Научная статья на тему 'Теоретико-методологические подходы к формированию механизма социально-экономического развития региона'

Теоретико-методологические подходы к формированию механизма социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
646
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / РЕГИОНЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОБЛЕМЫ / РЕШЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Берова Ф. Ж., Цхурбаева Ф. Х.

В статье освещены проблемы экономики депрессивных регионов. Разработаны теоретико-методологические подходы к формированию механизма социально-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические подходы к формированию механизма социально-экономического развития региона»

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Ф. Ж. БЕРОВА

Институт информатики и проблем регионального управления КБНЦРАН, кандидат экономических наук, заведующая отделом «Прогнозирование социальноэкономического развития региона», КБР, г. Нальчик, ул. И. Арманд, 37а

Ф. Х. ЦХУРБАЕВА

Горский государственный аграрный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление и маркетинг»,

РСО-А г. Владикавказ, ул. Кирова 37

В статье освещены проблемы экономики депрессивных регионов. Разработаны теоретико-методологические подходы к формированию механизма социальноэкономического развития региона.

Ключевые слова: стратегия; регионы; социально-экономическое развитие; проблемы; решения; управление.

Коды классификатора JEL: R11, R13, R58.

Трансформационная динамика экономики России 1990-х гг. породила множество сложных проблем теоретического и практического характера, обусловленных переходом к рыночным отношениям, в числе которых особое место занимают проблемы, связанные с ролью государства и регионов в преодолении кризисных ситуаций в экономике [2].

В научной литературе проблемы состояния экономики регионов характеризуются такими полярными категориями, как, например, норма и кризис, депрессивность и развитость, донор и реципиент, деградация и развитие и т. п., что отражает многообразные подходы и точки зрения, в том числе и на возможные формы государственного регулирования процессов регионального развития экономики. Мы согласны с тезисом В. Н. Лексина и А. Н. Швецова о том, что «системная оценка состояния регионов для целей государственного регулирования их развития в настоящее время практически не осуществляется...» [3]. Отсутствие такой оценки не дает возможности правильно выбрать направление и приоритеты принимаемых решений, обосновать ресурсное обеспечение и оценить полученные результаты, определить селективную поддержку региону со стороны государства.

Регионы с кризисным состоянием часто понимают как регионы, в которых произошло заметное падение валового регионального продукта (ВРП), объемов производства, снижение душевых доходов и рост безработицы по сравнению с общероссийскими показателями или с показателями других регионов (дотационность, депресивность). Такие оценки достаточно условны и во многом субъективны, особенно с учетом региональной дифференциации по природно-климатическим, ресурсным, инфраструктурным, демографическим и другим потенциалам. Кроме того, некоторые регионы России во много раз отличаются между собой по уровню заработной платы, прожиточному уровню, покупательной способности населения, инфраструктурной развитости территории и т. д.

Кризисное состояние экономики региона нашло отражение в понятии «депрессивный регион», под которым понимается территориальное образование, в котором по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным основаниям перестали действовать условия и стимулы развития, они не могут рассчитывать на саморазрушение депрессивной ситуации и требуют для этого чрезвычайной, специально организуемой поддержки извне, со стороны государства в целом [1].

По нашему мнению, причины кризисного состояния экономики региона не всегда обусловлены только проблемами в экономике и социальной сфере, они гораздо шире и будут рассмотрены ниже.

Необходимость использования методов восстановления экономики региона, на наш взгляд, может быть вызвана следующими группами факторов, причин и событий:

1. Масштабные и крупные события, приводящие к системным изменениям в общественнополитическом устройстве государства, вызывающие смену экономической системы,

© Ф. Ж. Берова, Ф. Х. Цхурбаева, 2009

ее глубокую реструктуризацию и трансформацию, в результате которых происходит глубокий кризис экономики [5]. Например, переход страны от плановой экономики к рыночным отношениям, выделение и слияние регионов, преодоление депрессивности и дотационности регионов и т. д.

2. Общественно-политические потрясения, приводящие к уничтожению, разрушению и приостановке функционирования объектов экономики и среды существования населения: войны, межгосударственные, межэтнические и религиозные конфликты, террористические акты и т. д. Особые стратегии и методы восстановления были использованы после Второй мировой войны странами Европы, Японией и СССР. В настоящее время подобные действия необходимы для устранения последствий событий в Чеченской Республике, смены власти в Ираке и т. п.

3. Природно-климатические явления (землетрясения, наводнения, пожары, изменения климата и т. д.), вызывающие существенные экономические утраты, потери или затраты. Восстановительные работы потребовались после цунами в Азии и наводнения в США, которые нанесли государствам значительные экономические потери. Так, ураган «Катрина» в США в августе 2005 года, в ходе которого погибло более 10 тыс. человек, в трех штатах была приостановлена нефтедобыча и нефтепереработка. Экономические потери потребовали осуществления восстановительных работ, которые только по одному Новому Орлеану составили 10,5 млрд долларов. Анализ последствий показал необходимость применения специальных стратегий восстановления пострадавших районов государства.

4. Техногенные катастрофы, приводящие к разрушению объектов экономики и жизнедеятельности населения.

5. Социально-экономические факторы, приводящие к экономическому кризису. Например,

финансовый мировой кризис 2008 года в России вызвал необходимость восстановления кредитно-финансовой сферы на принципиально новом уровне.

6. Методология восстановительного роста может быть использована: для целей модернизации стратегических отраслей экономики, например нефтепереработки, машиностроения, которые требуют активной политики государства; для предупреждения катастрофической траектории развития экономики; преодоления глубинных причин проблем — накопленных структурных дисбалансов российской экономики, которые закрепляются в ее институтах и воспроизводят низкую конкурентоспособность отраслей и сегментов экономики, вызывают необходимость смены модели экономического роста как императива его устойчивости.

К основным признакам этапа восстановления экономики, определяющим его место в структуре процесса развития, следует отнести следующие. Во-первых, отсутствие у региона реальной возможности и достаточного экономического потенциала для ликвидации кризиса и устранения его последствий. Экономическое развитие региона или выход на траекторию роста без осуществления этапа восстановления невозможно. Данное обстоятельство предполагает значительную государственную помощь региону и осуществление соответствующей политики государства в отношении данного региона. При этом государственная помощь является основной в преодолении кризисных явлений восстановительного периода.

Во-вторых, недостаток собственных ресурсов для преодоления последствий кризиса и возможность выхода на средние показатели экономической деятельности, присущие другим регионам страны, в приемлемые сроки. Здесь также экономическое развитие региона или выход на траекторию роста без осуществления этапа восстановления невозможно. Недостаток средств может затянуть процесс выхода региона на среднегосударственные показатели и сделать его излишне длительным. В этом случае также требуется государственная помощь, которая служит дополняющей возможностью к региональному восстановительному потенциалу.

В-третьих, при крайне сложной социально-экономической ситуации, когда требуется внешнее управление или организационно-управленческая поддержка процессам восстановления экономики. При этом регион может обладать достаточным экономическим потенциалом обеспечения этапа восстановления экономики, но в силу различных причин не может его применить.

Преодоление последствий кризисного состояния региона возможно на основе применения теоретико-методологического подхода к восстановительному росту экономики.

Под восстановительным ростом экономики региона понимается теоретико-методологический подход и форма организации совместных действий государства и региона по обоснованию и применению методов устранения кризисных явлений и их последствий, созданию системных условий формирования эффективных стимулов к саморазвитию и расширенному воспроизводству на новой институциональной базе экономического потенциала и современной структуры экономики, обеспечивающими устойчивое социально-экономическое развитие региона на стратегическую перспективу.

Восстановительный рост экономики региона не следует рассматривать только как процесс достижения ее прежних показателей состояния, как восстановление разрушенных объектов

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

или как запуск нефункционирующих объектов. Мы рассматриваем восстановительный процесс одновременно с двух позиций: по сравнению со своим собственным предкризисным состоянием и по сравнению с состоянием других регионов, которые за время «восстановления» данного региона продолжают развиваться.

Также следует отметить, что трактовку самого понятия «восстановительный рост» мы рассматриваем как теоретико-методологический подход совершенствования экономических отношений в регионе и осуществления экономического роста на принципиально новых условиях: инновационная модернизация экономики (в результате чего повышается технологический уклад экономики); улучшение институциональной среды экономики; реструктуризация и диверсификация (совершенствование структуры экономики); применение современных методов управления и т. д., что приводит к развитию экономического потенциала. Мы придерживаемся позиции Й. Шумпетера: «развитие» — изменение траектории кругооборота, смещение состояния равновесия, переход «народного хозяйства от заданного на каждый момент времени центра тяготения к другому», адаптацию экономики к меняющимся центрам равновесия [6]. Обычный рост экономики нами не рассматривается как развитие (так же как и восстановление), «поскольку он не порождает новые в качественном отношении явления, а всего-навсего дает толчок процессам их приспособления». Такой рост относится просто «к изменению показателей».

Восстановительный рост экономики региона мы рассматриваем как этап ее развития в целом, характеризуемый условиями взаимодействия разнообразных факторов внешней и внутренней среды.

Процесс развития кризиса приводит к тому, что на определенном этапе превалирование негативных факторов, тормозящих развитие экономики, приводит к устойчивому снижению ее показателей, формированию системной кризисной ситуации и вызывает последующую необходимость преодоления кризисных явлений. В целом общий характер динамики экономики в условиях нарастания кризиса и восстановительного роста представлен на рис. 1.

На этапе АВ происходит усиление неустойчивости экономики, нарастание кризисных явлений. Происходит переход от состояния равновесия к периоду хаотических перемен, к которым часто не успевают приспособиться государство, регион, население. На этапе нарастания кризиса (ВГ) происходит резкий спад показателей и экономическая система региона на какое-то время становится дезорганизованной. Существенные сдвиги в структуре экономики осуществляются быстро, амплитуда колебаний экономической динамики учащается и возрастает. Резко увеличивается доля населения, страдающего от глубокого кризиса экономики, нарастает социальная дискомфортность и напряженность.

Развитие кризиса экономики приводит к стагнации (этап ГД), которая при отсутствии восстановительных мероприятий снова может привести к спаду (Ге и ДЖ). Восстановительный рост на этапе ДИ способствует выводу показателя развития экономики на докризисный уровень. При этом в некоторой точке З ликвидируются последствия кризиса и формируются условия для дальнейшего саморазвития.

По нашему мнению, в основе многообразия мер по обеспечению восстановительного роста экономики региона лежат процессы модернизации, реструктуризации, реформирования, преобразования, реорганизации, создания и т. п. (далее модернизация), которые в целом достаточно хорошо представлены в научной литературе, понимаемые как комплекс действий по прекращению кризиса, ликвидации его последствий и осуществления позитивных изменений во всех областях жизнедеятельности региона.

Рис. 1. Закономерность развития кризисной ситуации экономики региона

Для целей управления восстановительным ростом экономики региона формируется организационное ядро, которое включает совокупность государственных и региональных органов власти, единую стратегию (политику) восстановления, сконцентрированные и обособленные ресурсы. Организационное ядро осуществляет упорядочение организации управления со стороны государства и региона с постепенным формированием основ рыночных отношений и обеспечение «запуска» процесса воспроизводства и саморазвития.

Результатом функционирования организационного ядра мы считаем достижение общественной, политической и ценовой стабильности, формирование стабильной финансовой и банковской системы, обеспечение свободы предпринимательства и конкуренции, определение места и функций частной собственности и т. д.

В этой связи в комплексе восстановительных мер следует различать следующие виды модернизации:

1. Общественно-политическую модернизацию, направленную на создание в регионе благоприятных условий для осуществления позитивных изменений в экономике, формирования и поддержания благоприятного общественного консенсуса как важнейшего условия непрерывного и поступательного характера развития.

2. Ресурсную модернизацию, означающую повышение ресурсного потенциала, направленного на обеспечение всех мероприятий восстановительного роста экономики региона.

3. Инновационно-технологическую модернизацию, связанную с изменением технологического уклада экономики при помощи введения новых технологий и инноваций, с помощью которых регион может решить проблему своего обеспечения необходимыми благами и ресурсами.

4. Социальную модернизацию, предполагающую изменение профессиональной, социальной и образовательной структуры регионального сообщества в ответ на требования, предъявляемые восстановительным ростом.

5. Институциональную модернизацию, связанную с изменением экономических и правовых механизмов регулирования хозяйственной жизни общества и хозяйствующих субъектов региона.

6. Инфраструктурную модернизацию, означающую восстановление инфраструктуры экономики, обеспечивающую возможность осуществления воспроизводственного процесса.

7. Нравственно-этическую и культурную модернизацию, обеспечивающую воспитание общественного сознания и формирование культурно-образовательного уровня населения, адекватного требованиям всех остальных разновидностей модернизации.

Лишь при гармоничном или, по крайней мере, однонаправленном развитии всех вышеперечисленных типов модернизации всех сфер жизнедеятельности региона его экономическое развитие приобретает восстановительный характер, а его темпы приближаются к оптимальным для страны. В противном случае рассогласование векторов отдельных типов модернизации может сводить на нет достижения любой из них, а общее развитие региона становится неустойчивым и, более того, может приобрести возвратно-поступательный или стихийный характер.

Функции восстановительного роста экономики региона. Одной из задач восстановительного роста экономики является формирование социально-экономической системы региона и повышение системного качества экономики. В комплексе функций, которые позволяют решить данную задачу, по нашему мнению, следует выделить функции системного характера: а) системоформирующие; б) системоутверждающие; в) системовоспроизводящие.

Системоформирующие функции — это функции формирования качественно новой системы (модели) экономики. Они логически вытекают из потребности формирования условий, объективно необходимых для функционирования этой новой системы. Системоформирующие функции включают следующие функции: воссоздание функций управления регионом, формирование нормативноправовой базы, «правил игры», имманентных рыночной экономике; содействие организации инфраструктуры рыночного хозяйства, разгосударствление и приватизация, демонополизация и формирование конкурентной среды и т. д.

Системоутверждающие функции непосредственно связаны с формированием наиболее общих и вполне достаточных условий для эффективного функционирования формирующейся новой модели экономики, для необратимости трансформационных процессов и возврата в кризисное состояние.

К системоутверждающим функциям относят следующие: структурную трансформацию, то есть приведение отраслевой структуры экономики региона в соответствие с требованиями рыночной экономики; адаптация структуры производственно-хозяйственных комплексов к рыночному режиму функционирования и развития; содействие структурной трансформации на микроуровне посредством придания рыночной ориентации организационным структурам, механизмам и аппарату управления фирм и предприятий независимо от их принадлежности к той или иной форме собственности; поддержка предпринимательства и налаживание системы конструктивного взаимодействия с ним; стабилизация достигнутого в дотрансформационный период уровня и качества жизни населения.

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

Системовоспроизводящие функции непосредственно связаны с формированием условий, необходимых и достаточных для устойчивого развития сформировавшейся системы в регионе, а также с утверждением, упрочением и расширением ее поля в экономическом и политическом пространстве государства. В группу системовоспроизводящих функций входят: формирование условий, необходимых и достаточных для устойчивого развития сложившейся социальноэкономической системы; обеспечение роста уровня и качества жизни населения региона; упрочение и расширение интересов региона в отечественном экономическом и политическом пространстве; обеспечение оптимума государственной, муниципальной и частной собственности в экономике и др.

В результате восстановительного роста создаются условия, необходимые и достаточные для последующего устойчивого развития экономики региона, Эти условия обеспечиваются наличием, во-первых, социально-политических и, во-вторых, экономических предпосылок.

Социально-политические предпосылки находят свое выражение в социально-политической стабильности, которая в современных условиях достигается главным образом посредством механизмов (институтов) социального партнерства. Его возникновение, успешное функционирование и постоянное совершенствование является результатом признания обществом бесспорной истиной того, что социально-политическая стабильность имеет не только социальную, но и большую экономическую значимость. Институты (механизмы) социального партнерства (практика заключения тарифных соглашений на макро-, мезо- и микроуровнях; соучастие наемного труда в управлении предприятиями независимо от их принадлежности к той или иной форме собственности; система участия в прибылях (доходах) фирмы; обязательное участие самоорганизующихся по интересам общественных объединений и союзов наемного труда, предпринимателей, потребителей, общественных движений в выработке властных решений социального и экономического характера на региональном уровне; действенная система социального страхования, а также многие другие механизмы) не только обеспечивают достаточно эффективное решение социальных проблем, но и активно способствуют, во-первых, устранению экономических потерь, неизбежных при наличии кризисов и социальных конфликтов в обществе, а во-вторых, наличию действенной мотивации для подавляющего большинства субъектов экономической деятельности во всех без исключения ее сферах.

Социально-политическая стабильность есть не только результат, но и важнейшая предпосылка экономической стабильности, это реальный, существенно значимый экономический ресурс эффективного функционирования и развития национального народного хозяйства и общества.

Экономические предпосылки устойчивого развития экономики региона характеризуются наличием действенного механизма мотивации деловой активности посредством стабильно благоприятной экономической, финансово-инвестиционной и инновационной политики региона. Восстановительный рост экономики региона в конечном итоге должен решить две задачи: во-первых, ликвидировать последствия кризиса и вывести регион на уровень докризисного развития экономики; во-вторых, создать условия и предусмотреть возможности для достижения показателей развития других регионов страны.

Необходимость решения второй задачи связана с тем, что за период выхода экономики региона на докризисный уровень другие регионы страны могут существенно продвинуться в своем социально-экономическом развитии и существенно опередить восстанавливаемый регион.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гранберг А., Масакова И., Зайцева Ю. ВРП как индикатор дифференциации экономического развития регионов // Вопросы статистики. 1998. № 2. С. 3-11.

2. Грибов В. Д., Грузинов В. П. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 2004.

3. Лексин В., Мильнер Б., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. 1994. № 11; 1995. № 1, 2, 5, б.

4. Павлов К. В. Региональная экономическая политика в условиях кризиса и ее научное обоснование // Проблемы региональной экономики. Ижевск, 1998. № 3-5.

5. Пороховский А. А. Американская экономическая наука в работах нобелевских лауреатов из США // США: экономика, политика, идеология, 1995. № 8. С. 3-13.

6. Райзберг Б. А., Фатхутдинов Р. А. Управление экономикой: Учебник. М.: Интел-Синтез, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.