Научная статья на тему 'Повешение квалификации педагогов в информационно образовательном пространстве непрерывного образования'

Повешение квалификации педагогов в информационно образовательном пространстве непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ / А TEACHER OF A NEW FORMATION / ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ / A COMMAND OF THE TIME / "НАЗАРБАЕВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ" / НАЗАРБАЕВ ЗИЯТКЕРЛіК МЕКТЕПТЕРі / NAZARBAYEV INTELLECTUAL SCHOOLS / ИЗМЕНЕНИЕ СОЗНАНИЯ УЧИТЕЛЯ / A CHANGE TEACHER S CONSCIOUSNESS / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ / INNOVATIVE APPROACHES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / PROFESSIONAL GROWTH / СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / MODERN REQUIREMENTS / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PEDAGOGICAL COMPETENCE / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / PEDAGOGICAL SKILL / BEST PEDAGOGICAL PRACTICES / ЖАЦА ФОРМАЦИЯНЫЦ МүГАЛіМі / УАЦЫТТЫЦ әМіРі / МүГАЛіМНіЦ САНАСЫНЫЦ өЗГЕРіСі / ИННОВАЦИЯЛЫқ ТәСіЛДЕР / КәСіБі өСУ / қАЗіР-Гі ТАЛАПТАР / БіЛіКТіЛіКТі АРТТЫРУ / ПЕДАГОГИКАЛЫқ құЗЫРЕТТіЛіК / ПЕДАГОГИ-КАЛЫқ ШЕБЕРЛіК / ОЗЫқ ПЕДА-ГОГИКАЛЫқ ТәЖіРИБЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таскарина Г. А.

Модернизация образования требует от педагога повы шения его профессионального уровня. В статье отмечено, что традиционные формы повышения квалификации должны быть наполнены новым содержанием и больше соответствовать современным требованиям к учителю. Все способы повышения квалификации можно считать эффективными только тогда, когда они нацеливают учителя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через различные формы методической деятельности. Активное применение современных информационных, социальных, коммуникативных и других видов технологий в системе повышения квалификации может достичь положительных результатов. Необходимость внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс влечет за собой необходимость формирования ИКТкомпетентности преподавателей, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of teachers’ improvement in informational and educational space of continuous education

Modernization of education demands from the teacher of increase of its professional level. In article it is noted that traditional forms of professional development have to be filled with the new contents more to conform to modern requirements to the teacher. All ways of professional development can be considered effective only when they aim the teacher at creative reconsideration of the contents which is realized through various forms of methodical activity. Active application of modern information, social, communicative and other types of technologies in system of professional development can reach positive results. Need of introduction of ICT in teaching and educational process involves need of formation of ICT competence of the teachers who are its professional characteristic, a component of pedagogical skill.

Текст научной работы на тему «Повешение квалификации педагогов в информационно образовательном пространстве непрерывного образования»

ü

Таскарина Г.А.

учитель английского языка КГУ «Средняя школа

№ 12» ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»

Неггзгг свздер: жаца формацияныц мY2алiмi, уацыттыц эмiрi, Назарбаев зияткерлт мектептерi, мY2алiмнiц санасыныц взгерш, инновациялыц тэсыдер, кэсiбi всу, цазiр-гi талаптар, бшктшктг арттыру, педагогикалыц цузыреттШк, педагогикалыц шеберлщозыц педагогикалыц тэжiрибе.

Ключевые слова: учитель новой формации, веление времени, «Назарбаев Интеллектуальные школы», изменение сознания учителя, инновационные подходы, профессиональный рост, современные требования, повышение квалификации, педагогическая компетентность, педагогическое мастерство, передовой педагогический опыт

Keywords: а teacher of a new formation, a command of the time, Nazarbayev Intellectual schools, a change teacher's consciousness, innovative approaches, a professional growth, modern

requirements, a professional development, a pedagogical competence,a pedagogical skill, the best pedagogical practices

ПОВЕШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В ИНФОРМАЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ацдатпа:

Бшмшц жацарту оньщ кэ^би децгешнщ кетермелеушщ педагогтан Yлкен нэтиже сурайды. Макалада бшктшкпц кетермелеушщ дэстYрлi пiшiндерi толы жаца мазмунмен болуга керекке жэне негурлым сэйкес- казiргi талаптарга м¥Fалiмге жен екенш белгшенген. Бшктшкп арттыру барлык эдю-тэсшдерш колданганда гана тиiмдi есептеуге болады. Белсендi колданыс казiргi акпараттык, элеуметлк, коммуни-катив жэне технологияныц сырттыц кершютерш, бiлiктiлiктi арттыру жYЙесiнде салмакты нэтижелерiне жету. Акпараттык технологияларды енпзушщ зары оку - тэрбие YPдiсiне окы-тушыныц куралымыныц зары болып табылады, оныц кэсiби мшездемес^ педагогикалык усталыктыц курамы.

Аннотация:

Модернизация образования требует от педагога повышения его профессионального уровня. В статье отмечено, что традиционные формы повышения квалификации должны быть наполнены новым содержанием и больше соответствовать современным требованиям к учителю. Все способы повышения квалификации можно считать эффективными только тогда, когда они нацеливают учителя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через различные формы методической деятельности. Активное применение современ- § ных информационных, социальных, коммуникативных и дру- <

гих видов технологий в системе повышения квалификации с

го

может достичь положительных результатов. Необходимость < внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс влечет за q собой необходимость формирования ИКТ- компетентности Ц преподавателей, являющейся его профессиональной характе- к

ристикой, составляющей педагогического мастерства. q

а

Annotatoin: ^

к

S

Modernization of education demands from the teacher of g

increase of its professional level. In article it is noted that traditional g:

forms of professional development have to be filled with the new 2

contents more to conform to modern requirements to the teacher. §

All ways of professional development can be considered effective g

only when they aim the teacher at creative reconsideration of the ^

contents which is realized through various forms of methodical S

activity. Active application of modern information, social, Ü

t—I

communicative and other types of technologies in system of ^ professional development can reach positive results. Need of e introduction of ICT in teaching and educational process involves 8 need of formation of ICT competence of the teachers who are its § professional characteristic, a component of pedagogical skill. e

42

< РС

С

сс

£ Р=

С

к ^

р= С а 1=

к ^

и

К |Т

С ^

О «

о

Е-

К :>

К

и ©

с

и

с ©

В своем Послании народу Казахстана Стратегия «Казахстан -2050» Президент Республики Казахстан - лидер нации Н.А. Назарбаев сказал: «Казахстан начала XXI века независим и уверен в себе. Изменения, происходящие в мире под влиянием затянувшегося глобального кризиса, нас не пугают. Теперь наша задача - сохраняя все, чего мы достигли за годы суверенитета, продолжить устойчивое развитие в XXI веке. Сильное государство занимается не политикой выживания, а политикой планирования, долгосрочного развития и экономического роста».

Задача, поставленная Главой государства перед педагогами страны, - обучение и воспитание конкурентоспособных молодых граждан Казахстана. «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией». А это возможно только при условии модернизации методик преподавания.

Как же должна идти эта модернизация? В первую очередь, необходимо изменить сознание учителя, изменить понимание его роли в классе. Учитель - это помощник, друг, помогающий ученикам, направляющий их в поиске знаний, а вовсе не энциклопедия или истина в последней инстанции.

В Стратегии «Казахстан-2050» образование признано одним из важнейших приоритетов, где особое внимание уделено формированию и повышению квалификации учительских кадров. Учительский корпус сегодня должен давать знания в духе времени, в духе ХХ1 века. Поэтому Государственная программа развития образования в Казахстане на 2011 - 2020 годы нацелена на кардинальную модернизацию данной сферы.

Стратегическим документом, определяющим цель, задачи и основные направления развития педагогического образования Республики Казахстан являетсяКонцепция непрерывного педагогического образования педагога новой формации.

В процессе реформирования системы образования прослеживаетсяряд тенденций как позитивного, так негативного характера. К наиболее существенным негативным фак-

торам и тенденциям относятся понижение социального статуса педагога, низкий престиж профессии учителя в обществе, высокая степень феминизации, старения кадров, а также недостатки в организации переподготовки педагогических кадров для работы по новым программам и курсам в условиях вариативных образовательных программ и учебников, профильного обучения.

Таблица№1. Тенденции позитивного и негативного характера

Именно образование в состоянии преодолеть негативные тенденции в развитии общества, где ключевой фигурой в этой сфере был и всегда остается педагог - компетентный специалист, социально зрелая, творческая личность. Конкурентоспособный учитель должен обладать такими качествами, как педагогическая компетентность, педагогические способности, педагогическая направленность.

Каков он, учитель новой формации? Прежде всего, это духовно развитая, творческая личность, обладающая профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением ко всему новому. Ни для кого не секрет, что требования, предъявляемые обществом к педагогу новой формации, за последние годы существенно повысились.

Знания и профессиональные навыки -ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров.

Целью повышения квалификации педагогических работников является формирование потребности в непрерывном самообразовании, совершенствование деятельности педагогов, использование достижений педагогической науки, передового педагогического опыта и новых технологий, их творческого осмысления и внедрения в образовательный процесс.

Можно представить структуру повышения квалификации педагогов виде пирамиды: самообразование, курсовая подготовка и Назарбаев интеллектуальная школа.

Структура повышения квалификации педагогов

Залог успешной карьеры педагога -

Ш

это непрерывное самосовершенствование. Рано или поздно он понимает, что для дальнейшего профессионального развития ему необходимы новые знания и всегда будет стремиться восполнить пробелы в своих познаниях, выйти на более высокий уровень и открыть новые перспективы.

Таблица№2.Требования к учителю новой формации

Хочется особо отметить роль самообразовательной работы в деятельности педагога, ведь он учится всю жизнь. Чтобы чему-то научить ребенка, учитель сам должен учиться, совершенствовать свои знания, идти в ногу со временем. Самообразование учителя - это и использование методической и научной литературы, газет, журналов, например для раскрытия своей методической темы. Это и творческий отчет учителя, и обмен опытом работы перед своими коллегами через мастер-класс, и самоанализ своей деятельности. Это и развитие взаимодействия в сети Интернет, поскольку самосовершенствование человека происходят на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Профессиональное общение также может проходить в режиме онлайн, где проходят конференции, а также мастер - классы. Создан сайт Информационно-методического отдела, в учебные учреждения постоянно направляется информация о сетевых сообществах педагогов в Интернет. Но, стоит отметить, что участие в таких сообществах еще недостаточно развито среди наших педагогов, единицы из них имеют свои блоги или странички в сети. Необходиморазвивать участие педагогов в сетевых сообществах, так как это является для них новым, инновационным видом деятельности, позволяет осваивать средства и инструменты ИКТ для совершенствования образовательного процесса и своего профессионального развития.

В условиях перехода на новую модель образования, ориентированного на результат, особую актуальность приобретает подготовка учителя по нескольким специальностям. В этой связи, вузовская и послевузовская подготовка учителя должна

предусматривать возможность получения дополнительной специальности и осуществляться только на базе высших учебных заведений.

Значимость курсов повышения квалификации трудно переоценить. Раньше для того, чтобы пройти такие курсы, работнику приходилось на некоторое время полностью отрываться от производства. Сегодня пройти курсы повышения квалификации можно дистанционно, в интернете. Достаточно просто иметь возможность выхода во всемирную сеть и желание.В системе повышения квалификации педагогов должны сочетаться очные и дистанционные формы повышения квалификации, широко применяться дистанционные образовательные технологии. Примером СДО, которое широко применяется в настоящее время, является система Moodle.

Способ организации дистанционного обучения предполагает использование компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты, телеконференций, информационных ресурсов региональных сетей и сети Интернет. Дистанционное обучение - это постоянный контакт с преподавателем: посредством видеосвязи или электронной почты всегда можно узнать ответы на любые вопросы, получить консультации. Дистанционные курсы повышения квалификации способны «подстроиться» под любого человека. Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные обучающие средства. Имеется доступ к базе учебных материалов, которые они смогут изучать в любое удобное время. Колоссальная экономия времени и средств - вот главное выгодное отличие дистанционных курсов повышения квалификации от традиционных.

Повышение квалификации педагогов предусматривает организацию курсовых мероприятий разного уровня, тренингов, семинаров по актуальным проблемам развития образования, применения современ-

< РС

С

сс

£ Р=

С

к ^

р= С а 1=

к ^

«

и к ¡т

С ^

О «

о

Е-

к

:> ^

к

и ©

с

и

с ©

А\А\

< РС

С

сс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£ Р=

С

к ^

р= С а 1=

к ^

и

К |Т

С ^

О «

о

Е-

К :>

К

и ©

с

и

с ©

ных педагогических и информационных технологий и мастер-класс, конкурсов профессионального мастерства, участие в сетевых сообществах педагогов.

Все формы работы должны быть продуктивными, так как в результате обучения создается образовательный продукт, который будет использоваться в профессиональной деятельности; ориентироваться на личный опыт слушателей; строиться с учетом требований компетентностного подхода.

Остановимся на некоторых формах повышения квалификации курсовой подготовки учителей

Таблица 3. Формы повышения квалификации педагогов

Тренинги - это активные формы работы с любыми обучающимися, в том числе и с педагогами, это форма интенсивного обучения, в ходе которого проводятся небольшие теоретические семинары, а затем практическая отработка полученной информации или навыков. Организация тренинга дает преподавателям, проходящим повышение квалификации, новые знания, увеличение мотивации, соответствие профессиональным стандартам («Приемы активизации познавательной деятельности учащихся средствами информационных технологий», «Реализация формирующего оценивания средствами информационных технологий» и др).

Следующая форма повышения квалификации - это педагогические мастерские, такая форма обучения взрослых, создающая условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. В мастерской происходит ориентация на решение проблемы. Кроме того, предоставляется творческая свобода участникам мастерской составить свою собственную программу изучения темы, выбрать уровень усвоения знаний, умений, навыков, контрольных мероприятий, а также обеспечивается диалог участников мастерской друг с другом, внутренний диалог и т.д. («Я применяю на уроке цифровые образовательные ресурсы», «Я использую дистанционные образовательные технологии в работе с

детьми»).

Эффективная форма повышения квалификации это мастер-класс, это такая форма учебного занятия, во время которой преподаватель демонстрирует в аудитории конкретные приемы и технологии обучения и обучает им слушателей (мастер-класс по использованию компьютерных тестов). Мастер-класс является отличной формой профессионального обучения педагогов в целях повышения педагогического мастерства, где создаются условия для профессионального самосовершенствования педагогов.

Повышение квалификации - это процесс углубления профессиональных знаний и навыков, успешное завершение которого дает возможность выполнять более сложные работы в пределах определенной профессии, специальности или должности.

Именно с этой целью - изменение подходов в преподавании - Центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» с 2011 года совместно с Факультетом образования Кембриджского университета разработана и внедряется Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, созданная с целью модернизации системы повышения квалификации педагогов. Интеллектуальные школы, по замыслу Президента, должны содействовать развитию интеллектуального потенциала нации. А выпускники школ призваны внести весомый вклад в повышение благосостояния и конкурентоспособности Казахстана. Обучение учителей ведется по семи модулям:- новые подходы в преподавании и обучении;

- обучение критическому мышлению;-оценивание для обучения и оценивание обучения;- использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении;- обучение талантливых и одаренных детей;- преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников;- управление и лидерство в обучении.

Для выполнения задачи, поставленной Президентом, Интеллектуальные школы разрабатывают инновационную обра-

зовательную модель, которая интегрирует лучший казахстанский и международный опыт. Именно такой подход позволит выпускникам школ успешно поступить и завершить обучение вНазарбаев Университете, в лучших казахстанских и престижных зарубежных вузах. Они будут востребованы на рынке труда, будут активно сотрудничать в социально-экономической и политической сферах, повсеместно внедрять инновации, повышая тем самым авторитет и деловую репутацию Казахстана на международной арене.

Необходимо, чтобы опыт учителей-новаторов стал достоянием всех, кто сеет разумное, доброе, вечное. Ведь авторитет мастерства, убедительной мысли, высокого результата во все времена играл огромную роль в педагогике.

Интеллектуальные школы призваны внедрять в обществе концепцию «обучения в течение всей жизни», которая, по словам Главы государства, должна стать личным кредо для каждого Казахстанца. В своем обращении к народу Казахстана в апреле 2011 года Нурсултан Назарбаев отметил, что главная задача Интеллектуальных школ заключается не только в подготовке конкурентоспособных выпускников, но и в развитии системы среднего образования Казахстана путем трансляции своего опыта, в обеспечении равного доступа к качественному среднему образованию для всех.

Интеллектуальные школы транслируют инновационные подходы к обучению, свой опыт и практику, лучший зарубежный опыт в систему среднего образования Казахстана, тем самым содействуют повышению качества предоставляемого образования и воспитания в стране. Они призваны стать экспериментальной площадкой, осуществляющей разработку, мониторинг, исследование, анализ, апробацию, внедрение и реализацию современных моделей образовательных программ по уровням: начальная школа (в том числе дошкольное воспитание и обучение), основная школа и старшая школа.

Мы должны обучить и воспитать кри-

тически мыслящих, способных самостоятельно добывать знания, учеников. Хотелось бы закончить словами В.А. Сухомлинско-го: «Страшная эта опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Эта развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником - в сфере мысли». Воспитать «труженика мысли» - главная задача современного педагога. И Центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» ведется активная работа по переподготовке учителей Казахстана в соответствии с велениями времени, в соотвествии с задачами, поставленными Президентом страны в Стратегии «Казахстан- 2050»

ЛИТЕРАТУРА

1.Послание Президента народу Казахстана Стратегия «Казахстан -2050»

2.Концепция непрерывного педагогического образования педагога новой формации.

З.Окунев А. В творчестве наша молодость! :[Мастерские - новая технология обучения: Из опыта Санкт-Петербургской группы «Новое образование»] / А. Окунев // Нач. школа : еженед. прил. к газ. «Первое сентября». - 2000. - N 32

4.Петровская Т.С. Информационно-образовательная среда: Подготовка учебных материалов : метод.указания / Т.С. Петровская, В.В. Середа ; Томский политехнический университет. - Томск : Издательство ТПУ, 2005.

5.Уваров А.Ю. Распространение инновационных учебно-методических материалов / А.Ю. Уваров, Г.М. Водопьян. - М. : Университетская книга, 2008

6.Шешерина Г.А. Обновление содержания повышения квалификации в свете модернизации образования / Г.А. Шешери-на. - Тамбов : ТОИПКРО, 2007.

< РС

С

сс

£ Р=

С

к ^

р= С а 1=

к ^

«

и к ¡т

С ^

О «

о

Е-

к

:> ^

к

и ©

с

и

с ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.