Научная статья на тему 'Экономико-институциональный механизм мониторинга инвестиционных рисков в регионе'

Экономико-институциональный механизм мониторинга инвестиционных рисков в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РИСК / РЕГИОН / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тхакушинов Э. К.

В статье на основе структурно-процессного подхода рассматривается уровневое и функциональное представление институциональной системы управления инвестиционными рисками региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономико-институциональный механизм мониторинга инвестиционных рисков в регионе»

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ЭКОНОМИКО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ МОНИТОРИНГА ИНВЕСТИЦИОННЫХ РИСКОВ В РЕГИОНЕ

Э. К. ТХАКУШИНОВ

Майкопский государственный технологический университет, доктор экономических наук, заведующий кафедрой «Экономическая теория и мировая экономика», 352700, Майкоп, ул. Первомайская, 191

В статье на основе структурно-процессного подхода рассматривается уров-невое и функциональное представление институциональной системы управления инвестиционными рисками региона.

Ключевые слова: инвестиционный риск; регион; институциональный механизм.

Коды классификатора JEL: G24, G28, R51.

Формирование экономико-институциональной инфраструктуры управления региональными инвестиционными рисками должно идти как «сверху»: международными организациями, федеральными и региональными органами власти, так и «снизу»: представителями различных по масштабам направлениям и сферам деятельности хозяйствующих субъектов региональной экономики, заинтересованных в защите и продвижении своих инвестиционных интересов. При этом крайне важным является нахождение баланса между различными участниками регионального инвестиционного процесса и обеспечение трансформации от централизованной системы поддержки промышленности и предпринимательства к децентрализованной, рыночной, при которой перед государственными структурами первоочередной задачей является нахождение и реализация частным сектором собственных инновационных решений [3].

Такая концепция формирования указанной инфраструктуры исходит из понимания того факта, что основной задачей поступательного развития субъектов Российской Федерации, в том числе расположенных на территории Южного Федерального округа, является создание условий для устойчивого социально-экономического развития регионов и выравнивания основных макроэкономических индикаторов на основе научно-обоснованных целевых параметров их инвестиционного развития. Вместе с тем, в силу целого ряда объективных факторов, сложившихся структурных особенностей экономики (высокой доли сельскохозяйственного производства, отсутствия экспортно-ориентированных составляющих, значительных масштабов неформальной экономической деятельности и др.), а также отсутствия целостной системы мониторинга рисковой составляющей инвестиционной деятельности, большинство регионов ЮФО имеют существенную финансовую зависимость от федерального центра. Это делает невозможным прямое калькирование передовых схем и технологий управления региональными инвестиционными рисками без определенной институциональной адаптации к специфике конкретного региона.

В то же время общефедеральный институциональный «срез» региональной инфраструктуры управления инвестиционными рисками в последнее время характеризуется позитивной динамикой. Это, прежде всего, достаточно развитая нормативно-законодательная и правовая база инвестиционной деятельности как для российских, так и для иностранных инвесторов, регулярная работа по анализу инвестиционной активности и эффективности инвестиционной деятельности в субъектах РФ и др.

В отношении «регионального» компонента экономико-институциональной инфраструктуры управления инвестиционными рисками региона, большинство субъектов РФ имеют собственное инвестиционное законодательство, в котором прямо или косвенно отражен учет и регулирование рискообразующих факторов. Анализ положения дел в данной плоскости показал практически полное отсутствие инструментов управления (и полное отсутствие инструментария оценки) инвестиционными рисками региона. При этом следует отметить, что, несмотря на весьма дифференцированную структуру инструментов управления инвестиционной деятельностью отечественных и иностранных инвесторов, региональная нормативная база в отношении регулирования последней является достаточно унифицированной. Так, базовый набор средств и инструментов регулирования инвестиционных процессов, реализуемых в рамках принятых

© Э. К. Тхакушинов, 2009

в субъектах РФ законов и нормативно-правовых актов, базирующийся на единых принципах, может быть идентифицирован следующим образом: инвестиционные программы субъекта РФ; планы социально-экономического развития субъектов РФ; сопровождение приоритетных инвестиционных проектов; государственные гарантии субъектов РФ; налоговые льготы; специальные налоговые режимы; финансовая помощь и льготы, направленные на развитие отдельных территорий субъектов РФ, отраслей и производств; нефинансовые (иные) льготы; контроль за целевым использованием средств, выделяемых из бюджета субъекта РФ на финансирование инвестиционных проектов; определение состава и сроков осуществления согласительнораспорядительных процедур; другие меры.

Функциональный анализ инструментов государственного регулирования инвестиционной деятельности органами власти субъектов РФ позволяет выделить прямые и косвенные меры.

Основными инструментами прямого регулирования выступают: принятие законов и иных нормативных правовых актов в целях регулирования инвестиционной деятельности на территории субъекта РФ; защита прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности; создание благоприятных условий для развития инвестиционного процесса; разработка и реализация региональных инвестиционных программ; разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов из средств бюджета субъекта РФ, а также конкурсный отбор инвестиционных проектов; контроль за целевым использованием средств, выделяемых из бюджетов субъектов РФ на финансирование утвержденных инвестиционных проектов; прямое управление государственными инвестициями и участие в них; установление порядка и условий предоставления гарантий и поручительств и другие.

Оценка экономического содержания инструментов прямого государственного регулирования инвестиционного процесса на уровне региона позволяет заключить, что именно реализация механизма прямого действия обусловливает возможность проведения в регионе инвестиционной политики, максимально отвечающей интересам социально-экономического развития территории, поскольку нацелена на ключевые факторы-условия снижения инвестиционных рисков и стимулирования инвестиционной деятельности.

Косвенное регулирование инвестиционных процессов в регионе связано, прежде всего, с предоставлением налоговых льгот; установлением для субъектов инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов; формированием порядка и условий предоставления бюджетных кредитов, ссуд и льготных займов; формированием порядка и условий предоставления инвестиционных налоговых кредитов; оказанием помощи при создании инфраструктуры бизнеса и других. Эти мероприятия, оказывая опосредованное влияние на процесс управления инвестиционными рисками, тем не менее, также могут рассматриваться в системе факторов отрицательного влияния на параметры регионального инвестиционного риска.

Так, в рамках совершенствования качества анализа социально-экономических (в том числе инвестиционных) процессов в регионах ЮФО экспертно-научной рабочей группой (в соответствии с Распоряжением полномочного представителя Президента РФ в ЮФО от 22.03.2007 № 36) разработана Методика оценки уровня и динамики социально-экономического развития субъектов РФ, расположенных на территории ЮФО, основной целью разработки которой является формирование механизма сравнительной оценки регионов, позволяющего повысить ответственность органов государственной власти субъектов РФ по результатам управленческой деятельности, включая совершенствование существующей государственной инвестиционной политики в увязке с системой приоритетов.

Основные элементы сформированного в границах ЮФО механизма управления инвестиционными процессами на территории его субъектов, «совместно направленные на достижение основной цели — перевода региона на качественно новый уровень развития, определяемый положительной динамикой показателей экономического роста», могут быть представлены следующим образом:

1. Стратегия привлечения инвестиций:

— анализ конкурентоспособности региона по факторам, значимым для инвестора;

— направления улучшения инвестиционной привлекательности региона;

— приоритетные отрасли, секторы экономики, кластеры;

— формирование программ инвестиционного маркетинга (активного продвижения региона по целевым инвесторам);

— создание благоприятного имиджа региона и др.

2. Инвестиционный маркетинг:

— развитие рынка региональных инвестиций;

— анализ рынка внешних инвестиций: российских и иностранных;

— реклама инновационных проектов, инициируемых предприятиями региона и др.

3. Инвестиционные ресурсы развития региона:

— прямые инвестиции в динамично развивающиеся компании с участием региональных инвестиционных фондов, банков и иных финансовых организаций;

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

— обеспечение планируемого возврата на инвестиции для инвесторов;

— улучшение инвестиционного рейтинга субъектов ЮФО;

— формирование капитала для реинвестиций в новые проекты на территории региона и др.

4. Региональный совет (Агентство) инвестиций и развития региона и его потенциал:

— повышение инвестиционной привлекательности региона;

— реализация программы инвестиционного маркетинга региона;

— регулирование инвестиционных процессов в регионе;

— привлечение инвестиций; поддержка предприятий;

— развитие территорий и др.

5. Инвестиционные ресурсы для финансирования перспективных инвестиционных проектов региона:

— перевод бюджетов всех уровней на обслуживание в органы федерального казначейства;

— установление дифференцированного подхода к степени самостоятельности органов государственной власти в зависимости от дотационности региона;

— формирование системы ограничений для реципиентов;

— запрет финансирования функций органов власти, не предусмотренных законом;

— создание рабочей группы в Минэкономразвития и торговли РФ по оценке налогового потенциала и эффективности региональных бюджетов;

— обеспечение ликвидации не обеспеченных финансированием обязательств;

— ликвидация задолженности по социально значимым статьям расходов;

— повышение эффективности использования бюджетных средств и др.

6. Создание условий и привлечение инвестиций:

— формирование адекватной инвестиционной среды для гарантии интересов инвесторов;

— направление части государственных инвестиционных средств на поощрение наиболее развивающихся регионов;

— переоценка всех действующих инвестиционных программ поддержки регионов и ликвидация неэффективных;

— обеспечение концентрации средств на пусковых объектах;

— создание реальных условий для быстрого развития ипотеки и др.

7. Активное продвижение региона целевым инвесторам:

— содействие продвижению инновационных проектов регионального значения на всероссийских и международных конкурсах;

— создание базы данных целевых инвесторов региона;

— повышение инвестиционного рейтинга региона;

— повышение конкурентоспособности региона с позиции целевого инвестора;

— поддержка инновационно активных предприятий региона, создания территориальнопроизводственных кластеров и др.

8. Профессиональная структура — Центр управления инвестиционным развитием региона:

— ориентация инвестиционной политики региона на привлечение частных инвестиций;

— распределение государственных инвестиций для поддержки уровня развития и выравнивания регионов в виде единой суммы в зависимости от налогового потенциала и степени обеспеченности социальной и производственной инфраструктурой;

— сохранение в федеральном бюджете инвестиционных программ только для объектов федеральной собственности;

— упразднение фонда регионального развития, прекращение практики финансирования из адресных целевых программ объектов регионального значения и др.

Следует отметить, что такого рода работа уже достаточно активно ведется в различных регионах страны и в ряде ведущих субъектов ЮФО, где разработаны и применяются адаптивные методики и технологии управления инвестиционной деятельностью. При этом в современной экономической литературе предполагается, что «набор инструментария, который может быть использован на региональном уровне, достаточно хорошо известен, и в том или ином виде он используется на различных территориях» [1].

В то же время, как видно из содержательного анализа структурно-функциональных элементов реализуемого в ЮФО механизма, в нем практически отсутствуют инструменты, позволяющие оценивать, регулировать и в целом управлять динамикой формирования и влияния на инвестиционные процессы сопряженных с ними региональных рисков, что еще раз доказывает необходимость интеграции специального инструментария в региональную компоненту общегосударственной системы управления инвестициями.

Многоуровневая система управления инвестиционными рисками в региональной экономике

Федеральный уровень

Х£

7

X 5 я 5

* а

Микроэкономический уровень (корпорации, прелнрнятня, органи іацнн)

я С

г *

7 2

II

5 I ^ і

и —

— и

- с.

7

Н"

#

1 7.

Рис. 1. Уровневое и функциональное представление институциональной системы управления инвестиционными рисками региона

На рис. 1 в общегосударственной организационной структуре управления инвестиционными процессами представлен ряд иерархических уровней, отличающихся характером выполняемых функций и типом транслируемых следующему уровню управления решений.

В данной системе представлена классическая схема иерархического управления, в котором действуют контуры прямой (инициирующий модуль механизма управления, в соответствии с которым «сверху-вниз» управляющие воздействия, направленные на снижение инвестиционных рисков и повышение эффективности инвестиционной деятельности на разных уровнях экономической системы) и обратной (результирующий модуль механизма управления, в соответствии с которым в обратном направлении — «снизу-вверх» — поступают данные о ре-

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

зультатах управляющих воздействий, являющиеся основой получения информации, связанной с инвестиционными рисками, для ее учета на следующей управленческой итерации) связи.

Теоретически обосновано и доказано практикой, что существует определенное противоречие между проводимой в стране инвестиционной политикой и ее региональными модификациями, базирующимися на учете специфических территориальных принципов, выработанных различными региональными институтами, а также инвестиционными целями и приоритетами, формирующимися на микроуровне [2]. В данном контексте синергетический эффект, проявляющийся в снижении интегрального инвестиционного риска региона, прямо корреспондирует со степенью доведения, согласования и принятия экономическими системами более низкий иерархических уровней управляющих воздействий вышестоящих систем (прямая связь), а также учета «пожеланий» систем более низкого уровня системами более высокой ступени в экономической иерархии, последовательного «встраивания» их реакций на управленческие воздействия последних в указанном направлении (обратная связь).

Чем больше степень учета рискоформирующих факторов, а также идентификация в их составе доминантных (как по прямой, так и по обратной связи), тем меньше отклонение показателей эффекта от инвестиций от желаемого (прогнозируемого) уровня. Это предполагает необходимость при реализации комплексного подхода к управлению инвестиционными рисками региона постоянного взаимодействия его структурно-уровневых элементов на принципах четкого разделения функций и полномочий. Региональные детерминанты взаимодействия указанных институтов можно представить следующим образом:

— разработка и направленное внедрение нормативно-правовых и административнораспорядительных актов федеральных, региональных и местных органов управления инвестициями в регионе в соответствии со своими компетенциями;

— применение экономических, социальных, структурно-организационных методов и способов управления инвестиционными процессами в регионе в направлении достижения приоритетных стратегических ориентиров;

— планирование, организация, стимулирование и регулирование, контроль, учет и анализ инвестиционной деятельности как в регионе, так и в его субъектах;

— использование при принятии управленческих решений в отношении региональных инвестиционных рисков адаптивных способов их оценки, к числу которых относится разработанный в настоящем исследовании инструментарий оценки и управления инвестиционными рисками региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дерябина Я. А. Инструменты управления инвестиционной деятельностью на различных уровнях власти: классификация и анализ // Инвестиции в России. 2003. № 1, 2.

2. Тхакушинов Э. К. Организация системы управления инвестиционными рисками в экономике региона. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007.

3. ФурсенкоА. Роль инфраструктуры в снижении инвестиционных рисков // Венчурный капитал и прямое инвестирование в России. СПб., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.