ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА
Л. З. МУСАЕВА
Чеченский государственный университет, преподаватель кафедры «Бухгалтерсикй учет, анализ и аудит»
ЧР, г. Грозный, ул. Киевская, 26;
С. В. ИСЛАМОВА
Чеченский государственный университет, преподаватель кафедры «Экономика и управление предприятиями»
ЧР, г. Грозный, ул. Киевская, 26
В статье рассмотрены проблемы формирования организационного механизма стратегического управления социально-экономическим развитием региона.
Ключевые слова: механизм, стратегия, управление, восстановление, социальноэкономическое развитие, регион.
Коды классификатора JEL: R11, R13, R58.
Важнейшую роль в реализации задач стратегического управления восстановительным ростом экономики региона должен играть соответствующий организационный механизм, включающий специализированную организационную структуру и совокупность методов и инструментов действий.
Специализированная организационная структура осуществления стратегического управления восстановительным ростом экономики региона представляет собой систему различных институтов и организаций, деятельность которых направлена на обеспечение функционирования механизма разработки и реализации стратегий развития экономики.
Целью ее формирования и развития является создание максимально благоприятных условий для эффективного осуществления мероприятий социально-экономического развития [2].
На наш взгляд, могут быть выделены три теоретические альтернативы формирования организационных моделей формирования и реализации стратегического управления восстановительным ростом экономики Чеченской Республики.
1. Автономная модель организации стратегического управления восстановительным ростом экономики ориентирована на то, что весь комплекс мер по разработке и реализации стратегий развития осуществляют непосредственно организации-исполнители (министерства, ведомства) республики. В связи со сложностью и многофункциональностью стратегий развития экономики региона, а также с крайне сложным реальным положением экономики Чеченской Республики и ее ограниченными ресурсными возможностями восстановления данная модель может рассматриваться лишь как теоретическая альтернатива.
2. Коалиционная модель направлена на привлечение отдельных партнеров (российских и зарубежных), осуществляющих ряд мероприятий или этапов по разработке и реализации стратегических мероприятий. Данная модель организации стратегического управления восстановительным ростом экономики региона имеет ряд преимуществ перед выше рассмотренной, однако, по нашему мнению, не она и может решить весь комплекс социально-экономических проблем восстановительного периода.
3. Модель непосредственного и активного участия государства в организации стратегического управления восстановительным ростом экономики региона, по нашему мнению, является наиболее оптимальной по следующим причинам: позволяет соединить в себе возможности рассмотренных выше моделей с применением потенциала государства: осуществлять организацию стратегического управления восстановительным ростом экономики региона на основе целевой государственной политики; решать проблему восстановления экономики республики сбалансированно с решением всего комплекса задач социально-экономического развития государства. Реализация данной модели стратегического управления восстановительным ростом экономики региона возможна на базе разделения полномочий между федеральными и региональными органами управления.
© Л. З. Мусаева, С. В. Исламова, 2009
Федеральные органы определяют рамочные условия реализации стратегического управления восстановительным ростом экономики региона, мониторинг и контроль исполнения принимаемых решений. Федеральные органы управления могут оказывать содействие исполнителям программ и проектов стратегии развития региона в правовой защите, использовании налоговых льгот и льготных тарифов на транспорт и энергию. В ряде случаев осуществляется прямое бюджетное финансирование направлений развития отраслей экономики, социальной сферы. Как правило, государство инвестирует значительные средства в социальную и производственную инфраструктуру хозяйства региона (дороги, мосты, связь и другие инженерные коммуникации), создание которой предшествует реализации крупных региональных проектов.
Весьма перспективным может быть вариант государственного участия в создании промышленных объектов региона, например в представлении гарантий под облигации займов и ценных бумаг, связанных с программой развития региона (или под образованные инвестиционные фонды, компании и т. д.).
В функции региональных органов управления входят содействие координации управления программами и проектами развития, обеспечение эффективных механизмов их реализации, включая: обеспечение правового регулирования, оформление договорных отношений с муниципальными образованиями по делегированию им ответственности, в том числе в области зонального планирования; создание условий для объединения финансовых и материальных ресурсов; определение форм ответственности местных органов за реализацию программ и проектов и возможные негативные последствия (нарушение экологической среды, зонального земельного планирования и др.); обеспечение связей с общественностью через средства массовой информации для широкой демонстрации предлагаемой программы с целью ее поддержки общественными организациями и населением [4].
В организационную структуру стратегического управления восстановительным ростом экономики региона входит ряд специализированных и взаимосвязанных систем: 1) система законодательного регулирования представлена региональными парламентами и советами депутатов муниципальных образований; 2) система административного управления представлена государственными и муниципальными структурами (организациями, службами), обеспечивающими деятельность по разработке и реализации стратегий, программ, проектов и мероприятий (к их числу следует отнести: администрацию региона и муниципальных образований, базовые и головные организации (по программе или ее разделам), дирекции (программ или их разделов), организации-исполнители); 3) система общественно-специализированного управления представлена различного рода комиссиями и советами (к их числу могут быть отнесены различного рода комиссии министерств и ведомств; координационно-аналитические советы, научно-технические советы или комиссии других организаций-исполнителей).
Каждая организация и каждый орган управления реализует ряд функций на различных этапах выполнения стратегии.
Правительство (Министерство, ведомство): определяет приоритетные социально-экономические направления, по которым целесообразно разрабатывать и осуществлять стратегии, программы и проекты; издает постановления, распоряжения, приказы и указания, определяющие перечень формируемых и выполняемых стратегий, кандидатуры их руководителей и головных организаций и дает свои рекомендации; контролирует и анализирует выполнение стратегий; вырабатывает рекомендации по принципам финансирования стратегий и нормам отчисления средств в фонды их поддержки.
Орган управления отрасли (министерство, ведомство), курирующий отдельное направление стратегии: готовит проекты приказов и распоряжений правительства по формированию и утверждению структуры социально-экономических проектов и программ развития, подбирает, согласовывает кандидатуры и назначает руководителей и базовые организации проектов и программ, научных руководителей и головные организации программ и проектов; определяет сроки формирования и выполнения мероприятий, схемы их финансирования; информирует подведомственные организации о формировании, выполнении и завершении работ; утверждает положения по стратегиям развития отрасли, в том числе их состав, цели и задачи, составы советов, дирекции, исполнителей и др.; при необходимости создает совет программы или проекта, назначает базовую организацию, разрабатывает необходимую документацию; определяет объемы финансирования программ и проектов и обеспечивает их финансирование на всех этапах выполнения; контролирует ход выполнения работ; утверждает акты комиссий по приемке работ; ведет базы данных по курируемым стратегиям, программам и проектам.
Органы управления направлений стратегии, как правило, включают ряд подразделений, выполняющих специализированные функции управления.
Головной специализированный (например, научно-технический) совет программы, возглавляемый научным руководителем, формируется из числа ведущих специалистов министерств и других организаций по тематическим направлениям стратегии. Он работает, как правило, при головной организации по программе и обеспечивает оперативное управление, в том числе: определяет порядок формирования стратегии, включая порядок проведения
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
254
Л. З. МУСАЕВА, С. В. ИСЛАМОВА
экспертизы представляемых мероприятий, утверждает состав экспертных групп и результаты экспертизы; рассматривает и представляет на утверждение положение по стратегии, а также состав дирекции при необходимости ее создания; рассматривает и утверждает информационные и методические материалы; готовит предложения по объемам финансирования мероприятий стратегии в рамках выделенных средств и распределению этих средств между исполнителями; рассматривает результаты выполнения мероприятий, входящих в стратегию; рассматривает результаты выполнения стратегии в целом и представляет отчет.
Головная организации по стратегии — это комитет, департамент, управление, центр, другая организация, подведомственная министерству и определяемая им для обеспечения организационного сопровождения. Головная организация под руководством совета организует сбор материалов по направлениям стратегии; создает информационную базу; организует экспертизу мероприятий и проектов; готовит и представляет на рассмотрение совета положение о стратегии; готовит необходимую документацию по стратегии; в случае финансирования через головную организацию выступает заказчиком и осуществляет финансирование исполнителей мероприятий за счет средств, выделенных на реализацию стратегии; организует оперативный контроль над выполнением мероприятий стратегии; организует рекламно-информационную деятельность, проводит семинары, конференции и выставки по тематике стратегии; организует информационное и методическое обеспечение программы (проекта).
Дирекция (исполнительная дирекция) стратегии осуществляет основные мероприятия по ее осуществлению. При создании дирекции к ней могут частично или полностью перейти функции головной организации. Функции дирекции, ее задачи, полномочия и статус определяются положением по конкретной стратегии или положением о дирекции, утверждаемым заказчиком.
Органы управления разделом стратегии создаются в случае осуществления сложной или крупной программы на принципах делегирования полномочий органов управления. Например, совет стратегии может передавать часть своих функций специальному совету по определенному разделу, головная организация по программе — соответствующим головным организациям по разделам. При необходимости создается дирекция (исполнительная дирекция) раздела, к которой частично или полностью переходят функции головной организации.
Органы экспертизы представляют собой структуры, обеспечивающие углубленное исследование и оценку отдельных качественных характеристик стратегий с целью выявления наиболее высокоэффективных и обоснования их целесообразности и реализуемости.
Исполнители (разработчики) — это группа специалистов, привлекаемых на временной или постоянной основе на этапах разработки или реализации и выполняющих следующие функции: выполнение комплекса работ по стратегии и по отдельным ее разделам в соответствии с техническим заданием и календарным планом; обеспечивают за качество работ, сроки их выполнения и стоимость; предоставляют отчетность за выполняемые работы; обеспечивают целевое расходование выделяемых средств, их учет и финансовую отчетность.
Система управления государственным имуществом представлена соответствующими структурами осуществляет деятельность по распоряжению ресурсами и благами, находящимися в ведении общества и подлежащими общественному и государственному надзору.
Система финансово-инвестиционного обеспечения стратегии, включает соответствующие структуры, обеспечивающие привлечение и мобилизацию инвестиционных ресурсов, и их использование при реализации мероприятий. Основными элементами данной системы являются: государственные и коммерческие банки; страховые компании, фонды страхования предпринимательских рисков; пенсионные и инвестиционные фонды; специализированные и залоговые фонды, фонды ипотечного кредитования; специализированные венчурные и лизинговые фонды, лизинговые компании; инвестиционные компании; фонды льготного кредитования, общества взаимного кредитования и др.
Система информационного обеспечения и поддержки стратегического управления восстановительным ростом экономики региона представляет собой организационно-технологический комплекс методических, технических, программных и информационных средств, направляемый на поддержку и повышение эффективности процессов планирования, мониторинга и управления. В качестве основных направлений формирования системы информационной поддержки процесса формирования и реализации стратегии развития региона можно выделить разработку информационных технологий поддержки производственной, экономической, финансовой и коммерческой деятельности сельхозпредприятий, строительства и других отраслей (например, предоставление информации по рынку труда, товарному рынку, фондовому рынку, законодательным актам и т. д.), информационные технологии схем формирования, развития и размещения производительных сил и т. д.
Поддерживающие структуры создаются или привлекаются органами управления региона, а также исполнителями для различного рода работ и мероприятий, которые не могут быть выполнены непосредственными участниками. В число поддерживающих структур входят: вузы, центры обучения, консультационные фирмы; исследовательские и научно-технические центры; фонды поддержки; органы независимой экспертизы и аудиторские фирмы; органы лицен-
зирования и сертификации; патентно-лицензионные органы; предприятия, временные коллективы и т. д.
С учетом вышесказанного, на наш взгляд, в структуре органов власти Чеченской Республики целесообразно формирование специальной организационной структуры в форме (условное наименование) Совета по стратегическому развитию при Президенте (ССР). При этом создается региональный механизм стратегического управления восстановительным ростом экономики Чеченской Республики, интегрированный и сопряженный со стратегиями социальноэкономического развития Южного федерального округа и Российской Федерации.
Главная цель Совета при Президенте Чеченской Республики по стратегическому развитию — определение и реализация основных направлений социально-экономической политики региона на базе формирования массива соответствующих стратегических мероприятий, мониторинга и контроля над их выполнением. Основными функциями Совета будут являться: помощь региональным и местным властям и иным заинтересованным сторонам в формировании стратегии развития региона; диагностика, мониторинг и оценка стратегии развития; организация тендеров проектов, в том числе обеспечение процедур их оценки; поддержка и мониторинг отдельных мероприятий и проектов; осуществление подготовки и экспертной оценки мероприятий и проектов, нормативных актов, регулирующих процессы стратегии развития; подготовка рекомендаций по содержанию и методам реализации стратегии развития; обеспечение согласования и координация действий государственных, общественных, коммерческих структур и хозяйствующих субъектов в процессе реализации стратегии; сотрудничество с региональными структурами управления по вопросам формирования, отбора проектов, мониторинга и оценки программ стратегического развития; развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей региона, привлечение иностранных инвесторов для финансирования программ и проектов.
В рамках Совета целесообразно формирование системы информационного обеспечения деятельности всех участников, в связи с чем предлагается создание автоматизированной информационной системы учета и анализа экономического потенциала республики и обеспечения ее функционирования в режиме мониторинга с учетом формирования рыночных механизмов и структур. Информационная система должна обеспечить информационную поддержку: для мониторинга производственно-технического уровня предприятий республики по основным срезам (идеи, разработки, внедрение и т.д.); обеспечения разработки и реализации программ и проектов, в том числе и совместных с зарубежными партнерами (формирование управленческих команд, поиск имеющихся заделов); принятия решений в области структурной инвестиционной политики, в частности установления ранга (уровня квалификации, уровня сложности) организации и работ (проектов); разработки прогнозов развития, выявления его перспективных направлений и оценки целесообразности их финансирования.
Вышеуказанная информационная система должна предусматривать: возможность формирования и обработки баз данных на основе разноформатных информационных массивов; маркетинговую ориентацию; возможность получения дополнительных сервисных услуг; формирование рынка проектов и услуг по их реализации; ежедневное обновление информации и возможность оперативной связи с другими регионами (включая Интернет).
В рамках информационной системы может быть сформирован банк данных лучших отечественных (в том числе республиканских) и мировых промышленных технологий. Эти данные могут быть использованы при осуществлении маркетинга республиканских технологий на российских и международных рынках.
Создание Совета приведет к изменению организационно-управленческой структуры Правительства Чеченской Республики, в которую он должен быть встроен как один из элементов, осуществляющих комплекс функций по разработке и реализации стратегии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абалкин Л. И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопро-
сы экономики. 1997. № б. С. 4-12.
2. Гранберг А., Масакова И., Зайцева Ю. ВРП как индикатор дифференциации экономического развития регионов // Вопросы статистики. 1998. № 2. С. 3-11.
3. Грибов В. Д., Грузинов В. П. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 2004.
4. Лексин В., Мильнер Б., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. 1994. № 11; 1995, № 1, 2, 5, б.
5. Павлов К. В. Региональная экономическая политика в условиях кризиса и ее научное обоснова-
ние // Проблемы региональной экономики. Ижевск, 1998. № 3-5.
6. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М.: ИХ, 1957.
7. Пороховский А. А. Американская экономическая наука в работах нобелевских лауреатов из США// США: экономика, политика, идеология. 1995. № 8. С. 3-13.
8. Райзберг Б. А., Фатхутдинов Р. А. Управление экономикой: Учебник. М.: Интел-Синтез, 1999.
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3