УДК 372.881.1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТЕНТИЧНОГО ПОДКАСТА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОФОНЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Ольга Александровна Протасова
кандидат педагогических наук, доцент
о1 ^а_пж11@таЛ. т Максим Алексеевич Воронин
студент
[email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основы формирования социофонетической компетенции учащихся средней общеобразовательной школы посредством аутентичного подкаста. В процессе развития умений аудирования учащиеся учатся понимать иноязычную речь со всеми её особенностями и качественными характеристиками при помощи разнообразных аутентичных материалов.
Ключевые слова: подкаст, аудиотекст, аудирование, аудитивные умения, аутентичные/ неаутентичные тексты, формирование социофонетической компетенции.
В настоящее время происходят активные процессы глобализации и интеграции человека в мировом сообществе, что приводит к тому, что человек становится участником диалога культур. В свою очередь диалог культур достигается за счёт межкультурной коммуникации и обеспечивается благодаря высокому уровню развития культурного опыта коммуниканта [1,2,3,4].
В современных УМК не часто можно встретить подлинные аутентичные тексты. Учебно-аутентичные тексты, если присутствуют, то представлены классическим британским (RP), реже американским вариантами, что не в полной мере способствует формированию социолингвистической и социофонетической компетенции (СФК) учащихся, так как в данном случае не учитывается настоящая языковая картина мира, с её многообразием вариантов АЯ. Данные учебные тексты отражают тематику и программу уроков, обладают определёнными жанровыми характеристиками и соответствуют уровню образования учащихся, однако, не способны симулировать подлинную коммуникацию. В реальной жизни учащиеся столкнуться с особенностями разговорной речи представителей разных культур, и их задачей станет научиться совершать эффективную коммуникацию в рамках учебного процесса с использованием различных мультимедийных средств обучения иностранного языка. Приоритетность в обучении иностранному языку отдаётся коммуникативности, автономности и культурной взаимосвязанности [6,7,8]. Учащиеся должны обучаться с возможностью развивать свои аудитивные умения не только посредством традиционных способов аудирования таких, как речь учителя и одноклассников и учебных аудиотекстов, но и речи носителя языка, записанную на доступных носителях. Чтобы приблизить урок в классе к реальной ситуации общения со всеми свойственными ей характеристиками, в которой речевым партнёром может выступать, как носитель, так и не носитель англоязычной культуры, нужно внедрять аутентичные аудиоматериалы и разрабатывать соответствующую технологию обучения с данными
аудиоматериалами, как её средствами. В данной работе нами было рассмотрено такое средство обучения аудированию, как аутентичный подкаст.
Под обобщённым понятием «подкаст» П.В. Сысоев понимает аудио- или видеозапись, сделанную человеком и доступную для прослушивания и просмотра во всемирной сети [12, с. 189]. Термин подкаст (podcast) появился в 2005 году и произошёл от слов "IPod" (mp3 плеер) и "broadcast" (повсеместное широкоформатное вещание), то есть подразумевал доступный для скачивания в медиапространстве аудио- видеофайл для прослушивания на портативном устройстве. Для того, чтобы данный формат аудиотекстов был представлен в структурированном виде, создаются сервисы подкастов, где пользователи могут прослушивать, скачивать, создавать подкасты, отобранные в категории по тематике, сфере общения и другим качественным характеристикам. Причина, по которой подкаст представляется актуальным в настоящем исследовании, заключается в возможности использования данного средства в образовательном пространстве. Подкасты можно классифицировать на непосредственно аутентичные, записанные для носителей языка и соответственно не подготовленные для изучающих иностранные языки (например, The Daily, TEDxShorts), и учебные подкасты, которые предназначены для учебных целей и могут быть использованы в процессе обучения.
Прагматическая ценность аутентичного подкастинга базируется на широком спектре использования в реальной жизни его возможностей, а именно разнообразие текстов, представленных в виде подкастов: от новостных сводок, объявлений по радио, телевидению и спортивных репортажей до интервью о кино, искусстве, политике и других сферах жизни и актуальных для повседневного общения тем. Также благодаря ряду таких факторов, как доступность платформ, универсальный формат, серийность создания новых подкастов и сопроводительные тексты исследователи могут отметить привлекательность данного средства получения информации. Качественные характеристики подкаста
и возможность его интеграции в образовательный процесс, в том числе в формате цифрового обучения обусловили методический потенциал данной технологии. Во-первых, он создает у учащихся более полное представление о действительности с возможностью оказываться в аутентичной ситуации и получать информацию об актуальных событиях в различных сферах жизни культур стран изучаемого языка. Во-вторых, подкастинг - это многоканальное восприятие информации, т.к. данный вид аудиотекстов может предоставлять не только аудиоматериалы, но также и сопроводительные тексты, задействовав сразу несколько органов восприятия и стимулируя учащихся высказываться по теме в устной и письменной формах. Помимо указанных характеристик можно выделить следующие дидактические свойства подкастов как учебных материалов:
1. Автономность аутентичного подкаста позволяет учащимся действовать в соответствии с уровнем образования и учебными потребностями, а также самим определять условия своего обучения при помощи использования Интернета как обучающей интерактивной платформы.
2. Мобильность и возможность адаптировать сложный аудиотекст под свои потребности и индивидуальные рецептивные особенности способствуют «расширению среды обучения», что особенно актуально в условиях тенденций к дистанционному образованию.
3. Интерактивность подкаста определяет коммуникативную составляющую учебного процесса, где на первое место встаёт не исключительное просматривание информации, а то, как участники данного процесса взаимодействуют между собой. Созданная в классе атмосфера взаимодействия, сообщения способствует эффективной устно-речевой деятельности учащихся [11, с. 33].
По мнению методистов, при использовании подкаста на уроках английского языка развиваются такие умения как: умение понимать цель и тематику аудиотекста; умение понимать последовательность изложения информации и
взаимозависимость между фактами, причинами, событиями и т.п.; умение определять отношение говорящего к предмету обсуждения; умение прогнозировать развитие событий; умение выражать своё суждение, мнение об услышанном [10, с. 83].
Таким образом, в рамках учебного процесса, для эффективного формирования СФК следует использовать возможности непосредственно аутентичного подкаста, который сохраняет в себе все особенности аутентичной речи носителей разных культур, а именно её фонетические и социолингвистические компоненты. Однако применение данного вида аудиального средства на уроке английского языка для формирования СФК необходимо выполнять после тщательного отбора подкаста в соответствие со следующими критериями:
1) высокий социофонетический потенциал подкастов, то есть речь должна быть представлена носителями мировых вариантов АЯ;
2) соответствие тематическому содержанию обучения. Тематика и содержание подкаста должны соотноситься с изучаемым на конкретном этапе материалом УМК;
3) новизна изучаемого материла;
4) соответствие возрастным особенностям учащихся и их уровню образования;
5) доступность изучаемого материала на интерактивных платформах.
На уроках английского языка учащиеся привыкли воспринимать акцентные характеристики представителей носителей англоязычной культуры, в то время как в современных реалиях от обучающихся требуется их знание вариантов английского языка, то есть использование английского языка как языка посредника. В настоящее время реальная произносительная картина всё больше представлена речью не носителей английского языка, например, немецким, испанским или французским английский, то есть вариантами Расширяющегося
круга. Подробнее о концентрических кругах описано в теории Браджа Качру [9, с. 55]. Полагается, что использование такого аутентичного средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции, как подкаст, записанный представителями Расширяющегося круга, имеет ряд неоспоримых преимуществ, которые могут быть использованы в разработке технологии формирования СФК учащихся [5, с. 31]. При помощи технологии работы с аутентичными подкастами возможно эффективное преодоление трудностей, связанных с социофонетическими особенностями речи путём ознакомления учащихся с речью представителей различных культур, а именно путём развития способностей слуховой дифференциации, умений работать над звуками и интонацией и понимания социофонетических особенностей звучащей речи представителей Расширяющегося круга в межкультурном аспекте. Интеграция подкаста в учебный процесс целесообразна только с учётом тщательного отбора данного средства обучения, следования принципам и требованиям работы с аудиоматериалом и разработке соответствующей технологии.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможности использования подкаста в процессе развития умений аудирования и приобщения к иноязычной культуре за счёт своей аутентичности, мобильности в использовании и интерактивности способствуют формированию иноязычной коммуникативной компетенции и СФК учащихся средней общеобразовательной школы как её компонента.
Список литературы:
1. Гончарова Н.А. Информатизация образования как внешний фактор развития системы обучения иностранным языкам: проблемы и перспективы // Шатиловские Чтения. Цифровизация иноязычного образования": материалы Международной научно-практической конференции. - СПб. 2020. С. 287-293.
2. Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Интернет-ресурсы на занятиях по иностранному языку как фактор повышения мотивации студентов неязыковых
вузов к формированию коммуникативной компетенции // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 28.
3. Еловская С. В. Профессионально-ориентированная технология обучения межкультурной коммуникации в неязыковом вузе // Сборник научных трудов, посвященный 85-летию Мичуринского государственного аграрного университета - Мичуринск: Издательство МГАУ, 2016. С. 77-81.
4. Еловская С.В. Использование молодежного сленга на уроках английского языка // Актуальные вопросы современного гуманитарного образования: сборник научных и творческих работ. Елец. 2016. С. 35-40.
5. Еловская С. В. Модернизация иноязычного образования // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. Екатеринбург: Издательство УГПУ, 2015. № 2. С. 30-34.
6. Еловская С.В. Актуальные проблемы обучения фонетике английского языка в вузе // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2013. № 1. С. 163-165.
7. Кретинина Г. В. Методика обучения студентов филологических факультетов иноязычной спонтанной речи (английский язык как дополнительная специальность): автореф. дисс.. к. пед. н. Тамбов, 2002. 20 с.
8. Медведев А.В., Гончарова Н.А. К вопросу об актуальности использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения студентов СПО иностранному языку (на примере профессионально-ориентированной иноязычной лексики) // Актуальные вопросы методики преподавания иностранных языков: сб. науч. ст. / отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. Чебоксары, 2020. С. 174-178.
9. Попова Н.В., Моторина А.Е., Протасова О.А. Использование активных методов обучения на уроках английского языка // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3. С.53-56.
10. Попова Н.В, Моторина А.Е., Протасова О.А. Компетентностный подход к обучению иноязычному общению старшеклассников // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3. С.81-85.
11. Попова С.В., Карандеева Л.Г. Особенности обучения фонетике английского языка на основе аутентичных видеоматериалов // Преподавание иностранных языков в поликультурном мире: традиции, инновации, перспективы: Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Минск. 2021. С. 33-35.
12. Сысоев П.В. Подкасты в обучении иностранному языку //Язык и культура. 2014. №2 (26). С. 189-201.
UDC 372.881.1
THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE USE OF AN AUTHENTIC PODCAST AS A MEANS OF FORMING SOCIOPHONETIC COMPETENCE IN
SECONDARY SCHOOL
Olga A. Protasova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
olga_mich@mail .ru Maxim A. Voronin student
[email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Abstract. The article discusses the theoretical foundations of the formation of sociophonetic competence of secondary school students through an authentic podcast. In the process of developing listening skills, students learn to understand foreign language
speech with all its features and qualitative characteristics using a variety of authentic materials.
Keywords: podcast, audio text, listening, auditory skills, authentic/inauthentic texts, formation of sociophonetic competence.
Статья поступила в редакцию 10.06.2022; одобрена после рецензирования 27.06.2022; принята к публикации 30.06.2022.
The article was submitted 10.06.2022; approved after reviewing 27.06.2022; accepted for publication 30.06.2022.