Научная статья на тему 'Государственная поддержка и развитие агропромышленного комплекса Пермского края'

Государственная поддержка и развитие агропромышленного комплекса Пермского края Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
321
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / AGRICULTURE / RURAL TERRITORY / AGRIBUSINESS / STATE PROGRAM / COMPLEX DEVELOPMENT / PERSONNEL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Волков В.И.

В статье рассматриваются проблемы развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса Пермского края. Анализируется социально-экономическое положение сельских территорий. Проводится исследование факторов, препятствующих эффективному развитию агропромышленного комплекса региона. Изучаются причины возникновения сложной экономической ситуации на предприятиях сельскохозяйственной отрасли. Показана необходимость и обоснованность применения мер государственной поддержки отрасли, направленных на ее комплексное развитие. Проведен анализ мер государственной поддержки развития сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий Пермского края, представленных в одноименной государственной программе. В ходе исследования определено, что указанная программа включает в себя комплекс мероприятий, разбитых на отдельные подпрограммы, имеющие конкретную целевую направленность, в том числе: развитие растениеводства и животноводства региона, формы поддержки малого бизнеса, инновационное развитие отрасли на основе технической и технологической модернизации производства, обеспечение ветеринарного благополучия в регионе, развитие кадрового потенциала и устойчивое развитие сельских территорий. Все меры поддержки отрасли, предусмотренные государственной программой, признаны необходимыми и установлена зависимость уровня их эффективности от степени финансовой поддержки каждого конкретного мероприятия. Обоснована необходимость дальнейшего применения мер государственной поддержки агропромышленного комплекса региона, успешное развитие которого требует вложения больших финансовых ресурсов и организации эффективного межведомственного взаимодействия структур исполнительной власти с субъектами сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT AND DEVELOPMENT OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF PERM KRAI

The article deals with the problems of the development of agriculture and agroindustrial complex of Perm Krai. The socio-economic situation of rural areas is analyzed. The study of factors hindering the effective development of the agro-industrial complex of the region is carried out. The causes of the difficult economic situation at the enterprises of the agricultural sector are studied. Necessity and validity of the application of measures of the state support of branch directed on its complex development is shown. The analysis of measures of the state support of the development of agriculture and sustainable development of rural territories of Perm Krai presented in the state program of the same name is carried out. The study determined that this program includes a range of activities divided into separate sub-programs with a specific focus, including: development of crop and livestock production in the region, support small business, innovative development of the industry based on technical and technological modernization of production, ensuring veterinary welfare in the region, the development of human resources and sustainable development of rural areas. All measures to support the industry, provided by the state program, are recognized as necessary and the dependence of the level of their effectiveness on the degree of financial support for each specific event is established. The necessity of further application of the agriculture state support measures in the region is proved, the successful development of which requires large financial resources and organization of effective interagency cooperation of government bodies with the subjects of agriculture.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка и развитие агропромышленного комплекса Пермского края»

УДК / UDC 338.436.33:338.246.027(470.53)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ПЕРМСКОГО КРАЯ

STATE SUPPORT AND DEVELOPMENT OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF PERM KRAI

Волков В.И., старший преподаватель Volkov V.I., Senior Lecturer Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский институт (филиал) РЭУ им. Г .В. Плеханова»,

Пермь, Россия

Federal state budgetary educational institution of higher education «Perm Institute (branch) of Russian Economic University», Perm, Russia

E-mail: 89082761011@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса Пермского края. Анализируется социально-экономическое положение сельских территорий. Проводится исследование факторов, препятствующих эффективному развитию агропромышленного комплекса региона. Изучаются причины возникновения сложной экономической ситуации на предприятиях сельскохозяйственной отрасли. Показана необходимость и обоснованность применения мер государственной поддержки отрасли, направленных на ее комплексное развитие. Проведен анализ мер государственной поддержки развития сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий Пермского края, представленных в одноименной государственной программе. В ходе исследования определено, что указанная программа включает в себя комплекс мероприятий, разбитых на отдельные подпрограммы, имеющие конкретную целевую направленность, в том числе: развитие растениеводства и животноводства региона, формы поддержки малого бизнеса, инновационное развитие отрасли на основе технической и технологической модернизации производства, обеспечение ветеринарного благополучия в регионе, развитие кадрового потенциала и устойчивое развитие сельских территорий. Все меры поддержки отрасли, предусмотренные государственной программой, признаны необходимыми и установлена зависимость уровня их эффективности от степени финансовой поддержки каждого конкретного мероприятия. Обоснована необходимость дальнейшего применения мер государственной поддержки агропромышленного комплекса региона, успешное развитие которого требует вложения больших финансовых ресурсов и организации эффективного межведомственного взаимодействия структур исполнительной власти с субъектами сельского хозяйства.

Ключевые слова: сельское хозяйство, сельские территории, агропромышленный комплекс, государственная программа, комплексное развитие, кадровый потенциал.

The article deals with the problems of the development of agriculture and agroindustrial complex of Perm Krai. The socio-economic situation of rural areas is analyzed. The study of factors hindering the effective development of the agro-industrial complex of the region is carried out. The causes of the difficult economic situation at the enterprises of the agricultural sector are studied. Necessity and validity of the application of measures of the state support of branch directed on its complex development is shown. The analysis of measures of the state support of the development of agriculture and sustainable development of rural territories of Perm Krai presented in the state program of the same name is carried out. The study determined that this program includes a range of activities divided into separate sub-programs with a specific focus, including: development of crop and livestock production in the region, support small business, innovative development of the industry based on technical and technological modernization of

production, ensuring veterinary welfare in the region, the development of human resources and sustainable development of rural areas. All measures to support the industry, provided by the state program, are recognized as necessary and the dependence of the level of their effectiveness on the degree of financial support for each specific event is established. The necessity of further application of the agriculture state support measures in the region is proved, the successful development of which requires large financial resources and organization of effective interagency cooperation of government bodies with the subjects of agriculture. Key word: agriculture, rural territory, agribusiness, state program, complex development, personnel potential.

Введение. Пермский край обладает значительным объемом природных ресурсов, в составе которых земельные, лесные, минеральные и водные богатства. Общая площадь земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения, являющихся важным показателем для развития агропромышленного комплекса региона, составляет более 4 млн. 300 тысяч гектар. Край богат нефтью, газом, натриевыми, калийными и магниевыми солями, золотом, алмазами, рудами цветных металлов, цементным сырьем. Рациональное использование природных богатств является приоритетным направлением развития региона.

Бюджет Пермского края более чем на 30% формируется за счет использования природных ресурсов и добычи полезных ископаемых. При этом доля сельского хозяйства в структуре валового регионального продукта составляет около 4%. Несмотря на то, что доля сельского хозяйства в общем объеме ВРП достаточно незначительна, агропромышленный комплекс является одной из главных и наиболее важных отраслей производственного комплекса региона [1].

Цель исследований состоит в выявлении проблем развития агропромышленного комплекса Пермского края и оценке эффективности государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли региона.

Условия, материалы и методы. Географическое положение Пермского края изначально является далеко не самым удачным для успешного развития и процветания агропромышленного комплекса региона. Малое количество солнечных дней в году, холодная и дождливая погода сокращают и без того короткий летний период. Превышение норм осадков при аномально низкой температуре воздуха препятствуют своевременному созреванию почвы в период весенне-полевых кампаний, что в свою очередь отражается на сроках роста и развития растений. Большое количество выпадающих в летний период осадков нередко становится причиной полегания зеленой массы растений. Аналогичная погодная ситуация довольно часто повторяется и в период уборки. Аномальные погодные условия, повторяющиеся три года подряд в период с 2015 по 2017 годы, привели к серьезным потерям сбора урожая сельскохозяйственных культур. Стало понятным, что в сложившейся ситуации агропромышленному комплексу региона не обойтись без финансовой поддержки государства, которая является главным условием выживания сельскохозяйственных предприятий на современном этапе.

В качестве основных методов исследования использовались методы статистического наблюдения, сравнительного анализа и экономической оценки.

Результаты и обсуждение. Три года подряд в Пермском крае был объявлен режим чрезвычайной ситуации. Ущерб от понесенных потерь только в 2017 году оценивался в 1 миллиард 200 миллионов рублей. Как следствие сельхозпроизводители не успевали заготовить достаточный объем кормов для

обеспечения скота в зимний период и несли дополнительные расходы на закуп кормов у сторонних сельхозпроизводителей из других регионов. Недостаток производства сбалансированных и качественных кормов привел к снижению объемов производства мяса в регионе. Спад производства на убой скота и птицы в 2017 году составил почти 4%, вместо запланированных 109 тысяч тонн мяса было получено 105 тысяч тонн. План по сбору картофеля был выполнен только наполовину и составил 46 тысяч тонн, вместо запланированных 80 тысяч тонн [1 ].

В силу сложившейся ситуации и понесенных убытков отдельные товаропроизводители не смогли произвести запланированную реконструкцию производственных помещений и осуществить модернизацию промышленного оборудования.

Распоряжением Правительства РФ №2952-р от 26.12.2017 года Пермский край признан неблагоприятной для сельскохозяйственного производства территорией.

Есть и другие факторы, мешающие эффективному развитию агропромышленного комплекса в Пермском крае. Среди них отмечены:

- ограниченный доступ сельхозтоваропроизводителей к финансовым рынкам и рынкам материально-технических и информационных ресурсов;

- несовершенство инфраструктуры сельскохозяйственного рынка в условиях растущей монополии торговых сетей;

- слабая кооперация субъектов агропромышленного комплекса в области производства и реализации продукции сельского хозяйства;

- низкий уровень доходов сельскохозяйственных предприятий, мешающий их совершенствованию и модернизации в техническом и технологическом плане;

- дефицит квалифицированных работников, обусловленный низким качеством сельской жизни;

- низкий уровень социально-экономического развития села и деревни;

- отсутствие альтернативных видов деятельности.

С октября 2013 года в Пермском крае действует государственная программа «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий» № 1320-п. Программа поддержки агропромышленного комплекса региона разработана с целью: обеспечить продовольственную безопасность региона, произвести импортозамещение мяса и молока, повысить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции и финансовую устойчивость предприятий АПК.

Для достижения поставленных целей необходимо:

- повысить эффективность использования земельных и иных природных ресурсов, а также продуктивность сельскохозяйственного производства;

- освоить внутренний рынок сбыта и повысить конкурентоспособность продуктов растениеводства и животноводства;

- внедрить новые и расширить имеющиеся альтернативные виды занятости сельского населения;

- создать в сельской местности комфортные условия жизнедеятельности населения;

- повысить имидж агропромышленного комплекса региона;

- обеспечить населенные пункты в сельской местности необходимыми объектами социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе автомобильными дорогами с твердым асфальтобетонным покрытием;

- создать условия для активного участия сельских сообществ в решении вопросов совместного проживания и развития;

- произвести техническую и технологическую модернизацию производства;

- сохранить и по возможности увеличить количество рабочих мест;

- повысить качество трудовых ресурсов за счет привлечения в отрасль квалифицированных специалистов и выпускников профессиональных учебных заведений, а также за счет повышения квалификации имеющихся сотрудников;

- повысить эффективность работы органов государственной власти, направленной на устойчивое развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий региона;

- обеспечить высокий уровень качества государственных услуг.

Планируется, что в результате реализации Программы повысится

экономическая эффективность деятельности сельскохозяйственных предприятий, сохранится уровень занятости на селе, возрастут доходы и качество жизни сельского населения. Уровень продовольственной самообеспеченности и безопасности Пермского края к 2022 году должен возрасти до 91,5% [2, 3].

В таблице 1 представлены результаты реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае». За период с 2014 по 2017 годы на реализацию мероприятий Программы затрачено 68025,4 миллионов рублей консолидированного бюджета, формирующегося из средств краевого и федерального бюджетов, а также за счет иных внебюджетных фондов [4-7].

В рамках Программы развития сельского хозяйства действуют 8 подпрограмм. По своей структуре и содержанию подпрограммы охватывают основные сферы деятельности и направления развития агропромышленных предприятий, в том числе производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, пищевую промышленность, научное, техническое, технологическое и информационное обеспечение, кадровый потенциал и устойчивое развитие сельских территорий. Состав подпрограмм подразумевает комплексное и сбалансированное развитие АПК Пермского края.

Мероприятия Подпрограмм 1 и 2 направлены на поддержку товаропроизводителей в сельском хозяйстве, развитие приоритетных направлений растениеводства и животноводства, переработку сырья и логистическое сопровождение продукции. Кроме этих мероприятий указанные подпрограммы предусматривают государственную поддержку кредитования товаропроизводителей, развитие инфраструктуры и логистики рынков, переработку и стимулирование сбыта продукции.

За 4 года реализации Программы на развитие подотрасли растениеводства было затрачено 20601,9 млн. рублей, на развитие подотрасли животноводства -36721,5 млн. рублей, на поддержку кредитования товаропроизводителей этих подотраслей 1158,9 и 2694,9 млн. рублей соответственно.

Мероприятия в области растениеводства нацелены на восстановление мелиоративного фонда, обеспечивающего плодородие земель сельхозназначения, включая использование новой сельскохозяйственной техники, применение современных минеральных удобрений и борьбу с вредителями и болезнями, использование высокоурожайных сортов и гибридов растений, повышение качества производимой продукции и расширение к 2022 году на 20% посевных площадей. Рост производства молока к 2022 году также должен составить 20%, что при соответствующем маркетинговом сопровождении должно повлиять на рост уровня его потребления населением региона.

Таблица 1 - Результаты реализации программы «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае», млн. руб._

Подпрограммы 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Всего

1. Развитие подотрасли растениеводства, переработка и реализация продукции растениеводства 2000,4 6500,1 6943,7 6316,6 21760,8

- развитие приоритетных направлений растениеводства 1787,0 6126,6 6653,6 6034,7 20601,9

- государственная поддержка кредитования товаропроизводителей продукции растениеводства 213,4 373,5 290,1 281,9 1158,9

2. Развитие подотрасли животноводства, переработка и реализация продукции животноводства 10312,8 6668,4 9139,8 13295,4 39416,4

- развитие приоритетных направлений животноводства 9612,4 5790,7 8621,1 12697,3 36721,5

- государственная поддержка кредитования товаропроизводителей продукции животноводства 700,4 877,7 518,7 598,1 2694,9

3. Поддержка малых форм хозяйствования 450,1 513,6 561,0 334,6 1859,3

- поддержка фермерских хозяйств, потребительских кооперативов, малых предприятий и индивидуальных предп ри нимателей 380,4 426,7 515,9 314,8 1637,8

- государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования 69,7 86,9 45,1 19,8 221,5

4. Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие 228,3 213,3 257,1 261,6 960,3

5. Развитие кадрового потенциала, информационное и организационное сопровождение развития отрасли 30,6 28,9 37,2 38,7 135,4

- развитие кадрового потенциала 26,1 23,6 24,4 25,9 100,0

- поддержка молодых специалистов 4,5 5,3 12,8 12,8 35,4

6. Обеспечение ветеринарного благополучия на территории Пермского края 221,4 362,4 377,4 413,1 1374,3

7. Устойчивое развитие сельских территорий 1074,4 551,9 313,3 262,1 2201,7

8. Обеспечение реализации государственной программы 62,1 75,8 105,6 73,7 317,2

Итого: 14380,1 14914,4 17735,1 20995,8 68025,4

На поддержку фермерских хозяйств, потребительских кооперативов, малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в сфере сельскохозяйственного производства в соответствии с подпрограммой 3 за весь период исследования было выделено 1859,3 млн. рублей, в том числе 221,5 млн. рублей на государственную поддержку кредитования малых форм хозяйствования.

В целях технико-технологического совершенствования отрасли, а также укрепления ее производственного потенциала Пермский регион активно сотрудничает с государственным агропромышленным лизинговым

предприятием ОАО «Росагролизинг». За 4 года такого сотрудничества было заключено 233 договора на поставку 299 единиц сельскохозяйственной техники и оборудования. На мероприятия по модернизации отрасли и обновлению сельскохозяйственной техники за период исследования с 2014 по 2017 гг. было выделено 960,3 млн. рублей.

Развитие кадрового потенциала, информационно-организационное сопровождение развития отрасли и адресную поддержку молодых специалистов в рамках одноименной подпрограммы за исследуемый период обошлось в 135,4 млн. рублей консолидированного бюджета, в том числе: на профессиональное развитие работников сельского хозяйства 100,0 млн. рублей, на адресную поддержку молодых специалистов 35,4 млн. рублей.

За четырехлетний период реализации Программы повышение квалификации прошли 560 работников сельскохозяйственных предприятий и организаций.

Около 280 молодых специалистов за тот же период времени получили стимулирующие выплаты в сумме 35,4 млн. рублей. Размер выплат работникам с высшим образованием составил 150 тыс. рублей, со средним профессиональным образованием - 100 тыс. рублей.

Для успешного решения задач по устойчивому развитию сельских территорий в течение первых четырех лет реализации Программы было направлено 2201,7 млн. рублей.

На улучшение жилищных условий сельских граждан, включая молодых специалистов, проживающих в сельской местности было выделено 409 млн. рублей. 370 семей смогли улучшить свои жилищные условия, общая площадь которых составила более 20 тысяч квадратных метров жилья.

На развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий было направлено 423 млн. рублей. За эти деньги в сельских территориях Пермского края было построено 7 общеобразовательных учебных заведений, организовано 26 ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов), построено 5 плоскостных спортивных сооружений по типу школьных стадионов. С 2014 по 2017 годы в сельских районах Пермского края построено и введено в эксплуатацию около 200 километров газовых распределительных сетей и около 30 километров водопровода.

На реконструкцию и строительство 70 км автомобильных дорог в сельской местности было потрачено 700,7 млн. рублей. Поддержка инициатив сельских граждан обошлась казне почти в 50 млн. рублей.

В 2016 году дополнительно к реализуемым государственным программам за счет средств ООО «Лукойл-Пермь» построен еще 21 ФАП. В течение 2016 года в целях развития кадрового потенциала для сельскохозяйственных предприятий было организовано более пятидесяти семинаров, посвященных профессиональной подготовке и профессиональному развитию тружеников села. Более 50 руководителей и работников предприятий АПК Пермского края прошли стажировку в сельскохозяйственных организациях различных краев и областей Российской Федерации и за рубежом. В Ленинградской области проходили стажировку руководители и специалисты предприятий отрасли растениеводства, в Оренбургской области стажировались работники отрасли мясного животноводства, специалисты по молочному животноводству стажировались в Республике Словакия, работники аграрного производства повышали свой профессионализм в Республике Беларусь.

В 2017 году были организованы стажировки аграриев Пермского края на ведущих предприятиях Нижегородской области, Венгерской Республики, ФРГ и Нижней Саксонии. Расходы бюджета края на финансирование указанных мероприятий составил более 3 миллионов рублей.

На территориях и под ведомственным управлением прибыльных сельскохозяйственных предприятий были созданы учебно-производственные площадки (УПП) на базе которых ежегодно проходят производственную практику до 1000 студентов аграрных учебных заведений Пермского края. За период с 2014 по 2017 годы на базе 15 УПП прошли практику почти 3400 студентов высшего и среднего профессионального образования аграрного профиля подготовки.

С целью популяризации сельскохозяйственной отрасли и аграрной промышленности в Пермском крае регулярно проводятся мероприятия, направленные на профессиональную ориентацию молодежи, в том числе ежегодные агропромышленные форумы «Эффективное сельское хозяйство» и «Форум сельской молодежи Прикамья», участие в которых регулярно принимают более 500 студентов, школьников и выпускников аграрных учебных заведений. В рамках этих мероприятий проходят семинарские занятия, консультации, круглые столы, организуются поездки студентов, школьников и преподавателей учебных заведений на успешные предприятия агропромышленного комплекса региона.

Ежегодно в крае организуется и проводится более 240 ярмарок сельскохозяйственной продукции разного масштаба, количества участников и уровня их взаимодействия, в том числе: 2 ярмарки федерального уровня, 20 ярмарок краевого уровня, около 80 ярмарок межрайонного уровня, примерно 138 районных и около 8 межпоселенческих и поселенческих ярмарок. Сельскохозяйственные ярмарки играют важную роль в развитии рынка сельскохозяйственных товаров, помогают товаропроизводителям находить новые контакты и устанавливать новые связи, обмениваться опытом и инновациями, способствуют росту качества товаров и производительности сельскохозяйственного труда [8-10].

Таким образом, по итогам проведенного анализа можно сделать вывод, что намеченные государственной программой «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае» мероприятия реализуются в соответствии с принятыми планами и установленными сроками.

Однако надо отметить, что уровень производительности труда и экономической эффективности сельскохозяйственного производства в Пермском крае по-прежнему существенно ниже уровня других отраслей экономики. Плохие погодные условия, отсутствие инвестиций, постоянный рост цен на промышленные товары и энергоносители серьезно усложняют развитие отрасли.

Сложившаяся социально-экономическая ситуация не способствует формированию благоприятных условий для эффективного развития агропромышленного комплекса региона, созданию новых рабочих мест и закреплению работников аграрных профессий и выпускников аграрных учебных заведений на предприятиях агропромышленного комплекса. Повышение уровня и качества жизни сельского населения требует принятия мер, направленных на устойчивое развитие сельских территорий, в том числе формирование позитивного взгляда на село и создание комфортных условий жизни, повышение уровня престижности сельского труда, решение проблем демографии и местного самоуправления.

Выводы. Проведенное исследование показало, что рассмотренная Программа государственной поддержки сельского хозяйства Пермского края является важной и абсолютно необходимой для перспективного развития отрасли, проблемы которой не могут быть решены в краткосрочном периоде. Развитие агропромышленного комплекса региона требует вложения значительных финансовых ресурсов, которые могут быть мобилизованы только при непосредственном участии государства, в том числе Правительства РФ и Правительства Пермского края.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Годовой отчет «О выполнении государственной программы «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края» за 2018 год // URL:https://agro.permkrai.ru/anaNtika/itogi-razvitiya-agropromyshlennogo-kompleksa-permskogo-kraya (дата обращения: 17.11.2019).

2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. N 120. Информационно-правовой портал Гарант.ру // URL: https://base.garant.ru/12172719 (дата обращения: 15.11.2019).

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537. Информационно-правовой портал Гарант.ру // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/95521 (дата обращения: 15.11.2019).

4. Годовой отчет за 2014 год Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края «О выполнении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий Пермского края» // URL:https://agro.permkrai.ru/anaNtika/itogi-razvitiya-agropromyshlennogo-kompleksa-permskogo-kraya (дата обращения: 17.11.2019).

5. Годовой отчет за 2015 год Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края «О выполнении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий Пермского края» // URL:https://agro.permkrai.ru/anaNtika/itogi-razvitiya-agropromyshlennogo-kompleksa-permskogo-kraya (дата обращения: 17.11.2019).

6. Годовой отчет за 2016 год Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края «О выполнении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий Пермского края» // URL:https://agro.permkrai.ru/anaNtika/itogi-razvitiya-agropromyshlennogo-kompleksa-permskogo-kraya (дата обращения: 17.11.2019).

7. Годовой отчет за 2017 год Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края «О выполнении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий Пермского края» // URL: https://agro.permkrai.ru/anaNtika/itogi-razvitiya-agropromyshlennogo-kompleksa-permskogo-kraya (дата обращения: 17.11.2019).

8. Основные показатели развития АПК за 2015 год // URL:https://agro.permkrai.ru/analitika/itogi-razvitiya-agropromyshlennogo-kompleksa-permskogo-kraya (дата обращения: 15.11.2019).

9. Основные показатели развития АПК за 2016 год // URL: https://agro.permkrai.ru/analitika/itogi-razvitiya-agropromyshlennogo-kompleksa-permskogo-kraya (дата обращения: 15.11.2019).

10. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края. Оперативные сводки // URL: https://agro.permkrai.ru/analitika/operativnye-svodki (дата обращения: 17.11.2019).

РЕРЕРЕМСЕЭ

1. Godovoy otchet «О vypolnenii gosudarstvennoy programmy «Gosudarstvennaya podderzhka agropromyshlennogo kompleksa Permskogo кгауа» za 2018 god // URL:https://agro.permkrai.ru/analitika/itogi-razvitiya-agropromyshlennogo-kompleksa-permskogo-kraya (data obrashcheniya: 17.11.2019).

2. Doktrina prodovolstvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii, utverzhdennaya Ukazom Prezidenta RF ot 30 yanvarya 2010 g. N 120. Informatsionno-pravovoy portal Garant.ru // URL: https://base.garant.ru/12172719 (data obrashcheniya: 15.11.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Strategiya natsionalnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda, utverzhdennaya Ukazom Prezidenta RF ot 12 maya 2009 g. N 537. Informatsionno-pravovoy portal Garant.ru // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/95521 (data obrashcheniya: 15.11.2019).

4. Godovoy otchet za 2014 god Ministerstva selskogo khozyaystva i prodovolstviya Permskogo кгауа «О vypolnenii gosudarstvennoy ргодгатту «Razvitie selskogo khozyaystva i ustoychivoe razvitie selskikh territoriy Permskogo кгауа» // URL:https://agro.permkrai.ru/analitika/itogi-razvitiya-agropromyshlennogo-kompleksa-permskogo-kraya (data obrashcheniya: 17.11.2019).

5. Godovoy otchet za 2015 god Ministerstva selskogo khozyaystva i prodovolstviya Permskogo кгауа «О vypolnenii gosudarstvennoy ргодгатту «Razvitie selskogo khozyaystva i ustoychivoe razvitie selskikh territoriy Permskogo кгауа» // URL:https://agro.permkrai.ru/analitika/itogi-razvitiya-agropromyshlennogo-kompleksa-permskogo-kraya (data obrashcheniya: 17.11.2019).

6. Godovoy otchet za 2016 god Ministerstva selskogo khozyaystva i prodovolstviya Permskogo кгауа «О vypolnenii gosudarstvennoy ргодгатту «Razvitie selskogo khozyaystva i ustoychivoe razvitie selskikh territoriy Permskogo кгауа» // URL:https://agro.permkrai.ru/analitika/itogi-razvitiya-agropromyshlennogo-kompleksa-permskogo-kraya (data obrashcheniya: 17.11.2019).

7. Godovoy otchet za 2017 god Ministerstva selskogo khozyaystva i prodovolstviya Permskogo кгауа «О vypolnenii gosudarstvennoy ргодгатту «Razvitie selskogo khozyaystva i ustoychivoe razvitie selskikh territoriy Permskogo кгауа» // URL: https://agro.permkrai.ru/analitika/itogi-razvitiya-agropromyshlennogo-kompleksa-permskogo-kraya (data obrashcheniya: 17.11.2019).

8. Osnovnye pokazateli razvitiya APK za 2015 god // URL:https://agro.permkrai.ru/analitika/itogi-razvitiya-agropromyshlennogo-kompleksa-permskogo-kraya (data obrashcheniya: 15.11.2019).

9. Osnovnye pokazateli razvitiya APK za 2016 god // URL: https://agro.permkrai.ru/analitika/itogi-razvitiya-agropromyshlennogo-kompleksa-permskogo-kraya (data obrashcheniya: 15.11.2019).

10. Ministerstvo selskogo khozyaystva i prodovolstviya Permskogo kraya. Operativnye svodki // URL: https://agro.permkrai.ru/analitika/operativnye-svodki (data obrashcheniya: 17.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.