Научная статья на тему 'Особенности управления агропромышленным комплексом депрессивного региона'

Особенности управления агропромышленным комплексом депрессивного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
411
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРИОРИТЕТЫ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мисаков В. С., Дзагоева И. Т., Кушбокова Р. Х.

В статье рассмотрены особенности управления агропромышленным комплексом депрессивного региона. Выявлены основные причины и следствия депрессии экономики региона, обоснована необходимость разработки стратегии управления региональными хозяйствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности управления агропромышленным комплексом депрессивного региона»

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА

В. С. МИСАКОВ

Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН, доктор экономических наук, профессор заведующий отделом «Устойчивое региональное развитие», КБР, г. Нальчик, ул. Мечиева, 100;

И. Т. ДЗАГОЕВА

Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Экономическая теория»,

КБР, г. Нальчик, ул. Мечиева, 100;

Р. Х. КУШБОКОВА

Горский государственный аграрный университет, кандидат экономических наук, докторант РСО-А, г. Владикавказ, ул. Кирова, 37

В статье рассмотрены особенности управления агропромышленным комплексом депрессивного региона. Выявлены основные причины и следствия депрессии экономики региона, обоснована необходимость разработки стратегии управления региональными хозяйствами.

Ключевые слова: управление; социально-экономическое развитие; приоритеты; стратегия.

Коды классификатора JEL: Q16, Q18, R11.

Основными функциями государственного управления АПК как на федеральном, так и на региональном уровне являются: реализация общих принципов проводимой аграрной политики; прогнозирование и выработка общей стратегии развития АПК; регулирование производства и сбыта сельскохозяйственной продукции; создание необходимого ресурсного потенциала; обеспечение соответствующей финансовой поддержки товаропроизводителей; внешнеэкономическая деятельность [5].

На региональном уровне — эти функции как бы имеют свое продолжение, но в условиях разделения полномочий центра и субъектов Российской Федерации они приобретают относительно самостоятельное значение, «корректируя» общую систему государственного управления АПК с учетом местных условий и особенностей [2].

Функции на региональном уровне сосредоточиваются в одном управленческом органе субъекта Российской Федерации и далее в управлении сельского хозяйства районного АПК. Причем многие принципиальные управленческие решения осуществляются через постановления республиканских и районных администраций.

В системе управления на региональном уровне происходит более предметное разграничение функций государственного и хозяйственного управления, причем органы последнего отличаются большим многообразием. Особенно это относится к разного рода ассоциациям, союзам, акционерным обществам, создаваемым на добровольных началах по инициативе самих товаропроизводителей. Соответствующие управленческие структуры выполняют функции как отраслевого, так и межотраслевого взаимодействия хозяйствующих субъектов.

В региональной системе управления АПК происходит конкретизация целевых программ развития отраслевого и межотраслевого характера, в формировании и реализации которых обычно сочетаются функции хозяйственного и государственного управления, хозяйственной инициативы и государственного регулирования и поддержки за счет финансовых ресурсов региона (рис. 1). Особое значение в связи с этим приобретает разработка и реализация региональных моделей реформирования и функционирования АПК с адекватной управленческой системой.

© В. С. Мисаков, И. Т. Дзагоева, Р. Х. Кушбокова, 2009

ТЕRRА EСONOMICUS ^кономичєский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

К числу таких моделей можно отнести РСО-Алания, Кабардино-Балкарскую Республику, Карачаево-Черкесскую и другие республики ЮФО с теми или иными подходами к реформированию сельского хозяйства, применению новых решений в регулировании и стимулировании производства, в частности, через продналог (единый земельный налог), разного рода интегрированные аграрные компании, корпорации, финансово-промышленные группы, внебюджетные фонды. В каждой республике ЮФО разрабатываются системы ведения агропромышленного производства, которые включают организационно-экономические, технологические, технические, экологические и социальные мероприятия. Вся система управления региональным АПК «узаконивается» соответствующими органами федеральной государственной власти и в принципиальных вопросах ее элементы не должны противоречить федеральному законодательству.

Как показывает анализ приведенных структур управления РСО-Алания, особое внимание должно быть обращено на необходимость усиления использования экономических методов и рычагов, лучшей координации работы органов государственного и хозяйственного управления. Наряду с сохранением существовавших в то время специализированных органов управления сельским хозяйством и отраслями перерабатывающей промышленности целесообразно создать новые управленческие формирования, охватывающие деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, предпринимательства и рыночных структур, маркетинга.

Необходима общая ориентация системы управления на более эффективное хозяйствование и решение социальных проблем. Важно создание единой системы государственного и хозяйственного управления региональным агропромышленным комплексом с полным циклом производства, переработки и реализации продукции.

По мере развития рынка на уровне регионального АПК, совершенствования и укрепления государственного управления важно в полной мере реализовать функции хозяйственного управления, его ориентацию на принятие решений, которые бы способствовали рационализации использования имеющихся ресурсов, учитывая их общую ограниченность, особенно в условиях нынешнего переходного периода. Решающее значение здесь имеет экономическая свобода, предприимчивость при жестко корректирующей роли государства [7].

В связи с этим одна из задач управления в РСО-Алания и, тем более, непосредственно в хозяйствующих субъектах состоит в активизации предприимчивости путем вовлечения в управление самих субъектов, особенно, если речь идет о крупных сельскохозяйственных предприятиях. В индивидуальном частном предпринимательстве такая активизация обусловлена самой природой хозяйства: фермер одновременно и производитель, и управленец, что позволяет в полной мере реализовать экономическую свободу в целях достижения наибольших производственных результатов, разумеется, при прочих равных условиях.

Анализ структуры органов управления АПК ряда регионов ЮФО показывает, что она не везде одинаковая, имеет разные отделы и инспекции. На основе обобщения опыта нами предложена наиболее рациональная, на наш взгляд, схема структуры управления АПК на районном уровне.

Анализируя практику государственного и хозяйственного управления АПК на региональном и районном уровнях, приходится констатировать, что именно из-за несовершенства экономического механизма, ценового диспаритета, перекосов в кредитно-финансовой и налоговой системах наблюдается подмена органами этого управления функций хозяйственного управления и самоуправления. Главам соответствующих администраций приходится принимать множество постановлений, в которых или преобладают распорядительные методы, или в определенной степени сочетаются административные и экономические методы, то есть вынужденно совмещаются функции хозяйственного и государственного управления, часто при явном преобладании последнего.

В последние годы существенные коррективы в управление АПК внесены Правительством РСО-Алания. Во-первых, в саму структуру государственного управления АПК, осуществляемого через Министерство сельского хозяйства РСО-Алания, помимо сельского хозяйства включена пищевая и перерабатывающая промышленность. Принят ряд важных управленческих решений по социальным вопросам, жилищной проблеме, созданию внебюджетного фонда поддержки села и т. д.

Важным инструментом государственного управления и регулирования в аграрном секторе в переходный период является заказ на закупку сельскохозяйственной продукции и сырья. Порядок и механизм закупок предусмотрены Федеральным законом Российской Федерации «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд». Очевидно, что провидение этих закупок должно осуществляться в рамках хозяйственного управления без «напоминания» об организации закупок местными органами. Поскольку экономический механизм АПК не обеспечивает нормальную реализацию норм этого закона на местах, приходится издавать постановления, дублирующие суть закона и «устанав-

ливать» нереальные показатели, которые часто заведомо невыполнимы из-за декларативности авансирования закупок, вследствие реального спроса на рынке. Аналогичная ситуация складывается с осуществлением льготного кредитования предприятий и организаций АПК, с поставками им на условиях лизинга сельскохозяйственной техники и т. д.

Между тем, именно на микроуровне предприятия АПК РСО-Алания должны получить самое широкое развитие самоуправленческих начал, договорных отношений на равноправной основе, даже если одной из сторон является орган государственного управления, в частности Министерство сельского хозяйства.

Учитывая, что инфраструктура поставок материально-технических ресурсов для сельской местности, особенно горных территорий, закупок и распределения сельскохозяйственной продукции, в значительной степени была разрушена при реформировании АПК, а бюджетная поддержка должна быть максимально эффективна и контролируема со стороны государственных органов региона, необходим соответствующий механизм координации и управления этой деятельностью.

При этом требуется комплексно решить две задачи: во-первых, формирование самостоятельно хозяйствующего субъекта, несущего полную финансовую и юридическую ответственность за свою деятельность, способного использовать преимущества крупнооптового покупателя и продавца, а во-вторых, обеспечение реальных возможностей регулирования со стороны органов государственной власти РСО-Алания ее снабженческо-сбытовой и тарифно-ценовой политики в соответствии с потребностями развития регионального агропромышленного комплекса.

Имеющийся в ряде регионов ЮФО, в частности в Ростовской области, опыт использования для этих целей уполномоченных коммерческих структур показал, что они не могут обеспечить надлежащие взаимоотношения, как между предприятиями АПК, так и с бюджетом. В связи с этим мы считаем целесообразным создать государственное унитарное предприятие «Республиканская продовольственная корпорация», на которую будут возложены функции оказания практической помощи сельскохозяйственным и перерабатывающим предприятиям РСО-Алания в закупках и реализации продукции (в том числе и для региональных государственных нужд), а также в закупках и поставках материально-технических ресурсов. Она станет на сегодня основным звеном в организации взаиморасчетов между бюджетом и сельскими товаропроизводителями АПК за инвестиционные средства, выделяемые из бюджета республики.

Создание «Республиканской продовольственной корпорации» не преследует цели восстановления административной системы управления и распределения, а будет направлено на обеспечение формирования инфраструктуры сбыта и поставок на качественно новой основе и на принципах экономической заинтересованности. По мере восстановления агропромышленного производства и нормализации положения в сфере товарно-денежного обращения, когда товаропроизводители АПК смогут самостоятельно привлекать кредитные ресурсы для пополнения оборотных средств и снизятся риски взаимных неплатежей, функции «Республиканской продовольственной корпорации» будут трансформироваться в сторону государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию за счет проведения интервенционных закупок и формирования региональных продовольственных фондов.

Актуальным вопросом развития АПК является гармонизация интересов сельскохозяйственных предприятий и предприятий обслуживающей инфраструктуры, так как производственнофинансовые отношения между ними являются во многих случаях неудовлетворительными.

Решение этих проблем основывается на оптимизации межпроизводственных отношений в АПК, ориентацию производства на рыночную конъюнктуру и получение дополнительной прибыли за счет использования современных технологий производства и переработки продукции, координации производственных, инвестиционных и сбытовых программ, внедрения современных систем управления.

Достижение баланса экономических интересов предприятий единой технологической цепи АПК возможно при создании интегрированных аграрных компаний. Их деятельность должна обеспечивать решения ряда производственных, маркетинговых и управленческих задач (табл. 1).

Такие компании должны структурно включать, помимо производителей сельскохозяйственной продукции, предприятия переработки, хранения, распределения и реализации. Необходимо отметить, что при создании интегрированной компании, особое значение имеет передача в уставной капитал акций предприятий переработки и агросервиса, которые в настоящее время не используются для целей управления и привлечения инвестиций.

Решение неотложных проблем с техническим и технологическим перевооружением сельского хозяйства может быть обеспечено путем организации машинно-технологических станций (МТС) и агрокомбинатов.

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

Таблица 1

Основные задачи, решаемые в рамках интегрированных аграрных компаний

Сфера деятельности Решаемые вопросы

Производство • Формирование согласованной производственной программы сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, служб снабжения и сбыта; • внедрение новой техники и технологий, для повышения урожайности и конечной продукции; • организация селекционно-семенной работы

Маркетинг • Проведение единой ценовой политики с целью повышения конкурентоспособности продукции; • формирование многоканальной системы обеспечения сырьем, материальнотехническими ресурсами; • оперативное перераспределение ресурсов в зависимости от конъюнктуры рынка

Развитие • Координация реализации наиболее эффективных инвестиционных проектов в сфере производства, хранении, транспортировки и распределения продукции; • привлечение средств для модернизации производства, внедрения современных технологий; • инвестиции в проведение научных исследований и внедрение эффективных технологий

Управление и менеджмент • Проведение мероприятий по снижению издержек производства продукции; • организация вексельных расчетов для снижения потребности в оборотных средствах; • внедрение современных технологий управления, консультирование, экспертиза и правовая поддержка оперативной деятельности участников

Вместе с тем опыт их деятельности выявил ряд недостатков, в первую очередь связанных с несвоевременностью и неполнотой расчетов сельскохозяйственными предприятиями за выполненные работы, высокий уровень затрат на содержание аппарата управления, который превышает заработную плату механизаторов МТС. Это требует разработки мер по совершенствованию тарифной политики и внутрихозяйственных отношений, постепенному расширению аренды МТС сельскохозяйственных земель и образования интегрированных предприятий.

Другим направлением в создании интегрированных аграрных компаний является формирование районных агропромышленных комбинатов. В 4 районах агрокомбинаты созданы с участием «Севосетсельхозтехника», а в 2 районах (Алагирском и Ирафском) образованы унитарные муниципальные предприятия с включением предприятий агросервиса и сельского хозяйства. Уставной капитал этих предприятий был сформирован за счет передачи им учредителями техники и оборудования, акций перерабатывающих предприятий, закрепленных в собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей. В ряде случаев сельскохозяйственные предприятия передали в аренду агрокомбинатам собственную технику, что обеспечило ее более качественную эксплуатацию и техническое обслуживание.

Это создает условия для совершенствования финансово-хозяйственных отношений между предприятиями единой технологической цепи, обеспечивает эффективное использование и возвратность привлекаемых бюджетных и внебюджетных средств. Передача им функции управления низкоэффективными хозяйствами создает предпосылки по их выводу из кризиса.

Высокий уровень государственного участия в агрокомбинатах и МТС позволяет органам исполнительной власти более активно влиять на их взаимоотношения с сельскохозяйственными предприятиями, повысить эффективность и возвратность выделяемых средств бюджетной поддержки АПК. Вместе с тем это может стать фактором усиления локального монополизма, привести к уязвимости принимаемых решений в сфере экономических отношений от позиции органов власти. Отсутствие же среди учредителей крупных операторов рынка продовольствия осложняет привлечение частных инвестиций.

Поэтому развитие агрокомбинатов и МТС должно предусматривать снижение доли участия государства путем поэтапной продажи акций как работникам комбинатам, так и внешним инвесторам. При этом приоритетным является перераспределение собственности в пользу работников, что соответствует принципам экономической демократии, широко распространенным в странах с развитой рыночной экономикой.

Такой подход предусматривает следующие стратегические цели:

• обеспечение права работников влиять на деятельность предприятия через владение собственностью и участие в доходах;

• делегирование ответственности за выполнение работы непосредственным исполнителям, формируя систему самоуправления;

• инвестирование в «человеческий» капитал через систему повышения квалификации,

переподготовку и подготовку кадров;

• снижение социальной напряженности за счет обеспечения баланса интересов между менеджментом и работниками предприятия.

Механизм выкупа государственной собственности работниками должен предусматривать способы аккумуляции денежных средств, условия выкупа и порядок распределения собственности между работниками. С этой целью целесообразно введение персональных накопительных счетов работников, на которые могли бы зачисляться средства в зависимости от вклада работника в формирование доходов предприятия и трудового стажа. Эти средства инвестируются в основную деятельность предприятия с начислением дохода в размере, соответствующем фактической прибыли предприятия. Для обеспечения равноправия всех работников предприятия и одновременно стимулирования эффективной работы административно-управленческого персонала следует определить лимит его участия в совокупном капитале предприятия при его приватизации, который, с учетом зарубежной практики, не должен превышать 30-35 %.

Порядок принятия решений по этим вопросам, по мнению авторов, должен найти свое отражение в специальном нормативном документе, предусматривающем механизм согласования интересов администрации республики как собственника менеджментом и трудовым коллективом предприятия.

Решение вопросов совершенствования управления и регулирования АПК, повышения его эффективности невозможно без нормализации в сфере земельных отношений, которые имеют принципиальное значение для функционирования регионального АПК. Значение дальнейшего осуществления земельной реформы обусловлено тем, что она обеспечивает преобразование базовых экономических отношений, возникающих по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками, выполняющих функцию основного средства сельскохозяйственного производства и территориального базиса жизнедеятельности населения. Однако категории землевладельцев остаются лишь номинальными собственниками, так как в силу незащищенности своих законных прав и интересов, а также неблагоприятной сельскохозяйственной конъюнктуры не могут получить от использования земли доходов, адекватных произведенным затратам. Следует также отметить, что в настоящее время, землепользование сельскохозяйственных предприятий дестабилизировано вследствие поспешных земельных преобразований. Поэтому важнейшей задачей является активизация проведения землеустроительных работ, связанных с установлением местоположения и границ земельных массивов, соответствующих по площади земельным долям.

Поэтому в РСО-Алания были внесены соответствующие корректировки в ход земельной реформы, предусматривающие ее эволюционность как процесса перехода к новой системе земельных отношений и формирование региональной системы экономического, правового, организационного и экологического управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений.

Ключевым направлением этой работы является создание экономических возможностей для реализации прав собственности для эффективного сельскохозяйственного использования земли, системность разработки и освоения всех элементов правового и экономического механизма регулирования земельных отношений, включая правомочия по распоряжению земельной собственностью при возрастающем государственном контроле за целевым и эффективным использованием земли.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрейчиков А. В. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: Финансы и статистика, 2002.

2. Басаев Б. Б., Басиев К. А., Бесолов Ф. Э. и др. Система ведения агропромышленного производства. Владикавказ, Иристон, 2002.

3. Виноградова З. И. Логика науки управления. М.: Изд-во Рос. эконом, академии им. Г. В. Плеханова, 1998.

4. Дрогобыцкий И. Н. Системный анализ в экономике. М.: Финансы и статистика, 2007.

5. Мисаков В. С. Государственная политика формирования перспективной структуры экономики регионального АПК // Научно-технические ведомости СПбГПУ. СПб: СПБГПУ, 2009. № 1.

6. Панков В. В. Анализ и оценка состояния бизнеса: методология и практика. М.: Финансы и статистика, 2005.

7. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика. Основы взаимодействия. М.: Экономика, 2005.

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.