Научная статья на тему 'Механизм управления депрессивным регионом на основе системной трансформации его налогообложения'

Механизм управления депрессивным регионом на основе системной трансформации его налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / МЕХАНИЗМ / УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОН / ТРАНСФОРМАЦИЯ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барагунова Б. А., Нестеренко А. С., Кушхов Ю. А.

В статье рассмотрены реальное состояние экономики депрессивного региона, предложен механизм управления депрессивным регионом на основе системной трансформации его налогообложения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм управления депрессивным регионом на основе системной трансформации его налогообложения»

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ДЕПРЕССИВНЫМ РЕГИОНОМ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЕГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Б. А.БАРАГУНОВА

Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление качеством и недвижимостью»

КБР, г. Нальчик, ул. Тарчокова, 1а;

А. С. НЕСТЕРЕНКО

Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент организации»,

КБР, г. Нальчик, ул. Тарчокова, 1а;

Ю. А. КУШХОВ

Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия,

кандидат экономических наук, докторант КБР, г. Нальчик, ул. Тарчокова, 1а

В статье рассмотрены реальное состояние экономики депрессивного региона, предложен механизм управления депрессивным регионом на основе системной трансформации его налогообложения

Ключевые слова: политика, механизм, управление, регион, трансформация, налогообложение.

Коды классификатора ОБЬ: Н21, Я51.

Одной из основных проблем, с которой сталкиваются предприятия реального сектора экономики, является несовершенство системы налогообложения, проявляющееся в перманентном изменении налогового законодательства, его искусственной завышенности, громоздком механизме расчета многочисленных налогов и отсутствием четких рекомендаций по их уплате. Реально сложившиеся в субъектах федерации системы регионального налогообложения, как справедливо считают эксперты и практики, не отвечают своим регулирующим и фискальным функциям. Более того, они настолько инертны, что не могут оперативно адаптироваться к современным экономическим реалиям, происходящим в регионах [8].

Наряду с формированием оптимальной налоговой системы важнейшей задачей в фискальной сфере является реализация стимулирующей функции налогов. Данная проблема особенно актуальна для депрессивных территорий, где подобная ситуация является дестабилизирующим фактором, ограничивающим экономический рост и развитие региональной экономики.

Ситуацию можно объяснить несколькими объективными причинами. Большинство субъектов в своем развитии не сталкивались с налоговыми проблемами и впервые были вынуждены их решать.

Как показывает анализ практического опыта, к основным проблемам совершенствования управления региональным налогообложением следует отнести следующие: во-первых, отсутствие унифицированного подхода к критериям и оценке налогового потенциала региона; во вторых, непоследовательность в осуществлении налоговой и макроэкономической политики, несовершенство нормативно-методической базы системы налогообложения, образовавшиеся перекосы в налоговой нагрузке по секторам экономики и по категориям налогоплательщиков; в-третьих, определяющая роль субъективных факторов в разграничении полномочий между государственными органами власти от федеральной до муниципальной, отсутствие прозрачных критериев определения качества и эффективности их работы; в-четвертых, дифференциация территорий (субъектов) Российской Федерации по ресурсному, налоговому и экономическому потенциалу [2].

Процессы становления и развития рыночной экономики невозможны без эффективных действий по поводу адекватного функционирования предприятий реального сектора экономики, причем акцент в последнее время все активнее делается в сторону предприятий малого бизнеса.

Современное российское налоговое законодательство трактует понятие «налог» исключительно в качестве средства, обеспечивающего формирование доходов бюджета, как обяза-

© Б. А. Барагунова, А. С. Нестеренко, Ю. А. Кушхов, 2009

тельный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд и как средство финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Налоги нельзя рассматривать как чисто фискальный инструмент. Это сложная социальноэкономическая категория. Она отражает не только процесс формирования бюджетов всех уровней, но и воздействие их на макро- и микроэкономические процессы.

Мы предлагаем способы усиления инвестиционно-регулирующей направленности налоговой системы, основанные на поощрении процессов накопления. Система налогообложения может воздействовать:

❖ на развитие производства через ряд факторов, таких, как уменьшение общего количества налогов, налогового давления;

❖ рост инвестиционной активности через снижение налогового бремени, освобождение от налогов капиталов, направленных на развитие производства, наукоемких технологий и науки;

❖ рост доходов населения через выведение из-под обложения сумм доходов, равных прожиточному минимуму.

В настоящее время совершенствование налогообложения в России все более становится не только экономической, но и социально-политической проблемой.

Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, — это налоговая стратегия, а проводимая на текущий момент — налоговая тактика. Тактика и стратегия необходимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Разрабатываемая государством налоговая стратегия решает следующие задачи:

❖ экономические — обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

❖ социальные — перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

❖ фискальные — повышение доходов государства;

❖ международные — укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов и в конечном итоге — к экономическому кризису.

В управлении системой налогообложения необходимо обеспечение трех основных элементов:

❖ стабильное и экономически эффективное для государства и налогоплательщиков правовое поле;

❖ оптимальный процесс администрирования взимания налогов;

❖ контроль (и его эффективность) за своевременной и полной уплатой налогов юридическими и физическими лицами.

Становление налоговой системы в России выступает составной частью структурных изменений экономики. С позиций сегодняшнего дня можно утверждать, что при осуществлении налоговой реформы мировой опыт используется в Российской Федерации крайне непродуктивно, так как не учитывались исторические, политические, социально-экономические особенности развития российской экономики. В результате были допущены существенные просчеты в формировании налоговой системы: исключительно фискальный характер системы налогообложения, несоответствие применяемых налогов социально-экономической ситуации в экономике России и ее регионов, дисбаланс межбюджетных отношений, отсутствие регулирующих и воспроизводственных начал в налоговой модели России. Сегодня, на наш взгляд, налоговая система по-прежнему неадекватна рыночным преобразованиям в России, что проявляется в низкой рентабельности промышленных предприятий, непривлекательном инвестиционном климате для субъектов экономики [1].

Для депрессивных регионов характерны: низкий уровень жизни и доходов основного населения, высокие темпы спада производства; нарастание негативных тенденций в сфере занятости и перераспределения.

Определяющей задачей государства является стимулирование депрессивных территорий к саморазвитию путем создания необходимых условий для притока инвестиций в базовые отрасли экономики. А самые эффективные инструменты воздействия на развитие социальноэкономических процессов сосредоточены в финансово-бюджетной и налоговой сферах. Накопленные за годы экономических реформ обобщения эмпирических наработок позволяют выделить систему управления налогообложением в качестве главного регулятора процесса развития [6].

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

Факторами развития экономики региона, зависимыми от механизма налогообложения, являются: состояние внутренней финансовой инфраструктуры; условия предпринимательской деятельности; качество управленческих кадров и трудовых ресурсов; антимонопольное регулирование, препятствующее ограничениям конкуренции; регулирование тарифов на продукцию и услуги естественных монополий; реформирование бюджетной системы и межбюджет-ных отношений; инвестиционная политика региона, включая механизм региональных целевых программ; разработка, формирование и реализация норм и стандартов ведения экономической деятельности социально ответственного поведения представителей власти и бизнеса; стимулирование кооперации и интеграции хозяйственной деятельности внутри региона; структурная политика [3; 7].

В качестве инструмента управления социально-экономическим развитием региона можно выделить анализ функционирования регионального механизма налогообложения, результаты которого позволяют принимать эффективные управленческие решения по оптимизации налоговой нагрузки в рамках приоритетных отраслей и предприятий, входящих в региональную социально-экономическую структуру [5].

Рассмотрим через призму налогового воздействия социально-экономическое положение Кабардино-Балкарской Республики, что позволит сделать объективный анализ налоговой политики в республике (табл.1).

Таблица 1

Социально-экономическое положение КБР в 2000-2008 гг.

Показатели 2GGG 2GG6 2GG7 2GG8

Валовой региональный продукт, на душу населения, тыс. руб. 15,9 41,2 46,9

Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году 117,2 121,5 1G9,5 12G,4

Инвестиции в основной капитал, в % к предыдущему году 5G,9 92,9 97,1 162,G

Индекс производства продукции сельского хозяйства, в % к предыдущему году 1G9,3 93,5 1G2,5 1G7,7

Оборот розничной торговли в % к предыдущему году 111,7 111,1 112,2 112,3

Денежные доходы на душу населения, руб. 1G57,1 4G61,5 5G8G,1 64G1,G

Среднемесячная начисленная зарплата, руб. 118G,6 4653,3 5851,4 735G,G

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, в % к общей числ. населения 24,7 19,8 18,3

Уровень безработицы, по методологии МОТ 16,9 23,4 2G,7 17,6

Налоговые поступления на душу населения, тыс. руб. 1,7 2,6 3,4 48

Источник: Кабардино-Балкария в цифрах. Нальчик, 2008.

Современная экономика Кабардино-Балкарии отличается чрезвычайно низкой эффективностью. Но следует отметить, что за прошедший год в республике достигнуты определенные успехи. Ее экономика вышла из фазы застоя. В частности, заметно увеличились темпы промышленного производства — 120,4 %. Общий объем валовой продукции сельского хозяйства всех сельхозтоваропроизводителей составил 17541 млн рублей, или 107,7 % в сопоставимой оценке к уровню 2007 года (в целом по РФ — 103,3 %). Объем инвестиций в основной капитал, использованных на развитие экономики и социальной сферы республики, по оценке составил 11663,4 млн рублей, что в 1,62 раза больше, чем в предыдущем году (в целом по РФ темп роста 121,1 %). Оборот розничной торговли составил 34286,1 млн рублей, что в товарной массе больше, чем за 2007 год на 12,3 %. В истекшем году среднереспубликанская зарплата обеспечивала 2,4 величины прожиточного минимума трудоспособного населения (в предыдущем году это соотношение составляло 2,1), тогда как в среднем по РФ эта цифра достигает 3,3. По-прежнему уровень безработицы в КБР один из самых высоких в России (17,6 %). Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума уменьшается с каждым годом, но по-прежнему высока — 18,3 % (по РФ — 14,7 %).

Эти показатели заставляют задуматься о будущем развитии региона, а также о состоянии его налогового потенциала. Следует отметить, что на развитие производства в регионе оказывают влияние состояние инвестиционного климата и объем фактических инвестиций в экономику республики. На наш взгляд, необходим системный подход в региональной налоговой системе, за счет чего будет обеспечена положительная динамика в инвестиционной сфере.

Налоговая нагрузка по основным видам экономической деятельности в КБР характеризуется следующими показателями (табл. 2).

Таблица 2

Поступление налогов по КБР по основным видам экономической деятельности в 2007-2008 гг.(в процентах)

Виды деятельности 2007 2008 Отклонения (+, -)

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 0,4 0,6 0,2

Добыча полезных ископаемых 7,1 15,8 8,7

Обрабатывающие производства 11,3 18,9 7,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 7,3 2,6 -4,7

Строительство 7,6 11,7 4,1

Оптовая и розничная торговля 1,3 1,6 0,3

Связь 6,5 7,8 1,3

Источник: Кабардино-Балкария в цифрах. Нальчик, 2008.

Оценивая данные о поступлении налогов по видам экономической деятельности в 2008 году в КБР (табл. 2), можно отметить, что из сферы промышленности доля налогов в общем поступлении по Управлению ФНС составила 37,3 % (п. 2, 3, 4), в то время как в 2007 году несколько ниже — 25,7 %. Темпы роста по сравнению с уровнем предыдущего года увеличились по большинству видов экономической деятельности: добыча полезных ископаемых — в 2,7 раза, строительство — в 1,9 раза, связь — в 1,6 раза, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство — в 1,5 раза. Снижение налоговых поступлений на 58,4 % к уровню 2007 года допущено на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды. По итогам 2008 года КабардиноБалкарская Республика по темпам роста поступлений налогов заняла первое место в Южном федеральном округе и вышла на лидирующие позиции в РФ. В Кабардино-Балкарии динамика роста поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ и государственные внебюджетные фонды в 6,4 раза выше, чем в среднем по РФ и почти в 3 раза выше, чем в среднем по федеральному округу. Если по Российской Федерации прирост налоговых поступлений составил 12 %, по ЮФО — 28,2 %, то по Кабардино-Балкарской Республике — 76,4 %. Темп роста поступления налогов в бюджетную систему Российской Федерации на территории КабардиноБалкарской Республики составил 198,1 %, что в 11 раз превышает среднероссийский показатель и в 3,6 раза выше, чем в среднем по ЮФО.

Таблица 3

Основные показатели поступления налогов в бюджет Кабардино-Балкарской Республики в 2006-2008 годах( млн руб.)*

Показатели 2006 2007 2008

Доходы консолидированного бюджета, всего 8628 11079,0 15002,0

В том числе:

Налоговые доходы 2619,5 4307,9 5185,0

Из них:

Налог на прибыль организаций 162,8 321,3 602,0

Налог на доходы физических лиц 999,3 1352,0 1846,0

Акцизы по подакцизным товарам 445.6 645.6 994.0

Налоги на совокупный доход 185,3 237,7 353,0

Налоги на имущество 501,2 471,2 742,0

Платежи за пользование природными ресурсами 3,5 2,6 13,0

Прочие налоги и сборы 321,8 1277,5 141,0

Неналоговые доходы 369,1 380,5 802,0

Безвозмездные поступления из федерального бюджета 5639,1 6390,6 9015,0

Расходы консолидированного бюджета , всего 8959 10522,9 14566,0

Дефицит (-), профицит (+) -332 526,1 436,0

* Рассчитано автором на основе данных Росстата.

Почти каждый третий рубль налогов был начислен в результате контрольной работы налоговых органов. Указанные высокие показатели стали возможны в результате усиления работы налоговых органов на фоне, безусловно, позитивных изменений в экономике республики, а также следует подчеркнуть, что результаты по сбору налогов достигнуты не только благодаря

ТЕRRА EСONOMICUS ^кономичєский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

работникам налоговых органов. Это стало возможным в результате решительной поддержки со стороны Президента и Правительства КБР и органов власти на местах.

Трудовая мотивация в налоговых инспекциях является одним из факторов роста эффективности функционирования как самих инспекций, так и налоговой системы в целом.

В ходе исследования, проведенного методом анкетирования, были опрошены свыше 100 рядовых сотрудников из семи инспекций ФНС России по Кабардино-Балкарской Республике. Анализ и интерпретация данных проводились как по всей совокупности опрошенных, так и по отдельным группам, образованным по территориальному, профессиональному и социальнодемографическому признакам.

В коллективах преобладает положительное отношение к труду и, скорее, нейтральное к работе в налоговых органах. Основным мотивом работы в налоговых органах является возможность иметь работу как таковую. Мотивация сотрудников, связанная с материальными, должностными и моральными компенсациями, не развита. Неудовлетворенность заработком, низкое эмоциональное состояние из-за различных факторов снижают мотивацию работы в налоговых органах и являются причиной потенциальной текучести.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для совершенствования региональной налоговой политики, укрепления доходной базы регионов и одновременного устойчивого социально-экономического развития территорий можно предложить следующее: последовательное снижение налогового бремени для хозяйствующих субъектов, имеющих особую значимость для региона; поддержка отечественных производителей путем предоставления налоговых льгот, отсрочек налоговых выплат, инвестиционных налоговых кредитов, снижение ставок налогов в рамках имеющейся юрисдикции; создание различных форм «налоговых оазисов» в определенных секторах региональной экономики или на отдельных территориях. Особые экономические зоны местного значения организуются для реализации основных направлений в экономике региона; рост реального сектора экономики регионов; стимулирование эффективности использования экономических ресурсов региона; стимулирование наращивания материально-технической базы и социальной инфраструктуры; стимулирование качества и конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, производимых на территории региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллаев Ф. Р. Инвестиционная деятельность институциональных инвесторов в регионе. М.: Экономика, 2007.

2. Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Финансы и статистика, 2007 .

3. Виноградова З. И. Логика науки управления. М.: Изд-во Рос. эконом. академии им. Г. В. Плеханова, 1998.

4. Гринберг Р. С. Оценка социально-экономических последствий присоединения России к ВТО. М.: Экономика, 2008.

5. Дрогобыцкий И. Н. Системный анализ в экономике. М.: Финансы и статистика, 2007.

6. Мисаков В. С. Методологические аспекты территориального экономического развития. Нальчик: Насып, 2000.

7. Уколов В. Ф., Мас А. М. Теория управления. М.: Экономика, 2006.

8. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика. Основы взаимодействия. М.: Экономика, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.