Научная статья на тему 'Формы стимулирования творческой индивидуальности ребёнка в системе художественного образования'

Формы стимулирования творческой индивидуальности ребёнка в системе художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
744
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПОТЕНЦИАЛ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATION / CREATIVE CAPABILITIES / POTENTIAL / ARTISTIC EDUCATION / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кононыхина Ирина Александровна

В статье рассматриваются факторы развития творческого потенциала личности школьника, факторы креативности, которые играют существенную роль в системе художественного образования в структуре педагогического процесса. Выявленная доминанта креативности учащегося помогает преподавателю моделировать педагогический процесс на индивидуально-творческой, личностно-дифференцированной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF STIMULATION OF CREATIVE INDIVIDUALITY OF A CHILD IN ART EDUCATION SYSTEM

The paper investigates factors of development of creative potential of the personality of a schoolchild and creativity factors which play an essential role in art education system in the structure of pedagogical process. The revealed dominant of the creativity of a schoolchild helps the teacher to model pedagogical process with an account of individually-creative and personally-differential development.

Текст научной работы на тему «Формы стимулирования творческой индивидуальности ребёнка в системе художественного образования»

ББК 74.200.54 YAK 37.036

И.А. КОНОНЫХИНА

I.A. KONONYKHINA

ФОРМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

РЕБЁНКА В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

FORMS OF STIMULATION OF CREATIVE INDIVIDUALITY OF A CHILD IN ART EDUCATION SYSTEM

В статье рассматриваются факторы развития творческого потенциала личности школьника, факторы креативности, которые играют существенную роль в системе художественного образования в структуре педагогического процесса. Выявленная доминанта креативности учащегося помогает преподавателю моделировать педагогический процесс на индивидуально-творческой, личностно-дифференцированной основе.

The paper investigates factors of development of creative potential of the personality of a schoolchild and creativity factors which play an essential role in art education system in the structure of pedagogical process. The revealed dominant of the creativity of a schoolchild helps the teacher to model pedagogical process with an account of individually-creative and personally-differential development.

Ключевые слова: творчество, творческие способности, потенциал, художественное образование, креативность.

Key words: creation, creative capabilities, potential, artistic education, creativity.

Для успешного решения задачи качественной подготовки специалистов объективно назревает необходимость обновления учебного процесса на основе современных достижений психологии и педагогики. Важным моментом становится поиск новых дидактических путей формирования необходимых психологических структур, способствующих развитию творческих способностей будущих учителей изобразительного искусства.

Изучив определение «творчество» с различных точек зрения, можно констатировать, что художественное творчество имеет возможность создания новых эмоций, воплощённых в произведениях искусства. В процессе творчества проявляется индивидуальность автора, происходит самореализация его личности, возникает возможность выразить своё отношение к миру.

Современное общество заинтересовано в развитии индивидуальности: от «нормативной» типовой личности оно получает значительно меньше, чем от человека с творческой позицией. Но потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в природе человека, обычно реализуется в процессе человеческой жизни.

Общепризнано, что особые способности, или одарённость, зависят от врождённых задатков. Есть ли в таких случаях педагогическая целесообразность в разработке методов, приёмов, технологий стимулирования творчества в процессе обучения? Для ответа на этот вопрос был проведён опрос, который показал:

- существует определённая возрастная периодизация в развитии творческих способностей детей;

- процесс формирования творческих способностей, в том числе и художественных, происходит в условиях обучения и воспитания.

С учётом устоявшейся, проверенной многолетней практикой академической системы художественного образования школьники заблуждаются в том, что при выполнении рисунка, соблюдая правила и законы построения реалистического изображения, они занимаются механической работой, в которой нет творчества. Прене-

брегая правилами и законами графического изображения, учащиеся думают, что они экспериментируют, ищут новые средства выражения а, следовательно, творят.

Чистяков П.П. утверждает, что творчество только тогда истинно, когда основывается на способностях детей к изобразительной деятельности.

По мнению Н.Н. Ростовцева, «когда ученик поймёт весь комплекс элементов построения изображения, находящихся во взаимодействии, он сможет активизировать свой творческий процесс, как творческо-познавательный» [5, с. 115]. Однако и при обучении, при передаче академических знаний возможно и необходимо развивать творческие способности, стимулировать творческую активность.

Так, Я.Ф. Циоглийский, создавая натурную постановку, стремился к тому, чтобы она вызывала у учеников определённые эстетические чувства. А.М. Соловьёв так характеризовал его приёмы: «...Я.Ф. Циоглийский всегда ставит натуру интересно, он помещает её среди драпировок, ковров и предметов, вывезенных им из Индии и Египта. Надо отдать ему справедливость: необычность расцветки и формы привлекают взгляд и способствуют более острому восприятию натуры» [3, с. 79].

Есть и другие приёмы, активизирующие эмоциональную сферу учащегося: интересно подобранное освещение, расположение предметов, смена материала в процессе рисования, которые позволяют заинтересовать ученика данной работой, создание образа натурщика, придание постановке некой идеи. Таким образом, активизация эмоционального восприятия композиции помогает одновременно с вдохновением решать учебные задачи и развивать творческие способности.

Огромную роль в развитии творческих способностей учащегося играет личность педагога. Подавление своей авторитетной личностью творческих способностей у воспитанников останавливает развитие их творчества на синтезированном (подражательном) этапе. Знаменитый педагог Я.А. Коменский так характеризовал данный момент: «Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает, так как нужно помогать способностям, а не подавлять их, и воспитатель юношества, так же как и врач, является только помощником природы, а не её господином» [1, с. 173].

Педагогу, который стремится управлять и развивать творческие способности своих учеников, необходимо использовать в своей работе личностно-ориентированный подход, предполагающий учёт индивидуальных способностей своих учеников (тип темперамента, половую принадлежность, характер нервной деятельности).

Так, исследования показывают, что развитию творческих способностей у девушек мешает страх за успех работы, а у юношей - преимущественно чрезмерная самокритичность.

Педагог может контролировать данную ситуацию, стимулируя учащихся проблемными задачами, создавая конкурентные условия, заманчивую форму поощрения для стимулирования самостоятельного смелого художественно-творческого решения. Однако подобная работа предусматривает достаточно высокий уровень знаний и навыков по изобразительной деятельности [2, с. 53].

Таким образом, на основании изложенного можно констатировать, что для развития творческих способностей учащихся необходимо:

- знание возрастной периодизации формирования творческих способностей;

- совершенное владение академической техникой и методикой рисования;

- умение формировать у учащихся уверенность в своих силах, веру в способность решать поставленную задачу;

- создание эмоциональной сферы учащихся как при обучении (выполнение композиции и т.д.), так и при оценке результатов с помощью положительных эмоций (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.).

- стимулирование стремления к самостоятельному выбору целей, задач и средств решения;

- развитие воображения и склонности к фантазированию;

- формирование чувствительности к противоречиям, умение обнаруживать и формулировать их;

- грамотно организованная система поощрения;

- поощрение стремления к индивидуальности (быть самим собой).

Таким образом, для успешного формирования личности ребёнка на протяжении всех этапов обучения необходимо развивать творческие способности, осуществляя данный процесс незаметно для учащихся. Подобная работа обеспечит не только качественное усвоение знаний, умений и навыков по изобразительному искусству, но и будет стимулировать обучаемых к дальнейшему самосовершенствованию.

Проведённый анализ психолого-педагогических исследований, связанных с выявлением психологических механизмов профессиональной деятельности показал, что творческие способности - это в основном явление приобретённое, формирующееся с детства. Возможности развития каждого школьника не имеют границ. Мозг человека с его способностью к творчеству - величайший дар природы, и в этом смысле «одарённость» представляется не как исключительность, а как потенциал, заложенный в каждом ребёнке.

В соответствии с этим понятием в педагогике намечаются глобальные задачи обучения:

1. Разработать теорию и методику создания системы воспитания и обучения талантливых детей.

2. Вычленить этапы проведения практических мер, направленных на развитие, интеллектуально-творческого потенциала каждого учащегося.

Рассмотрим эти задачи по этапам:

1) определить концепцию понятия одарённости и его компоненты;

2) провести диагностику для выявления уровня одарённости и прогнозирования;

3) систематизировать технологии и методики обучения и развития творческого потенциала личности.

Одарённость - индивидуальное сочетание способностей, от которых зависит успешность творческой деятельности. Одарённость может быть интеллектуальной, творческой, одарённость в социальных отношениях, и т.д. Все одарённости имеют общую основу для развития и проявления любых способностей.

Телепова Б.М. определяет одарённость как качественно своеобразное сочетание способностей, от которой зависит возможность достижения успеха в выполнении той и иной деятельности.

Джорж Рензуили определил, что одарённость есть сочетание трёх характеристик: интеллектуальных способностей, креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Эти компоненты являются ядром для развития творческого потенциала каждого ребёнка.

Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замки на песке, предвидеть будущее (П. Торренс).

Креативность проявляется в потребности человека исследовать, приобретать новые знания, выдвигать новые гипотезы, принимать оригинальные решения.

Креативность характеризуется следующими качествами личности: гибкостью мышления, оригинальностью, любознательностью, способностью к разработке гипотез, фанатичностью.

Понятие креативности как универсальной познавательной творческой способности открыл Дж. Гилфорд. Он выявил шесть параметров креативности:

- способность к обнаружению и постановке проблемы;

- способность к генерированию большого количества идей;

- спонтанная гибкость - способность продуцировать большее количество идей;

- оригинальность - способность продуцировать отдельные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения;

- способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

- способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость - увидеть в объекте новые признаки, найти новое использование.

Торрес П. характеризует это свойство личности следующими параметрами:

1. Беглость - способность к продуцированию максимально большого числа идей (чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных).

2. Оригинальность - способность выдвигать новые идеи, отличающиеся от широко известных идей, общепринятых, банальных.

3. Гибкость представляет собой умение выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать оригинальные стратегии решения.

4. Разработанность - детализация идей [4, с. 371].

Высокие показатели этого значения характерны для учащихся с высокой успешностью, способных к конструктивной деятельности.

Творцы могут быть поделены на две группы. Одни умеют быстро продуцировать оригинальные идеи. Другие творчески детально прорабатывают существующие идеи. То есть творческие личности по-разному реализуются. Это зависит от внутреннего склада человека и типа мышления.

Интеллект - основа для творческой продуктивности, Дж. Гилфорд указал на принципиальное развитие между двумя типами мыслительных операций: конвергенции и дивергении.

Конвергентное мышление актуализируются в тех случаях, когда человеку, решающему задачу, на основе множества условий, нужно найти единственно правильное решение.

Дивергентное мышление определяется как два типа мышлений, идущих в разных направлениях.

Данный тип мышления взаимосвязан с воображением и служит средством порождения большого количества идей. Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблем, приводит к неожиданным выводам и результатам.

Дж. Гилфорд считает операцию дивергенции основой креативности. П. Торренсом и Дж. Гилфордом выявлена корреляция уровня интеллекта и уровня креативности. Чем выше уровень интеллекта, тем больше вероятности высокой креативности. Лишь начиная с определённого уровня, пути интеллекта и творчества расходятся. Если уровень интеллекта выше 120 корреляций, между творческой и интеллектуальной деятельностью человека границы исчезают, поскольку творческое мышление имеет свои отличительные черты и не тождественно интеллекту [см.: 6, с. 256].

П. Торренс и большинство психологов включают в число обязательных признаков одарённости интеллектуальное развитие выше среднего уровня, так как такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.

Педагогу необходимо знать реальные возможности и способности ребёнка для того, чтобы спрогнозировать возможные варианты роста творческой личности и более тонко подойти к педагогической программе.

В психолого-педагогической практике существует два основных подхода к изучению интеллектуально-творческого потенциала личности:

1. Изучение с помощью проблемных ситуаций, наблюдений за личными характеристиками, анализом продуктов деятельности.

Интеллектуальные способности и креативность - глубинные личностные характеристики. Сочетание этих характеристик составляет личностный потенциал и имеет множество проявлений в реальной жизни школьника как черты творческой личности. Черты личности легко наблюдаемы и вполне заметны для заинтересованного педагога и родителей. Существует ряд анкет на выявление творческой характеристики личности школьника.

2. Изучение с помощью известных тестов.

П. Торренс продолжил исследование креативности, он открыл новый аспект в понимании креативности как способности к обострённому восприятию недостатков, чувствительности, чуткости и дисгармонии. П. Торренс разработал серию тестов на креативность для детей от дошкольного до взрослого возраста. В состав тестов входит 12 анкет, диагностирующих три сферы творчества: словесное творческое мышление, словесно-звуковое, изобразительное творческое мышление [см.: 6, с. 272].

Для диагностики креативности существует множество методик: М. Водлаха, Н. Когана, Р. Стериберга, Дж. Гилфорда и др.

Для выявления задатков креативности и изобразительного стиля мышления в школе № 46 г. Сургута был опробован тест П. Торренса «Фигурная форма» (дорисуй

фигуру). Этот тест выявляет следующие параметры творческого мышления: беглость или продуктивность, оригинальность, гибкость или разработанность [2, с. 98]. Тест валидный, удобен в разработке и даёт полную характеристику креативности, что позволяет более тонко подойти к творческой личности школьника.

Рассматривая некоторые методы стимулирования и развития творческого потенциала личности школьника, можно выявить некоторые факторы креативности, которые играют существенную роль в системе художественного образования в структуре педагогического процесса.

Выявленная доминанта креативности учащегося помогает преподавателю моделировать педагогический процесс на индивидуально-творческой, лично-дифференцированной основе.

Педагогу необходимо строить учебный процесс на основе факторов, стимулирующих креативность в развитии творческих способностей. Поэтому необходимо обращать внимание на следующие сферы деятельности:

1. Развитие интеллектуальной сферы, методов подбора заданий и упражнений, стимулирующих развитие конвергентного и дивергентного мышления. Задания строить с учётом построения творческого акта по теории П. Торренса. Творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновения гипотез, проверку гипотез и нахождение результата. Интеллектуальная способность является основой креативности (по теории Р. Стернберга). Для творчества особенно важны следующие составляющие интеллекта:

- синтетическая способность - новое видение проблем;

- аналитическая способность - выявление идей, достойных дальнейшей разработки;

- практическая способность - умение убеждать других в ценности идеи.

2. Активное развитие репродуктивного и творческого воображения упражнениями и играми, приёмами: агглютинацией - соединением существующих частей объекта в получении нового, аналогами - ассоциацией со сходными реальными формами (монотипии, кляксы, каракули), типизацией - созданием типичного образа, акцентированием - подчёркиванием главного.

3. Мотивация - постоянное стимулирование творческой активности учащихся к изобразительной деятельности: поощрение, положительные оттенки, участие в выставках.

4. Тесный контакт с родителями. Просветительская работа с родителями о возрастных особенностях ребёнка и факторах, способствующих развитию творческой деятельности и креативности.

Для развития творческих способностей необходима нерегламентированная среда с демократическими отношениями в семье. Преподаватель, стремящийся к развитию креативности учащихся, должен обеспечить благоприятные условия для творчества, т.е. стимулировать появление новых идей и новых результатов.

Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления, которые выдвигают психологи, следующие:

- создавать ситуацию незавершённости и открытости;

- отсутствие жёсткого контроля;

- разрешение и поощрение;

- разработать приёмы, стратегии для выполнения творческих задач;

- использовать оценку для анализа ответов;

- акцентировать на самостоятельную деятельность;

- направлять внимание и интерес родителей;

- создавать атмосферу понимания и возможности спонтанной экспрессии;

- поощрять творческое начало в самостоятельной практике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В тоже время существуют факторы, препятствующие развитию творческих способностей:

- стремление к успеху во что бы то ни стало;

- жёсткие стереотипы;

- изменение точки зрения под влиянием большинства;

- преклонение перед авторитетом.

Развивая творческий потенциал школьника, необходимо постоянно уделять внимание специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, связей, альтернативности и оригинальности, выдвижению новых гипотез.

Индивидуально-творческий личностно-дифференцированный подход активизирует рост креативности.

Определение уровня особенностей параметров креативности учащихся помогает учителю:

- развивать творческую индивидуальность;

- реагировать и вовремя корректировать;

- прогнозировать творческий рост деятельности учащегося;

- анализировать рост творческой деятельности.

Обучение аспектов креативного поведения и самовыражения в творческих действиях способствует появлению таких личностных качеств, как независимость, открытость к новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве.

Творческий человек легко адаптирован в среде, активен, независим. Сочетание интеллекта и креативности предполагает социальную активность и профессиональную реализацию в различных сферах деятельности.

Делая вывод, можно констатировать, что творческая деятельность должна быть структурирована таким образом, чтобы подход к работе с учащимися позволял ритмически организовывать их деятельность, создавая гармоничные, комфортные условия, помогая включаться в творческий процесс и выражать себя свободно во всех сферах деятельности.

Литература

1. Гильфорд, Дж. Три стороны интеллекта [Текст] / Дж. Гильфорд // Психология мышления / ред. А.Б. Матюшин. - М. : Прогресс, 1966. - 364 с.

2. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб. : Общество, 1999. - 264 с.

3. Олах, А. Творческий потенциал и личные проблемы [Текст] / А. Олах // Общественные науки за рубежом. Серия Науковедение. - 1978. - C. 74-85.

4. Пономарев, Я.А. Психология творчества [Текст] / Я.А. Пономарев. - М. : Наука, 1998. - 327 с.

5. Ростовцев, Н.Н. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием [Текст] / Н.Н. Ростовцев, А.В. Терентьев. - М. : Просвещение, 1987. - 312 с.

6. Торопов, А.Р. Креативное поведение школьников [Текст] / А.Р. Торопов. - КГУ : Университет, 2009. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.