Научная статья на тему 'Особенности системы уровневого повышения квалификации'

Особенности системы уровневого повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БіЛіКТіЛіКТі АРТТЫРУ / ДЕЦГЕЙЛіК КУРСТАР / ЦүЗЫРЛЪЩТЫ АРТТЫРУ / қүЗЫ-РЛЫқ / МүГАЛіМНіЦ КәСіБИ ДАМУЫ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / УРОВНЕВЫЕ КУРСЫ / LEVELLED COURSES / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заминова И.П.

Статья раскрывает цели, задачи, особенности уров-невого повышения квалификации педагогов, роль АО ««НЦПК «Өрлеу» в модернизации системы образования республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System features tiered training

The article considers goals, tasks, features of teachers’ levelled professional development, role of JSC «NTC «Orleu» in modernization of education system in our republic.

Текст научной работы на тему «Особенности системы уровневого повышения квалификации»

Вестник «Орлеу^-kst

s

m о

л w О

u

О §

ш Es

рц

о

ш Е-

Заминова И.П.,

тренер ЦУП филиала АО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Нег1зг1 свздер: бшктшктг арттыру, децгейлгк курстар, цузырлыцты арттыру, цузы-рлыц, мугалгмнщ кэсгби дамуы.

Ключевые слова: повышение квалификации, уровневые курсы, компетентностный подход, компетенция, профессиональное развитие учителя.

Keywords: professional development, levelled courses, competence-based approach, competence, professional development of a teacher.

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УРОВНЕВОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Ацдатпа

Бершген макала «Эрлеу» АК БА¥О Республика-ньщ бшм беру жYЙесiн модернизациялауындагы релш керсетш, педагогтардьщ децгейшк бiлiктiлiгiн арттыру ерекшел^ерш, максаты мен мiндеттерiн ашады.

Аннотация

Статья раскрывает цели, задачи, особенности уров-невого повышения квалификации педагогов, роль АО ««НЦПК «Эрлеу» в модернизации системы образования республики.

Annotation

The article considers goals, tasks, features of teachers' levelled professional development, role of JSC «NTC «Orleu» in modernization of education system in our republic.

Повышение квалификации - это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации. Курсы повышения квалификации могут проходить только те, кто уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.

Повышение квалификации подразделяется на три вида:

1. Краткосрочное повышение квалификации.

Объём занятий - не менее 72 часов. Документ об

образовании - сертификат о краткосрочном повышении квалификаци.

Краткосрочное повышение квалификации - это тематическое обучение по вопросам конкретного производства. По завершении обучения слушатели должны сдать соответствующий экзамен, зачёт или защитить реферат.

2. Тематические и проблемные семинары.

Объём занятий - от 6 часов.

Документ об образовании - сертификат об участии в работе семинара. Этот вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условиях, - это тренинги, тематические и проблемные семинары по проблемам,

возникающим на уровне региона или учреждения.

3. Длительное повышение квалификации.

Объём занятий - до 500 часов.

Документ об образовании - сертификат о прохождении курсов. Цель длительного повышения квалификации - углублённое изучение актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности для обновления знаний или подготовки специалистов к выполнению новых трудовых функций(например, при введении инноваций). Такие программы рассчитаны на людей, которые имеют определённый опыт работы и испытывают недостаток практических навыков и знаний [1, с.254].

Повышение квалификации работников может проводиться по мере необходимости, желанию педагога, положению по повышению квалификации. Обучение может быть с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения, в системе повышения квалификации педагогических работников РК на время прохождения повышения квалификации педагог освобождается от работы с сохранением заработной платы.

Преобразования в системе образования Казахстана, нашедшие отражение в Законе Республики Казахстан «Об образовании», Концепции образования Республики Казахстан до 2015 г., Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг., требуют ответственного включения всей педагогической общественности нашей страны в процесс создания новой модели школы Казахстана. Базовый принцип нового содержания образования - создание в каждой школе гуманной образовательной среды, стимулирующей развитие нравственно-духовных качеств личности. Качественное изменение образования невозможно без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе, нового отношения к ученику. Поэтому важно, чтобы учитель сам понимал суть новых изменений, смысл нового качества образования и новых образовательных результатов. «На наш взгляд, переход к новой школе без соответствующей

подготовки учителей, методистов и руководителей школ был бы преждевременным, и реализовать на практике новые теоретические идеи без осмысления принципиально новых целей и задач, содержания и технологии обучения, новой формы оценивания было бы неправильным. Значит, необходимо осуществить переподготовку и повышение квалификации педагогов с учетом нового компе-тентностно-ориентированного содержания образования, новых подходов к обучению и методике преподавания» [2,с.73].

Подготовку и переподготовку педагогических кадров необходимо осуществлять по следующим направлениям:

• концептуальные основы и принципы построения содержания образования;

• обновление содержания образования в соответствии с современными запросами социально-экономического развития общества;

• здоровье - сберегающая функция образования;

• обеспечение вариативности и личностной ориентации образования;

• ориентация на реализацию компетент-ностного подхода;

• целостность и преемственность содержания образования, обеспечение внутри - и межпредметных связей;

• направленность на конечный результат через выстраивание системы учебных достижений учащихся;

• требования к условиям организации и реализации образовательного процесса.

Современное образование предъявляет 3 новые требования к кадровому ресурсу: под- ¡5 готовка педагогов к работе в рамках компе- § тентностного подхода к образованию; обеспечение педагогов здоровьесберегающими ^ технологиями; формирование готовности Щ работать в условиях существенно возросшей ^ индивидуализации образовательного процес- § са. Поэтому педагогу необходима готовность ^ к восприятию методологии и содержания нового ГОСО среднего общего образования; к ® изменению программного и методического £ обеспечения образовательного процесса; к ^ изменению целей и способов педагогической

ш

деятельности.

Обновленное содержание среднего общего образования должно основываться на компе-тентностном подходе. Включение компетент-ностного подхода в практику образования и разработка теории развития ключевых компетенций становятся все более актуальными для мировой педагогической науки и практики. В развитых странах Запада речь идет о таких задачах образования, как «формирование у учащихся компетенции, проявляющейся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в разных жизненных ситуациях. Все, что связано с компетенциями, связано с опытом и деятельностью субъекта, вне ситуации и деятельности компетенции не проявляются» [3,с.19].

Компетенция - это компетенция чья-либо, и проявляется она как совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту приспособиться к изменяющимся условиям. По сути, компетенция - это способность действовать и выживать в определенных условиях. Однако без знаний не может быть компетенции, но сами знания еще не компетенции, более того, без компетенции знания могут и не проявиться. Поэтому в современных технологиях обучения некоторых западных стран сначала ставится задача формирования определенных компетенций, затем обучение знаниям, а потом уже проверка проявления компетенций на основе знаний.

Понятие компетентности и ориентированная на компетентности теория и практика ^ обучения являются результатом длительного 5 развития образования в индустриально развитых странах Запада (1960 гг.). Появление таких форм образования позволяет будущему ^ специалисту более эффективно адаптировать-3 ся к многообразным и меняющимся требова-^ ниям рабочего места, гибко и самостоятельно § решать возникающие проблемы, создавать ^ благоприятный социальный климат в кол-н лективе, осваивать новые формы и способы ® профессиональной деятельности, т.е. быть К способным к дальнейшему обучению, по-§ вышению квалификации или даже смене н профессиональной ориентации. Эти «каче-

ства, позволяющие людям разных профессий адаптироваться к быстро меняющимся формам организации труда и запросов рынка, были названы ключевыми квалификациями» [3; с.257].

Под руководством Министерства образования и науки модернизирована система повышения квалификации педагогов, созданы ЦПМ и Национальный центр повышения квалификации «Эрлеу», который объединяет 17 филиалов во всех регионах РК и осуществляет системное повышение квалификации педагогических кадров, обеспечивающее профессиональный рост педагога и высокое качество образования в соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы и Стратегией развития Национального центра.

Масштабность и значение модернизации системы повышения квалификации работников системы образования страны трудно переоценить. Прежде всего потому, что новая система повышения квалификации охватывает теперь все уровни образования: дошкольное, школьное, высшее, профессиональное и техническое, причем совершенно новым направлением является новая система повышения квалификации преподавателей вузов в соответствии с мировыми стандартами.

Основной целью системы повышения квалификации является развитие профессиональной компетенции педагога, способного не только применять новые педагогические знания и технологии, но и разрабатывать их, вносить рефлексивные изменения в собственную профессиональную деятельность в контексте проводимых реформ и современных тенденций. Решение поставленных задач возможно прежде всего через обновление содержания, на основе новой концепции развития. Поэтому, по поручению Министерства в АО «НЦПК «Эрлеу» проводится широкомасштабная работа по разработке многовекторных модульных программ, учебно-методических пособий, цифровых образовательных ресурсов повышения квалификации, соответствующих мировым тенденциям и задачам реформирования системы. Все образователь-

ные программы АО НЦПК «Эрлеу» и ЦПМ направлены на развитие концептуальных знаний учителя и преподавателя вуза, помогающих ему сформировать умение строить свою работу так, чтобы ученики и студенты - будущие учителя обучались на основе интеграции обучения действия, теории и практики, активной самостоятельной работы учащихся, чтобы внимание учителя было всегда сконцентрировано на формировании их функциональной грамотности.

Для повышения качества и усиления инновационного потенциала, а также мобильности применения образовательных программ, использован модульный подход обновления. Все модули строятся на основе применения активных форм обучения (тренинги, проектная работа слушателей и т.д.), увеличено количество учебного времени на вариативную часть учебного плана (с 8 до 15%).

С целью повышения эффективности 3-х месячных курсов по поручению Министерства во всех филиалах «Эрлеу» были созданы Центры уровневых программ. Тренеры центров уровневых программ не только проводят качественные курсовые мероприятия, но и оказывают активную помощь сертифицированным учителям по внедрению полученных знаний в практику, проводят системную работу по оказанию методических услуг опорным школам, региональному сообществу учителей нового формата. Осуществляют совместно с Центром педагогических измерений мониторинг эффективности курсов и по результатам проводят необходимую коррекционную работу.

Национальный центр повышения квалификации «Эрлеу» вместе с АОО «НИШ» начали трансляцию опыта Назарбаев интеллектуальные школы на все школы страны. Для повышения эффективности процесса трансляции опыта НИШ в массовую школу, по поручению министерства, основные концептуальные идеи трехмесячных курсов были внедрены в обновленное содержание краткосрочных курсов повышения квалификации для всех категорий слушателей. Важность данного вопроса заключается в том, что краткосрочными курсами ежегодно охватывается 20% от всего

количества учителей страны.

Повышение качества образования в результате модернизации системы повышения квалификации отслеживается путем анализа и мониторинга эффективности курсов повышения квалификации, которые осуществляют отделы аналитики и мониторинга во всех филиалах Национального центра «Эрлеу» и ЦПМ. Впервые в истории системы повышения квалификации разработаны диагностический инструментарий и технологии проведения мониторинговых исследований, получена объективная информация о состоянии системы повышения квалификациии, изменениях в профессиональной деятельности педагогов в послекурсовой период, удовлетворенности педагогов республики качеством курсовой подготовки, достижениях и проблемах, требующих решения. Как показывают результаты исследований, внедрение концептуальных идей уровневых программ, в целом, по республике принято положительно.

Учреждения в системе повышения квалификации призваны совершенствовать профессиональную компетентность и мастерство педагогов, где осуществляется реализация концепции непрерывного многоуровневого повышения квалификации учителей с целью добиться высокого уровня профессиональной, в том числе и методической, компетентности и профессионализма. Современная система повышения квалификации позволяет осуществлять непрерывное профессиональное развитие учителя.

ЛИТЕРАТУРА |

1. Учитель и ученик: возможность диало- м га и понимания / Под ред. Л.И. Семеновой. — ^ М.: «БонФИ», 2002. — 408 с. §

2. Диагностика успешности учителя: Сб. ^ метод. мат. для руководителей школ / Сост. Т.В. Морозова - М.: Образоват. Центр «Педа- § гогический поиск», 1997. - 94 с. ¡^

3. Резникова О.А. Оценка профессио- ^ нальной компетентности учителя в постанов- К ке учебных задач: дисс ... канд. психологиче- К ских наук :- М., 2006.- 283 с. §

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.