ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2015. №4(42)
УДК 372
К ВОПРОСУ О РОЛИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОЛОРИСТИКА» В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ
© Л.Х.Кадыйрова, К.И.Мусина
В профессиональной деятельности дизайнера особую роль играет знание закономерностей воздействия цвета на человеческий организм. В статье рассматриваются особенности преподавания дисциплины «Цветоведение и колористика» студентам профиля «Дизайн интерьера». Описываются практические задания, используемые в практике преподавания данной дисциплины в КФУ.
Ключевые слова: цветоведение, колористика, дизайн интерьера, методика обучения.
Цвет - это жизнь. Мир без цвета представляется нам мертвым. Цвет - это дитя бесцветного света и бесцветной тьмы. Как огонь порождает свет, так и свет порождает цвет. Свет - мать цвета. Цвет - это энергия, на нем строится искусство, религия и наука.
Для художника главным является воздействие цвета, нежели те его признаки, которые изучаются химиками или физиками. Цвет действует через глаза. Однако многие художники говорят, что самые подлинные и глубокие тайны цветового воздействия не видны даже человеческому глазу и воспринимаются только душой и сердцем.
Существуют ли в изобразительном искусстве общие цветовые правила и законы, или же эстетическая оценка цветового оттенка определяется только нашим субъективным мнением? Крупнейший исследователь цвета в области искусства Иоханнес Иттен на этот вопрос ответил таким образом: «Если вы, не зная законов владения цветом, способны создавать шедевры, то ваш путь заключается в этом „незнании". Но если вы в своем „незнании" неспособны создавать нечто высококлассное с точки зрения владения цветом, то вам следует позаботиться о получении соответствующих знаний» [1: 9].
В обучении будущих дизайнеров (особенно это касается дизайнеров интерьера) дисциплина «Цветоведение и колористика» играет, на наш взгляд, особенную роль и является чрезвычайно важной, поскольку без основательных знаний закономерностей и условий влияния и воздействия цвета на человеческий организм невозможна профессиональная деятельность дизайнера по организации и оформлению предметно-пространственной среды, окружающей человека. Цвет, как известно, играет важную роль в жизнедеятельности человека, поэтому недооценивание возможностей его влияния на человека приводит в образовании дизайнеров к ситуации, когда специалист, который не обладает необходимыми
знаниями в достаточной мере, вольно или невольно может нанести вред здоровью или даже жизни людей.
В настоящее время происходят большие изменения в области организации окружающей человека среды. Изобретаются новейшие технологии, создаются материалы с новыми характеристиками, разрабатываются образовательные и компьютерные программы. Знания устаревают так быстро, что педагоги постоянно сталкиваются с необходимостью определения того комплекса профессиональных качеств, который бы надежно обеспечивал профессионалу в быстро изменяющихся условиях возможность работать по специальности и быть конкурентоспособным и востребованным специалистом в своей области. Тем более особую важность в этом процессе приобретает преподавание будущим дизайнерам курса «Цветоведение и колористика».
Итак, дисциплина «Цветоведение и колори-стика» разработана для студентов, которые специализируются в области дизайнерской деятельности. Она относится к циклу общеобразовательных дисциплин. Целью данной дисциплины является изучение цвета - одного из самых субъективных художественных средств в области искусства и дизайна, изучение психологии его восприятия и механизмов воздействия на человека. Знания, полученные в результате изучения дисциплины «Цветоведение и колористика», являются основой в первую очередь для таких дисциплин, как «Живопись», «Композиция», «Компьютерная графика», «Художественное проектирование интерьера», «Графический дизайн», «Дизайн интерьера», «Эксподизайн», а также для написания курсовых работ и выполнения дипломных проектов.
Как правило, в дисциплине «Цветоведение и колористика» студентами изучаются вопросы возникновения, развития, систематизации и современного состояния науки о цвете, механическое и оптическое смешение цветов, физиология
восприятия цвета, его психологическое воздействие на человека, применение приемов цветовой гармонизации предметно-окружающей среды.
Сложно переоценить важность подготовленности будущих дизайнеров в вопросах, касающихся знания основ цветовой гармонии не только при выполнении практических заданий по дисциплинам «Живопись» (например, в части заданий, касающихся выполнения этюдов натюрморта в определенной цветовой гамме, задачей которых является создание пропорциональных натуре цветовых и светотоновых отношений [2: 18, 28], «Композиция», по пленэрной практике, но и в самостоятельной творческой работе, при разработке дипломных проектов и, конечно же, в дальнейшей профессиональной деятельности.
В Казанском федеральной университете (КФУ) разработан курс «Цветоведение и колори-стика», предназначенный для подготовки дизайнеров интерьера. В нем, наряду со сведениями по теории цвета, сделана попытка познакомить студентов с разнообразными аспектами практического приложения колористики и цветоведения -выбором цветовых решений интерьеров различного предназначения. На конкретных многочисленных примерах анализируется сложная многокритериальная система подбора цветового исполнения интерьеров различного характера. На теоретических занятиях по данной дисциплине студентам дается информация, как от удачного выбора цветового решения (цветовой гаммы) помещения и его элементов во многом зависят психологический комфорт и здоровье людей, находящихся в нем, порой даже травматизм сотрудников (если это помещение какого-либо предприятия).
Например, возбуждающие цвета (красно-оранжевый, красный, пурпурный) и их сочетания должны применяться, в основном, в местах с кратковременным пребыванием людей - помещения, где требуется двигательная активность или мышечное напряжение, где надо взбодрить человека, повысить его тонус, восполнить дефицит эмоций (рестораны, клубы, кафе, ярмарки, аттракционы). В интерьерах, где ставятся задачи духовного воздействия на человека, но где остается необходимость поддерживать в нем работоспособность и деловую бодрость, применяются так называемые тонизирующие цвета (оранжевый, желто-оранжевый, желто-зеленый, желтый, зеленый цвет травяного оттенка). В оформлении помещений для пассивного отдыха (например, спальня, холл, многолюдные помещения) должны, в основном, применяться цвета, обладающие успокаивающим эффектом (голубой, зелено-голубой, синий, сине-фиолетовый).
В структуру дисциплины «Цветоведение и колористика», кроме теоретической части, входит и практическая часть. Обучение будущих дизайнеров проходит с обязательным использованием компьютеров. Это дает студентам возможность просмотреть большое количество иллюстраций, примеров и справочных материалов в достаточно короткое время, быстро перебрать варианты колористических сочетаний для выбора единственно правильного решения. Практически каждая лекция сопровождается показом компьютерной презентации с большим количеством наглядных примеров и пояснительного материала.
Кроме изучения теоретического материала, студентами предполагается выполнение целого ряда творческих практических работ, направленных на освоение и применение на практике полученных ими знаний. Наряду с традиционными заданиями по выполнению растяжек и колористических композиций, важное место в методике обучения принадлежит заданиям, содержащим упражнения по выбору цветового решения интерьеров различного назначения. Дисциплиной предусматривается выполнение практических заданий как вручную (с использованием акварельных, гуашевых красок и других материалов), так и методом цветового компьютерного моделирования в графическом редакторе CorelDRAW Graphics.
Формирование знаний, умений и навыков цветомоделирования и цветовосприятия складывается из теоретического изучения материала и последовательно решаемых студентами практических задач:
1. Изучение основ цветового конструирования. Световой луч при прохождении через призму расщепляется на составляющие его цвета: фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный. В 12-тичастном цветовом круге есть основные (первичные) цвета (красный, желтый, синий) и так называемые производные (вторичные) цвета (оранжевый, зеленый, фиолетовый). Производный цвет является дополнительным по отношению к основному цвету: оранжевый - к синему, зеленый - к красному, фиолетовый - к желтому. Студентам для изучения данного вопроса предлагается выполнить шкалу видимых электромагнитных излучений в виде спектральных цветов с указанием длины их волны в нанометрах и нарисовать цветовой круг, включающий три основных, три вторичных и шесть третичных (или смешанных) цветов. Кроме того, студенты должны по цветовому кругу установить возможные цветовые композиции
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
(дополнительные цвета и их возможные гармонические сочетания).
2. Развитие у студентов чувства восприятия светлотности в зависимости от коэффициента отражения и освоение тональных отношений путем графического построения ахроматической шкалы с коэффициентами отражения (%): 87, 66, 51, 39, 30, 23, 18, 13, 10, 8, 6, 4. По желанию ахроматическую шкалу студенты могут выполнить из 24-х светлотных градаций.
3. Привитие студентам навыка освоения перехода от одной системы цветовых координат к другой с помощью перерасчета. Для достижения данной цели выполняется графическая работа «Имя цвета. Переводная шкала RGB - CMYK -RAL», в которой студентами составляется шкала перевода от одной цветовой системы к другой: RGB - CMYK - RAL, присваивается цифровой код и имя каждого образца.
4. Развитие у студентов чувства цветовой функциональной гармонии с целью создания оптимального цветового климата в производственной среде. Студентами выполняется цветовое решение интерьера производственного помещения. Для выполнения данного задания им предлагается образец интерьера - аналог, в котором необходимо выбрать поверхности для размещения цветовых отношений и представить в виде паспортов окраски потолка, стен, пола, производственного оборудования, транспортных средств и коммуникаций, использовав соответственно оптимальные, субоптимальные и предохранительные цвета с определением коэффициента отражения (р, %).
Разработанные задания знакомят студентов с закономерностями цветовой гармонии, прививают им профессиональные навыки работы с цветом, развивают умение сочетать цвет предмета с его формой и окружающим пространством, способствуют развитию пространственно-цветового мышления.
Поставленные преподавателем задачи иллюстрируются аналогами студенческих работ, выполненных ранее. Однако эти примеры не являются образцами для копирования, а служат для студентов определенной отправной точкой (вку-
пе с собственным визуальным опытом и анализом произведений состоявшихся дизайнеров) в самостоятельном творческом поиске.
Опыт преподавания курса «Цветоведение и колористика» и полученные во время обучения результаты практической деятельности студентов позволили сделать выводы о немаловажности данной дисциплины в обучении будущих дизайнеров интерьера, поскольку преподавание дисциплины «Цветоведение и колористика» позволяет расширить представления студентов о закономерностях цветовой гармонии, развивает их умение разбираться в огромном многообразии цветовых сочетаний, гармонично сочетать их (что студенты достаточно успешно применяют при выполнении практических заданий по живописи, композиции, при написании курсовых работ и выполнении дипломных проектов). Кроме того, студенты при изучении основ цветоведения и колористики учатся грамотно облагораживать предметно-пространственную среду с учетом оптических и физиологических особенностей человеческого организма и логики цветовосприятия, что, безусловно, пригодится им в дальнейшей профессиональной деятельности. Большое значение в данном процессе имеет стимулирование студента к самостоятельному овладению знаниями и умениями в этой области, совершенствование приемов художественного выражения своих идей через формирование собственного видения и выработки стиля и манеры изображения, что является особенно важным в процессе профессиональной подготовки будущих дизайнеров интерьера и их дальнейшей успешной творческой деятельности.
1. Иттен И. Искусство цвета. - М.: Изд. Д.Аронов, 2001 - 96 с.
2. Кадыйрова Л.Х. Живопись: теоретические вопросы и практические занятия. Учеб. пособие для студентов 2-го курса худож.-граф. фак. пед.вузов: по специальности 030800 «Изобраз. искусство». -Казань: М-во образования Рос.Федерации, Набе-режночелн.гос.пед.инс-т, Казань, 2003. - 128 с.
ON THE ROLE OF THE DISCIPLINE «CHROMATICS AND COLOURISTICS» IN TRAINING FUTURE DESIGNERS
L.H.Kadyirova, K.I.Musina
In the professional activity of designers, knowledge of regularities of the color effect on the human body and mind plays a significant role. The article studies characteristic features of teaching the discipline "Chromatics and Colouristics" to students of "Interior Design". It describes hands-on exercises used in teaching this discipline in Kazan (Volga region) Federal University.
Key words: chromatics, colouristics, interior design, training technique.
1. Itten I. Iskusstvo cveta. - M.: Izd. D.Aronov, 2001 -96 s. (in Russian)
2. Kadyjrova L.X. Zhivopis': teoreticheskie voprosy i prakticheskie zanyatiya. Ucheb.posobie dlya studen-tov 2-go kursa xudozh.-graf. fak. ped.vuzov: po spe-
cial'nosti 030800 «Izobraz. iskusstvo». - Kazan': M-vo obrazovaniya Ros.Federacii, Naberezhno-cheln.gos.ped.ins-t, Kazan', 2003. - 128 s. (in Russian)
Кадыйрова Ляйсан Хабибулхаковна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна и национальных искусств Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого Казанского федерального университета.
420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected]
Kadyirova Lyaisan Habibulhakovna - PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Design and Folk Art, Institute of Philology and Intercultural Communication named after Leo Tolstoy, Kazan Federal University.
18 Kremlyovskaya Str., fâzan, 420008, Russia E-mail: [email protected]
Мусина Карина Ирековна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна и национальных искусств Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого Казанского федерального университета.
420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected]
Musina Karina Irekovna - PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Design and Folk Art, Institute of Philology and Intercultural Communication named after Leo Tolstoy, Kazan Federal University.
18 Kremlyovskaya Str., fâzan, 420008, Russia E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 08.11.2015