УДК 378.4 ББК 74.5
С. Г. Михалчева
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРОВ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОЛОРИСТИКА»
В статье сформулировано содержание ключевых компетенций специальности «Дизайн», их структура как основа создания модели выпускника архитектурно-строительного вуза.
Ключевые слова: дизайнер, дизайн, цветоведение, колористика, компетенции, ключевые компетенции, компетентностный подход, профессиональное образование.
Б. Є. МікНаїсНеуа
THE COMPETENCE APPROACH IN THE PREPARATION OF THE DESIGNERS WITHIN THE DISCIPLINE OF «CHROMATICS AND COLORISTICS»
In the article the maintenance of key competences of the specialty "Design", their structure as a basis of creation of model of the graduate of architectural and construction higher education institution are formulated.
Key words: designer, design, chromatics, colouristics, competences, key competences, competence-based approach, professional education.
После присоединения России к Болонскому соглашению и перехода в профессиональном образовании к ФГОС ВПО 3 поколения педагогическая общественность высшей школы стала более педантично относиться к понятию «компетентностный подход». Если раньше мы говорили о знаниях, умениях и навыках, то теперь нашей задачей стало выделение компетенций. Образование получило новый статус - опережающее, вместо прежнего -поддерживающее. Говоря иными словами, высшее образование стало носить творческий характер, т. е. сейчас оно направлено на обучение и воспитание специалиста новой формации, способного не только к профессиональному решению поставленных задач, но и к самоутвеждению, самоактуализации, к гибкости и возможности приспособиться к постоянно изменяющимся условиям труда.
Сфера дизайна в современном мире охватывает множество направлений - промышленный дизайн, графика и упаковка, текстиль, моделирование одежды, проекти-
рование интерьеров и рекламы, организация городской и сельской среды, веб-дизайн. И это еще не полный перечень. Профессии дизайнера отведено одно из ключевых мест в рыночной экономике. Среда, в которой живет и творит человек должна быть не только удобной, но и красивой. Несмотря на то, что дизайнер создает свои объекты для определенного заказчика, в конечном счете его задачи должны определяться интересами и запросами общества, а вовсе не порывами собственной творческой натуры. Профессионально важными качествами для дизайнера являются художественное воображение, пространственно-образное мышление, коммуникабельность. Современный дизайнер должен быть наделен основными ключевыми компетенциями.
В профессиональном образовании выделяют пять ключевых компетенций: социальная, коммуникативная, социально-информационная, когнитивная, специальная.
Адаптируем эти компетенции к процессу подготовки дизайнеров в рамках изучения
ISSN 2307-2447
дисциплины «Цветоведение и колористика».
1. Социальная компетенция - способность участвовать в жизни общества, решать социальные задачи средствами полученной профессии. Обращаясь к квалификационной характеристике выпускника специальности 052400 «Дизайн», выделяя колористические и цветоведческие аспекты обучения, констатируем, что дизайнер должен:
• владеть изобразительными средствами;
• выполнять графическую часть проекта;
• применять компьютерные графические программы в процессе проектирования и конструирования дизайн-продукта.
В общепсихологическом значении дизайнер должен владеть понятием «предметный цвет», которое характеризуется многочисленными психологическими качествами. Например, перцептивными (блеск, матовость, теплота, холодность и т. п.), эмоциональными (приятный, спокойный, возбуждающий и т. п.) и др. качествами.
Дизайнеры должны знать, как грамотно построить цветовые сочетания в соответствии с оптическими и психофизиологическими требованиями человека.
В контексте социальной компетенции колористическое знание помогает дизайнеру проектировать гармоничные объекты, в которых учтены не только запросы заказчика, но и правильно расставлены цветовые акценты, что позволяет человеку чувствовать себя уютно в созданной дизайнером средой.
2. Коммуникативная компетенция - компьютерное программирование, знакомство с аналогами через интернет и т. п.
Прослеживая междисциплинарные связи, можно сказать, что студенты достаточно плавно переходят к разработке учебных проектов с помощью графических программ, сначала изучая их и одновременно осваивая цикл изобразительных дисциплин - рисунок, живопись, скульптуру. Компьютерное программирование
- не только дань моде, но и несомненное удобство в общении с заказчиком, возможность более наглядно показать запроектированный дизайнерский объект не только в графическом, но и в объемно-цветовом изображении, учитываю всю гамму цветов. Дизайнер должен уметь использовать информационные технологии для решения профессиональных задач, использовать мультимедийные технологии в профессиональной деятельности; применять компьютерные графические программы в процессе проектирования и конструирования дизайн-продукта. Так записано в требованиях к уровню подготовки по специальности 052400 «Дизайн».
Интернет сегодня - это огромное, даже бескрайнее информационное поле, которое нужно использовать со смыслом. Будущим дизайнерам приходится обращаться к Всемирной паутине при работе с аналогами. Безусловно хороша работа с журналами, но многие вузы прекратили закупку современной узкопрофессиональной периодики, т. к. это - дорогое удовольствие. А в интернете можно отследить и проанализировать иллюстративный материал по интересующим студента объектам, учитывая отечественный и зарубежный опыт коллег-дизайнеров.
3. Социально-информационная - подразумевает овладение информационными технологиями. Это означает, что дизайнеры должны творчески усвоить представление о цвете и методы его применения в дизайне, рекламе, имиджмейкерстве.
4. Когнитивная - не только собственно знания о цветоведении и колористике, но и способность студентов-дизайнеров к самостоятельной работе, саморазвитию и нарастающая потребность в актуализации и реализации личного потенциала.
Рабочая программа учебного курса по дисциплине «Цветоведение и колористика» построена следующим образом:
Целью освоения дисциплины является формирование у студента целостно-исчерпывающего знания о цвете, как органической составляющей архитектурной среды, выработка у него способности к колористическому мышлению и профессиональному изложению цветовой концепции соответствующим проектным языком.
Задачами дисциплины являются:
• формирование объемно-пространственного и художественно-композиционного мышления;
• формирование знаний использования цвета в архитектурно-дизайнерском творчестве;
• формирование умений по применению полученных знаний в современном дизайнерском проектировании.
Лекционный цикл выстроен следующим образом:
1. Введение в предмет «Цветоведение и колористика».
2. Знание о физической природе цвета.
3. Психофизиология восприятия цвета. Некоторые аспекты химии цвета.
4. Систематизация цвета.
5. Основные принципы цветовой гармонии.
6. Психология цвета.
7. Проектирование цвета.
8. Цвет в интерьере.
9. Архитектурная колористика городской среды.
Темы практических занятий:
1) Знакомство с явлением цветовой адаптации и последовательного образа.
2) Изучение закономерности смешения цветов.
3) Изучение свойства цветов сохранять или трансформировать объем и пространство.
4) Изучение принципов построения цветовых групп, гармонизатора «цветовой круг». Изучение практических приемов работы с гар-монизатором.
5) Изучение принципов построения цветовых сочетаний. Изучение практических приемов работы с помощью семи типов цветовых сочетаний по Иттену. Выбор системы связи между цветами, на основе которой обеспечивается тональная гармония.
Темы и задания для с
6) Ассоциация как основа построения цветовой композиции. Физические, психологические, эмоциональные основы построения цветовых ассоциаций.
7) Цвет для выявления структурных качеств плоскости, воссоздания плоскости, рельефа, объема.
8) Формирование цветовой среды.
9) Использование формообразующих эффектов полихромии во фронтальных архитектурных композициях.
Практические занятия позволяют сформировать деятельностный компонент образовательного процесса освоения знаний по цвето-ведению и колористике.
Кроме того разработан цикл самостоятельных работ (см. табл. 1).
Таблица 1
остоятельной работы
№ Темы Кол-во часов Формы отчетности Сроки
1 Цветовой климат исторической части г. Пензы (деревянная архитектура) 10 реферат 4 семестр
2 Цветовой климат исторической части г. Пензы (каменная архитектура) 12 Доклад 4 семестр
3 Цвет в интерьере Зимнего дворца в Санкт-Петербурге 12 Реферат 4 семестр
4 Цвет в интерьере Архангельского собора Московского Кремля 8 Доклад 4 семестр
5 Цвет в интерьере современной квартиры 14 реферат 5 семестр
6 Цвет в интерьере лекционной аудитории 12 Эскиз, цветовая таблица 5 семестр
7 Цветовая таблица к текущему курсовому проекту 8 Цветовая таблица 5 семестр
8 Цветовой анализ витража собора в Шартре 17 Эскиз. цветовая таблица 5 семестр
9 Цвет в г. Пенза 17 Эскиз. цветовая таблица 5 семестр
Всего 108
5. Специальная - обусловлена конкрет- специально-профессиональная (т.е. в об-ной областью дизайна. В Пензенском госу- ласти искусства интерьеров, дизайна среды дарственном университете архитектуры и или дизайна костюма).
строительства обучают трем направлени- Итак, нами сформулировано содержание ям подготовки по специальности «Дизайн» ключевых компетенций специальности «Ди-
- «Искусство интерьера», «Дизайн среды», зайн», их структура как основа создания мо-«Дизайн костюма». Поэтому специальная дели выпускника архитектурно-строитель-компетенция может быть трактована как ного вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Миронова Л.Н. Цветоведение. Учеб. Пособие для спец. 2229 "Интерьер и оборудование", 2230 "Пром.
искусство", 2231 "Монумент-декор. искусство". - Мн.: Выш. шк., 1984. - 286 с.
2. Ефимов А. В. Колористика города - М.: Стройиздат, 1990. - 272 с.
3. Сурина М.О. Учебное пособие для вузов, обучающихся художественным специальностям и дизайну. 3-е
издание, измененное и дополненное. - Ростов-на-Дону:Феникс МарТ, 2010. - 151 с.
4. Сурина М.О., Сурин А.А. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету).М., МарТ, ИКЦ МарТ, (серия Школа дизайна), 2003.
5. Стасюк Н.Г., Киселева Т.Ю. Основы архитектурной композиции Изд. Архитектура-С, 2004.
6. Сластенин В.А. Педагогика : учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - Москва : Академия, 2002. - 576 с.
8б
ISSN 2307-2447
7. Никонова Е.Р. Компетентностная составляющая подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №4. С.107-113.
8. Никонова Е.Р. Социальное проектирование в подготовке архитекторов к профессиональной деятельности. Анализ мотивационной составляющей [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №5. С.115-120.
REFERENCES
1. Mironova L.N. Tsvetovedenie. Ucheb. Posobie dlia spets. 2229 "Inter'er i oborudovanie", 2230 "Prom. iskusstvo", 2231 "Monument-dekor. iskusstvo" [Chromatics. Textbook. Manual for spec. 2229 "Interior and equipment", 2230 "Prom. Art", 2231 "Monument decor. Art.]. Minsk, Vysh. shk., 1984. 286 p.
2. Efimov A.V Colours of city. Moscow, Stroiizdat, 1990. 272 p.
3. Surina M.O. Uchebnoeposobie dlia vuzov, obuchaiushchikhsia khudozhestvennym spetsial’nostiam i dizainu [Textbook for university students artistic function and design]. Rostov-on-Don, Feniks MarT, 2010. 151 p.
4. Surina M.O., SurinA.A. History of Education and tsvetodidactics (istoriia sistem i metodov obucheniia tsvetu) [Histoty of systems and teaching methods color]. Moscow, IKTs MarT, 2003.
5. Stasiuk N.G., Kiseleva T.Iu. Osnovy arkhitekturnoi kompozitsii [Fundamentals of architectural composition]. Moscow, Arkhitektura-S, 2004.
6. Slastenin V.A. Pedagogika: uchebnoe posobie [Pedagogy: Tutorial]. Moscow, Akademiia, 2002. 576 p.
7. Nikonova E.R. Competence-based component of the training Of architects for the professional activity in the process of social planning in high school. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of Science and Education, 2013, no.4, pp.107-113 (in Russian).
8. Nikonova E.R. Social design in preparation of architects for professional activity. Analysis of the motivational component. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of Science and Education, 2013, no.5, pp.115-120 (in Russian).
Информация об авторе
Михалчева Светлана Григорьевна (Россия, г.Пенза) - Доцент кафедры «Дизайн». Пензенский
государственный университета архитектуры и строительства. E-mail: [email protected]
Information about the author Mikhalcheva Svetlana Grigor'evna (Russia, Penza) - Associate Professor of the Department "Design". Penza State University of Architecture and Construction. E-mail: [email protected]