Научная статья на тему 'Развитие рыночной производственной инфраструктуры региона'

Развитие рыночной производственной инфраструктуры региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНВЕСТИЦИИ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулкадырова М. А., Шардан С. К., Махова Л. К.

В статье рассмотрены проблемы развития рыночной производственной инфраструктуры региона. Предложена концепция совершенствования производственной инфраструктуры, которая основывается на целостности воспроизводственной структуры регионального АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие рыночной производственной инфраструктуры региона»

РАЗБИТИЕ РЫНОЧНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

М. А. АБДУЛКАДЫРОВА

Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия,

кандидат экономических наук, докторант, Нальчик, ул. Л. Толстого, 185;

С. К. ШАРДАН

Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия, кандидат экономических наук, доцент, докторант, заведующая кафедрой

«Экономический анализ», 369000, г. Черкесск, ул. Ставропольская, 36;

Л. К. МАХОВА

Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия, кандидат экономических наук, доцент, докторант, 369000, г. Черкесск, ул. Ставропольская, 36

В статье рассмотрены проблемы развития рыночной производственной инфраструктуры региона. Предложена концепция совершенствования производственной инфраструктуры, которая основывается на целостности воспроизводственной структуры регионального АПК.

Ключевые слова: рынок; производственная инфраструктура; инвестиции, регион.

Коды классификатора JEL: R11, R12.

Целью развития инфраструктуры республики является создание системы предприятий, служб и условий их функционирования, обеспечивающих эффективную взаимосвязь между структурными элементами АПК республики и способствующих свободному передвижению товаров. Производственная инфраструктура республики является важным стимулирующим и резервным звеном АПК. Каждый район республики, даже при отсутствии на нем формального интеграционного формирования, можно рассматривать как единую производственную, экономическую и социальную систему, связующим элементом которой являются предприятия производственной инфраструктуры [5].

Анализ причин аграрного кризиса в Карачаево-Черкесской Республике (КЧР) показал, что недостаточно только преобразования форм собственности, обязательными условиями восстановления АПК являются: восстановление управления АПК как целостной структуры; рациональное сочетание крупных, средних и мелких хозяйств различных форм собственности; реформирование особенно крупных коллективных хозяйств; развитие кооперативных форм хозяйствования; реформирование неплатежеспособных предприятий в соответствии с интересами республики; развитие интеграционных процессов; разработка системы информационного обеспечения участников местного товарного рынка; проведение в жизнь технической политики, учитывающей экономическое положение участников местного рынка, состояние машинного парка, ремонтной базы и т. п.; создание машинно-технологических станций; создание кредитных кооперативов; совершенствование службы защиты растений; формирование сети цивилизованных посреднических организаций складского хозяйства, обеспечивающих эффективную оптовую торговлю, хранение и продвижение товаров с минимальными затратами.

Представляется важным рассмотреть возможности реализации методов реформирования аграрного производства, исходя из вышеназванных направлений. Предлагаемая автором концепция совершенствования региональной производственной инфраструктуры будет учитывать вышеназванные условия. Ее основой будет рыночная система управления экономикой АПК, которая позволит обеспечить функционирование всего АПК без сбоев. Основу управления производственной инфраструктурой должно составлять гибкое стратегическое управление [2].

Особую необходимость вызывает корректировка аграрной политики на республиканском уровне, необходимо разработать механизм государственного и муниципального регулирования, совершенствовать кредитно-финансовую систему, налаживать управление государственной собственностью, а также развивать рыночную инфраструктуру и практически осущест-

© М. А. Абдулкадырова, С. К. Шардан, Л. К. Махова, 2009

ТЕRRА EСONOMICUS ^кономичєский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

влять курс на интеграцию в отраслях АПК. На современном этапе развития республиканского АПК можно достичь лишь через эффективное управление на всех уровнях. Сегодня не приходится рассчитывать на помощь извне, а внутриотраслевых накоплений в АПК республики нет.

Необходимо разработать научно-обоснованный механизм экономических отношений, обеспечивающий развитие кооперации и интеграции агропромышленного производства в рамках республиканского АПК. Управление на уровне органов власти должно осуществляться на уровне проектов, цель которых создать благоприятный экономический климат на территории, который должен быть основан на доверительном управлении, аренде, а также на кооперации и интеграции предприятий. Развитие кооперации в сфере сбыта, снабжения и обслуживания является действенным фактором повышения ее эффективности [6].

Система управления должна основываться на индикативном планировании, а жесткая процедура планирования должна осуществляться в отношении государственного сектора и муниципальных предприятий. Политика протекционизма должна иметь такую количественную форму, чтобы поддерживать такое соотношение затрат и получаемых выгод, при котором затраты не превышали бы размера получаемых выгод. Поддержка должна направляться преимущественно в те аграрные предприятия, которые способны ответить на нее дополнительной конкурентоспособной продукцией. При этом кредитование в сельскохозяйственном производстве КЧР должно быть только целевым и находится под строгим контролем, необходимо исключить практику списания полученных ссуд.

В связи с отсутствием удовлетворительной законодательной базы и достаточных знаний о практике функционирования кооперативных форм экономической деятельности, а также в связи со спецификой местных условий создание кредитного кооператива потребует времени, а самое главное, инициативы и заинтересованности «снизу». Работа по созданию кредитного кооператива может начаться только при наличии лидера, который может возглавить организационную работу. Реально в роли инициатора и организатора процесса создания кредитного кооператива должны выступать органы власти. Обязательным условием существования сельскохозяйственных кооперативов является участие в аудиторском союзе. В условиях формирующегося кооперативного движения необходимо создание аудиторского союза, который будет осуществлять координацию деятельности входящих в него кооперативов, а также обеспечивать сельхозтоваропроизводителей комплексом консультационных услуг по бухгалтерским, правовым и другим вопросам [5].

Обновление машинно-технологического парка в республике практически не осуществляется, рост цен на машины и запчасти превышает темпы роста цен на сельхозпродукцию, из сферы ремонта ушло около 70 % квалифицированных ремонтников. В республике целесообразно иметь ремонтное специализированное предприятие, на котором можно организовать достаточно сложные процессы восстановления деталей узлов и машин с максимально приближенными к техническим условиям на их ремонт параметрами. Ремонт техники на специализированных ремонтных предприятиях необходимо организовать без обезличивания деталей в приработавшихся сопряжениях, что позволит более полно использовать моторесурсы. Обновление базы технического сервиса на специализированных ремонтных предприятиях должно стать приоритетным направлением, так как возникла необходимость в обновлении активной части основных производственных фондов ремонтно-обслуживающих производств. Создание управляемой и организованной системы технического сервиса особенно необходимо в настоящий момент времени. Приоритетным направлением машиностроительного производства является модернизация стареющей техники (замена топливной аппаратуры, гидронасосов).

В связи с тем что сельское хозяйство республики в настоящее время неудовлетворительно обеспечено машинотракторным парком и сельхозинвентарем, в каждом районе КЧР необходимо создать машинно-технологические станции (МТС), которые на договорной основе обслуживали бы потребности вновь образованных многочисленных сельскохозяйственных предприятий республики с различными формами собственности. Создание машинно-технологических станций — один из способов обеспечения потребностей сельхозтоваропроизводителей машинами. В основу деятельности МТС должен быть положен принцип интеграции сельскохозяйственной техники и обслуживающего ее персонала в рамках специализированных предприятий. Интеграция позволит оптимально загрузить высокопроизводительную технику и за счет этого снизить на 20-30 % затраты на технологических операциях. При этом базовой основой создаваемых МТС могут стать бывшие предприятия сельхозтехники, укомплектованные в начальном периоде своей деятельности тракторами, комбайнами и сельхозинвентарем. Деятельность будущих МТС должна вестись под руководством и строгим контролем глав районных администраций и Министерства сельского хозяйства и продовольствия КЧР.

В связи с увеличением объемов поверхностной обработки почвы, уменьшением поголовья скота и недостатков в технологии протравливания посевного материала фитосанитарное состояние угодий и почв постепенно ухудшается. Землепользователи не осуществляют защитных мероприятий из-за отсутствия средств, специалистов и специальной техники. В связи с этим станциям защиты растений необходимо не только использовать современные методы диагностики, но и повышать ответственность землепользователей за фитосанитарную обработку на

их землях, так как защитные мероприятия на землях мелких землепользователей практически не осуществляются.

В настоящее время в республике отсутствует четкая и полная система нормативных документов, направленных на развитие товарно-денежных отношений, а также наблюдается отсутствие правовых основ для кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Многим покупателям и торговым посредникам очень сложно получить объективную и полную информацию о спросе и предложении на товары, о ценах и условиях поставки.

Роль информации в инфраструктуре переоценить невозможно, каждый заинтересованный покупатель должен получать информацию о конкурентоспособной продукции региона, что позволит обеспечить серьезное преимущество перед конкурентами. С этой целью необходимо развивать и совершенствовать информационно-консультационную службу в АПК. При этом необходимо отработать связи с сельскими товаропроизводителями, формировать заказы для науки. За счет возможности своевременно и в полном объеме получать информацию улучшится качество принимаемых решений, что позволит более динамично развивать производство сельскохозяйственной и перерабатывающей продукции. Потребность в помощи консультанта возникает, когда ухудшаются экономические показатели или возникает вопрос о банкротстве; эти проблемы можно решить, используя знания и информацию консультационной службы. Особенно актуальным видится вопрос о пересмотре процедуры банкротства сельхозпредприятий. Необходимо использовать санацию, что даст возможность подобрать наиболее эффективные варианты реорганизации хозяйств.

В составе производственной инфраструктуры республики отсутствуют консалтинговые фирмы, и консультанты-профессионалы, которые могут взять на себя функции конкурсного управляющего с использованием эффективных практических методов. Консалтинговая фирма при наступлении кризисной ситуации на предприятии предлагает систему мер по финансовому оздоровлению и санации предприятия, все это осуществляется с учетом специфики отрасли, региона и конкретного предприятия. В республике назрела необходимость в создании на корпоративной основе объединения птицефабрик с различными формами собственности, которое бы стало надежным производителем птичьего мяса и яиц, обеспечивающим полностью потребности населения КЧР в этой продукции, что в свою очередь улучшило бы состояние экономики республики.

Для восстановления аграрной экономики органам власти необходимо, прежде всего, создать такую среду, чтобы монополистам и перекупщикам противостояли кооперативы, союзы и другие объединения.

С целью повышения ответственности за состояние дел в народном хозяйстве городов и районов Карачаево-Черкесской Республики развитие экономики и инфраструктуры необходимо ввести в практику работы Правительства КЧР систематическое заслушивание глав администраций городов и районов, руководителей крупных предприятий и организаций. По итогам этих отчетов принимать соответствующие меры, соблюдая правовые нормы.

Стабилизация и дальнейшее развитие агропромышленного комплекса невозможны без коренного изменения социальной политики на селе. Важнейшее значение имеет проблема поддержания и развития социальной инфраструктуры сельских районов, которая может быть решена только за счет увеличения средств федерального и республиканского бюджетов.

По нашему мнению, аграрная политика должна быть направлена на формирование развитых продовольственных рынков, развитие эффективного, устойчивого агропромышленного производства, повышение уровня доходов сельского населения и сохранение природных ресурсов для аграрного производства. Только так мы можем преодолеть кризис в АПК республики и повысить ее продовольственную безопасность.

Таким образом, концепция совершенствования производственной инфраструктуры должна основываться на целостности воспроизводственной структуры регионального АПК, а также обеспечиваться увязкой звеньев и сбалансированностью подсистем производственной, природоохранной и социальной инфраструктуры АПК региона.

В соответствии с региональными интересами, которые заключаются в приумножении социального, природноресурсного, экологического, демографического и хозяйственного потенциалов региона целью субъектов РФ является обеспечение нормального функционирования региональной экономики. Степень развития производственной инфраструктуры, ее соответствие потребностям материального производства является индикатором в выполнении региональных интересов, поскольку обеспечивает условия для расширенного воспроизводства [7].

Тесная взаимосвязь между отраслями, образующими производственную инфраструктуру региона и материальным производством, ставит проблему определения и поддержания необходимых структурных пропорций их развития. Формирование структурных пропорций в регионе направлено на обеспечение равновесия между реальным сектором и его инфраструктурными отраслями. Согласованность в развитии этих отраслей является чрезвычайно важной задачей, поскольку нарушение структурных пропорций ведет к материальному ущербу и снижает общую эффективность развития региональной экономики. Так, например, из-за отсутствия дорог и плохого их состояния при перевозке теряется продукция, сокращается срок службы транспортных средств.

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

С большой долей уверенности можно сказать о том, что диспропорции в развитии инфраструктуры и производства присутствуют практически во всех регионах ЮФО и КЧР не исключение.

Истоки несбалансированного развития производства и его инфраструктуры коренятся в ранее существующей системе централизованного финансирования. Регионы были вынуждены заработанные средства направлять в «центр», откуда затем осуществлялось финансирование непропорционально потенциалу региона. Государство брало на себя строительство, содержание реального сектора экономики, а обслуживание их, как правило, осуществлялось за счет регионального бюджета, средства которого были всегда столь ограничены, что не было возможности создать инфраструктуру полностью соответствующую предприятиям, финансируемым из «центра» [3; 7]. Таким образом, государство создало потенциал регионов, но не создало «оболочку» для его успешного функционирования. Поэтому в настоящий момент стало уже традиционным то, что развитие производственной инфраструктуры в регионах отстает от развития материальной базы. КЧР относится к числу регионов, оказавшихся в наиболее тяжелом положении. За счет государственного централизованного финансирования был создан огромный производственный потенциал, а строительство и содержание производственной и экологической инфраструктуры, необходимых региону из-за большого количества промышленных предприятий, наносящих непоправимый ущерб природной среде региона, в основном осуществлялось непосредственно хозяйствующими субъектами или местными органами власти. Таким образом, не было создано адекватных субъектов производственной инфраструктуры региона крупным промышленным, сельскохозяйственным и строительным предприятиям.

Для формирования адекватной системы производственной инфраструктуры региона рыночным отношениям необходимо создание следующих условий:

1) развитие производственной инфраструктуры региона как единого комплекса;

2) равные экономические и правовые условия функционирования различных форм собственности;

3) наличие «здоровой» конкуренции среди субъектов производственной инфраструктуры региона;

4) развитие производственных услуг, обеспечивающих использование информации и качественное совершенствование производства;

5) наличие правовой базы, координирующей развитие сферы производственной инфраструктуры региона в целом;

6) соблюдение синхронности в развитии субъектов производственной инфраструктуры региона с субъектами реального сектора экономики.

Система производственной инфраструктуры региона прежде всего должна способствовать повышению качественных характеристик производства, снижению средних трансакционных издержек, расширению масштаба научно-технического прогресса и увеличению эффективности межотраслевых связей.

В российских условиях формирования многоукладной экономики наиболее оптимальными формами организации бизнеса являются те, которые позволяют максимально интегрировать экономический, организационный, технологический и интеллектуальный потенциал. К таким организациям производственно-хозяйственной деятельности относятся холдинги. Мы считаем, что к преимуществу холдинга, реализуемого в процессе слияний, поглощений и присоединений, без официального оформления финансово-агропромышленных групп (ФАПГ), можно отнести два, наиболее важных аспекта.

Во-первых, холдинги представляют собой самоорганизующиеся и саморегулирующиеся компании, в которых связи осуществляются посредством участия капиталов (в том числе перекрестного владения акциями, что законодательно запрещено в рамках официальных ФАПГ), долгосрочных кредитных обязательств и иных форм зависимости предприятий и организаций, входящих в холдинг. Характерная особенность таких групп — это отсутствие какой бы то ни было формально закрепленной структуры, что позволяет гибко реагировать на текущие рыночные изменения. Это преимущество позволяет иметь самоорганизующемуся холдингу больший доступ к финансово-кредитным и материально-техническим ресурсам, чем у ФАПГ. Приемами директивных методов к подобным структурам трудно привлечь внимание инвесторов, а ресурсы государственных инвестиций очень ограничены, вследствие этого многие ФАПГ в настоящее время все чаще попадают в кризисные ситуации и нуждаются в реструктуризации на основе рыночной стоимости своих объединений в целом. Необходимо отметить, что холдинги более восприимчивы к внедрению в свою работу принципа принятия управленческих решений, руководствуясь рыночной стоимостью активов.

Во-вторых, холдинги представляют собой группы, которые не имеют организационноправовых рамок с четкими юридическими границами, а потому позволяют избежать предъявления иска компании в целом (как может произойти в случае ФАПГ), так как в гражданском обороте можно иметь дело только с отдельными фирмами, входящими в группу. Данный фактор в условиях жесткой налоговой политики трудно переоценить.

Несмотря на разные сферы приложения капитала, как правило, холдинги имеют наличие банковские структуры, которые выступают в качестве финансового инструмента и обеспечивают движение финансовых потоков в рамках группы; формы и способы управления, которые на основе системы дочерних финансовых, инвестиционных, агропромышленных, торговых, страховых и других компаний позволяют проводить согласованную политику на финансовых и товарных рынках. Единственное образующее начало таких холдингов — это возможность получения дополнительной выгоды от консолидации капиталов и расширения сферы влияния на основе ассертивного поведения (т. е. на основе реализации собственных интересов без нарушения чужих прав).

Причиной процветания холдинговых компаний является давно выявленная закономерность, которая заключается в следующем — ожидаемая чистая прибыль головной компании есть сумма ожидаемых прибылей по отдельным предприятиям, тогда как риск всей холдинговой компании меньше суммы рисков отдельных предприятий. Таким образом, холдинговые компании, снижая риск осуществления бизнеса, выступают как наиболее оптимальные структуры для работы сегодня на российском рынке.

В силу перечисленных преимуществ холдингов, сегодня многие предприятия материального производства и производственной инфраструктуры предпочитают избегать узкой специализации в своей деятельности. Подобные стратегии в развитии российской производственной инфраструктуры сближают их с нынешней стратегией развития предприятий производственной инфраструктуры в странах с развитой экономикой. Так, например, в настоящее время компании производственной инфраструктуры в Японии предпочитают стратегию диверсификации, которая происходит чаще всего в форме создания филиалов и дочерних компаний в новых сферах. При совпадении направлений в формировании деловых стратегий у российских и японских субъектов производственной инфраструктуры все же побудительные мотивы создания сети филиалов, дочерних и зависимых обществ различны. В Японии причинами для диверсификации служат сильная насыщенность рынка производственными услугами, большое ускорение научно-технического прогресса и высокая интернационализация рынков большинства отраслей производственной инфраструктуры. В регионах России такими причинами выступают прежде всего рискованность бизнеса, высокие трансакционные издержки из-за несовершенства законодательной базы, регулирующей взаимоотношения на рынке, труднопредска-зуемость изменения внешней среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллаев Ф. Р., Раевский С. В. Инвестиционная деятельность институциональных инвесторов в регионе. М.: Экономика, 2007.

2. Виноградова З. И. Логика науки управления. М.: Изд-во Рос. эконом. академии им. Г. В. Плеханова, 1998.

3. Гринберг Р. С. Оценка социально-экономических последствий присоединения России к ВТО. М.: Экономика, 2008.

4. Дрогобыцкий И. Н. Системный анализ в экономике. М.: Финансы и статистика, 2007.

5. Мисаков В. С. Государственная политика формирования перспективной структуры экономики регионального АПК // Научно-технические ведомости СПбГПУ. СПб: СПБГПУ, 2009. № 1.

6. Панков В. В. Анализ и оценка состояния бизнеса: методология и практика. М.: Финансы и статистика, 2005.

7. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика. Основы взаимодействия. М.: Экономика, 2005.

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.