ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ МУНИЦИПАЛИТЕТА
М. А. ГАЛУШКО
Майкопский государственный технологический университет, соискатель кафедры «Исследование систем управления и региональной экономики»,
352700, Майкоп, ул. Первомайская, 191
В. И. ЗАРУБИН
Майкопский государственный технологический университет, профессор кафедры «Исследование систем управления и региональной экономики»,
352700, Майкоп, ул. Первомайская, 191
Систему муниципального образования предлагается рассматривать как совокупность пересекающихся подпространств, в рамках которых реализуются различные виды взаимодействий субъектов, участвующих в развитии территории. В статье проанализирован характер взаимодействий в выделенных зонах, рассмотрено содержание вектора стратегического управления муниципальным образованием.
Ключевые слова: муниципальное образование; система взаимодействий; стратегическое управление.
Коды классификатора JEL: R51, R58.
В современных условиях управления муниципальным образованием (МО) обостряются противоречия между интересами различных хозяйствующих субъектов, затрудняется необходимое согласование их действий. Это особенно проявляется при формировании рыночных отношений, что характерно для настоящего этапа российских реформ, поэтому требуется использование активных организационных форм и механизмов централизованного управленческого воздействия [1]. Практика муниципального управления последних лет показывает ряд положительных примеров развития внутримуниципальных взаимодействий (Новгород и Новгородская область, Краснодар) в процессах реализации инвестиционной политики [4].
В современных условиях сущность управления социально-экономическим развитием муниципального образования состоит в целенаправленном воздействии органов местного самоуправления на все субъекты хозяйствования, расположенные в границах муниципального образования, с соблюдением принципа баланса интересов преимущественно на договорной основе при условии полной экономической ответственности партнеров, обеспечивающем повышение качества жизни населения.
Основываясь на содержании предыдущего раздела, следует отметить, что в рассматриваемой нами муниципальной системе существует совокупность подпространств, опосредующих различные виды взаимодействий в процессах реализации стратегического управления МО (рис. 1):
1. Материальное подпространство включает реальные процессы воспроизводства, распре-
деления и потребления ресурсов;
2. Информационное подпространство является результатом ментального (психологического) отображения первого и включает процессы формирования информационного образа среды, а также коллективное конструирование агентами на этой основе нового образа первого подпространства;
3. Социальное подпространство объединяет процессы формирования и развития социальной, этнической и политической среды.
Данные подпространства взаимодействий находятся в определенных отношениях, которые определяются концентрацией различных видов взаимодействий. Очевидно, что стратегическое управление МО реализуется во всех выделенных секторах муниципальных взаимодействий. При этом целесообразно предположить, что стратегический вектор взаимодействий населения, хозяйствующих субъектов и системы управления наиболее полно реализуется в интегрированном подпространстве — секторе 7 рис. 1.
© М. А. Галушко, В. И. Зарубин, 2009
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
Информационное
подпространство
Рис. 1. Подпространства взаимодействий в системе стратегического управления МО
Представляется, что в секторе 7 происходят наиболее важные взаимодействия в смысле стратегического развития МО. К их числу предлагается отнести:
— выработку общего понимания происходящих в экономике МО изменений и единой позиции по отношению к ним;
— определение направления развития МО;
— выяснение в результате обсуждений и обмена информацией наиболее вероятного поведения государственных, общественных и частных организаций, действующих в сфере экономической политики;
— создание общих основ для совместной работы по укреплению экономического потенциала жителей города, локальных общин по месту жительства и предприятий;
— содействие субъектам экономической политики в принятии ими решений, позволяющих повысить целенаправленность и скоординированность действий;
— формирование направлений развития экономической основы местного сообщества.
Субъекты взаимодействий используют различные институциональные структуры и соответствующие механизмы координации своей деятельности в зависимости от целей взаимодействий и характеристики соответствующего подпространства. В каждом подпространстве взаимодействуют все субъекты муниципального образования: население, хозяйствующие субъекты, система управления МО. При этом характер взаимодействий обусловливается пространством их протекания. Так, в подпространстве 1 реализуются следующие взаимодействия:
♦ мониторинг основных производственных, социально-экономических, финансовых показателей, результаты которого являются отправной точкой во взаимодействиях в других подпространствах;
♦ многосторонний анализ сложившейся экономической, политической, социальной конъюнктуры в МО. Деятельность системы управления должна строиться с учетом различных факторов, влияющих на жизнедеятельность местного сообщества;
♦ средства, используемые в информационном подпространстве, являются своего рода связующим звеном между процессом управления и социумом. Посредством передачи информационных данных происходит обмен взаимных ожиданий и требований субъекта и объекта управления;
♦ развитие местных СМИ: газеты, радио, телевидение необходимы для реализации информационной деятельности в МО;
♦ формирование активных общественных структур. Поскольку разработка эффективной системы самоорганизации локального сообщества является важной целевой установкой при организации взаимодействия власти, общества и бизнеса, актуализируется потребность активизации местных инициатив и деятельности местного самоуправления.
В секторе 2 осуществляются следующие виды взаимодействий:
♦ реализуются процессы непосредственного использования ресурсной базы на основе выработанных планов (стратегий) развития МО и с учетом интересов местного сообщества;
♦ анализируя внутренние и внешние факторы, коммерческие структуры воплощают в жизнь свои цели и задачи. Однако этот процесс происходит совместно с другими участниками взаимодействий в системе стратегического управления МО. Социальное подпространство «поставляет» квалифицированные кадры, информационное подпространство оказывает информационную поддержку местным экономическим элитам;
♦ разрабатываются, кратко-, средне- и долгосрочные планы развития отдельных хозяйствующих субъектов с учетом территориальной, климатической, социальной специфики данного муниципального образования;
ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
171
• осуществляется весь комплекс экономических, производственных отношений, формируется локальная финансовая, рыночная инфраструктура.
Что касается подпространства 3, то в его зоне происходит формирование общественного мнения по различным сферам жизнедеятельности местного сообщества, разрабатываются различные социально-экономические нормативы, осуществляется их донесение до органов муниципального управления. В рамках рассматриваемого подпространства население оказывает корректирующее воздействие на решения, принимаемые управляющими структурами, и касающиеся жизненно важных аспектов существования социума. Кроме того, сектор 3 характеризует качество взаимоотношений хозяйствующих субъектов и жителей МО уровень социальной ответственности предприятий и соответствующую ответную реакцию на их деятельность со стороны населения.
Отметив выше, что в каждом из рассматриваемых подпространств происходит концентрация тех или иных взаимодействий участников развития территории, можно предположить усиление интеграционных связей, формирование социальных сетей взаимодействий между местной властью и населением в секторе 4, который, на наш взгляд, характеризуется:
— вовлечением населения в процесс управления территорией на основе развития коммуникаций и социальных сетей;
— дифференцированным изменением социальных ценностей и норм поведения, развитием институтов гражданского общества с целью развития рыночных отношений;
— развитием социальной сферы, что должно привести к увеличению числа квалифицированных специалистов, способных к производительному труду в сфере бизнеса;
— готовностью и способностью администрации местного самоуправления к формированию коммуникативных связей в местном сообществе.
Подпространства 5 и 6 отличаются наличием в них процессов создания и использования ресурсов, коммерческих и имущественных отношений. В секторе 5 деятельность участников экономических взаимодействий направлена:
□ на укрепление финансово-экономической самостоятельности муниципального образования через увеличение доходной базы бюджета;
□ снижение уровня дотационности за счет использования производственного потенциала хозяйствующих субъектов;
□ подготовку основ для формирования благоприятного хозяйственного и инвестиционного климата в районе;
□ увеличение производственной мощи предприятий, функционирующих на территории МО, выход на новые рынки.
Соответственно в секторе 6 концентрируются взаимодействия, культивируемые экономически активными слоями местного населения. В связи с этим здесь осуществляются мероприятия по созданию различных элементов рыночной инфраструктуры, а также формированию экономического механизма для привлечения капиталов (лицензирование, аренда).
Проанализировав типы взаимодействий в трех предложенных подпространствах, отметим, что в каждом конкретном случае представляются целесообразными конкретизация, корректировка указанных процессов в соответствии с изменениями социально-экономического положения МО, выявленными в рамках мониторинга состояния хозяйствующих субъектов, на пути достижения стратегических целей, а также изменениями взглядов местного сообщества на развитие территориально-локализованной системы. Кроме того, представляется необходимым отметить, что степень концентрации взаимодействий, их эффективность в том или ином подпространстве во многом предопределяется наличием необходимого для этого ресурсного обеспечения.
В ходе реализации муниципальной стратегии развития используются различные виды ресурсов, имеющие различную природу: финансовую (денежные средства, ценные бумаги, страхование); социальную (заработная плата, предпринимательские способности, профессиональные требования); материальную (здания, сооружения, технологические линии); природную; управленческую (структура управления, скорость принятия решений, коммуникации, качество управления) [3]. В зависимости от целевых установок в секторах рассмотренных подпространств взаимодействий, группы ресурсов в реальности могут представлять собой сложную комбинацию других видов ресурсов. Однако ресурсы, как правило, являются ограниченными в рамках конкретного пространственновременного интервала. Поэтому система муниципального управления вынуждена пересматривать выработанные приоритеты развития местной территории относительно наличия (размеров) необходимой ресурсной базы, что является серьезным тормозом на пути достижения единой социальноэкономической стратегии развития МО.
Общий вектор взаимодействий субъектов МО может быть представлен тремя составляющими: оперативной, тактической и стратегической. Вектор внутримуниципальных взаимодействий проявляется при комплексной реализации его компонентов. Важно отметить, что реализация каждой из рассматриваемых составляющих должна осуществляться различными комбинациями взаимодействий участников процесса развития территории. Например, общая стратегия развития формируется с учетом интересов всех субъектов МО (органы управления, население, хозяйственные единицы).
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
Перманентные оперативные действия направлены на достижение периодически возобновляемого комплекса задач каждого из непосредственных участников развития МО. Как справедливо отмечают авторы работ [2], проблема целеполагания традиционно оставалась вне поля зрения специалистов: подразумевалось само собой, что цели уже выбраны и заниматься этим вопросом совершенно необязательно. Однако динамично развивающиеся современные экономические реалии влекут за собой пересмотр основных принципов и подходов к управлению региональными и муниципальными системами.
Известно, что подготовка управленческих решений в отношении такого объекта, как муниципальное образование, базируется на институциональном (связанном с исследованием проблем и предпосылок формирования рыночной среды на территории, поведения различных хозяйствующих субъектов с учетом формальных и неформальных практик), системном (учитывающем взаимодействие подсистем территории «бизнеса», «власти» и «населения») и методологическом подходах, а также на принципах устойчивого развития (предполагающего преобразование социально-экономической системы, сочетающего изменение и стабильность, когда развитие не выходит за пределы управляемости) [5].
В связи с этим видоизменение структуры целей и задач на уровне оперативной, тактической, иногда стратегической составляющей объясняется тем, что муниципальное образование можно отнести к системам с гибкими внутрисистемными связями. В этом случае характерной чертой планирования развития является то, что программа функционирования элементов не рассчитывается заранее, а определяется совокупностью условий внешней среды и поведением системного элемента.
Муниципальные системы не имеют четкой иерархической структуры, состоят из множества относительно независимых элементов, что создает предпосылки для возникновения процессов самоорганизации, предполагающих при определенных условиях возможность изменения программы функционирования и внутренней структуры системы. Поэтому стратегирова-ние является перманентным процессом формирования устойчивого саморазвивающегося местного сообщества. Принимая во внимание сложность процессов управления самоорганизацией, важнейшее значение приобретают методы идентификации состояния системы и построения моделей прогноза и управления.
Учитывая способность в процессе адаптации изменять не только параметры, но и свою структуру, а также слабость структурообразующих компонентов вектора управления (правового и экономического) на мезоуровне, муниципальные социально-экономические системы могут быть отнесены именно к системам с гибкими связями. Превалирующее значение в совокупности функций управления данными системами играет функция координации взаимодействий, обеспечивающая реализацию некоторых правил для функционирования хозяйствующих субъектов в конкретном муниципальном образовании. Они разделяются на три основных класса: 1) правила, определяющие членство в группе; 2) правила регулирования частного поведения субъекта внутри группы; 3) правила регулирования взаимосвязей между субъектами внутри группы. Подобные правила могут закрепляться в нормативно-правовой документации либо вырабатываться самой природой социально-экономического сотрудничества элементов муниципального образования. Однако процесс координирования невозможен без разработки системы научно обоснованных целей, что является ключевой проблемой при осуществлении любого эффективного управления.
Региональная экономика представляет очень сложную вероятностную систему, имеющую гомеостатическую природу. При этом под гомеостатом предлагается понимать регулятор поддержания системы в заданных параметрах или характеристиках [4]. Исследование функционирования таких систем, как региональная экономика необходимо осуществлять в комплексе с возмущениями, которые возникают в результате изменений, происходящих как в окружающей среде, так и в самой системе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адамеску А., Кистанов В. Региональные программы: перспективные вопросы // Экономист.
1997. № 3.
2. Волкова В. Н., Чабровский В. А. Цель: прогнозирование, анализ, структуризация. СПб., 1995.
3. Самогородская М. И. Разработка механизма управления региональной инвестиционной стратегией // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 4.
4. Стратегия развития муниципального образования. Нижний Новгород, 2001.
5. http://sopssecretary.narod.ru.