ра боты студента с преподавателем. Разумеется, такая система должна применяться в творче ских вузах, где необходимо добиваться достижения творческих результатов. Эффектив ность этой формы обучения диктует необходимость поиска путей ее реализации. На наш взгляд, одним из таких путей может являться максимально возможная индивидуализация работы студентов на практических занятиях и организация ка чественного и оперативного контроля их действий по выполнению заданий. Причем при обучении колористическому проектированию контроль, больше чем где бы то ни было, призван выполнять не только контролирующую, но в значительной мере обучающую и развивающую функции.

Обычно на практических занятиях разбира ется несколько примеров выполнения работ из методического фонда кафедры. В результате получается, что в течение всего занятия активно работает только неболь шая часть студентов, остальные готовы к переделыванию готовых

решений. Естественно, коэффициент полезного дейст вия таких занятий очень низок не только потому, что не обеспечивается вовлечение всех обучаемых в активную познава тельную и творческую деятельность, но и потому, что не создаются условия, необходимые для формирования у обучаемых профессиональ ных знаний, умений и навыков. Если же дать каждому студенту ин дивидуальное задание и создать условия для оперативного контроля со стороны преподавателя, то можно гарантировать, что все обучаемые будут работать самостоятельно и активно.

Взяв за основу это положение, мы разработали комплект индивидуальных заданий (упражнений) из расчета на одну студенческую группу. При их разработке мы руководствовались следу ющими соображениями. Задания должны:

- обеспечивать самостоятельность студентов в выполнении колористических упражнений и индивидуальный подход к ним, для чего должна быть исключена возможность одинаковых задач в разных вариантах заданий;

- сопоставимо приблизить процесс выполнения упражнений к реаль ным условиям процесса архитектурного колористического проектирования;

- обеспечить максимальное уменьшение объема механи ческих чертежных работ, т. е. возможность использования за дания в качестве подосновы для выполнения упражнения на листе кальки, наложенном на подоснову или выполнение задания на компьютере (готовая модель);

- предоставить возможность использования одних и тех же подоснов для выполнения упражнений по цветовому проектированию различных эле ментов архитектурной среды (в зависимости от темы занятия).

Приведем пример такого учебного задания, выполняемого на практическом занятии.

Тема: «Выявление цветовой палитры природного и антропогенного окружения с целью использования ее в цветопластике архитектурного объекта».

Задача: изучение взаимозависимости между цветовой схемой здания и цветовым окружением.

Содержание работы: выполнить эскиз (ручная подача) или эскизную компьютерную версию реально существующего объекта (по выбору студента) с реально существующей средой; произвольно заданного объекта с произвольно интерпретированной средой. В обоих случаях следует:

а) изучить аналитические материалы: цветовые доминанты природного окружения, палитру строительных материалов, условия визуального восприятия;

б) выбрать основные, вспомогательные и акцентные цвета;

в) выполнить цветовое решение фасадов.

Вариант колористического решения фасадов

предлагается по заданию преподавателя: в нюансной, контрастной, монохромной или ахроматической цветовой гамме.

По форме выполнения задание представляет собой эскизный проект, ко торый дорабатывается студентом в процессе выполнения упражнений до стадии рабочих чертежей. Последующая (в те чение пяти лет) апробация индивидуальных заданий подтвер дила положительные результаты использования исходных положений, взятых за основу при разработке цветового решения проекта.

Однако только обеспечением студентов индивидуальными заданиями нельзя достигнуть поставленной цели. Несомненно, важным является организация выполне ния упражнений, организация учебной деятельности сту дентов по выполнению заданий, так как, с точки зрения психолого-педагогических аспектов, знания студентов являются «продуктом» их собственной познавательной деятельности. Качество знаний сту дентов определяется не только тем, какие задания выполняются студентами, но и тем, какими познавательными действиями, приемами и методами они пользовались в процессе их вы-пол нения. Иначе говоря, индивидуальное задание - это всего лишь техническое приспособление, реализующее психолого-педагогические и методические параметры, заранее определенные преподава телем. Естественно, от их качества и зависит в первую очередь методический уровень проводимых практических занятий и их эффективность. Поэтому нами был прове ден ряд педагогических экспериментов, целью которых явилась выработка приемов и методов организации деятельности сту дентов по выполнению упражнений по архитектурной колористике, способствующих формиро ванию у них умений и навыков цветового проектирования архитектурной среды.

Согласно утверждению психологов, способности человека формируются в процессе его деятельности в определенных ус ловиях. Усвоить - значит сформировать некую деятельность (в нашем случае речь идет о колористическом проектировании), а для этого надо знать ее содержание и методы формирования. Известно, что всякая деятельность есть система действий, в свою очередь состоящих из отдельных операций (составляющих данное действие). Психологическая структура действия включает два компонента: ориентировочную и исполнительную части. Для вы полнения задачи (колористические упражнения) нужна хо рошая ориентация в условиях этой задачи. И с этой точки зре ния первая часть (ориентировочная) является ведущей, а вто рая (исполнительная) ведомой. Это ошибочное мнение очень часто приводит к тому, что практическое занятие превращает ся в подобие лекции. На самом деле вторая часть более насыщена действиями, чем первая. Она созидает, конструирует первую. Только из действительно сти обучаемый «черпает» свое понимание, и поэтому вто рая часть важнее первой. Отсюда очевидно,

что сначала нужно организовать процесс исполнения, сформировать собственную деятельность студентов по выполнению задания, а для этого необходимо организовать их ориентировку в условиях учебной задачи.

Предпосылкой такой ориентировки является содержа ние деятельности, поэтому важно, чтобы сам преподаватель владел методом колористического проектирования. Проектирование, как и всякое действие, - это процесс, и для успешного его осуществления долж на быть показана логическая последовательность отдельных этапов (операций) проектирования, их взаимосвязь. Действие не совершается одномоментно и, чтобы получить конечный про дукт, надо получить систему частных продуктов. Поэтому для экспериментальных занятий мы составили «поэтапные схемы действий», в которых все действия по цветовому проектированию (в зависимости от темы занятия) рас членяется на отдельные этапы, психологически посильные для постепенного и направленного выполнения.А поскольку всякое действие характеризуется своим продуктом, то целенаправленным действие может быть только в том случае, если есть цель, т. е. конечный продукт. Отсутствие представления о конечном продукте существенно сказывается на общем процессе действия. Поэтому «схема поэтапного выполнения действия» должна заканчиваться нагляд ным изображением конечного продукта, т. е. тем, что должен получить студент в результате выполнения упражнения. Эту схему, являющуюся своеобразной «ориентировочной основой действия», представленную в виде наглядного пособия (плака та), студент имеет возможность наблюдать в течение всего занятия и самостоятельно направлять свои действия на полу чение конечного продукта. Для преподавателя эта схема слу жит средством (основой) для постановки учебной задачи по выполнению того или иного этапа действия. От того, насколько полно эта схема будет отражать реальный процесс колористического проектирования, насколько полно и теоретически пра вильно будет раскрыт перед обучаемым принцип того или ино го действия по проектированию, зависит в целом успех овладения методом проектирования, приобретения профессиональ ных умений и навыков.

Считаем осмысленным и грамотным применение при изучении дисциплины «Архитектурное цветоведение» личностно-ориентиро-ванного обучения, поскольку осуществляется архитектуросозидательная функция, которая направлена на воспроизводство и развитие архитектуры средствами образования с учетом творческих особенностей субъекта образования и уровня подготовки на момент изучения вышеназванной дисциплины. Механизмом реализации этой функции являются индивидуальные целенаправленные действия студентов в освоении колористического проектирования. Кроме того

осуществляется функция социализации, поскольку будущие архитекторы входят в жизнь социума, частью которого сами являются. Механизм реализации функции социализации - сохранение индивидуальности, развитие индивидуального профессионального почерка, архитектурное, в том числе колористическое творчество как личностная позиция в профессиональной деятельности и как средство самоактуализации и самореализации.

В ходе экспериментов мы убедились в том, что на практи ческих занятиях с использованием личностно-ориентированного обучения очень важно добиться возможности получения инфор мации о ходе выполнения студентами упражнений по проекти рованию (обратной связи) с тем, чтобы в случае необходимо сти своевременно произвести коррекцию их действий. С этой точки зрения очень выигрышными являются практические занятия в «малых группах». Тем не менее, несмотря на утверждение некоторых педагогов, что только в небольших группах возможна индивидуализация обучения, проведенные экспери менты показали, что результативность и обычного занятия с большой группой также можно повысить. Но при этом не должно быть никаких упущений в организации занятий и даже, казалось бы, такая мелочь, как возможность подойти к каждому студенту в процессе выполнения им колористического упражнения, играет большую роль. В своих экспериментах для проведения опера тивного контроля выполнения задания студентами мы практи ковали поочередную проверку готовности и правильности вы полнения каждого этапа действия путем просмотра работы непосредственно в процессе ее выполнения, а в конце занятия проведение общего просмотра с обсуждением всех работ. Такой поэтапный контроль выполнения отдельных операций позволяет преподавателю управлять ходом процесса выполнения задания по проектированию каждого обучаемого и, в случае необходимости, вносить коррективы в их действия, направляя работу в нужное русло. Разумеется, практические занятия с использованием личностно-ориентированного обучения тоже не обеспе чивают полной коррекции, что объясняется большим количественным составом группы, однако большая часть студентов на каждом практическом занятии получает необходимое циклическое управление.

Проведенные эксперименты показали, что личностно-ориентированное обучение заставляет каждого студента работать активно и са мо-стоятельно, поскольку, несмотря на общую схему выполне ния упражнения, каждому приходится решать только свою задачу. В результате вынуждены работать даже самые нерадивые сту ден-ты, так как исключена возможность применить готовое реше ние. При этом способ расчленения действий по архитектурному колористическому проектированию на отдельные этапы лучше ори-

ентирует студентов в условиях учебной задачи, способствует более качественному выполнению упражнений и, следовательно, более успешному овладению на выками объемно-пространственного колористического проектирования. Кроме того у педагога появляется реальная возможность управлять формированием навыков проектирования путем коррекции действий обучаемых непосредственно в процессе выпол нения ими упражнений. Сделать это в рамках курсового про ектирования, как указывалось выше, значительно сложнее из-за эпизодического характера консультаций. Счита ем, что индивидуализация учебного процесса, прямо и непосредственно связанная с активизацией познавательной дея тельности студентов, должна начинаться с небольших заданий на практических занятиях, не

подменяющих курсовое проектирование, а лишь подготавливающих для него почву. Уже на этом уровне следует стремиться к максимально возможной индиви дуализации проектных упражнений, повышению степени самостоятельности работы студентов.

Главное в профессии архитектора - создание благоприятной гармоничной искусственной среды для проживания человека. Колористической проектирование, с эстетической точки зрения, обязательно к освоению будущими архитекторами. Педагогическая задача - правильно задать вектор обучения, используя эффективные методы и методики, индивидуализируя работу со студентами, применяя личностно-ориенти-рованный подход.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баданина Л.П. Психология познавательных процессов. М.: Флинта, 2012. 240 с.

2. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 1977. 304 с.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

4. Желзовский Т.И., Вяткин А.Г. Опыт развития познавательной деятельности студентов // Педагогика, 1993. № 1.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для ВУЗов. М.: Логос, 2004. 384 с.

6. Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности // Народное образование. 1995. № 10. С. 156-159.

7. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 5-17.

8. Никонова Е.Р., Михалчева С.Г. Компетентностный подход в подготовке дизайнеров в рамках изучения дисциплины "Цветоведение и колористика" // Перспективы науки и образования. 2013. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http// pnojournal.wordpress.com/archive13/13-06 (дата обращения 12.02.2013).

9. Никонова Е.Р., Михалчева С.Г. Методологические принципы построения практических заданий по колористике и цветоведению для дизайнеров в высшей школе // Дизайн и технологии. Научный журнал МГУДТ. 2014. № 42 (84). С. 110-114.

10. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие, 3-е изд. М.: Юрайт, 2012. 511 с.

REFERENCES

1. Badanina L.P. Psychology of cognitive processes. Moscow, Flint Publ, 2012. 240 p. (in Russian)

2. Bespalko V.P. Fundamentals of the theory of pedagogical systems. Voronezh, VSU, 1977. 304 p. (in Russian)

3. Bespalko V.P. Components of pedagogical technology. Moscow, Pedagogika Publ., 1989. 192 p. (in Russian)

4. Zhelzovsky T.I., Vyatkin A.G. Experience in the development of cognitive activity of students. Pedagogy, 1993. no. 1. (in Russian)

5. Winter I.A. Pedagogical psychology: a textbook for high schools. Moscow: Logos, 2004. 384 p. (in Russian)

6. Korotaeva E.V. Levels of cognitive activity. Public education. 1995. no. 10. pp. 156-159. (in Russian)

7. Matyushkin A.M. Psychological structure, dynamics and development of cognitive activity. Voprosy psychologii. 1982. no. 4. pp. 5-17. (in Russian)

8. Nikonova E.R., Mikhalcheva S.G. Competence approach in the training of designers in the study of the discipline "Color Science and Coloristics". Perspectives of science and education. 2013. no. 6. [Electronic resource]. URL: http//pnojournal.wordpress. com/archive13/13-06 (accessed 12.02.2013). (in Russian)

9. Nikonova E.R., Mikhalcheva S.G. Methodological principles of constructing practical tasks on coloristics and color science for designers in higher education. Design and technology. Scientific journal of the Moscow State University of International Relations. 2014. no. 42 (84). pp. 110-114. (in Russian)

10. Pidkasisty P.I. Pedagogy. Textbook, 3rd ed. Moscow, Yurayt Publ., 2012. 511 p. (in Russian)

Информация об авторах Никонова Елена Равильевна

(Россия, г. Пенза) Кандидат педагогических наук, доцент Кафедра «Градостроительство» Пензенский государственный университет архитектуры и строительства E-mail: twisterNK@mail.ru

Information about the authors

Nikonova Elena Ravilyevna

(Russia, Penza) PhD in Pedagogical sciences Associate Professor of the Department «Town planning» Penza State University of architecture and construction E-mail: twisterNK@mail.ru

Михалчева Светлана Григорьевна

(Россия, г. Пенза) Доцент кафедры «Градостроительство» Пензенский государственный университет архитектуры и строительства E-mail: mihcvet@yandex.ru

Michalcheva Cvetlana Grigoryevna

(Russia, Penza) Associate Professor of the Department «Town planning» Penza State University of architecture and construction E-mail: mihcvet@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.