Научная статья на тему 'Тенденции развития сельского хозяйства'

Тенденции развития сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
559
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
животноводство / малый агробизнес / продовольственная безопасность / растениеводство / сельское хозяйство / системная поддержка государства / agriculture / crop production / animal husbandry / small agribusiness / state system support / food security

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оборин Матвей Сергеевич

Введение. Статья посвящена исследованию тенденций развития сельского хозяйства Пермского края в условиях системной государственной поддержки. Рассмотрены достигнутые результаты региона по основным подотраслям: растениеводству и животноводству, показаны темпы роста и прироста продукции в процентном отношении и абсолютном выражении. Объект исследования – сельское хозяйство Пермского края, его основные подотрасли. Предметом исследования являются тенденции развития сельского хозяйства региона на основе развития малого агробизнеса, совершенствования инструментов государственного регулирования отраслевого развития. Процессы формирования эффективных механизмов и инструментов профильных предприятий региона обусловлены задачами модернизации, повышения конкурентоспособности и обеспечения высокого уровня продовольственной безопасности. Материалы и методы. Исследование выполнено на основе системного и ситуационного подходов, анализа данных статистики основных подотраслей сельского хозяйства (животноводства, растениеводства) и планируемых показателей развития, оценки мер и объемов государственной поддержки малого агробизнеса в Пермском крае. Результаты. Полученные результаты исследования связаны с характеристикой сельского хозяйства региона на основе статистических данных, анализом опыта поддержки малых форм агробизнеса, которые имеет региональные особенности. Пермский край характеризуется сложными природно-климатическими условиями для развития растениеводства, обладает достаточным потенциалом расширения отрасли животноводства и кормопроизводства. Обсуждение. Рассмотренные результаты реализации государственной программы поддержки сельского хозяйства в регионе являются во многом положительными. Достигнут рост по отдельным направлениям производства продукции, выдано достаточное количество субсидий малому и среднему агробизнесу. Заключение. Проведенный анализ позволил выявить перспективные направления развития сельского хозяйства Пермского края, которые заключаются в стимулировании агробизнеса, занятого в сфере растениеводства и животноводства. Отдельные виды сельскохозяйственной продукции производятся в регионе в достаточном количестве, составляют основу качественного питания и продовольственной безопасности. Недостаточная эффективность финансово-экономических инструментов поддержки обусловлена системными рисками отрасли и низкой рентабельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agricultural development trends

Introduction. The article is devoted to the study of trends in the development of agriculture in the Perm Region in the conditions of systemic state support. The achieved results of the region in the main sub-sectors of crop production and animal husbandry are considered, the growth rates and product growth in percentage and absolute terms are shown. The object of research is agriculture of the Perm Region, its main sub-sectors. The subject of the study is the trends in the development of agriculture in the region based on the development of small agribusiness, improving the tools of state regulation of sectoral development. The processes of formation of effective mechanisms and tools of specialized enterprises in the region are conditioned by the tasks of modernization, increasing competitiveness and ensuring a high level of food security. Materials and methods. The study was carried out on the basis of systematic and situational approaches, analysis of statistical data of the main sub-sectors of agriculture (animal husbandry, crop production) and planned development indicators, assessment of measures and volumes of state support for small agribusiness in the Perm Region. Results. The results of the study are related to the characteristics of agriculture in the region based on statistical data, analysis of the experience of supporting small forms of agribusiness, which has regional characteristics. Perm Krai is characterized by difficult climatic conditions for the development of crop production, has sufficient potential to expand the livestock and feed production industry. Discussion. The considered results of the implementation of the state program of support of agriculture in the region are largely positive. Growth has been achieved in certain areas of production, a sufficient number of subsidies have been granted to small and medium-sized agribusiness. Conclusion. The analysis made it possible to identify promising areas for the development of agriculture in the Perm Region, which consist in stimulating agribusiness engaged in crop production and animal husbandry. Certain types of agricultural products are produced in sufficient quantities in the region, form the basis of high-quality nutrition and food security. The insufficient effectiveness of financial and economic support instruments is due to the systemic risks of the industry and low profitability.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития сельского хозяйства»

ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

Научная статья УДК 332.1

Б01: 10.24412/2227-9407-2022-1-90-100

Тенденции развития сельского хозяйства

Матвей Сергеевич Оборин 123

1 Пермский институт (филиал) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, Пермь, Россия;

2Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия; 3 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д. Н. Прянишникова, Пермь, Россия recreachin@rambler.ru, https://orsid.org/QQQQ-0QQ2-4281-8615

Аннотация

Введение. Статья посвящена исследованию тенденций развития сельского хозяйства Пермского края в условиях системной государственной поддержки. Рассмотрены достигнутые результаты региона по основным подотраслям: растениеводству и животноводству, показаны темпы роста и прироста продукции в процентном отношении и абсолютном выражении. Объект исследования - сельское хозяйство Пермского края, его основные подотрасли. Предметом исследования являются тенденции развития сельского хозяйства региона на основе развития малого агробизнеса, совершенствования инструментов государственного регулирования отраслевого развития. Процессы формирования эффективных механизмов и инструментов профильных предприятий региона обусловлены задачами модернизации, повышения конкурентоспособности и обеспечения высокого уровня продовольственной безопасности.

Материалы и методы. Исследование выполнено на основе системного и ситуационного подходов, анализа данных статистики основных подотраслей сельского хозяйства (животноводства, растениеводства) и планируемых показателей развития, оценки мер и объемов государственной поддержки малого агробизнеса в Пермском крае.

Результаты. Полученные результаты исследования связаны с характеристикой сельского хозяйства региона на основе статистических данных, анализом опыта поддержки малых форм агробизнеса, которые имеет региональные особенности. Пермский край характеризуется сложными природно-климатическими условиями для развития растениеводства, обладает достаточным потенциалом расширения отрасли животноводства и кормопроизводства.

Обсуждение. Рассмотренные результаты реализации государственной программы поддержки сельского хозяйства в регионе являются во многом положительными. Достигнут рост по отдельным направлениям производства продукции, выдано достаточное количество субсидий малому и среднему агробизнесу. Заключение. Проведенный анализ позволил выявить перспективные направления развития сельского хозяйства Пермского края, которые заключаются в стимулировании агробизнеса, занятого в сфере растениеводства и животноводства. Отдельные виды сельскохозяйственной продукции производятся в регионе в достаточном количестве, составляют основу качественного питания и продовольственной безопасности. Недостаточная эффективность финансово-экономических инструментов поддержки обусловлена системными рисками отрасли и низкой рентабельностью.

Ключевые слова: животноводство, малый агробизнес, продовольственная безопасность, растениеводство, сельское хозяйство, системная поддержка государства

© Оборин М. С., 2022

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

Для цитирования: Оборин М. С. Тенденции развития сельского хозяйства // Вестник НГИЭИ. 2022. № 1 (128). С. 90-100. DOI: 10.24412/2227-9407-2022-1-90-100

Agricultural development trends

Matvey S. Oborin1'2'3

1 Plekhanov Russian University of Economics, Perm branch, Perm, Russia;

2 Perm State National Research University, Perm, Russia;

3 State Agro-Technological University named after Academician D. N. Pryanishnikov, Perm, Russia recreachin@rambler.ru, https://orsid.org/0000-0002-4281-8615

Abstract

Introduction. The article is devoted to the study of trends in the development of agriculture in the Perm Region in the conditions of systemic state support. The achieved results of the region in the main sub-sectors of crop production and animal husbandry are considered, the growth rates and product growth in percentage and absolute terms are shown. The object of research is agriculture of the Perm Region, its main sub-sectors. The subject of the study is the trends in the development of agriculture in the region based on the development of small agribusiness, improving the tools of state regulation of sectoral development. The processes of formation of effective mechanisms and tools of specialized enterprises in the region are conditioned by the tasks of modernization, increasing competitiveness and ensuring a high level of food security.

Materials and methods. The study was carried out on the basis of systematic and situational approaches, analysis of statistical data of the main sub-sectors of agriculture (animal husbandry, crop production) and planned development indicators, assessment of measures and volumes of state support for small agribusiness in the Perm Region. Results. The results of the study are related to the characteristics of agriculture in the region based on statistical data, analysis of the experience of supporting small forms of agribusiness, which has regional characteristics. Perm Krai is characterized by difficult climatic conditions for the development of crop production, has sufficient potential to expand the livestock and feed production industry.

Discussion. The considered results of the implementation of the state program of support of agriculture in the region are largely positive. Growth has been achieved in certain areas of production, a sufficient number of subsidies have been granted to small and medium-sized agribusiness.

Conclusion. The analysis made it possible to identify promising areas for the development of agriculture in the Perm Region, which consist in stimulating agribusiness engaged in crop production and animal husbandry. Certain types of agricultural products are produced in sufficient quantities in the region, form the basis of high-quality nutrition and food security. The insufficient effectiveness of financial and economic support instruments is due to the systemic risks of the industry and low profitability.

Keywords: agriculture, crop production, animal husbandry, small agribusiness, state system support, food security

For citation: Oborin M. S. Agricultural development trends // Bulletin NGIEI. 2022. № 1 (128). P. 90-100. (In Russ.). DOI: 10.24412/2227-9407-2022-1-90-100

Введение

Государственное регулирование агропромышленного комплекса в последние годы осуществляется на системной основе, стратегический подход отражен в законодательстве федерального и регионального уровня, соответствует общим целям национальной и продовольственной безопасности. В ряде документов отражены приоритеты государственной поддержки развития агробизнеса в регионах, его финансово-экономической и институцио-

нальной основы в целях формирования конкурентоспособного и высокотехнологичного сектора экономики страны.

Анализ отечественной практики государственной поддержки аграрного комплекса и выявленные ограничения позволяют сделать вывод о том, что Российская Федерация имеет специфические особенности, которые необходимо учитывать при разработке программ поддержки малого предпринимательства, малых агропродовольственных

xxxxxxxxxxeconomics and national economymanagement-хжхжхжхжжх

компаний. Когда речь идет о государственной поддержке аграрного сектора регионов [3; 4; 6], необходимо также учитывать территориальные и региональные особенности, поскольку регионы с благоприятными климатическими и земельными условиями получают достаточную поддержку на местном уровне, а некоторые регионы нуждаются в более серьезной поддержке.

Существуют также и регионы, которые находятся в депрессивном состоянии. В таких регионах государственная поддержка направлена на решение социальных проблем, создание дополнительных рабочих мест, повышение социально-экономического уровня и так далее, однако достаточными инвестициями такие регионы не обеспечиваются.

Депрессивные регионы, имеющие преимущественно аграрную специализацию, должны получать усиленную государственную помощь для развития малого аграрного предпринимательства как на муниципальном, так и на федеральном уровне.

Для повышения уровня экономического развития и конкурентоспособности аграрного комплекса государственная поддержка должна быть направлена в первую очередь на развитие и внедрение инновационных технологий, прогрессивных методов ведения сельскохозяйственной деятельности, что не исключает повышенных рисковых ситуаций, но увеличивает шансы стремительного эффективного развития [8; 12]. Сельское хозяйство Пермского края показывает стабильный рост по основным производственным и финансовым показателям. Развитие внутреннего рынка региона в области реализации продукции осуществляется благодаря развитию ресурсного потенциала отрасли растениеводства, что обеспечивает рост притока инвестиций для развития данной отрасли, повышение уровня конкурентоспособности растениеводства и сохранение мест занятости местного населения. Увеличение объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции малыми компаниями, развитие отдельных смежных отраслей края, увеличение экономических выгод и снижение расходов мелких сельскохозяйственных производителей благодаря их занятости в потребительских кооперативах является одной из приоритетных задач развития отрасли в регионе.

Материалы и методы

Исследование выполнено на основе системного и ситуационного подходов, анализа данных статистики основных подотраслей сельского хозяйства

(животноводства, растениеводства) и планируемых показателей развития, оценки мер и объемов государственной поддержки малого агробизнеса в Пермском крае.

Результаты

На 2020 год, согласно статистическим данным представителя Росстата на территории Пермского края, объем валовой продукции сельскохозяйственного производства составил 46,1 млрд рублей, что на 10 % выше в сравнении с 2019 годом, из которых непосредственно продукция сельского хозяйства составила 16,0 млрд рублей и животноводческая продукция - 30,1 млрд рублей [11, с. 25].

В рамках сельскохозяйственных производителей продукция аграрной промышленности в 2020 году показала следующие результаты: домашние хозяйства выпустили 31,9 % продукции, 62,8 % - предприятия сельскохозяйственного производства, 5,3 % продукции выпустили фермерские хозяйства [13, с. 12].

В рамках возмещения расходов производителям сельскохозяйственной продукции в 2020 году из федерального и региональных бюджетов на поддержку отдельных разделов отрасли растениеводства и животноводства и агрострахования выделено 1 809,3 млн рублей, из которых исполнено 1 744,9 млн рублей. В совокупности с частным финансированием доля средств на возмещение расходов производителям сельскохозяйственной продукции составила 19 581,5 млн рублей [17, с. 39].

Для продуктивности роста выпуска молочной продукции реализуется содействие в рамках увеличения производительности в хозяйстве. Материальная помощь компенсированных расходов производителям сельскохозяйственной продукции на продуктивность молочного производства из федерального и краевого бюджетов составила 704,3 млн рублей при поддержке 149 предприятий Пермского края. Всего в 2020 году все виды сельскохозяйственных производств выпустили 477,1 тыс. тонн молока. Валовой сбор картофеля в сельскохозяйственных предприятиях, фермерских хозяйствах, ИП составил 79,7 тыс. тонн, что превысило урожай в сравнении с 2019 годом на 17,3 тысяч тонн. Валовой сбор овощей, выращенных на открытом грунте сельхозпредприятиями, фермерскими хозяйствами и ИП включительно, составил 24,7 тыс. тонн (95,4 % к уровню 2019 г.) [20, с. 48].

Сельхозпредприятия, индивидуальные предприниматели и фермеры собрали за 2020 год 261,8 тыс. тонн картофеля и 140,3 тыс. тонн овощей,

ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

что выше по показателям 2019 года на 22,3 и 2,9 тыс. тонн соответственно. Главной специализацией сельскохозяйственных предприятий является производство животноводческой продукции, которая в 2020 году составила 78,3 % мяса, 94,3 % яиц, а также 82,7 % молока [14, с, 12].

Развитие земледелия на территории Пермского края имеет рискованное направление. Поэтому формой поддержки данной отрасли при потере урожая из-за засухи или иных непредвиденных климатических катаклизмов является страховая компенсация. В связи с тем, что страхование данной отрасли весьма дорогое удовольствие, государство предоставляет земледельцам субсидии на выплату 50 % страховой премии, которая перечисляется на счет страховщика.

За счет средств федерального и регионального бюджетов предоставлены субсидии производителям сельскохозяйственной продукции на частичную компенсацию расходов по страховым взносам по договорам агрострахования в области растениеводства и животноводства в размере 54,8 млн руб., что составляет 92 % ежегодных бюджетных ассигнований. В сравнении с 2019 годом расходы сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование выросли на 69 %.

Общий объем количества договоров страхования урожая сельскохозяйственных культур и сельскохозяйственных животных, на которые были выделены субсидии с государственной поддержкой в 2020 году, составил 39 договоров, количество застрахованных пахотных земель - 81,5 тыс. га, количество застрахованных сельскохозяйственных животных - 30,9 тысяч голов [10, с. 48].

В 2020 году показатель прямого результата основного плана «Доля застрахованных посевных площадей в общей посевной площади» реализован на 113,6 % при плановом показателе 11,5 %, фактическая реализация - 13,1 %.

Поскольку каждый год возрастают расходы производителей сельскохозяйственной продукции на один гектар посевной площади (за 2016-2018 -31 %,), убытками, вызванными климатическими катаклизмами в 2019 году, потерями семенных растений, нехваткой современного оборудования для посева в 2020 году, сельскохозяйственные производители получили дополнительные субсидии в размере 430 рублей на 1 гектар земли. А также на компенсацию доли расходов на производство зерновых и зернобобовых культур: на закупку топлива, семян, удобрений, фитосанитарных продуктов [19, ^ 53].

Субсидии были выделены 182 производителям сельскохозяйственной продукции в размере 81,8 млн рублей.

Цели государственной программы развития сельского хозяйства Пермского края включают [1, с. 66]:

- обеспечение продовольственной безопасности Пермского края по основным продовольственным товарам;

- активный процесс импортозамещения молочной и мясной продукции;

- рост уровня конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции в регионе, формирование оптимальных условий для развития предпринимательской деятельности, привлечения инвесторов;

- реализация ряда мероприятий, направленных на повышение экономической стабильности агропромышленного комплекса;

- воспроизводство и рациональность сельскохозяйственного использования земель и природных ресурсов края.

Чтобы реализовать поставленные задачи через государственную программу развития сельского хозяйства, необходимо рассмотреть ряд проблем [2, с. 85]:

1. Увеличение эффективности и стабильности сельскохозяйственного производства и способности почвы удовлетворять потребность растений в питательных веществах, влаге и воздухе на территории Пермского края за счет комплекса мер по эколого-экономическому восстановлению земель в условиях изменения средних климатических показателей и природных катаклизмов. А также рост производственной мощности мелиоративных территорий и эффективного использования природных ресурсов.

2. Развитие внутреннего рынка области реализации продукции благодаря развитию ресурсного потенциала отрасли растениеводства, что обеспечивает рост притока инвестиций для развития данной отрасли, повышение уровня конкурентоспособности растениеводства и сохранение мест занятости местного населения [15, а 41].

3. Развитие внутреннего рынка области реализации продукции благодаря развитию ресурсного потенциала отрасли животноводства, что обеспечивает рост притока инвестиций для развития данной отрасли, повышение уровня конкурентоспособности растениеводства и сохранение мест занятости местного населения.

!economics and national economy management

4. Увеличение объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции малыми компаниями, развитие отдельных смежных отраслей края, увеличение экономических выгод и снижение расходов мелких сельскохозяйственных производителей благодаря их занятости в сельскохозяйственных потребительских кооперативах.

5. Рост продуктивности и уровня конкурентоспособности сельскохозяйственного продовольствия в рамках внедрения современных технологий и инноваций в производственный процесс.

6. Вовлечение в кадровый состав профессиональных работников, развитие сельскохозяйственных компетенций, создание прочного и благоприятного образа сельскохозяйственного сектора.

7. Сокращение распространения каких-либо инфекционных заболеваний животных и также заражения населения болезнями, возбудители которых передаются от животного человеку в Пермском крае.

8. Развитие благоприятных условий среды обитания, при которых отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека в сельских территориях.

Инвестиции в основной капитал/ Investments in fixed assets Оборот розничной торговли/ Retail trade turnover Продукция сельского хозяйства/ Agricultural products Водоснабжение и ЖКХ/ Water supply and utilities

Энергетика/ Energy

Обрабатывающие производства/ Manufacturing industries Добывающие производства/ Extractive industries

ВРП/ GRP

9. Фактическая реализация инвестиционного потенциала сельскохозяйственного сектора в рамках развития комплекса взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и обеспечивающих основу функционирования системы на сельскохозяйственных территориях.

10. Рост причастности сельских сообществ в решении проблем территориального назначения.

11. Централизация ресурсного потенциала, необходимого для развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий, на которых реализуются инвестиционные проекты в рамках развития сельскохозяйственной отрасли, развитие транспортной сети взаимосвязанных территорий региона и объектов производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

12. Активная государственная поддержка сельскохозяйственной отрасли Пермского края.

В сельском хозяйстве Пермского края развито производство кормов для мясного и молочного скотоводства, культивируются крупы, картофель и овощные культуры (рисунок 1). Также в регионе развито разведение птицы и пчел. Удельный вес субъекта в экономике страны отражен на рис. 1.

0,8

2

2

2,1

0,5

1,5

2,5

Рис. 1. Удельный вес ВРП Пермского края в экономике России в 2020 году, % Fig. 1. The share of the GRP of the Perm Region in the Russian economy in 2020, % Составлено автором по данным источника [13]

В настоящее время вклад малого агробизнеса в валовый продукт составляет 22 %. Цели государственной поддержки малого агробизнеса заключаются в повышении доли малого бизнеса и уровня конкурентоспособности в экономике России. Для достижения поставленных целей необходимо усилить и расширить меры государственной поддержки фермеров в сельской местности. Структура ВРП Пермского края свидетельствует о том, что сельское

хозяйство не вносит существенного вклада в экономику региона (рис. 2).

Правительство Российской Федерации разработало стратегию развития малых сельскохозяйственных предприятий и планирует выделить на развитие этого сектора до 500 миллиардов рублей [16, с. 26]. В частности, меры поддержки направлены на развитие частного сектора, занимающего значительную долю в общей структуре (рис. 3).

0

1

2

3

ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

3

1 - Добыча полезных ископаемых / Mining 16,9 %

2 - Обрабатывающие производства / Manufacturing industries 31,8 %

3 - Строительство / Construction 4,1 %

4 - Оптовая и розничная торговля, бытовые услуги /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Wholesale and retail trade, household services 11,8 %

5 - Транспорт и связь / Transport and communications 6,7 %

6 - Операции с недвижимым имуществом / Real estate transactions 9,9 %

7 - Государственное управление / Public administration 4,4 %

8 - Прочие виды деятельности / Other activities 14,4 %

Рис. 2. Структура ВРП Пермского края по видам деятельности в 2020 году, % Fig. 2. The structure of the GRP of the Perm Region by type of activity in 2020, % Составлено автором по данным источника [13]

45,1 54,9

53,7 46,3

18,3 81,7

30,8 69,2

Крестьянские (фермерские) хозяйства/ Peasant (farm) farms

Хозяйства населения/ Households of the population

Сельхозорганизации/ Agricultural organizations

Хозяйства всех категорий/ Farms of all categories

0 20 40 60 80 100 120

□ Продукция растениеводства/ Crop production

□ Продукция животноводства/ Livestock production

Рис. 3. Удельный вес продукции растениеводства и животноводства Пермского края в сельскохозяйственном производстве в 2020 году, % Fig. 3. The share of crop and animal husbandry products of the Perm Region in agricultural production in 2020, % Составлено автором по данным источника [13]

Стратегический государственный проект предполагает расширение субсидирования, увеличение финансовых ресурсов и предоставление льготного кредитования субъектам малого предпринимательства регионов. В 2019 году малым формам предпринимательства были предоставлены субсидии в размере 25 миллиардов рублей на решение внутренних проблем и реализации мер, способствующих эффективному развитию [9, с. 85].

Также в 2019 году фермерам были предоставлены особые налоговые льготы, позволившие снизить налоговую нагрузку предпринимателей в несколько раз.

Государство должно расширить доступ малых сфер агробизнеса к финансовым ресурсам и возможности льготного кредитования. В этом направлении программа льготного кредитования стала более доступной для сельскохозяйственных предпри-

XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagement-ХЖХЖХЖХЖЖХ

нимателей в связи с увеличением числа участвующих банков и расширением возможностей в этой отрасли.

В программе поддержки малого агробизнеса приняли участие около 70 кредитных организаций и 29 региональных банков, предоставивших более 1 триллиона рублей на развитие сельскохозяйственной сферы. В рамках разработанной государственной стратегии процентные ставки по ссудам сельскохозяйственным предпринимателям были снижены до 2 %, что в целом ниже рыночных процентных ставок [5, с. 53].

Одна из задач государственной поддержки -множество проверок за бюджетными тратами, что является трудоемким и длительным процессом. Процесс проверок отнимает много времени, поэтому требуется внести поправки в данный процесс, уделить больше внимания предупреждению нарушений, а также тому, чтобы не оборачивать данный процесс против предпринимателей, а наоборот, способствовать их деятельности, не нарушая полномочий. Также, чтобы сократить время подобных разбирательств, лучшим решением будет использование современного цифрового оборудования, которое позволит предпринимателям передавать информацию о нарушениях производителей товаров за доли секунды [16, с. 19].

Несмотря на государственную поддержку малых сельскохозяйственных предприятий, многие вопросы в агропромышленном комплексе остаются нерешенными и препятствуют эффективному развитию данной сферы. К примеру, для получения гранта аграрные предприниматели должны предоставить множество документов непременно в срок, а также свой разработанный бизнес-проект [18, с. 57]. Проблема заключается в том, что на все перечисленные бюрократические требования порой у них недостаточно знаний и опыта, отсутствие навыков делопроизводства и бухгалтерии, правовых аспектов и решения административных вопросов, включая отсутствие сил и времени ввиду тяжелого сельского труда. Для того чтобы аграрным предпринимателям облегчить процесс подачи документов на гранты, государственная поддержка должна сформировать специальные сельские центры по оказанию консультационных услуг. Специалисты консультационного центра смогут оказать своевременную грамотную помощь аграрным предпринимателям в сборе и заполнении необходимых документов и тем самым поспособствовать повышению

уровня компетенции бизнесменов в юридических и организационных вопросах [7, с. 26].

Государственные организации, оказывающие содействие в развитии аграрной деятельности, должны определить первоочередные задачи по оказанию помощи и распределению бюджетных и внебюджетных средств преимущественно по этим направлениям. Таким образом, содействие в решении основных проблем аграрного сектора повысит уровень конкурентоспособности малого бизнеса.

Для расширения кредитного потенциала целесообразно формирование определенных институтов, расширяющих возможности получения займов, такие как сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, кассы взаимопомощи и другие. Упрощенные системы получения займов частично решат финансовые проблемы аграрных предпринимателей и повысят уровень рентабельности их производства. Высокий уровень рентабельности аграрного производства соответственно приведет к росту уровня конкурентоспособности малых аграриев.

В мировой практике проблема конкурентоспособности малого бизнеса решается через развитие таких производственных связей, как кооперация. На наш взгляд, одним из самых важных условий развития аграрного комплекса в нашей стране в рамках государственной поддержки является кооперация и интеграция малых форм рыночной коммерции. Форма потребительской кооперации поможет решить следующие проблемы: снизятся расходы на сельскохозяйственное сырье, производство и сбыт продукции; будут созданы оптимальные условия для стабильного развития и объединения фермерских ресурсов с ресурсами других сельскохозяйственных производителей.

Обсуждение

В результате реализации мероприятий согласно государственной программе развития сельского хозяйства последует рост следующих показателей в Пермском крае [9; 10]:

1. Увеличение сельскохозяйственного производства всех отраслей через увеличение площади пашни, занятой посевами сельскохозяйственных культур, и увеличение производства молочной продукции на 20 % к 2022 году.

2. Повышение уровня продовольственной безопасности Пермского края - одной из главных целей аграрной и экономической политики государства с 82,2 % в 2018 году до 84,1 % в 2022 году.

ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

В рамках государственной поддержки предусмотрены дополнительные стимулы для производителей зерна и зернобобовых при показателях выше плановых, при увеличении объемов производства и развитии малого бизнеса в сельхозсфере.

В рамках господдержки реализация через бюджет Пермского края и федеральный бюджет составила 362,5 млн рублей, при планируемых расходах в объеме 363,1 млн рублей. С учетом частной финансовой поддержки объемы финансирования составили 2 439,8 млн рублей [9; 10].

В рамках повышения показателей урожайности в 2020 году по сравнению с 2019 годом производителям сельскохозяйственной продукции выделено 100,9 млн рублей. Прирост валового сбора зерновых и зернобобовых культур свыше 20 % получен сельскохозяйственными товаропроизводителями на 14,3 тыс. га посевных площадей, от 10 до 20 % - на площади 32,6 тыс. га, до 10 % - на площади 70,4 тыс. га [9; 10].

В общем в Пермском крае валовый сбор зерновых и зернобобовых культур во всех структурах сельскохозяйственной отрасли составил 355,5 тыс. тонн, что ниже назначенного плана на 13,3 %, но выше уровня 2019 года на 19 %.

В объеме 1,5 млн рублей предоставлена дополнительная финансовая помощь 24 производителям за увеличенные показатели по производству молока, которые за последние пять лет в целом превысили показатели во всех сельскохозяйственных структурах на 61 тыс. тонн при плане 46,9 тыс. тонн.

В соответствии с данными Пермьстата производство продукции животноводства в 2020 году составило:

- производство молока всех видов организаций сельскохозяйственной отрасли 547,7 тыс. тонн, когда план составлял 528,0 тыс. тонн, на тонну выше, чем в 2019 году;

- производство скота и птицы всех видов организаций сельскохозяйственной отрасли составило 77,9 тыс. тонн, когда план составлял 82 тыс. тонн, что меньше в сравнении с 2019 годом на 22,5 тыс. тонн;

- производство яйца составило 1 361,4 млн штук, что выше на 53,7 млн штук в сравнении с 2019 годом.

В 2020 году хозяйствами населения и фермерами произведено 17,3 % молока, 21,7 % - мяса и 5,7 % - яиц. Из 27 показателей прямого результата основного плана 13 продуктов не соответствуют

плановым показателям, 7 из которых увеличились в сравнении с 2019 годом. Приоритетными отраслями территорий Пермского края являются производство молока, производство зерновых и зернобобовых культур и развитие малого бизнеса.

Развитие малого бизнеса на сельской территории Пермского края играет важную роль в рамках обеспечения продовольственной безопасности края. Мотивацией для активного развития малого бизнеса на сельских территориях стало участие в реализации программ поддержки молодых, семейных фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

Финансирование малого бизнеса реализовано в 2020 году в объеме 260,1 млн рублей.

В рамках поддержки малого бизнеса выделяются гранты на поддержку начинающих фермеров, максимальная дотация на выращивание крупного рогатого скота для производства говядины или молочного животноводства составляет 3,0 млн рублей, по остальным видам активов - 1,5 млн рублей. В 2020 году утверждено 55 грантополучателей на общую сумму 130,4 млн рублей.

На развитие семейной животноводческой фермы определен размер гранта в объеме 10,0 млн рублей, по указанному направлению утверждено 9 бенефициаров, общая сумма грантов - 71,7 млн рублей.

Также государственная поддержка оказывается сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы, максимальный размер гранта составляет 30,0 млн рублей. В 2020 году гранты предоставлены 5 кооперативам на общую сумму 57,7 млн рублей.

Заключение

Инновационная государственная поддержка аграрного комплекса Пермского края должна охватывать следующие направления:

- создание организаций для поддержки аграрных предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений на льготных условиях и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг;

- реализация специальных программ поддержки конкурентоспособных, экспортно-ориентированных инновационных проектов;

- поддержка микрофинансовых фондов сельских кредитных потребительских кооперативов;

- финансирование инновационных малых предприятий через кредитную систему и создание рыночной инфраструктуры для поддержки иннова-

xxxxxxxxxxeconomics and national economymanagement-хжхжхжхжжх

ционных сельскохозяйственных предприятий, в том числе венчурных фондов.

Грамотно выстроенная стратегия реализации предложенных мер государственной поддержки аграрного комплекса повысит уровень конкуренто-

способности, рентабельности, эффективности сельскохозяйственного производства, способствует расширению воспроизводства, развитию ресурсного потенциала, что в целом повысит экономический уровень развития в стране.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Белугина Т. А., Сеитов С. К. Система государственного субсидирования сельского хозяйства в Российской Федерации // Вестник Московского университета. Серия 26. Государственный аудит. 2018. № 1. С. 130-133.

2. Беспахотный В. Г. О разработке новой концепции государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2019. № 6. С. 8-11.

3. Бондаренко Ю. П. Оценка государственного субсидирования сельского хозяйства России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2020. № 8. С. 55-61.

4. Воитлева А. М. Развитие многоукладности аграрной экономики как фактор обеспечения продовольственной независимости России // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2016. № 3. С. 11-13.

5. Дозорова Т. А., Еварестова М. С. Перспективы развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве // Экономика и предпринимательство. 2019. № 9-3 (86). С. 453-456.

6. Канчукоев В. О. Ситуационный анализ и оценка эффективности эккаунтинг-менеджмента в практике государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве и АПК Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2021. Т. 19. № 2. С. 300-322.

7. Климентова Э. А., Дубовицкий А. А. Результативность государственной поддержки регионального сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2020. № 8. С. 36-41.

8. Лайпанова З. М. Роль и значение личных подсобных хозяйств населения // Вестник евразийской науки. 2019. Т. 11. № 6. С. 33

9. Лушенок В. В. Совершенствование отношений государственной финансовой поддержки аграрного сектора экономики // Международный научный журнал «Интернаука». Юридические науки. 2018. № 2 (7). С. 31-35.

10. Маслова В. В., Авдеев М. В. Конкурентоспособность продукции АПК России в условиях инновационного развития // Научные труды Вольного экономического общества России. 2019. Т. 219. № 5. С. 104-119.

11. Моисеенко Ж. Н. Становление и развитие сельскохозяйственной кооперации // Друкеровский вестник. 2019. № 2. С. 200-209.

12. Мочалова Я. В., Шкарупа Е. А. Современные тренды, проблемы и перспективы инноватизации агропромышленного комплекса // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 9. С. 343-352.

13. Насиров Ю .З. Приоритеты развития региональной экономики (на примере Ростовской области Российской федерации) // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2019. № 134. С. 252-262.

14. Попова И. В. Взаимоотношения между личными подсобными хозяйствами и другими хозяйствующими субъектами // Вестник Мичуринского государственного агарного университета. 2020. № 31 (60). С.256-258.

15. Рудой Е., Поддуева И. Ключевые изменения государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли РФ // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 1. С. 2-11.

16. Старкова О. Я. Заработная плата и производительность труда в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2020. № 3. С. 39-43.

17. Тарасов А. Н., Холодова М. А. Техническая модернизация сельскохозяйственного производства: проблемы и пути решения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2018. № 8. С. 38-47.

18. Чеснокова Л. А., Яшина Н. И. Налоговая нагрузка в сельскохозяйственной отрасли РФ и необходимость ее изменения // Финансы и управление. 2016. № 2. С. 118-124.

ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

19. Шестаков Р. Б., Яковлев Н. А. Анализ производственного потенциала в сельском хозяйстве на основе моделирования функции производства // Вестник сельского развития и социальной политики. 2020. № 3 (27). С. 9-12.

20. Шипулина И. А., Боровков А. С. Оценка влияния налоговой политики на финансовые результаты и эффективность сельского хозяйства Алтайского края // Международный бухгалтерский учет. 2020. № 4 (466). С.464-480.

Статья поступила в редакцию 14.10.2021; одобрена после рецензирования 15.11.2021;

принята к публикации 18.11.2021.

Информация об авторах: М. С. Оборин - д.э.н., доцент, Spin-код: 8200-9024.

REFERENCES

1. Belugina T. A., Seitov S. K. Sistema gosudarstvennogo subsidirovaniya sel'skogo hozyajstva v Rossijskoj Federacii [The system of state subsidization of agriculture in the Russian Federation], VestnikMoskovskogo universi-teta. Seriya 26. Gosudarstvennyj audit [Bulletin of the Moscow University. Series 26. State Audit], 2018, No. 1, pp.130-133.

2. Bespahotnyj V. G. O razrabotke novoj koncepcii gosudarstvennoj podderzhki sel'skohozyajstvennyh predpriyatij [On the development of a new concept of state support for agricultural enterprises], Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij [Economics of agricultural and processing enterprises], 2019, No. 6, pp. 8-11.

3. Bondarenko Yu. P. Ocenka gosudarstvennogo subsidirovaniya sel'skogo hozyajstva Rossii [Assessment of state subsidies to agriculture in Russia], Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij [Economics of agricultural and processing enterprises], 2020, No. 8, pp. 55-61.

4. Voitleva A. M. Razvitie mnogoukladnosti agrarnoj ekonomiki kak faktor obespecheniya prodovol'stvennoj nezavisimosti Rossii[The development of the multiculturalism of the agrarian economy as a factor in ensuring the food independence of Russia], Intellekt. Innovacii. Investicii [Intelligence. Innovation. Investment], 2016, No. 3, pp. 11-13.

5. Dozorova T. A., Evarestova M. S. Perspektivy razvitiya malyh form hozyajstvovaniya v sel'skom hozyajstve [Prospects for the development of small-scale farming in agriculture], Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and entrepreneurship], 2019, No. 9-3 (86), pp. 453-456.

6. Kanchukoev V. O. Situacionnyj analiz i ocenka effektivnosti ekkaunting-menedzhmenta v praktike gosudarstvennoj podderzhki sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva v sel'skom hozyajstve i APK Rossijskoj Federacii [Situational analysis and evaluation of the effectiveness of accounting management in the practice of state support of small and medium-sized businesses in agriculture and agriculture of the Russian Federation], Regional'naya ekonomika: teoriya ipraktika [Regional economy: theory and practice], 2021, Vol. 19, No. 2, pp. 300-322.

7. Klimentova E. A., Dubovickij A. A. Rezul'tativnost' gosudarstvennoj podderzhki regional'nogo sel'skogo hozyajstva [Effectiveness of state support for regional agriculture] Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij [Economics of agricultural and processing enterprises], 2020, No. 8, pp. 36-41.

8. Lajpanova Z. M. Rol' i znachenie lichnyh podsobnyh hozyajstv naseleniya The role and importance of personal subsidiary farms of the population], Vestnik evrazijskoj nauki [Bulletin of Eurasian Science], 2019, Vol. 11, No. 6, pp. 33.

9. Lushenok V. V. Sovershenstvovanie otnoshenij gosudarstvennoj finansovoj podderzhki agrarnogo sektora ekonomiki [Improving the relations of state financial support for the agricultural sector of the economy], Mezhdu-narodnyj nauchnyj zhurnal «Internauka». Yuridicheskie nauki [International Scientific journal «Internauka». Legal sciences], 2018, No. 2 (7), pp. 31-35.

10. Maslova V. V., Avdeev M. V. Konkurentosposobnost' produkcii APK Rossii v usloviyah innovacionnogo razvitiya [Competitiveness of agricultural products of Russia in the conditions of innovative development], Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii [Scientific works of the Free Economic Society of Russia], 2019, Vol. 219, No. 5, pp. 104-119.

xxxxxxxxxxeconomics and national economymanagementxxxжxжxжжxш

11. Moiseenko Zh. N. Stanovlenie i razvitie sel'skohozyajstvennoj kooperacii [Formation and development of agricultural cooperation], Drukerovskij vestnik [Drucker's Bulletin], 2019, No. 2, pp. 200-209.

12. Mochalova Ya. V., Shkarupa E. A. Sovremennye trendy, problemy i perspektivy innovatizacii ag-ropromyshlennogo kompleksa [Modern trends, problems and prospects of informatization of the agro-industrial complex], Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra [Economy: yesterday, today, tomorrow], 2016, No. 9, pp. 343-352.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Nasirov Yu. Z. Prioritety razvitiya regional'noj ekonomiki (na primere Rostovskoj oblasti Rossijskoj feder-acii) [Priorities for the development of the regional economy (on the example of the Rostov region of the Russian Federation)] . Politematicheskij setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universi-teta [Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University], 2019, No. 134, pp.252-262.

14. Popova I. V. Vzaimootnosheniya mezhdu lichnymi podsobnymi hozyajstvami i drugimi hozyajstvuyush-chimi sub"ektami [The relationship between personal subsidiary farms and other economic entities], Vestnik Michu-rinskogo gosudarstvennogo agarnogo universiteta [Bulletin of the Michurinsk State Agrarian University], 2020, No. 31 (60), pp. 256-258.

15. Rudoj E., Poddueva I. Klyuchevye izmeneniya gosudarstvennoj podderzhki sel'skohozyajstvennoj otrasli RF [Key changes in the state support of the agricultural sector of the Russian Federation], Ekonomika sel'skogo ho-zyajstva Rossii [The economy of agriculture in Russia], 2018, No. 1, pp. 2-11.

16. Starkova O. Ya. Zarabotnaya plata i proizvoditel'nost' truda v sel'skom hozyajstve [Wages and labor productivity in agriculture], Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij [Economics of agricultural and processing enterprises], 2020, No. 3, pp. 39-43.

17. Tarasov A. N., Holodova M. A. Tekhnicheskaya modernizaciya sel'skohozyajstvennogo proizvodstva: problemy i puti resheniya [Technical modernization of agricultural production: problems and solutions], Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij [Economics of agricultural and processing enterprises], 2018, No. 8, pp. 38-47.

18. Chesnokova L. A., Yashina N. I. Nalogovaya nagruzka v sel'skohozyajstvennoj otrasli RF i neobhodimost' ee izmeneniya [Tax burden in the agricultural sector of the Russian Federation and the need to change it], Finansy i upravlenie [Finance and management], 2016, No. 2, pp. 118-124.

19. Shestakov R. B., Yakovlev N. A. Analiz proizvodstvennogo potenciala v sel'skom hozyajstve na osnove modelirovaniya funkcii proizvodstva [Analysis of the production potential in agriculture based on the modeling of the production function], Vestnik sel'skogo razvitiya i social'noj politiki [Bulletin of Rural Development and Social Policy], 2020, No. 3 (27), pp. 9-12.

20. Shipulina I. A., Borovkov A. S. Ocenka vliyaniya nalogovoj politiki na finansovye rezul'taty i effektivnost' sel'skogo hozyajstva Altajskogo kraya [Assessment of the impact of tax policy on the financial results and efficiency of agriculture in the Altai Territory], Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet [International accounting], 2020, No. 4 (466), pp. 464-480.

The article was submitted 14.10.2021; approved after reviewing 15.11.2021; accepted for publication 18.11.2021.

Information about the authors: M. S. Oborin - Dr. Sci. (Economy), Associate Professor, Spin-code: 8200-9024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.