Научная статья на тему 'Средства методического сопровождения учебной деятельности студентов в электронной информационно-образовательной среде'

Средства методического сопровождения учебной деятельности студентов в электронной информационно-образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
526
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПОРТФОЛИО / ELECTRONIC INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PRACTICE-ORIENTED APPROACH / PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Г.И.

Обучение в электронной информационно-образовательной среде предполагает изменения в структуре и содержании деятельности преподавателя вуза. Методическое сопровождение учебной деятельности студентов в такой среде создает предпосылки личностного и профессионального становления. При его организации целесообразно использовать практико-ориентированные технологии обучения. Средствами методического сопровождения учебной деятельности в электронной информационно-образовательной среде выступают электронные учебно-методические комплексы, сервисы сети интернет, портфолио различного типа. В статье делается вывод о том, что использование портфолио как элемента методического сопровождения учебной деятельности студентов в электронной информационно-образовательной среде является эффективным средством развития студентов, раскрытия их индивидуальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF METHODICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS IN ELECTRONIC INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Training in electronic information-educational environment implies changes in the structure and contents of the activity of a university teacher. Methodological support of educational activity of students in this environment creates conditions for personal and professional development. At its organization it is advisable to use practice-oriented learning technologies. By means of methodological support of educational activities in electronic information-educational environment, perform electronic educational-methodical complexes, Internet services, portfolio of various types. The article concludes that the use of portfolio as an element of methodological support of educational activity of students in electronic information-educational environment is an effective means of development of students, disclosure of their identities.

Текст научной работы на тему «Средства методического сопровождения учебной деятельности студентов в электронной информационно-образовательной среде»

щие общий колорит среды, а также акцентные цвета, которые служат для выделения каких-либо объектов или пространственных зон. Подвижность колористики предметно-пространственной среды обусловлена подвижностью природной полихромии, изменениями морфологии среды, ее структуры и функции, развитием цветовой культуры, особенностями восприятия. Колористика, как правило, гораздо динамичнее, чем объемно-пространственная выраженность несущей формы.

Важным аспектом подготовки студентов-дизайнеров является широкое использование цвета в графическом, архитектурном, промышленном и дизайне костюма, поиск современных способов визуальной коммуникации в современной мире, присутствие специалистов с развитым колористическим видением, в котором цвет играет ключевое значение. В связи с этим важно формировать цветовое видение у студентов художественно-графических факультетов, которые смогут грамотно разбираться в многообразии цветов, гармонично их сочетать и тем самым облагораживать окружающую среду.

Профессиональная подготовка специалистов в области дизайна обусловлена необходимостью приобретения ими необходимых знаний для совершенствования своей будущей профессиональной деятельности; обогащения их колористическими знаниями; новыми теоретическими и практическими знаниями живописных технологий и материалов; результатами инновационной деятельности в области компьютерной живописи и колори-стики, что в дальнейшем позволит им аналитически подходить к своей работе и делать ее максимально продуктивной [2].

В настоящее время изучение цвета в системе дизайнерской профессиональной подготовки развивается в следующих основных направлениях: цветоведение, как дисциплина, включающая в себя сведения о физике цвета, его систематизации и комбинировании; живопись, как дисциплина, изучающая цвет окружающей среды с практическими навыками работы цветом на плоскости; колористика, как раздел науки о цвете, который включает знания о природе цвета, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре; а так же цвет как композиционное средство формообразования и навыками работы с цветом в трехмерной форме.

Цветоведение ставит своей целью изучение теоретических основ цвета, оно является необходимой базой разностороннего практического освоения и применения цвета. В содержании предмета «Цветоведение и колористика» имеется попытка сбалансировать художественный и архитектурный подходы в обучении, отражающий декоративный характер. Современный дизайнер в области цветоведения и колористики должен: владеть

Библиографический список

изобразительными средствами; выполнять графическую часть проекта; применять компьютерные графические программы в процессе проектирования и конструирования дизайн-продукта.

Дизайнеры должны знать, как грамотно построить цветовые сочетания в соответствии с оптическими и психофизиологическими требованиями человека. Колористическое знание помогает дизайнеру проектировать гармоничные объекты, в которых учтены не только запросы заказчика, но и правильно расставлены цветовые акценты. На основе перечисленного нами была составлена программа заданий и упражнений по формированию колористического восприятия, где методическая постановка задач нацеливает студентов на создание ощущения световой среды, которой отводится главная роль в моделировке формы и создания эффектов определенного освещения. В этих упражнениях изучаются закономерности изменения цвета по тону в зависимости от освещения, осваиваются основные цвета спектра и навыки лепки формы цветом. Важной качественной особенностью развития цветовосприятия является способность к определению различий по цветовому тону; в пределах одного цветового тона следует фокусировать своё внимание на характеристике цвета по пространственным планам среды. Предлагаемые нами задания и упражнения предусматривают поэтапное и посильное выполнение поставленных задач в усвоении закономерностей цвета, живописных законов и правил. Практический цикл по формированию колористического восприятия состоял из трех условно-разграниченных этапов:

- анализ психолого-педагогических особенностей развития цветоощущения и определение исходного уровня восприятия цвета;

- введение в процесс обучения методов активно-стимулирующего воздействия с целью определения зависимости целенаправленной потребности и интереса личности, а также для обогащения зрительного ощущения цвета натуры;

- определение характера цвета различных объектов натюрморта и выявление степени взаимовлияния предмета и окружающей его среды.

Конечной целью развития обогащенного восприятия цвета являлось развитие действенного мышления, умения гармоничного сочетания цвета предмета и окружающей его среды с помощью логики цветового восприятия, совершенствование методов художественного выражения через формирование собственного видения и манеры изображения. Комплексное решение перечисленных выше факторов как методов развития восприятия цвета имеет немаловажное значение в деле совершенствования процесса профессиональной подготовки будущего дизайнера.

1. Турыгина Е.М. Формирование колористической культуры в процессе изучения специальных художественных дисциплин: на примере подготовки инженера-архитектора. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Краснодар, 2010.

2. Михалчева С.Г. Компетентностный подход в подготовке дизайнеров в рамках изучения дисциплины «цветоведение и колористика». Перспективы науки и образования. 2013; 6: 83 - 36.

References

1. Turygina E.M. Formirovanie koloristicheskoj kul'tury v processe izucheniya special'nyh hudozhestvennyh disciplin: na primere podgotovki inzhenera-arhitektora. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnodar, 2010.

2. Mihalcheva S.G. Kompetentnostnyj podhod v podgotovke dizajnerov v ramkah izucheniya discipliny «cvetovedenie i koloristika». Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2013; 6: 83 - 36.

Статья поступила в редакцию 15.05.15

УДК 378.14:005

Shevchenko G.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: shgaiv@yandex.ru

MEANS OF METHODICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS IN ELECTRONIC INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT. Training in electronic information-educational environment implies changes in the structure and contents of the activity of a university teacher. Methodological support of educational activity of students in this environment creates conditions for personal and professional development. At its organization it is advisable to use practice-oriented learning technologies. By means of methodological support of educational activities in electronic information-educational environment, perform electronic educational-methodical complexes, Internet services, portfolio of various types. The article concludes that the use of portfolio as an element of methodological support of educational activity of students in electronic information-educational environment is an effective means of development of students, disclosure of their identities.

Key words: electronic information-educational environment, practice-oriented approach, portfolio.

Г.И. Шевченко, канд. пед. наук, доц. каф. информатики, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: shgaiv@yandex.ru

СРЕДСТВА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Обучение в электронной информационно-образовательной среде предполагает изменения в структуре и содержании деятельности преподавателя вуза. Методическое сопровождение учебной деятельности студентов в такой среде создает предпосылки личностного и профессионального становления. При его организации целесообразно использовать практи-ко-ориентированные технологии обучения. Средствами методического сопровождения учебной деятельности в электронной информационно-образовательной среде выступают электронные учебно-методические комплексы, сервисы сети интернет, портфолио различного типа. В статье делается вывод о том, что использование портфолио как элемента методического сопровождения учебной деятельности студентов в электронной информационно-образовательной среде является эффективным средством развития студентов, раскрытия их индивидуальностей.

Ключевые слова: электронная информационно-образовательная среда, практико-ориентированный подход, портфолио.

В современных условиях важнейшим резервом повышения качества обучения, влекущее за собой совершенствование подготовки будущих специалистов становится электронное обучение. В связи с этим, усиливается научно-практический интерес к методологии педагогического управления в активно формирующейся электронной информационно-образовательной среде, которая может выступать как многомерная макросреда, если рассматривать возможную коммуникацию, мультисреда, показывающая педагогические взаимодействия, или метасре-да, представляющая интеграцию сред и средств коммуникации. Совершенствование образования требует от преподавателя вуза высокой квалификации, как предметника, так и педагога. В результате его деятельности должны быть созданы условия, развивающие у студентов потребности и способности субъекта учебного процесса, обеспечивающие нормы всех форм общественного сознания.

Существует мнение, что обучение в электронной информационно-образовательной среде представляет собой новую парадигму образования, которая формируется на основе особой культуры обучения и предполагает изменения в структуре и содержании деятельности преподавателя вуза. В системе обучения центр смещается с преподавателя на студента. В связи с этим, особое значение приобретает выявление условий, определяющих управленческую деятельность преподавателя. Преподаватель обязан осваивать менеджерские функции и выступать в роли модератора, фасилитатора, тьютора, координатора, менеджера. Это необходимо для осуществления обучения в новой педагогической среде и с новыми средствами обучения. Преподаватель в таких условиях предоставляет возможность студентам самостоятельно находить решение поставленного вопроса, а не дает готовых знаний. Он оказывает опосредованное воздействие на самостоятельно обучающихся студентов, через технологию обучения, реализованную в электронной информационно-образовательной среде предметного обучения, способствует успешному осуществлению их учебной деятельности, на уровне управления образовательным процессом, академической группой, индивидуальным развитием студентов [1].

Согласно письму Министерства образования и науки РФ «О федеральных государственных образовательных стандартах» [2], каждому обучающемуся в течение всего периода обучения должен быть предоставлен индивидуальный неограниченный доступ к электронной информационно-образовательной среде организации. Среда такого рода должна обеспечивать обучающегося доступом к сети Интернет из любой точки, в которой он имеется, и отвечать техническим требованиям организации, как на ее территории, так и вне её. Электронная информационно-образовательная среда образовательной организации соответственно обеспечивает: выход на учебные планы, рабочие программы дисциплин (модулей), практик, на издания электронных библиотечных систем и электронных образовательных ресурсов, указанных в рабочих программах; фиксирование хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, для реализации которых предусмотрено применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное посредством сети Интернет; создание электронного портфолио как пе-

дагога, так и обучающегося, включающего различные материалы, в том числе сохраненные работы, рецензии и оценки на эти работы со стороны любого участника образовательного процесса. Используя соответствующие средства информационно-коммуникационных технологий, квалифицированные работники обеспечивают и поддерживают продуктивную работу электронной информационно-образовательной среды, функционирование которой должно отвечать законодательству Российской Федерации.

Актуализации самостоятельной творческой активности студентов, потребности к самопознанию и самообучению в электронной информационно-образовательной среде способствует методическое сопровождение учебной деятельности, которое создает предпосылки «двойной подготовки» - личностного и профессионального становления. При организации методического сопровождения учебной деятельности студентов в электронной информационно-образовательной среде разумно использовать практико-ориентированные технологии обучения, целью которых является интенсификация процесса поиска, получения и накопления новых знаний, умений и профессиональных компетенций по избранному направлению подготовки. Практико-ориентиро-ванный подход предполагает использование в образовательном процессе таких форм и методов обучения, которые позволят эффективно разрабатывать проектные и проблемные методики, практикумы, мастер-классы, тренинги, деловые игры, проводить самостоятельное исследование. Важными элементами практи-ко-ориентированного подхода к обучению в электронной информационно-образовательной среде выступают электронные учебно-методические комплексы, сервисы сети интернет, портфолио различного вида. При использовании перечисленных средств возникают новые аспекты, касающиеся целей и содержания обучения, организационных форм и методов учебной работы, принципов обучения, которые синтезируют уже существующие:

- ориентированность на развитие личности студента, как будущего профессионала; соответствие содержания обучения современным и прогнозируемым тенденциям развития науки; оптимальность сочетания общих, групповых и индивидуальных форм организации образовательного процесса;

- рационального применения современных методов и средств обучения на различных этапах дидактического цикла и уровнях подготовки студента; соответствие результатов подготовки студентов требованиям конкретной сферы их профессиональной деятельности, обеспечение их конкурентоспособности.

Из всех перечисленных средств, используемых при практи-ко-ориентированном подходе к обучению в электронной информационно-образовательной среде, рассмотрим сущность порт-фолио различного вида с точки зрения его назначения, свойств, инновационного характера организации и функционирования.

Термин «portfolio» заимствован педагогикой из политики и бизнеса и в переводе с итальянского языка означает «папка с документами». В зарубежной образовательной практике портфолио обучаемого активно используется уже достаточно длительное время и представляет собой коллекцию работ и результатов, которые демонстрируют прогресс и достижения обучаемого в различных предметных областях. В отечественной образовательной практике портфолио чаще всего используется как средство накопительной оценки индивидуальных достижений обучаемого за период его обучения вообще или по конкретной дисциплине в частности. В технологии портфолио можно услов-

но выделить три этапа развития: бумажный портфолио (папка с документами основных достижений и успехов), электронный портфолио (документы хранятся в цифровом формате) и веб-портфолио (обеспечивает доступ к персональной информации вне зависимости от места нахождения студента). Концепция учебного портфолио предполагает: акцентирование на том, что студент знает и умеет по данной теме или дисциплине; объединение количественной и качественной оценок; смещение критериев оценивания портфолио с оценки преподавателя на оценку друг друга и самооценку студента. Существующие современные системы автоматизированного тестирования позволяют выявить степень усвоения знаний на трех первых уровнях из четырех: узнавание, воспроизведение, применения в привычных условиях. Однако самый высокий - творческий уровень и соответственно творческие способности современные системы тестирования знаний не выявляют. Для этих целей используется портфолио. Именно портфолио позволяет не только выявлять уровень сфор-мированности творческих способностей обучаемого, но и отслеживать динамику развития этого процесса, поскольку портфолио можно использовать не столько как средство оценки знаний, умений и навыков, сколько как средство оценки учебных, творческих, коммуникативных способностей студента, современной эффективной формой самопрезентации и самооценивания результатов его образовательной деятельности.

Отличительными особенностями интерактивного веб-порт-фолио студента, являются:

Библиографический список

- формирование персонального Интернет-пространства для хранения любой информации в цифровом формате и общения; представление в наглядном и красочном виде не только полученные знания, умения, навыки, но и учебные, творческие и коммуникативные способности;

- демонстрация своих достижений родителям, друзьям, преподавателям, профессиональному сообществу; оценка собственных достижений и сравнение их с достижениями других студентов;

- управление доступом к содержанию собственных страниц; получение помощи, консультации и подсказки от преподавателя, комментариев от друзей и сокурсников;

- ведение дискуссии с заинтересованными людьми, со студентами из других вузов, занимающихся похожей проблематикой;

- ориентация на весь жизненный цикл человека, а не только на отдельный этап обучения (начальная школа ^ средняя школа ^ вуз

После окончания вуза, портфолио позволит студенту представить свои преимущества по сравнению с другими выпускниками или уже работающими специалистами, в этом случае портфолио можно будет назвать карьерным [3]. Очевидно, что использование портфолио как элемента методического сопровождения учебной деятельности студентов в электронной информационно-образовательной среде является эффективным средством развития студентов, раскрытия их индивидуальностей.

1. Шевченко Г.И. Образовательная электронная среда и модификация управленческой деятельности преподавателя вуза. Информатика и образование. Москва, 2010; 12.

2. О федеральных государственных образовательных стандартах. Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2014 г. № АК-2612/05, пункт 7.1.2.

3. Панюкова С.В., Гостин А.М., Кулиева Г. Создание веб-портфолио студента: методические рекомендации. Рязань, 2013.

References

1. Shevchenko G.I. Obrazovatel'naya 'elektronnaya sreda i modifikaciya upravlencheskoj deyatel'nosti prepodavatelya vuza. Informatika i obrazovanie. Moskva, 2010; 12.

2. O federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartah. Pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 20 avgusta 2014 g. № AK-2612/05, punkt 7.1.2.

3. Panyukova S.V., Gostin A.M., Kulieva G. Sozdanie veb-portfolio studenta: metodicheskie rekomendacii. Ryazan', 2013.

Статья поступила в редакцию 15.05.15

УДК 378

Shibayev V.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Agrarian University (Stavropol, Russia),

E-mail: stgau@stgau.ru

THE FORMATION OF THE COMPETENCE APPROACH IN FOREIGN AND DOMESTIC EDUCATIONAL PRACTICE. The article discusses the development of the concept of "competence" in Russia and abroad. The author reveals the versatility of this concept: as the goals of education, educational result, a component of professional competence of a specialist, integrated personality. This concept serves as the basis for the formation of the ability and willingness of the learner to use their cognitive (academic) and interpersonal skills. An established definition for the notion "competence" does not exist today. Some researchers focus on these concepts as an integral personal quality of a person, others on the description of the components of its activities, its various aspects that allow him to effectively solve the problem.

Key words: competence, vocational education, integrated quality of personality.

В.П. Шибаев, канд. пед. наук, доц., Ставропольский государственный аграрный университет, E-mail: stgau@stgau.ru

СТАНОВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

В статье рассматривается процесс развития понятия «компетенция/компетентность» за рубежом и в России. Автор раскрывает многосторонность данного понятия: как цели образования, образовательного результата, компонента профессиональной компетентности специалиста, интегрированного качества личности. Данная концепция служит основой для формирования способности и готовности обучающегося использовать свои когнитивные (академические) и межличностные умения и навыки. Устоявшегося определения для содержания понятия «компетенция / компетентность» сегодня не существует. Одни исследователи делают акцент на данных понятиях как интегральном личностном качестве человека, другие на описании составляющих его деятельности, её различных аспектов, которые позволяют ему эффективно решать проблемы.

Ключевые слова: компетенция / компетентность, профессиональное образование, интегрированное качество личности.

Одним из подходов, учитывающих важность наличия у обучающегося проявления и возможности использовать то, что есть, является компетентностный подход. Компетентностный подход в

образовании возник как альтернатива знаниево-центрическому подходу, в котором доминирует практика трансляции готового знания. В переводе с латинского «competens» - «способный», а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.