Таким образом, одна из основных задач образования различных ступеней - как среднего, так и высшего - это развитие мышления у обучаемых, в том числе, математического. Важ-
Библиографический список
ность исследований отмеченной проблемы усиливается возрастающим значением и применением математики в различных областях науки, экономики и производства.
1. Максимов Л.К. Зависимость развития математического мышления школьников от характера обучения. Вопросы психологии. 2002; 2.
2. Пиаже Ж. Структуры математики и операторные структуры мышления. Москва, 2000.
3. Каплунович И.Я. Измерение и конструирование обучения в зоне ближайшего развития. Педагогика. 2002; 10.
4. Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевникова Т.Я. Высшая математика в упражнениях и задачах. Москва, 2003; Часть 1, 2.
5. Маммедов РГ. Курс высшей математики. Баку, 2013; Т. I.
References
1. Maksimov L.K. Zavisimost' razvitiya matematicheskogo myshleniya shkol'nikov ot haraktera obucheniya. Voprosy psihologii. 2002; 2.
2. Piazhe Zh. Struktury matematiki i operatornye struktury myshleniya. Moskva, 2000.
3. Kaplunovich I.Ya. Izmerenie i konstruirovanie obucheniya v zone blizhajshego razvitiya. Pedagogika. 2002; 10.
4. Danko P.E., Popov A.G., Kozhevnikova T.Ya. Vysshaya matematika v uprazhneniyah i zadachah. Moskva, 2003; Chast' 1, 2.
5. Mammedov R.G. Kurs vysshejmatematiki. Baku, 2013; T. I.
Статья поступила в редакцию 20.07.16
УДК 378
Gadjiev G.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Professional Education and Science, Ministry of Education and
Science of the Republic of Dagestan (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Mirzoev M.M., senior teacher, Department of Economics and Design, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,
Russia), E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS IN MODERN EDUCATION. The article summarizes aspects of the use of diagnostics to determine an outcome of creative personality development, a level of educational attainment of students, as well as existing problems in organization of artistic and design activity. The authors conclude that the individual characteristics of students based on the diagnostics of personal sphere and study can build an individual educational program and provide a favorable psychological climate, facilitating self-expression of students as creative individuals.
Key words: pedagogical diagnostics, psycho-pedagogical diagnostics, diagnostic results.
Г.М. Гаджиев, д-р пед. наук, проф., начальник управления профессионального образования и науки, Министерство
образования и науки Республики Дагестан, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
М.М. Мирзоева, ст. преп. каф. экономики и дизайна, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический
университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье кратко представлены аспекты использования диагностики для определения результатов развития творческой личности, уровня образовательной подготовки студентов, а также для установления существующих проблем обеспечения готовности к художественно-проектной деятельности. Авторы приходят к выводу, что на основе диагностики личностной сферы и изучения индивидуальных особенностей студентов можно выстроить индивидуальную образовательную программу и обеспечить благоприятный психологический климат бесконфликтного взаимодействия, способствующего самовыражению творческих индивидуальностей.
Ключевые слова: педагогическая диагностика, психолого- педагогическая диагностика, результаты диагностики.
Анализ рынка труда указывает на нехватку квалифицированных педагогов профессионального обучения, отвечающих современным требованиям, способных проектировать и реа-лизовывать процесс обучения по общепрофессиональным и специальным учебным предметам, а также осуществлять практическую подготовку по группам родственных профессий в области дизайна. Для этого педагог профессионального обучения должен владеть теорией и методикой проектной деятельности, использовать инновационные технологии создания искусственных систем жизнедеятельности, что предопределяется уровнем художественных и творческих способностей личнос-
Педагогическая диагностика проводится на всех этапах образовательного процесса и представляет собой «совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия» [1].
Разрабатывая методику определения результатов развития творческой личности, ориентируясь на структуру творческих характеристик будущих специалистов, мы полагаем, что необходимо определить комплекс диагностических процедур.
Проблема диагностики творчества, как и условий развития креативности являются одной из ключевых и противоречивых в
педагогике и психологии. В каждой отдельной области знаний или творческой деятельности свой набор характеристик личности. Определим характеристики личности, необходимые для творческой художественно-проектной деятельности.
Анализ функций художественного творчества, выявленных Л.Н. Столовичем, и изучение индивидуальных характеристик творческой личности в исследованиях Р.А. Гильман, мы можем представить взаимосвязь этих функций и индивидуальных особенностей в форме таблице 1.
Мы осознаём, что подобное установление взаимосвязи между функциями творчества и индивидуальными характеристиками творческой личности является упрощенным и схематичным. Тем не менее, такая взаимосвязь существует и её следует учитывать в развитии творческой индивидуальности средствами художественно-творческой деятельности.
С позиций личностно-ориентированного подхода в структуре личности педагога профессионального обучения нами выделены обобщенные характеристики: мотивация к учебно-познавательной деятельности, уровень креативного мышления и наличие локуса самоконтроля, готовность к экспериментированию в разных видах деятельности (табл. 2). При этом отношения осуществляются в познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, коммуникативной и художественной разновидностях деятельности.
Таблица 1
Функции художественного творчества и соответствующие им характеристики личности
№ п/п Функции художественного творчества Характеристики творческой личности
1. Познавательная, связанная с отражением в сознании окружающей действительности. Широта и глубина познания мира и роли человека в нем; интеллектуальные способности (лингвистические, логико-математические, пространственные, телесно-кинетические, музыкальные, интерперсональные и интраперсо-нальные); чувственная и интеллектуальная интуиция.
2. Эмоциональная, связанная с реагированием личности на стимулы. Энергетика эмоций; позитивный или негативный характер переживаний (оптимизм, пессимизм); способность к эмоциональной рефлексии и сопереживанию, тонкость и яркость эмоциональных переживаний; согласованность эмоций с ядром личности.
3. Коммуникативная, связанная с восприятием художественной информации и влияние произведения творческого продукта на общественное сознание. Уровень развития культуры: рационально-логическое или эмоционально-эстетическое восприятие произведений творчества; умение соотносить художественные впечетления со своим опытом или отстраненность; оценка произведения культуры согласно общественным эстетическим критериям.
4. Воспитательная, связанная с нравственными установками, убеждениями и взглядами. Эгоизм, тщеславие, карьеризм или альтруизм, доброта, гражданская ответственность; научное или мистическое мировоззрение; приверженность или свобода от традиций какой-либо культуры.
5. Эвристическая, связанная с творческой деятельностью. Метафоричность, образность мышления; свобода фантазии от жизненных установок; гибкость ассоциативных процессов, вызванных художественным образом; способность одномоментно и спонтанно сфокусировать все силы души и ума, остроту восприятия, запасы памяти и богатства воображения, т. е. реализовать ресурсы творческого потенциала.
Таблица 2
Характеристики личности педагога профессионального обучения
№ Художественно-проектная деятельность
п/п Декоративно-прикладное творчество Дизайн Конструирование женской одежды
1. Мотивация к художественно-прикладному творчеству Мотивация к проектной творческой деятельности Мотивация к творческой конструкторской деятельности
2. Сочетание традиционности и новаторства Склонность к радикализму, постоянному экспериментированию Стремление к поиску новых стратегий решения проблем
3. Интравертность и экстравертность личности Черты интравертности Черты экстравертности, гибкость в общении
4. Использование художественно- образных средств коммуникации Высокая сензитивность, эстетическое восприятие окружающей среды Стресовоустойчивость в сложных ситуациях
Как видим, оценить результаты развития творческой (креативной) личности только с позиций педагогической диагностики невозможно потому, что признаётся недостаточная разработанность и теоретическая обоснованность этого направления.
Некоторые педагоги считают, что им нет необходимости заниматься специально «научной» диагностикой. Поскольку давно известны такие методы изучения личности, как проверка знаний и умений, непосредственное общение с учащимися, наблюдения во время занятий и вне занятий, обмен мнениями о них с другими педагогами. Но в таких высказываниях нельзя не заметить их ограниченность.
В педагогической литературе часто используются такие понятия, как контроль педагогического процесса, проверка знаний и умений, оценка, отметка и реже педагогическая диагностика. Термин «педагогическая диагностика» был введён в науку в 1968 г немецким учёным К. Ингекампом. Под диагностикой он понимал процесс, в ходе которого педагог наблюдает за учащимися, проводит анкетирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов с целью описать их поведение, объяснить его мотивы или предсказать поведение в будущем [2].
Общеизвестно, что профессиональная деятельность любой отрасли осуществляет диагностику состояния и качества производимой продукции и производственного процесса. Педагогиче-
ская деятельность, как и всякая другая профессиональная деятельность, имеет предмет, цели, задачи, содержание, формы, методы и результаты, т. е. не является исключением и следует должна осуществлять диагностику состояния и качества образовательного процесса.
Однако педагогическая диагностика пока еще не стала компонентой структуры профессиональной деятельности педагога, и расценивается она педагогами не так серьезно, как психодиагностика у психологов, медицинская диагностика у медиков и техническая диагностика у инженеров. Принято считать, что изучение личности учащегося - функция психологии, а не педагогики. Все педагоги проверяют результативность обучения и воспитания, выясняют причины слабой успеваемости, но эти аналитические действия они не связывают с диагностикой.
Тем не менее, педагогическая диагностика в неявном виде присутствует в любом педагогическом процессе, начиная с взаимодействия педагога и студента на занятии и кончая управлением системой образования в целом. Она проявляется и в форме контрольно-оценочной функции деятельности, и в любой характеристике, как студента, так и педагога. Без педагогической диагностики не может быть состоятельным ни одно экспериментальное исследование.
Рассматривая понятие «педагогическая диагностика», заметим, что прилагательное «педагогическая» характеризует следующие особенности данной диагностики:
- диагностика осуществляется для педагогических целей, т. е. она ориентирована на то, чтобы на основе анализа и интерпретации результатов получить новую информацию о том, как улучшить качество образования (обучения, воспитания) и развития личности студента;
- даёт принципиально новую содержательную информацию о качестве педагогической работы самого педагога;
- осуществляется при помощи методов, которые органически вписываются в логику педагогической деятельности педагога;
- с помощью педагогической диагностики усиливаются контрольно-оценочные функции деятельности;
- некоторые традиционно применяемые средства и методы обучения и воспитания могут быть трансформированы в средства и методы педагогической диагностики.
Характерной особенностью педагогической диагностики предстает присутствие нетрадиционного объекта диагностики - педагогического процесса. Компоненты педагогического процесса предстают объектами педагогической диагностики: обучаемый, педагог, содержание, методы, средства и результаты педагогической деятельности и закономерности педагогического процесса.
Исследователи акцентируют внимание на различных этапах диагностирования при анализе педагогической диагностики как объекта научного изучения.
М.И. Шилова связала процесс педагогической диагностики со сбором, хранением, переработкой информации и её использованием для управления учебно-воспитательным процессом [3].
А.С. Белкин считает, что эффективная педагогическая деятельность не может проводиться вслепую, без постоянного отслеживания результатов, без прогнозирования тенденций развития и принятия адекватных управленческих решений. Речь идет о педагогическом мониторинге, т. е. о непрерывном, научно-обоснованном, диагностико-прогностическом, планово-деятельнос-тном отслеживании образовательного процесса [4].
Л.Н. Давыдова, кроме выделенных в общей теории диагностирования, добавляет несколько специфических этапов, совпадающих с выявленными Т.В. Куприянчик и характерными именно для педагогической диагностики:
- выявление внутренних и внешних условий, определяющих тот или иной уровень развития личности;
- определение зоны ближайшего развития; продумывание срочных педагогических мер по дальнейшему развитию и формированию личности [5; 6].
Одновременно педагогическая диагностика, представляя собой, самостоятельный компонент педагогической деятельности, присутствует на всех ее уровнях: целеполагания, оценки, выбора технологий, конструировании содержания и т. д. [5].
Таким образом, педагогическая диагностика является нетрадиционной разновидностью диагностики так как:
- имеет специфический объект диагностирования и своеобразный подход к его исследованию;
- является самостоятельным компонентом педагогической деятельности, присутствующим на всех ее этапах;
- характеризуется наличием функций и принципов, несхожих с другими видами диагностики; имеет особую структуру и ряд специфичных этапов.
В высшей школе целью диагностики является получение научно-обоснованной информации о подготовке студента. Сегодня в вузе применяются самые различные методы и формы диагностики: устные и письменные контрольные работы, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные и дипломные работы и т. д. Каждый из этих методов имеет как достоинства, так и недостатки.
Центральное место педагогической диагностики принадлежит так называемым тестам успешности (тестам достижений). Наряду со стандартизированными тестами успешности в педагогической практике используются аналогичные контрольные задания, разработанные отдельными педагогами для конкретных педагогических целей. Диагностическая ценность таких заданий
Библиографический список
ограничена, т.к. они, как правило, составлены достаточно произвольно и не апробированы на крупных выборках тестируемых. Вспомогательным методом педагогической диагностики служат психологические тесты.
В психолого-педагогической науке существуют теоретические и эмпирические методы для диагностики творческих (креативных) способностей: наблюдение, интервьюирование, методы диагностики интеллекта (памяти, внимания, логического мышления), диагностика психических состояний и свойств личности, диагностика межличностных отношений в коллективе и т. д.
Предмет педагогической диагностики - развивающаяся личность студента. Следовательно, чтобы овладеть теорией и практикой профессионально-диагностической деятельности, необходимо понимать современную трактовку понятия «личность», знать основные положения теории развития личности и в возрастные особенности становления личности студента.
Все диагностические процедуры исследования когнитивной, мотивационной, нравственной сфер личности, так или иначе, затрагивают проблему исследования личности. Для диагностики готовности студентов к художественно-проектной деятельности необходимо определить показатели креативности, формирующие профессиональные установки на участие в художественно-проектной деятельности и показатели личностного творческого потенциала.
Поэтому мы полагаем, что целесообразно вести диагностику целостного анализа личности с помощью многофакторного опросника личности РБ. Кеттелла. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности.
Опросник Р.Б. Кеттелла обладает двумя важными преимуществами перед другими личностными методиками: во-первых, с его помощью можно достаточно полно охватить личностную сферу; во-вторых, в факторах Кеттелла отсутствует априорная предвзятость, свойственная факторам, выделенным на базе других теоретических концепций.
На основе диагностики личностной сферы и изучения индивидуальных особенностей студентов можно выстроить индивидуальную образовательную программу и обеспечить благоприятный психологический климат бесконфликтного взаимодействия, способствующего самовыражению творческих индивидуальностей.
Педагог профессионального обучения (дизайн) кроме личностных качеств должен обладать и креативными способностями для выполнения профессиональной деятельности дизайнера. Для определения креативности студентов предлагаем использовать тест П. Торренса - краткий тест творческого мышления (КТТМ) (фигуральная форма) компьютерный вариант.
Этот тест состоит из трёх заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается. Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей креативности: «беглость» (скорость, продуктивность), «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названия» [7].
Для включения студентов в художественно-проектную деятельность мы устанавливаем уровень креативности студентов, формирующий профессиональные установки и выявленный с помощью теста П. Торренса.
Результаты диагностики готовности студентов к художественно-проектной деятельности говорят о качестве или уровне образовательной подготовки студентов и имеющихся проблемах обеспечения готовности к художественно-проектной деятельности.
Для разрешения выявленных противоречий можно приступить к выполнению следующей задачи исследования: изучению педагогических условий, которые обеспечат включение в дизайнерскую деятельность будущих педагогов профессионального обучения (дизайн).
Таким образом, психолого-педагогическая диагностика в образовательном учреждении - практика выявления качества профессионально-педагогической деятельности, причин её успехов или неудач, а также совершенствования этой практики.
1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. Москва, 2002.
2. Ингекамп К. Педагогическая диагностика. Москва: Педагогика, 1999.
3. Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников. Классный руководитель. 2000.
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2000.
5. Давыдова Л.Н. Педагогическое диагностирование как компонент управления качеством образования: монография. Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2005.
6. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск: Петроком, 1992.
7. Куприянчик Т. В. Аналитико-диагностическая деятельность учителя и учащихся как фактор обновления воспитательной работы в школе. Красноярск, 1991.
References
1. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva, 2002.
2. Ingekamp K. Pedagogicheskaya diagnostika. Moskva: Pedagogika, 1999.
3. Shilova M.I. Teoriya i tehnologiya otslezhivaniya rezul'tatov vospitaniya shkol'nikov. Klassnyjrukovoditel'. 2000.
4. Belkin A.S. Osnovy vozrastnoj pedagogiki: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2000.
5. Davydova L.N. Pedagogicheskoe diagnostirovanie kak komponent upravleniya kachestvom obrazovaniya: monografiya. Astrahan': ID «Astrahanskij universitet», 2005.
6. Luchshie psihologicheskie testy dlya profotbora i proforientacii. Petrozavodsk: Petrokom, 1992.
7. Kupriyanchik T.V. Analitiko-diagnosticheskaya deyatel'nost' uchitelya i uchaschihsya kak faktor obnovleniya vospitatel'noj raboty v shkole. Krasnoyarsk, 1991.
Статья поступила в редакцию 06.08.16
УДК 378
Dzhatdoeva I.M., postgraduate, Department of Painting and Methods of Teaching Fine Art, Karachay-Cherkess State University
n. a. U. D. Aliev (Karachayevsk, Russia), E-mail: [email protected]
APPROACHES TO FORM PROJECT CREATIVE THINKING IN DESIGN STUDENTS. The paper considers approaches to the process of formation project creative thinking of design students. The specifics of design creative thinking of a designer is that a designing process takes part in visual-efficient, visual-figurative and abstract-logical thinking. In design-based creative thinking the creative thinking is a guide to create something new, what previously didn't exist. Forming design and creative thinking is considered as an activity of a student in the process of creating a subjectively new product, a project image, in which a student uses his knowledge and skills, acquired through practical activities in a qualitatively new situation. One of the important tasks of training of future designers is to identify effective methods and techniques, to identify the required conditions.
Key words: design thinking, design activities, artistic image.
И.М. Джатдоева, аспирант каф. живописи и методики обучения изобразительного искусства, ФГБОУ ВО
«Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск, E-mail: [email protected]
ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОЕКТНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ
В работе рассмотрены подходы к формированию проектно-образного мышления студентов-дизайнеров. Специфика про-ектно-образного мышления дизайнера заключается в том, что в процессе проектирования принимает участие его наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление В основе проектно-образного мышления лежит творческое (креативное), мышление, как направляющее на создание нового, ранее не создававшегося. Формирование про-ектно-образного мышления рассматривается как деятельность студента в процессе создания субъективно нового продукта, проектного образа, в который обучаемый вложил свои знания, умения и навыки, приобретенные посредством практической деятельности в качественно новой ситуации. Одной из важных задач подготовки будущих дизайнеров, является выявление эффективных методов и приёмов, выявление необходимых для этого процесса условий.
Ключевые слова: проектное мышление, проектная деятельность, художественный образ.
Дизайн сегодня рассматривается как деятельность проектная, при которой овладение концептуальными и образно-пластическими способами решения творческих задач выступают как приоритетные умения дизайнера. При этом специфика дизайнерской деятельности заключается в динамизме процессов и постоянной изменчивости форм. Эффективность деятельности дизайнера заключается в творческом подходе и особом мышлении дизайнера, направленном на активное созидание и преобразование мира. Творческое начало личности дизайнера, его профессионально-мировоззренческие позиции формируются наиболее активно в процессе обучения в вузе.
Большинство современных школ отечественного и зарубежного дизайна исходят из того, что в процессе обучения решающее значение приобретают не столько овладение частными умениями и знаниями, сколько способность их интеграции на высоком профессиональном уровне, что указывает на необходимость формирования целостных познавательных структур личности. Профессиональная деятельность дизайнера опирается одновременно на рационально-логическое мышление и на эмоционально-образное. При этом изготовляемый продукт должен соответствовать техническим требованиям, а так же быть оригинально окрашенным художественно-эстетическим мастерством профессионала, нести индивидуальность автора. [1].
Как писал Б.М. Неменский, отстаивая идею особой роли и специфики художественно-образного мышления: «Искусство предстает ... как проявление выработанной за миллионы лет человеческого существования, ничем не заменимой формы мышления, без которой человеческое общество, вообще не могло бы состояться» [2, с. 33].
В то же время формирование профессионального мышления у студентов-дизайнеров является актуальнейшей педагогической проблемой. При этом из-за нерешённости данной проблемы в значительной мере страдает качество подготовки будущих дизайнеров. В настоящий момент пока существует недостаточно исследований, направленных на изучение сущностных характеристик мышления дизайнера.
Нередко мышление дизайнера разными авторами определяется как «проектное» или «дизайнерское». При таком подходе учитывается профессионально-деятельностная характеристика мышления, но не раскрывается сущность познавательного процесса в художественно-проектном творчестве. На первое место выходит специфика взаимодействия тех образов, которые существуют в представлениях различных субъектов-участников проектного процесса о будущем дизайнерском объекте.
В этих образах отражается с различной степенью противоречивости совокупность представлений о структуре, функциях, узнаваемости, комфортности, социально-культурной значимости