Научная статья на тему 'Тенденции развития педагогического образования в Республике Казахстан'

Тенденции развития педагогического образования в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4284
476
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайтимова Татьяна Николаевна

Проанализированы основные тенденции развития педагогического образования в Республике Казахстан, осуществляемого с целью интеграции в мировое образовательное пространство и приближения к международным образовательным стандартам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития педагогического образования в Республике Казахстан»

Литература

Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психол. журнал. 1994. № 1. С. 3 - 17.

Бондаревская, Е.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. Ростов н/Д.: Творч. центр «Учитель», 1999. 560 с.

Воробьев, Н.Е. Содержание трудовой подготовки как средство формирования личности в средней школе США. Формирование у учащегося знаний и умений в единстве с личностью / Н.Е. Воробьев. Луганск, 1992. 176 с.

Frick, W.B. Humanistic psychology: conversations with A. Maslow, G. Murphy, C. Rogers / W.B. Frick // Wyndham Hall Press, 1989.

Maslow, A.H. The psychology of science / A.H. Maslow. N. Y.: Harper and Row, 1996.

Т.Н. САЙТИМОВА (Волгоград)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Проанализированы основные тенденции развития педагогического образования в Республике Казахстан, осуществляемого с целью интеграции в мировое образовательное пространство и приближения к международным образовательным стандартам.

Будущее современной цивилизации зависит не только от уровня технического прогресса и экономического роста. Оно все больше определяется ролью личности, готовой решать главные социально-экономические проблемы на благо и во имя человека. Поэтому не случайно, что во второй половине XX в. реформирование образовательной системы стало насущной проблемой в разных странах мира. По данным ЮНЕСКО, одной из причин этого явления стала переоценка ценностей мировой цивилизации, в процессе которой общество подошло к осознанию необхо-

димости воспитания человека культуры с планетарным мышлением, способного активно участвовать в социальном прогрессе, изменяя себя и окружающую действительность. Ведущим фактором в реализации этой глобальной задачи является система образования, главным действующим лицом в которой является учитель, обладающий высоким уровнем профессионально-педагогической компетентности. Педагогическое образование, таким образом, является фундаментом системы образования в целом. Проводившиеся в течение последнего десятилетия реформы системы образования в Республике Казахстан были направлены на интеграцию в мировое образовательное пространство и приближение к международным образовательным стандартам. В процессе реформирования системы образования прослеживается ряд тенденций как позитивного, так и негативного характера.

К позитивным тенденциям можно отнести стремление учреждений образования к автономии, введение целого ряда новых специальностей, новых учебных дисциплин, востребованных обществом в изменившихся социально-экономических условиях. В последнее время проведена большая работа по обновлению стандартов по всем специальностям, достигнуты вариативность и разноуровневость содержания образования.

В целях повышения качества подготовки специалистов постепенно внедряются новые образовательные технологии. Большое внимание уделяется обновлению учебно-методических комплексов по всем дисциплинам учебного цикла. Стало заметным усиление внимания к гуманитарному образованию.

Вместе с тем реформирование образования осуществлялось без глубокого концептуально - философского, социально - эко -номического и психолого-педагогическо-го анализа, что не позволило сформировать научную основу этого процесса. В ходе вузовской реформы значительно пострадала система традиционного педагогического образования, а новая система, направленная на удовлетворение социального заказа общества, не была создана (Концепция ... 2004: 2 - 7).

К наиболее существенным негативным факторам и тенденциям следует отнести,

© Сайтимова Т.Н., 2008

в первую очередь, низкую оплату труда учителя, что ведет к слабой мотивации овладения профессией и, соответственно, совершенствованию его профессионализма. Снизились социальный статус педагога, его социальная защищенность, престиж профессии учителя в обществе и, как следствие, повысилась высокая степень феминизации, старения кадров, сократилась доля выпускников вузов, выбирающих профессию учителя и остающихся в школе после окончания вуза, произошел отток наиболее квалифицированных кадров в высокооплачиваемые отрасли экономики. В прессе также отмечается низкий уровень нравственно-духовного, патриотического, здоровьесберегающего, поликультур-ного и экологического воспитания будущих педагогов.

Неразвитость информационной среды и культуры в системе педагогического образования приводит к несовершенству системы и структуры управления организациями образования, отсутствию системы в организации внутришкольной научнометодической работы, направленной на повышение профессионального мастерства учительского коллектива.

Отсутствие научно обоснованных подходов к созданию преемственных образовательных стандартов и программ педагогического образования значительно ослабило механизм их разработки, апробации и внедрения на всех уровнях непрерывного педагогического образования. Неразработанность научных и научно-методических основ диагностики качества педагогического образования не позволяет сформировать единую независимую систему оценки результатов обучения, что создает почву для субъективизма, манипулирования общественным мнением, произвольной оценки деятельности образовательных учреждений.

Недостатки в организации переподготовки педагогических кадров для работы по принципиально новым программам и курсам в условиях вариативных образовательных программ и учебников, профильного обучения препятствуют развитию системы педагогического образования, а сведение до минимума в стандартах по педагогическим специальностям предметов психолого-педагогического цикла и педпрактик снижает качество педагогической подготовки учителей. Наблюдается также отсутствие взаимосвязи специаль-

ных дисциплин с дисциплинами педагогического цикла, что не позволяет придать педагогическую направленность учебно-воспитательному процессу в целом. Отсутствуют такие теоретические, научно-методические и практические подходы к подготовке педагогических кадров, ориентированных на работу в условиях малокомплектной и сельской школы, часто не принимаются во внимание региональные особенности в практике подготовки учителей.

За последние годы также существенно изменились требования, предъявляемые обществом к специалистам с высшим педагогическим образованием. Пришло понимание, что учитель новой формации — это духовно-нравственная, граждански ответственная, активно-созидательная, экологически образованная, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, стремлением к саморазвитию и самореализации, характеризуемая высоким уровнем сформированности методологической, исследовательской, дидакти-ко-методической, социально-личностной, коммуникативной, информационной и других видов компетентностей (Концепция ... 2006: 124 - 126).

В настоящее время выдвинуто требование, чтобы учитель ясно сознавал самоценность образования, в совершенстве знал собственный предмет, методику его преподавания, педагогику и психологию, использовал личностно ориентированные педагогические технологии и стремился к развитию своей личности.

Эти требования нашли свое отражение в Концепции высшего педагогического образования Республики Казахстан, а также в Концепции непрерывного педагогического образования педагога новой формации Республики Казахстан. Разработка данных документов была обусловлена необходимостью кардинальных преобразований, направленных на повышение качества подготовки педагогических кадров, решение острых проблем, назревших в педагогическом образовании республики за последнее время.

Согласно данным концепциям, целью педагогического образования на разных его этапах является содействие развитию компетентности педагога, его способности решать профессиональные задачи, обусловленные особенностями развития системы образования в Республике Казахстан на современном этапе, введением 12-летнего

образования. В качестве основной цели, которой необходимо достичь в результате реформирования педагогического образования, названа разработка системы подготовки педагога новой формации в условиях модернизации высшего педагогического образования.

В связи с этим основными задачами, которые должны быть выполнены в соответствии с предложенными концепциями, являются:

- формирование системы непрерывного образования педагога новой формации как единства пяти ступеней - допрофессио-нальной подготовки, послесреднего, высшего, послевузовского профессионального педагогического образования, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;

- разработка требований, структуры, этапов и содержания профессиональной подготовки учителя в педагогическом вузе с учетом интеграции в мировое образовательное пространство.

Непрерывное образование рассматривается как процесс постоянного развития способностей и потребностей педагога как субъекта профессиональной деятельности на протяжении всей его жизнедеятельности. В соответствии с этим система непрерывного педагогического образования представляет собой совокупность способов и средств развития личности, деятельности педагога, преемственных, согласованных образовательных программ в сети взаимодействующих между собой учебных заведений среднего, послесреднего, высшего и послевузовского образования, системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

В педагогической печати Казахстана отмечается, что система непрерывного педагогического образования должна быть многоуровневой, направленной на обеспечение многоступенчатости по вертикали и альтернативности по горизонтали, динамичности, гибкости подготовки, ее фундаментальности и универсальности. Подготовка кадров в системе непрерывного педагогического образования станет адресной, ориентированной на конкретные запросы образовательных организаций всех типов, субъектов рынка образовательных услуг при сохранении свободы выбора личностью образовательной траектории,

усилении практической направленности обучения (Концепция ... 2006: 142 -143).

В условиях перехода на новую модель образования, ориентированную на результат, а также ввиду многочисленности малокомплектных школ особую актуальность приобретает подготовка учителя по нескольким специальностям. В этой связи вузовская и послевузовская подготовка учителя должна предусматривать возможность получения дополнительной специальности и осуществляться на базе высших учебных заведений, специализированных центров и учреждений (Государственная программа ... 2004: 43 - 47).

Предлагаемая система непрерывного педагогического образования Республики Казахстан разработана с учетом основных положений Государственной программы развития образования Республики Казахстан до 2010 г., строится на основе преемственности всех его звеньев и представляет собой единство пяти ступеней.

1-я ступень - довузовская профориентация на профессию учителя, учитывающая введение в Казахстане 12-летнего обучения и предполагающая в числе профильных классов наличие педагогических.

2-я ступень - обучение в педагогических колледжах, возможное только после получения двенадцатилетнего образования, с правом дальнейшего обучения в вузе по сокращенным программам.

3-я ступень (базовая) - высшее педагогическое образование.

4-я ступень - послевузовское образование: профильная магистратура (одно-, двухгодичная) и докторантура (3 - 4 года).

5-я ступень - система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Высшее педагогическое образование представляет собой основное звено в системе непрерывного педагогического образования и осуществляется в высших учебных заведениях, готовящих квалифицированные педагогические кадры для работы в 12-летней общеобразовательной школе и других организациях образования.

В системе педагогического образования Республики Казахстан в настоящее время функционируют 33 высших педагогических учебных заведения, которые ведут подготовку по 20 педагогическим специальностям. Общий контингент обучающихся в данных учебных заведениях составляет 183470 человек.

Продолжительность высшего педагогического образования - 4 года. Оно осуществляется по кредитной технологии обучения и завершается защитой дипломной работы (или сдачей госэкзамена) по спецдисцип-лине (в соответствии с профилем факультета), сдачей государственных экзаменов по педагогике и методике преподавания спец-дисциплины, «Истории Казахстана» (Законодательство ... 2001: 36). После окончания вуза студент получает диплом бакалавра, который дает право выпускнику вести профессиональную деятельность в качестве учителя-стажера (1 год). Стажировка является обязательным условием для всех выпускников вузов.

Работа в качестве учителя-стажера имеет принципиальное значение, т.к. реализует ряд функций:

1) адаптирует выпускника педагогического факультета к реальному учебному процессу непосредственно в школе;

2) способствует окончательному выбору жизненной стратегии;

3) позволяет приобретать практический педагогический опыт, дающий возможность в перспективе на качественно ином уровне осуществлять научно-педагогическую деятельность.

Бакалавр, получивший диплом с отличием, имеет право продолжить обучение в магистратуре. Лица, имеющие высшее педагогическое образование, имеют право получить дополнительную специальность и диплом, позволяющие осуществлять новый вид профессиональной деятельности.

Данные концепции носят гуманистический характер, т.к. в центре их — личность специалиста, его духовные ценности, его становление как профессионала, соответствующего ожиданиям общества.

Реализация концепций предполагает следующие этапы:

1. Приведение в соответствие правовых и нормативных документов в системе образования, разработка и утверждение преемственных госстандартов и учебных программ всех звеньев непрерывного педагогического образования.

2. Внедрение системы непрерывного педагогического образования. При этом внимание должно быть акцентировано прежде всего на довузовском и послевузовском образовании.

3. Организация подготовки педагогов новой формации.

4. Массовый переход на новую систему подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Ожидаемыми результатами реализации данных концепций должны стать:

1) вхождение Республики Казахстан в мировое образовательное пространство с системой подготовки учителя новой формации, творчески реализующего профессиональные задачи;

2) разработка и утверждение на законодательном уровне социального статуса педагога новой формации, а также системы мер по социальной защите работников образования;

3) совершенствование законодательно -правовой базы для реального повышения оплаты труда учителя в соответствии с его нравственно-психологическими за -тратами;

4) подготовка нового поколения компетентных, высокообразованных, творческих педагогов, отвечающих ожиданиям потребителей образовательных услуг, способных самостоятельно решать практические задачи обучения и воспитания на научной основе;

5) создание системы непрерывного профессионального педагогического образования в Республике Казахстан;

6) повышение социального статуса учителя как основного субъекта образовательного процесса, статуса организаций непрерывного педагогического образования, обновление содержания и структуры последнего на основе отечественных традиций и современного мирового опыта;

7) повышение качества учебно-методического, материально-технического и ресурсного обеспечения системы непрерывного педагогического образования, целостности его процесса.

Литература

Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005 -2010 годы. Астана, 2004.

Законодательство об образовании в Республике Казахстан. Алматы, 2001.

Концепция образования Республики Казахстан до 2015 г. // Учитель Казахстана. 2004. 15 янв.

Концепция высшего педагогического образования Республики Казахстан // Вопр. педагогики. 2006. №1 - 2.

Концепция непрерывного педагогического образования педагога новой формации Республики Казахстан // Вопр. педагогики. 2006. №1 - 2.

Е.С. АНТОНОВА (Волгоград)

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ФРАНЦИИ

Дан анализ основного содержания гражданского воспитания во французских школах, коллежах

и лицеях. Рассмотрены основные проблемы гражданского воспитания во Франции.

Одним из основных путей обновления современного французского образования передовая педагогическая общественность видит в развитии гражданского воспитания. Его основная цель состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Во Франции - стране богатых культурных традиций - процесс гражданского воспитания учащихся прослеживается наиболее наглядно. Французские педагоги осознают, что сохранение и развитие демократического строя в стране невозможны без социальной активности ее граждан. Каждый гражданин должен иметь достаточно четкое представление о целях, которые ставят перед собой многообразные уровни власти, что, в свою очередь, допускает наличие определенных знаний о социальных институтах, их функционировании и значении. Воспитание во Франции предусматривает формирование ряда личностных качеств и черт характера, которые должны присутствовать у настоящего гражданина.

В рекомендациях Министерства национального образования Франции по предмету «Гражданское воспитание» упор делается на то, чтобы «развивать у учеников

способность рассуждать, анализировать многообразные ситуации, которые способствуют развитию мышления и позволяют им понять содержание социальных институтов, которые отражают эти ценности в реалиях бытия» (Education ... 1998: 13).

Прежде чем рассматривать содержание гражданского воспитания в средних учебных заведениях Франции, мы считаем необходимым кратко охарактеризовать ее систему среднего образования в целом.

После окончания обучения в начальной школе, которое длится пять лет, дети получают среднее образование в коллеже, а затем в лицее. Учеба в коллеже рассчитана на четыре года: шестой, пятый, четвертый и третий классы (нумерация классов идет в обратном порядке). После его окончания ученики поступают в лицей и продолжают учиться во втором и первом классах.

Рассмотрим кратко, как осуществляется гражданское воспитание учеников французских коллежей и лицеев.

Во французском общеобразовательном коллеже гражданское воспитание в настоящее время испытывает некоторые изменения в плане содержания, организации, форм и методов. В 6-м классе коллежа нет отдельного учебного предмета «Гражданское воспитание». Проблемы, связанные с гражданственностью, правами и обязанностями человека, принципами равенства и справедливости, рассматриваются учениками 6-го класса на уроках географии и истории. В 5, 4 и 3-м классах на предмет «Гражданское воспитание» выделяется один час в неделю. Ведут его обычно преподаватели истории и географии, но при желании предмет может читать преподаватель любой дисциплины.

Программа 5-го класса в рамках учебной дисциплины «Гражданское воспитание» рассматривает темы «Равенство», «Солидарность» и «Безопасность(Education ... 1998: 14).

Раскрывая первую тему, преподаватель рассказывает ученикам о принципе равенства как историческом завоевании, что гарантируется Конституцией Пятой Республики. При изучении вопроса дискриминации внимание учеников концентрируется на том, что никакие разногласия

© Антонова Е.С., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.