Научная статья на тему 'Новый формат системы повышения квалификации педагогов РК: сущность и перспективы'

Новый формат системы повышения квалификации педагогов РК: сущность и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый формат системы повышения квалификации педагогов РК: сущность и перспективы»

7

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Этот номер журнала редакционный совет решил посвятить международной научно-практической конференции «Повышение квалификации педагогических работников: состояние, опыт, перспективы», которая прошла в г. Костанае.

Научные, методические статьи, содержащие инновационный опыт, прислали учёные и практики из России, Беларуси, Украины, что подтверждает интерес к проблеме во многих государствах.

Особую активность проявили в обсуждении проблемы конференции педагоги нашей страны, что естественно в условиях реализации новой модели повышения квалификации и воспитания нового поколения, которому предстоит решать задачи Плана нации - 100 шагов по реализации пяти конституциональных реформ Н.А. Назарбаева.

Редакционный совет уверен, что публикация статей участников международной научно-практической конференции, их инновационный опыт найдёт продолжение у педагогов и послужит дальнейшему повышению качества человеческого капитала нашей страны.

СЛЕСАРЬ М.В., главный редактор, кандидат педагогических наук, директор филиала АО «НЦПК «»Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

«НОВЫЙ ФОРМАТ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ РК: СУЩНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

К^рметт! эрттестер!

«Эрлеу» БА¥О» А^ уйымдастыруымен етш жаткан «Педагогикалык кызметкерлердщ бшктшгш арттыру: жагдайы, тэжiрибесi, ке-лешеп» атты халыкаралык гылыми-практика-лык конференция жумысына кош келдщздер!

Осындай аса мацызды халыкаралык гылы-ми-практикалык конференцияныц улы агар-тушылар - Ыбрай Алтынсарин, Ахмет Бай-турсынов, Спандиар Кебеев секiлдi отандык педагогика гылымыныц негiздерiн калаушы-лардыц туган жерi касиетп ^останай елкесш-де етш жатканыныц езiндiк мэнi бар.

Елбасымыз Н.Э. Назарбаев атап айткан-дай казiргi кезде бiлiктiлiктi арттырудыц жаца форматын жасау аркылы педагогтердi дайын-дау сапасын арттыру - мацызды мшдет болып табылады.

«Эрлеу» бшктшкп арттыру улттык орта-лыгы» элемдш жэне отандык педагогикалык тэжiрибешц жетiстiктерi негiзiнде педагогикалык кадрлардыц бшктшгш жYЙелi тYPде арт-тыруды жYзеге асыруда.

АХМЕТОВА Г.К., доктор педагогических наук, Председатель Правления АО «НЦПК «Эрлеу»

Уважаемые коллеги!

Качество и эффективность любой системы образования, в конечном счете, зависит от работы учителей, поэтому важен уровень подготовки учителей и их роль в обществе. Высокое качество образовательных услуг может быть достигнуто только при наличии педагогов, постоянно совершенствующих свое мастерство, мобильно реагирующих на изменения, происходящие в образовательном пространстве. Поэтому совершенно справедливо в нашей республике главный акцент сделан на учителя и процессы модернизации системы повышения квалификации (далее - СПК), способствующие качественным изменениям в педагогическом мышлении учителей, интенсивному развитию их творческих способностей, повышению профессионализма.

В этой связи создание АО «Национальный центр повышения квалификации «Эрлеу» -объективное следствие дальновидной, мудрой политики Главы государства Н. Назарбаева о повышении качества образования, закреплен-

ное Постановлением Правительства РК.

Создание АО «НЦПК «Эрлеу» позволило устранить проблемы традиционной системы и вывести на новый рубеж качество повышения квалификации педагогов от дошкольного до высшего образования.

Учитывая анализ опыта передовых зарубежных стран, концептуальной основой новой модели повышения квалификации педагогических работников является парадигма, принятая международным образовательным сообществом - «обучение на протяжении всей жизни», которая ориентирует педагогов на самосовершенствование и профессиональную самореализацию, повышение качества и эффективности педагогического труда, на создание паритетного участия учителя и ученика в осуществлении совместной деятельности. Бул Елбасымыздьщ: «^з «eмiр бойына же-тетш бшм алу» моделшен «eмiр бойы бiлiм алып ету» моделiне кeшуiмiз кажет», - деген тапсырмасына сэйкес келедi.

Созданы оптимальные условия для непрерывного образования педагогов.

Проводятся курсы:

- по уровневым программам АОО «НИШ» и Кембриджского Университета, и с сентября планируется проведение курсов «Самопознания» по уровневым программам Национального научно- практического центра «Бобек»;

- краткосрочные курсы для руководящих и педагогических работников системы образования по приоритетным направлениям развития образования, в том числе по развитию функциональной грамотности в рамках международных исследований PISA;

- курсы для преподавателей педагогических специальностей вузов с организацией обучения за рубежом.

Подчеркивая справедливость слов великого педагога В. Сухомлинского о том, что «Учитель до тех пор учитель, пока он учится сам», актуальным для нас является вопрос: чему и как учить учителей школ в стенах институтов повышения квалификации.

В настоящее время общество нуждается в человеке не столько владеющим теоретическими знаниями, как в человеке, «подготовленном к жизнедеятельности», т.е. способного активно и творчески мыслить и действовать,

саморазвиваться, интеллектуально, нравственно и физически самосовершенствоваться. То есть речь идет о вовлечении ученика в процесс системной и разноплановой работы в школе. Поэтому учитель должен обладать умениями обучения учащихся рефлексии, анализу и критическому пересмотру того, что и как они изучают, а также методам самостоятельного добывания знаний как в процессе занятий, так и вне.

Таким образом, ориентированность новой образовательной парадигмы на формирование ключевых компетенций, смещение акцента со знаниецентричного на компетентностный подход потребовало кардинально изменить формат проведения курсов повышения квалификации. Прежде всего, осуществить обновление всех компонентов системы повышения квалификации (цели, задачи, формы, методы, средства), а также четкое следование принципу ориентации на конечный результат и объективной его оценки.

Национальным центром проведено системное обновление учебных программ краткосрочных курсов повышения квалификации в соответствии с приоритетными направлениями развития образования. Программы разрабатываются на модульной основе, выделены инвариантная и вариативная части.

Вариативная часть программы позволяет вносить изменения в содержание курсов с учетом региональных особенностей, образовательных потребностей педагога и проводить обучение с любого уровня профессиональной компетентности слушателя. Разработанные программы делятся на общие, повышенного уровня, продвинутые (исследовательские), с приоритетом практическому блоку обучения слушателей.

Впервые в истории системы повышения квалификации РК для методического сопровождения образовательного процесса разрабатываются учебно-методические комплексы, в состав которых входят обновленное содержание курсов и контрольно-измерительные материалы - тесты, задания для самостоятельной работы, темы проектов и др.

Таким образом, новая система повышения квалификации фокусирует внимание учителя на личность ученика, способного к размышлению, анализу и критическому осмыслению

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Вестник «< своего багажа знаний в рамках опыта взаимодействия с окружающим миром.

Поэтому в настоящее время, как в мировой, так и в отечественной практике, особый смысл принимают консультативные, методические, поддерживающие функции учителя, а также применение активных стратегий обучения на курсах, во главу которых ставится деятельность слушателей в осуществлении анализа собственных действий. Активно применяются стратегии: «Исследование в действии» (Action research), «Исследование урока» (Lesson Study) - учителя занимаются исследованием своей практики, учатся выявлять проблемы в конкретном классе, что позволяет совершенствовать их педагогическое мастерство. Совершенно новым в образовательном процессе курсов является применение подходов критериального оценивания учебных достижений учащихся, в которых акценты поставлены на составление учителями дескрипторов для оценивания знаний учащихся.

Следующим направлением в инновационной деятельности системы повышения квалификации является Трехъязычие - это объективный ответ на сложившуюся геополитическую ситуацию, которая свойственна Казахстану. Наш Президент ставит задачу, чтобы молодежь знала три языка: казахский, русский и английский. Вновь созданная система повышения квалификации мобильно отреагировала на данные изменения в образовании. Есть опыт подготовки учителей для ведения предмета на двух языках (язык обучения и английский). В АО «НЦПК «Эрлеу» при содействии ОБСЕ внедряется методика «CLIL» интегрированного обучения языка и предмета. Ведется обучение преподавателей педагогических специальностей высших учебных заведений страны в заграничных вузах-партнерах «Эрлеу» для подготовки будуших учителей преподаванию своего предмета на английском языке.

Одним из путей модернизации системы повышения квалификации является проведение наряду с краткосрочными курсами трехмесячных курсов по уровневым программам. Для эффективной реализации идей уровневых программ в 2013 году во всех филиалах созданы Центры уровневых программ, в которых сегодня работают 238 тренеров, имеющих

международный сертификат Университета Кембридж и сертификат ЦПМ АОО «НИШ».

Особенностью содержания данной программы является сочетание занятий в институте повышения квалификации с практической работой в школе, направленных на внедрение в учебный процесс инновационных подходов, синтезирующих в себе опыт мирового образования. Учителя знакомятся с научно-исследовательским подходом к практике преподавания, с передовыми теориями и опытом зарубежных коллег, рассматривают стратегии и приемы оценивания учащихся, обучения критическому мышлению.

В 2012 году из числа учителей, обученных в филиалах «врлеу», сертифицировано 6540 (99%), в 2013 году - сертифицировано 9803 педагога (99%), в 2014 году - сертифицировано 11239 (98,5%) учителей, что свидетельствует о высоком качестве обучения филиалами по уровневым программам.

Важным фактором мотивации учителей во внедрении новой философии образования в практику является существенная надбавка к должностному окладу по результатам сертификации. Впервые государством сделан беспрецедентный шаг, который связывает повышение квалификации учителя с повышением его заработанной платы. Думаю, что вложенные государством средства на повышение квалификации педагогов будут обязательно продуктивными.

Для выполнения целевых индикаторов Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 гг. по достижению школьниками высоких результатов в международных сравнительных исследованиях PISA, в 2014 году впервые тренерским составом (90 человек), прошедшим обучение по программе образовательной компании Pearson Education, проведены курсы повышения квалификации по развитию функциональной грамотности учащихся.

Всего прошли обучение по данной проблеме 14892 учителя. Первые результаты уже видны, так как предворительные итоги международного исследования учебных достижений учащихся PISA - 2015 показали значительное улучшение результатов по сравнению с 2012 годом.

Совершенствуется с учетом лучшего ми-

и

рового опыта и учебный процесс повышения квалификации работников ТиПО.

Обновляются содержание учебных программ, методы и формы курсов повышения квалификации педагогов с учетом требований дуальной системы обучения. Национальным центром подписан Меморандум о сотрудничестве с Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен» и ее региональными филиалами, который позволяет проводить курсы на производственной базе конкретной отрасли производства или базе кластерного колледжа.

Благодаря пятистороннему соглашению, подписанному АО «НЦПК «Эрлеу» с Региональной палатой предпринимателей в областях, начальниками обл/гор УО, Ассоциацией работодателей, директорами колледжей, совместно разрабатываются учебные программы и учебно-тематические планы повышения квалификации курсов нового формата. В них 70% курсовой подготовки отведено практико-ори-ентированной подготовке, где занятия ведут специалисты данной отрасли производства.

С созданием АО «НЦПК «Эрлеу» впервые функционирует новое направление в деятельности СПК - повышение квалификации профессорско-преподавательского состава педагогических специальностей вузов.

Формат курсовой подготовки - это сочетание дистанционного обучения для изучения теоретического материала, тестирования в режиме он-лайн и очных интенсивных тренингов в Республиканском институте повышения квалификации системы образования или в зарубежных вузах-партнёрах. По данной программе прошли повышение квалификации 2900 преподавателей, в т.ч. за рубежом обучились 544 слушателей, которым по завершении обучения выданы два сертификата: «Эрлеу» и зарубежного вуза.

Отметим, что в СПК сформировано 10 групп педагогов вузов, прошедших стажировку в зарубежных университетах на английском языке.

Филиалами АО «НЦПК «Эрлеу» осуществляется посткурсовая поддержка учителей, окончивших уровневые и краткосрочные курсы: наблюдение уроков, проведение мастер-классов, обучающих семинаров, форумов и конференций учителей, консультаций.

Создано профессиональное сетевое сооб-

щество педагогов республики в АО «НЦПК «Эрлеу» и филиалах, способствующее обмену опытом работы, обсуждению актуальных вопросов обучения на дискуссионных площадках.

В деятельности АО «НЦПК «Эрлеу» по профессиональному развитию педагогов большое внимание уделяется интеграции содержания аудиторных занятий с межкурсовыми мероприятиями посредством проведения: международных конференций, семинаров, онлайн семинаров, конкурсов профессионального мастерства.

Так, для повышения статуса педагога, мотивации к профессиональной самореализации, выявления и распространения профессионально-значимого опыта педагогов проводятся конкурсы в системе АО «НЦПК «Эрлеу» -«Лучший методист года» и «Лучший психолог года», а также Республиканские педагогические чтения.

Мы понимаем, что модернизация системы повышения квалификации не возможна без изучения и внедрения международного опыта. С этой целью 311 сотрудников АО «НЦПК «Эрлеу» прошли обучение за рубежом по актуальным направлениям развития системы образования и СПК педагогов во Франции, в Южной Корее, Австралии, Сингапуре, Великобритании, России.

С созданием Национального центра повышения квалификации «Эрлеу» впервые внедрена система мониторинга качества курсовой подготовки и обратной связи с педагогами в межкурсовой период. Результаты мониторинговых исследований позволяют оценить качество организации курсов, содержания учебных модулей программ, уровень компетентности профессорско-преподавательского состава, способствуют выявлению профессиональных затруднений педагогов для оказания действенной практической помощи, а также определению форм дальнейшего сотрудничества с филиалами в межкурсовой период. По результатам мониторинговых исследований ежеквартально определяются рейтинг курсов, ППС, кафедр, ресурсного обеспечения курсов, рейтинг филиала, что позволяет создать конкурентную среду в системе повышения квалификации педагогов.

Так, анализ результатов мониторинговых исследований деятельности сертифицирован-

m

ных учителей до и после обучения на курсах по уровневым программам показал, что у учащихся повысилась мотивация к обучению, наблюдается возросшая активность учительства к исследованию своей деятельности.

Уважаемые коллеги!

Резюмируя вышесказанное, отмечаем:

- модернизация, проводимая в системе повышения квалификации педагогов республики, способствует эффективному функционированию новой модели, в которой кардинально изменены все компоненты системы повышения квалификации: цели, задачи, формы, средства, а также соблюдается четкое следование принципу ориентации на конечный результат и объективной его оценки;

- новая модель повышения квалификации педагогов позволяет АО «НЦПК «Эрлеу» выполнять государственное задание по повышению квалификации педагогических работников от дошкольного до вузовского уровня в полном объеме;

- проводятся мониторинговые исследования качества курсовой подготовки и посткурсовой деятельности сертифицированных педагогов;

- коллективом АО «НЦПК «Эрлеу» решен ряд серьезных проблем ресурсного и материально-технического обеспечения филиалов. Значительно пополнен библиотеч-

ный фонд всех филиалов АО «НЦПК «Эрлеу» современной научно-педагогической, методической, справочной литературой и учебниками для организаций образования, в том числе и на электронных носителях, что позволяет полноценно осуществлять деятельность филиалов в текущий период и определять перспективы его развития;

- создана информационная республиканская база данных повышения квалификации работников образования, функционируют сетевые сообщества педагогов.

Уважаемые коллеги, проводимая нами конференция - это дискуссионное пространство для обмена опытом и образовательными проектами, обсуждение состояния и перспектив развития системы повышения квалификации. Сегодня мы имеем возможность познакомиться с опытом зарубежных коллег, обсудить пути решения имеющихся проблем.

Считаем, что данная конференция является значимым событием в жизни педагогического сообщества республики.

Уверена, что ее результаты будут полезны всем участникам, а предложенные рекомендации найдут свое применение в практической деятельности.

Желаю всем интересных дискуссий, плодотворной творческой работы, конструктивного диалога и эффективного взаимодействия!

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КООПЕРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

АУБАКИРОВ А.С.,

старший преподаватель кафедры инновационных технологий и методики преподавания естественнонаучных (гуманитарных) дисциплин. Филиал АО «НЦПК «Эрлеу» ИПК ПР по Акмолинской области, г. Кокшетау

В последние несколько лет среди учителей страны и в системе повышения квалификации проявляется огромный интерес к формам и методам группового обучения. В частности такие методы широко используются тренерами уровневых курсов и учителями, прошедшими данные курсы. Хотя многие подразумевают под групповыми формами так называемые коллаборативное или коопера-

тивное обучение. Они не всегда являются таковыми. Не все то золото, что блестит, и не все групповые усилия кооперативны. Простое распределение обучающихся по группам и указание работать вместе не выльется в совместные усилия. Для этого, по мнению американских педагогов, во-первых, большая часть классных и внеклассных занятий по предмету должна проводиться в малых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.