ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОГРАММИРОВАНИЮ РАЗБИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
В. И. ЗАРУБИН,
Майкопский государственный технологический университет, профессор кафедры «Исследования систем управления и региональной экономики»,
352700, Майкоп, ул. Первомайская, 191;
М. Р. ПШИДАТОК
Майкопский государственный технологический университет, соискатель кафедры «Исследования систем управления и региональной экономики»,
352700, Майкоп, ул. Первомайская, 191
В настоящей статье рассматривается проблема повышения эффективности управления региональной экономикой на основе повышения степени координированности действий субъектов, участвующих в процессе управления региональной экономикой.
Ключевые слова: региональная экономика; координация; программно-целевой.
Коды классификатора JEL: R11, R13.
Эффективность развития региональной экономики определяется многими факторами эндогенного и экзогенного характера, среди которых выделяются наиболее существенные, определяющие важнейшие параметры региона: структурная устойчивость, сбалансированность, пропорции региональной экономики.
Достижение оптимальных пропорций и сбалансированности позволяет осуществлять регулирование хозяйственного механизма региона с настройкой его на заданные параметры эффективности. Для обеспечения устойчивого развития региональных социальноэкономических систем необходима четкая согласованность всех подсистем экономики территорий путем координации их функционирования.
Представление о координации как о процессе вызывает необходимость создания соответствующего механизма, получившего название «координационного механизма», который представляет собой упорядоченную систему элементов, функционирующих в динамическом режиме в целях достижения стабильной работы организационно-экономического механизма.
Впервые термин «организационно-экономический механизм» ввел в научный оборот В. С. Рапопорт, который под ним понимал: «особым образом регламентированный порядок осуществления связи между органами и лицами, принимающими решения об использовании ресурсов системы для достижения установленных целей» [3].
Применительно к региональной экономике, функции управления координационным механизмом, встроенным в организационно-экономический механизм региона, реализуются: путем создания необходимых условий и предпосылок для выполнения поставленных задач в системе управляющих и управляемых звеньев структуры; финансирования приоритетных направлений развития региональной экономики, включая предоставление льгот и преференций; оснащения управляющих органов современной техникой управления и координации; четкого разграничения компетенции между правовыми, экономическими и морально-психологическими функциями. Этот аспект координации представлен в табл. 1.
Переход к рыночным отношениям в постсоциалистических странах в зарубежной прессе рассматривается как возможность совместимости централизованной и децентрализованной координации. По мнению ряда западных политиков и экономистов, такая «совместимость» соответствует условиям конвергенции.
Координация как процесс осуществляется при помощи организационных механизмов, в том числе административного, основанного на существовании вертикальных связей между координатором и координируемым с отношением их вертикальной соподчиненности.
Административное регулирование региональной экономики создает многоуровневую иерархию, с помощью которой осуществляется координация. Этот механизм координации обладает высоким потенциалом, так как опирается на авторитет власти и санкционированную
© В. И. Зарубин, М. Р. Пшидаток, 2009
законодательную нормативную базу. Негативные стороны ее проявляются, когда бюрократические методы управления доминируют над экономическими. Поэтому разграничение функций и обязанностей, компетенций и ответственности является необходимым условием четкой координации действий.
Таблица 1
Разделение функций координации в структуре организационно-экономического механизма региона
Методы, уровни и задачи Функции
Правовые Экономические Морально- психологические
Верхние эшелоны власти: консенсус деятельности системы с внешней средой Взаимное информирование. Делегирование полномочий, разграничение функций, программирование. Заключение контрактов. Подготовка и принятие решений Выделение приоритетных проблем. Разработка балансов. Разработка нормативов. Маркетинговое исследование, прогнозирование Установление солидарной ответственности. Определение целевых задач. Укрепление личного авторитета руководителя
Среднее звено:определение очередности освоения(функционирования) объектов. Курирование их и регулирование процессов координации Детализация целей. Персонификация ответственности. Размещение заказов.Структуризация. Синхронизация координируемых процессов. Контроль и корректировка действий партнеров Распределение ресурсов. Учет. Расчет эффективности, выживаемости и окупаемости затрат Мотивационные аспекты. Участие работников в результатах деятельности предприятий. Ротация кадров
Первичное звено: обеспечение производственного процесса собственными, заемными и привлеченными ресурсами.Организация процесса Постановка задач исполнителям, их расстановка и контроль. Наделение исполнителей правом управления процессом Достижение заложенной в договор эффективности производства Использование моральных стимулов трудовой активности
Бюрократия использует и такие формы координационного механизма, как программирование, моделирование, прогнозирование и другие. Дж. Гэлбрейт описал типологию механизмов координации по степени энтропии условий принятия решений, уровню информационной технологии и объему информации. Подготовка эффективного и результативного координатора базируется на коммуникационных закономерностях [2].
Одним из результативных способов (инструментов) координации является делегирование полномочий представителей в координационные органы регионов. Это усиливает координационный потенциал за счет внедрения в вертикальную структуру дополнительных координационно-управляющих центров, наделенных соответствующими правами и полномочиями. Однако иногда это усложняет систему и ведет к параллелизму и дублированию процессов, замедляя процесс принятия решений. Таким бесполезным грузом в системах управления во многих оказались матричные структуры, используемые в схемах управления целевыми программами.
Производственные и другие связи внутри региона и за его пределами оформляются договорными отношениями. Договор является актом, выражающим согласие сторон и имеющим юридическую силу. Соотношение договорных и координационных отношений в региональной экономике представлено в табл. 2.
Договорные принципы координационного управления получают свое развитие в региональной экономике. Однако пока еще нельзя считать их масштабы значительными и удовлетворяющими требованиям развития регионов. Договорные принципы должны пронизывать не только производственные связи между регионами (имеется в виду производственная кооперация), но и научные, коммерческие, социальные и другие процессы. В осуществлении процесса координации возможны конъюнктурность и эмпиризм, что возрождает устаревшие стереотипы и наполняет новые формы управления устаревшим содержанием. На смену традиционным структурам управления и менталитету дореформенного периода приходит альтернативность и вариантность методов выбора управленческого решения. Особенно это важно при разработке программ и выборе региональной стратегии развития регионов.
Важнейшей задачей региональных программ социально-экономического развития является воспроизводство благоприятных жизненных условий для населения региона. Существует большое многообразие методов разработки программ.
ТЕRRА EСONOMICUS ^кономичєский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
220
В. И. ЗАРУБИН, М. Р. ПШИДАТОК
Таблица 2
Соотношение договорных и координационных отношений в регионе
Правовые аспекты договорных отношений Координационно-управленческие результаты
Правовое (юридическое) равенство сторон, вступающих в договорные отношения Каждая из договаривающихся сторон имеет право инициировать договорные отношения
Обязательство условий договора Юридическая определенность, взаимность прав и обязанностей, защищенная законом
Добровольность принятия обязанностей договаривающимися сторонами Свобода выбора условий договора и обязательность их выполнения в установленных объемах и сроках
Санкционированная ответственность Взаимный контроль выполнения договорных отношений и использование экономических стимулов.
Автономная система регулирования взаимоотношений между договаривающимися сторонами на основе консенсуса В процессе выполнения договора допускается корректировка условий с целью расширения компетенции исполнителей, перераспределения обязанностей между ними и учета изменений в политической, экономической и кредитно-финансовой сферах
Самостоятельность в определении сферы деятельности и выборе контрагентов по приоритетным критериям Создание совместных объектов управления, обеспечивающих удовлетворение взаимных интересов, включая создание межрегиональных совместных предприятий малого и среднего бизнеса
Определение единого целевого характера деятельности, отвечающего интересам обоих договаривающихся сторон Соединение производственных и коммерческих интересов для достижения результатов, оправдывающих координацию деятельности договаривающихся сторон
Так, эколого-экономический подход связывает функционирование природных и экономических систем с установлением равновесия природной среды и экономического роста. Важность и актуальность этого аспекта проблемы обусловлены тем, что иногда масштабы выброса отходов несовместимы с возможностью осуществления производственного процесса. Игнорирование экономического фактора в развитии воспроизводственной деятельности способствует нарастанию экологического кризиса, что приводит к возрастанию непроизводительных потерь и снижению жизненного уровня населения.
В мировой экономике для определения эффективности формирования программ социальноэкономического развития региона (с учетом экологических и других аспектов) применяются социально-экономические, эколого-экономические и другие модели: оптимизационные, имитационные и комбинированные (моделей В. В. Леонтьева). В некоторых странах (с ограниченными финансовыми возможностями) применяются методы «экспресс-анализа»: «ад-хок», контрольные списки, матрицы, методы наложения, решетки и др.
Однако эти методы ограничены по объектам применения и по характеру (качеству) конечных результатов. Поэтому разработка программ должна включать широкий спектр решаемых задач: комплексную оценку ресурсного потенциала региона; формирование и выбор стратегических решений; оценку экономической и политической стабильности региона; поиск источников финансирования процессов разработки и реализации программы; разработку концептуальной модели риска для внутрирегиональных и межрегиональных условий реализации программы.
Разработка региональных программ социально-экономического развития связана с определенными трудностями. Важнейшие из них следующие:
❖ отсутствие научно-обоснованной методологии разработки и реализации программ, а также рекомендаций, учитывающих специфические стороны региональной экономики вообще, отдельных регионов в особенности;
❖ несовершенство механизма финансирования разработки программ, ибо часто применяемый остаточный принцип лишает регионы возможности иметь полноценные программы;
❖ отсутствие прогнозных оценок развития региональной экономики и необходимой информации для разработки стратегических планов с учетом рыночной конъюнктуры.
В настоящее время предложен целый спектр методологических подходов к подготовке региональных программ. Это было вызвано необходимостью разработки новых подходов к объекту программирования, связанных с изменениями в структуре и содержании региональной экономики.
В основу этих методологических положений были заложены важные принципы: целевая направленность мероприятий, сбалансированность, комплексность и синхронность целей и подцелей, системность мероприятий, адресность заданий, управляемость программами и т. д.
В настоящее время выбор приоритетов стратегии и тактики формирования и реализации региональных программ социально-экономического развития регионов затрудняется экономической нестабильностью во многих регионах, что порождает колеблемость ориентиров во
внутренней и внешней политике, мимикрию законодательной базы и выбора магистрального пути развития.
Принятые и реализуемые программы социально-экономического развития оказывают определенное воздействие на среду обитания населения региона. Поэтому при формировании программы необходимо прогнозировать ее воздействие на окружающую среду и реакцию населения региона. Для оценки и прогноза программы используются следующие методы:
♦ ад-хок, заключающийся в сравнительной оценке двух и более альтернативных вариантов проекта (однако он не имеет единого критерия оценки вариантов, а показатели носят качественный характер);
♦ контрольные списки (перечни) параметров, подлежащих исследованию на предмет возможных и невозможных благоприятных и не благоприятных краткосрочных и долгосрочных факторов и т. д.;
♦ метод наложения, основанный на использовании набора карт территории региона, составленных по параметрам окружающей среды (физическая, социальная, экономическая, эстетическая и др.). Карты накладываются как одна на другую, так и на основную карту региона, в результате выясняются центры воздействия программы на окружающую среду.
Формирование региональных программ в мировой практике осуществляются различными методами, включая «теорию полюсов роста», которая явилась методологической основой французской модели перестройки территориальной структуры управления. «Теория полюсов роста» исходит из принципа одновременного развития во временном, отраслевом и территориальном аспектах [1]. Существенным отличием теории полюсов роста от других способов исследования региональных структур является уточнение понятий пространства как экономической категории. Экономическое пространство, в отличие от географического, воспринимается более динамично. Из этого вытекает значение термина «полюс роста» — это понятие не пространственное, а динамичное и функциональное.
Проявление социально-экономических процессов является результатом неравномерности развития региона, которая в пространственном выражении выступает в роли полюсов роста, способных влиять на основные факторы, — капитал и рабочую силу. Согласно теории полюсов роста, региональное развитие осуществляется только на полюсах с различной степенью интенсивности.
Развитие региона, согласно теории Ф.Перру, характеризуется поляризующимся процессом. Ему присуща тенденция к пространственной активности и росту, наряду с диспропорциями внутри региона и между регионами страны. Последователь Ф. Перру, известный в мировой экономической науке французский регионалист Ж. Будевиль полюс роста представляет как комплекс динамично развивающихся отраслей, функционирующих в урбанизированной зоне, использующих природные и другие ресурсы региона. По его мнению, важным условием образования «полюсов роста» является наличие ведущей, то есть ключевой, отрасли промышленности, когда созданы условия для осуществления активной инновационной политики и достижения высокого уровня научно-технического прогресса. Однако «полюс роста» не может существовать, если смежные отрасли деградируют. Необходимо синхронное возрождение смежных отраслей, оказывающих формирующее и возрождающее влияние на региональную структуру, достигая тем самым эффекта мультипликации [4].
Сущность «теории полюсов роста» заключается в том, что она не только объясняет закономерности развития региональных структур, но и определяет пути интенсивного развития региональной экономики. Более того, теория дает возможность подготовки оптимальных решений региональных социально-экономических проблем путем создания в менее развитых районах «полюсов роста», способных активно воздействовать на возрождение экономики регионов.
Недостатком «теории полюсов роста» является абстрактный характер структуры и содержания, что ограничивает ее применение в конкретных условиях социально-ориентированной рыночной экономики.
Таким образом, проблемы, реализуемые в рамках программирования, как правило, составляют небольшую часть проблем социально-экономического развития региона. Следует учитывать, что программно-целевой подход не является единственным методом решения региональных социальных проблем, поэтому важно определить целесообразность использования программных методов. Только после этого можно принять окончательное решение о массиве проблем социально-экономического развития региона, которые будут решаться программноцелевым методом, то есть в рамках соответствующих региональных программ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ван дер Вее Г. История мировой экономики. Киев: Наука, 1993.
2. Драго Р. Административная наука / пер. с фр., под ред. и с послесл. Б. М. Лазарева. М.: Прогресс, 1982.
3. Рапопорт В.С. Методологические проблемы системного исследования организационно-экономического механизма управления // Системные исследования. М.: Наука, 1982.
4. Территориальное управление экономикой / под ред. А. П. Сысоева, Д. Г. Черника, Д. С. Шупыра.
М.: Финансы, 1998.
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3