Затраты на организацию такого типа опросов можно существенно снизить, если включить необходимый блок вопросов по страхованию в анкеты социологических, маркетинговых организаций, проводящих на регулярной основе репрезентативные опросы населения России.
Литература
1. www.socpol.ru
Ростовский государственный экономический университет 13 февраля 2006 г.
© 2006 г. Х.Л. Исраилов
ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫМ РОСТОМ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Важнейшую роль в реализации задач стратегического управления восстановительным ростом экономики региона должен играть соответствующий организационный механизм, включающий специализированную организационную структуру и совокупность методов и инструментов действий.
Данная структура представляет собой систему различных институтов и организаций, деятельность которых направлена на обеспечение функционирования механизма разработки и реализации стратегий развития экономики.
Целью ее формирования и развития является создание максимально благоприятных условий для эффективного осуществления мероприятий социально-экономического развития.
Выделим три теоретические альтернативы разработки организационных моделей формирования и реализации стратегического управления восстановительным ростом экономики Чеченской Республики.
1. Автономная модель ориентирована на то, что весь комплекс мер по разработке и реализации стратегий развития осуществляют непосредственно организации-исполнители (министерства, ведомства) республики. В связи со сложностью и многофункциональностью этих стратегий, а также с крайне сложным реальным положением экономики Чеченской Республики и ее ограниченными ресурсными возможностями восстановления, данная модель может рассматриваться лишь как теоретическая альтернатива.
2. Коалиционная модель направлена на привлечение отдельных партнеров (российских и зарубежных), осуществляющих ряд мероприятий или этапов по разработке и реализации стратегических мероприятий. Она имеет ряд преимуществ перед вышерассмотренной, однако, по нашему мнению, не может решить весь комплекс социально-экономических проблем восстановительного периода.
3. Модель непосредственного и активного участия государства в организации стратегического управления восстановительным ростом экономики региона является наиболее оптимальной, так как позволяет соединить в себе возможности рассмотренных выше моделей с применением
потенциала государства и на основе целевой государственной политики решать проблему восстановления экономики республики сбалансировано, включая и комплекс задач социально-экономического развития. Реализация данной модели возможна на базе разделения полномочий между федеральными и региональными органами управления.
Федеральные органы определяют рамочные условия реализации стратегического управления восстановительным ростом экономики региона, мониторинг и контроль исполнения принимаемых решений. Они могут оказывать содействие исполнителям программ и проектов стратегии развития региона в правовой защите, использовании налоговых льгот и льготных тарифов на транспорт и энергию. В ряде случаев осуществляется прямое бюджетное финансирование направлений развития отраслей экономики, социальной сферы [1, 2]. Как правило, государство инвестирует значительные средства в социальную и производственную инфраструктуру хозяйства региона (дороги, мосты, связь и другие инженерные коммуникации), создание которой предшествует реализации крупных региональных проектов.
Весьма перспективным может быть вариант государственного участия в создании промышленных объектов региона, например, в представлении гарантий под облигации займов и ценных бумаг, связанных с программой развития региона (или под образованные инвестиционные фонды, компании и т.д.) [3].
В функции региональных органов управления входит содействие координации управления программами и проектами развития, создание эффективных механизмов их реализации, включая обеспечение правового регулирования, оформление договорных отношений с муниципальными образованиями по делегированию им ответственности, в том числе в области зонального планирования; создание условий для объединения финансовых и материальных ресурсов; определение форм ответственности местных органов за реализацию программ и проектов и возможные негативные последствия (нарушение экологической среды, зонального земельного планирования и др.); установление связей с общественностью через СМИ для широкой демонстрации предлагаемой программы с целью ее поддержки общественными организациями и населением.
В организационную структуру стратегического управления восстановительным ростом экономики региона входит ряд специализированных и взаимосвязанных систем:
1) законодательного регулирования (региональный парламент и советы депутатов муниципальных образований);
2) административного управления (государственные и муниципальные структуры (организации, службы), обеспечивающие деятельность по разработке и реализации стратегий, программ, проектов и мероприятий). К их числу следует отнести: администрацию региона и муниципальных образований, базовые и головные организации (по программе или ее разделам), дирекции (программ или их разделов), организации-исполнители;
3) общественно-специализированного управления (различного рода комиссии и советы). Это могут быть комиссии министерств и ведомств; координационно-аналитические советы, научно-технические советы или комиссии других организаций-исполнителей.
Каждая организация и каждый орган управления реализуют ряд функций на различных этапах выполнения стратегии.
Правительство региона (министерство, ведомство) разрабатывает приоритетные социально-экономические направления, по которым целесообразно разрабатывать и осуществлять стратегии, программы и проекты; издает постановления, распоряжения, приказы и указания, определяющие перечень формируемых и выполняемых стратегий, кандидатуры их руководителей и головных организаций и дает свои рекомендации; контролирует и анализирует выполнение стратегий; вырабатывает рекомендации по принципам финансирования стратегий и нормам отчисления средств в фонды их поддержки.
Органы управления отрасли, т. е. министерство или ведомство, курирующее отдельное направление стратегии, готовит проекты приказов и распоряжений правительства по формированию и утверждению структуры социально-экономических проектов и программ развития, подбирает, согласовывает кандидатуры и назначает руководителей и базовые организации проектов и программ, научных руководителей и головные организации программ и проектов; определяет сроки формирования и выполнения мероприятий, схемы их финансирования; информирует подведомственные организации о формировании, выполнении и завершении работ; утверждает положения по стратегиям развития отрасли, в том числе их содержание, цели и задачи, составы советов, дирекции, исполнителей и др.; при необходимости создает совет программы или проекта, назначает базовую организацию, разрабатывает необходимую документацию; определяет объемы финансирования программ и проектов и обеспечивает их финансирование на всех этапах выполнения; контролирует ход выполнения работ; утверждает акты комиссий по приемке работ; ведет базы данных по курируемым стратегиям, программам и проектам.
Органы управления направлений стратегии, как правило, включают ряд подразделений, выполняющих специализированные функции управления.
Головной специализированный (например, научно-технический) совет программы, возглавляемый научным руководителем, формируется из числа ведущих специалистов министерств и других организаций по тематическим направлениям стратегии. Он работает, как правило, при головной организации по программе и обеспечивает оперативное управление, в том числе определяет порядок формирования стратегии, включая проведение экспертизы представляемых мероприятий, утверждает состав экспертных групп и результаты экспертизы; рассматривает и представляет на утверждение положение по стратегии, состав дирекции при необходимости её создания; а также информационные и методические материалы; готовит предложения по объемам финансирования мероприятий страте-
гии в рамках выделенных средств и распределению этих средств между исполнителями; рассматривает результаты выполнения мероприятий, входящих в стратегию, а также всей стратегии в целом и представляет отчет.
Головная организации по стратегии - это комитет, департамент, управление, центр, другая организация, подведомственная министерству и определяемая им для обеспечения организационного сопровождения. Эта организация под руководством совета организует сбор материалов по направлениям стратегии; создает информационную базу; организует экспертизу мероприятий и проектов; готовит и представляет на рассмотрение совета положение о стратегии; подготавливает необходимую документацию по стратегии; в случае финансирования через головную организацию выступает заказчиком и осуществляет финансирование исполнителей мероприятий за счет средств, выделенных на реализацию стратегии; организует оперативный контроль над выполнением мероприятий стратегии, информационное и методическое обеспечение программы (проекта), а также рекламно-информационную деятельность, проводит семинары, конференции и выставки по тематике стратегии.
Дирекция (исполнительная дирекция) стратегии проводит основные мероприятия по ее осуществлению. К ней могут частично или полностью перейти функции головной организации. Функции дирекции, ее задачи, полномочия и статус определяются положением по конкретной стратегии или положением о дирекции, утверждаемым заказчиком.
Органы управления разделом стратегии создаются в случае осуществления сложной или крупной программы на принципах делегирования полномочий органов управления. Например, совет стратегии может передавать часть своих функций специальному совету по определенному разделу, головная организация по программе - соответствующим головным организациям по разделам. При необходимости создается дирекция (исполнительная дирекция) раздела, к которой частично или полностью переходят функции головной организации.
Органы экспертизы представляют собой структуры, обеспечивающие углубленное исследование и оценку отдельных качественных характеристик стратегий с целью выявления наиболее высокоэффективных и обоснования их целесообразности и реализуемости.
Исполнители (разработчики) - это группа специалистов, привлекаемых на временной или постоянной основе на этапах разработки или реализации. Они выполняют комплекс работ по стратегии и по отдельным ее разделам в соответствии с техническим заданием и календарным планом; несут ответственность за качество работ, сроки выполнения и стоимость; предоставляют отчетность за выполняемые работы; отвечают за целевое расходование выделяемых средств, их учет и финансовую отчетность.
Система управления государственным имуществом, представленная соответствующими структурами, осуществляет деятельность по распоря-
жению ресурсами и благами, находящимися в ведении общества и подлежащими общественному и государственному надзору.
Система финансово-инвестиционного обеспечения стратегии включает соответствующие структуры, в задачу которых входит привлечение и мобилизация инвестиционных ресурсов и их использование при реализации мероприятий. Основными элементами данной системы являются: государственные и коммерческие банки; страховые компании, фонды страхования предпринимательских рисков; пенсионные и инвестиционные фонды; специализированные и залоговые фонды, фонды ипотечного кредитования; специализированные венчурные и лизинговые фонды, лизинговые компании; инвестиционные компании; фонды льготного кредитования, общества взаимного кредитования и др.
Система информационного обеспечения и поддержки стратегического управления восстановительным ростом экономики региона представляет собой организационно-технологический комплекс методических, технических, программных и информационных средств, направляемый на поддержку и повышение эффективности процессов планирования, мониторинга и управления. В качестве основных направлений формирования системы информационной поддержки процесса формирования и реализации стратегии развития региона можно выделить разработку информационных технологий поддержки производственной, экономической, финансовой и коммерческой деятельности сельхозпредприятий, строительства и других отраслей (например, предоставление информации по рынку труда, товарному рынку, фондовому рынку, законодательным актам и т.д.), информационные технологии схем формирования, развития и размещения производительных сил и т. д.
Поддерживающие структуры создаются или привлекаются органами управления региона, а также исполнителями для различного рода работ и мероприятий, которые не могут быть выполнены непосредственными участниками. Это вузы, центры обучения, консультационные фирмы; исследовательские и научно-технические центры; фонды поддержки; органы независимой экспертизы и аудиторские фирмы; органы лицензирования и сертификации; патентно-лицензионные органы; предприятия, временные коллективы и т.д.
С учетом вышесказанного, на наш взгляд, в структуре органов власти Чеченской Республики целесообразно формирование специальной организационной структуры в форме (условное наименование) Совета при Президенте по стратегическому развитию (ССР). При этом создается региональный механизм стратегического управления восстановительным ростом экономики Чеченской Республики, интегрированный и сопряженный со стратегиями социально-экономического развития ЮФО и Российской Федерацией.
Главная цель ССР - определение и реализация основных направлений социально-экономической политики региона на базе формирования мас-
сива соответствующих стратегических мероприятий, мониторинга и контроля над их выполнением. Основные его функции следующие:
- помощь региональным и местным властям и иным заинтересованным сторонам в формировании стратегии развития региона;
- диагностика, мониторинг и оценка стратегии развития;
- организация тендеров проектов, в том числе обеспечение процедур их оценки;
- поддержка и мониторинг отдельных мероприятий и проектов;
- осуществление подготовки и экспертной оценки мероприятий и проектов, нормативных актов, регулирующих процессы стратегии развития; подготовка рекомендаций по содержанию и методам реализации стратегии развития;
- обеспечение согласования и координация действий государственных, общественных, коммерческих структур и хозяйствующих субъектов в процессе реализации стратегии;
- сотрудничество с региональными структурами управления по вопросам формирования, отбора проектов, мониторинга и оценки программ стратегического развития;
- развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей региона, привлечение иностранных инвесторов для финансирования программ и проектов.
В рамках Совета целесообразно формирование системы информационного обеспечения деятельности всех участников, в связи с чем предлагается создание автоматизированной информационной системы учета и анализа экономического потенциала республики, функционирующей в режиме мониторинга с учетом формирования рыночных механизмов и структур. Информационная система должна осуществлять информационную поддержку мониторинга производственно-технического уровня предприятий республики по основным срезам (идеи, разработки, внедрение и т.д.); обеспечения разработки и реализации программ и проектов, в том числе и совместных с зарубежными партнерами (формирование управленческих команд, поиск имеющихся заделов); принятия решений в области структурной инвестиционной политики, в частности, установление ранга (уровня квалификации, уровня сложности) организации и работ (проектов); разработки прогнозов развития, выявления его перспективных направлений и оценки целесообразности их финансирования [4].
Ключевыми направлениями восстановительного роста экономики, требующими решения на основе стратегического управления, являются:
1. Создание необходимой нормативно-правовой базы в экономической сфере.
2. Снижение уровня безработицы.
3. Восстановление трудового потенциала республики.
4. Восстановление инфраструктуры.
5. Восстановление приемлемых объемов производства и оптимальной структуры экономики.
6. Диверсификация экономики.
В качестве основных секторов экономики, которые целесообразно развивать в Чеченской Республике и которые будут приносить основной доход в её бюджет, помимо нефтедобычи и нефтепереработки, можно выделить: строительство; промышленность (индустрия строительных материалов, легкая и пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, полиграфия); агропромышленное производство (производство зерновых, свеклы, подсолнечника, овощей, фруктов и винограда, разведение крупного рогатого скота, овцеводство, птицеводство); транспорт (железнодорожный, автомобильный, в перспективе - трубопроводный и авиационный).
Литература
1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М., 2000.
2. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 1999.
3. Исраилов Х.Л. Некоторые вопросы совершенствования инвестиционной политики в промышленности региона // Актуальные социально-экономические проблемы региона: Сб. науч. тр. СКГМИ (ГТУ). Владикавказ, 2005.
4. Промышленность Чечни: как идет восстановление? www.chechnyafree.ru.
Институт переподготовки и повышения квалификации при РГУ 20 февраля 2006 г.
© 2006 г. Е.И. Муругов
БУХГАЛТЕРСКАЯ МОДЕЛЬ УЧЕТА РЕЗЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Предпринимательская деятельность постоянно сопровождается риском, который может повлечь за собой непредвиденные потери. Возрастающая неопределенность внешней среды и необходимость управления рисками требуют создания и регулирования резервной системы предприятия (РСП) с постановкой соответствующих агрегатов, функционирующих через показатель чистых пассивов.
Указанная система представляет собой комплекс резервных агрегатов, взаимодействующих между собой и направленных на защиту собственности хозяйствующего субъекта от различных рисков и продолжение его деятельности: управление активами и пассивами; хеджирование; страхование; резервирование на базе счетов резервов; увеличение валовых сбережений; увеличение чистых активов; участие работающих в прибыли; определение достаточности капитала; гарантийные обязательства; прогнозирование; регулирование соответствующих позиций; блокирование имущества; скрытые резервы.
Каждый из этих агрегатов характеризуется особенностями образования, направленностью действия в отношении защиты собственности на величину активов или пассивов, сроков, процентных ставок или рисков, отражением в учете на основе производных балансовых отчетов.