Общественно-гуманитарное направление
УДК 37.02 ГРНТИ 14.25.00
DOI 10.24412/2409-3203 -2021 -26-87-91
РАССРЕДОТОЧЕННАЯ ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ
«ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (В КОНТЕКСТЕ ТЕХНОЛОГИИ УКРУПНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ)
Арябкина Ирина Валентиновна
доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и начального общего образования Алферьева-Термсикос Валерия Борисовна
магистрант кафедры дошкольного и начального общего образования Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, г. Ульяновск
Аннотация: В статье рассмотрена система занятий рассредоточенной подготовки к написанию сочинения «литературной реконструкции», описаны педагогические методы обучения аргументации на ступени начального общего образования в контексте реализации технологии укрупнения дидактических единиц (УДЕ). На первом подготовительном этапе рекомендуется применять метод укрупнения дидактических задач, на втором - инсайт метод. Заключительный этап включает организацию сюжетно-ролевой игры на краеведческом материале.
Ключевые слова: развитие связной речи младших школьников, сочинения на краеведческую тему, аргументация, технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ), метод укрупнения учебных задач, инсайн-метод.
REDUCED PREPARATION FOR WRITING THE ESSAY «LITERARY RECONSTRUCTION» IN ELEMENTARY SCHOOL (IN THE CONTEXT OF THE TECHNOLOGY OF INCREASING DIDACTIC UNITS)
Aryabkina Irina V.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Preschool and
Primary General Education Alfer'yeva-Termsikos Valeriya Borisovna
master student of the Department of of preschool and primary Ulyanovsk state pedagogical University the name of I. N. Ulyanov, Ulyanovsk
Abstract: The article considers the system of lessons of dispersed preparation for writing an essay «literary reconstruction», describes pedagogical methods of teaching argumentation at the stage of primary general education in the context of the implementation of the technology of enlarging didactic units (IDU). It is recommended to use the method of consolidating didactic tasks at the first preparatory stage, the insight method - at the second stage. The final stage includes the organization of a role-playing game based on local history material.
Keywords: development of coherent speech of primary schoolchildren, essays on local lore, argumentation, technology of integrated didactic units (IDU), method of enlargement of educational tasks, insight-method
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) в качестве одного из основных требований к результатам освоения начального языкового образования указано умение свободно и связно (в устной и письменной формах) выражать собственные мысли в соответствии с ситуацией общения. В связи с чем написание сочинения является наиболее значимой учебной задачей в системе педагогической работы по развитию речи в начальной школе.
Т.А. Ладыженская, описывая процесс подготовки к сочинениям, указывает на необходимость разработки сопутствующих заданий либо выбора нетрадиционной формы написания сочинения для обеспечения межпредметных связей между учебными курсами. Данное условие может быть обеспечено посредством подготовки учащихся к написанию сочинений краеведческой направленности, благодаря специфике содержания которых реализуется связь с программами регионального компонента, способствующими формированию представления о родном крае, накоплению эмоциональных впечатлений, становлению у младших школьников. личностного отношения к истории, традициям, культуре своей малой родины [3, с. 129].
Сочинение «литературная реконструкция» - воссоздание в художественной форме определённого исторического события. Предпочтительно для данного вида письменной работы выбрать форму эссе или репортажа, где поставленной перед учащимися задачей является изложение от лица участника (свидетеля) событий. Сочинение «литературная реконструкция» (далее -сочинение-реконструкция) позволяет на ступени начального общего образования интегрировать такие учебные курсы, как русский язык, развитие речи, литературное чтение на русском родном языке, краеведение. Рекомендуемая форма - эссе/репортаж - достаточно сложна для младших школьников, однако технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) позволяет облегчить процесс обучения и способствует его эффективности.
Сочинение-реконструкция - это тот вид учебной работы, который не может быть реализован за одно занятие, необходима система уроков по технологии УДЕ, когда информация преподносится крупными блоками.
В рамках организационной работы педагогом осуществляется подбор исторического материала, который оптимален для понимания учащимися младшего школьного возраста (например, информация о повседневной жизни горожан второй половины XIX - начала XX вв.). На официальных сайтах многих культурных учреждений (музеев, выставочных залов, библиотек) доступны опции «виртуальный тур», «онлайн экскурсия», которые позволяют в дистанционном режиме ознакомиться с экспозициями.
Таким образом, первый этап работы над сочинением-реконструкцией представляет собой несколько занятий, на которых учащиеся «погружаются» в тематику будущей работы. Полученные представления необходимо закрепить посредством метода укрупнения учебных задач, суть которого заключается в том, чтобы совместно с педагогом конструировать аналоги ситуаций уже в настоящем времени, сравнивая с историческими реалиями.
Подбирая и разрабатывая задания для закрепления изученного, педагогу необходимо выбрать родственные понятия / явления и выстроить занятие таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно объединили их в пары. Подобное пространственное и временное сближение позволяет преобразовывать разрозненные знания школьников в целостную систему [2, с. 21], а также сформулировать собственное отношение к предлагаемой ситуации (историческому событию), являющейся содержанием будущего сочинения-реконструкции. Учащиеся выбирают для себя тех исторических персонажей, от лица которых будет описан эпизод из прошлого родного края (например: служащий, купец, хозяйка доходного дома).
Следующий этап рассредоточенной подготовки к написанию письменной работы заключается в выполнении учащимися речевых упражнений по формулировке тезисов,
кратких и лаконичных высказываний на определённую педагогом тему. В контексте технологии УДЕ дидактическим средством обучения на данном этапе является проблемно-поисковой инсайт-метод. Рассмотрим механизм его применения при формировании у младших школьников умения строить речевое высказывание.
На этапе подготовки, исследовании краеведческого материала, учителю необходимо «зафиксировать» высказанное учащимися мнение о событии, явлении, историческом персонаже. Инсайт-метод заключается в том, чтобы ввести логическое противоречие, нарушающее уже сформулированные выводы: педагог предлагает альтернативную точку зрения на событие, тем самым создавая гештальт. Предложенный педагогический приём искусственно созданного «интеллектуального конфликта» выбран, исходя из возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, именно в этот период у ребёнка активно развивается словесно-логическое и теоретическое мышление. В возникшем интерактивном диалоге с учениками педагогу необходимо дополнять их ответы уточняющими комментариями, тем самым дети самостоятельно придут к выводу о том, как необходимо строить своё высказывание: в форме тезиса, дополненного избыточными аргументами, чтобы у слушающих одноклассников и учителя не возникали дополнительные вопросы. Технология УДЕ предполагает введение алгоритмов для младших школьников. В данном случае алгоритм создания тезиса заключается в следующем: 1) определение внутренней позиции (согласие /несогласие с предложенной ситуацией), 2) формулировка отношения к ситуации в виде высказывания, которое нельзя трактовать двусмысленно, 3) подбор аргумента к составленному тезису. Таким образом, у каждого ученика создаётся образно-концептуальная модель будущего сочинения.
Перед тем как учащиеся приступят к написанию чернового варианта сочинения проводится занятие-консультация, на котором педагог объясняет следующие технологические этапы создания данного вида письменной работы:
1. Формулировка исторической ситуации: краткое описание события в формате дневниковой записи.
2. Описание персонала, рассказ от первого лица о роде занятий, семье.
3. Представление исторического события, описание того, как персонаж в нём принимал участие.
4. Упоминание исторических деталей в контексте событий.
5. Тезис - отношение к событию.
6. Аргументация
7. Вывод.
Следующий технологический этап применения педагогом инсайт-метода заключается в том, чтобы проиллюстрировать учебную задачу, создать атмосферу погружения в исторический материал. Для этого необходимо подготовить слайд-шоу с картой маршрута, используя оцифрованные ретро-фото, предоставленные краеведческим музеем или библиотекой.
Сформулированные на предыдущем этапе тезисы из «теоретических» должны перейти в «практические». Обоснование довода-тезиса в теории буквально означает, что при доказательстве своей точки зрения младшие школьники опираются на законы природы, жизненные ситуации, описанные в художественных произведениях, личный опыт взаимодействия в обществе (сопоставляя по аналогии общение людей в современном мире и в конкретном историческом периоде). Относительно «практическими» тезисы становятся при искусственном проигрывании исторического события. Сюжетно-ролевая игра может быть организована в виде квеста.
Таким образом, на данном этапе проверяется «практичность теории», то есть предложенного и обоснованного на предыдущем занятии тезиса (своей версии исторического явления или субъективного отношения к историческому событию). Задача педагога заключается в том, чтобы «натолкнуть» с помощью вопросов учеников на практичность и целесообразность предложенной ими версии событий [1, с. 257]. Учитель,
89
комментируя маршрут, по которому следуют выбранные детьми исторические персонажи, создаёт мини-сценарий описываемого события: предлагает варианты того, кто где мог находиться в определённый момент, что мог наблюдать и т.д. В результате у младших школьников возникает «инсайт» - идеи разрешения учебной задачи, в результате чего благодаря технологии УДЕ создаются условия для развития словесно-логического мышления умения устанавливать последовательность событий.
На заключительном этапе рассредоточенной подготовки к написанию сочинения «литературной реконструкции» проводится сюжетно-ролевая игра, в процессе которой учащиеся проговаривают черновой вариант подготовленных сочинений. Для того чтобы занятие не было скучным, необходимо ввести новые элементы: учитель готовит раздаточный материал, вносит новые элементы (иллюстрации в слайд-шоу), готовит рассказ от нового персонажа о тех, фактах, которые ещё были исследованы.
В процессе «проигрывания» сочинений-реконструкций учитель уделяет внимание каждой работе, обозначая недочёты, необходим совместный вывод о том, какие нужно внести поправки в чистовой вариант данной учебной работы. Возникшее на данном этапе умение формулировать тезис и аргументировать его становится системным, целостным, устойчивым к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти [1, с. 258].
Необходимо также отметить особенности процесса обучения сочинениям по технологии УДЕ: использование изобразительного творчества, осуществление взаимопомощи учащихся [4, с. 175]. В качестве домашнего задания при подготовке к сюжетно-ролевой игре учитель может предложить подготовить рисунок-декорацию, необходимую для дополнения рассказа учащегося.
Таким образом, в результате применения метода укрупнения дидактических задач на подготовительном этапе, инсайт-метода - на основном в рамках занятий рассредоточенной подготовки к написанию сочинения «литературная реконструкция» у младших школьников формируется навык самостоятельного овладения информацией при помощи словесно-логического и теоретического мышления.
На основе материалов подготовленных сочинений в форме «литературной реконструкции» может быть подготовлен сценарий и в дальнейшем поставлен школьный спектакль.
Подводя итоги, необходимо отметить, что рассредоточенная подготовка к написанию сочинения в начальной школе с применением методов технологии УДЕ позволяет младшим школьникам на практике самостоятельно выстраивать собственную целостную и структурированную систему новых знаний.
Список использованной литературы:
1. Алферьева-Термсикос В.Б. Механизм применения инсайт-метода на уроках русского языка в начальной школе по технологии укрупнения дидактических единиц (УДЕ) // И инновационные образовательные практики: Детский сад, Школа, ВУЗ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под ред. М.Г. Заббаровой. - Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им И.Н. Ульянова», 2020. - С. 256-259.
2. Алферьева-Термсикос В.Б. Применение метода укрупнения учебных задач как средство развития обучаемости в начальной школе // Теория и практика приоритетных научных исследований. Сборник научных трудов по материалам X Международной научно-практической конференции (г. Смоленск, 16 декабря 2019 года). - Смоленск: МНИЦ «Наукосфера», 2019. - С.19-21.
3. Бородкина Е.Ю. Предупреждение речевых ошибок младших школьников в сочинениях и изложениях краеведческой направленности // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. -2011. - №2. - С. 129-133.
4. Микерова Г.Г., Абильдина С.К. Особенности развития речи младших школьников по технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ) в полилингвальном начальном образовании // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества. - 2018. - №7. - С. 173-179.
УДК 373.3 ГРНТИ 14.25.00
DOI 10.24412/2409-3203 -2021 -26-91 -95
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Арябкина Ирина Валентиновна
доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и начального общего образования Кирсанова Надежда Сергеевна магистрант кафедры дошкольного и начального общего образования Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, г. Ульяновск
Аннотация: В статье рассмотрены теоретико-методологические основы развития креативного мышления младших школьников. Контент-анализ психолого-педагогической литературы, посвященной исследованию детской творческой деятельности, позволил выявить взаимосвязь творчества и креативности, определить влияние креативного мышления на развитие личности ребёнка. В отечественной и зарубежной психологии младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития креативного мышления, которое способствует снижению интеллектуальной нагрузки ребёнка в учебной деятельности за счёт принятия нестандартных решений, облегчающих процесс обучения. Авторами дана характеристика методических приёмов организации занятий творческой направленности в контексте тренинга креативного мышления.
Ключевые слова: креативность, креативное мышление, педагогические условия развития креативности младших школьников, творческая деятельность, проектная деятельность.
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF PRIMARY SCHOOL PUPILS
Aryabkina Irina V.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Preschool and
Primary General Education
Kopylova Elizaveta Aleksandrovna master student of the Department of of preschool and primary .Ulyanovsk state pedagogical University the name of I. N. Ulyanov, Ulyanovsk
Abstract: The article discusses the theoretical and methodological foundations for the development of creative thinking in primary school pupils. The content analysis of psychological and pedagogical literature devoted to the study of children's creative activity made it possible to