Научная статья на тему 'Необходимые условия становления и развития региональной инновационной среды'

Необходимые условия становления и развития региональной инновационной среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / РЕГИОН / НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кушников Е. И., Пелихов Н. В., Пермяков П. Ю.

Отмечен ряд системных противоречий, сдерживающих инновационные процессы, описаны необходимые условия развития инновационной среды региона, отвечающие требованиям конвергентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимые условия становления и развития региональной инновационной среды»

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ

Е. И. ПУШНИКОВ

Югорский государственный университет, Центр инновационного развития, аспирант, стажер-исследователь, e-mail: ugrasu@ugrasu.ru;

Н. В. ПЕЛИХОВ

Югорский государственный университет, кандидат физико-математических наук, доцент,

проректор по внешним связям и развитию e-mail: ugrasu@ugrasu.ru;

П. Ю. ПЕРМЯКОВ

Югорский государственный университет, Центр инновационного развития, стажер-исследователь e-mail: ugrasu@ugrasu.ru

Отмечен ряд системных противоречий, сдерживающих инновационные процессы, описаны необходимые условия развития инновационной среды региона, отвечающие требованиям конвергентности.

Ключевые слова: инновационные процессы; региональная инновационная среда; регион; необходимые условия.

Коды классификатора JEL: R11, R58.

Трудности масштабного развития инновационных процессов в России во многом связаны с отсутствием комплексных системных решений, неразвитостью соответствующей теоретической базы и ее оторванностью от системы принятия управленческих решений. Между тем,вопросы системного описания инновационных процессов уже многие годы являются предметом внимания исследователей многих зарубежных аналитических центров, так и не получив достойного развития в России. Многие из этих исследований постепенно ложились в основу управленческих решений различных государств, поражая видавших виды аналитиков резко возросшими темпами развития. Примеры этому можно найти во многих странах Юго-Восточной Азии и Китае [5].

Системное описание инновационных процессов с необходимостью требует четкого определения объекта исследований, понимания на государственном уровне того, что же мы все-таки понимаем под инновациями и инновационными процессами, с тем чтобы окончательно договориться о том, что же мы все-таки хотим развивать, поддерживать, регулировать. Неопределенность понятийного описания объекта регулирования вносит соответствующую неопределенность и в сам процесс регулирования, его механизмы и технологии, структуру необходимых финансовых потоков.

Сложившееся состояние общественного восприятия и закрепления понятийного аппарата позволяет лишь выделить основные результирующие критерии из подавляющего большинства используемых определений, вводимых для целей регулирования развития инновационных процессов:

❖ в основе инноваций и инновационных процессов лежит интеллектуальная (включая научно-исследовательскую) деятельность;

❖ в итоге должен быть получен завершенный продукт (товар, работа, услуга) или процесс;

❖ непременное наличие рыночного спроса на продукт или процесс и его фактическое введение в практическую деятельность (экономический оборот).

Для дальнейших описаний остановимся на этих критериях. Однако еще сложнее обстоят дела с построением системных решений и моделированием процессов инновационного развития на федеральном и региональном уровнях. Формирование федерально-региональных моделей инновационного развития предполагает комплексное решение оптимизационных

© Е. И. Кушников, Н. В. Пелихов, П.Ю. Пермяков, 2009

ТЕRRА E^NOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

задач, позволяющих обеспечить пусть минимально необходимую, но полную систему требуемых институциональных взаимосвязей всех субъектов национальной инновационной системы и ее региональных составляющих.

Построение целостных моделей институциональных взаимосвязей и инвестиционных потоков во все направления и этапы инновационной активности для множественной совокупности единовременно реализуемых инновационных циклов — одна из ключевых задач инновационного развития. Понятно, что единовременная реализация ее во всех регионах страны будет затруднена большой капиталоемкостью. Главное другое: сам факт наличия таких модельных решений, адаптированных к условиям различных регионов, и постепенный выход на поэтапное построение новых системных социально-экономических решений. Сегодня же многие эти процессы развиваются спорадически в зависимости от сложившихся условий, знаний и навыков отдельных полномочных и/или очень инициативных специалистов.

Для последующих описаний вернемся к введенному ранее [2] понятию региональной инновационной среды (РИС), как пространству законодательно регламентированных социальноэкономических взаимосвязей и взаимоотношений производителей продукции ноу-хау, промышленного и сельскохозяйственного производства, финансовых институтов и администрации региона, характеризующееся способностью свободной и динамичной реализации множественной совокупности инновационных циклов, сопровождаемых системой профессиональных целевых инновационных институтов, выполняющее бюджетообразующую функцию.

В приведенном определении РИС выделены несколько основных составляющих, которые можно трактовать как необходимые условия ее развития: наличие полноценного нормативноправового обеспечения, государственного регулирования инновационных процессов; наличие системного взаимодействия ключевых субъектов РИС; множественность реализуемых инновационных циклов; развитость инфраструктуры (полнота системы) высокопрофессионального сопровождения инновационных процессов; наличие промышленной инфраструктуры, способной массово осваивать и производить инновационную продукцию; экономическая и социальная эффективность производимых преобразований, среди которых важнейшими показателями должны стать высокая доходность бизнесов и развитие бюджетов территорий.

Взаимосоответствие данных составляющих приведенным выше результирующим критериям инновационных процессов и условиям конвергентности требует более детального описания каждого из них. Ниже мы ограничимся лишь следующим уровнем детализации.

1. Полноценное нормативно-правовое обеспечение, развитое государственное регулирование инновационных процессов

Решая вопросы организации управления при становлении и развитии РИС, необходимо отметить четкую грань между управлением и регулированием. Регулирование — управляющее, корректирующее воздействие на экономику со стороны органов управления с целью поддержания протекающих в ней процессов на определенном уровне или предотвращения, подавления неблагоприятных явлений [4]. Управление — сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, руководящих органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты [4]. Технологии прямого управления инновационными процессами со стороны власти имеют в развитых рыночных условиях предельно ограниченную применимость, поскольку не могут адекватно отражать потребности в реализации множественной совокупности инновационных циклов обилия разнопрофильных предприятий разнообразной формы собственности.

Описываемое необходимое условие формирования РИС может быть представлено суперпозицией следующих составляющих:

♦ активное развитие стратегической функции государственной гражданской службы, направленной непосредственно на интересы инновационного развития среды управления;

♦ наличие системных модельных решений инновационного развития;

♦ постоянное обновление технологий регулирования инновационных процессов в соответствии с требованиями конкурентоспособности инновационной составляющей экономики государства и его регионов;

♦ сбалансированное развитие (с темпами не меньшими, чем во внешней конкурентной среде) интеллектуального ресурса регионов России и современных технологий управления (регулирования), способствующих реализации оптимальных схем и моделей инновационного развития;

♦ преодоление неготовности среды управления оперативно реагировать на новые направления развития и защита ее от негативных факторов внешнего и внутреннего воздействия;

♦ создание полноценного правового поля, обеспечивающего всестороннее стимулирование инновационных процессов;

❖ развитие активного взаимодействия ключевых субъектов РИС при решении задач национального и регионального масштаба.

2. Наличие развитого системного взаимодействия ключевых субъектов РИС

Рассмотрим как гипотезу необходимость изначального прояснения кооперационного интереса (образования и науки, бизнеса, власти, инвестиционных институтов) и его четкого описания для полноценного становления региональной инновационной среды.

Первый и основной довод заключается в том, что каждый субъект, развиваясь вне кооперационных взаимодействий, работает лишь на достижение своих собственных целей. В этом случае движение совокупной системы (определяемое несогласованными стратегиями развития) вдоль оптимальных фазовых траекторий к заранее определенной точке невозможно. Во-первых, вероятность случайного совпадения интересов и стратегических ориентиров в многокомпонентной системе практически равна нулю. Во-вторых, это ведет к сильной размытости (повышенной неопределенности) самой итоговой точки на фазовой траектории, куда мы хотели бы перевести нашу систему. При этом существенно возрастают неопределенности внешнего воздействия на каждый из субъектов одной и той же пространственной области при движении вдоль фазовой траектории.

Гипотезой это следует рассматривать лишь в силу недоопределенности общего для всех субъектов кооперационного интереса, особенно в существующем разнообразии особенностей различных регионов. Однако эта неполнота замещается тем, что значимость кооперационных связей ключевых субъектов региональной инновационной среды безусловна. Только в этих условиях может быть решена задача оптимального движения системы вдоль фазовой траектории в выбранном стратегическом направлении.

Таким образом, можно выделить ряд дополнительных необходимых условий, раскрывающих рассматриваемое:

❖ сам факт наличия заинтересованных в развитии РИС ключевых субъектов (развитое управление, научно-образовательный потенциал, инвестиционные институты, бизнес);

❖ определенность кооперационного интереса ключевых субъектов при решении как национальных задач, так и задач локального уровня;

❖ наличие целевых установок, стратегических планов, удовлетворяющих как интересам ключевых субъектов в отдельности, так и их кооперационному интересу в инновационном развитии на данной территории;

❖ жесткая нормативная и правовая защита, а также обеспечение долгосрочной устойчивости кооперационного интереса ключевых субъектов формирующейся региональной инновационной среды.

3. Множественность реализуемых инновационных циклов

Пожалуй, даже нелепо говорить о некой полноценной региональной инновационной среде, если в ней скорость зарождения инновационной продукции, воспринятой рынком, порядка, скажем, одной в пять лет. РИС по своей природе требует создания дорогостоящей системы инновационных и инвестиционных институтов, использующих портфельные технологии проектного управления. Создание такой инфраструктуры без опережающего создания условий, существенно повышающих плотность вероятности зарождения инновационной продукции, экономически неэффективно.

Сложившиеся условия формирования общества и экономики, основанных на знаниях, с необходимостью потребуют:

• существенного повышения плотности вероятности выхода инновационного продукта на рынок за счет повышения концентрации интеллектуальных и иных ресурсов;

• становления полноценной конкурентной среды, новых направлений исследований и разработок, предельно защищенной от негативных факторов внешнего воздействия (включая коррупцию);

• непосредственно формирования среды единовременной реализации множественной совокупности инновационных циклов;

• четкой ориентации системы образования и науки на стратегические ориентиры развития субъектов внешней среды и их будущие потребности;

• развитой системы специализированного высокопрофессионального инновационного менеджмента.

4. Развитость инфраструктуры (полнота системы) высокопрофессионального сопровождения инновационных процессов

По сути, развитость инфраструктуры является необходимым инфраструктурным дополнением последнего пункта предыдущего раздела. Необходимость наличия развитой инфраструктуры обусловлена проблемой скорости постановки и реализации инновационных проектов.

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

Более того, здесь необходимо говорить о второй производной: скорости изменения скорости производства инновационной продукции. Иначе об обеспечении конкурентоспособности говорить не придется. К решению данных проблем можно подойти посредством выполнения следующих дополнительных необходимых условий:

♦ инновационная инфраструктура должна быть производной потребностей оптимизации процессов инновационного развития, как базовый инструмент высокопрофессионального сопровождения реализации кооперационного интереса ключевых субъектов региональной инновационной среды, а также интересов локальных инвесторов;

♦ обеспечение полноты системы (развитой инфраструктуры) высокопрофессионального сопровождения инновационных процессов: от опережающего изучения спроса на перспективную инновационную продукцию, через сопровождение зарождения и развития инновационной идеи, до взаимодействия с потребителем инновационной продукции;

♦ наличие развитой динамичной инвестиционной среды, объединяющей и взаимодополняющей государственные, частные, венчурные и иные инвестиции, способной обеспечить единовременную реализацию множественной совокупности инновационных циклов и полноценное функционирование инновационной инфраструктуры;

♦ создание развитой системы кадрового обеспечения РИС и ее инновационной инфраструктуры, включая целевую подготовку высокопрофессиональных менеджеров для различных видов и этапов создания и продвижения инновационной продукции. (Основная проблема в том, что здесь необходим специфический спектр знаний и навыков, которые формируются в среде практиков постановки и реализации инновационных проектов. Однако эти знания плохо проникают в обучающую среду. Стандартных образовательных программ и технологий далеко не достаточно).

5. Промышленная инфраструктура массового освоения и производства инновационной продукции

Промышленный потенциал в сочетании с малым и средним инновационным бизнесом призван сыграть ключевую роль в опытном, серийном и массовом производстве инновационной продукции. Очевидно, что ориентация на объемы производства, способные вносить существенный вклад в развитие бюджета территории посредством формируемой налоговой базы, определяет и масштабы этих производств, характерные для рассматриваемой задачи. Спектр дополнительных необходимых условий при этом можно представить следующим образом:

❖ наличие развитой инфраструктуры малых и средних инновационных производств, способной динамично осваивать ранние стадии производства инновационного продукта;

❖ наличие развитой инфраструктуры крупных производств, оснащенных высокотехнологичной производственной базой, способной быстро осваивать массовое производство инновационной продукции;

❖ системность своевременного обновления материально-технической базы инновационных производств;

❖ развитое взаимодействие производителя и потребителя для более полного удовлетворения запросов экономики и общества;

❖ устойчивые системные связи бизнеса с инновационной инфраструктурой, обеспечивающие полноценный приток в сферу производства новых инновационных решений.

6. Экономическая и социальная эффективность, доходность бизнесов, развитие бюджетов территорий

Одной из основных трудностей, обуславливающих низкий уровень реакции региональных властей на развитие инновационных процессов, является то, что ожидаемый экономический эффект представляется им неким эфемерным. Добротных прогнозных расчетных моделей не существует; стартовые инвестиции должны быть достаточно высоки; риски, особенно на начальном этапе, таковы, что на стороннего инвестора надеяться не приходится; оценочный эффект позитивного воздействия на бюджет при очень высоком уровне стартовых инвестиций получается достаточно отсроченным (через 5-7 лет). Однако без серьезной ориентации целевых установок на развитие бюджетов регионов на основе инновационных процессов здесь не обойтись. Мало того, необходимо создать условия, чтобы предприятия, активно производящие инновационную продукцию, безусловно, удовлетворяли свои экономические интересы. В итоге описываемое необходимое условие расщепляется на следующие составляющие:

❖ наличие среди стратегических ориентиров развития инновационных процессов, положений и параметров существенного результирующего воздействия на бюджет территории;

❖ введение в развиваемую РИС системных параметров регулирования инновационных процессов, выводящих на заранее задаваемый уровень экономических характеристик;

❖ развитая методология моделирования и прогнозирования эволюции РИС с технологиями решения оптимизационных задач, устойчивости и экономической эффективности модельных решений;

❖ прозрачность и понятность реализуемых моделей развития для высокотехнологичных бизнесов в получении их экономических эффектов;

❖ итоговое удовлетворение интересов всех ключевых субъектов (бюджеторазвитие, доходность бизнеса, развитие социально-экономической инфраструктуры, др.).

Таким образом, целевая функция инновационных процессов на региональном уровне акцентируется на развитии экономики и социальной сферы территории, обеспечении их конкурентоспособности в современных условиях. Интеллектуальный потенциал, институциональное сопровождение и высокопрофессиональное управление являются атрибутами инновационной среды: неотъемлемыми свойствами, без которых она не может ни существовать, ни мыслиться [3].

Перечисленный спектр необходимых условий формирования полноценной региональной инновационной среды позволяет ввести спектр формализованных параметров для оценки уровня фактической готовности различных субъектов Федерации к реальному инновационному развитию. Одновременно они же дают основу для построения моделей инновационного развития территорий масштаба субъектов Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зинченко В. И., Минакова Н. Н. Коммерциализация научных разработок (теория и региональная практика). Томск: Изд-во НТЛ, 2005. C. 3.

2. Пелихов Н. В., Петухов Е. Л. Региональная инновационная среда и подходы к ее экономическому

моделированию // Известия высших учебных заведений «Северо-Кавказский регион». Серия «Общественные науки». Ростов н/Д. : Изд. СКНЦ ВШ, 2002. № 3. C. 88-93.

3. Пелихов Н. В., Реутов Ю. И. Развитие инновационной научно-образовательной среды Ханты-Мансийского автономного округа — Югры : монография. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008.

4. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцова Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2008.

5. National Innovation Systems: A Comparative Analysis / ed. by R. R. Nelson. N.Y.; Oxford: Oxford University Press, 1993.

ТЕRRА EOONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.