Научная статья на тему 'Развитие творческого мышления первоклассников средствами графических упражнений'

Развитие творческого мышления первоклассников средствами графических упражнений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / ПЕРВОКЛАССНИКИ / ГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ДИАГНОСТИКИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / CREATIVITY / CREATIVE THINKING / FIRST GRADERS / GRAPHIC EXERCISES / DIAGNOSTICS OF CREATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зобнина Анастасия Алексеевна, Александрова Наталья Сергеевна

Статья посвящена исследованию развития у младших школьников творческого мышления средствами графических упражнений. Именно этот возраст является сензитивным для развития творческого мышления. Целью работы стала проверка эффективности использования графических упражнений для развития креативного мышления первоклассников. Рассматриваются теоретические и методические аспекты использования графических упражнений, а также приводятся примеры заданий и результаты экспериментальной работы. Указывается, что в этом возрасте закладываются приемы умственной деятельности, формируются мыслительные действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зобнина Анастасия Алексеевна, Александрова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING OF FIRST GRADERS BY MEANS OF GRAPHIC EXERCISES

The article is devoted to the study of the development of creative thinking in junior schoolchildren by means of graphic exercises. It is this age that is sensitive for the development of creative thinking. The aim of the work was to test the effectiveness of using graphic exercises for the development of creative thinking in first graders. The authors consider theoretical and methodological aspects of using graphic exercises, give examples of tasks and present the results of experimental work. It is noted that at this age we build the foundation of mental activity methods, and form the basics of mental actions.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого мышления первоклассников средствами графических упражнений»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зобнина А. А., Александрова Н. С. Развитие творческого мышления первоклассников средствами графических упражнений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 09 (сентябрь). - 0,3 п. л. - URL: h ttp://e-koncept.ru/2020/202039. htm.

ART 202039 DOI 10.24411/2304-120X-2020-12039 УДК 159.9.072

Зобнина Анастасия Алексеевна,

студентка факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров nastenazobnina@mail.ru

Александрова Наталья Сергеевна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «<Вятский государственный университет», г. Киров profaleksandrova@yandex.ru

Развитие творческого мышления первоклассников средствами графических упражнений

Аннотация. Статья посвящена исследованию развития у младших школьников творческого мышления средствами графических упражнений. Именно этот возраст является сензитивным для развития творческого мышления. Целью работы стала проверка эффективности использования графических упражнений для развития креативного мышления первоклассников. Рассматриваются теоретические и методические аспекты использования графических упражнений, а также приводятся примеры заданий и результаты экспериментальной работы. Указывается, что в этом возрасте закладываются приемы умственной деятельности, формируются мыслительные действия.

Ключевые слова: творческое мышление, графические упражнения, первоклассники, креативность, диагностика творческого мышления. Раздел: 19.00.00 Психологические науки.

Введение

Проблема развития творческого мышления человека была одной из важнейших во все времена, а в наши дни стала особо актуальна, так как в нашу эпоху - эпоху стремительного развития новых технологий - во всех отраслях становятся востребованы люди, которые могут мыслить креативно и неординарно, быстро ориентироваться и адаптироваться в новых условиях.

В научной литературе понятие «мышление» рассматривается с двух позиций: как процесс и как способность. Опираясь на это определение, ученые анализируют и характеризуют типы мышления, связь понятий «творчество» и «мышление», подходы к определению понятия «творческое мышление».

Многие исследователи, такие как М. Вертгемер, П. Я. Гальперин, З. И. Калмыкова и другие, говорят о двух основных видах мышления: репродуктивном и продуктивном (т. е. творческом). Однако некоторые ученые считают по-другому. Так, А. В. Брушлин-ский придерживается точки зрения, что термины «продуктивное», «творческое» мышление излишни, потому что мышление по своей сути отвечает за такие психологические механизмы, которые характеризуют творчество как высшую форму активности и самостоятельной деятельности человека. При этом отмечается, что репродуктивное мышление является просто памятью, а не собственно мышлением [1].

Следовательно, можно утверждать, что творческим мышлением называется такой вид мышления, в результате которого мы получаем какое-либо абсолютно новое или усовершенствованное решение той или иной задачи.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зобнина А. А., Александрова Н. С. Развитие творческого мышления первоклассников средствами графических упражнений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 09 (сентябрь). - 0,3 п. л. - URL: h ttp://e-koncept.ru/2020/202039. htm.

Младший школьный возраст является сензитивным для развития творческого мышления. В этом возрасте учебная деятельность является ведущей для детей, и именно она помогает раскрыться им в творческом процессе: учащиеся смело ищут решения творческих задач, привносят новые знания во все сферы своей жизни, легко адаптируют их под разные ситуации. Гармоничное взаимодействие чувственного и рационального познания в учебном процессе служит целостному формированию детских представлений и делает творческое мышление разносторонним и открытым для новых знаний [2].

Многие ученые и педагоги, такие как А. В. Запорожец, Г. Н. Кудина, А. М. Матюш-кина, З. Н. Новлянская, Л. Е. Стрельцов, Н. Д. Тамарченко, Д. Б. Эльконин и другие, занимались изучением данной проблемы, но до конца она так и не изучена.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли», - писал выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее, ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка [3].

Поэтому графические упражнения у детей имеют существенное значение для развития творческого мышления. Когда ребенок раскрашивает рисунки поочерёдно: то левой, то правой рукой либо одновременно двумя руками, выполняет обводки, штриховки и т. д., у него развиваются координация и ориентация, закрепляются навыки зрительного восприятия, синхронизируется работа глаз и рук, активизируется деятельность головного мозга в целом. Благодаря графическим упражнениям развиваются способности к восприятию окружающей действительности, пространственные представления воображения и логика, повышается познавательный интерес, и они способствуют формированию более широких понятий и независимости мышления.

Методология и результаты исследования

Творческое мышление ребенка непосредственно связано с его учебной деятельностью, оно не всегда заметно в интеллектуальных тестах, но может пробуждаться восприимчивостью к новым идеям, не поддающимся традиционным убеждениям. Нестандартные решения зачастую появляются в голове в момент расслабления, а не напряженного внимания. Для эффективного развития творческого мышления необходимо ежедневно заниматься с ребенком графическими упражнениями по 10-15 минут, периодически меняя задания. Однако если ребенок увлечен каким-то одним из них, то вы можете практиковать только его, и заметный результат будет уже через две-три недели.

Представим ряд заданий, которые были использованы в нашей работе.

Одним из вариантов формирования творческого мышления является тест креативности Е. П. Торренса. Данный тест предназначен для взрослых, школьников и детей в возрасте от пяти лет. Он состоит из трех субтестов, ответы к которым даются в виде рисунков и подписей к ним. Тест не только проверяет уровень креативности, но и способствует развитию воображения.

В первом субтесте ребенку предлагается на основе цветного овального пятна, вырезанного из бумаги, нарисовать оригинальную картинку и придумать к ней интересное название.

Второй субтест представляет собой 10 незаконченных фигур. Каждую фигуру ребенку необходимо дорисовать таким образом, чтобы ни одна не повторялась. Ко всем рисункам нужно придумать название, и чем оно необычнее и интереснее, тем лучше.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зобнина А. А., Александрова Н. С. Развитие творческого мышления первоклассников средствами графических упражнений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 09 (сентябрь). - 0,3 п. л. - URL: h ttp://e-koncept.ru/2020/202039. htm.

Рис. 1. Второй субтест

В третьем субтесте представлено 30 пар параллельных линий. Используя их, дети должны придумать соответственно тридцать разных картинок, не повторяясь, и вновь для каждого рисунка подобрать креативное название.

Рис. 2. Третий субтест

Оценивание работ происходит по пяти критериям: беглость, оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию и абстрактность названий. За каждый критерий дается определенное количество баллов. После проставления баллов нужно просуммировать их и поделить на пять. Полученный результат будет говорить об уровне креативности по Торренсу: 30 - плохо, 30-34 - ниже нормы, 35-39 - несколько ниже нормы, 40-60 - норма, 61-65 - несколько выше нормы, 66-70 - выше нормы, > 70 - отлично [4].

Известный факт, что наш мозг состоит из левого и правого полушарий. У большинства людей лучше функционирует только одно из них, но самым оптимальным является тот вариант, когда развиты оба полушария. Поскольку левое полушарие отвечает за речь, логику, анализ и математические способности, а правое - за восприятие информации на слух, планирование, креативность и образное мышление, можно сделать вывод, что человеку нужно и то и другое. Для этого с детства необходимо развивать межполушарные связи. Этим необходимо заниматься именно с первоклассниками, так как основное развитие межполушарных связей формируется у девочек

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зобнина А. А., Александрова Н. С. Развитие творческого мышления первоклассников средствами графических упражнений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 09 (сентябрь). - 0,3 п. л. - URL: h ttp://e-koncept.ru/2020/202039. htm.

до семи лет, а у мальчиков до восьми-восьми с половиной лет. Помогут в этом специальные упражнения, направленные на координацию работы полушарий мозга и развитие мышления ребенка.

Одним из таких упражнений является «Дорисуй картинку», где ребенок видит половину изображения, а вторую ему необходимо симметрично дополнить. Если рисунок изображен справа, то ребенок рисует левой рукой, а если слева - правой. Начинать такие занятия можно с рисунков по клеточкам, постепенно придя к рисованию на чистом листе. Это упражнение развивает внимание ребенка, терпение, мелкую моторику рук, а также дает знакомит с понятием «симметричность предметов».

Рис. 3. Дорисуй рисунок

Следующее упражнение - «Зеркальное рисование». Ребенок берет в каждую руку по карандашу и одновременно рисует какие-либо фигуры таким образом, чтобы они были зеркальными отражениями друг друга. Начинать нужно с простых геометрических фигур, постепенно переходя к более сложным. Данное упражнение позволяет каждому полушарию реализовывать себя в полной мере.

Более сложной формой зеркального рисования упражнение является «Дорисуй и раскрась рисунок обеими руками».

Рис. 4. Дорисуй и раскрась

Еще одним примером может служить упражнение, где ребенку нужно дорисовать и раскрасить сказочных героев так, чтобы одни стали добрыми, а другие - злыми.

Следующее упражнение - «Дорисуй портрет». Необходимо распечатать на листе формата А4 фото и разрезать его пополам. Половинки наклеить на два разных листа, а затем предложить ребенку их дорисовать [5].

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зобнина А. А., Александрова Н. С. Развитие творческого мышления первоклассников средствами графических упражнений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 09 (сентябрь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202039.htm.

«Дорисуй за другом» является одним из наиболее интересных упражнений для детей. Выполняется оно в парах. Один ребенок придумывает свое изображение, но не говорит товарищу о нем, а затем начинает рисовать только один его элемент. Товарищ пробует догадаться, что начал рисовать его друг, и дополняет изображение вторым элементом. Это продолжается до тех пор, пока не получится целостная картина. Зачастую в ходе работы приходится менять первоначальную задумку. Это хороший способ развить креативное мышление.

Следующее задание похоже на предыдущее, но здесь дается листок, на котором уже изображен основной элемент предмета. Ребенку необходимо догадаться, что хотел нарисовать художник, и дорисовать картинку.

«Простые фигуры» - упражнение, в котором требуется превратить восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольник или любые другие геометрические фигуры в часть более сложной картинки. Так, кружок можно преобразовать в «смайлик», колесо или очки. Если упражнение выполняется в группе, то можно устроить мини-соревнование на выбывание: дети по очереди рисуют новое изображение, кто не может больше придумать - выбывает.

Большое удовольствие доставляет детям рисование пальцами. С помощью цветных отпечатков дети придумывают образы животных, птиц, транспорта и растений. Такой вид рисования не только развивает воображение учащихся, но и поднимает настроение [6].

Упражнение «Нейропсихологический алфавит» также помогает развить креативность. Детям предлагается изобразить буквы необычным способом: в виде животных, построек, деревьев и других образов, которые придумает ребенок.

Еще одно необычное задание - «Дорисуй каракули». Сначала предлагается просто почеркать карандашом на листе бумаги. Когда это выполнено, ребенку следует подумать, как можно преобразить получившееся изображение в красивый рисунок. Здесь-то и включается творческое мышление. Ребенок создает картину из обычных, казалось бы, каракуль.

Эти и другие графические упражнения влияют на развитие памяти и внимания учащихся, а также помогают одновременно включить в работу оба полушария головного мозга, тем самым способствуя формированию творческих способностей и развитию творческого мышления.

В экспериментальной части была проведена проверка эффективности использования графических упражнений для развития творческого мышления первоклассников, которая проходила в три этапа: первичная проверка уровня креативности, выполнение упражнений на развитие творческого мышления и контрольное тестирование. Для тестирования мы использовали методику диагностики личностной креативности, разработанную Е. Е. Туник. Данная диагностика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску [7]. Результаты исследования приведены на рис. 5.

Сравнив результаты первичного и контрольного тестирования, мы пришли к выводу, что графические упражнения действительно способствуют развитию творческого мышления, показатели всех учеников возросли, у одних - незначительно, у других - в разы.

Большим преимуществом выполненной работы являются не только улучшенные результаты тестирования, но и то, что предложенные упражнения понравились всем ученикам без исключения. Одни задания давались труднее, другие же выполнялись с легкостью и большим энтузиазмом.

ниегп

issn 2304-i20x Зобнина А. А., Александрова Н. С. Развитие творческого мышления первоклассников средствами графических упражнений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 09 (сентябрь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202039.htm.

научно-методический электронный журнал

Рис. 5. Результаты исследования

Заключение

Таким образом, в ходе работы мы рассмотрели краткую историю изучения творческого мышления учеными, обосновали необходимость применения графических упражнений для развития креативности первоклассников, а также провели анализ проделанной нами экспериментальной работы, который говорит о положительном влиянии графических упражнений на творческое мышление первоклассника.

Ссылки на источники

1. Брушлинский А. В., Тихомиров О. К. О тенденциях развития современной психологии мышления // Национальный психологически журнал. - 2013. - № 2(10). - C. 10-16.

2. Чернецкая Н. И. Особенности развития творческого мышления в младшем школьном и подростковом возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2012. - № 8 (август). -С. 1-8. - URL: https://e-koncept.ru/2012/12108.htm.

3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - С. 52. - URL: https://www.rulit.me/books/serdce-otdayu-detyam-read-11277-52.html.

4. Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления. - URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/10/13/torrens.pdf.

5. Развитие творческих способностей - 3 важных упражнения. - URL: https://4brain.ru/tvorcheskoe-myshlenie/

6. Развитие детской креативности при помощи рисования. - URL: https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-detskoi-kreativnosti-pri-pomoschi-risovanija.html.

7. Диагностика личностной креативности. - URL: https://psytests.org/cognitive/tunik.html.

Anastasia Zobnina,

Student, Faculty of Pedagogy and Psychology, Vyatka State University, Kirov

nastenazobnina@mail.ru

Natalia Alexandrova,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Pedagogy and Methods of Preschool and Primary Education,

Vyatka State University, Kirov

profaleksandrova@yandex.ru

Development of creative thinking of first graders by means of graphic exercises

Abstract. The article is devoted to the study of the development of creative thinking in junior schoolchildren

by means of graphic exercises. It is this age that is sensitive for the development of creative thinking. The aim

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зобнина А. А., Александрова Н. С. Развитие творческого мышления первоклассников средствами графических упражнений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 09 (сентябрь). - 0,3 п. л. - URL: h ttp://e-koncept.ru/2020/202039. htm.

of the work was to test the effectiveness of using graphic exercises for the development of creative thinking in first graders. The authors consider theoretical and methodological aspects of using graphic exercises, give examples of tasks and present the results of experimental work. It is noted that at this age we build the foundation of mental activity methods, and form the basics of mental actions.

Key words: creative thinking, graphic exercises, first graders, creativity, diagnostics of creative thinking. References

1. Brushlinskij, A. V. & Tihomirov, O. K. (2013). "O tendenciyah razvitiya sovremennoj psihologii mysh-leniya", Nacional'nyjpsihologicheski zhurnal, № 2(10), pp. 10-16 (in Russian).

2. Cherneckaya, N. I. (2012). "Osobennosti razvitiya tvorcheskogo myshleniya v mladshem shkol'nom i po-drostkovom vozraste", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 8 (avgust), pp. 1-8. Available at: https://e-koncept.ru/2012/12108.htm (in Russian).

3. Suhomlinskij, V. A. Serdce otdayu detyam, p. 52. Available at: https://www.rulit.me/books/serdce-otdayu-detyam-read-11277-52.html (in Russian).

4. Test kreativnosti Torrensa. Diagnostika tvorcheskogo myshleniya. Available at: https://nspor-tal.ru/sites/default/files/2018/10/13/torrens.pdf (in Russian).

5. Razvitie tvorcheskih sposobnostej - 3 vazhnyh uprazhneniya. Available at: https://4brain.ru/tvorcheskoe-myshlenie/ (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Razvitie detskoj kreativnosti pri pomoshchi risovaniya. Available at: https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-detskoi-kreativnosti-pri-pomoschi-risovanija.html (in Russian).

7. Diagnostika lichnostnoj kreativnosti. Available at: https://psytests.org/cognitive/tunik.html (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 21.05.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 06.07.20

Принята к публикации Accepted for publication 06.07.20 Опубликована Published 30.09.20

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Зобнина А. А., Александрова Н. С., 2020

9772304120203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.