Итак, организация и успешное функционирование в Республике Татарстан ряда кластеров вызовет: увеличение конкурентоспособности отраслей экономики и отдельный предприятий на национальном и глобальном рышке; увеличение валового регионального продукта и доли инновационных и наукоемких отраслей в его структуре; увеличение доли малых и средних предприятий в экономике;
повышения качества управления и использования ресурсов на республиканском и муниципальном уровнях; создание благоприятной инвестиционной, инновационной и бизнес-среды на территории республики; повышение уровня занятости и роста доходов населения в республике; развитие "человеческого капитала", повышение пространственной и квалификационной мобильности населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Проект "Концепция кластерной политики Российской Федерации". М.: АНХ при Правительстве РФ, Консалтинговая компания Bauman Innovation, 2005.
2. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. / М. Портер. М.: Издательский дом "Вильямс", 2005. 608 с.: ил.
3. Винокурова М.В. Конкурентоспособность и потенциал кластеризации отраслей экономики / М.В. Винокурова // ЭКО. 2005. № 12. С. 73-91.
4. Дранев Я.Н. Кластерный подход к экономическому развитию территорий / Я.Н. Дранев. - М.: Сканрус, 2005. 144 с.
5. Ермишина А.В. Конкурентоспособность региона: методика оценки потенциала кластеризации [Электронный ресурс] / А.В. Ермишина (http://www. citystrategy.leontief.ru).
6. Колесников А.В. Реализация кластерной политики в инновационной сфере региона / А.В. Колесников // Экономика региона (Владимир). 2007. № 13. С. 5.
7. Ларина Н.И. Кластеризация как путь повышения международной конкурентоспособности страны и регионов / Н.И. Ларина // ЭКО. 2006. № 10. С. 2-26.
8. Макаренко Н.Ф. Кластерные принципы взаимодействия на уровне региона / Н.Ф. Макаренко //
Современные гуманитарные исследования. 2005. № 6. С. 65-69.
9. Миграян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров [Электронный ресурс] / А.А. Миграян (http://www.krsu.edu.kg).
10. Печаткин В.В. Теоретические и практические аспекты формирования промышленных кластеров в регионах России / В.В. Печаткин // Промышленная политика в РФ. 2006. № 11. С.27-33.
11. Свиридов А.В. Кластерный подход к формированию инновационной системы / А.В. Свиридов // Современные аспекты экономики. 2006. № 9. С. 70-73.
12. Ускова Т.В. Развитие региональных кластерных систем [Электронный ресурс] / Т.В. Ускова (http://www. jn.vscc.ac.ru).
13. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития / Т.В. Цихан // Теория и практика управления. 2003. № 5. С. 35-39.
14. Проект программы "Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2015 года и на период до 2030 года". М.: 2007.
15. Официальный сайт ОАО "Нижнекамскнефте-хим" (www.nknk.ru).
УДК 330.31/33: 332.122
ИсраиловХ.Л., Якубов Т.В.
формирование организационного механизма стратегического управления восстановительным ростом экономики региона
В настоящее время возрастает актуаль -ность исследований, посвященных восстановительному росту региональной экономики, представляющему собой фазу развития экономики региона, характеризующуюся постоянно возрастающими показателями валового регионального продукта по большинству территориальных образований на основе пропорционального и сбалансированного развития всех ее составляющих.
Специализированная организационная структура осуществления стратегического управления восстановительным ростом экономики региона представляет собой систему различных институтов и организаций, деятельность которых направлена на обеспечение функционирования механизма разработки и реализации стратегий развития экономики. Целью ее формирования и развития является создание максимально благоприятные условий для эффективного осущест-
вления мероприятий социально-экономического развития [1].
Важнейшую роль в реализации задач стратегического управления восстановительным ростом экономики региона должен играть соответствующий организационный механизм, включающий специализированную организационную структуру и совокупность методов и инструментов действий [2].
На наш взгляд, могут быть выделены три теоретические альтернативы формирования организационных моделей формирования и реализации стратегического управления восстановительным ростом экономики Чеченской Республики.
1. Автономная модель организации стратегического управления восстановительным ростом экономики ориентирована на то, что весь комплекс мер по разработке и реализации стратегии развития осуществляют непосредственно организации-исполнители (министерства, ведомства) республики. В связи со сложностью и многофункциональностью стратегии развития экономики региона, а также с крайне сложным реальным положением экономики Чеченской Республики и ее ограниченными ресурсными возможностями восстановления, данная модель может рассматриваться лишь как теоретическая альтернатива.
2. Коалиционная модель направлена на привлечение отдельных партнеров (российских и зарубежных), осуществляющих ряд мероприятий или этапов по разработке и реализации стратегических мероприятий. Данная модель организации стратегического управления восстановительным ростом экономики региона имеет ряд преимуществ перед вышерассмотренной моделью, однако по нашему мнению, и она не может решить весь комплекс социально-экономических проблем восстановительного периода.
3. Модель непосредственного и активного участия государства в организации стратегического управления восстановительным ростом экономики региона, по нашему мнению, является наиболее оптимальной по следующим причинам:
- позволяет соединить в себе возможности рассмотренных выше моделей с применением потенциала государства;
- осуществлять организацию стратегического управления восстановительным ростом экономики региона на основе целевой государственной политики;
- решать проблему восстановления экономики республики сбалансировано, с выполнением всего комплекса задач социально-экономического развития государства.
Реализация данной модели стратегического управления восстановительным ростом экономики региона возможна на базе разделения полномочий между федеральными и региональными органами управления.
Федеральные органы определяют рамочные условия реализации стратегического управления восстановительным ростом экономики региона, мониторинг и контроль исполнения принимаемых решений. Федеральные органы управления могут оказывать содействие исполнителям программ и проектов стратегии развития региона в правовой защите, использовании налоговых льгот и льготных тарифов на транспорт и энергию. В ряде случаев осуществляется прямое бюджетное финансирование направлений развития отраслей экономики, социальной сферы. Как правило, государство инвестирует значительные средства в социальную и производственную инфраструктуру хозяйств региона (дороги, мосты, связь и другие инженерные коммуникации), создание которой предшествует реализации крупных региональных проектов.
Весьма перспективным может быть вариант государственного участия в создании промышленных объектов региона, например в представлении гарантий, под облигации займов и ценных бумаг, связанных с программой его развития (или под образованные инвестиционные фонды, компании и т. д.).
В функции региональных органов управления входит содействие координации управления программами и проектами развития, обеспечение эффективных механизмов их реализации, включая: обеспечение правового регулирования, оформление договорных отношений с муниципальными образованиями по делегированию им ответственности, в том числе в области зонального планирования; создание условий для объединения финансовых и материальных ресурсов; определение форм ответственности местных органов за реализацию программ и проектов и возможные негативные последствия (нарушение экологической среды, зонального земельного планирования и др.) обеспечение связей с общественностью через средства массовой информации для широкой демонстрации предлагаемой программы с целью его поддержки общественными организациями и населением.
В организационную структуру стратегического управления восстановительным ростом экономики региона входит ряд специализированных и взаимосвязанных систем: 1) система законодатель-
ного регулирования представлена региональными парламентами и советами депутатов муниципальных образований; 2) система административного управления представлена государственными и муниципальными структурами (организациями, службами), обеспечивающими деятельность по разработке и реализации стратегий, программ, проектов и мероприятий администрация региона и муниципальных образований, базовые и головные организации (по программе или ее разделам), дирекции (программ или их разделов), организации-исполнители); 3) система общественно-специализированного управления из различного рода комиссий и советов (комиссии министерств и ведомств; координационно-аналитические советы, научно-технические советы или комиссии других организаций-исполнителей.
Каждая организация и каждый орган управления реализует ряд функций на различных этапах выполнения стратегии.
Правительство:
- определяет приоритетные социально-экономические направления, по которым целесообразно разрабатывать и осуществлять стратегии, программы и проекты;
- издает постановления, распоряжения, приказы и указания, определяющие перечень формируемых и выполняемых стратегий, кандидатуры их руководителей и головных организаций и дает свои рекомендации;
- контролирует и анализирует выполнение стратегий;
- вырабатывает рекомендации по принципам финансирования стратегий и нормам отчисления средств в фонды их поддержки.
Органы управления отрасли (министерство, ведомство), курирующие отдельные направления стратегии:
- готовят проекты приказов и распоряжений правительства по формированию и утверждению структуры социально-экономических проектов и программ развития, подбирают, согласовывает кандидатуры, и назначают руководителей и базовые организации проектов и программ, научных руководителей и определяют головные организации программ и проектов;
- определяют сроки формирования и выполнения мероприятий, схемы их финансирования;
- информируют подведомственные организации о формировании, выполнении и завершении работ;
- утверждают положения по стратегиям развития отрасли, в том числе их состав, цели
и задачи, составы советов, дирекции, исполнителей и др.;
- при необходимости создают совет программы или проекта, назначают базовую организацию, разрабатывают необходимую документацию;
- определяют объемы финансирования программ и проектов и обеспечивают их финансирование на всех этапах выполнения;
- контролируют ход выполнения работ;
- утверждают акты комиссий по приемке работ;
- ведут базы данных по курируемым стратегиям, программам и проектам.
Органы управления направлений стратегии, как правило, включают ряд подразделений, выполняющих специализированные функции управления. Головной специализированный совет (например, научно-технический) программы, возглавляемый научным руководителем, формируется из числа ведущих специалистов министерств и других организаций по тематическим направлениям. Он работает, как правило, при головной организации по программе и обеспечивает оперативное управление, в том числе:
- определяет порядок формирования стратегии, включая и проведение экспертизы представляемых мероприятие, утверждает состав экспертных групп и результаты экспертизы;
- рассматривает и представляет на утверж--дение положение по стратегии, а также состав дирекции при необходимости ее создания;
- рассматривает и утверждает информационные и методические материалы;
- готовит предложения по объемам финансирования мероприятий стратегии в рамках выделенных средств и распределению этих средств между исполнителями;
- рассматривает результаты выполнения ме--роприятий, входящих в стратегию;
- рассматривает результаты выполнения стратегии в целом и представляет отчет.
Головная организации по стратегии - это комитет, департамент, управление, центр, другая организация, подведомственная министерству и определяемая им для обеспечения организационного сопровождения. Головная организация под руководством совета проводит следующую работу:
- организуется сбор материалов по направле--ниям стратегии;
- создает информационную базу;
- проводит экспертизу мероприятий и про--ектов;
- готовит и представляет на рассмотрение совета положение, а также необходимую документацию по стратегии;
- в случае финансирования через головную организацию выступает заказчиком и осуществляет финансирование исполнителей мероприятий за счет средств, выделенных на реализацию стратегии;
- организует оперативный контроль над выполнением мероприятий стратегии;
- осуществляет рекламно-информационную деятельность, проводит семинары, конференции и выставки по тематике стратегии;
- организует информационное и методическое обеспечение программы (проекта)
Дирекция (исполнительная дирекция) стратегии реализует основные мероприятия по ее осуществлению. При создании дирекции к ней могут частично или полностью перейти функции головной организации. Функции дирекции, ее задачи, полномочия и статус определяются положением по конкретной стратегии или положением о дирекции, утверждаемым заказчиком.
Органы управления разделом стратегии создаются в случае осуществления сложной или крупной программы на принципах делегирования первыми своих полномочий. Например, совет стратегии может передавать часть своих функций специальному совету по определенному разделу, головная организация по программе - соответствующим головным организациям по разделам. При необходимости создается дирекция (исполнительная дирекция) раздела, к которой частично или полностью переходят функции головной организации.
Органы экспертизы представляют собой структуры, обеспечивающие углубленное исследование и оценку отдельных качественные характеристик стратегии с целью выявления наиболее высокоэффективных и обоснования их целесообразности и реализуемости.
Исполнители (разработчики) - это группа специалистов, привлекаемых на временной или постоянной основе на этапах разработки или реализации, и осуществляющих следующие функции: выполняют комплекс работ по стратегии и по отдельным ее разделам в соответствии с техническим заданием и календарным планом; обеспечивают контроль за качеством работ, сроками их выполнения и стоимостью; представляют отчетность за выполняемые работы; обеспечивают целевое
расходование выделяемых средств, их учет и финансовую отчетность.
Система управления государственным имуществом представлена соответствующими структурами, она осуществляет деятельность по распоряжению ресурсами и благами, находящимися в ведении общества и подлежащими общественному и государственному надзору.
Система финансово-инвестиционного обеспечения стратегии включает соответствующие структуры, которые привлекают и мобилизуют инвестиционные ресурсы, обеспечивают их использование при реализации мероприятий. Основными элементами данной системы являются: государственные и коммерческие банки; страховые компании, фонды страхования предпринимательских рисков; пенсионные и инвестиционные фонды; специализированные и залоговые фонды, фонды ипотечного кредитования; специализированные венчурные и лизинговые компании лизинговые компании; инвестиционные компании; фонды льготного кредитования, общества взаимного кредитования и др.
Система информационного обеспечения и поддержки стратегического управления восстановительным ростом экономики региона представляет собой организационно-технологический комплекс методических, технических, программных и информационных средств, направляемый на поддержку и повышение эффективности процессов планирования, мониторинга и управления. В качестве основных направлений формирования системы информационной поддержки стратегии развития региона можно выделить разработку информационных технологий поддержки производственной, экономической, финансовой и коммерческой деятельности сельхозпредприятий, строительства и других отраслей (например предоставление информации по рынку труда, товарному рынку, фондовому рынку, законодательным актам и т. д.), информационные технологии схем формирования, развития и размещения производительных сил и т. д.
Поддерживающие структуры создаются или привлекаются органами управления региона, а также исполнителями для различного рода работ и мероприятий, которые не могут быть выполнены непосредственными участниками. В число поддерживающих структур входят: вузы, центры обучения, консультационные (консалтинговые) фирмы; исследовательские и
Стратегии, программы, проекты, планы
Институционально-структурное развитие
Развитие Развитие Развитие Развитие Развитие деятельности Институциональное развитие
отраслей рынков секторов направлении
Инфраструктурное развитие
Предприятия Центры Научно- Материальное Организация Подготовка Центры Другие
и организации поддержки технические снабжение сбыта кадров информации элементы
малого центры инфраструктуры
бизнеса
Рис. 1. Механизм стратегического управления восстановительным ростом экономики (на примере Чеченской Республики)
научно-технические центры; фонды поддержки; органы независимой экспертизы и аудиторские фирмы; органы лицензирования и сертификации; патентно-лицензионные органы; предприятия, проектные группы и т.д.
С учетом вышесказанного, на наш взгляд, в структуре органов власти Чеченской Республики целесообразно формирование специальной организационной структуры в форме Совета при Президенте по стратегическому развитию (условное наименование). При этом создается региональный механизм стратегического управления восстановительным ростом экономики Чеченской Республики (рис. 1), который должен быть интегрирован и сопряжен со стратегиями социально-экономического развития Южного федерального округа и Российской Федерации.
- Главная цель Совета при Президенте Чеченской Республики по стратегическому развитию - определение и реализация основных направлений социально-экономической политики региона на базе формирования массива соответствующих стратегических мероприятий, мониторинга и контроля над их выполнением. Основными функциями Совета будут являться: помощь региональным и местным властям и иным заинтересованным сторонам в формировании стратегии развития региона; диагностика, мониторинг и оценка стратегии развития; организация тендеров, составление проектов, в том числе обеспечение процедур их оценки; поддержка и мониторинг отдельных мероприятий и проектов; осуществление подготовки и экспертной оценки мероприятий и проектов, нормативных актов, регулирующих процессы стратегии развития; подготовка рекомендаций по содержанию и методам реализации стратегии развития; обеспечение согласования и координация действий государственных, общественных, коммерческих структур и хозяйствующих субъектов в процессе реализации стратегии;
- сотрудничество с региональными струк--турами управления по вопросам формирования, отбора проектов, мониторинга и оценки программ стратегического развития;
- развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей региона, привлечение иностранных инвесторов для финансирования программ и проектов.
В рамках Совета целесообразно формирование системы информационного обеспечения деятельности всех участников, в связи, с чем предлагается создание автоматизированной информационной системы учета и анализа экономического потенциала республики и обеспечения ее функционирования в режиме мониторинга с учетом становления рыночных механизмов и структур. Информационная система должна обеспечить информационную поддержку: для мониторинга производственно-технического уровня предприятий республики по основным срезам (идеи, разработки, внедрение и т. д.); обеспечения разработки и реализации программ и проектов, в том числе и совместных с зарубежными партнерами (формирование управленческих команд, поиск имеющихся заделов); принятия решений в области структурной инвестиционной политики, в частности, установление ранга (уровня квалификации, уровня сложности) организации и работ (проектов); разработки прогнозов развития, выявления его перспективных направлений и оценки целесообразности их финансирования.
Вышеуказанная информационная система должна предусматривать возможность формирования и обработки баз данных на основе разноформатных информационных массивов; маркетинговую ориентацию; возможность получения дополнительных сервисных услуг; организацию рынка проектов и услуг по их реализации; ежедневное обновление информации и возможность оперативной связи с другими регионами (включая Интернет).
В рамках информационной системы может быть сформирован банк данных лучших отечественных (в том числе республиканских) и мировых промышленных технологий. Эти данные могут быть использованы при осуществлении маркетинга республиканских технологий на российских и международных рынках.
Создание Совета приведет к изменению организационно-управленческой структуры Правительства Чеченской Республики, в которую он должен быть встроен как подразделение, осуществляющее комплекс специализированных функций по разработке и реализации стратегии. На наш взгляд, исходя из институциональных и социально-экономических особенностей в Чеченской республике, предлагаемая модель будет эффективной и жизнеспособной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ДорогоеН.И. Обоснование выбора экономичес- 2. Плышевский Б. Факторы послекризисного
кой стратегии региона// Проблемы теории и практики восстановления экономики // Экономист. 2002. управления. 1998. № 4. № 4.
УДК 332.146.2
Лубашев Е.А.
Приоритеты и особенности современной социальной политики в регионах России
Реформы, проводимые с начала 90-х годов прошлого века, были сориентированы преимущественно на изменение отношений собственности и проведение экономических преобразований. При этом подразумевалось, что социальная сфера, в широком смысле этого слова, будучи вторичной и зависимой от экономики, параллельно должна поддерживаться за счет реализации экономической политики.
Однако практика показала значительное расхождение с данной установкой. В результате, в экономической и в социальной сферах поставленные реформой цели не были в значительной степени достигнуты.
Социальную и экономическую сферы применительно к проводимым в России преобразованиям, надо рассматривать в системе их взаимосвязей и взаимодетерминации, а не изолированно. Так, социальная сфера задает основные приоритеты, выражающиеся в области постановки главных целей, определения показателей и критериев, по которым можно судить, что система (в частности, социально-экономическая система) изменяется и развивается в должном направлении. При таком подходе экономические нововведения и институты рассматриваются как обеспечивающие инструменты, работающие на достижение целей (социальных целей). Здесь следует учесть, что не все социальные параметры могут выступать в качестве целей, которым подчиняются экономические институты и ориентиры.
По мнению Шамхалова Ф.И. (2002) социальная политика представляет собой весьма сложное явление, охватывающее весьма широкий круг вопросов, касающихся почти всех сфер общественной жизни и подавляющего большинства граждан. Эти вопросы проявляются в "...системах образова-
ния, здравоохранения, сферах науки, жилищного строительства, системе социальной помощи малоимущим и нетрудоспособным слоям населения, пенсионном обеспечении, повышение жизненных стандартов, страховании на случай болезни, инвалидности, выхода на пенсию, безработицы, регулировании отношений между трудом и капиталом, смягчении тех или иных деструктивных процессов, характерных для общества, таких, как бедность, бездомность, алкоголизм, наркомания, содействии экономической активности населения, регулировании социальной территориальной мобильности населения, воздействии на демографические процессы, мерах, направленных на развитие системы образования, здравоохранения, науки, культуры, защиту окружающей среды, и т.д." [1].
Чиркин В.Е. определяет в качестве главных задач государственной социальной политики содействие социальной солидарности по основным вопросам жизнедеятельности общества и достижение социальной справедливости [2].
Битуева Д.Ф. под региональной социальной политикой понимает комплекс мер федеральных органов, направленных на социальное развитие регионов. При этом данная политика ограничивается решениями и действиями федерального центра и лишь на стадии разработки концепции такой политики она реализуется в качестве двухстороннего процесса взаимодействия федеральных и региональных структур [3].
Более правильно, на наш взгляд, различать понятие "региональная социальная политика, проводимая федеральным центром" и понятие "региональная социальная политика, проводимая органами власти субъектов РФ", каждая из которых имеет свой предмет деятельности и