Научная статья на тему 'Формирование дивергентного мышления старших подростков в процессе решения креативных задач'

Формирование дивергентного мышления старших подростков в процессе решения креативных задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1790
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ГИБКОСТЬ / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ / БЕГЛОСТЬ / ОРИГИНАЛЬНОСТЬ / КРЕАТИВНАЯ ЗАДАЧА / КЛАССИФИКАЦИЯ КРЕАТИВНЫХ ЗАДАЧ / CREATIVE PROBLEMS / DIVERGENT THINKING / CREATIVE THINKING / CHARACTERISTICS OF THE DIVERGENT THINKING / VERSALITY OF THINKING / FLUENCE OF THINKING / ORIGINALITY OF THINKING / CLASSIFICATION OF CREATIVE TASKS.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафронова Светлана Андреевна

Статья посвящена проблеме формирования дивергентного мышления старших подростков в процессе решения креативных задач дивергентного типа. Данное исследование позволяет определить эффективность использования программы креативных задач для формирования дивергентного мышления старших под-ростков. В статье обозначены основные понятия, представлены результаты исследования, задано направление для дальнейшей научно-исследовательской ра-боты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафронова Светлана Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование дивергентного мышления старших подростков в процессе решения креативных задач»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Сафронова С. А. Формирование дивергентного мышления старших подростков в процессе решения креативных задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16130.htm.

ART 16130 УДК 159.924.24

Сафронова Cветлана Aндреевна,

педагог-пcихолог MOY Вознеcенcкая OOШ, г. Челябинск sveta-teacher@m ail. ru

Формирование дивергентного мышления старших подростков в процессе решения креативных задач

Aннотация. Статья посвящена проблеме формирования дивергентного мышления старших подростков в процессе решения креативных задач дивергентного типа. Данное исследование позволяет определить эффективность использования программы креативных задач для формирования дивергентного мышления старших подростков. В статье обозначены основные понятия, представлены результаты исследования, задано направление для дальнейшей научно-исследовательской работы. Ключевые понятия: дивергентное мышление, креативное мышление, творческое мышление, характеристики дивергентного мышления, беглость, гибкость, оригинальность, креативная задача, классификация креативных задач, подростковый возраст.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Непрерывные изменения затрагивают все сферы человеческой жизни и деятельности, всё стремительно меняется. Человек вынужден реагировать на преобразования адекватно и своевременно, для этого ему необходимо активизировать свой творческий потенциал, свои внутренние ресурсы. Невозможно представить это без серьезных изменений в системе образования.

Современная наука достаточно высоко оценивает значимость психологии мышления и психологии творчества. Развитие творческого мышления и выявление творческих способностей в процессе обучения приобретает всё большую актуальность в современном мире.

Традиционные требования к организации школьного обучения обращены прежде всего к развитию логического конвергентного мышления. Поиск новых содержательных, технологических и методических требований к процессу обучения, к подходам по развитию творческого мышления учащихся является актуальной проблемой современного образования.

Особенно важно развитие дивергентного мышления в учебно-познавательной деятельности старших подростков. Невозможно исследовать эту проблему, не обращаясь к самому понятию дивергентного мышления и анализу его конкретных форм и функций в условиях современного образовательного учреждения.

Принято считать, что одним из основных критериев дивергентного мышления является креативность, выступающая как активность в решении новых вопросов и проблем, которая становится фактором творческого развития. Следует отметить, что креативность - это интегральная способность личности [1].

В исследованиях креативности подчеркивается, что целью дивергентного мышления является развитие исследовательского интереса, ориентированность на поиск новых форм деятельности, поиск новых, разнообразных, нестандартных решений, которые формируют мыслительные навыки более высокого уровня. Кроме этого дивер-гентность активизирует способность анализировать и синтезировать полученный материал с целью поиска различных вариантов решения проблемы [2].

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Сафронова С. А. Формирование дивергентного мышления старших подростков в процессе решения креативных задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16130.htm.

По нашему мнению, решение креативных задач как один из методов современного обучения способствует более эффективному раскрытию интеллектуального потенциала личности каждого ребенка.

Также применение, составление и решение креативных задач на практике используется в основном с одаренными детьми, а не с теми, кто испытывает трудности в развитии творческого дивергентного мышления.

Следует отметить, что еще не выявлены психолого-педагогические условия реализации данного вида работы в школьном обучении для всех детей. Как показывает анализ педагогического опыта, разработка и внедрение креативных задач в практику образовательных учреждений не носят системного характера.

В изменившихся условиях прежние средства формирования дивергентного мышления не являются оптимальными, адекватно ориентированными на личность и индивидуальность ученика как субъекта учебной деятельности. В настоящее время определились следующие противоречия: между необходимостью формировать интеллектуальные способности высокого уровня и наличием низкого уровня этих способностей у подростков, между возросшими требованиями активизации дивергентного и творческого мышления в процессе обучения и отсутствием адекватных, приемлемых методик, позволяющих определить особенности развития творческих спсобностей учеников и закономерности формирования мышления у детей подросткового возраста.

Обозначенное выше подчеркивает актуальность проблемы исследования, а ее недостаточная разработанность обусловливает выбор темы нашего исследования -«Формирование дивергентного мышления старших подростков в процессе решения креативных задач».

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы формирования дивергентного мышления старших подростков в процессе решения креативных задач.

Объект исследования - процесс формирования дивергентного мышления.

Предмет исследования - формирование дивергентного мышления старших подростков в процессе решения креативных задач.

Гипотеза исследования: формирование дивергентного мышления у старших подростков становится более эффективным при реализации программы креативных задач.

В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Теоретически исследовать проблему формирования дивергентного мышления и степень ее изученности в отечественной и зарубежной психологии.

2. Определить суть понятия «дивергентное мышление» и выявить особенности формирования дивергентного мышления старших подростков.

3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы по формированию дивергентного мышления старших подростков в процессе решения креативных задач.

4. Определить этапы констатирующего эксперимента, подобрать методы и методики.

5. Провести констатирующий эксперимент, охарактеризовать выборку и проанализировать результаты.

6. Провести формирующий эксперимент и подвести итоги исследования.

7. Подготовить рекомендации по формированию дивергентного мышления старших подростков для учителей и родителей.

ниегп

issn 2304-120X Сафронова С. А. Формирование дивергентного мышления старших подростков в процессе решения креативных задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16130.htm.

научно-методический электронный журнал

Для решения поставленных задач в работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования: наблюдение, опрос, тестирование, анализ документов и литературы по проблеме исследования, применение различных методик диагностики творческого мышления, констатирующий и формирующий эксперименты.

Понятие «дивергентное мышление» как мышление целостное и интуитивное впервые ввел Дж. Гилфорд [3] в 1967 г., он указал на принципиальные различия между конвергенцией и дивергенцией. Дивергентное мышление неразрывно связано с порождением нового, с множеством решений на основе однозначных данных [4].

Таким образом, дивергентное мышление - это метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблемы или задачи, который заключается в поиске множества решений по одному и тому же вопросу. Прежде всего это мышление, которое характеризуется расхождением идей с целью охватить различные аспекты решения данной проблемы или задачи [5].

Дивергентное мышление тесно связано с активностью познавательных процессов и высокой чувствительностью сенсорики. Познавательная сфера творчески направленных людей отличается наличием более широких понятий и категорий, высоким уровнем гибкости и оригинальности мышления. Это новый взгляд на решение старых проблем, выход за пределы стереотипов, оригинальность идей и отсутствие стандартов [6].

Дивергентное мышление характеризуется следующими качественными характеристиками:

1) быстрота мышления - способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени, причем в данном случае важно не их качество, важно количество;

2) оригинальность - способность подавать новые, нестандартные идеи, не совпадающие с общепринятыми нормами;

3) гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей и решений, следует отметить семантическую и образно-адаптивную гибкость;

4) точность - способность придавать завершенный вид своим мыслям, законченность;

5) способность к обнаружению и постановке проблем;

6) способность к анализу и синтезу;

7) способность усовершенствовать объект, добавляя различные детали.

Мы провели сравнительный анализ основных определений дивергентного мышления и дали свое определение дивергентного мышления, которое наиболее полно отражает его сущностную характеристику.

Дивергентное мышление - это метод творческого мышления, характеризующийся движением мысли в различных направлениях с целью охватить различные аспекты проблемы в поисках ее решения и рассмотреть возможность решения проблемы с разных углов, с различных точек зрения; оно характеризуется высоким уровнем беглости, гибкости и оригинальности мышления. В то же время дивергентное мышление довольно широкий термин и может пониматься и как наиболее важная сущностная характеристика творческого мышления, и как вид мышления в его структуре, а также как интегральный показатель интеллекта.

Существует несколько точек зрения, связанных с развитием дивергентного мышления и креативности в онтогенезе. Согласно одной из них происходит непрерывный рост креативности и дивергентности с возрастом. По мнению ряда исследователей, подростковый возраст считается сенситивным периодом развития креативности. В

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Сафронова С. А. Формирование дивергентного мышления старших подростков в процессе решения креативных задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16130.htm.

это время на основе общей креативности формируется специализированная креативность, способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности [7].

Подростковый возраст характеризуется как период кардинальных сдвигов в психофизиологическом и личностном развитии. Это период становления индивидуальности, повышенной активности, интеллектуализации и индивидуализации психических процессов. Креативными проявлениями возраста являются: широта склонностей, тяга к самоутверждению, новый уровень возможностей [8].

Таким образом, именно подростковый возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования дивергентного мышления, так как в этом возрасте креативность достигает наивысшей степени своего развития.

Творческая активность подростка возникает в условиях решения креативных задач, любой учащийся на некоторое время может почувствовать себя творцом, попробовать найти нестандартное решение проблемы или задачи. Наиболее эффективным методом развития дивергентного мышления представляется система заданий особого типа, которые мы назвали дивергентными. Создание системы таких заданий и внедрение их в практику обучения позволит существенным образом повысить уровень развития дивергентного мышления школьников. Далее нами представлены типы креативных задач направленных на формирование дивергентного мышления старших подростков:

1) Дивергентная (креативная) задача 1 -го типа - задача, которая может быть решена только одним способом, а с другой стороны, имеет несколько вариантов решений.

2) Дивергентная задача 2-го типа - задача, которая имеет одно решение, но решается несколькими способами. Такие задачи всегда присутствуют в небольшом количестве в учебниках математики для общеобразовательных школ или физико-математических гимназий и лицеев, однако, опыт показывает, что лишь незначительное количество учеников видит и понимает смысл разных способов решения подобных задач.

3) Дивергентная задача 3-го типа - задача, которая имеет разные верные решения и решается различными способами.

На основе типов креативных задач дивергентного типа нами была разработана классификация креативных задач, направленных на формирование дивергентного мышления:

1) Дивергентные задачи, связанные с движением.

2) Комбинаторные задачи.

3) Задачи, связанные с разнообразием измерения величин.

4) Задачи на построение и конструирование геометрических фигур.

5) Задачи на состав и представление чисел.

6) Задачи на оптимизацию.

7) Задачи на магические квадраты.

8) Задачи на общность признаков.

9) Задачи на версии причин событий.

10) Задачи на составление по заданному решению и уравнению.

11) Задачи с недостающими данными.

12) Задачи, связанные с использованием разнообразных материалов.

13) Задачи на преодоление инерции мышления.

14) Прогностические задачи.

15) Логические задачи на смекалку.

ниегп

issn 2304-120X Сафронова С. А. Формирование дивергентного мышления старших подростков в процессе решения креативных задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16130.htm.

научно-методический электронный журнал

16) Составление интеллектуальной карты памяти.

17) Сюжетно-ролевая игра и драматизация, направленная на формирование коммуникативной компетенции.

На основе данной классификации была создана программа креативных задач по формированию дивергентного мышления подростков. Программа состоит из 10 занятий, на каждом из которых решаются разнообразные креативные задачи дивергентного типа.

В программе по формированию дивергентного мышления были использованы следующие технологии, методики, методы и приемы:

- ТРИЗ (теория решения изобретательских задач);

- математические задачи на логику;

- математические задачи с несколькими вариантами решений;

- логические задачи на смекалку;

- метод мозгового штурма (мозговая атака);

- фрирайтинг;

- мышление под прямым углом;

- составление карты памяти (интеллектуальная карта);

- дискуссия;

- исследовательская и проектная деятельность;

- сюжетно-ролевая игра и драматизация;

- интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оптические иллюзии для развития воображения;

- треннинги развития креативности;

- творческая мастерская.

На основе теоретических знаний по проблеме формирования дивергентного мышления в процессе решения креативных задач был создан алгоритм формирования дивергентного мышления подростков.

Представим далее «дерево целей» по формированию дивергентного мышления старших подростков в процессе решения креативных задач [9]:

1. Генеральная цель - формировать дивергентное мышление старших подростков в процессе решения креативных задач:

1.1. Теоретически исследовать проблему дивергентного мышления и степень ее изученности в отечественной и зарубежной психологии:

1.1.1. Определить суть понятия «дивергентное мышление» и выявить его уровни и характеристики уровней.

1.1.2. Выявить возрастные особенности формирования дивергентного мышления старших подростков.

1.1.3. Теоретически обосновать программу по формированию дивергентного мышления старших подростков.

1.2. Исследовать уровень сформированности дивергентного мышления старших подростков:

1.2.1. Определить этапы констатирующего эксперимента, подобрать методы и методики исследования.

1.2.2. Провести констатирующий эксперимент.

1.2.3. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования.

1.3. Провести опытно-экспериментальное исследование по формированию дивергентного мышления старших подростков:

1.3.1. Провести формирующий эксперимент и подвести его итоги.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Сафронова С. А. Формирование дивергентного мышления старших подростков в процессе решения креативных задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16130.htm.

1.3.2. Подготовить рекомендации по формированию дивергентного мышления старших подростков для учителей и родителей.

Рис. 1. Схема целеполагания

Следует отметить, что с учащимися подросткового возраста необходимо использовать дивергентные задания не только вербального, но и невербального характера, которые могут решаться в наглядно-образном плане, для этого нами были использованы оптические иллюзии.

Вся экспериментальная работа была разделена на три этапа: констатирующий, формирующий, обобщающий.

Для диагностики дивергентного мышления подростков были использованы следующие методы и методики:

1) теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2) эмпирические - эксперимент, диагностика по методикам

- диагностика уровня развития дивергентного мышления Ф. Вильямса;

- тест творческого мышления П. Торренса (в модификации Е. Туник) [10];

- экспресс-метод Д. Джонсона: «Опросник креативности для учителей и родителей» [11].

Экспериментальное исследование проходило на базе МОУ Вознесенская ООШ, в нем принимали участие 32 подростка в возрасте от 14 до 17 лет, 16 мальчиков и 16 девочек.

Целью экспериментальной работы являлось осуществление апробации и получение подтверждения эффективности реализации программы по формированию дивергентного мышления подростков в процессе решения креативных задач.

В ходе констатирующего эксперимента решались следующие основные задачи:

1) определить реальный уровень сформированности дивергентного мышления подростков;

2) экспериментально проверить и при необходимости уточнить теоретические предположения, лежащие в основе выдвинутой гипотезы;

3) подготовить научно обоснованные методические рекомендации по формированию дивергентного мышления подростков в процессе решения креативных задач.

Нами был проведен констатирующий эксперимент, дана характеристика выборки и проанализированы результаты исследования.

Анализируя результаты тестирования по методикам, следует отметить, что наиболее сформированные показатели дивергентного мышления у участников эксперимента -оригинальность и разработанность, а такие показатели, как беглость и гибкость мышления, развиты недостаточно. Как показано на рис. 2, результаты распределились следующим образом: беглость - 272 балла (11%), гибкость - 201 балл (8%), оригинальность - 685 баллов (28%), разработанность - 646 баллов (26%), название (уровень сформированности вербального мышления) - 647 баллов (27%).

ISSN 2304-12DX

ниепт

научно-методический электронный журнал

Сафронова С. А. Формирование дивергентного мышления старших подростков в процессе решения креативных задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16130.htm.

Процентное соотношение баллов по показателям дивергентного мышления

27% 11% и беглость ■ гибкость

26% 28% j ■ оригинальность ■ разработанность название

Pиc. 2. Диаграмма процентного соотношения баллов по показателям дивергентного мышления

В среднем по всем трем методикам учащиеся набрали 76,5 баллов по креативности, что свидетельствует о среднем уровне сформированное™ дивергентного мышления. Исключение составили только 13% испытуемых, уровень креативности которых очень высокий, так как они набрали наибольшее количество баллов по всем показателям дивергентного мышления.

На основании результатов констатирующего эксперимента нами была сформирована группа для формирующего эксперимента, в которую вошли испытуемые, набравшие минимальное количество баллов по уровню дивергентного мышления.

После проведения формирующего эксперимента и реализации на практике программы креативных задач нами была проведена повторная диагностика контрольной и экспериментальной групп.

Для количественного измерения результатов исследования нами был выбран критерий математической статистики обработки данных - О-критерий Розембаума -простой непараметрический статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Разницу между двумя выборками можно считать достоверной (р > 0,05), так как Qэмп равен критическому значению Q.

Pиc. 3. Сравнительная диаграмма результатов кон^атирующего и формирующего э^перимен-

тов

Из рис. 3 видно, что сумма баллов по показателям креативности заметно возросла, минимальное количество баллов на констатирующем эксперименте - 20 баллов, а после применения программы креативных задач для формирования дивергентного мышления нижняя граница поднялась до 29 баллов.

Таким образом, выдвинутая нами в начале исследования гипотеза, что формирование дивергентного мышления у старших подростков становится более эффективным при реализации программы креативных задач, подтвердилась.

ниегп

issn 2304-120X Сафронова С. А. Формирование дивергентного мышления старших подростков в процессе решения креативных задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16130.htm.

научно-методический электронный журнал

В таблице представлена динамика уровня дивергентного мышления старших подростков.

Динамика уровня дивергентного мышления старших подростков

Уровни дивергент- Конcтaтирующий э^пе- Формирующий э^пери-

ного мышления римент (количе^во человек) мент (количе^во человек) Разница

ЭГ КГ ЭГ КГ

Высокий уровень 9 0 9 0 -

Средний уровень 7 2 7 3 1

Ниже среднего 0 11 0 13 2

Низкий уровень 0 3 0 0 3

Исходя из данных таблицы, видно, что развитие дивергентного мышления старших подростков становится более продуктивным в условиях применения психолого-педагогических методик, среди которых существенное место занимают креативные задачи дивергентного типа.

Наше экспериментальное исследование было посвящено разработке и апробации программы креативных задач, направленных на формирование дивергентного мышления страших подростков. Его результаты подтвердили, что при решении таких задач более эффективно формируется дивергентное мышление. Об этом свидетельствуют результаты диагностики, проведенной по итогам формирующего эксперимента.

Сравнение результатов экспериментальной и контрольной групп показывает, что уровень развития дивергентного мышления оказался выше у учащихся экспериментальной группы, что подтверждает нашу гипотезу. Достоверность результатов подтверждена методами математичесской статистики, критерием Розенбаума. На основе полученных результатов были подготовлены психолого-педагогические рекомендации по формированию дивергентного мышления для учителей и родителей.

Таким образом, все задачи решены, цель исследования достигнута. Положения гипотезы подтверждаются.

Наше исследование открывает перспективы для решения психолого-дидактических проблем организации и управления формированием дивергентного мышления в процессе обучения. Рассматриваемое нами направление открывает перспективы для дальнейших исследований по психологии творчества и креативности.

Ссылки нa источники

1. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Из-во «Питер», 2011. -437 с.

2. Там же.

3. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта: психология мышления. - М.: Эксмо, 2008. - 437 с.

4. Там же.

5. Там же.

6. Там же.

7. Ильин Е. П. Указ. соч.

8. Банзелюк Е. И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 11-15 лет // Вопросы психологии. - 2009. - № 3. - С. 55-60.

9. Там же.

10. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. - СПб.: СПб УПМ, 2007. -97 с.

11. Туник Е. Е. Опросник креативности Д. Джонсона. - СПб.: СПб УПМ, 2009. - 89 с.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Сафронова С. А. Формирование дивергентного мышления старших подростков в процессе решения креативных задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16130.htm.

Svetlana Safronova,

Educationalist-psychologist, Voznesenskaya school, Chelyabinsk [email protected]

The formation of senior teenagers' divergent thinking in the process of solving creative problems Abstract. The paper considers the problem of divergent thinking formation among senior teenagers in the process of solving creative problems.

Key words: divergent thinking, creative thinking, characteristics of divergent thinking, versality of thinking,

fluency of thinking, originality of thinking, creative problems, classification of creative tasks.

References

1. Il'in, E. P. (2011). Psihologija tvopchestva, kpeativnosti, odapennosti, Iz-vo "Pitep", St. Petersburg, 437 p. (in Russian).

2. Ibid.

3. Gilfopd, Dzh. (2008). Tpi stopony intellekta: psihologija myshlenija, Jeksmo, Moscow, 437 p. (in Russian).

4. Ibid.

5. Ibid.

6. Ibid.

7. Il'in, E. P. (2011). Op. cit.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Banzeljuk, E. I. (2009). "Vozpastnaja dinamika pokazatelej kpeativnosti u detej 11-15 let", Vopposy psi-hologii, № 3, pp. 55-60 (in Russian).

9. Ibid.

10. Tunik, E. E. (2007). Psihodiagnostika tvopcheskogo myshlenija. Kpeativnye testy, SPb UPM, St. Petersburg, 97 p. (in Russian).

11. Tunik, E. E. (2009). Opposnik kpeativnosti D. Dzhonsona, SPb UPM, St. Petersburg, 89 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 03.06.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 07.06.16

Принята к публикации Accepted for publication 07.06.16 Опубликована Published 30.06.16

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Сафронова С. А., 2016

www.e-koncept.ru

977230412016606

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.